VIII. Органы управления
8.1. Общее собрание участников
Высшим органом управления общества с ограниченной ответственностью является общее собрание участников общества. Основные решения (внесение изменений в устав общества, изменение размера уставного капитала, распределение прибыли) и основные права по осуществлению управления и контроля за деятельностью общества (назначение всех или некоторых органов управления общества, утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов) находятся в исключительной компетенции общего собрания участников.
Один раз в год в установленные законом сроки общество обязано проводить очередное общее собрание участников общества. Все иные общие собрания участников общества (если иное не предусмотрено уставом) являются внеочередными. Внеочередное общее собрание участников общества может быть проведено по инициативе исполнительного органа и иных органов управления общества, аудитора общества или участников общества, владеющих не менее чем 10% общего числа голосов.
Участники общества могут принять решения по повестке дня и без проведения собрания – путем заочного голосования. Тем не менее, не все вопросы могут быть решены путем заочного голосования, например, таким образом не могут быть утверждены годовые отчеты и бухгалтерские балансы общества.
В обществе, у которого имеется только один участник, решения по всем вопросам компетенции общего собрания участников принимаются им единолично и оформляются письменно.
Функции
Органы управления юридического лица формируются для создания его воли. То есть они считаются “волеобразующими”. Также создаются структуры, которые выступают от имени предприятия перед третьими лицами-участниками имущественного оборота. Такие органы именуются “волеизъявляющими”. К первым, прежде всего, относят общие собрания, коллегиальные институты. Образованную ими волю затем должны реализовать соответствующие исполнительные структуры. Вместе с этим последние всегда выступают и в качестве “волеобразующих” подразделений.
Их функции не ограничены только четким исполнением решений, принятых иными органами юрлица. Более того, во многих учреждениях и в унитарных предприятиях единоличный директор (руководитель) выступает одновременно и как образующий, и как реализующий волю. В этой связи закон требует, чтобы исполнительные структуры компании осуществляли свою деятельность разумно и добросовестно, руководствуясь при этом ее интересами.
Гражданско-правовая ответственность руководителей юридического лица
Общей обязанностью лиц, уполномоченных выступать от имени юридического лица, и членов коллегиальных органов юридического лица является обязанность действовать добросовестно и разумно (п. 3 ст. 53 ГК РФ). В ходе реформы гражданского законодательства в ГК РФ была включена ст. 53.1, предусматривающая ответственность руководителей юридического лица. При этом под руководителями понимаются лица, уполномоченные выступать от имени юридического лица, члены коллегиальных органов юридического лица, а также лица, формально не являющиеся руководителями, но фактически определяющие действия юридического лица.
Мерой ответственности, предусмотренной ст. 53.1, является возмещение убытков. Соответственно основания ответственности таковы:
- противоправность поведения руководителя; это означает, что при осуществлении своих прав и исполнении своих обязанностей он действовал недобросовестно или неразумно, в том числе его действия (бездействие) не соответствовали обычным условиям гражданского оборота или обычному предпринимательскому риску;
- убытки, наступившие у юридического лица (прямой ущерб или упущенная выгода);
- причинно-следственная связь между действиями (бездействием) руководителя и убытками;
- вина руководителя.
В случае совместного причинения убытков юридическому лицу убытки возмещаются солидарно.
Члены коллегиальных органов юридического лица не несут ответственности, если они голосовали против решения, которое повлекло причинение юридическому лицу убытков, или, действуя добросовестно, не принимали участия в голосовании.
Соглашение об устранении или ограничении ответственности лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица за совершение недобросовестных действий (а в публичном обществе – за совершение недобросовестных и неразумных действий) ничтожно. В отношении лица, имеющего фактическую возможность определять действия юридического лица, любое соглашение об устранении или ограничении его ответственности ничтожно.
Требование о возмещении убытков к руководителю может подать само юридическое лицо, а также его учредители (участники), выступающие в интересах юридического лица (т. е. истцом по указанному делу является в любом случае юридическое лицо).
Согласно п. 2 ст. 65.2 ГК РФ участник корпорации или корпорация, требующие возмещения причиненных корпорации убытков, должны принять разумные меры по заблаговременному уведомлению других участников корпорации и в соответствующих случаях – самой корпорации о намерении обратиться с такими требованиями в суд, а также предоставить им иную информацию, имеющую отношение к делу. Порядок уведомления о намерении обратиться в суд с иском может быть предусмотрен законами о корпорациях и учредительным документом корпорации. Участники корпорации, не присоединившиеся в порядке, установленном процессуальным законодательством, к иску о возмещении причиненных корпорации убытков, в последующем не вправе обращаться в суд с тождественными требованиями, если только суд не признает причины этого обращения уважительными.
показать содержание
8.4. Исполнительные органы
Управление текущей деятельностью общества и решение всех иных вопросов, не отнесенных к компетенции общего собрания участников и совета директоров общества, как правило, осуществляется единоличным исполнительным органом общества. Единоличный исполнительный орган общества действует от имени общества, представляет его интересы и совершает сделки. Единоличный исполнительный орган общества обычно называется генеральным директором. Вместе с тем, уставом общества может быть предусмотрено предоставление полномочий единоличного исполнительного органа нескольким лицам, действующим совместно, или образование нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга.
Единоличный исполнительный орган избирается общим собранием участников или советом директоров общества и действует от имени общества непосредственно на основании закона, без специальной доверенности. Полномочия исполнительного органа могут быть ограничены уставом
Однако необходимо обратить внимание на правовые последствия сделки, совершенной исполнительным органом с нарушением пределов его компетенции – такая сделка может быть признана судом недействительной по иску общества лишь в том случае, если общество докажет, что другая сторона сделки знала или должна была знать об ограничениях полномочий исполнительного органа. В случае, если действия исполнительного органа нанесли ущерб обществу, участники имеют право предъявить ему иск о возмещении убытков.
Уставом общества может быть предусмотрено формирование коллегиального исполнительного органа общества (правление, дирекция), возглавляемого лицом, исполняющим функции единоличного исполнительного органа. Члены коллегиального исполнительного органа вправе участвовать в принятии решений в рамках компетенции коллегиального исполнительного органа, установленной уставом, однако не могут представлять интересы общества в отношениях с третьими лицами без доверенности.
Общее собрание участников ООО
В соответствии с Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» высшим органом ООО является общее собрание участников общества. Общее собрание участников ООО может быть очередным или внеочередным, все участники общества имеют право присутствовать на нем, принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать при принятии решений. Положения устава общества или решения органов общества, ограничивающие указанные права участников общества, ничтожны.
Каждый участник ООО имеет на общем собрании участников число голосов, пропорциональное его доле в уставном капитале ООО. Уставом ООО при его учреждении или путем внесения в устав ООО изменений по решению общего собрания участников, принятому всеми участниками единогласно, может быть установлен иной порядок определения числа голосов участников ООО. Изменение и исключение положений устава ООО, устанавливающих такой порядок, осуществляются по решению общего собрания участников ООО, принятому всеми участниками единогласно.
Компетенция общего собрания участников ООО определяется уставом общества.
К исключительной компетенции общего собрания участников относятся:
- определение основных направлений деятельности ООО, а также принятие решения об участии в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;
- изменение устава ООО, в том числе изменение размера уставного капитала ООО;
- внесение изменений в учредительный договор;
- образование исполнительных органов ООО и досрочное прекращение их полномочий, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа ООО коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (далее – управляющий), утверждение такого управляющего и условий договора с ним;
- избрание и досрочное прекращение полномочий ревизионной комиссии (ревизора);
- утверждение годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов;
- принятие решения о распределении чистой прибыли между участниками общества;
- утверждение (принятие) документов, регулирующих внутреннюю деятельность ООО (внутренних документов ООО);
- принятие решения о размещении облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;
- назначение аудиторской проверки, утверждение аудитора и определение размера оплаты его услуг;
- принятие решения о реорганизации или ликвидации ООО;
- назначение ликвидационной комиссии и утверждение ликвидационных балансов;
- решение иных вопросов, предусмотренных Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Очередное общее собрание участников ООО проводится в сроки, определенные уставом, но не реже чем один раз в год. Очередное общее собрание участников ООО созывается исполнительным органом ООО.
Внеочередное общее собрание участников ООО проводится в случаях, определенных уставом ООО, а также в любых иных случаях, если проведения такого общего собрания требуют интересы общества и его участников.
Система управления в корпорациях на примере хозяйственных обществ
Особое место в системе органов занимают органы управления.
Управление – это процесс планирования, руководства, координации и контроля над действиями юридического лица. Закон устанавливает определенную иерархию органов управления и предусматривает существование нескольких моделей управления хозяйственным обществом. Каждая модель характеризуется определенным набором органов управления. При этом система органов выбирается исходя из требований действующего законодательства и усмотрения учредителей. Рассмотрим модели управления хозяйственным обществом.
Минимально необходимый набор органов управления для общества – это система двух органов: общего собрания участников, которое осуществляет общее руководство деятельностью общества, и единоличного исполнительного органа управления (директора), который занимается управлением текущей деятельности.
Для крупных акционерных обществ (с числом акционеров более пятидесяти), где общее собрание акционеров нецелесообразно собирать часто и оно не может выполнять функции профессионального управленца, обязательно создание совета директоров (наблюдательного совета), который будет осуществлять общее руководство деятельностью общества в периоды между проведениями общих собраний акционеров. В остальных обществах существование такого органа, как совет директоров, зависит от усмотрения учредителей. Соответственно может существовать трехзвенная система органов управления, которая является достаточно традиционной: общее собрание участников, совет директоров, единоличный исполнительный орган управления.
Учредители могут предусмотреть для своего общества иную трехзвенную систему органов управления, состоящую из общего собрания участников и двух исполнительных органов: коллегиального и единоличного (например, дирекция и директор, правление и председатель правления). Формирование коллегиального исполнительного органа не является обязательным для подавляющего большинства юридических лиц.
Самая многозвенная система органов управления такова: общее собрание участников, совет директоров (наблюдательный совет), коллегиальный исполнительный орган, единоличный исполнительный орган. Такая система управления обязательна, например, для кредитных организаций. Учредители остальных юридических лиц могут создать такую систему по своему желанию.
Дополнительные варианты системы управления допускается использовать по желанию учредителей в связи с существованием разных видов единоличного исполнительного органа. Как уже указывалось, им может быть не только физическое лицо, но и юридическое лицо. Кроме того, могут существовать несколько единоличных исполнительных органов управления, действующих совместно или отдельно.
Особая ситуация – это хозяйственное общество, созданное одним лицом, в этом случае функции общего собрания участников выполняет единственный учредитель. При этом он вправе сам себя назначить единоличным исполнительным органом.
Высший орган управления НКО
В каждой некоммерческой организации должен быть сформирован высший орган управления. Основной функцией высшего органа управления некоммерческой организацией является обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она создается.
Для корпоративных некоммерческих организаций (основанных на членстве) высшим органом управления является общее собрания членов (для региональной и местной общественной организации) или конференция или съезд делегатов от структурных подразделений общественной организации (для межрегиональных и общероссийских общественных организаций), участие в которых принимают участие не все члены регионального отделения лично, а через представителей — делегатов.
В Некоммерческих организациях, которые являются унитарными (не основаны на членстве), функции высшего органа управления выполняют специальный орган, который предусмотрен учредительным документом, например, в Фонде — Совет или Президиум. Фонд создают учредители — инициативная группа. После государственной регистрации фонда все полномочия по управлению Фондом переходят к высшему коллегиальному органу управления — Совету или Президиуму, который учредитель сформировал при создании Фонда.
В Автономной некоммерческой организации управление организацией осуществляет учредитель. Учредителю могут принадлежать все функции высшего органа управления. Может быть сформирован высший коллегиальный орган управления, например, Совет. Однако не все функции высшего органа управления перейдут к нему. У учредителя останется компетенция по вопросам назначения руководителя, приема новых учредителей, внесения изменений в устав, определение порядка приема учредителей. В фонде таких ограничений нет. Можно вообще не формировать высший коллегиальный орган управления и все функции высшего органа управления будет осуществлять учредитель или учредители.
В соответствии с действующим законодательством есть вопросы в Некоммерческих организациях, решение по которым может принимать только высший орган управления. Такие вопросы называются исключительной компетенцией.
В некоммерческой организации высший орган управления:
- Определяет приоритетные направления деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;
- Вносит изменения в устав некоммерческой организации;
- Определяет порядок приема в состав учредителей (участников, членов) НКО и исключает из состава ее учредителей (участников, членов),
- Образует органы некоммерческой организации и досрочное прекращает их полномочия;
- Утверждает годовой отчет и бухгалтерскую (финансовую) отчетность НКО, если уставом некоммерческой организации в соответствии с федеральными законами это не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов некоммерческой организации;
- Принимает решение о создании некоммерческой организацией других юридических лиц, и об участии некоммерческой организации в других юридических лицах,
- Принимает решение о создании некоммерческой организацией филиалов и об открытии представительств;
- Принимает решение о реорганизации и ликвидации некоммерческой организации (исключение — фонд), о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;
- Принимает решение об утверждении аудиторской организации или индивидуального аудитора некоммерческой организации.
Закон говорит нам о том, что федеральным законом и уставом некоммерческой организации к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией может быть отнесены и другие вопросы.
Вопросы, которые отнесены к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией, нельзя передать для их решения другому органу управления Некоммерческой организации. Однако есть несколько исключений. Например, в уставе общественной организации исключительная компетенция высшего органа управления может быть меньше, чем в других формах НКО.
Так, утверждение годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности общественной организации, принятие решений о создании общественной организацией других юридических лиц, об участии общественной организации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств общественной организации, утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора общественной организации, образование и досрочное прекращение полномочий единоличного исполнительного органа относятся к компетенции постоянно действующего коллегиального руководящего органа общественной организации.
1.2. Регистрация общества
Государственная регистрация ООО осуществляется налоговым органом в течение трех рабочих дней со дня представления полного комплекта документов, однако на практике этот срок иногда может быть больше. Вместе с заявлением о государственной регистрации, которое подписывается каждым учредителем (физическим лицом или руководителем юридического лица, выступающего учредителем), и заверяется нотариально, в налоговый орган подаются:
- решение о создании общества (протокол собрания учредителей);
- Устав (за исключением случаев, когда общество действует на основании типового устава);
- выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения (для учредителя – иностранного юридического лица);
- документ об оплате государственной пошлины в размере 4000 рублей (при направлении электронных документов государственная пошлина не уплачивается).
Ревизионная комиссия и ревизор в НКО
Законодательство предусматривает, что в Некоммерческих организациях может быть сформирован контрольно-ревизионный орган. Для некоторых организационно-правовых форм он является обязательным, для некоторых нет. Так, контрольно-ревизионный орган должен быть сформирован обязательно в общественных организациях и движениях, в ассоциациях и в благотворительных фондах. О том, что ревизор должен быть сформирован в Благотворительном фонде, говорит нам Федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».
Законодательство не содержит сведения о компетенции ревизора, но содержит ссылку на то, что он должен быть. Контрольно-ревизионный орган Некоммерческой организации может быть единоличным или коллегиальным.
Например, Ревизор (единоличный) или ревизионная комиссия (коллегиальный). Как правило, в некоммерческих организациях избирают только Ревизора, так как обязательного требования по формированию коллегиального органа нет, а это значит, что, избрав одно лицо на должность Ревизора, вы соблюли нормы законодательства. В Коллегии адвокатов, Адвокатском бюро, Автономной некоммерческой организации, Фонде — ревизора можно не включать в структуру органов управления.
Полномочия учредителя
В настоящее время в ряде муниципальных образований возникает вопрос о возможности возложения на органы местной администрации функций и полномочий учредителя в отношении всех или части муниципальных предприятий и муниципальных учреждений в соответствующем муниципальном образовании. Нормы ч. 3 ст. 9.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” и ч. 4 ст. 51 Федерального закона N 131-ФЗ прямо предусматривают, что функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют только уполномоченные органы местного самоуправления. Какой именно орган должен выполнять эти функции, в законодательстве не указано. В силу предписания ч. 3 ст. 34 и п. 5 ч. 1 ст. 44 Закона N 131-ФЗ данный вопрос должен быть определен в уставе муниципального образования.
Казенному учреждению запрещается выступать учредителем (участником) каких-либо юридических лиц (ч. 4 ст. 24 Федерального закона “О некоммерческих организациях”). Данное требование применяется также в отношении органов местного самоуправления и органов местной администрации как казенных учреждений. В связи с этим органы местного самоуправления осуществляют функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений исключительно как органы публичной власти. Таким образом, органы местной администрации (и как структурные подразделения местной администрации, и как казенные учреждения) не могут быть наделены непосредственно функциями и полномочиями учредителя в отношении муниципальных предприятий и муниципальных учреждений, в том числе в части формирования и утверждения для них муниципальных заданий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств местных бюджетов.
В заключение хотелось бы отметить, что согласно ч. 1 ст. 48 Гражданского кодекса юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. При этом имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, не включается в состав муниципальной казны (ч. 3 ст. 215 ГК РФ).
Получается, что помимо местной администрации обособленным имуществом на праве оперативного управления также должны обладать органы местной администрации как юридические лица. В этой связи возникает вопрос о правомерности закрепления за органами местной администрации как за казенными учреждениями обособленного муниципального имущества на праве оперативного управления, о статусе этого имущества, а также объеме компетенции местной администрации и ее органов по владению, пользованию и распоряжению таким имуществом. В соответствии со ст. 296 Гражданского кодекса муниципальное имущество закрепляется за муниципальными учреждениями на праве оперативного управления и его передача на этом же праве (полностью или частично) другим муниципальным учреждениям не допускается. Так, Высший Арбитражный Суд РФ в Определении от 3 декабря 2007 г. N 15370/07 согласился с выводами нижестоящих судов о том, что передача в оперативное управление имущества, уже ранее переданного в оперативное управление другому лицу и не изъятого у этого лица, не соответствует положениям ст. ст. 296, 299 Гражданского кодекса.
Кроме того, органы местной администрации могут действовать только в пределах компетенции местной администрации, поэтому у них не может возникнуть потребность в наличии муниципального имущества для обеспечения собственных материально-технических нужд в целях реализации публично-властных полномочий, а также организационной и функциональной самостоятельности и независимости. Таким образом, в настоящее время отсутствует юридическая необходимость наделения органов местной администрации правами юридического лица для обеспечения их деятельности. При этом предусмотренная Федеральным законом N 131-ФЗ возможность наделения их правами юридического лица представляется весьма сомнительной и противоречивой.
В.В.Волков
Ведущий советник
аппарата Комитета Госдумы
по местному самоуправлению
Принципы для АО
Принципы для АО регламентируются ФЗ №208. Закон гласит о том, что руководство организации обязано осуществлять одно лицо индивидуально либо совокупно с генеральным управлением. Управленческий аппарат отчитывается перед советом директоров и коллегиальными собраниями. Уставные документы резюмируют совокупное руководство в зависимости от компетенции коллективной системы.
Управленческий аппарат должен отчитываться перед советом директоров
Президент финансовой компании уполномочен разрешать все вопросы и задачи, возникающие в процессе трудовой деятельности организации. В его полномочия не входят вопросы и функции, связанные с ведением дел надзорного совета.
В соответствии с пунктом 3 статьи 53 ГК РФ, президент компании обязан выполнять свою трудовую функцию учитывая правила честности и мудрости. Управляющий обязан обеспечить исполнение налоговых, финансовых и административных задач, а также добросовестно относиться к подбору персонала и выбору партнеров.