Интерпретация понятия занятости
Данную категорию можно расшифровать как совокупность определенных экономических отношений, которые связаны с обеспечением рабочими местами, а также с участием в обширной хозяйственной деятельности.
Принято разграничивать все население на экономически неактивное и активное. Занятость очерчивает очень важный аспект социальной эволюции человека, который связан с удовлетворением его существующих трудовых потребностей. В качестве социально-экономической категории она характеризует деятельность, которая связана с удовлетворением общественных и личных потребностей, не противоречит законодательству и приносит человеку заработок (трудовой доход).
В соответствии с МОТ безработным признается гражданин, который не осуществляет трудовую деятельность, однако способен к работе и находится в активном ее поиске на протяжении последних 4 недель.
Что касается занятых, то это люди в возрасте старше 16 лет, которые трудятся по найму за определенную плату либо на себя (самозанятость), пребывают в отпуске либо временно не осуществляют никакой деятельности из-за болезни.
Формы безработицы
- Фрикционная — поиск работником лучшей работы с лучшими условиями труда, это период от увольнения до следующего устройства на работу или поиск работы впервые.
- Структурная – связана со структурными изменениями производства, усовершенствованием его, в результате чего работнику недостаточно знаний и умений
Фрикционная + структурная = естественная безработица
- Циклическая связана с особенностями экономического цикла — спадами и подъёмами.
- Сезонная – связана с сезонными особенностями той или иной деятельности (сельхозработы, туристический бизнес)
- Институциональная – это вид безработицы, созданный государственными структурами, отвечающими за рынок труда, и факторами, воздействующими на распределение рабочей силы:
- несовершенство в налоговой системе (например, пониженная ставка налога на доход неработающих физических лиц);
- социальные гарантии для неработающего населения (например, установление правительством высокого уровня пособия по безработице);
- недостаточная информированность центров занятости о возможных вакансиях.
Внешние формы проявления безработицы:
Открытая – ситуация на рынке труда, при которой индивид осознает, что он лишен работы, и официально регистрируется в службе занятости (на бирже труда )или не регистрируется (часть активного населения, предпочитающая работать на себя, то есть неофициально, скрывая свои доходы от государства, или, так называемые, тунеядцы, люди, не жалующие работать по своим жизненным убеждениям).
Скрытая – характеризуется неполной занятостью людей, имеющих возможность работать в полную силу: неполная рабочая неделя, сокращенный рабочий день;
Текучая – связана с периодическим «отталкиванием» и «притягиванием» рабочей силы на рынке труда
Застойная – длительная безработица( более 18 месяцев), чередующаяся с краткими периодами временной, случайной работы
Ловушка бедности – ситуация, при которой безработный, получающий пособие по безработице, прекращает поиски работы, так как возможная зарплата меньше пособия по безработице.
Пособие: первые три месяца 75%, последующие четыре- 65 %, затем – 45%. Платится не больше 12 месяцев.
Негативные экономические и социальные последствия безработицы:
- Недоиспользование экономического потенциала общества
- Снижение налоговых поступлений
- Снижение уровня жизни населения
- Потеря профессиональных знаний и навыков, что затрудняет возможность трудоустройства
- Ухудшение психологического состояния безработного, моральная травма, ведущая к алкоголизму, наркомании,
росту преступности
Позитивные последствия безработицы:
- Формирование мобильного «резерва» рабочей силы, который можно задействовать при расширении производства
- Сдерживание требований профсоюзов в части повышения заработной платы, что снижает предполагаемый уровень инфляции
- Усиление трудовой мотивации работающих, так как появляется опасение потерять работу
Виды безработицы
На рынке труда безработица представлена в трёх основных видах:
Фрикционная безработица
Фрикционная безработица, существующая даже в странах, переживающих бурный экономический расцвет, связана с определенным количеством времени, потраченным при переходе людей из одной области в другую или из одной организации в другую, а также при поиске работодателями рабочей силы, имеющей походящую им квалификацию. Экономическая наука считает фрикционную безработицу допустимым явлением, не вызывающим тревогу. Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет улучшения информационного обеспечения рынка труда, устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы: создание развитого рынка жилой недвижимости, увеличение масштабов жилищного строительства, смягчить административные барьеры для переезда.
Структурная безработица
Структурная безработица связана с изменением спроса на труд в отдельных отраслях и регионах вследствие научно–технического прогресса (НТП). Процесс развития экономики непрерывно сопровождается некоторыми изменениями, включающими в себя появление новых технологий, новых товаров и новых услуг, которые, в свою очередь, вытесняют устаревшие. Этот процесс влечет за собой образование сдвигов в структурах спроса на рынке труда, капиталов и товаров. Предприятия в погоне за новыми технологиями пересматривают структуру своих ресурсов и, в частности, ресурсов труда. Внедрение новых технологий приводит либо к увольнению части персонала, либо к их переобучению, поэтому зачастую следствием такого вида безработицы являются перемены в профессионально–квалификационной структуре рабочей силы. Структурная безработица характеризуется длительным периодом незанятости, требованием повышения квалификации, исчезновением одних профессий и появлением других. Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации, протекционистские меры по защите рынка.
Циклическая безработица
Циклическая безработица присуща странам, переживающим общий экономический спад, когда массовые увольнения начинаются почти одновременно и повсеместно. Этот вид безработицы связан с увеличивающими число безработных факторами: экономическим спадом, ослаблением деловой активности, сокращением реального валового национального продукта (ВНП) и высвобождением работников. С циклической безработицей наиболее трудно бороться.
Методы преодоления циклической безработицы
Для решения такой проблемы наиболее эффективными считаются следующие меры:
- Создание условий для роста спроса на товары (стимулирование роста экспорта, поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия);
- Реализация программ поддержки малого предпринимательства, помогающих людям открывать собственное дело;
- Реализация программ поддержки для молодых работников (экономическое стимулирование молодёжной занятости, создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодёжи, создание центров обучения молодых людей тем профессиям, шансы на занятость в которых наиболее высоки).
Все программы по борьбе с циклической безработицей не могут ликвидировать её полностью. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране.
Законодательное регулирование занятости населения. Возможные действия государства для уменьшения уровня безработицы.
Пройдите наш авторский курс по выбору акций на фондовом рынке → обучающий курс
Бесплатный Экспресс-курс “Оценка инвестиционных проектов с нуля в Excel” от Ждановых. Получить доступ
Борьба с безработицей — это то, с чем в том или ином виде сталкивается аппарат правления каждого государства мира. В определенных странах центры занятости населения функционируют фактически условно, в других действительно помогают гражданам найти работу.
Однако создание лишь одной системы ЦЗН — это далеко не все, на что способно государство, в ходе борьбы с безработицей. Чтобы улучшить ситуацию с безработицей, правительственному аппарату и всем подконтрольным ему ведомствами необходимо:
- создать новые вакантные рабочие места (в государственных бюджетных учреждениях, включая автономные и унитарные предприятия);
- организовать оплачиваемые общественные работы, например, уборка урожаев, благоустройство территорий и т. д.;
- ввести различные льготы для предприятий, которые бы предоставлялись им при трудоустройстве граждан, состоящих на учете в ЦЗН;
- ввести послабления для предприятий, принимающих на работу представителей социально-уязвимых категорий населения, сталкивающихся с трудностями в вопросе поиска подходящего места трудоустройства, например, таковыми являются инвалиды, «предпенсионеры» и т.д.;
- упростить систему регулирования индивидуального предпринимательства и ведения профессиональной деятельности;
- законодательно урегулировать возможность деятельности по так называемым гибким формам занятости (неполный день, свободный график, вне режимная деятельность с поставленной конечной задачей и т. д.);
- провести широкую информационную кампанию о существующих возможностях для трудоустройства;
- обеспечить доступность курсов переподготовки и повышения квалификации граждан;
- стимулировать граждан на смену профессии и т. д.
Во времена существования Советского Союза действительно существовали так называемые штрафы за тунеядство, которые были вынуждены оплачивать неработающие граждане. Система действительно работала.
В современном обществе в вопросе борьбы с безработицей государство может только поощрять теми или иными способами труд, упрощать процесс поиска работы и мотивировать граждан.
В текущих реалиях регулировка безработицы посредством ввода карательных мер невозможна, так как это приведет как минимум к массовым общественным волнениям.
Оценка стоимости бизнеса | Финансовый анализ по МСФО | Финансовый анализ по РСБУ |
Расчет NPV, IRR в Excel | Оценка акций и облигаций |
Типология рассматриваемой категории по К. Марксу
Ее основа – способность безработных по-новому включиться в трудовую обстановку из-за растянутости данного явления во времени. Итак, согласно К. Марксу, безработица бывает:
- Текучая (периодическое «отталкивание» и «протягивание» рабочей силы на трудовом рынке).
- Застойная (длительная безработица, которая чередуется с кратковременной случайной занятостью). Она охватывает чаще всего ту долю рабочей силы, которая наименее профессионально подготовлена (неквалифицированные слои населения, бывшие домохозяйки и др.) и может продолжаться не один год.
Естественный уровень безработицы – это особый идеальный уровень данного социально-экономического явления. В его пределах она поставлена в конкретные рамки, в границах которых достигаются состояние требуемой экономической стабильности и режим существенного эффективного роста.
Естественный уровень безработицы должен соответствовать потенциальному ВНП (максимально возможный реальный объем валового национального продукта при полной занятости как трудовых, так и остальных ресурсов, которые пригодны для производства).
Безработица среди молодежи — что это такое
Безработица среди молодежи — это количество безработного трудоспособного населения в возрасте от 15 до 24 лет. Проще говоря, это отсутствие занятости у самого молодого трудоспособного населения. В частности, активного населения в возрасте от 15 до 24 лет.
Безработица — это несоответствие между предложением рабочей силы (работников) и спросом на рабочую силу (компаний). Таким образом, безработица среди молодежи — это отсутствие занятости у самых молодых.
3.1. Как рассчитывается безработица
Очевидно, что в возрасте от 15 до 24 лет есть много людей, которые не считают себя безработными. Например, ученик не находится в таком диапазоне. Поэтому логично задать себе вопрос, каким требованиям должен соответствовать человек (помимо возраста), чтобы считаться безработным.
Условия расчёта безработицы среди молодежи:
- Отсутствие работы. Очевидно, что для того, чтобы считать человека безработным, в первую очередь необходимо, чтобы он нигде не был занят.
- Быть в возрасте от 15 до 24 лет. Этот возрастной диапазон установлен Организацией Объединенных Наций (ООН). Поэтому раньше человек не мог считаться безработным, так как он не достиг трудоспособного возраста.
- Активный поиск работы. Человек, не ищущий работу, не может считаться безработным. По мнению официальных органов, человек может считаться безработным только в том случае, если он ищет работу, но не имеет её.
- Умение работать. Конечно, это требование связано с возрастным диапазоном, но выходит за рамки этого. Оно предназначено в первую очередь для людей, которые не могут работать. Например, физически или умственно отсталых.
Таким образом, способ расчёта безработицы характеризуется выполнением четырех предыдущих требований.
3.2. Причины безработицы среди молодежи
Когда речь идет о безработице, как было указано в начале концепции, речь идет о несоответствии между спросом и предложением. Никто не любит быть безработным. Конечно, искать работу, и не находить её — вызывает разочарование. Поэтому вопрос о том, что является причиной безработицы среди молодежи, является логичным.
К числу основных причин безработицы относятся:
Образование. Может быть одним из важнейших факторов. По мнению Всемирного экономического форума, одной из главных причин этого является то, что уровень образования не адаптирован должным образом к рынку труда. То есть компании не нанимают молодых работников, потому что не находят нужных им навыков. Однако следует сказать, что высшее образование не гарантирует исчезновения безработицы среди молодежи.
Экономический кризис. В условиях экономического кризиса безработица среди молодежи, скорее всего, будет более серьёзной.
Отсутствие целей. Еще одним фактором является отсутствие мотивации. Даже те, кто имеет высшее образование, оканчивают университет или получают ученую степень, не знают очень хорошо, чем они хотят заниматься. Таким образом, они ищут работу, которая может не полностью соответствовать их профилю
Поэтому очень важно иметь чёткие цели для приобретения необходимых навыков.
Неразумная политика. Правительство страны имеет право определять курс развития ситуации
С помощью политики можно облегчить трудоустройство самых молодых. Это не позволяет людям, получившим образование в одной стране, бежать в другие страны в поисках работы.
Это одни из основных причин безработицы. Некоторые из них более гибкие, а другие менее. Например, адаптация образования к рынку труда является сложной и постепенной. Однако проводить политику, способствующую трудоустройству молодежи, несколько проще.
3.3. Критика занятости молодежи
До сих пор обсуждались основные концепции, связанные с безработицей. Но речь не шла о том, чтобы быть принятым на работу по специальности. Иными словами, речь идёт не только об искоренении безработицы. Кроме того, как указывают официальные органы, должна быть предложена качественная занятость.
Например, архитектор не может считаться безработным, если он работает в фаст-фуде. Однако несомненно, что если этот человек изучал архитектуру, то он будет искать соответствующую работу.
Поэтому занятость молодежи должна быть качественной и соответствовать уровню подготовки молодых людей. Иначе произойдёт так называемая утечка мозгов.
Государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения»[править]
Программа направлена на предотвращение роста напряженности на рынке груда, привлечение иностранных работников в соответствии с потребностями экономики, содействие поддержанию высокой квалификации и сохранению здоровья работников, а также обеспечение защиты трудовых прав граждан
К способам решения проблем, связанных с безработицей, на федеральном уровне можно отнести:
– создание центров занятости;
– учет и регистрация безработных;
– помощь в трудоустройстве;
– ограничение иммиграции иностранной рабочей силы;
– обеспечение лучшего информирования безработных о доступных вакансиях;
– организация и обеспечение переквалификации безработных;
– организация общественных работ;
– стимулирование самозанятости населения (в т. ч. предпринимательской деятельности);
– материальная поддержка, выплата пособий по безработице.
Можно отметить также, что в последние годы программы, реализуемые на региональном уровне в разных регионах РФ, направлены на трудоустройство людей с ограниченными возможностями, на помощь в трудоустройстве молодежи, на профессиональное образование и переквалификацию работников, находящихся под риском увольнения, на субсидирование бизнес-идей, благодаря которым создаются новые рабочие места.
Учитывая это, можно сделать вывод, что именно проведение активной политики, направленное на создание новых и обновление действующих рабочих мест, субсидирование предпринимателей для создания ими рабочих мест, а также проведение мероприятий в области решения негативных социальных последствий безработицы смогут способствовать сохранению уровня занятости населения на желаемом уровне.
Таким образом, задачей государства в сфере занятости является достижение оптимального уровня трудоустройства населения. Для достижения этой цели необходимо действовать по основным направлениям: программам, направленным на стимулирование роста занятости, подготовку и переподготовку кадров, содействие найму рабочей силы, введение систем социального страхования безработицы и обязательного пенсионного обеспечения.
В связи с этим, определяют комплекс мер, учитывая вид безработицы. Обобщив методы, мы определили основные: информирование населения о вакансиях, повышение мобильности, проведение программ профессиональной подготовки, поддержка предпринимательской деятельности, создание гибких форм занятости, а также законодательная деятельность.
Политика занятости как метод борьбы с безработицей
В экономической литературе обычно выделяют две разновидности политики занятости, которую могут вести государственные органы в процессе ведения борьбы с безработицей – активную политику и пассивную политику.
Активная политика занятости предполагает оказание активного влияния на рынок труда, что может быть осуществлено за счет выполнения ряда мер. Прежде всего, речь идет про непосредственное создание за счёт бюджетных средств (т.е. расходов государства) рабочих мест – для выполнения общественных работ (например, строительство дорог, охрана окружающей среды и т.д.). Так, данная мера продемонстрировала свою эффективность во время Великой Депрессии в США. Также новые рабочие места могут быть созданы в результате развития малого и среднего предпринимательства.
Есть несколько примеров других прямых воздействий на развитие рынка труда. Так, некоторых предприятий могут побуждать к уменьшению рабочего времени отдельных работников и к предоставлению освободившегося времени вновь нанятым. Еще на рынке труда нужно оказывать помощь молодым специалистам в поисках работы, а опытным работникам – в повышении квалификации.
В некоторых странах, где действует плановая экономика, введена уголовная ответственность за отсутствие работы (за, так называемое, тунеядство). А либеральные экономисты, в свою очередь, предлагают отменить минимальный размер оплаты труда, уменьшить влияние профсоюзов, смягчить правила найма и увольнения работников.
Пассивная политика занятости по большей части ориентирована на формирование в обществе определённого отношения к безработице (отношения нулевой терпимости) и сглаживание её негативных последствий. Основным методом пассивной политики на рынке труда является субсидирование занятости, которое по сути представляет собой поддержку безработных (например, в форме льготного кредитования), собирающихся открыть собственное дело.
Политика пассивной занятости обычно ограничивается вопросами учёта и регистрации безработных, их материальной поддержки, поиска рабочих мест и трудоустройства безработных.
Источник
7.3. Повышение уровня и качества занятости
Рост численности занятых в экономике должен представлять собой сбалансированную комбинацию увеличения численности рабочей силы, роста вовлеченности населения в рабочую силу и снижения «нейтрального» уровня безработицы.
Увеличению численности рабочей силы будет способствовать:
повышение продолжительности жизни и продолжительности здоровой жизни;
обеспечение миграционного прироста посредством гибкой миграционной политики с акцентом на меры, способствующие притоку высококвалифицированных мигрантов, в том числе на этапе получения образования. При отсутствии возможности замещения рабочих мест российскими работниками должна быть обеспечена возможность их замещения квалифицированными мигрантами.
Повышению уровня экономической активности населения будет способствовать вовлечение в трудовую деятельность категорий населения с традиционно низким уровнем вовлеченности в рынок труда — людей старшего поколения, инвалидов, а также лиц, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.
Снижение «нейтрального» уровня безработицы должно обеспечиваться:
повышением эффективности служб занятости (что должно способствовать доведению до 70% доли трудоустроенных граждан в общей численности граждан, обратившихся в органы службы занятости населения за содействием в поиске подходящей работы), в том числе с помощью сокращения времени поиска работы и широкого распространения гибких форм занятости;
совершенствованием механизмов повышения мобильности трудовых ресурсов (что, в частности, должно привести к увеличению доли работников, закрепившихся на рабочих местах, в общей численности работников, привлеченных работодателями в рамках реализации региональных проектов повышения мобильности трудовых ресурсов из субъектов Российской Федерации, до 80%);
стимулированием занятости в сегменте малого и среднего предпринимательства.
Ключевые инструменты: национальные проекты «Демография», «Здравоохранение», «Образование», «Производительность труда и поддержка занятости», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»; Государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения», государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, Концепция государственной миграционной политики на 2019 — 2025 годы.
Источник
Как побороть данное негативное явление с точки зрения государства?
Госрегулирование – многоуровневый процесс, который обобщенно представляет собой 3 уровня. На каждом из них используются соответствующие методы борьбы с безработицей:
- макроуровень;
- региональный;
- микроуровень.
Высшие органы исполнительной и законодательной власти в рамках макроуровня призваны решать основные задачи, такие как:
Политика соцподдержки и трудоустройства незанятого населения. Сюда можно отнести такие текущие задачи, как совершенствование Министерства труда и соцразвития, включая службу занятости и иные структуры. Разработка их грамотной политики.
Согласование демографической, миграционной, социальной политики с приоритетами и целями регулирования трудового рынка. Это достигается посредством минимизации оттока классифицированных кадров за границу, ограничения нелегальных и нежелательных форм иммиграции, регулирования доходов (цены на труд), содействия занятости такой категории населения, как зарегистрированные беженцы и вынужденные переселенцы.
Согласование структурной, внешнеэкономической, финансово-кредитной, инвестиционной политики в целях регулирования трудового рынка. Здесь должны рассматриваться решения по поводу осуществления госзаказов и госзакупок продукции, прежде всего, инфраструктурного, социального, оборонного и экологического назначения, а также госпрограмм инвестиционной направленности, государственных дотаций, кредитов, субсидий и налоговых льгот, которые должны быть направлены на поддержку, развитие производства (в первую очередь, в приоритетных отраслях)
Задача исключительной важности – регулирование связей внешнеэкономической ориентированности в интересах повышения занятости.
Госрегулирование на региональном уровне должно осуществляться по тем же самым направлениям, что и на макроуровне, и применять те же методы борьбы с безработицей. На данном уровне также должны разрабатываться и реализовываться программы транспортного, производственного и жилищного строительства, госзакупок продукции предприятий любой формы собственности, предоставления компаниям кредитов, налоговых льгот, дотаций, направленных на поддержку и развитие производства также в приоритетных отраслях. Именно на региональном уровне более эффективны такие способы борьбы с безработицей, которые реализуются посредством стимулирования фермерства, малого и индивидуального бизнеса.
Госрегулирование занятости
Государственная борьба с безработицей осуществляется посредством системы социальных амортизаторов (устройств защиты), применяемые в целях обеспечения безопасности трудящихся (ее экономической стороны). Первый элемент системы – регулирование уровня занятости.
Борьба государства с безработицей сводится к решению задачи достижения полной занятости в рамках макроэкономики: обеспечение сбалансированности трудоспособной части населения и необходимого количества рабочих мест для него. Для этого требуется сформулировать и реализовать комплекс соответствующих мер, направленных на сокращение уровня рассматриваемого социально-экономического явления.
Меры борьбы с безработицей многообразны. Они различаются в зависимости от типа данного социально-экономического явления.
Макроэкономические меры способствуют снижению уровня безработицы, которая вызвана дефицитом спроса (агрегированного). Целенаправленная, четко фиксированная политика позволит увеличить данный спрос через рост госрасходов, снижение налоговых ставок, ввиду чего начнет увеличиваться спрос на труд, а соответственно – и занятость.
В рамках монетарной политики посредством увеличения предложения денег можно снизить банковский процент, вследствие чего будет наблюдаться рост потребительского спроса, а значит, и агрегированного. В конечном итоге это приведет и к увеличению показателя занятости.
Микроэкономические меры – госмероприятия, касающиеся напрямую рынка труда, с помощью которых можно снизить уровень и циклического, и естественного типа данного явления.
Государственная борьба с безработицей выливается в применение активных и пассивных мер. Первые нацелены на уменьшение уровня безработицы, а вторые – на смягчение ее отрицательных последствий.
Теоретические аспекты безработицы и борьбы с ней
Высокая безработица имеет целый ряд негативных последствий. Чтобы избежать их, органы государственной власти проводят целенаправленную политику по противодействию безработице или, как говорят, по борьбе с ней.
Борьба с безработицей заключается в уменьшении ее уровня. Для того, чтобы сделать правильный выбор в пользу того или иного метода борьбы с безработицей, необходимо установить факторы, которые определяют соотношение спроса и предложения рабочей силы, и идентифицировать тип безработицы.
Экономическая наука говорит о том, что самыми изученными и распространенными типами безработицы являются следующие типы:
- фрикционная безработица – это безработица, которая вызвана тратами людьми времени на поиск новой работы после увольнения со старой;
- циклическая безработица – это безработица, причина существования которой кроется в наличии цикличности в экономическом развитии, проявляемой, в том числе, и в возникновении кризисных ситуаций в экономике – в закрытии производств, в увольнении работников и т.п.;
- структурная безработица – это безработица, которая вызвана изменениями в структурах спроса и предложения рабочей силы, точнее говоря – несоответствием компетенций работников требованиям предприятий;
- естественная безработица – это совокупность фрикционного и структурного типов безработиц;
- технологическая безработица – это безработица, которая вызвана заменой ручного труда на труд машин и оборудования.
Каждый из перечисленных выше типов безработицы требует от государственных органов применение соответствующего метода борьбы, отличающегося содержанием и условиями применения.
Появление безработицы в России
В России проблема безработицы появилась на переходе к капиталистическому пути развития. Переход к рыночной экономике необратимо привёл к колоссальным переменам в использовании трудовых ресурсов. Сокращение деятельности крупного количества предприятий, резкое снижение социально– экономического положения негативно повлияли на использование накопленного производственного потенциала, стали причиной резкого роста безработицы населения. К потере высококвалифицированных кадров привела возможность миграции населения в другие страны. Не мигрировавшее экономически активное население не соответствовало требованиям новой экономики. Негативное отношение государственного аппарата к малому предпринимательству, существующее в то время, мешало созданию новых рабочих мест, тем самым, ухудшая ситуацию. Кроме того, в 2014 году Россия вступила в зону экономического регресса, что моментально отразилось на состоянии внутренних рынков и позиции страны в мире.
На современном этапе развития Российской Федерации одну из основных экономических проблем представляет проблема безработицы. Согласно опубликованным Росстатом основным социально–экономическим показателям численность рабочей силы в возрасте 15–72 лет в декабре 2017 года составила 76,3 миллиона человек, среди которых 72,4 – занятые экономической деятельностью, а 3,9 – безработные с применением критериев МОТ:
- Не имели работу;
- Занимались поиском работы, то есть обращались к администрации организации или работодателя, в государственную или коммерческую службу занятости, помещали объявления в печати, использовали личные связи или предпринимали попытки организовать собственное дело;
Были готовы приступить к работе в течение обследуемой недели. Уровень безработицы в декабре 2017 года составил 5,1% (без исключения сезонного фактора), а в конце этого месяца в органах службы занятости населения состояло на учёте в качестве безработных 776 тысяч человек. Кроме того, в рассматриваемый момент времени самый низкий уровень безработицы (3,1%) отмечался в Центральном федеральном округе (ЦФО), а самый высокий (11,0%) – в Северо–Кавказском федеральном округе (СКФО).
Этот факт объясняется разницей в развитии федеральных округов – ЦФО обладает наиболее крупными экономическим, финансовым и трудовым потенциалами, отличается особой инвестиционной привлекательностью, а СКФО имеет слабо развитый сектор экономики, низкие показатели качества жизни населения. Согласно итогам выборочного обследования рабочей силы, проводимым Росстатом, численность рабочей силы в возрасте 15 лет и старше в августе 2018 году составила 76,9 миллионов человек, среди которых 73,4 – занятые экономической активностью, 3,5 – безработные с применением критериев МОТ. Кроме того, в среднем за июнь–август 2018 года в Центральном федеральном округе наблюдался самый низкий уровень безработицы (2,8%), а в Северо–Кавказском федеральном округе – самый высокий (10,0). Оба показателя по ЦФО и СКФО снизились по сравнению с декабрём 2017.Уровень безработицы в августе 2018 года составил 4,6% (без исключения сезонного фактора). По данным Роструда в конце августа 2018 года в органах службы занятости населения состояло на учёте в качестве безработных 679 тысяч человек, что на 97 тысяч меньше по равнению с декабрём 2017 года. Таким образом, в 2017 и 2018 году четко прослеживается снижение безработицы.
Безработица и инфляция: кривая Филлипса
В соответствии с официальными данными опроса (январь 2009 г.) приблизительно 61% россиян уверены, что именно эти два явления – главные проблемы России. Их взаимосвязь выражена кривой Филлипса и представляет собой проявление цикличности экономической стороны развития нашей страны.
Так, на рисунке ниже можно увидеть, что фаза спада (начало падения цен) отражает рост безработицы, а фаза подъема (рост инфляции) – ее сокращение. Пик экономической активности сопровождается ускоренным обесцениванием денежной массы и наименьшим уровнем незанятости. Видно, что безработица и инфляция достигают своего предельного уровня в самой нижней и самой верхней точках экономического цикла соответственно. А вот в точке, где образуется «дно» цикла, наоборот, показатель рассматриваемого негативного социально-экономического явления будет наивысшим, а темпы обесценивания денег – наименьшими.
О. Филлипс исследовал зависимость динамики уровня инфляции (темпа прироста з/пл.) и безработицы. На оси абсцисс он отложил в процентном выражении темп прироста незанятости (U), а на оси ординат – заработной платы (W). Фаза подъема: темп прироста инфляции высокий, а безработицы – низкий (W₃; U₃). Фаза спада: темп прироста зарплаты низкий, а незанятости – высокий (W₁; U₁). Среднее положение (W₂; U₂) отображает такое состояние, которое характеризуется устойчивым экономическим развитием (оптимальное соотношение темпов прироста зарплаты и безработицы).