Права естественные и позитивные. Современные концепции

Естественное право и авторы концепции

Согласно самым ранним мифологическим и религиозным воззрениям греков все земное устройство восходит к сверхчеловеческому источнику (т. е. установлено богами).

Пятый век до нашей эры характеризуется как точка изменения взглядов на право – оно трактуется как результат деяний людей.

Сократ (вслед за Демокритом) известен тем, что делил право на божественные законы и законы установленные человеком.

Естественное право выделялось и римскими юристами.

Средневековая теология рассматривала права как дарованные человеку богом. Фома Аквинский в книге «Сумма теологии» рассматривал понятие «вечный закон». Он выделил два вида «вечного закона»: божественный и человеческий.

Светский характер естественно-правовая теория приобретает на рубеже XVII-XVIII вв. Ее основоположником считается нидерландский ученый Гуго Гроций. Он является автором трактата «О праве войны и мира. Три книги». Гуго Гроций в своем труде выделил два основных вида права: естественное и волеустановленное. Первое определялось им как «предписание здравого ума». Согласно Гроцию права естественные имели один источник – человеческий разум. Волеустановленные законы он разделил на три категории: установленные богом, государством и народом.

Гроций признавал равенство всех людей от рождения. Соответственно, он говорил о том, что естественное право исходит от законов природы, а не зависит от божественной воли. Рационалистическая школа естественного права, созданная Гроцием, развивалась и в последующие эпохи.

Философская и правовая мысль эпохи Просвещения, в отношении естественных прав, стала продолжением идей Гуго Гроция.

Шарль Луи Монтескье в «О духе законов» привел свою рационалистическую интерпретацию права. Естественные права логично вытекают из устройства человека. Соответственно, законы – это не что иное, как человеческий разум.

Еще одним видным деятелем эпохи Просвещения, разрабатывавшим теорию естественных прав, стал Жан-Жак Руссо. Он ввел новое понятие – «общая воля». Каждый закон государства является актом общей воли. Естественное право рассматривалось Руссо как абсолютная и неотчуждаемая власть всего народа. Философ утверждал, что отдельные граждане государства не должны наделяться такими привилегиями.

Томас Гоббс в труде «Левиафан» утверждал, что людям свойственна враждебность, недоверие, эгоизм и завистливость. Он отрицал естественные права и говорил, что для ограничения людей необходимы государственные законы.

Еще одним теоретиком естественного права считается Бенедикт Спиноза. Под естественным правом Спиноза понимал необходимость, в связи с которой происходят некие природные события.

Рассматривая теории естественного права Новейшего времени, стоит уделить внимание концепции Жака Маритена. Он создал и развил персоналистскую концепцию естественного права

Она основана на представлениях о божественном происхождении государства. В целом такие идеи были характеры для последователей неотомизма – учения Фомы Аквинского.

От идеи к юридической реальности

Вместе с первыми шагами буржуазной демократии естественное право из теории перерастает в государственно-правовую реальность. Вам известны крупнейшие правовые документы этого периода, основанные на идеях естественного права: в США — Декларация независимости (1776) и Конституция (1787), во Франции — Декларация прав человека и гражданина (1789) и Конституция (1791). Включённое в содержание государственных документов естественное право превратилось в действующие общеобязательные юридические нормы. Столь крупные перемены в политико-правовой сфере жизни общества современные правоведы называют первой (антифеодальной) революцией в праве (революцией не в смысле насилия, а в смысле резкого, скачкообразного перехода в новое правовое состояние).

Далее следует длительный период спада. Как вам известно из курса истории, конец XIX — первая половина XX в. отмечены гигантскими социальными катастрофами — кризисами, революциями, мировыми войнами. Но именно эти потрясения и беды заставили человечество искать пути такого усовершенствования действующего (позитивного) права, которое могло бы пресечь всякую возможность установления тиранических режимов. Рано или поздно эти пути должны были привести к признанию естественного права. И в середине XX в. оно было вновь «открыто», для того чтобы продолжить выполнение своего гуманистического предназначения.

В декабре 1948 г. принимается Всеобщая декларация прав человека и далее — объёмный пакет основополагающих правовых документов, которые вместе составили так называемую Хартию прав человека. В тот же период многие европейские страны, особенно те, которые на себе испытали ужасы фашизма, — Германия, Италия, позже Испания, включили в свои национальные конституции специальные разделы о правах человека, тем самым придав им непосредственное юридическое значение. Этот момент называют второй (антитоталитарной) революцией в праве, когда естественное право вновь обрело непосредственно юридическое значение. В Конституцию РФ (1993) также вошла глава о правах и свободах человека и гражданина.

Какие же права относят к естественным, прирождённым, неотчуждаемым правам человека?

Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте определим, что такое права человека. В науке есть такое определение: права человека — это нормативно оформленные (т. е. представленные в виде чётко оформленных норм) особенности бытия личности, которые выражают её свободу и являются необходимым условием её жизни, её взаимоотношений с другими людьми, обществом, государством.

Из этого определения становится понятным, какую роль играет естественное право во всём бесконечном многообразии жизни (бытия) человека. Только права человека могут определить нормативно оформленную (т. е. закреплённую в норме) границу его свободы (меру свободы). Или, иначе говоря, свобода может быть определена только через нормы права (включающие также и обязанности).

Опираясь на данное определение, отметим, что к нормативно оформленным особенностям бытия человека — его правам — относят прежде всего право на жизнь и всё то, что способствует сохранению и развитию жизни: право на неприкосновенность личности, право владеть имуществом на праве собственности, право на свободу мысли, слова, передвижения, право избирать своих правителей и др. Не станем далее перечислять известные вам права. Чтобы познакомиться с ними, необходимо обратиться к нашей Конституции.

К достоинствам данного подхода относят идею о том, что независимо от государства объективно существуют высшие ценности права, выражающие справедливость, свободу, юридическое равенство людей (равенство перед законом). Законы могут быть несправедливыми, и их необходимо приводить в соответствие с правом, справедливостью.

Критики считают, что данный подход умаляет формальную юридическую определённость, чёткость права, поскольку справедливость скорее моральная оценка, и судить о противозаконных действиях с этих позиций затруднительно. К тому же у разных людей различные представления о справедливости.

Рациональное естественное право – разум в действии

Развитие теорий естественного права привело к тому, что человечество начало воспринимать свой разум как основу неотъемлемого природного права. Главным инструментом рациональной теории естественного права считают разум. Именно поэтому она зачастую сопрягается с космосом, точнее, его разумным устройством, в котором все части единой системы идеально точно взаимодействуют между собой. А закон выступает неким синонимом универсального и вечного разума. Впервые эту концепцию начали рассматривать древнегреческие философы, с тех давних пор концепция преобразилась, и из отдельных постулатов и догм сформировала единую систему, в которой центральное место отводится разуму, что по своей сути и является естественным правом. Принято считать, что каждый человек от рождения наделяется зачатками разума, и это его естественное (природное) право. И чем больше он будет развивать эти зачатки, тем большую мудрость и познание самого себя он обретет. Тем более что теория естественных прав человека это дозволяет.

Понятие «естественное право» в античную эпоху

Первые попытки разграничить права естественные и позитивные предпринимались еще в античную эпоху.

Согласно самым ранним мифологическим и религиозным воззрениям греков все земное устройство восходит к сверхчеловеческому источнику (т. е. установлено богами). Однако уже с V в. до н. э. право трактуется как результат деяний людей. Софисты утверждали, что все законы обязаны своим происхождением человеку.

Знаменитый древнегреческий философ Сократ утверждал, что есть два вида права. Существуют неписаные божественные законы, которые все знают и строго им следуют. В то же время есть законы, установленные человеком.

Эта мысль ранее также была развита в трудах Демокрита. Философ утверждал, что естественные законы, т. е. божественные, существуют «по правде». Позитивные права рассматривались как те, которые установлены согласно «общему мнению».

В римское время юристы также наряду с гражданским и народным законом выделяли естественное право.

Объективное и субъективное право

Право в объективном смысле, или просто объективное право – это совокупность юридических норм, выраженных (внешне объективированных) в соответствующих актах государства (Конституциях, законах, кодексах, указах, постановлениях и т.д.). При этом в объективное право входят также судебный прецедент, правовой обычай и нормативные договоры.

Иначе, право в объективном смысле – это законодательство данного периода в данной стране.

Таким образом, объективное право часто отождествляется с позитивным правом, то есть с совокупностью юри­дических правил, действующих в данный момент и в данном обществе. Однако такое видение предмета оказывается зауженным, поскольку состояние права в некотором обществе в определенный момент не мо­жет рассматриваться отдельно (или изолированно) от своих источников или от тенденций (общего контекста) в сфере идеологии.

Право в субъективном смысле, или субъективное право – это система прав, свобод и обязанностей граждан, закрепленных в действующем законодательстве или вытекающих из многочисленных правоотношений, а также присущих индивиду от рождения. В право в субъективном смысле входят и законные интересы.

Иначе, право в субъективном смысле – это те конкретные возможности, права, требования, притязания, законные интересы, а также обязанности, которые возникают на основе и в пределах этого законодательства на стороне участников юридических отношений.

Суть разграничения права на объективное и субъективное:

  • право как норма, закон, государственное установление в соответствующих актах и
  • право как возможность или управомоченность субъектов вести себя известным образом в рамках этих установлений.

В современной зарубежной литературе проблема соотношения объективного и субъективного права закономерно дополняется указа­нием на право позитивное. Объективным правом называется система правил, регулирующих жизнь в обществе, соблюдение которых, в свою очередь, гарантируется публичной властью.

Взаимосвязь естественного и позитивного права

Позитивное право как документальная реальность появляется с возникновением государства и существует только в письменной форме, в виде законов и других юридических документов, установленных государством (например, древнеиндийские законы Ману, законы царя Хаммурапи, римские законы XII таблиц, Русская Правда, Кодекс Наполеона и др.).

Естественное право, будучи объективной первоосновой правовых норм, действует независимо от того, закреплено оно в каком-либо юридическом документе или нет (прежде всего влияет на правосознание).

Сторонники естественно-правового подхода разграничивают естественное и позитивное право. Но при этом они, конечно же, не отвергают позитивного права, т. е. законов, которые принимает государство. Проблема заключается в качестве закона: если он не соответствует ценностям естественного права, его нельзя считать правовым. Другими словами, если позитивное право не базируется на естественном праве, не исходит из его ценностей, оно перестаёт быть правом. Высшая же ценность права — это человек, его естественные, прирождённые, а значит, неотъемлемые права.

Следовательно, естественное право позволяет оценивать качество (служит критерием) позитивного права (закона). Оно помогает определить, насколько закон соблюдает интересы человека, его права и свободы. В этом и состоит смысл разграничения права на естественное и позитивное. Однако такое разграничение не абсолютно. В современном праве идёт вполне закономерный процесс сближения естественного права с позитивным.

Выше уже было отмечено, что естественные права выражают меру свободы человека. Сама свобода с позиций естественно-правового подхода трактуется как пространство человеческой активности, реализации природных задатков людей, как естественная возможность поступать по собственному усмотрению, сообразно своей воле и интересам.

Вместе с тем, и это особенно подчёркивают сторонники естественного права, свобода не может быть безграничной. Такой свободы нет. Нерегулируемая свобода всегда оборачивается своей противоположностью — беззаконием, произволом, беспределом, которые ведут человека к катастрофе самоистребления (вы сами могли бы привести немало примеров проявления безграничной «свободы»).

Определить границу (меру, масштаб) свободы, или, говоря словами И. Канта (1724—1804), границу совместимости свободы каждого человека со свободой всех других людей, способны в первую очередь два великих социальных регулятора, происходящие из самой жизни, — право и мораль.

Есть основание сделать вывод, что необходимость чёткого закрепления границ свободы делает неразрывной связь между естественным и позитивным правом. По своей фундаментальной социальной роли естественное право служит первоосновой, первоисточником позитивного права, постоянно питает его идеями гуманизма, свободы, справедливости. В свою очередь, позитивное право придаёт этим идеям силу всеобщей, обязательной, охраняемой государством нормы поведения — силу закона, делая тем самым желанную свободу людей реальной.

Чтобы проиллюстрировать взаимосвязь естественного и позитивного права (закона), приведём пример судебного дела, о котором рассказал известный российский правовед С. С. Алексеев.

Это произошло в тайге, где работали геологи. Выйдя как-то утром к реке, геолог Петров (фамилии изменены) услышал на противоположном берегу треск кустов. «Медведь!» — подумал он. И не случайно: медведи действительно частенько беспокоили геологов. Не теряя времени, Петров бросился за ружьём, к нему присоединился ещё один геолог — Широков. Выскочив на берег, они одновременно выстрелили в чёрное пятно, видневшееся сквозь туман. Ружья у них были абсолютно одинаковые, купленные в одном магазине.

Финал истории трагичен: на другом берегу они убили не медведя, а начальника соседней геологической партии, который возился с рыбацкими снастями. Во время судебного разбирательства выяснилось, что погибший был убит только одной пулей, а вторая, ударившись о патрон для ракетницы, лежавший в кармане убитого, отлетела в сторону. Чья пуля убила, определить было невозможно: стреляли оба

Но это было не умышленное убийство, хотя оба проявили грубую неосторожность и вторая пуля отскочила только случайно. Поэтому суд признал их виновными

С точки зрения действовавшего закона всё было верно. Однако Верховный суд отменил это решение. Судьи рассудили: смерть наступила только от одной пули, значит, кто-то один заведомо невиновен. И вот тут проявилось глубокое понимание судьями самой сути права — права как справедливости. А справедливость требовала освободить невиновного. Но кого? Определить невозможно. И освободили обоих.

Таблица сравнения – различия двух видов

Положительное – результат цивилизации. И оно несет как негативные, так и позитивные стороны. Последние служат разумным целям и находят свое применение совместно с естественным правом. К отрицательным проявлениям искусственного права относится неприятная возможность подчиняться произволу власть имущих, находиться в подчинении у узкоклассовых интересов.

Таблица сравнения – различия и сходства

ПоказательЕстественноеПозитивное
Связьчерез него осуществляется взаимосвязь со всеобщими правилами бытиянеразрывно связано с конкретным государством
Возникновениеэто право появляется сов-местно с формированием человечестваоно возникает после того как сформировано конкретного государства
Создание правапроизводное от природного уклада вещей, оно является неотъемлемой составляющей мирозданияискусственно созданное законодательство, которое служит интересам государства
Права человека на свободуимущество, жизнь, воля и честь считаются его еще с момента его рожденияправа и свободы граждан регулируется государством. Оно отмеривает их в определенной степени и может их забрать.
Правовые нормыпредставляет собой неписанные правила и обычаи, которые можно встретить в религиозных документахвыполнено в виде нормативных актов, носящих юридический характер
Религиозные и этнические оправданияэто право их признаетотказывается от них. при-знает только волеизъявление государства
Взаимосвязь с законодательствомотождествляет себя с цивилизацией и культурой, не подчиняется юридическим догмамполностью подчинено законной власти и является показателем цивилизации
Предел устремленийвысшая справедливость, которая является идеальным условием для создания укоренившихся устоев правопорядкаинтересы государства
Причастность к мировой культурецелостное сосуществование с нейявляется автономной частью

Приведенные выше сходства и отличия двух прав не противоречат их взаимоотношениям, приводя к тому, что становится понятно их неразрывная взаимосвязь.

Виды естественных прав

В разные исторические эпохи естественные права подразделялись на категории. В целом нельзя выделить общие понятия, характерные для всех этапов развития данной теории.

Сегодня естественные права человека разделяют на следующие виды:

  • Право на жизнь. Эту категорию часто относят к естественно-биологическим правам. Сегодня жизнь человека является высшей социальной ценностью, охраняемой государством.
  • Право на свободу. В данном случае понятие «свобода» означает возможность делать то, что не противоречит законодательству и не нарушает определенные правила, установленные в обществе.
  • Право на достоинство личности. Эту категорию также относят к морально-нравственным ценностям. Достоинство личности – это право на уважение и самооценку, а также обязанность уважать других.
  • Право на собственность. Каждый человек может владеть имуществом.
  • Право на личную неприкосновенность. Принцип, согласно которому человек не может быть лишен свободы без веских на то оснований (например, совершение уголовного преступления).

Положительные стороны теории естественного права

Теория естественных прав, ее наличие и развитие имеет ряд позитивных сторон:

  • Именно теория естественного права стала основой правового государства. Большинство современных Конституций демократических государств закрепляют за гражданами естественные права. При этом признание факта врожденности означает отсутствие необходимости их доказывать и обосновывать.
  • Естественные права противопоставляются правам писанным, установленным человеческими организациями (парламентами). Позитивное право устанавливает конкретные права и обязательства граждан, а также предусматривает ответственность за их нарушение либо несоблюдение. При этом верховенство над позитивными нормами имеет именно Конституция, с основными естественными правами, а Конституционный суд признается наивысшим.
  • Теория естественного права стала обоснованием для создания демократического государства. Речь идет о теории договорного права. Индивидуум, обладающий комплексом естественных прав, часть из них передает государственным органам. Он платит налоги для содержания государственного аппарата, соответственно требуя защиты своих прав. Такое делегирование подразумевает выборность органов власти и наличие аппарата принуждения. При этом соблюдается главный принцип естественных прав – равенство всех граждан и разумность пользования правами и полномочиями.
  • Теория естественного права как принцип равенства и справедливости легла в основу судебной системы прецедентного права (английского). Суд рассматривает каждое дело индивидуально и принимает решение исходя из жизненной ситуации. При этом аналогичные ситуации разрешаются одинаково, по справедливости.
  • Теория естественных прав легла в основу права на самооборону, необходимую оборону и крайнюю необходимость. Суть этих юридических терминов сводится к тому, что человек имеет право защищать себя сам, доступными адекватными способами, в том числе с применением оружия. Он может также защищать свое жилье, семью, имущество и других граждан от противоправных деяний.

Важным является субъективный фактор, то есть видение ситуации индивидуумом. Например, можно применять оружие против группы нападающих лиц, не имеющих оружия. Либо с оружием защищать свое жилье от незаконного проникновения посторонних субъектов.

История концепции естественного права

Не Хотя античная философия была очень связана с различием между «  природой  » ( физис , φúσις) с одной стороны , и «  закон  » или «  обычай  » ( номос , νóμος) с другой стороны , нет, строго говоря, называется ” естественное право »в Греции. Однако стоики сформулировали понятие универсального закона природы . Однако это скорее описательный, чем предписывающий характер  : он описывает действия людей в соответствии с провиденциальным планом, желаемым Природой или Богом, стремящимся к добру и справедливости.

Тем не менее, Антигона из Софокла , пьеса написана V – го  века  до нашей эры. Н.э. в Греции предлагает первую схему того, что может быть естественным законом. Своим указом царь Креонт запрещает совершать погребальные обряды Полиника . Антигона, сестра Полиника и племянница Креонта, нарушает запрет «неписаных законов», действовавший «с самого начала»:

Это первое представление человека, который действует против закона не в соответствии со своими интересами, а во имя высшего закона.

Лео Штраус устанавливает хронологию истории естественного права в два этапа: классический естественный закон и этап современного естественного права.

В классическом естественном праве он выделяет три течения:

  • первое направление включает Сократа , Платона и стоиков  ;
  • второе течение – это Аристотель  ;
  • третье течение классического естественного права принадлежит Фомы Аквинского , потому что он вводит Аристотель в католической теологии XIII – го  века , и , таким образом , отвечает человеческий разум и веру , разрешающее моральное и интеллектуальное развитие, которое является естественным концом «Быть человеком.

В современном естественном праве , Лео Штраус видит две важные фигуры: Томас Гоббс , которого он видит в качестве одного из основателей этой теории, и которых он усваивает к классическому либерализму , и Джона Локка . Классический естественный закон основан на поиске истины и состоит в том, чтобы сказать, что разрешено, что правильно в различных ситуациях. Напротив, современное естественное право считается уже известным разуму . Это уже приобретено природой. Его выводы лежат в индивидуализме . В либеральные консерваторы , сторонники естественного права в древности , обвиняют классических либералов в том , способствовавшие появлению юридического позитивизма .

В эпоху Возрождения , то школа Саламанки переформулируется концепцию естественного права ( XVI – го  века) , придав ему его современный смысл. Затем это относится к природе человека .

Голландский философ Гуго Гроций ( 1 583 – ) , который считается одним из основателей современного естественного права. Он первый modern- день философ , чтобы изучить этот вопрос, в отношении международного права и коммерческого права , в то время , когда морская торговля была значительно развивается. Самуэль фон Пуфендорф , на которого сильно повлиял Гроций , также изучил этот вопрос.

В любом случае естественный закон является порождением западноевропейской мысли Нового времени . Его развитие совпадает, с одной стороны, с оспариванием (особенно через Реформацию и гуманистическую философию ) католической религии как окончательной основы всякой легитимности, а с другой стороны, с беспрецедентным развитием сопутствующих международных обменов, колониальных завоеваний. Таким образом, естественный закон является секуляризованным и рационализированным переносом в разгар периода экономической, научной и имперской экспансии универсализма, уже закрепленного в европейской культуре, но чья основа больше не может опираться ни на религиозный консенсус, ни на авторитет. мораль.

Вариант 1

1. Найдите в перечне понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это понятие.

Право на неприкосновенность личности, право собственности, естественное право, право на свободу мысли, право на жизнь.

2. Запишите понятие, пропущенное в таблице.

Теоретическое знание
Основное содержание
ЭстетикаСущность и формы прекрасного в искусстве, в природе и в жизни
Цельная концепция правовых идей, представление о сущности права

3. Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.

ПРАВОВАЯ ИДЕЯ

A) Право есть выражение государственной воли, формально закрепленное в законе.
Б) Человек от рождения обладает набором прав и свобод, которые неотчуждаемы и принадлежат ему всю жизнь.
B) Право не должно зависеть от воли и произвола того или иного законодателя.
Г) Только государство имеет право устанавливать санкции за нарушение законов

ПОДХОД К ПРАВУ

1) нормативный
2) естественно-правовой

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

4. Выберите верные суждения о праве и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Право необходимо каждому человеку для обеспечения взаимоотношений с обществом и государством.
2) В любом обществе законы носят справедливый характер.
3) Естественное право действует независимо от того, закреплено ли оно в каком-либо юридическом документе.
4) В эпоху Античности естественное право называли правом по человеческому «установлению».
5) Позитивное право четко определяет, как следует поступать в тех или иных обстоятельствах.

5. Прочитайте текст и вставьте вместо пропусков номера нужных терминов, выбрав их из предлагаемого списка. Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Право — явление сложное и многогранное. В современной …(А) науке термин «право» используется в нескольких значениях. Во-первых, правом могут называться социально-правовые притязания людей, которые составляют основу …(Б) права. К таким правам относятся, например, право на …(В). Во-вторых, под правом понимается система действующих норм, установленных данным государством, т. е. …(Г) право.

Список терминов:

1) естественное
2) историческая
3) реформирование
4) юридическая
5) гражданство
6) позитивное

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Библиография

I. Законодательство и официальные документы

  1. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС «Консультант+».
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. N 31. ст. 4398.

II. Учебники, монографии, статьи, диссертации

  1. Желдыбина Т.А. Практический аспект механизма обеспечения процесса законотворчества // Российская юстиция. 2017. – N 6. – 44 с.
  2. Кашкина Е.В. Гуманизм как принцип юридической ответственности по российскому законодательству : дис…. канд. юрид. наук. М., 2012.- 23 с.
  3. Конституционное право: университетский курс: учебник: в 2 т. / под ред. А.И. Казанника, А.Н. Костюкова. М.: Проспект, 2015. Т. 2. С.228
  4. Липинский Д.А. Проблемы юридической ответственности. СПб.: Юридический Центр Пресс, 2003. – 68 с.
  5. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. // СПС КонсультантПлюс. 2015.
  6. Мигущенко О.Н. К вопросу о проблемах правотворчества в СССР 20 – 30-х годов XX в. и в современной России // История государства и права. 2011. № – 10. – 26 с.
  7. Нерсесянц В.С. Проблемы общей теории права и государства. М., 2014. – 162 с.
  8. Общая теория государства и права. Академический курс в трех томах / отв. ред. М.Н. Марченко. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2010. Т. 2. – 402 с.
  9. Радько Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях: учебное пособие.- М.: Проспект, 2015. – 22 с.
  10. Цечоев В.К., Швандерова А.Р. Теория государства и права: учебник. М.: Прометей, 2017. – 33 с.
  11. Цыбулевская О.И. Категория гуманизма в российском праве : автореф. дис. канд. юрид. наук. — Саратов, 2010. – 15 с.
  12. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. – 324 с.

1 Радько Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях: учебное пособие.- М.: Проспект, 2015. – 22 с.
1 Радько Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях: учебное пособие.- М.: Проспект, 2015. – 22 с.
2 Нерсесянц В.С. Проблемы общей теории права и государства. М., 2014. – 162 с.
1 Общая теория государства и права. Академический курс в трех томах / отв. ред. М.Н. Марченко. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2010. Т. 2. – 402 с.
1 Цечоев В.К., Швандерова А.Р. Теория государства и права: учебник. М.: Прометей, 2017. – 33 с.
1 Общая теория государства и права. Академический курс в трех томах / отв. ред. М.Н. Марченко. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2010. Т. 2. – 412 с.

Почему необходимо взаимодействие

Ранее в России естественная теория права не находила откликов. Ее официальное признание произошло только в 1991 году и документ, подтверждающий это, назывался – Декларацией прав и свобод человека. А в 1993 году прописанные естественные права нашли отклик в Конституции РФ.

Возможно вам так же будет интересно узнать про то, что означает деликтное обязательство в гражданском праве.

Чем определён правовой статус человека и гражданина РФ, можно узнать из данной статьи.

Каково соотношение понятий административного права и административного законодательства, указано в данной статье.

Что собой представляет правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства, указано в данной статье.

Так же можно узнать из данной статьи про соотношение понятий избирательного права и избирательной системы.

Но концепция права такова, что естественные нормы становятся ориентиром при создании государством позитивных их аналогов.

В качестве вывода отметим, что свобода каждого человека определяется естественным. Она рождается совместно с человеком, но это не дает ему право совершать необдуманные поступки и приносить вред другим членам общества. Если свободу и права людей оставить без государственного регулирования, то такое действие может плачевно отразиться на состоянии общества, поэтому позитивное право предусматривает законы, придерживаясь которых общество существует столько веков.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий