Что такое конфликт? Понятие, виды, причины, последствия

Какие действия могут привести к конфликту

Причины возникновения конфликтов, так же многочисленны, как и конфликты. Основные причины возникновения конфликтов в организациях следующие:

1. Ограниченность ресурсов, распределяемых в организации. Как известно, ресурсы в любой экономической системе ограничены, а потребности людей ограничения не имеют. Поэтому даже самые крупные и богатые организации всегда испытывают дефицит ресурсов. Необходимость их распределения неизбежно ведет к конфликтам. Люди хотят получать все больше и больше и ищут способы удовлетворения собственных потребностей, которые кажутся им вполне обоснованными. То, что является препятствием в получении доступа к ресурсам, будет для них причиной возникновения конфликта.

2. Взаимозависимость задач. Возможности возникновения конфликтов существуют везде, где люди зависят друг от друга в выполнении общих задач. В организациях тесно взаимосвязан линейный и штабной персонал. Неудовлетворение взаимных требований приводит к конфликтам.

3. Различия в целях. Возрастание вероятности конфликтов такого рода происходит по мере увеличения организации и выделения специализированных подразделений. Например, вновь созданный на предприятии «Отдел маркетинга» имеет цель обеспечить организацию как можно большим объемом заказов с перспективой сбыта продукции на самых выгодных условиях. Производственные подразделения имеют свою цель — выпускать продукцию, не требующую внедрения новых технологий, переподготовки кадров и т. д. У высшего руководства свои цели — и обновить портфель заказов, и поменьше потратиться на нововведения. Отдельные работники организации преследуют часто собственные цели, отличающиеся от целей других.

4.Различия во взглядах и представлениях. Руководители и исполнители могут иметь различные взгляды на пути и способы достижения общих целей даже при отсутствии противоречивых интересов. Каждый отстаивает свою точку зрения, считая ее единственно верной, а своего оппонента может принимать за врага.

5. Неудовлетворительные коммуникации. Конфликты в организации часто связаны с неточной и неполной передачей информации или отсутствием необходимой информации, неправильным ее толкованием. По этой причине очень сложно управлять конфликтом.

6. Обманутые надежды. Обещания, данные людям, не выполняются.

7. Различия в психологических особенностях людей

Важной причиной конфликтов могут быть различия в темпераменте, характере, потребностях, мотивах и других психологических особенностях людей. Эти различия особенно часто являются причинами межличностных конфликтов

Иногда встречаются люди, которые постоянно проявляют агрессивность, враждебность, негативно воспринимают то, о чем им говорят. Они постоянно либо «нападают», либо «защищаются», оспаривают каждое слово, не вникая в смысл сказанного оппонентом.

Классификация конфликтогенов

Стремление к превосходству:

  • Прямые проявления превосходства (приказывание, угроза, критика, обвинение, насмешка, сарказм);
  • Снисходительное отношение;
  • Категоричность;
  • Навязывание своих советов;
  • Перебивание собеседника.

Проявление эгоизма:

  • Обман или попытка обмана;
  • Перекладывание ответственности на другого человека;
  • Утаивание информации, чтобы «владеть ситуацией».

Нарушение правил этики:

  • Пренебрежение обязанностями;
  • Нарушение субординации.

Правила устранения конфликтогенов:

  • Критичное отношение к себе и своим действиям;
  • Терпимость к действиям и словам оппонентов;
  • Доверие к собеседнику (если нет объективных причин недоверия)

Последствия

Снова следует указать на то, что последствия конфликтов напрямую зависят от его типа. В основном же последствия могут быть функциональными или дисфункциональными. Этот факт влияет на последующий этап спора и возможность его рецидива в будущем.

Функциональные последствия конфликтов приводят к тому, что противоречие разрешается так, что обе стороны удовлетворены, а значит, важная проблема решена. Также очевидно, что совместное решение приводит к тому, что результат является положительным и быстро достижимым. Последствием спора, решенного подобным способом, является приобретение положительного опыта, развеяние страхов и стереотипов.

В случае с дисфункциональными последствиями главный фактор – это возможное зарождение наиболее масштабного спора. Непродуктивные взаимоотношения, отсутствие мотивации, препятствие разрешению задач, психологическая и эмоциональная нестабильность населения – все это часто способствует перерастанию такого противостояния в вооруженные конфликты.

Понятно, что таких спорных ситуаций нужно все же стараться избегать. И знание того, что такое конфликт и каковы способы его решения, может значительно сократить неприятные ситуации в коллективе и личной жизни. Не говоря уже о противостоянии государств на политической арене.

Стадии протекания

Любой конфликт на практике представляет собой сложный динамический процесс, который развивается поэтапно. Принято выделять следующие стадии:

  1. Предметная стадия — зарождение противоречивых представлений и интересов, появление объекта спора.

  2. Стадия осознания — осознание субъектами своих интересов и мнений как правильно или неправильно понятых оппонентом.
  3. Конфликтное взаимодействие — применение определенных действий.
  4. Стадия разрешения — полное или частичное удовлетворение интересов сторон.

Ю.В. Рождественский, давая определение изучаемому понятию, выделил три стадии развития противоречий:

  • Расхождение во мнениях.
  • Несовпадения в дискуссиях.
  • Применение определенных действий.

Существует несколько ведущих признаков, по которым можно явно определить наличие конфликтной ситуации. В конфликтологии выделяют три характерные ее черты:

  • Биполярность (противопоставление двух начал). Это наличие двух, противоречащих друг другу, несовместимых интересов.
  • Активность. Означает действия, направленные на преодоление разногласий. Конфликтность проявляет себя в борьбе сторон, которая заканчивается разрешением противоречий.
  • Субъективность (наличие носителей, субъектов).Всегда присутствует индивид (или группа), который проявляет активность в создании противоречий, дает им импульс, а также может оказывать влияние на протекание и его разрешения.

Общее понятие конфликта в психологии

Конфликт представляет собой противостояние двух и более оппонентов, которые имеют различные точки зрения на какую-либо ситуацию. С латыни термин «конфликт» переводится как «столкновение».

Как категория психологии конфликт предполагает столкновение интересов нескольких или двух лиц, разногласие в точках зрения или мнениях, противостояние в процессе достижения целей. Вся жизнь людей проходит в решении конфликтных ситуаций.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Конфликт как категория психологии: общее понятие, причины возникновения и стадии конфликта 420 руб.
  • Реферат Конфликт как категория психологии: общее понятие, причины возникновения и стадии конфликта 250 руб.
  • Контрольная работа Конфликт как категория психологии: общее понятие, причины возникновения и стадии конфликта 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Психология конфликта содержит положение о том, что между людьми разногласия происходят постоянно. Они являются неотъемлемой частью жизни любого человека. Конфликт чаще всего выступает в виде противопоставления желаний двух его сторон. Когда он решается конструктивно, то это приносит пользу конфликтующим сторонам.

Психологи советуют чувствовать грань в спорах, до которой выяснение отношений происходит в созидательном русле. Нарушение обозначенной границы отрицательно отражается на всех сторонах конфронтации.

В состав структуры конфликта в психологии входят:

  • То, из-за чего происходит конфликт (объект);
  • Те, между кем возникают разногласия (субъект в виде отдельных лиц, групп или организаций);
  • Условия протекания конфликта;
  • Масштаб ситуации;
  • Стратегия и тактика поведения субъектов конфликта;
  • Завершающая стадия, которая показывает, разрешён или не разрешён конфликт.

Регулирование конфликта

Урегулирование конфликтов часто осуществляется с помощью компромисса, доминирования одной стороны над другой или через интеграцию.

Определение 1

Путь решения через компромисс представляет собой способ урегулирования конфликта или спора с использованием уступок с двух сторон. Потому для них он является нежелательным.

Доминирование выражается победой одной стороны над другой (метод прост, но имеет низкую эффективность с позиции долгосрочной перспективы).

Определение 2

Интеграция — метод, который предполагает поиск решения, при котором все желания субъектов конфликта выполняются (без жертв с каждой стороны).

Именно интеграция способна открыть принципиально новые возможности конфликтов. Основной интеграции являются действия заинтересованных сторон, в процессе чего выявляются все различия и наиболее существенные противоречия. Тем не менее, регулирование конфликта этим способом, как правило, осложняется поиском новых решений. Благодаря интеграции создается что-то новое и ценное, чем утверждается понимание конфликта в качестве явления, связанного с прогрессивным развитием социальной организации. В этом случае содержание конфликта рассматривается в виде возможного критерия оценки профессиональной деятельности социальных работников.

Дж. Рубин выделил несколько возможных способов урегулирования конфликтов:

  • доминирование, в процессе которого происходит навязывание одной стороной другой собственной воли при использовании физических или психологических средств;
  • капитуляция с безоговорочной уступкой победы с одной стороны;
  • уход, когда одна сторона отказывается от участия в конфликте;
  • переговоры с обменом сторонами конфликта идеями и предложениями для поиска взаимно приемлемого соглашения;
  • вмешательство «третьей стороны», которая может быть представлена индивидом или группой, не имеющей прямого отношения к конфликту, но готовых предпринимать усилия для продвижения к соглашению.

Ч. Дарендорф предложил последовательность в использовании разных форм урегулирования конфликтов.

  1. Переговоры, предполагающие формирование специального органа, который необходим для регулярных встреч участников конфликта с целью обсуждения острых вопросов и принятия решений. Если результата в ходе переговоров не достигнут, то рекомендуется привлечь «третью сторону» в виде лица или инстанции, не участвующей в конфликте.
  2. Посредничество, представленное наиболее мягкой формой участия «третьей стороны». Для него характерно согласие сторон периодически сотрудничать с посредниками и рассматривать его предложения. Ч. Дарендорф полагал, что, несмотря на кажущуюся необязательность этого образа действий, посредничество может оказаться эффективным инструментом работы с конфликтами.
  3. Арбитраж, особенность которого заключается в обязательном присутствии «третьей стороны», исполнение решений которой считается обязательным. Эта мера подобна фактическому подавлению конфликта.

Ч. Дарендорф подчеркивал, что процесс урегулирования конфликта не может способствовать их полному исчезновению. Если существует общество, есть и конфликты. Тем не менее, формы регулирования влияют на насильственность конфликтов. Регулируемые конфликты в известной степени являются смягченными конфликтами.

Внутриличностный конфликт

Психологи утверждают, что конфликт может происходить не только между отдельными людьми, но и внутри одной личности. Внутренние противоречия в чувствах, взглядах, потребностях одного индивида называют внутриличностным конфликтом. Он может быть вызван так же противоречием, между выдвигаемыми обществом требованиями к индивиду и его личными потребностями, нежеланием эти требования выполнять.

Психологи выделяют следующие типы внутриличностных конфликтов:

  • Ролевые – связаны с несовместимостью нескольких социальных ролей в одном индивиде. К примеру, мужчина выполняет две социальные роли – он является директором обувной фабрики и отцом семейства. Мужчине не хватает времени на одновременное выполнение обязанностей в семье и на работе, ему постоянно приходиться выбирать, чем он будет жертвовать, общением в семье или карьерой.
  • Моральные – связаны с выбором личности между пользой обществу и собственной выгодой, между добром и злом, тем, что надо и тем, что хочется.
  • Ценностные – причины внутриличностного конфликта заключаются в непринятии личностью тех или иных ценностей, которые навязываются окружающими людьми, обществом. К примеру, Саша Иванов не одобряет поведения своего класса, когда учащиеся прогуливают уроки. Но Саша вынужден уходить с уроков вместе со своими одноклассниками, чтобы не отставать от коллектива, не быть в нем «белой вороной».
  • Адаптационные – вызваны неспособностью человека подстроиться под окружающую действительность, выполнять все возложенные на него обязанности, требования со стороны общества. Пример. Маша Курочкина недавно перешла в лицей с физико-математическим уклоном. Маше с трудом дается математика и от этого она очень страдает, но она вынуждена учиться в лицее из-за желания родителей.

Внутриличностные конфликты человека индивидуальны, неповторимы, так как в мире не существует одинаковых личностей.

Поведение в конфликтах

Тактики поведения в конфликте

НазваниеОписание
Жесткие
  • Тактика захвата и удержания объекта конфликта
  • Тактика физического насилия или ущерба;
  • Тактика психологического насилия: грубость, оскорбление, клевета;
  • Тактика давления: приказ, ультиматум, шантаж, угроза, предъявление компромата.
Нейтральные
  • Тактика демонстративных действий: публичные высказывания и жалобы на состояние здоровья, невыход на работу, заведомо неудавшаяся попытка самоубийства, бессрочное голодовки, перекрытие железнодорожных путей, плакаты, лозунги;
  • Санкционированные: воздействие на оппонента с помощью взыскания, увеличения рабочей нагрузки, наложение запрета, установление блокад, невыполнение распоряжений под каким-либо предлогом, открытый отказ от выполнения;
  • Тактика коалиций: усиление своего ранка в конфликте за счет образования союзов, увеличения группы, поддержки руководителей, общественности, друзей, родственников, СМИ, органов власти (используется в одной трети конфликтов).)
Мягкие
  • Тактика фиксации своей позиции: использование фактов, логики для подтверждения своей позиции, убеждение, просьба, критика, выдвижение предложений и др.;
  • Тактика дружелюбия: корректное обращение, подчеркивание общего, демонстрацию готовности решать проблему, оказание услуги, извинение, поощрение.

В любом конфликте важно, чтобы стороны получили позицию так называемую Win/Win, обе стороны должны победить. Этого можно добиться только если идти на сотрудничество или пойти на компромисс в каком-либо решении

Поведение в конфликтах

Избегание(уход)Проигрыш/Проигрыш
УступкаПроигрыш/Выигрыш
СоперничествоВыигрыш/Проигрыш
Компромисс???
СотрудничествоВыигрыш/Выигрыш

Примеры конфликтов

Психологи приводят различные примеры конфликтов: международные, профессиональные, соседские, семейные. Каждый конфликт показывает существование двух или более мнений, чаще всего противоположных. Самые распространенные виды конфликтов:

рабочий конфликт между начальником и работником либо двумя рядовыми сотрудниками. Обычно предметом спора выступает процесс работы и его сопутствующие дела. Возможные конфликты развиваются из-за того, что кто-то не выполнил работу, а наказали коллектив, кто-то дал некорректное задание, и наказали исполнителя. 

Премии, заработная плата, отпуск, выходной – возможные причины развития конфликта между подчиненным и руководителем. Смена руководства также может создать конфликтную или предконфликтную ситуацию в коллективе. Люди, привыкшие к одному стилю руководства, нередко не могут перестроиться под новое начальство и начинают с ним конфликтовать.

Сотрудники выдвигают собственные условия, на которые не согласен новый руководитель, возникает конфликт, исходом которого становится либо примирение и компромисс, либо чье-то увольнение (скорее всего, сотрудника коллектива).

  • семейный конфликт может возникнуть между супругами, родителями и детьми, внуками и бабушками, братьями и сестрами. Причины – самые разнообразные – от разногласий в приобретении имущества, одежды, приготовления еды, уборки до дележа наследства. Разновозрастные конфликты грозят тем, что бабушки и дедушки диктуют внукам, как одеваться, какие смотреть фильмы, слушать музыку, учиться. 
  • различные конфликты возникают между незнакомыми людьми во время определенных социальных взаимодействий: очередь, транспорт, поликлиника, расчетные организации и т.д.

Локальный конфликт

Ученые отдельно выделяют локальный конфликт. Это особый вид, который возник и развился без вовлечения в ореол взаимодействия иных социальных представителей. Локальный конфликт бывает межличностного и межгосударственного уровня. 

Понятие также применяется к описанию военного конфликта, возникшего между противоборствующими сторонами внутри какого-то государства или области. Так как конфликт не выходит за рамки определенной территории, поэтому его называют локальным. 

Конфликт в литературе

Конфликт в литературе представлен в виде  различных классификаций, определяемых учеными и исследователями. 

Классификация А. Здравомыслова приводит:

  • межиндивидуальные;
  • межгрупповые (по группам интересов, этноса, общностью положений);
  • межассоциативные;
  • межинституциональные;
  • межкультурные;
  • межгосударственные.

Классификация Дарендорфа Р. Включает конфликты:

  • по интересам, ценностям, то есть по исходному источнику возникновения;
  • по социальной градации;
  • по масштабу;
  • по формам противоречия (мир или война);
  • по условиям происхождения;
  • по тактике разрешения.

Классификация А.Дмитрова построена на разделении по политике, экономике, трудовым и социальным отношениям, образованию, материальному обеспечению.

Психолог В. Левин рассматривает мотивационные виды конфликтов как внутриличностные. В отличие от него, Л. Берковиц, Д. Майерс, М. Дойч говорят о них, как о групповых. 

Межличностные конфликты

Межличностные конфликты считаются самыми распространенными. До 80 процентов таких конфликтов возникает в сфере материальных интересов, и завлекают в свои сети все отрасли отношений и социальных субъектов. Межличностный конфликт возникает и развивается быстро, зачастую не имея причин. Его сопровождает повышенный эмоциональный фон.

Развивается между начальством и подчиненными, учителями и учениками, коллегами, супругами, людьми из одной очереди. Бывают межличностные конфликты между соперниками в спорте, политике, экономике, старшими и младшими детьми. 

Конфликт между личностью и группой

Еще один довольно распространенный конфликт – между личностью и группой. Он возникает и развивается тогда, когда один человек не желает подчиняться условиям группы людей и выбивается из толпы своим поведением. 

Человек либо покидает группу, либо становится инициатором конфликта и начинает его развивать. Например, главная героиня повести и одноименного фильма «Чучело» Бессольцева Лена бросает вызов классу неподчинением и становится инициатором конфликта.

Важно научиться распознавать конфликтную ситуацию и попытаться разрешить ее до начала открытого противостояния. Не поддавайтесь на провокации людей, склонных к конфликтам, не ввязывайтесь в конфронтацию и ведите себя спокойно в случае проявления негатива

Конфликтологическая культура личности

Независимо от того, имеют ли место международные конфликты, примеры которых наиболее ярко демонстрируют деструктивный характер конфликтного поведения сторон; или же речь идет о незначительной ссоре между коллегами по работе, чрезвычайно значимым представляется оптимальный путь выхода. Умение противоборствующих сторон находит компромиссы в сложной спорной ситуации, сдерживать собственное деструктивное поведение, видеть возможные перспективы дальнейшего сотрудничества с настоящими оппонентами – все эти факторы являются залогом возможного благоприятного исхода. При этом, как бы ни важна была тотальная роль государственной политики, экономической и культурно-правовой системы в обществе, истоки данной тенденции находятся в отдельных конкретных индивидах. Подобно тому, как река начинается с маленьких ручьев.

Речь идет о конфликтологической культуре личности. Соответствующее понятие включает в себя умение и стремление индивида к предупреждению и разрешению социальных конфликтов (Самсонова Н. В.). В данном случае целесообразно вспомнить понятие «конструктивный конфликт». Примеры современных конфликтов (учитывая их обостренный и широкомасштабный характер) демонстрируют, скорее, отсутствие всякой конструктивности конфликтного взаимодействия. В связи с этим понятие конфликтологической культуры личности должно рассматриваться не только и не столько как одно из условий оптимального разрешения спорных ситуаций в обществе, но и как важнейший фактор социализации личности каждого современного индивида.

Что такое конфликт

Существует представление о том, что конфликт это всегда негативное явление, и организации или конкретные личности у которых они возникают, страдают слабым управлением или самоконтролем, но на самом деле, многие используют конфликт с своих целях и стараются тем самым извлечь выгоду для себя.

  • Вид социального взаимодействия , направленного на разрешение противоречий;
  • Противоречия возникают в результате столкновения разных (разнонаправленных) интересов.

Конфликт состоит из двух элементов:

  1. Предмет конфликта — это объективно существующие или воображаемые интересы, служащие основной конфликта. Это противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в противоборство.
  2. Конфликтные действия — Это форма и содержание взаимодействия между собеседниками, их действия по разрешению конфликта, направленные на то, чтобы препятствовать противоположной стороне в достижении ее целей.

Что такое конфликт?

Термин «конфликт» происходит от латинского слова «conflictus», означающего «столкнувшийся». Обычно, говоря о конфликте, говорят о наиболее остром способе разрешения противоречий во взглядах, целях, интересах, которые возникают во время взаимодействия людей друг с другом.

Как процесс, конфликт заключается в противодействии друг другу участников этого социального взаимодействия, и сопровождается отрицательными эмоциями, которые нередко выходят за рамки общепринятых норм и стандартов. В психологической науке под конфликтом понимают отсутствие согласия между несколькими сторонами (это могут быть отдельные люди или группы людей). Наука, занимающаяся изучением конфликтов, называется конфликтологией.

Отношение к понятию «конфликт»

В подавляющем большинстве случаев считается, что конфликт является явлением исключительно негативным, вызывающим непонимание, обиды, враждебность или угрозы, другими словами, что-то такое, чего всеми силами стоит стараться избегать. Также представители более ранних школ менеджмента утверждали, что конфликт представляет собой признак плохого управления организацией и показатель её неэффективности.

Но, вопреки этому, многие современные специалисты в области менеджмента всё больше склоняются к тому мнению, что некоторые виды конфликтов не только могут происходить, но и желательны даже в самых эффективных организациях, где взаимоотношения сотрудников достойны самых лучших оценок. Единственное, что здесь необходимо – это научиться управлению конфликтом.

У конфликта, как и у любого социального явления, существует не только своё определение, но и свои признаки. И этот вопрос является не менее важным и подлежит отдельному рассмотрению.

Функции конфликта в психологии

Отсутствие навыка предупреждения конфронтации или правильного её разрешения, приводит к ситуации, когда столкновение носит разрушительный характер и может затянуться надолго. Если ситуация находится под контролем, то противостояние приводит к развитию отношений между конфликтующими сторонами или полностью решает проблему.

Противоборство может быть созидательным, когда конфликтный процесс предполагает сохранение взаимодействия в рамках сотрудничества или соревнования. Когда противостояние выходит за рамки цивилизованных отношений, такой конфликт имеет разрушительный эффект. Исходя из этого, функции конфликта в психологии разделяют на конструктивные и деструктивные.

Конструктивные функции:

  • появление понимания между конфликтующими сторонами;
  • налаживание коммуникативно-информационных связей;
  • желание социальных изменений;
  • участие в поддержании гармонии;
  • переоценка ценностей и устоявшихся норм;
  • проявление лояльности к членам коллизии.

Деструктивные функции:

  • недовольство и раздраженность;
  • нарушение коммуникационных связей;
  • снижение уровня сотрудничества;
  • бессмысленное соперничество;
  • виденье противостоящей стороны в качестве врага;
  • восприятие своих целей, как единственно возможных;
  • отказ от взаимодействия;
  • враждебный настрой, перерастающий во взаимную неприязнь;
  • неправильная расстановка акцентов: победа в противоборстве важнее разрешения спора;
  • насильственные методы разрешения проблемных ситуаций.

Не всегда есть возможность провести чёткую границу между конструктивными и деструктивными функциями, так как основная масса противостояний характеризуется присутствием позитивных и негативных функций одновременно.

Структура

Структура всех конфликтных ситуаций включает в себя:

  1. Предмет (объект), провоцирующий развитие спора. Это может быть как вещь, так и человек, мысли, идеи, в коих заинтересованы участники конфликта.
  2. Субъектов ситуации. Ими могут быть группы, организации, отдельные личности.
  3. Условия, в которых протекает конфликт. К примеру: рабочая обстановка, семейные споры и так далее.
  4. Масштабность ситуации: глобальная, межличностная, региональная, локализованная.
  5. Поведенческие особенности и тактику поведения конфликтующих сторон.
  6. Итог — осмысление результата конфликта, его последствия.

Виды противостояний

Формы конфликтов имеют достаточно широкую градацию, которая со временем становится все больше. С психологической точки зрения, спор может быть внутренним и внешним. В первом случае нашим противником являемся мы сами. То есть это личностный конфликт, который возникает внутри нас. Несмотря на то что наш оппонент – это мы, пострадать могут и посторонние люди, а также наши близкие.

К внешнему спору могут относиться межличностные, межгрупповые непонимания. Этот вид достаточно опасный, так как может нарушить функционирование организации, производства и даже целого государства. Причиной таких конфликтов становится дележка власти и материальных благ.

Следующая классификация относится к тому, что современные конфликты могут быть деловыми и неофициальными. В первом случае страдает организация или бизнес, во втором – близкие и родные. По последствиям спор может быть конструктивным (полезным) либо деструктивным (разрушающим).

Кроме того, могут возникнуть споры в политике, на международном уровне, вооруженные конфликты, межэтнические, религиозные и т. д. Конечно, это не вся градация конфликтных ситуаций. Бывают, симметричные и асимметричные, открытые и скрытые, объективные и субъективные. Наиболее актуальные мы рассмотрим ниже.

Разновидности конфликтов

Все люди – уникальные личности со своими убеждениями, интересами, потребностями. Поэтому так сложны и многогранны человеческие взаимоотношения. Конфликты в социуме практически неизбежны. Они проявляются в разнообразных сферах деятельности, личных, деловых и социальных отношениях, политике, экономике.

В литературе даются разные определения социального явления с упором на противоречия. То есть конфликт – это острое проявление объективных или субъективных противоречий на почве расхождения взглядов, несоответствия суждений, интересов в процессе социального взаимодействия.

Конфликты принято воспринимать как нежелательное явление и ассоциировать с негативными эмоциями, спорами, агрессией, враждебностью противоположных сторон. Укоренилось понятие, что их надо избегать или немедленно разрешать.

Негативные конфликты

Важно! Все виды конфликтов в современной психологии рассматриваются не только в негативном, но и в позитивном ключе, как генератор новых идей, способ развития отдельной личности, группы, организации. Пока не разработана универсальная схема описания конфликта

Есть некоторые разногласия в созданных понятийных группах. Для облегчения классификации сложного социального явления введены опорные понятия и основные характеристики

Пока не разработана универсальная схема описания конфликта. Есть некоторые разногласия в созданных понятийных группах. Для облегчения классификации сложного социального явления введены опорные понятия и основные характеристики.

Структура конфликта:

  • объект – сама проблема возникшего спора (ресурсы, статусы, духовные ценности);
  • субъекты – непосредственно участники (отдельные личности, группы, организации);
  • условия – (семейные споры, деловая обстановка);
  • масштаб (межличностный, региональный, локальный);
  • стратегии поведения;
  • итоговые результаты.

Иногда участниками конфликта бывают посторонние лица, которые могут быть его подстрекателями, руководителями или случайно вовлеченными людьми.

В конфликте можно выделить четыре стадии его развития:

  • процесс формирования конфликтной ситуации;
  • выявление и осознание противоречий;
  • выбор тактики поведения;
  • разрешение.

Для управления конфликтом требуется целенаправленное воздействие на его развитие. Это возможно путем определения причины разногласий, особенностей и способа разрешения. Все усилия направляются на достижение совместимых целей.

Управление конфликтом

Для правильного понимания сущности, особенности, функций и последствий  выделяют основные типы конфликтов.

По причинам:

  • различие целей и видения желаемого;
  • нехватка ресурсов;
  • расхождение во взглядах и мыслях по поставленному вопросу;
  • особенности психического развития, различие чувств и эмоций, которые раздражают участников.

По способу разрешения:

  • антагонистичные;
  • компромиссные.

По сферам проявления:

  • социальные;
  • внешнеполитические;
  • экономические;
  • организационные;
  • этнические.

Политические конфликты

По длительности протекания:

  • кратковременные;
  • затяжные.

По направлению воздействия:

  • вертикальные – противоположные стороны находятся на разных уровнях иерархической системы;
  • горизонтальные – происходят между субъектами одного уровня;
  • смешанные.

В зависимости от количества участников, конфликты в обществе и их виды делятся на:

  1. Внутриличностные – происходят внутри одного индивида, часто из-за расхождения действий человека с его внутренними установками. Сопровождаются психологическим напряжением и негативными эмоциями.
  2. Межличностные – самые распространенные. Столкновение целей, ценностей, поведения двух или больше оппонентов в процессе социального общения.
  3. Межгрупповые. Противостояние групп на профессиональной или эмоциональной основе может привести к внутриорганизационному конфликту.
  4. Между личностью и группой. Возникают, когда новый в коллективе человек не принимает условий общения.

Межличностные конфликты

Разные типы конфликтных ситуаций по разным причинам могут возникать в сфере торговли и услуг, структурных подразделениях, в социальных учреждениях. Случаются инновационные конфликты, связанные с развитием определенных организаций.

Межнациональные проблемы

Этот спор можно отнести к социальным конфликтам, причем наиболее опасным. Это столкновение называют также межэтническим. Обычно затрагивает определенную группу общества.

Несогласованность при этом возникает между народами, нациями, но не выходит за пределы одного государства. Обычно подобные ситуации возникают из-за недовольства наплыва иммигрантов. Не стоит забывать и о том, что межнациональные конфликты могут перерасти в региональный или локальный раздор. Либо и вовсе глобальный, как случилось в Первой мировой войне, когда начиналось все с австрийцев и сербов.

Особенностями такого конфликта обычно становятся несколько факторов:

  • Градация групп по этническому признаку.
  • Участники ищут поддержки на стороне.
  • Наличие политических мотивов.
  • Группировка за национальной идентичностью.

Что касается видов межэтнических конфликтов, то они следующие:

  1. Этнополитические – когда сталкиваются политические интересы, прикрываемые межнациональной основой.
  2. Межконфессиональные – когда сталкиваются из-за религиозных взглядов.
  3. Этнотерриториальные – когда существует ряд претензий разных народов на одну и ту же область.

Решить межнациональные конфликты можно путем основательного поиска причин в политике государства, его местоположении и исторической основе.

Последствия внутриличностных конфликтов

Считается, что внутриличностный конфликт является неотделимым элементом формирования психики индивида. Поэтому последствия внутренних конфронтаций могут нести положительный аспект (то есть быть продуктивными) для личности равно как и отрицательный (то есть разрушать личностные структуры).

Положительным считается противостояние, которое имеет максимальное развитие противоборствующих структур и характеризуется минимальными личностными издержками на его разрешение. Одним из инструментов гармонизации личностного развития является конструктивно преодолеваемая внутриличностная конфронтация. Субъект способен распознать свою личностью лишь при помощи разрешения внутреннего противостояния и внутриличностных конфликтов.

Внутриличностное противоборство может помогать выработке адекватной самооценки, которая, в свой черед, способствует личностной самореализации и самопознанию.

Деструктивными или негативными считаются внутренние конфликты, которые обостряют расщепление личности, переходят в кризисы либо способствуют формированию реакций невротического характера.

Острые внутренние конфронтации зачастую ведут к разрушению имеющегося межличностного взаимодействия на работе или отношений в семейном кругу. Как правило, они становятся причинами повышения агрессивности, беспокойности, тревоги, раздражительности при коммуникативном взаимодействии общении. Длительное внутриличностное противостояние в себе скрывает угрозу эффективности деятельности.

Кроме того, внутриличностные конфронтации характеризуются тенденцией перерастания в невротические конфликты. Свойственные конфликтам треволнения могут трансформироваться в источник заболевания, если станут занимать в системе личностных взаимоотношений центральное место.

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий