Инструменты привлечения денежных средств
Многие предприниматели воспринимают долговые бумаги именно как инструмент получения в свое распоряжение дополнительных денежных средств без необходимости отдавать кому-то часть компании или право на принятие решений касательно ее работы. Если сравнивать с обычным банковским кредитом, то такой вариант предполагает массу преимуществ: выплату меньших процентов, надежность, отсутствие залога и т.д.
Банковский сертификат
Такие сертификаты имеют право выпускать лишь банки, которые отвечают установленным требованиям. Банковский сертификат – долговая ценная бумага, которую по принципу работы можно сравнить с банковским депозитом.
Бланк сертификата предполагает наличие всех степеней защиты, производится лишь в специализированных типографиях с лицензиями. Если какой-то из реквизитов на бланке отсутствует, он сразу теряет статус ценной бумаги. Регистрационные журналы, папки с корешками сертификатов сохраняются в несгораемых шкафах, денежных хранилищах.
В отличие от чека или векселя, банковский сертификат в качестве платежного/расчетного средства не используется. Когда приходит срок окончания обращения бумаги, держатель получает сумму вклада и проценты.
В процессе эмиссии банком бумаг, полученные средства входят в его заемный капитал и должны быть включены в состав капитала, являющегося базой определения расчетов всех важных финансовых нормативов банка. Это привлеченные средства банка. Чтобы оформить бумагу, достаточно иметь при себе паспорт, можно рассчитаться наличными или средствами вклада, уже положенного в банк.
Основной недостаток банковского сертификата – невозможность его участия в физлиц. Проценты выплачиваются в момент погашения сертификата по предъявлении бумаги. Основная цель бумаги – заем денежных средств банком для реализации определенного проекта, деятельности.
Денежные взаимоотношения между эмитентом и заемщиком
Долговые ценные бумаги – это разновидность договора займа. Все виды ЦБ являются примерами вложений капитала с целью инвестиций с одной стороны, правовым средством финансирования инвестиций. Организации получают возможность привлечь дополнительные средства без необходимости продавать активы или доли в компании.
А вот для покупателя долговые ценные бумаги – средство исключительно заработка, так как они не дают права на часть компании-эмитента, ее имущество или активы. Единственная цель покупки ДЦБ – получение прибыли в виде процентов без какого-либо личного вклада в развитие эмитента (кроме денег), что может считаться пассивным доходом.
В момент покупки ценных бумаг инвестор и эмитент вступают в финансово-экономические, гражданско-правовые отношения, подпадающие под регламент условий эмиссии ЦБ.
Основная ценность ЦБ – предоставление инвесторам возможности принимать участие в разнообразных отношениях/операциях, основанных на условиях, содержании ЦБ.
В то время, как в случае банковского кредитования предметом отношений заемщика и кредитора выступает сумма средств, то инвестор и эмитент работают с ценными бумагами, за которыми стоит капитал (вложенные в тех или иных целях денежные средства, принимающие участие в общественно-полезной или предпринимательской деятельности).
В момент продажи ценной бумаги прошлый владелец отдает новому свое место инвестора и право участвовать в операциях с ценными бумагами. А вот все гарантии уже обеспечивает эмитент – в плане соблюдения условий, выплат, обращения и т.д.
Особенности фиксирования
Большинство из долговых обязательств следует отражать в отчетности в тех суммах, которые вытекают из отчетных записей организации и признаются ею правильными. В качестве исключений выступают расчеты с бюджетом и банками. Они должны быть согласованы с соответствующими структурами. Долговые обязательства включаются в сумму основного долга. Исключением в данном случае являются займовые и кредитные средства. Они отражаются совместно с суммой, отражающей проценты по долговым обязательствам. Заем может быть привлечен посредством выдачи векселя либо эмиссии облигации. В этом случае обязательства могут отражаться с учетом процентов, причитающихся по долгу. Средства, приобретенные в иностранной валюте, подвергаются переоценке по курсу. Они отражаются в рублях.
Особенности фиксирования
Возникновение кредитных отношений между кредитором и юридическим лицом требует отражения обязательств в отчетной документации. Есть определенные особенности фиксирования, среди которых:
Отражение в качестве основного долга. Исключение составляют кредиты с начислением процентов. Таковые вносят в перечень с учетом рассчитанной за период процентной ставки.
Фиксация суммы в рублях
Вне зависимости от того, в какой валюте сформировано обязательство, его следует отражать в российских рублях.
Важно вносить сведения о доходе. Начисленную ставку относят к категории внереализационной прибыли.
Государственный долг и методы управления государственным долгом
Государственный внутренний долг РФ состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.
Долговые обязательства РФ могут быть в форме:
- кредитов, полученных Правительством РФ;
- государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ;
- других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.
Порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ определяются Правительством РФ. Эта деятельность называется: управление государственным долгом.
Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями, если иное не установлено Правительством РФ, и осуществляется с помощью операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.
Контроль за состоянием государственного долга производится представительными и исполнительными органами государственной власти.
Под управлением государственным внутренним долгом
понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ.
К основным методам управления государственным долгом
следует отнести:
- Рефинансирование
— погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов. - Конверсия
— изменение размера доходности займа, например, снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам. - Консолидация
— увеличение срока действия уже выпущенных займов. - Унификация
— объединение нескольких займов в один. - Отсрочка погашения займа
проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не эффективно для государства. - Аннулирование долга
— отказ государства от долговых обязательств. - Реструктуризация долга
— погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. В Бюджетном кодексе РФ отмечается, что реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.
Частые вопросы касательно долговой расписки
Разрешено ли с помощью расписки, оформлять получение денег для родственника, или же приятеля?
Закон РФ не предусматривает нарушений в том, чтобы составлять долговую расписку с родственником или же приятелем. Данный способ подходит для всех случаев передачи денег в долг.
Существует ли возможность частичного возврата занятой суммы в долг?
Такая возможность предусматривается законом. Частичный возврат происходит путем составления еще одной расписки, в котором указывается о частичном возврате суммы.
В чем же главная разница между документом о займе, и долговой расписке?
Ключевое отличие договора о займе, от расписки это — простая форма о переданной денежной суммы взаймы. Множество юристов часто рекомендует договор займа, противоположный долговой расписке. Однако если отсутствует такая возможность, и необходимость займа требует быстрых действий — данный способ отлично подойдет.
При оформлении долговой расписки необходимо соблюдать все правила, чтобы избежать нежелательных денежных взысканий с помощью суда. Чтобы избежать постоянных разбирательств, нужно тщательно заниматься составлением расписки, и делать это при нескольких свидетелях. Достоверность долговой расписки будет качественной, если все особенности, правила были соблюдены и учтены
Уделяйте внимание каждой мелочи, чтобы избавить себя от лишней головной боли и проблем
Требования
В бухгалтерской отчетности указывается отсутствие условий признания дохода при оказании услуг, исполнении работ и продаже продукции. К ним относят:
- Наличие у предприятия права получать доход, вытекающий из конкретного соглашения либо подтвержденный прочим образом.
- Возможность определить сумму прибыли.
- Уверенность в том, что вследствие осуществления конкретной операции будет увеличена экономическая выгода организации.
- Переход прав собственности, распоряжения, пользования либо владения товаром к покупателю от предприятия, принятие заказчиком результата работы, факта оказания услуги.
- Возможность определить расходы, которые уже были либо будут произведены в соответствии с операцией.
Если относительно денежных средств или прочих активов, которые получены организацией в оплату, не будет выполнено хотя бы одно из вышеприведенных условий, это отражается в бухгалтерской отчетности. Вместе с этим указывается срок долговых обязательств. По его истечении средства списываются в соответствии с данными проведенной инвентаризации, письменным обоснованием и распоряжением (приказом) руководства предприятия с отнесением к внереализационным доходам.
Бухгалтерский учет
Информация о тех обязательствах, которые имеет организация, должна отражаться в пассиве баланса (форма № 1) и в приложении (форма № 5). Однако ни в Федеральном законе, регулирующем порядок бухучета, ни в соответствующем положении нет трактовки данного показателя. В связи с этим наиболее целесообразным представляется обращение к МСФО (международным стандартам). В соответствии с ними обязательства классифицируются в качестве элемента, который относится непосредственно к оценке финансового статуса компании.
Они также выступают как часть пассива, возникающего из предшествующих событий, оплата которой предполагается вследствие выбытия ресурсов. Кроме того, обязательства являются результатом прямых событий либо прочих операций. Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что, в отличие от гражданско-правовой точки зрения, в соответствии с которой рассматриваемый элемент правоотношений выступает как условие совершения или несовершения действий, бухгалтерский подход характеризует их как последствия того или другого поведения, вследствие чего возникает необходимость выбытия ресурсов. Согласно данному положению, в качестве пассивов организации следует рассматривать:
- Долговые обязательства (кредиты и займы, задолженность и другое).
- Собственные средства, которые не вошли в состав капитала (доход будущего периода, резерв предстоящих расходов и так далее).
Обязательства, которые имеет покупатель перед продавцом, необходимо признавать, учитывая дату непосредственного приобретения продукции или перехода прав собственности, но не на момент вступления договора поставки в действие.
Правильная долговая расписка заверенная нотариусом
Получение займа в долг также может требовать нотариального заверения, которое предусматривается ст. 160 ГК РФ. Пункт 3 этой статьи говорит о том, что необходимо заверять долговую расписку у нотариуса, если вместо заемщика подпись ставит доверенное лицо.
При этом следует учитывать условия использования доверенных лиц:
- физические недостатки, не позволяющие собственноручно подписать расписку;
- болезни;
- неграмотность заемщика.
Подпись доверенного лица обязуется к нотариальному заверению или другим лицом, имеющим подобные полномочия.
Кроме того, закон предусматривает два случая, когда нотариальное заверение необходимо:
- Совместное решение кредитора и заемщика.
- Когда сумма займа в десять раз превышает минимальный размер оплаты труда, нотариальное заверение будет хорошим поводом для рассмотрения дела в судебном порядке, если заемщик не выполняет условия договора. (ФЗ от 19.06.2000 N 82-ФЗ).
Заверенный документ вызывает больше доверия, что стимулирует воспользоваться услугами нотариуса.
Конвертируемая и неконвертируемая
Конвертируемые долговые обязательства – это облигации, которые могут конвертироваться в акции компании-эмитента по истечении определенного периода. Конвертируемые долговые обязательства – это гибридные финансовые продукты, которые обладают преимуществами как заемных средств, так и капитала. Компании используют долговые обязательства в качестве ссуд с фиксированной ставкой и выплачивают фиксированные процентные платежи. Однако держатели долговых обязательств имеют возможность удерживать ссуду до наступления срока погашения и получать процентные платежи или конвертировать ссуду в акции.
Конвертируемые облигации привлекательны для инвесторов, которые хотят конвертировать их в акции, если они считают, что акции компании будут расти в долгосрочной перспективе. Однако возможность конвертировать в капитал имеет свою цену, поскольку по конвертируемым облигациям выплачивается более низкая процентная ставка по сравнению с другими инвестициями с фиксированной ставкой.
Неконвертируемые облигации – это традиционные долговые обязательства, которые не могут быть конвертированы в капитал корпорации-эмитента. Чтобы компенсировать недостаток конвертируемости, инвесторы получают более высокую процентную ставку по сравнению с конвертируемыми облигациями.
Что такое дефицит бюджета?
В момент подписания бюджета может проясниться, что его расходы превышают доходы, т.е. сформировался дефицит бюджета. В мире принято считать, что безопасный дефицит не больше 3% от ВВП.
Если очередной бюджетный год принят с дефицитом, то сразу формируются источники для его финансирования:
- Внутренние:
- кредиты от организаций, в рублях;
- гос. займы, при помощи выпуска ЦБ РФ.
- Внешние:
- гос. займы в валюте иных государств для РФ;
- кредиты от иностранных государств, юрлиц и финансовых организаций международного уровня в валюте других государств.
Кредиты Банка РФ и выкупленные Банком РФ долговые обязательства РФ при их первом размещении не могут являться механизмом урегулирования международной внешней задолженности для дефицита бюджета, поскольку это было бы финансирование дефицита за счет денежной эмиссии.
Государственный долг и дефицит государственного бюджета тесно взаимосвязаны, к примеру, гос. займы – основные источники для погашения дефицита бюджета. Если выяснился бюджетный дефицит – госдолг страны увеличивается, поскольку правительству приходится получать дополнительные кредиты для покрытия расходов. Таким образом, государственные расходы и государственный бюджет взаимозависимы.
Требуется заметить, что на данный момент практически все страны вынуждены признать значительный рост государственных обязательств. Объяснить эту аномалию можно хроническим дефицитом госбюджета.
Объяснение долговых обязательств
Подобно большинству облигаций, по облигациям могут выплачиваться периодические процентные выплаты, называемые купонными выплатами. Как и другие типы облигаций, долговые обязательства документируются в соглашении об эмиссии . Договор об эмиссии – это юридический и обязательный договор между эмитентами облигаций и держателями облигаций . В контракте указываются особенности предложения долга, такие как дата погашения , сроки выплаты процентов или купонных выплат, метод расчета процентов и другие особенности. Корпорации и правительства могут выпускать долговые обязательства.
Правительства обычно выпускают долгосрочные облигации – со сроком погашения более 10 лет. Эти государственные облигации, считающиеся инвестициями с низким уровнем риска, имеют поддержку государственного эмитента.
Корпорации также используют долговые обязательства в качестве долгосрочных займов.Однако долговые обязательства корпораций необеспечены. Вместо этого они опираются только на финансовую жизнеспособность и кредитоспособность базовой компании.Эти долговые инструменты имеют процентную ставку и подлежат погашению или погашению в фиксированный срок.Компания обычно производит запланированные выплаты процентов по долгу до выплаты дивидендов по акциям акционерам.Долговые обязательства выгодны для компаний, поскольку они имеют более низкие процентные ставки и более длительные сроки погашения по сравнению с другими типами ссуд и долговых инструментов.12
Управление государственным долгом
Система создает систему государственных долгов
: внутренних и внешних
Система обслуживания долгов
требует создания системы управления долгами.
Система госдолгов требует создания системы управления долгами. Обслуживание госдолгов, внутренних и внешних, включает в себя поэтапно: погашение процентов; погашение капитальной суммы долга и его рефинансирование в случае необходимости.
Если условный долг государства 100тыс.ед. и представлен он из 20% годовых (обычный процент на международном рынке ссудных капиталов для государств — сомнительных заемщиков) на 4 года с однолетним льготным периодом (период, когда гасятся только проценты), а сумма долга не гасится, то к реальной сумме долга (100 тыс. ед.) нужно добавить 80 тыс. ед. процентов (80% годовых умноженные на 4 года). Тогда график обслуживания такого долга будет выглядеть следующим образом (рис. 52): 180тыс. ед. за 4 года.
Рис. 52. График обслуживания госдолга (со сроком 4 года из 20% годовых)
Таким образом, самая простая схема обслуживания госдолга иллюстрирует достаточную сложность управления им. В связи с высокой стоимостью госдолгов в систему управления ими включены и переговоры по изменению условий долгов, и сам механизм рефинансирования долга, и мониторинг показателей объема и уровня долга, и сопоставление их с другими показателями госфинансов (ВВП, госбюджета и т. п.).
Рефинансирование долгов — это целый механизм (другое название — реструктуризация) (рис. 53).
Управление государственным долгом — одно из основных направлений государственной финансовой политики.
Рефинансирование долгов
— это система мер по изменению условий кредитов: сроков, объемов, стоимости (процентов).
Рис. 53. Методы рефинансирования государственного долга
Аннуляция
подразумевает полную отмену долга (применяется лишь в случае полного банкротства государства как должника).
Пролонгация
— это удлинение сроков долга и погашения процентов.
Секьюритизация
— это перепродажа облигаций госзаймов на открытом рынке (фондовой бирже).
Капитализация
— это реструктурирование гособлигаций в частные акции через их перепродажу на бирже.
Что такое государственный долг страны и его виды, формы и функции
Нормы, закрепленные в БК России, гласят, что государственный долг образуется из задолженности, полученной из государственных займов и не только, которые принимает на себя государство, либо его субъекты. Регулирование механизма госдолга происходит по положениям БК РФ и осуществляется Правительством РФ и, по его одобрению, МинФином РФ.
Существует два вида госдолга:
- Капитальный государственный долг – это полная совокупность полученных и не погашенных задолженностей страны вместе с процентами, которые начислены по ним на установленную дату.
- Под текущим государственным долгом понимают, что формирование его производится из трат на оплату дохода заемщикам по всем гос. задолженностям и выплате долгов с истекшим сроком.
Национальный долг страны состоит их федеральной задолженности (Правительства РФ), госдолга субъектов федерации РФ и обязательств муниципалитетов.
Государственный долг тесно связан с понятием «государственный кредит»
По видам валюты выделяются внутренний (в руб.) и внешний (в иной валюте) обязательства:
- Внешний долг – обязательства перед другими странами, предприятиями, лицами. Эта задолженность обременяет государственные финансы, поскольку расплачиваться приходится ценными ресурсами, продукцией, услугами, для закрытия обязательств и начисленных процентов. Когда суммы оплаты задолженности формируют 20-30% дохода от деятельности внешней экономики, то государство заносят в перечень должников и новые займы не дают столь охотно.
- Внутренний долг – обязательства перед гражданами страны, денежные задолженности правительства государства перед предприятиями и жителями страны.
Существуют также формы внутреннего государственного долга:
- кредитные договоры, подписанные от имени государства как занимающей стороны;
- государственные кредиты, которые формируются выпускаемыми ЦБ;
- соглашения на бюджетные ссуды и кредиты иных ступеней бюджета страны;
- соглашения о получении Россией гос. гарантий;
- международные соглашения, подписанные от имени страны по пролонгациям и реструктуризации задолженности прошлых лет государства.
Задолженность может быть краткосрочной (до года), среднесрочной (от года до пяти) и долгосрочной (больше пяти лет и до тридцати лет). Они выплачиваются по нормам кредита, но не больше 30 лет.
Внутренний и внешний государственный долг – наиболее значимая классификация долговых обязательств государства по источнику заимствования
Функции государственного долга:
- фискальная – формировать финансовую основу страны;
- стимулирующая – обеспечивать стабильность экономики.
Статистика по странам
Для начала отметим, что отсутствие гос. долга часто является показателем не сильной, а слабой экономики, в которую никто не хочет инвестировать. Однако высокий госдолг тоже является плохим сигналом: ведь чем больше накопленная задолженность, тем выше будут процентные ставки, по которым кредиторы согласятся выдавать займы. Причем если темпы роста госдолга превышают темпы роста ВВП, то будет увеличиваться и налоговое бремя для будущих поколений.
Чтобы правильно оценить объем государственного долга, стоит обращать обращать внимание на три вещи:
Какая страна имеет наибольший госдолг? США, причем задолженность с каждым годом растет: страна потребляет много товаров из Китая, которому тоже нужно их куда-то сбывать, чтобы не охлаждать экономику. Такой дисбаланс грозит глобальными проблемами в будущем.
Текущее значение госдолга США более 25 трлн. долл., у Японии и всех стран Еврозоны он примерно в два раза ниже. Посмотреть актуальные показатели можно здесь: .
Америка с большим отрывом лидирует и по внешнему долгу, который составляет более $21 трлн.:
Наибольший внешний долг также наблюдается у экономически мощных Японии и стран Евросоюза, а наименьшие внешние долги в абсолютном выражении – у слаборазвитых островных государств и стран Африки. Актуальные значения смотрите здесь: .
А вот как выглядит отношение задолженностей стран мира к ВВП:
Еще одним способом оценки является отношение суммы внешнего долга к численности населения. Здесь в разных источниках можно увидеть разные данные, вызванные различными методами подсчета задолженности стран. Тем не менее можно говорить о том, что у Японии, США, Сингапура и ряда европейских стран этот показатель находится на уровне нескольких десятков тысяч долларов на человека.
Таким образом, эта задолженность примерно соответствует размеру кредита, требуемого для покупки недвижимости, хотя в некоторых случаях жилье может выйти весьма дорогим. Зато у отсталых Афганистана и Бурунди на человека приходится лишь несколько десятков долларов.
Текущий внутренний долг РФ составляет порядка 13 трлн. рублей или около 170 млрд. $. Внешняя задолженность около $460 млрд., статью о ней смотрите здесь. При этом внутренний показатель госдолга РФ составляет всего лишь 12,2% от ВВП, т.е. Россия занимает пятое место с конца рейтинга всех стран.
Составляющие государственного долга
Разберемся с некоторой путаницей в понятиях. Строго говоря, есть государственный внутренний долг и государственный внешний долг. Первый включает в себя государственные заимствования внутри страны, обеспеченные правительством. А внешний долг страны это ее долговые обязательства перед иностранными кредиторами: не только перед правительствами, но и перед резидентами иностранных государств, а также перед международными фондами (например, МВФ).
Сумма этих двух составляющих = капитальная / общая задолженность государства (госдолг). Обычно сюда же включаются проценты по кредитам. Если правительство занимает много денег у своего населения, то внутренняя задолженность может оказаться больше внешнего долга.
Составляющие государственного долга в разных странах могут заметно отличаются. Например, в России госдолгом считается обязательства:
- федеральных органов власти
- Центробанка
- субъектов РФ
- долги третьих лиц, гарантированные правительством страны (гос. гарантии).
Государственные гарантии возникают, когда правительство дает письменное согласие отвечать за долги частных организаций: это один из методов поддержки стратегических и системообразующих предприятий.
В США понятие госдолга намного ýже: в него входят лишь обязательства федерального правительства. То есть ни долги отдельных штатов, ни долги физических и юридических лиц, гарантированные государством, не входят в сумму госдолга США. Зато в него включаются обязательства перед Федеральной резервной системой (ФРС).
В обоих случаях составляющими государственного долга не являются обязательства правительства по социальным, пенсионным и иным выплатам, в том числе по выплатам и компенсациям другим странам – например, по репарациям.
Влияние государственного долга на экономику страны и меры по его погашению
Если государственный внутренний долг непрерывно растет,
внутригосударственные последствия могут стать катастрофическими. Сокращение
финансирования определенных секторов экономики провоцирует протестные
настроения (акции, забастовки и т.д.). Одним из ярких примеров недавнего
прошлого – ситуация в Греции. Самым серьезным последствием экономического
кризиса становится государственный переворот.
Причина роста финансовой напряженности кроется в нарастающей
необходимости получения новых кредитов. Крайний случай, когда кредиторы
отказываются от дальнейшей финансовой поддержки. В этом контексте проливается
свет на тесную взаимосвязь государственного бюджета и государственного долга.
Когда речь заходит о государственном внутреннем долге
Российской Федерации, нужно упомянуть ключевую роль Центробанка. Именно он
использует важнейший инструмент (ставка рефинансирования), влияя на
экономические показатели страны и уровень ВВП. Когда валовый продукт растет
быстрее, чем повышается ставка, страна попадает в категорию платежеспособных и
может претендовать на получение очередного займа.
Долгие годы существования рыночной экономики позволили
странам, оказавшимся в статусе должника, разработать ряд мер, способствующих
сокращению объемов госдолга. Можно выделить следующие:
- оплата задолженностей за счет использования
ограниченного золотовалютного резерва; - получение отсрочки (пролонгация долга) или
объединение долгов в один на более выгодных условиях; - уменьшение ставки по облигациям и векселям
(конверсия); - реструктуризация долга;
- аннулирование по инициативе должника (редкий
случай) или страны-займодателя (так называемое «прощение долгов»).
Классификация
К долговым ценным бумагам относятся несколько видов инструментов, которые пользуются разной популярностью. Самые распространенные и востребованные среди инвесторов облигации, также популярны векселя.
Основные виды долговых ценных бумаг:
- Вексель – письменно заверенное обязательство одной стороны выплатить другой определенную сумму в срок.
- Облигация – это долговая ценная бумага, которая отображает обязательство эмитента в окончании указанного срока выкупить ее по зафиксированной цене, а на протяжении времени владения ею позволяет получать дивиденды (проценты, дисконт и т.д.).
- Сберегательный сертификат – выпускается кредитными организациями, позволяет получать дивиденды на протяжении времени его действия и предполагает возврат инвестиций в конце срока.
- Казначейское обязательство – бумага похожа на облигацию, но ее финансовое обеспечение реализуется за счет бюджета в то время, как эмитентом является государство.
Понятие и структура внешнего финансирования и внешнего долга
Внешнее финансирование государства — следствие объективной необходимости привлечения дополнительных источников для финансирования госрасходов и дефицита госбюджета при исчерпании всех возможных источников мобилизации денежных ресурсов внутри страны.
Внешнее финансирование
привлекается государством для финансирования своих расходов и дефицита госбюджета при невозможности мобилизовать эти средства внутри страны. Другими словами, международное финансирование используется тогда, когда государственные финансы имеют высокую дефицитность и потребности в финансировании расходов. Внешнее финансирование привлекается по двум направлениям: государственному
и частному (по источникам)
(рис. 50).
Рис. 50. Структура внешнего финансирования по источникам
Внешнее финансирование различается также по формам
. Оно осуществляется как в форме безвозмездного финансирования
, так и в форме возвратного кредитования
(рис. 51).
Рис. 51. Структура внешнего финансирования и кредитования по формам
Международное финансирование структурируется и по срокам
(в части кредитования) на кратко- (до 1 года), средне- (от 1 до 7 лет) и долгосрочное.