Законодательный процесс
Он представляет собой комплекс действий, сменяющих друг друга в установленной последовательности. В соответствии с установленными правилами осуществляется представительная деятельность ФС. Законодательный процесс включает в себя пять основных стадий. На первом этапе представляется предложение от лиц, наделенных соответствующей возможностью. Дальнейшие стадии предусматривают:
- Предварительное рассмотрение.
- Обсуждение и принятие Госдумой.
- Рассмотрение и одобрение СФ.
- Подписание и обнародование Президентом.
Кроме этих основных процедура может включать в себя и факультативные (дополнительные) этапы:
- Преодоление разногласий, которые возникли между Госдумой и СФ вследствие отклонения последним принятых актов.
- Повторное рассмотрение законов, которые отклонены Президентом.
Вся процедура проводится в соответствии с конституционными положениями (ст. 104-108), а также Регламентами Палат СФ.
Стадии законотворческого процесса в РФ
Законодательная деятельность – это создание и корректировка законопроектов. Такая идея может быть подана ограниченным кругом лиц. Это называется законодательной инициативой, которую утверждает Конституция государства. Все лица, имеющие инициативу, обязаны участвовать в рассмотрении проекта. Процесс состоит из следующих этапов:
- Депутаты обсуждают текст закона, содержание. Изначально этим занимаются члены Государственной Думы. Субъект докладывает им о своем законопроекте, устраняются все неточности, задаются вопросы. Крупные или чересчур значимые законы выносятся на обсуждение народа. Например, проводится референдум.
- Проходит голосование среди участников Госдумы. Оно состоит из трех этапов, предусматривает вынесение решения о принятии или непринятии проекта.
- Текст законодательного акта рассматривается в Совете. Для одобрения необходима половина голосов Совета. Второй вариант – отсутствие ответа от депутатов на протяжении четырнадцати дней.
- После бумаги переходят к Президенту. Он также в течение двух недель может рассматривать закон. Если глава государства принимает его, он ставит свою подпись на документе, после чего информация об обновлениях передается народу. Используются средства массовой информации. Ознакомиться с текстом конституционных, федеральных законов, выпущенных правительством, можно в течение семи дней после утверждения проекта Президентом.
Каждый этап тщательно контролируется. Процедура проходит в соответствии с нормами Конституции, законодательных актов.
Законотворческий процесс в РФ.
Законодательный процесс – порядок деятельности по созданию и принятию закона или иного нормативного акта.
Стадии законодательного процесса
- законодательная инициатива, т.е. внесение законопроекта или законопредложения;
- рассмотрение законопроекта в парламентских палатах и комитетах (комиссиях);
- принятие закона;
- санкционирование, промульгация и опубликование закона; эту стадию иногда разделяют на санкционирование (подписание) главой государства и промульгацию с официальным опубликованием.
Законодательная инициатива – это официальное внесение в парламент законопроекта или законопредложения.
Законопроект – текст будущего закона со всеми его атрибутами (преамбулой, статьями, параграфами, точными формулировками норм и т.д.).
Законопредложение – лишь идея или концепция будущего закона.
В РФ субъектами права законодательной инициативы в соответствии со ст. 104 Конституции РФ являются
- Президент РФ
- Совет Федерации
- члены Совета Федерации
- депутаты Государственной Думы
- Правительство РФ
- законодательные (представительные) органы субъектов РФ
- Конституционный Суд РФ
- Верховный Суд РФ,
Стадия утверждения законопроекта
( Конституция РФ , статьи 105-108)
- Закон в РФ принимается Государственной Думой большинством голосов
- Принятый Государственной Думой закон должен быть в течение 5 дней передан на рассмотрение Совета Федерации.
- Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты или в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации
- В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты Федерального Собрания могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий.
- Далее закон повторно рассматривается Государственной Думой.
- Закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2.3.от общего числа депутатов Государственной Думы
- Принятый закон направляется в течение 5 дней главе государства – Президенту для подписания и обнародования
- Президент в течение 14 дней подписывает и обнародует закон
- Если Президент отклонит закон, то обе палаты вновь рассматривают его . Если не менее 2.3 Федерального Собрания выступят за закон, то Президент должен его подписать и обнародовать в течение 7 дней.
Промульгация закона — опубликование принятого и утвержденного закона в официальном печатном органе, осуществляемое главой государства в установленные законом сроки. Только после промульгации закон обретает обязательную силу.
Вступает в силу закон по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок.
Таким образом, Конституция РФ определяет чёткий порядок всего законодательного процесса — от внесения инициативы до обнародования закона в обществе. Каждый этап чётко продуман, имеет свои критерии принятия закона, что позволяет наиболее объективно издавать законы страны.
Законотворчество
Законотворчество необходимо обществу и государству для урегулирования частных и публичных интересов. Оно ставит перед собой и такие задачи:
- решение наиболее резонансных для общества вопросов, путем установки специальной процедур;
- введение, изменение или прекращение прав и обязанностей участников таких правоотношений.
Законотворчество урегулировано нормами Конституции РФ и включает в себя важнейшие стадии:
- Законодательная инициатива.
- Обсуждение закона в двухпалатном парламенте.
- Одобрение закона.
- Подписание закона.
- Опубликование и вступление в силу.
Процесс обсуждения и решения вопроса об одобрении законопроекта достаточно понятен и четко урегулирован нормами права. Опубликование и вступление в силу закона также достаточно известная процедура, которая преследует цель ознакомления граждан и иных лиц с изменениями в старом правовом акте или с принятием нового. Однако стадия, связанная с инициативой, наиболее трудоемкая, к тому же именно к ней выделяется больше всего ограничений.
Второе чтение
Перед началом рассмотрения выступает член ответственного комитета. Он сообщает о результатах обсуждения, поступивших поправках и итогах их изучения. После этого председательствующий выясняет, есть ли возражения против замечаний и предложений, рекомендуемых для внесения ответственным комитетом. При их отсутствии уполномоченное лицо ставит на голосование вопрос о принятии поправок. Если возражения есть, то председательствующий ставит на голосование предложения и замечания, которые одобрены всеми, а затем отдельно каждую поправку, вызвавшую несогласие. Далее рассматриваются дополнения, рекомендуемые к отклонению. Принятие решения по ним осуществляется также, как и для одобренных поправок. После этого обсуждаются оставшиеся дополнения. Поправки, по которым ответственный комитет не принял решения, ставятся на голосование отдельно. Далее вносится предложение обо всем законопроекте в целом. Принятый во втором чтении акт отправляется в ответственный комитет. При участии Правового Управления устраняются вероятные внутренние противоречия, устанавливается правильная взаимосвязь статей. Также проводится редакционная правка на основании поправок, принятых во втором чтении. По окончании этой работы документ представляется в Совет Госдумы.
Регламент
Законотворческий процесс проходит в определенном порядке, утвержденном на официальном уровне. Рассмотрение проектов сначала осуществляется на уровне комитетов Парламента. После этого акт направляется на обсуждение в Госдуму. В ходе первого чтения рассмотрению подлежат только принципиально важные, самые основные положения документа. После принятия большинством законопроект с поправками отправляется в комитет. Этот орган ответственен за его подготовку, доработку с учетом внесенных замечаний и предложений. После проведения этой работы акт отправляется в Госдуму на второе чтение. В ходе него проходит конкретное, постатейное обсуждение акта вместе с поправками. После этого документ вновь направляется в комитет, который подготавливает его к третьему чтению.
Готовый законопроект снова отправляется в Госдуму. В рамках третьего чтения не допускается внесение изменений в содержание акта. На этом этапе закон или принимается, или нет. Отправка документа в СФ осуществляется в пятидневный срок.
Понятие законодательного процесса
Определение 1
Законодательный процесс, его понятие и стадии включают порядок, в соответствии с которым разрабатываются, обсуждаются проекты законов в форме нормативных правовых актов, осуществляется принятие их высшим органом власти в государстве, что регулируется нормами права.
Рассматриваемый процесс в любой стране должен быть подчинен соответствующим нормам, правилам и даже иногда традициям, отходить от которых нельзя. Каждая страна обладает собственной спецификой законодательного процесса, но общим для всех государств является регулирование создания законов с помощью конституции и законодательства; осуществление высшим органом власти в стране; законодательный процесс в виде процедуры, включающей последовательные, меняющие друг друга обязательные этапы. Проще всего будет рассмотреть этот процесс на примере России.
Законодательный процесс в РФ и его стадии
Субъекты, наделенные правом законодательной инициативы
Процесс создания закона – это определенная последовательность действий, так называемых этапов, на каждом из которых происходит выполнение какой-либо части законотворчества. Изначально возникает необходимость в регулировании определенной социальной проблемы, появившейся в обществе
Данная потребность возникает самопроизвольно, а действительно важной характеристикой в ее значении считается острота проблемы и ее актуальность
Есть несколько стадий правотворческой работы
В Российской Федерации, правом на принятие законотворческого решения наделена Государственная Дума. Она может создавать, изменять или отменять определенные правовые нормы, работает над текстом принимаемого законопроекта. Правотворческая работа – это длительный процесс, в некоторых ситуациях занимающий несколько лет. Поэтому его разбивают на определенные стадии, связанные между собой:
- Первая стадия. На этом этапе субъект, наделенный правом законодательной инициативы, подает законопроект на дальнейшее его изучение Государственной Думой. Совет этого органа, а также специальный комитет, занимаются подготовкой законопроекта к последующему рассмотрению. На этой стадии также происходит первое чтение, на которой определяется суть законопроекта. После обсуждения, законопроект может быть принят в первом чтении и одобрен к дальнейшей проработке, либо может быть отклонен по определенным причинам.
- Вторая стадия. Происходит доработка законопроекта во втором чтении. Анализируется содержание законопроекта, рассматриваются более продуктивные и качественные возможности правового воздействия. На этой стадии в законопроект могут вноситься определенные поправки, принимаемые в результате голосования. Законопроект может быть отклонен в результате второго чтения и дальнейшей работы над ним проводиться не будет.
- Третья стадия. На этом этапе происходит третье чтение, на котором определяется конечный текст законопроекта. Избавляются от различных недочетов в законопроекте, правильным образом устанавливают связь между изменениями, которые были внесены на второй стадии. На этом этапе запрещается внесение каких-либо исправлений в законопроект, либо возвращение к его обсуждению. Законопроект, который не принимается на третьем чтении, дальнейшей работе с ним не подлежит. В случае, если его одобрят, законопроект рассматривается Советом Федерации.
- Четвертая стадия. Занимает две недели. Если законопроект не был рассмотрен в течение этого строка, его автоматически считают принятым, и работа над ним переходит на следующий этап. Если в результате голосования Советом Федерации закон отклоняется, то возможно создание специальной комиссии, целью которой является устранение разногласий. После этого, законопроект проходит повторное рассмотрение.
- Пятая стадия. Президент РФ рассматривает законы, принятые нижележащими органами власти. На его рассмотрение отводится две недели. В случае, когда Президент РФ не подписывает законопроект, его отправляют на повторное рассмотрение. В этом случае, необходимо принятие закона большей частью голосующих – не менее 2/3 голосов должно быть в пользу одобрения законопроекта. После чего законопроект подписывается Президентом РФ и обнародуется.
- Шестая стадия. На этой стадии закон вступает в действие. Его текст официально публикуется в течение недели после подписания. Законодательный процесс в Российской Федерации может быть разбит на шесть стадий, логично связанных между собой и сменяющих друг друга в определенном порядке. В течение всего этого процесса, законопроект рассматривается различными органами власти и либо подлежит одобрению, либо отклоняется. Принятые законные подписываются Президентом РФ и обнародуются.
Право законодательной инициативы в РФ принадлежит некоторым органам государственной власти. Суть этого права в том, что оно дает возможность подавать законопроекты на рассмотрение, то есть, начинать процесс законотворчества. Этот процесс может быть разбит на логичные стадии, которые идут одна за другой. Во время этого процесса законопроект неоднократно рассматривается различными органами государственной власти и либо принимается, либо отклоняется.
Об законодательных инициативах в — обзорном материале:
Постановление
Закон будет считаться отклоненным, если за него не проголосовало нужное количество членов СФ. Решение об этом должно быть оформлено в виде Постановления. В этом документе может содержаться список статей, разделов, глав, по которым следует преодолеть разногласия между Госдумой и СФ. Кроме этого, в Постановление может включаться предложение о формировании согласительной комиссии. В случае повторного рассмотрения Госдума принимает закон с учетом замечаний СФ, ответственный комитет подтверждает это в форме заключения. После этого направляется предложение в СФ об одобрении документа без обсуждения. Если Госдума приняла только часть рекомендаций Совета Федераций, рассмотрение в СФ осуществляется как вновь принятого документа. Постановление об отклонении либо одобрении нормативного акта направляется в Госдуму. Это должно быть сделать в пятидневный срок с момента принятия соответствующего Постановления.
Рассмотрение
Оно проводится в трех чтениях. В первом обсуждается концепция законопроекта, оценивается соответствие его основных положений Конституции страны. Кроме этого, определяется практическая значимость и актуальность документа. Обсуждение начинается с доклада лица, которому предоставлена законодательная инициатива. Также выступает представитель ответственного комитета. В процессе рассмотрения заслушиваются замечания и предложения полномочных представителей Главы страны, депутатских объединений, членов Правительства, представительных органов регионов и прочих лиц, которые приглашены на заседание.
Понятие законодательного процесса
Очевидно, что целью законодательного процесса является обеспечение верховенства закона в правовом государстве
В этой связи крайне важно определиться с понятийным аппаратом термина «законодательный процесс». При этом следует обратиться к широкому спектру источников. Итак, законодательный процесс понимается по разному
Подробнее можно увидеть в таблице
Итак, законодательный процесс понимается по разному. Подробнее можно увидеть в таблице.
Термин | Трактовка |
Законодательный процесс | Деятельность участников (субъектов) по внесению проекта ФКЗ, ФЗ, его рассмотрение, принятие (одобрение), подписание и обнародование, вступление в силу. |
Упорядоченный процесс принятия законов, состоящий из ряда последовательных, логически завершённых этапов от разработки законопроекта до введения его в действие в качестве закона . | |
Процесс принятия парламентом к рассмотрению законопроектов, их обсуждения, принятия и обнародования законов. Импульсом для начала З.п. является осуществление права законодательной инициативы соответствующим органом или лицом и внесение им в парламент законопроекта . |
Как видно из трактовок понятия законодательного процесса, его понимание не однородно. Это требует обращения к узкому и широкому пониманию термина. Прежде всего, законодательный процесс как юридическое понятие необходимо строго отграничить от общесоциального понятия законотворчества. Смешение их допускается порой даже в учебной литературе.
Законодательный процесс, как и любой юридический процесс, имеет два значения:
- порядок деятельности (в данном случае по созданию закона);
- сама эта деятельность. Она осуществляется законодательным органом – парламентом и главой государства при возможном в определенных случаях участии правительства либо в редких случаях посредством рассмотренной нами выше процедуры референдума.
Законодательный процесс как международно-правовая категория обладает определенными особенностями в разных странах. Однако, несмотря на существующие отличия можно выделить общие черты:
- Законодательный процесс состоит из нескольких этапов или другими словами, стадий, последовательность и обязательность которых установлены законами и иными принятыми в соответствии с ними нормативными актами;
- Законодательный процесс осуществляется специальными субъектами;
- Законодательный процесс направлен на создание акта высшей юридической силы – закона.
Законодательный процесс тесно связан с законотворчеством. Само по себе законотворчество являет собой сложный неоднородный процесс, включающий в себя несколько стадий, которые отражены на рисунке 1.
Законотворчество в Российской Федерации осуществляется не только на федеральном, но и на региональном уровне. Региональное законотворчество также обладает рядом особенностей, которые отражены в действующих нормативно-правовых актах. Само по себе понятие регионального законотворчества очень актуально раскрыто в определении предложенном Т.А. Золотухиной:
Рисунок 1. Стадии законотворчества
Отдельно необходимо обратиться к пониманию субъекта законотворчества в сравнении в субъектом законодательного процесса. К субъектам законодательного процесса относятся его участники, действия которых направлены на создание закона. В их число могут входить:
- государственные органы,
- должностные лица,
- граждане,
- различные общественные политические силы, такие как политические партии, общественные организации и т.д.
Необходимо различать понятия «субъект законотворчества» и «субъект законодательного процесса». Первое носит более широкий, общесоциальный характер; субъект законодательного процесса всегда участвует в законотворчестве. В то же время органы, организации, лица, занимающиеся, например, выявлением потребностей в принятии закона, не всегда могут быть сами участниками правоотношений, составляющих законодательный процесс.
Законотворческий процесс в РФ — каковы основные этапы создания закона
Существует несколько классификаций этапов создания закона в РФ. Наиболее обобщенный законотворческий процесс в Российской Федерации состоит из четырех стадий:
- Законодательная инициатива. На первой стадии законотворческого процесса проект вносится в Госдуму. Это единственная инстанция, куда попадает документ. Согласно Конституции страны, нижняя палата отвечает за прием законопроектов, а верхняя палата принимает решение об окончательном одобрении или отклонении. Следовательно, в сфере законодательства палаты выполняют различные функции.
- Рассмотрение. Закон изучается Госдумой. Изначально представители встречаются на неофициальном, предварительном собрании, чтобы обсудить проект. После разрабатывается ряд доработок, приложений и замечаний. На официальном собрании депутаты повторно собираются и снова обсуждают законопроект. Последнее заседание также проходит официально, оно является третьим.
- Приятие. Как и все основные этапы создания закона, стадия принятия требует участия всех представителей Госдумы. Она может проходить по-разному, в зависимости от типа законопроекта. Для обычного федерального акта достаточно получить голоса от большинства участников голосования. Это пятьдесят процентов политиков и один голос. Сейчас Госдума включает 450 человек. Если ведется рассмотрение конституционного, федерального проекта, он должен набрать две трети голосов.
- Одобрение. Совет Федерации изучает законодательный документ. Государственная дума передает его для получения одобрения. Окончательное решение Совета ожидается до двух недель. Документ могут отклонить или одобрить.
- Завершающая стадия. Этапы законотворческого процесса заканчиваются подписанием проекта и его обнародованием. Предварительно документ должен одобрить Президент. Он рассматривает закон, процесс может занять еще две недели. Если Президент подписывает закон, информация об обновлениях распространяется среди средств массовой информации. Если глава государства отклоняет законопроект, он отправляется на доработку и повторное изучение.