Государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения»[править]
Программа направлена на предотвращение роста напряженности на рынке груда, привлечение иностранных работников в соответствии с потребностями экономики, содействие поддержанию высокой квалификации и сохранению здоровья работников, а также обеспечение защиты трудовых прав граждан
К способам решения проблем, связанных с безработицей, на федеральном уровне можно отнести:
– создание центров занятости;
– учет и регистрация безработных;
– помощь в трудоустройстве;
– ограничение иммиграции иностранной рабочей силы;
– обеспечение лучшего информирования безработных о доступных вакансиях;
– организация и обеспечение переквалификации безработных;
– организация общественных работ;
– стимулирование самозанятости населения (в т. ч. предпринимательской деятельности);
– материальная поддержка, выплата пособий по безработице.
Можно отметить также, что в последние годы программы, реализуемые на региональном уровне в разных регионах РФ, направлены на трудоустройство людей с ограниченными возможностями, на помощь в трудоустройстве молодежи, на профессиональное образование и переквалификацию работников, находящихся под риском увольнения, на субсидирование бизнес-идей, благодаря которым создаются новые рабочие места.
Учитывая это, можно сделать вывод, что именно проведение активной политики, направленное на создание новых и обновление действующих рабочих мест, субсидирование предпринимателей для создания ими рабочих мест, а также проведение мероприятий в области решения негативных социальных последствий безработицы смогут способствовать сохранению уровня занятости населения на желаемом уровне.
Таким образом, задачей государства в сфере занятости является достижение оптимального уровня трудоустройства населения. Для достижения этой цели необходимо действовать по основным направлениям: программам, направленным на стимулирование роста занятости, подготовку и переподготовку кадров, содействие найму рабочей силы, введение систем социального страхования безработицы и обязательного пенсионного обеспечения.
В связи с этим, определяют комплекс мер, учитывая вид безработицы. Обобщив методы, мы определили основные: информирование населения о вакансиях, повышение мобильности, проведение программ профессиональной подготовки, поддержка предпринимательской деятельности, создание гибких форм занятости, а также законодательная деятельность.
Будет ли расти безработица?
Можно сказать, что российская экономика справилась с самым сложным этапом пандемии. Самые негативные прогнозы не сбылись. И нет причин считать, что они сбудутся позже.
Есть вероятность, что потерянные рабочие места будут создаваться государством. И в дальнейшем рыночные отношения окажутся в ещё более странном положении. Где именно чиновники, будут принимать главные решения.
Но это уже не только ситуативный вопрос, но и долгосрочный. Многое будет зависеть от стратегии, которую вырабатывают государственные экономисты.
Вполне возможно, что уже через 10-15 лет. Роль государства в российской экономике станет максимальной. Но это не точно.
Глава 3. Проблемы занятости в мировой экономике
Высокие темпы прироста населения развивающихся стран, при сохранении его «омоложенной» возрастной структуры (около 34% людей в возрасте до 15 лет) ведут к увеличению масштабов трудовых ресурсов. Это приводит к необходимости создания новых рабочих мест с целью ликвидации частичной или полной безработицы (до 2000 г. необходимо создать почти 1 млрд, рабочих мест). По подсчетам экспертов Международной организации труда (МОТ) для удовлетворения потребности в занятости и ликвидации безработицы до 2025 г. на планете необходимо ежегодно 50 млн. дополнительных рабочих мест, в т.ч. 40 млн. — в развивающихся странах.
Осуществить это практически невозможно по многим причинам. Одна из них НТР, которая при всех своих положительных результатах имеет и негативные, в том числе — увеличение безработицы в результате вытеснения живого труда. Например, в Японии каждый робот лишает работы 3-4 человек. Во Франции до 2000 г. внедрение микроэлектроники приведет к сокращению численности промышленных работников на 40%, служащих — на 1/3 (при уровне безработицы в 1994 г. — 9-10%). По данным МОТ наиболее остро от безработицы страдают Испания, Боливия и Пуэрто-Рико, где более 20% активного населения — безработные. Различия между странами большие — от 3% в Японии до 23% в Испании.
В соответствии с определением МОТ к безработным относятся лица, не имеющие работы, активно ее ищущие и готовые начать работать в течение определенного периода. Это определение включает не полностью занятых, вынужденную безработицу и тех, кто попадает во временные обстоятельства. Учет безработных ведется путем обследований домашних хозяйств, регистрацией безработных или учета выплат по безработице. В число занятых МОТ включает лиц, которые работают не менее 1 часа в неделю и учитываются в отчетных документах.
Увеличение безработицы произошло в результате увеличения предложения рабочей силы, которое определялось увеличением трудоспособного населения, и прежде всего пополнением рабочей силы женщинами.
Положение с занятостью резко ухудшилось в странах Западной Европы, где уровень безработицы превзошел уровень США на 1/6, т.к. они не смогли обеспечить создание рабочих мест соответствующими темпами. Но т.к. США создавало новые рабочие места за счет низкооплачиваемой рабочей силы в сфере услуг, это способствовало замедлению производительности труда по сравнению с Западной Европой.
Обострение проблем занятости, структурные сдвиги в хозяйстве приводят к пересмотру уже сложившихся форм использования рабочей силы и трудовых отношений. Резко возросла роль нетрадиционных форм занятости, в первую очередь, частичной и временной, которые позволяют с наименьшими издержками регулировать уровень занятости на предприятиях в зависимости от спроса. В США, Канаде, Японии доля частично занятых увеличилась до 20%, в странах ЗЕ — до 15%.
Примерно в половине стран возросли различия в зарплате в пользу высокооплачиваемых категорий. Повышение образовательного уровня затормозилось в большинстве ведущих промышленно развитых стран, что сопровождалось повышением оплаты более образованных. Ряд стран сократил системы выплат по безработице, уменьшил или ликвидировал минимальные зарплаты. Характер занятости послужил одной из причин увеличение разрыва в оплате мужского и женского труда (в развитых странах зарплата женщин составляет 66-90% от зарплаты мужчин).
Переход к рыночным отношениям стран Восточной Европы и стран СНГ происходит на фоне спада производства, структурной перестройки экономики и сопровождается увеличением безработицы и, как следствие, ростом эмиграционных процессов. Уже в 1991 г. уровень безработицы составил от 3% (в Румынии) до 12% (в Болгарии, Польше) экономически активного населения (средний показатель по странам ОЭСР- Организация экономического сотрудничества и развития — 7%). В ближайшее время уровень безработицы в странах Восточной Европы достигнет 15% и будет еще увеличиваться.
Первые шаги к рынку в странах СНГ вызвали возрастающую нестабильность занятости, увеличение масштабов высвобождения рабочей силы. В 1994 г. в России насчитывалось 223,7 тыс. официально зарегистрированных безработных (реальное число их гораздо выше), в 1995 реальных безработных по прогнозам Комитета по занятости насчитывалось от 7 до 10 млн.
Подобная тенденция наблюдается в Украине и других государствах СНГ. По данным Министерства труда Украины на 1994 г. у нас было зарегистрировано 228 тыс. безработных, что в 1,4 раза больше, чем в 1993 г. Скрытая безработица (неоплачиваемые отпуска, сокращенная рабочая неделя…) в стране составила 7 млн. человек.
Проблемы безработицы с позиции государства
Макроэкономическая проблема безработицы, а именно ее уровень, в итоге оказывает прямое влияние на величину ВВП. Государство, в том числе в лице служб труда и занятости, проводит определенную работу, направленную на снижение уровня безработицы и повышения уровня занятости населения. Однако, разрабатываемые меры не всегда являются эффективными. Так можно вспомнить систему государственной поддержки предпринимателей, которая с конца прошлого десятилетия проводилась на территории всей страны. Государство через муниципальные службы занятости представляло начинающим предпринимателям финансовую поддержку, сначала в размере 60 тыс.руб., а потом и 100 тыс.руб. на человека. Очень много за период действия этой программы начинающих предпринимателей воспользовались этой поддержкой, однако, как такового существенного экономического эффекта это не дало. Во-первых, эта сумма очень мала для того, чтобы открыть какой – либо бизнес, ведь на нее можно было лишь, либо проплатить аренду за несколько месяцев, либо приобрести офисное оборудование. Во-вторых, предполагалось, что предприниматель вернет эту сумму за счет налоговых платежей и отчислений во внебюджетные фонды. В-третьих, не проводимый должным образом контроль за выделением и использованием этих средств, породил довольно большое количество мошенников.
Если рассматривать
небольшие муниципальные образования (поселки, деревни и т.д.), то здесь
реальной государственной поддержки занятости населения практически нет. Опять же, на этой оказывают влияние
определенные факторы. Во-первых, не строятся предприятия, не открываются новые
заводы, старые предприятия, в том числе градообразующие закрываются. Возьмем, к
примеру, пгт. Крапивинский в Кемеровской области, где около 5 лет назад была
закрыта единственная угольная шахта, на которой работало довольно большое
количество местного населения. Приводить таких примеров можно очень и очень
много, но все они характеризуют неэффективную политику государства в области
управления занятостью населения. Во-вторых, в начале 2000-х годов мы наблюдали
существенный рост и развитие малого предпринимательства во всех сферах и
областях экономики. Малые предприятия обеспечивали занятостью не только себя
(имеется ввиду индивидуального предпринимателя), но и свою семью, члены
которой, как правило, трудились вместе с предпринимателем. Сейчас же обратная
ситуация, высокая конкуренция торговых ритейлеров привела к масштабному
«угасанию» малого бизнеса. Да, ритейлеры обеспечивают занятость населения, ведь
они открывают новые рабочие места, но ведь здесь возникает другая проблема, а
именно проблема оттока капитала с территории.
Каких новых качеств требует безработица от работников?
Естественная безработица обобщает два вида: фрикционную и структурную. Именно такой термин используется для определения нормального уровня состояния экономики. Данный показатель является самым лучшим среди всех остальных, так как, с одной стороны, он не имеет слишком высокого значения, чтобы вести речь о проблемах занятости ресурсов, с другой же – его значение достаточное для обеспечения гибкости на рынке труда. Естественная безработица в России является необходимым резервом рабочей силы, используемым в случае необходимости.
Циклическая безработица представляет собой показатель, возникающий при спаде экономического цикла. В процессе возникновения такого состояния экономики происходит существенное снижение производственной активности, закрытие отдельных предприятий и рост численности безработных. Таким образом, циклическая безработица равна разнице фактического и естественного уровней аналогичных показателей.
Скрытая безработица характерна для российской экономики. Ее сущность заключается в переведении сотрудников на сокращенный режим работы предприятиями при наличии экономического кризиса в стране. Это выражается в неполной рабочей неделе либо неполном рабочем дне. Формально такие работники не могут быть отнесены к категории безработных, но фактически они такие.
Таким образом, любой из видов безработицы является важным элементом экономической системы. Она должна находиться в определенных рамках, в пределах которых достигается состояние экономической стабильности и оптимального роста.
Появление безработицы в России
В России проблема безработицы появилась на переходе к капиталистическому пути развития. Переход к рыночной экономике необратимо привёл к колоссальным переменам в использовании трудовых ресурсов. Сокращение деятельности крупного количества предприятий, резкое снижение социально– экономического положения негативно повлияли на использование накопленного производственного потенциала, стали причиной резкого роста безработицы населения. К потере высококвалифицированных кадров привела возможность миграции населения в другие страны. Не мигрировавшее экономически активное население не соответствовало требованиям новой экономики. Негативное отношение государственного аппарата к малому предпринимательству, существующее в то время, мешало созданию новых рабочих мест, тем самым, ухудшая ситуацию. Кроме того, в 2014 году Россия вступила в зону экономического регресса, что моментально отразилось на состоянии внутренних рынков и позиции страны в мире.
На современном этапе развития Российской Федерации одну из основных экономических проблем представляет проблема безработицы. Согласно опубликованным Росстатом основным социально–экономическим показателям численность рабочей силы в возрасте 15–72 лет в декабре 2017 года составила 76,3 миллиона человек, среди которых 72,4 – занятые экономической деятельностью, а 3,9 – безработные с применением критериев МОТ:
- Не имели работу;
- Занимались поиском работы, то есть обращались к администрации организации или работодателя, в государственную или коммерческую службу занятости, помещали объявления в печати, использовали личные связи или предпринимали попытки организовать собственное дело;
Были готовы приступить к работе в течение обследуемой недели. Уровень безработицы в декабре 2017 года составил 5,1% (без исключения сезонного фактора), а в конце этого месяца в органах службы занятости населения состояло на учёте в качестве безработных 776 тысяч человек. Кроме того, в рассматриваемый момент времени самый низкий уровень безработицы (3,1%) отмечался в Центральном федеральном округе (ЦФО), а самый высокий (11,0%) – в Северо–Кавказском федеральном округе (СКФО).
Этот факт объясняется разницей в развитии федеральных округов – ЦФО обладает наиболее крупными экономическим, финансовым и трудовым потенциалами, отличается особой инвестиционной привлекательностью, а СКФО имеет слабо развитый сектор экономики, низкие показатели качества жизни населения. Согласно итогам выборочного обследования рабочей силы, проводимым Росстатом, численность рабочей силы в возрасте 15 лет и старше в августе 2018 году составила 76,9 миллионов человек, среди которых 73,4 – занятые экономической активностью, 3,5 – безработные с применением критериев МОТ. Кроме того, в среднем за июнь–август 2018 года в Центральном федеральном округе наблюдался самый низкий уровень безработицы (2,8%), а в Северо–Кавказском федеральном округе – самый высокий (10,0). Оба показателя по ЦФО и СКФО снизились по сравнению с декабрём 2017.Уровень безработицы в августе 2018 года составил 4,6% (без исключения сезонного фактора). По данным Роструда в конце августа 2018 года в органах службы занятости населения состояло на учёте в качестве безработных 679 тысяч человек, что на 97 тысяч меньше по равнению с декабрём 2017 года. Таким образом, в 2017 и 2018 году четко прослеживается снижение безработицы.
Виды безработицы
Из основных причин можно выделить четыре вида безработицы:
- фрикционная ? (связана с временным поиском работы)
- циклическая ? (связана с изменением экономических циклов)
- структурная ? (связана с изменением в структуре экономики)
- сезонная ? (связана с отсутствием спроса на рабочую силу в определенные сезоны)
Фрикционная безработица
Данный вид безработицы формируется из людей, которые потеряли работу (например, были уволены) и в данный период занимаются ее поисками. Обычно фрикционно безработные находятся в данной категории 1-3 месяца — как раз за это время они ищут работу.
Пример ?: Иван 2 месяца работал на Липецком автозаводе, но ему не понравился коллектив, поэтому он был вынужден уволится с завода в мае 2019 года. Через два месяца он нашел работу в ресторане «Макдональдс». Получается, в течение двух месяцев поиска работы, он был фрикционно безработным.
Циклическая безработица
Так как рыночной экономике свойственен переход от экономического пика к кризисам, это явление также оказывает влияние на занятость людей: во время кризисов закрывается множество предприятий (либо они сокращают часть работников) и, соответственно, все работники данных компаний становятся безработными.
Пример ?: В 2008 году во время экономического кризиса в Ульяновске были уволены две тысячи работников местных компаний.
Структурная безработица
К данному виду безработицы принято относить людей спрос на профессию которых упал: если количество вакансий на определенные профессии меньше чем число людей данной профессии. Часто данное явление связано с устареванием ряда профессий и переходом предприятий на новые технологии.
Пример ?: Виктория работала шахтером в Кузбасе, однако ее шахта закрылась и ей пришлось уволиться. Теперь Виктория не может найти работу по своей профессии так как многие шахты закрываются из-за падения спроса на уголь, так как люди стали использовать более эффективные источники энергии.
Сезонная безработица
Данный вид безработицы связывают с работниками профессий, спрос на которые действует только в определенные сезоны. Все остальное время специалисты не работают, так как им негде это делать.
Пример ?: Михаил работает частным преподавателем-репетитором по обществознанию. Во время учебного года он готовит выпускников к ЕГЭ, но летом, после сдачи ЕГЭ, у него нет учеников, потому что ну кто будет готовиться к экзаменам летом? ?
Виды безработицы
На рынке труда безработица представлена в трёх основных видах:
Фрикционная безработица
Фрикционная безработица, существующая даже в странах, переживающих бурный экономический расцвет, связана с определенным количеством времени, потраченным при переходе людей из одной области в другую или из одной организации в другую, а также при поиске работодателями рабочей силы, имеющей походящую им квалификацию. Экономическая наука считает фрикционную безработицу допустимым явлением, не вызывающим тревогу. Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет улучшения информационного обеспечения рынка труда, устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы: создание развитого рынка жилой недвижимости, увеличение масштабов жилищного строительства, смягчить административные барьеры для переезда.
Структурная безработица
Структурная безработица связана с изменением спроса на труд в отдельных отраслях и регионах вследствие научно–технического прогресса (НТП). Процесс развития экономики непрерывно сопровождается некоторыми изменениями, включающими в себя появление новых технологий, новых товаров и новых услуг, которые, в свою очередь, вытесняют устаревшие. Этот процесс влечет за собой образование сдвигов в структурах спроса на рынке труда, капиталов и товаров. Предприятия в погоне за новыми технологиями пересматривают структуру своих ресурсов и, в частности, ресурсов труда. Внедрение новых технологий приводит либо к увольнению части персонала, либо к их переобучению, поэтому зачастую следствием такого вида безработицы являются перемены в профессионально–квалификационной структуре рабочей силы. Структурная безработица характеризуется длительным периодом незанятости, требованием повышения квалификации, исчезновением одних профессий и появлением других. Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации, протекционистские меры по защите рынка.
Циклическая безработица
Циклическая безработица присуща странам, переживающим общий экономический спад, когда массовые увольнения начинаются почти одновременно и повсеместно. Этот вид безработицы связан с увеличивающими число безработных факторами: экономическим спадом, ослаблением деловой активности, сокращением реального валового национального продукта (ВНП) и высвобождением работников. С циклической безработицей наиболее трудно бороться.
Методы преодоления циклической безработицы
Для решения такой проблемы наиболее эффективными считаются следующие меры:
- Создание условий для роста спроса на товары (стимулирование роста экспорта, поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия);
- Реализация программ поддержки малого предпринимательства, помогающих людям открывать собственное дело;
- Реализация программ поддержки для молодых работников (экономическое стимулирование молодёжной занятости, создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодёжи, создание центров обучения молодых людей тем профессиям, шансы на занятость в которых наиболее высоки).
Все программы по борьбе с циклической безработицей не могут ликвидировать её полностью. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране.
Экономические и социальные последствия безработицы
Главная «цена» безработицы — уменьшение объема ВНП.
Когда экономика не в состоянии создать достаточное количество рабочих мест для всех, кто хочет и может работать, потенциальное производство товаров и услуг теряется безвозвратно.
Экономисты определяют эту потерянную продукцию как отставание объема ВНП. Это отставание представляет собой объем, на который фактический ВНП меньше потенциального ВНП.
Потенциальный ВНП определяется исходя из предположения о том, что существует естественный уровень безработицы при «нормальных» темпах экономического роста. Вывод таков: чем выше уровень безработицы, тем больше отставание ВНП.
История убедительно показывает, что массовая безработица приводит к быстрым, иногда очень бурным социальным и политическим переменам. Об этом свидетельствует сдвиг влево в американской политической теории во время депрессии 30-х гг.
Вызванный депрессией «новый курс» был подлинной революцией в американском политическом и экономическом мышлении.
Примером таких перемен является и приход Гитлера к власти в условиях безработицы. Более того, нет сомнений в том, что большой процент безработицы среди негров и других национальных меньшинств также является серьезной причиной беспорядков и насилия, которые периодически возникают в городах Америки и других стран. Безработица приводит к падению уровня благосостояния жителей страны и, что еще более серьезно, ломает судьбы множества людей. Часть из них остается без работы на многие годы и теряет последнюю надежду обрести ее хоть когда-нибудь. Что касается простых людей, исследователи находят прямую связь между ростом самоубийств, убийств, смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, психических болезней и высоким уровнем безработицы. И уж во всяком случае безработица приводит к постепенной утрате профессиональных навыков и знаний.
Рост безработицы, являющейся фактором углубления бедности и социальной нестабильности в обществе, должен быть отнесен к рангу наиболее значимых угроз экономической безопасности.
С одной стороны, сужение источников дохода семей при росте безработицы вызывает резкое сокращение потребительского спроса — спроса на товары и услуги, что, в свою очередь, ведет к уменьшению налоговой базы формирования бюджета и реализации социальных программ. Ну о каких налогах можно говорить, если большая часть населения живет за порогом бедности?
С другой стороны — повышение уровня безработицы чревато ростом преступности и самоубийств. По данным исследований университета Дж. Гобкинса (США), при росте безработицы на 1% число самоубийств увеличивается на 4,1%, число заключенных — на 5,7%, объем ВВП уменьшается на 4,5%.
В условиях России последствия могут быть еще более трагичными из-за устойчивой бедности населения. Недопустимость подобного развития событий требует внесения коррективов в стратегию реформ, проводимых в России.