Закон об общественных организациях Российской Федерации

Ограничения

В законодательстве сформулировано ряд запретов, касающихся создания и последующей деятельности общественных организаций. В частности, не допускается формирование и функционирование социальных институтов, цели или проводимые мероприятия которых характеризуются как экстремистские и направлены на разжигание межнациональной и иной розни. Данный запрет был введен 10 августа 2002 года. Общественная организация может включать в программную и учредительную документацию положения, касающиеся защиты идей о социальной справедливости. Формулирование таких концепций не может рассматриваться в качестве мероприятий, способствующих разжиганию социальной розни. Ограничения на формирование отдельных типов общественных объединений (организаций) могут формулироваться и утверждаться исключительно в рамках федерального законодательства.

Описание закона

Федеральный закон 82 «Об общественных объединениях» принят 14 апреля 1995 года. Он регламентирует основные вопросы, связанные с правом граждан объединяться в группы и организации. Краткое содержание закона можно рассмотреть на основе структурного перечня его глав:

  • общие положения – включают в себя основные принципы закона, определения и разновидности;
  • порядок создания общественных объединений, реорганизация и упразднение;
  • права и обязанности объединенной группы;
  • собственность и управление имуществом, надзор и контроль за исполнением;
  • ответственность за нарушение закона;
  • международные общественные объединения и международные связи.

Федеральный закон 82 постоянно дорабатывается с целью актуализации законодательной базы. Цель изменений заключается в оптимизации положений правовых актов, а также их соответствие иным документам, принимаемым в Российской Федерации.

Последние изменения в Закон «Об общественных организациях» были внесены в 2016 году. Коснулись они формулировок некоторых статей. Более поздних поправок в законе об объединениях на 2017 год не имеется.

Скачать ФЗ 82

Скачать Федеральный закон 82 «Об общественных объединениях» можно здесь. Документ приведен в актуальной редакции на 2017 год. В текст внесены все последние изменения. Предлагаемый документ подойдет как для получения информации, так и для углубленного изучения законодательной базы по вопросам объединения граждан.

Субъекты

Закон “Об общественных организациях” устанавливает, что в качестве учредителей социального института могут выступать граждане и юрлица. Эти субъекты созывают съезд, на котором утверждают устав, формируют контрольно-ревизионный и руководящий аппарат. Учредители социального института, как юрлица, так и граждане, выполняют равные обязанности и наделяются равными правами. Члены общественной организации – общественные объединения (юридические лица) и физлица. Их заинтересованность проявляется в коллективном решении задач сформированного института на основании положений его устава. Она оформляется соответствующими документами (заявлениями), позволяющими учитывать число членов для обеспечения их равноправия как членов организации. Указанные субъекты также наделены равными юридическими возможностями и обязанностями. Члены социального института могут избираться и выбирать состав надзорно-ревизионной и руководящей структур. Они также вправе осуществлять контроль над деятельностью органов управления в соответствии с уставом. При неисполнении своих обязанностей, несоблюдении требований устава члены социального института могут быть исключены из него.

Судебная практика по статье 29 ФЗ от 19.05.1995 № 82-ФЗ

Рыбновский районный суд (Рязанская область) – Гражданские и административные

Согласно Единого государственного реестра юридических лиц, лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени некоммерческой организации является председатель – ФИО5. В соответствии с абз. 4 ст. 29
Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей…

Волжский городской суд (Республика Марий Эл) – Гражданское

Г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», абзацев 5, 7 части 1 статьи 29
Федерального закона от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», подпункта 1 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «…

Усть-Катавский городской суд (Челябинская область) – Гражданские и административные

Осуществляется. Деятельность возобновлять не планируется, задолженностей не имеется, по указанному в учредительных документах адресу организация не находится, сменила место нахождения. В нарушение абз.9 ст. 29
Федерального закона от 19 мая 1995 года организация не предоставила необходимую информацию о своей деятельности. В нарушение приказа Минюста России №72 от 29
марта 2010г. «Об утверждении…

Свердловский районный суд г. Костромы (Костромская область) – Гражданские и административные

Устава Фонда указано, что высшим руководящим органом является Общее собрание участников, а постоянно действующим исполнительным коллегиальным органом – Правление. В нарушение абз. 2 ч. 1 ст. 29
Федерального закона «Об общественных объединениях», п. 4.5., п. 4.5.1. Устава Фонда в Отделении отсутствуют участники и руководящие органы Отделения не сформированы. Нарушение нормы ч. …

Грозненский районный суд (Чеченская Республика) – Гражданские и административные

Общественных объединений, представляет в уполномоченный орган (Минюст России) (его территориальный орган – Управление Минюста России по Чеченской Республике), документы по форме, утвержденной приказом Минюста России от 29
марта 2010 года № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций», содержащие информацию об объеме получаемых им от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства…

Ленинский районный суд г. Барнаула (Алтайский край) – Гражданские и административные

Организации внесены Межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Алтайскому краю в Единый государственный реестр юридических лиц 20 марта 2003 года, за ОГРН…. В нарушение ст. 29
Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях» информация о деятельности организации за 2017 год не была предоставлена, в связи с этим 08 …

Ленинский районный суд г. Ульяновска (Ульяновская область) – Гражданские и административные

В том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, по форме № ОН0002, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29
. 03.2010 № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций», согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, …

Троицкий городской суд (Челябинская область) – Гражданские и административные

Адреса места нахождения организации, необходимых для внесения изменений в ЕГРЮЛ, в течение 3 дней с момента таких изменений.
В нарушение абзаца 4 и 8 ст. 29
10.

Ответственность и международные обязательства

Общественные объединения, допустившие нарушения законодательства, привлекаются к юридической ответственности. С другой стороны, должностные лица, работники муниципалитета и государственных органов, игнорирующие права обществ, также могут привлекаться к административной ответственности.

Иностранные граждане могут принимать участие в общественных организациях России, а также основывать их. Российские сообщества могут становиться членами иностранных организаций. Допускается оформление некоммерческих соглашений с иностранными компаниями. В таком случае деятельность осуществляется в соответствии с законами России, а также в соответствии с международными соглашениями.

Юрист Ревенко Марина Геннадьевна.

Территориальное распространение

В настоящее время функционируют межрегиональные, общероссийские, региональные и местные организации. Под первыми следует понимать институт, деятельность которого осуществляется на основании уставных целей на территории, охватывающей меньше половины всех субъектов страны. В каждом районе при этом они имеют свои филиалы, представительства, отделения. Общероссийской организацией называют объединение, осуществляющее свою работу более чем в половине субъектов страны. Они также имеют свои подразделения в административно-территориальных единицах. Региональными объединениями именуют организации, действующие в пределах одного субъекта. Существуют также местные социальные институты. Они работают в пределах территории, подконтрольной органу самоуправления. Для более конкретного регулирования указанных институтов могут приниматься специальные нормативные документы. Например, закон “О региональных общественных организациях”.

Возникновение и деятельность объединений

Оформление и реализация работы общественных сообществ осуществляется на основании следующих принципов:

  • для формирования необходимо минимум три учредителя;
  • учредителями могут быть только физические лица, достигшие совершеннолетия или получившие полную дееспособность в порядке эмансипации;
  • учредитель может быть иностранным гражданином, который постоянно проживает за пределами РФ (за исключением случаев совершения преступления на территории России);
  • работа на основании Устава предприятия;
  • можно получить статус юридического лица, но только после регистрации в ЕГРЮЛ;
  • подача заявления на регистрацию не гарантирует, что обращение будет удовлетворено (есть список оснований для отказа, которые не исключают возможность повторной подачи заявления);
  • допускается реорганизация, но только на основании общего собрания учредителей и членов;
  • ликвидация допускается только после принятия такого решения общественным собранием.

Права и полномочия

Таблица «Права и обязанности общественных организаций»:

ПолномочияОбязательства
Свободное распространение информации об объединенииСоблюдение требований законодательства
Проведение мирных пикетов и шествийРегулярное формирование отчетов о деятельности, а также бухгалтерских отчетов
Привлечение СМИ к работеПредоставление по запросам необходимой информации контролирующим органам
Подготовка письменной инициативы к государственным/муниципальным органам властиСвоевременная регистрация объединения
Участие в референдумах и выборах
Защита интересов организации в судах

Также учредители могут самостоятельно выбрать желаемое наименование, которое не содержит отсылку к государственным или муниципальным органам.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий