Что такое групповые нормы: определение, требование, классификация и особенности

Социальные процессы в современной России ( 10 класс)

В ходе развития демократических и рыночных реформ со­циальная стратификация российского общества претерпела значительную трансформацию.Во-первых, коренным образом изменился сам характер стратификационной системы. Если в советском обществе преобладали черты этатократической системы, построенной на властных иерархиях и формальных рангах, то в современ­ном российском обществе формирование стратификационной системы происходит на экономической основе, когда главны­ми критериями становятся уровень доходов, владение собс­твенностью и возможность осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность.Во-вторых, сложился довольно многочисленный пред­принимательский слой, высшие представители которого не только составляют существенную часть высшего хозяйствен­но-экономического класса, но и в ряде случаев входят в поли­тическую элиту страны. Переход к рыночной экономике поро­дил качественно новые статусные группы, обладающие эконо­мической свободой и претендующие на самые высокие места в системе общественной иерархии.В-третьих, в ходе реформ появились новые престижные виды деятельности у что заметно изменило социально-про­фессиональную стратификационную систему. Так, резко возрос престиж предпринимательской, коммерческой, фи­нансово-банковской, управленческой, юридической и некото­рых других видов деятельности (реклама, маркетинг, опера­ции с недвижимостью и т. д.).

Молодежь в современном обществе ( 11 класс)

Осознание юности как особого этапа в жизни человека, а молодежи как отдельной социальной группы произошло по историческим меркам сравнительно недавно. В традиционном обществе человек прямо из детства вступал в зрелый возраст, без каких бы то ни было промежуточных стадий. Существовали специальные обряды посвящения во взрослое состояние.Примерно столетие назад началось научное изучение проблем молодых. Первоначально преобладал биологический, физиологический подход. Главную причину изменений личности в юношеском возрасте связывали с половым созреванием человека

Постепенно все большее внимание стало уделяться роли социальных факторов: воздействию окружающей культурной среды, характеру воспитания в семье и школе, влиянию друзей. Именно социальное становление, освоение основных социальных ролей стали рассматривать как главный вектор развития личности в юношеском возрасте.Обычно на пути взросления выделяют два этапа: подростковый период и юность

Однако возрастные рамки каждого из этапов довольно расплывчаты. В современной отечественной психологии подростковым чаще всего считается возраст 11–15 лет, а ранним юношеским – 16–18 лет, однако в ряде случаев верхним пределом выступает 20-летний возраст. Из западной психологии к нам пришел термин «тинейджер», охватывающий молодых людей от 13 до 19 лет, т. е. в возрасте, обозначаемом числительными, заканчивающимися на «teen» (thirteen–nineteen).

Признаки группы как психологической категории

Основными признаками группы как психологической общности выступают следующие:

  • наличие интегральных психологических характеристик, включающих психологическую атмосферу, климат, групповые интересы, групповые нормы, групповые установки, которые формулируются в процессе группового развития, общественное мнение, социальный контроль;
  • свойства группы, обеспечивающие ее единство. В структуре группы выделяется композиция, групповые нормы, групповые санкции, групповые процессы, социальный контроль.

Определение 2

Под композицией понимают совокупность групповых свойств, основных качеств ее целостности. К данным признакам относят численность группы, ее половой, возрастной состав, национальная или социальная принадлежность членов группы.

Нужен совет преподавателя по схожей теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Определение 3

Под групповыми процессами в современно научной литературе понимают меняющиеся, динамические показали, характеризующие развитие группы. В рамках коллектива выделяют психологические и организационные процессы сплочения, развития группы;

  • способность членов группы к реализации согласованных действий – основной признак, обеспечивающий единство коллектива. Степень сплоченности группы во многом обусловлена уровнем развития навыков согласованности действий, развития группы, социальной ситуации, руководителя, лидера коллектива;
  • осознание членами группы своей принадлежности к коллективу;
  • система взаимоотношений между членами группы.

Социальный контроль

Групповые ценности и нормы нивелируются, если отсутствует контроль со стороны общества. Пока человек соблюдает правила и нормы, он как будто не существует для остальных. Представьте, идут мимо вас сотни людей. Если никто не надел экстравагантную, вызывающую одежду, то, скорее всего, все они останутся для вас незамеченными. Но что будет, если идет по дороге мама с ребенком и нецензурными словами кричит на малыша? Скорее всего, вы, как и многие другие, отреагируете на это. А вы ни разу не слышали такие слова от прохожих, которые обращаются к своим детям: «Сейчас придем домой, я тебе покажу!». Это как раз пример общественного сдерживания.

Данный пример характеризует социальный контроль. Мама нарушила правила обращения с ребенком в обществе. Реакция социума мгновенная. Кто-то даже вызовет полицию и органы опеки. Возможно, мама уже на учете у них и ее могут лишить родительских прав.

А что было в Древней Спарте? Любого юношу и малолетнего ребенка имел право ударить любой взрослый член полиса. А старики, побывавшие в боях, делали это всегда. Это другой пример социального воспитания.

Примеры

Группа (социум) может предъявлять следующие требования к личности:

  • Соразмерное соответствие характера реакций внешним раздражителям и значению жизненных событий. Представьте человека, который начинает плакать от страха при виде приближающего поезда.
  • Способность к быстрой адаптации в новых коллективах. Некоторые дети при смене коллектива замыкаются в себе. Они ни с кем не разговаривают, не заводят друзей и т. д. Это говорит об отклонениях в психическом развитии.
  • Способность к самоуправлению, планированию жизненных целей и задач. В противном случае человека «выкидывает» за грань общества, он становится бездомным или люмпеном.
  • Критический подход к обстоятельствам, чувство ответственности за происходящее. Слышали ли вы такую фразу: «Этот человек безответственный, бросил семью, детей, много пьет, курит, употребляет наркотические вещества и т. д.». Этот пример попадает под данную категорию.

Понятие и признаки нормы права

Норма права выступает разновидностью социальных норм, первичным элементом механизма правового регулирования. К основным формально-юридическим признакам нормы права относятся: непосредственная связь норм права с государством, выражение государственной воли, строгая формальная определенность, многократность или длительность действия правовых норм, охрана их государством. Нормам права присущи все общие характеристики социальных норм, но они также обладают специфическими свойствами. В переводе с латинского «норма» означает правило, предписание, образец. Непосредственным содержанием нормы является заключенная в ней информация о должном поведении, норма права выступает коммуникативным средством передачи информации о вариантах допустимого и разрешаемого поведения. В своей основе норма права является микромоделью механизма правового регулирования.

Норма права – это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством, направленное на урегулирование общественных отношений. Норма права выступает в качестве образца возможного или должного поведения и является мерой свободы и ответственности формально равных субъектов общественных отношений, она обеспечивается и охраняется принудительной силой государственной власти.

Норма права имеет следующие признаки:

  1. общеобязательность (властное предписание компетентных органов государства о вариантах возможного и должного поведения);
  2. формальная определенность (фиксация и закрепление норм в юридических документах – законах и подзаконных актах в виде конкретных предписаний, что обеспечивает их правильное применение и реализацию);
  3. государственно-властный характер (предписание, закрепленное нормой права, исходит от государства и охраняет государственно-значимые интересы, обеспечивается мерами государственного воздействия – стимулированием и принуждением);
  4. предоставительно-обязывающий характер (норма права – двустороннее правило поведения, одним субъектам она предоставляет права, на других возлагает обязанности);
  5. микросистемность (норма права – системное правило поведения, каждая норма права обладает специфической микросистемой, состоящей из таких взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция. Кроме того, она выступает в единстве с другими нормами как элемент системы права).

Нормы права носят предоставительно-обязывающий характер: норма права не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, так как нельзя реализовать право без обязанности и обязанность без права. Предоставительно-обязывающий характер четко проявляется прежде всего в регулятивных нормах (гражданских, семейно-брачных, трудовых), где фиксируются права и обязанности субъектов права. В охранительных нормах (уголовных, административных, уголовно-исполнительных) выражен прежде всего их обязывающий характер. В декларативных и дефинитивных нормах предоставительно-обязывающий характер мало выражен, так как данные нормы не являются конкретными правилами поведения. Предоставительно-обязывающий характер правовой нормы может предполагать закрепление прав и обязанностей в различных статьях нормативно-правового акта или ссылкой на другие акты (отсылочные нормы). Кроме того, в статье закона могут указываться только права или только обязанности, а предоставительно-обязывающий характер правовых норм, таким образом, вытекает из их содержания или из отсылки на другую статью того же или другого нормативно-правового акта. В этом проявляется единство прав и обязанностей.

Для чего нужны групповые нормы?

Каждая групповая норма проходит через испытание временем и не изменяется под влиянием новой ситуации. Те образцы поведения, которые закрепляются, приносят общине следующие привилегии.

  1. Укрепляют коллектив, обеспечивают его сплочение и единство усилий.
  2. Снижают количества межличностных конфликтов и дискомфорта, вызванного непониманием окружающих.
  3. Повышают предсказуемость поступков участников группы и облегчает прогнозирование группового поведения.
  4. Увеличивает защитные способности сообществ и их выживание.

Немаловажным также стало то, что благодаря четкому формированию, групповая норма позволяет индивиду самостоятельно оценивать свои и чужие поступки, сравнивать их и делать выводы о правильности поведения.

Виды санкций

Мы подробно объяснили про групповые нормы, что это такое. Какие санкции предусмотрены за их нарушения? Постараемся разобраться. В зависимости от того, какую норму человек нарушил, зависит суровость наказания. Но независимо от этого, все они подразумеваются на:

  • негативные формальные;
  • негативные неформальные.

Отличие их в том, что одни (формальные) применяются по определенным правилам. Неформальные санкции носят эмоциональный характер. Они нигде не закреплены, не записаны. Например, как можно осудить человека за аморальный поступок по определенным правилам? Это происходит спонтанно, на эмоциях.

Формальные санкции – закреплены в определенных правилах, законах, уставах. Они применяются по определенным процедурам.

Примерами подобных санкций будут:

  • решения судов;
  • штрафы;
  • выговоры на работе;
  • лишение премии и т. д.

Но не всегда санкция синоним «наказание». Существуют и позитивные. Их цель – поощрить человека за образцовое правило поведение. Они также подразделяются на формальные и неформальные. В качестве примера перечислим некоторые из них:

  • одобрение коллег;
  • премия к заработной плате;
  • дополнительный отпуск;
  • награды, медали, кубки;
  • почетное звание и т. д.

Развитие норм в обществе

Развитие норм происходит постепенно, по мере того, как участники определенной группы осознают поведение, способствующее эффективному функционированию группы. Кризисные события, происходящие в группе, способны на какой-то период прервать этот процесс, но, даже если кризис внесет значительные изменения в состав и работу группы, формирование норм продолжится.

Ученый из Америки Роббинс отметил, что развитие большей части норм происходит в одном или нескольких из четырех направлений:

  1. Категорические утверждения, которые высказываются участником группы (часто руководителем или влиятельным членом). Групповой лидер вправе, например, запретить личные разговоры в рабочее время или установить перерывы для кофе не более 10 минут.
  2. Кризисные события в истории группы, устанавливающие важные прецеденты. (например, посторонний человек, стоявший очень близко к работающей в цехе машине, был ранен и, для избежания подобных случаев, участники рабочей группы напоминают новому оператору, чтобы он следил за этим).
  3. Первенство в виде самой первой модели поведения, которая возникает в группе. Именно она часто формирует групповые представления будущего (например, дружные студенческие группы бронируют места друг около друга в первый учебный день, они недовольны, когда новички занимают «их» места в ходе дальнейших занятий).
  4. Модели поведения из ситуаций в прошлом, когда участники группы привносят собственные представления из других групп, членами которых они были раньше. Это объясняет причину, по которой рабочие группы предпочитают набор новых сотрудников из тех, кто работал в похожих условиях и имеет похожий опыт. Это увеличивает вероятность совпадения привносимых новичками представлений с представлениями, уже усвоенными группой.

Тем не менее, группа не устанавливает и не проводит в жизнь нормы для каждого возможного случая

Норма, проводимая группой в жизнь, должна иметь важность для нее. Важность нормы Роббинс определил несколькими факторами:

  • Способствование последующему существованию группы. Группы не любят терпеть неудачи, стараясь внедрять нормы, которые увеличивают их шансы на успех. Это значит, что они всегда защищаются от вмешательства других групп или индивидов.
  • Рост возможности предсказания поведения участников группы. Нормы, способные увеличить предсказуемость, дают возможность участникам предвидеть действия друг друга, подготавливая подходящие ответные действия.
  • Уменьшение количества межличностных проблем у участников группы. Нормы могут стать важными при условии обеспечении удовлетворения сотрудников и предотвращении межличностного дискомфорта.
  • Выражение главных ценностей группы, определение того, что отражает ее идентичность. Подобные нормы способны укрепить и поддержать целостность группы.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Понятие и общая характеристика групповых конфликтов

Определение 1 Групповые конфликты – это разновидность конфликтов, складывающихся в обществе или трудовом коллективе, одной из сторон которых всегда выступает малая социальная группа.

Проводя общую характеристику групповых конфликтов отметим, что они в наибольшей степени характерны для трудовых коллективов и крупных организаций. При этом можно говорить о том, что они менее распространены в сравнении с межличностными конфликтами, однако приводят к более серьезным негативным последствиям, поскольку конфликтное противоборство в таких случаях возникает в результате одновременного столкновения множества различных мотивов, интересов и потребностей, а также групповых мнений.

Помощь со студенческой работой на тему Групповые конфликты: понятие и классификация

Курсовая работа 460 ₽ Реферат 220 ₽ Контрольная работа 190 ₽

Получи выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Групповым конфликтам свойственен ряд особенностей, так:

  1. Необходимо понимать и учитывать специфику группового конфликта в части особенностей содержания некоторых структурных элементом соответствующего конфликта – особый характер процесса формирования образа конфликтной ситуации, поскольку в данном случае он формируется не исходя из индивидуальных, а исходя из групповых взглядов, мнений, оценок; высокая степень значимости групповой атрибуции, в связи с которой в состоянии группового конфликта, все, что оказывается связанным с одной противоборствующей группой, автоматически оценивается негативно представителями другой.
  2. Групповым конфликтам присущи особый формы формирования и активного протекания, включая собрания, забастовки, дискуссии, митинги, и т.д.;
  3. Групповым конфликтом признается также конфликт между личностью и группой, соответственно, в ситуации управления таким конфликтам необходимо одновременно воздействовать как на мотивы и интересы стороны конфликта, представленной одним индивидом, так и на групповые мотивы противоборствующей стороны;

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Особенности групповых норм

В любой группе вырабатываются и устанавливаются определенные, чаще всего неписаные, нормы поведения. Понятие «норма поведений» включает допустимые стандарты поведения, которые принимаются всеми членами группы не противоречат нормам общества. Например, нормально функционирующая группа крайне редко может проявлять со стороны своих участников прилюдную критику руководителя, что обусловлено не трусостью подчиненных или страхом мести со стороны начальника. Просто таким образом не принято поступать.

Групповые нормы диктуют должное и недопустимое поведение ее членов в определенных обстоятельствах. С точки зрения личности они формируют требования к ней в конкретных ситуациях. Когда нормы принимает группа, они начинают работать как средства влияния на поведение участников с минимальным внешним контролем. Для разных групп, объединений и сообществ характерны свои нормы, являющиеся их неотъемлемой частью.

Официальные, деловые нормы формулирует чаще руководств организации, определяя правила и процедуры, которые требуются к исполнению от сотрудников. Забегая вперед, отметим, что главенство норм в организациях не всегда может соответствовать правилам. Человеку не всегда кто-то нужен, например, чтобы указать, что длительная болтовня по телефону или игра на компьютере в рабочее время является неуместным поведением. Все знают, что при проведении беседы в ходе поступления на новую работу не всегда в ответе на вопрос о причинах неудовлетворенности предыдущим местом следует упоминать о некоторых проблемах (например, сложности в общении с коллегами или начальством). Здесь важнее и уместнее рассказать другие вещи, например, о сложном продвижении по службе или работе, которая не способствовала профессиональному росту.

Развитие норм в обществе

Развитие норм происходит постепенно, по мере того, как участники определенной группы осознают поведение, способствующее эффективному функционированию группы. Кризисные события, происходящие в группе, способны на какой-то период прервать этот процесс, но, даже если кризис внесет значительные изменения в состав и работу группы, формирование норм продолжится.

Ученый из Америки Роббинс отметил, что развитие большей части норм происходит в одном или нескольких из четырех направлений:

  1. Категорические утверждения, которые высказываются участником группы (часто руководителем или влиятельным членом). Групповой лидер вправе, например, запретить личные разговоры в рабочее время или установить перерывы для кофе не более 10 минут.
  2. Кризисные события в истории группы, устанавливающие важные прецеденты. (например, посторонний человек, стоявший очень близко к работающей в цехе машине, был ранен и, для избежания подобных случаев, участники рабочей группы напоминают новому оператору, чтобы он следил за этим).
  3. Первенство в виде самой первой модели поведения, которая возникает в группе. Именно она часто формирует групповые представления будущего (например, дружные студенческие группы бронируют места друг около друга в первый учебный день, они недовольны, когда новички занимают «их» места в ходе дальнейших занятий).
  4. Модели поведения из ситуаций в прошлом, когда участники группы привносят собственные представления из других групп, членами которых они были раньше. Это объясняет причину, по которой рабочие группы предпочитают набор новых сотрудников из тех, кто работал в похожих условиях и имеет похожий опыт. Это увеличивает вероятность совпадения привносимых новичками представлений с представлениями, уже усвоенными группой.

Тем не менее, группа не устанавливает и не проводит в жизнь нормы для каждого возможного случая

Норма, проводимая группой в жизнь, должна иметь важность для нее. Важность нормы Роббинс определил несколькими факторами:

  • Способствование последующему существованию группы. Группы не любят терпеть неудачи, стараясь внедрять нормы, которые увеличивают их шансы на успех. Это значит, что они всегда защищаются от вмешательства других групп или индивидов.
  • Рост возможности предсказания поведения участников группы. Нормы, способные увеличить предсказуемость, дают возможность участникам предвидеть действия друг друга, подготавливая подходящие ответные действия.
  • Уменьшение количества межличностных проблем у участников группы. Нормы могут стать важными при условии обеспечении удовлетворения сотрудников и предотвращении межличностного дискомфорта.
  • Выражение главных ценностей группы, определение того, что отражает ее идентичность. Подобные нормы способны укрепить и поддержать целостность группы.

Понятие о группе в психологии, классификация групп

Группа – ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определённых признаков.

По общественному статусу группы делятся на формальные и неформальные,

по непосредственности взаимосвязей – нареальные и номинальные, по значимости – нареферентные группы и группы членства. По уровню развития выделяют группы неорганизованные или слабо организованные, с низким индексом сплочённости, а также группы высокого уровня развития:

Ø диффузная группа

– общность, в которой отсутствует сплочённость как ценностно-ориентационное единство, нет организованной совместной деятельности, способной опосредовать отношения её участников.

Ø ассоциация

– группа, в которой отсутствуют объединяющая её совместная деятельность, организация и управление, а ценностные ориентации, опосредующие межличностные отношения, проявляются в условиях группового общения.;

Ø корпорация

– организованная группа, характеризующаяся замкнутостью, максимальной централизацией и авторитарностью руководства, противопоставляющая себя другим социальным общностям на основе своих узколичных интересов;

Ø коллектив

– группа объединённых общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития.

По количеству человек выделяют большие группы, малые группы и микрогруппы.

Состав микрогрупп включает в себя два или три человека (соответственно диады, триады). Большая группа–это социальная общность, члены которой, не имея непосредственных контактов между собой, связаны опосредованно психологическими механизмами групповой коммуникации. Психологические характеристики группы

Групповые нормы – это определённые правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение её членов, чтобы их совместная деятельность была возможна

Нормы группы включают в себя и общезначимые нормы

, испецифические (выработанные именно данной группой). Социальная психология изучает и такую важную проблему, как мера принятия норм каждым членом группы. Если человек не соблюдает групповые нормы, то включаются механизмы, посредством которых группа «возвращает» своего члена на путь соблюдения норм.Все процедуры, при помощи которых поведение индивида приводится к групповой норме, называютсягрупповыми санкциями. Система санкций предназначена для того, чтобы обеспечить соблюдение норм. Санкции могут быть: · положительными и отрицательными;

· формальными и неформальными;

· непосредственными и опосредованными.

Групповое давление – действия, побуждающие человека вести себя определённым образом и в соответствии с экспектациями окружающих.

Этот феномен получил в социальной психологии наименование феноменаконформности (или конформного поведения). Различают:

а) внешнюю конформность, когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться;

б) внутреннюю – индивид действительно принимает мнение большинства.

Групповая динамика –это совокупность динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какой-то период её существования.

Лидер и руководитель оказывают ведущее влияние на дела группы.

1. В большинстве исследований по проблемам управления под лидером и руководителемпонимается человек, оказывающий ведущее влияние на группу, п

ричём лидер – в системе неформальных отношений, а руководитель – в системе формальных отношений.

2. В социально-психологическом смысле лидерство и руководство– это механизмы групповой интеграции, объединяющие действия группы вокруг индивида, выполняющего функцию лидера или руководителя.

Рассматривая феномены лидерства и руководства, следует отметить роль авторитета. Лидер всегда авторитетен, в противном случае он не будет лидером. Руководитель же может обладать авторитетом, а может и не иметь его совсем.

Одним из наиболее традиционных вопросов лидерства и руководства является вопрос о стилях лидерства (руководства). Ещё в 30-е годы ХХ века К. Левин выделил три стиля лидерства: авторитарный (директивный), демократический (коллегиальный) и попустительский (анархический).

Стиль лидерства– это типичная для лидера система приёмов воздействия на членов группы.

Функции социальных норм

Социальные нормы регламентируют все сферы жизни общества и фактически делают возможным его существование. Их действия можно свести к трём важнейшим функциям:

  1. Регулятивная функция. Социальные нормы и правила регулируют взаимодействие людей между собой, определяют границы допустимого и воздействует на лиц с отклоняющимся поведением. Это воздействие осуществляется при помощи трёх механизмов: 
  • Дозволение — указание на необязательные, но желательные варианты поведения (например, мыть руки перед едой).
  • Предписание — указание на требуемое действие (например, носить одежду).
  • Запрет — указание на действия, которые осуждаются обществом (например, нельзя воровать).
  1. Социальная функция. Помогают человеку стать полноценным членом общества, приносить пользу другим людям и получать выгоду от взаимодействия с ними.
  1. Оценочная функция. Социальные нормы формируют у человека представление о хорошем и плохом, стимулируют положительные качества в людях и дают им образцы для подражания. 
Учите обществознание вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду SOCIETY72020 вы получите бесплатный доступ к курсу обществознания 7 класса.

Какие классификации административно-правовых норм существуют

Классифицировать административно-процессуальные нормы можно по следующим основаниям:

По содержанию:

  • Материальные правовые нормы-это нормы, непосредственно устанавливающие объём права и содержание обязанностей, а также ответственность конкретных участников правоотношений. Например, в законе об общественных объединениях, говорится, что участниками могут быть граждане и юридические лица, выразившие поддержку идеям, этого объединения, участвующие без какого-либо оформления.
  • Процессуальные правовые нормы — определяют порядок, методы реализации норм материального права. Например, согласно КоАП потерпевший имеет право, знакомится с материалами дела, представлять доказательства, пользоваться юридической помощью представителя.

По методу воздействия на поведение субъектов:

  • Обязывающие — повелевают совершать только те действия, которые прямо указаны в законе. Например, работники полиции обязаны использовать в своей деятельности современные информационные системы.
  • Запрещающие — предусматривают запрет на осуществление тех или иных действий. Так, водителю запрещается управлять транспортным средством в нетрезвом состоянии.
  • Дозволительные — предусматривает несколько вариантов поведения, но окончательный выбор делает лицо на своё усмотрение. Так, в жилой зоне пешеходам разрешается передвигаться как по тротуарам, так и по проезжей части. Кроме того, в Конституции РФ закреплено, что каждый может свободно выбирать язык для общения, обучения и воспитания.
  • Стимулирующие — обеспечивают должное поведение участников правоотношений, посредством предоставления материальных, оздоровительных, моральных благ. Например, сотруднику полиции имеющему звание «Почётный сотрудник органов внутренних дел РФ» выплачивается ежемесячная надбавка, предоставляется право на бесплатное протезирование зубов, санаторно-курортное лечение.
  • Рекомендательные — предоставляют возможность самостоятельно принять решение по выполнению предписания. Например, велосипедистам и владельцам мопедов при движении в тёмное время суток, и при ограниченной видимости, рекомендуется иметь с собой светоотражающие элементы, обеспечивающие видимость иным средствам передвижения.

По действию во времени

  • Срочные — вводимые в действие на определённый срок, период. Например, вводится Постановлением администрации г.Ижевска N 462 временное ограничение с 10 апреля по 10 мая 2020 года на движение транспортного средства предельная масса, которого составляет 6 тонн. В связи с тем, что снижается несущая способность дорог.
  • Бессрочные — действуют от того времени пока в них не внесут официально изменения либо отменят, специализированные органы соответствующим распоряжением. Например, положения Конституции РФ.

По форме предписания

  • Императивные — это нормы, выражающиеся в строго категорических предписаниях, действующие независимо от желания субъектов. Например, сотруднику полиции запрещено подстрекать, склонять, побуждать к совершению противоправных действий.
  • Диспозитивные — это правила поведения, указанные в законе, с допускаемой возможностью формирования другой формы поведения. Так, в административном процессуальном кодексе сказано, что стороны по своему усмотрению, могут заключить мировое соглашение.

Примеры

Группа (социум) может предъявлять следующие требования к личности:

  • Соразмерное соответствие характера реакций внешним раздражителям и значению жизненных событий. Представьте человека, который начинает плакать от страха при виде приближающего поезда.
  • Способность к быстрой адаптации в новых коллективах. Некоторые дети при смене коллектива замыкаются в себе. Они ни с кем не разговаривают, не заводят друзей и т. д. Это говорит об отклонениях в психическом развитии.
  • Способность к самоуправлению, планированию жизненных целей и задач. В противном случае человека «выкидывает» за грань общества, он становится бездомным или люмпеном.
  • Критический подход к обстоятельствам, чувство ответственности за происходящее. Слышали ли вы такую фразу: «Этот человек безответственный, бросил семью, детей, много пьет, курит, употребляет наркотические вещества и т. д.». Этот пример попадает под данную категорию.

Виды социальных норм

Теперь подробнее про групповые нормы поведения. Их еще называют социальные. Выше мы уже сказали, что это правило, образец в определенной группе. В зависимости от нее выделяются следующие виды социальных норм:

  • Традиции, обычаи. Это правила поведения, которые передавались из поколения в поколение и дошли до наших дней. Некоторые обычаи уходят из жизни под напором цивилизации и индустриализации, наиболее жизнеспособные переживают все эпохи, подвергаясь небольшим изменениям. Например, празднование свадеб, дней рождения, Нового года и т. д.
  • Моральные нормы. Представляют собой неформальный (нигде не закрепленный) свод правил о том, «что такое хорошо». Помните детский стих: «Кроха-сын к отцу пришел, и спросила кроха…»? Моральные нормы способны изменяться со временем, в отличие от традиций. Например, в досоветское и советское время аморальным поступком считался развод. Сегодня это обыденная норма.
  • Правовые или юридические нормы. Многие (но не все) аморальные поступки считаются в обществе правонарушениями. Они закреплены в законах, т. е. в официально закрепленных документах, в которых записано «что делать нельзя» и «что за это будет».
  • Религиозные нормы. Почти все состоят из моральных, некоторые из которых также закреплены в юридических документах. Эти нормы связаны с верой (что понятно из названия) и закреплены в Священных писаниях (Библия, Коран), трактатах Святых и т. д.
  • Эстетические нормы. Указывают, что красиво, а что нет в обществе. Со временем также подвергаются изменениями. Например, эталон красоты женской фигуры. Когда-то в нашем обществе считалось «чем полнее девушка, тем она красивее», сегодня все наоборот.
  • Этические нормы. Связаны с правилами общения. Что «можно» говорить, а что «нет». Например, неэтично спрашивать парню возраст у девушки (если, конечно, это не собеседование), хотя в средние века это был первый вопрос, который задавался раньше вопроса об имени и т. д.
  • Политические нормы. Регулируют взаимоотношения личности (группы) с государством (властью). Как правило, почти все они закреплены в нормативно-правовых актах. Но, несмотря на это, их выделяют в отдельные политические нормы.
  • Правила этикета. Когда встает из-за стола женщина, английский джентльмен поднимается вместе с ней. Это наглядный пример правил этикета.

Все вышеперечисленные виды норм охватывают широкие массы общества. Но есть и правила мини-социумов. Это школьные традиции в классе, правила поведения на работе, внутренние должностные инструкции и т. д.

Но если существуют правила, значит, есть те, кто их нарушает. За нарушение норм, законов предусмотрены санкции. Это понятие применяется не только к экономике (у многих сейчас на слуху «экономические санкции», которые ввели против России). Подробнее о том, какие виды предусмотрены за те или иные нарушения.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий