Особенности образовательной системы Италии
Восемнадцатилетние выпускники итальянских школ имеют право продолжить обучение в университете, по окончании которого они получают диплом бакалавра. Несмотря на то что учеба в вузе считается бесплатной, каждый студент обязан вносить налог на обучение, размер которого определяется с учетом суммарного дохода его семьи. За хорошую успеваемость студент может быть освобожден от этого налога.
Тем, кто пытается понять, что такое образование в Италии и чем оно отличается от отечественного, будет интересно узнать, что характерной особенностью местного обучения является полное отсутствие экзаменационных билетов. На лекциях студент получает минимум знаний по тому или иному предмету, поэтому для качественной подготовки к сессии он должен самостоятельно искать и изучать специализированную литературу. Как правило, до получения диплома доходят всего трое из десяти поступивших.
Рекорды
- Тибетская школа Пхумачангтанг имеет статус самой высокой школы на планете.
- Самой старой считается английская королевская школа в Кентербери.
- Филиппинская школа прославилась своей экологичностью: стены ее сделаны из более 9000 использованных бутылок. Работу выполняли десятки волонтеров.
- Старейший университет Карауин находится в Марокко. Летоисчисление его начинается с 855 года.
- Имя «вечного студента» Роберта Кронина знают многие люди мира. Британец учился в Принстоне на факультете биологии 52 года. Закончил обучение в 2000 году. На тот момент ему было 72 года.
- До сих пор существуют страны, в которых процент неграмотных людей составляет 50-70%. В своем большинстве это страны Африки. Рекордсменом является Сомали.
Самое лучшее образование
7. Дания
По мере того как Amazon и Facebook становятся всё активнее в таких вопросах, как отпуск по уходу за ребенком, своевременная оплата труда и выплата компенсаций, Дания ушла далеко вперед в этом плане. Здесь отличное образование на всех стадиях, а школьное – обязательно.
Среди высших учебных учреждений особняком стоят технические университеты. Значительная часть государственного бюджета систематически выделяется на улучшение и развитие образования и здравоохранения. Медицина в королевстве, как и во всех странах Европы, всегда на высшем уровне.
В Дании особое отношение к развитию межличностных отношений, социальной безопасности, культуре и экологии. Здесь хорошие условия для предпринимательства и выхода на пенсию.
Что такое индекс уровня образования в странах мира?
Более ста лет назад мир серьёзно задумался о всеобщем доступе к школьному образованию. Нужно отметить, что за последние несколько десятков лет в этом направлении достигнуты существенные успехи. Однако в эпоху, когда технологические инновации стремительно опережают уровень образования, требуется не только удвоение усилий, но перестройка всего учебного процесса под изменчивый нестабильный мир.
Современным миром в силах управлять только образованные люди
Организация Объединённых Наций периодически предоставляет обществу так называемый Индекс развития человеческого потенциала. Публикация этого документа содержит три ключевых индекса.
- Индекс продолжительности жизни (Life Expectancy Index).
- Индекс уровня образования (Education Index).
- Индекс уровня доходов (Income index).
Как высчитывается EI и на что влияет?
Индекс уровня образования высчитывается на основе двух главных показателей. Первый — ожидаемая продолжительность обучения. Второй — средняя продолжительность обучения.
Ожидаемая продолжительность обучения — это некоторое количество времени, нужное человеку для получения конкретного уровня образования. Средняя продолжительность обучения берётся из среднестатистического показателя населения с законченным образованием. Обычно этот показатель составляет 25 лет и выше.
Индекс уровня образования (Education Index) – это ключевой показатель благосостояния общества всего мира. Это очевидно, так как параметр определяет, на каком уровне находится развитие той или иной страны. В первую очередь имеется в виду развитие экономическое, технологическое, промышленное, оказывающее прямое влияние на качество жизни.
Уровень грамотности взрослого населения, а также совокупная доля учащихся граждан отображается индексом образования. По уровню грамотности вычисляется общий процент людей, владеющих навыками чтения и письма. Совокупная доля учащихся позволяет определить процент людей, получающих воспитание или образование на всех уровнях.
Индекс уровня образования в странах мира представляет собой комбинированную величину Программы развития Организации Объединённых Наций. Является одним из наиболее значимых коэффициентов социального развития человека в различных странах мира, считается одной из ключевых величин для определения Индекса человеческого развития.
Индекс помогает рассчитать достижения государства с точки зрения имеющегося уровня образования населения по двум ключевым направлениям:
- Индекс совокупной доли учащихся, получающих начальное, среднее и высшее образование (1/3 веса).
- Индекс грамотности взрослого населения (2/3 веса).
Где лучшее образование
8. Канада
Канада высоко ценится за свою систему образования, даже если министерства как такового в этой стране не существует. По количеству баллов ОЭСР ставит эту страну на третье место по математике, чтению и естественным наукам.
Канадские подростки являются одними из самых образованных в мире. Есть целый ряд программ безопасности, предоставляемых Child Safe Canada. Здесь отличная медицина и множество социальных программ.
Также Канада предоставляет отличные условия для бизнеса и предпринимательства, развития современных технологий, путешествий и отдыха для всей семьи, комфортного проживания на всей территории страны. Климат в разных провинциях самый разный. Вам будет вполне комфортно здесь обосноваться.
Отличия
К странам с развитой экономикой относятся государства с высоким валовым внутренним продуктом (ВВП) на человека, достойным значением уровня жизни и равномерным распределением благ между всеми гражданами. В данных странах в экономике услуги (образование, здравоохранение, питание, отдых и прочее) преобладают над сельским хозяйством и промышленностью, однако высокоразвитая промышленность обеспечивает страны товарами и влияет на экономический рост. Такие страны обладают современной и качественной инфраструктурой.
Данные страны обладают экономическими системами, которые поддерживаю стабильный экономический рост и процветание.
К развивающимся странам относятся те государства, которые обладают низким валовым продуктом и доходами на человека, имеют некоторую экономическую зависимость от других стран (в плане финансовой системы, торговли и необходимости экспорта ресурсов). Строгого определения не существует, но развивающимися можно назвать те государства, которые не входят в организацию по экономическому сотрудничеству и развитию, т.к, данные страны не обладают характеристиками стран-членов данного союза, а именно:
- Соблюдение демократических принципов.
- Свободная рыночная экономика.
- Высокая степень индустриализации.
- Гарантии прав человека.
- Социальные программы поддержки населения.
Многие из развивающихся стран имеют высокие темпы производства и быстрорастущую экономику (Китай, Россия, Катар) и имеют средний уровень развития экономической системы и обладают средним уровнем благосостояния.
Те страны, которые характеризуются преобладающим уровнем развития над остальными странами с развивающейся системой экономики, но которые еще не обладают всеми характеристиками развитых стран, называют «новыми индустриальными странами».
Из экономически слабых стран стоит отметить страны с наименьшим уровнем развития экономики и низкими темпами увеличения национального благосостояния, отсутствием масштабного производства и большой долей населения, находящегося за чертой бедности.
Карта развитых и развивающихся стран: с развитой экономикой (синий цвет), с развивающейся высокими темпами экономикой (желтый), менее развивающиеся (красный)
Как видно из карты, к развитым странами являются почти все европейские страны, некоторые азиатские и арабские страны, а также Объединенные Арабские Эмираты, США и Канада. Страны с низким уровнем жизни и слабой экономикой в основном расположены в Африке. Примерно половиной мирового ВВП обладают страны, отмеченные желтым и красным цветом.
Два типа стран по развитию экономики и их особенности
Помимо высоких зарплат развитые страны используют и распределяют ресурсы с наибольшей эффективностью. Население этих стран потребляет около 85% всех природных богатств, причем в этих странах проживает около 1,4 миллиарда человек (1/5 мирового населения).
Страны имеющие относительно высокий темп экономического развития, но не относящиеся к развитым характеризуются средними зарплатами $900-2500. В таких странах проживает почти 5 миллиардов человек (70%). Наиболее узнаваемыми являются Китай, Мексика, страны СНГ и Россия, южноамериканские страны, Египет и многие арабские государства. Список довольно обширный, поэтому все страны привести не получится.
А вот второй тип развивающихся стран с низким уровнем благосостояния и бедным населением (зарплата менее 300 долларов на человека) расположены в основном в Африке и в южно-азиатском регионе. В данных странах проживает примерно 1 миллиард человек (10%). Эксперты прогнозируют, что население данных стран будет увеличиваться.
Наиболее важные характеристики развивающихся стран
Наименее развитые (развивающиеся) страны имеют следующие общие черты:
- Низкий уровень жизни. Среди причин: медленные темпы роста национального дохода, стагнирующие темпы роста доходов на душу населения, концентрация доходов в руках нескольких лиц и неравномерное распределение национального дохода, низкий уровень здравоохранения, низкий уровень грамотности и недостаточные образовательные возможности.
- Низкий уровень производительности труда из-за отсутствия технологий, капитала и т. д.
- Высокие темпы роста населения. Недостаточно развитые страны характеризуются более высокими темпами роста населения. Показатели смертности также находятся на высоком уровне по сравнению с развитыми странами.
- Высокий и растущий уровень безработицы и неполной занятости. Некоторые работают меньше, чем могли бы. В неполную занятость также входят те, кто обычно работает полный рабочий день, но у кого нет подходящих вакансий. Замаскированная безработица является особенностью развивающихся стран.
- Существенная зависимость от сельскохозяйственного производства. Подавляющее большинство людей, почти три четверти, работают в сельской местности. Аналогичным образом три четверти рабочей силы заняты в сельском хозяйстве. Вклад сельского хозяйства в валовой национальный продукт развивающихся стран очень высок по сравнению с развитыми странами.
- Зависимость от первичного продукта. Большинство экономик из менее развитых стран ориентированы на производство первичной продукции, а не на вторичную деятельность. Эти сырьевые товары составляют основной экспорт в другие страны.
- Зависимость в международных отношениях. Высшее неравное распределение экономической и политической власти между богатыми и бедными странами проявляется не только в доминирующей власти богатых стран для контроля за международной торговлей, но и в их способности часто диктовать условия, в которых технологии, иностранная помощь и частный капитал направляется на нужды развивающихся стран.
- Дуалистическая экономика. Почти у всех развитых стран есть дуалистическая экономика. Одно им из них является рыночная экономика; Другая – экономика натурального хозяйства. Один находится в городе и недалеко от него; Другой – в сельской местности.
- Распределение богатства. Неравенство в отношении богатства и распределения активов является основной причиной неравномерного распределения доходов в сельских районах. наиболее высокая концентрация активов находится на промышленном фронте в руках крупных бизнес-домов.
- Отсутствие природных ресурсов: плодородных земель, чистой воды и минеральных ресурсов, железа, угля и т. д.
- Отсутствие предпринимательства и инициативы. Еще одной характерной чертой слаборазвитых стран является отсутствие предпринимательских перспектив. Предпринимательство тормозится социальной системой, которая отрицает возможности творческих способностей.
- Неэффективное капитальное оборудование и технологии.
Где Россия в тренде
Для этого обзора мы выбрали детали, которые отличают российское образование от других стран. Но в отчёте много и показателей, оценка которых для России практически совпадает с другими странами:
- Доля молодых людей, которые не работают и не учатся, среди россиян в возрасте 18–24 лет лишь немного ниже средних по ОЭСР 16,1% — 14,9% в 2020 году.
- Образование в России доступно женщинам. Например, среди женщин 25–34 лет доля тех, кто получил высшее или среднее профессиональное образование, на 13,6 процентного пункта выше, чем аналогичный показатель для мужчин. Это близко к среднему значению по ОЭСР.
- Львиная доля вложений в образование в России, как и в других странах, — государственные средства. Это более 96% расходов на начальное и среднее обучение, 66,5% — на высшее.
- В России, подобно другим исследованным странам, уровень образования связан с занятостью: меньше всего работающих (54%) было в 2018 году в группе тех, кто имел образование ниже полного среднего. В других группах более 70% имели работу.
При этом российская статистика в докладе далеко не такая полная, как статистика по входящим в ОЭСР странам. Например, в исследовании совсем нет данных об уровне зарплат в российском образовании.
Нет и более точных данных об отдаче от образования. По имеющейся статистике видно, что чем выше уровень образования, тем больше шансов на трудоустройство в России. Но вот информации о том, какое влияние на доходы, социальный статус и качество жизни дают инвестиции в образование, по России в этом отчёте нет. Для некоторых стран ОЭСР в докладе есть статистика даже о том, как образовательный уровень связан с ожидаемой продолжительностью жизни, распространённостью ожирения и потреблением овощей и фруктов. Например, по Европейскому союзу доля людей с ожирением в группе с образованием ниже среднего составляет 22%, а в группе с профессиональным (в том числе высшим) образованием — вдвое меньше. Было бы интересно узнать, связаны ли более здоровые привычки с образовательным уровнем в нашей стране, но такой статистики пока нет.
Плюсы и минусы Болонской системы
Плюсы:
- Четкие международные стандарты высшего образования в глобализующемся мире.
- Доступность высшего образования по единой системе, потенциал эгалитарности высшего образования.
- Мобильность студентов без потери времени и баллов, мобильность преподавателей, исследователей и административно-чиновничьего аппарата.
- Возможность самому составить себе учебный план исходя из собственных сил и интересов, индивидуализация содержания образования.
- Рост качества и конкурентоспособности европейских вузов Болонской системы.
Минусы:
- Опасность по недосмотру куратора составить учебный план так, что полученные квалификации вкупе не будут представлять интерес ни для одного работодателя; потенциальное отсутствие системности в образовании.
- Диплом бакалавра часто воспринимается как неоконченное или неполное высшее (особенно в таких странах как Россия или Белоруссия, где сложно по росчерку пера министра образования забыть все сложившиеся традиции), ставка заработной платы с таким дипломом существенно ниже даже в странах Европы, где к бакалаврам менее предвзятое отношение.
- Унификация образования и контроля (прежде всего, тестовая система) создает возможность зазубрить необходимый материал, не располагает к критическому мышлению и умению задавать вопросы вместо того, чтобы выбирать ответы из предложенного списка.
- Возможный отток образованных специалистов в более развитые страны и формирование в этих странах высококонкурентного рынка труда, в противовес менее развитым странам, где будет формироваться дефицит образованных кадров.
Основные положения Болонской системы
Болонская декларация предполагает несколько для достижения унификации системы европейского образования
Во-первых, должна быть введена система легко читаемых и сопоставимых степеней. Для этого, в частности, необходимо ввести приложение к диплому, в котором бы раскрывалось содержание полученного образования. Помимо возможности менять вузы как между степенями, так и в процессе получения какой-то степени, это должно содействовать международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.
Во-вторых, система образования в рамках Болонского процесса должна быть основана на двух основных циклах: бакалавриате и магистратуре. Доступ поступательный, то есть для поступления в магистратуру требуется успешное завершение бакалавриата. Его продолжительность — не менее трех лет. Присуждаемая степень должна соответствовать европейскому рынку труда и определенному уровню квалификации. Вторая ступень ведет к получению степени магистра или (в более редких случаях) доктора.
Экономика образования
Зачем нужны уровни образования и как в них разобраться
В-третьих, для обеспечения мобильности студентов должна быть введена система кредитов, такая как Европейская система перевода и накопления баллов (ECTS). Это общеевропейская система учета работы и активности студента в процессе освоения образовательной программы. Образовательный процесс организован так, что накопить нужное количество баллов невозможно, если весь семестр лоботрясничать, а за ночь перед экзаменом все вызубрить. Оценивается работа на семинарах, подготовка проектов и другие промежуточные работы и формы активности. Для успешного завершения года нужно набрать 60 баллов. 1 балл — это примерно 25–30 часов работы. Часы означают не только время, высиженное на лекциях — это также время работы над заданиями дома, поэтому строгой корреляции между баллами и часами нет. В целом, один учебный год — это примерно от 1 200 часов (Великобритания) до 1 800 часов (Германия).
Чтобы получить необходимое количество баллов, студент сам составляет себе учебный план и волен посещать те предметы, которые ему интересны и нужны. Разумеется, чтобы его образование не превратилось в чехарду не связанных друг с другом интересов и любопытствований от библеистики до генетики и от теории графов до палеонтологии, у студента есть куратор, который помогает ему составить план правильно и логично и при этом не взвалить на себя непосильную ношу — набрать нужные 60 баллов за семестр, а следующие полгода работать или ходить на вечеринки.
Школы в допетровской России
До Петра I развитие образования шло медленно. Изредка открывались частные школы, а также была создана Славяно-греко-латинская академия — первое высшее учреждение в стране.
<<Форма демодоступа>>
Для знатных мальчиков 8-12 лет открылись училища, где обучение строилось по особым сборникам школьных правил — «Азбуковникам». Сначала изучалась письменность, затем уроки становились более разнообразными. В этих учебных заведениях изучали «семь свободных художеств»:
- грамматику,
- диалектику,
- риторику,
- церковное пение,
- землемерие,
- географию,
- звёздознание.
Зарубежные языки (латынь, греческий) в школах учили только будущие священники и дипломаты.
Образование в допетровской России развивалось медленно, однако, появились новые учебные заведения, первое высшее учреждение и свод школьных правил
Это, безусловно, стало важной ступенью в истории отечественного образования.
Достоинства и недостатки получения образования в вузах Европы
Европейские вузы тоже имеют свои достоинства и недостатки.
К достоинствам европейского высшего образования можно отнести:
- высокую концентрацию вузов на душу населения (самое большое количество вузов на душу населения — в Германии);
- большое количество престижных вузов;
- возможность во время учебы перемещаться по странам ЕС;
- гибкие условия оплаты (от дорогих вузов до бесплатных);
- простую процедуру поступления;
- возможность подавать документы дважды в год;
- лояльное отношение к студентам среднего и старшего возраста;
- интернациональную обстановку (свыше 12% студентов немецких вузов — иностранцы);
- хорошее финансирование вузов;
- комфортные условия учебы;
- инновационные программы;
- большое количество практики и стажировок в европейских компаниях;
- активный обмен студентами;
- разнообразие программ;
- возможность получить стипендию или грант;
- возможность работать в странах ЕС.
Недостатки:
- сложность в выборе вуза;
- недостаточное количество информации о том, как правильно собрать пакет документов;
- необходимость сдавать языковой экзамен.
Для российского абитуриента, действительно, поступление в зарубежный вуз может показаться сложным, но эти проблемы легко преодолимы с помощью специалиста.
Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов ( 10 класс)
- дошкольное образование;
- начальное общее образование;
- основное общее образование;
- среднее общее образование.
С 5 класса в расписании уроков появились новые предметы: история, естествознание, обществознание и др., изучение которых поможет узнать много полезного и интересного. Чтобы применять знания при решении различных задач, которые встречаются не только в школе, но и в повседневной жизни, нужны ещё и умения
Например, очень важно уметь быстро читать, грамотно писать, составлять план рассказа или алгоритм решения математической задачи. Повседневные занятия позволят перевести умение в навык
«Школа в современном обществе нужна для того, чтобы дать качественное образование, т.е. помочь человеку стать хорошим специалистом, быть полезным и необходимым своим близким и обществу в целом».
Общее образование включает в себя три ступени: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее.
Основная школа (основное общее образование) начинается с 5 класса.
По окончании 9 классов выдается аттестат об основном общем образовании.
После 9 класса ученик становиться перед выбором –
поступать ли в колледж или училище, где начнётся профессиональная подготовка. Или же продолжить учиться в школе и получить среднее (полное) общее образование. Оно необходимо тому, кто решит получать высшее образование — поступать в институт, университет, академию и т. д.
Не получив высшего образования, нельзя, к примеру, стать врачом, юристом, инженером, психологом, учёным.
А первые самостоятельные шаги к вершинам знаний делаются в школе.
11 Япония
11-ю строчку государств с лучшей системой образования в мире занимает Япония. EI=68,2. Помимо наук, школьникам и абитуриентам прививают общие принципы морали: ценить семью, традиции и труд, беспрекословно уважать старших.
Школьная система состоит из начальной, средней и старшей школы. Первые 2 являются обязательными, последнюю же заканчивают всего 79% японских учеников. В начальных классах у детей нет домашнего задания. Да и уборку территории и классов, ребята осуществляют самостоятельно.
Высшее образование предполагает 4-летнее обучение до бакалавра, и 6-летнее до профессорской степени. В стране есть два типа высших учебных заведений: 96 национальных и 39 государственных университетов. Остальные, а их около 370, являются частными.
В Японии нет бесплатного высшего образования. Лишь уникумы, не более 100 человек в год, получают стипендию японского правительства. Это талантливые, но необеспеченные молодые люди, которые потом всё равно должны возместить расходы государству. Обучение для иностранцев, в среднем, стоит 6-9 тысяч долларов в год. Все экзамены они сдают только на национальном языке – японском. Но есть более бюджетные, 2-летние программы, их можно сдавать на английском.
Болонская система образования в России
Несмотря на то, что Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году, введение образования по двум степеням заняло некоторое время — высшее образование официально совершило переход на Болонскую систему в 2011 году. Однако ряд направлений подготовки в ряде вузов до сих пор осуществляется по старой системе специалитета.
Реформа учебных планов в России, несмотря на 8 лет переходного периода, проводилась «малой кровью» для тех, кто был за нее ответственен. Учебные программы не приводились в соответствие с европейским бакалавриатом — вместо этого резались программы специалитета. В итоге получилось так, что старый отечественный специалитет в России в плане образованности и компетентности приравнивался к магистратуре. В то время как в рамках Болонской системы (а значит, и у европейских работодателей) он ближе к бакалавриату. Компетенции, положенные в основу образовательных программ, тоже отличались от европейских — например, в России бакалавриат так и не стал ориентированным на практическое применение полученных знаний. Именно поэтому рынок труда остался скептически настроен к бакалаврам.
Еще сложнее дело обстояло с переходом на систему кредитов. В ряде вузов была введена балльно-рейтинговая система, по которой за семестр студент мог набрать некое количество баллов (обычно 100), из них на экзамене — меньше половины. Но это не является эквивалентом системы кредитов ECTS. Единственным вузом России, который ввел у себя систему ECTS является «Сколтех».
О гибкости образовательной траектории в России тоже речи не шло. Программы подготовки так и остались косными, и лишь в единицах российских вузов можно говорить о возможности в той или иной мере повлиять на свой учебный план.
Экономика образования
Широкий взгляд: почему важно развивать междисциплинарность
В итоге в России при номинальном Болонском процессе так и не сложилась действительно унифицированная система образования, соответствующая заявленным в Декларации стандартам. Неудивительно, что признания дипломов российских вузов наравне с европейскими так и не произошло, а качество высшего образования в пореформенный период снизилось.
В Европе, несмотря на уже более чем двадцатилетнюю историю Болонского процесса, до сих пор остаются критики этого нововведения. Равенство и унификация европейского образования до сих пор где-то на горизонте перспектив, и для многих стран — не только для России — переход до сих пор остается мучительным.
Критика Болонской системы
Болонскую систему критикуют в России — якобы она принесла больше вреда, чем пользы. Однако следует помнить, что Болонский процесс — это не пошаговая дорожная карта реформирования системы образования, но набор принципов, по которым она должна строиться. Реформа, через которую страна входит в Европейское пространство высшего образования, целиком в руках правительства: в Болонской декларации закреплен принцип уважения к национальным системам и традициям образования. Европейская система образования так и не была реализована в России, хотя министр науки и высшего образования Валерий Фальков заявил, что это «прожитый этап».
Современное образование все больше отказывается от теоретического подхода с лекциями и ориентируется на практику. Бакалавры в Европе ориентированы на рынок труда потому, что набор тех самых кредитов ими происходит не за счет высиживания лекций, а за счет выполнения различных проектов, ориентированных на получение практических навыков.
Одновременно с переходом к Болонской системе в России случился переход от советской системы выпускных и вступительных экзаменов к Единому государственному экзамену (ЕГЭ). В терминах Болонского процесса это два независимых друг от друга явления — Европейская система не требует введения подобной системы экзаменовки абитуриентов. Поэтому отказ от системы ЕГЭ, которую критиковали не меньше, чем Болонский процесс, не следует из анонсированного отказа от Болонской системы. Минобрнауки пока не говорит о том, как будет выглядеть новая система образования. Но в пространстве глобальной мобильности, отрицать которую невозможно, отказ от Болонской системы и уход в свою нишу равносильно пути в изоляцию, как считает профессор МГУ Александр Асмолов.
Не дисциплина и домашние задания, а интерес к знаниям
Например, в начальных школах Берлина «вхождение» детей в новый период их жизни совершается плавно. Они начинают с пения простых песен на английском языке, плавания, небольших сочинений и азов арифметики. А кроме того, маленьких учеников «учат жизни»: например, правилам дорожного движения и безопасного поведения на пикнике в лесу.
В начальной школе давать домашние задания на выходные законодательно запрещено: в пятницу школьники уходят домой без уроков на понедельник. На неделе учителя тоже стараются не перегружать учеников: например, по математике могут задать всего пару упражнений – это работа на 10 минут. В школе на уроках тоже не гонятся за мировыми рекордами — например, дроби изучают лишь в 6-м классе. Основной упор на углубленные знания начнется только за 5-6 лет до конца школы.
В Италии школьный день длится 8 часов даже у первоклассников (с учетом часового обеденного перерыва), но уроки проходят в основном в игровой форме
«У нас прекрасно понимают, что желание учиться не менее важно, чем знание правил сложения», как говорит мама одного итальянского школьника
В Каталонии (Испания) считают, что детей в начальной школе учат учителя, а не родители, сидящие со своим ребенком над сложными домашними заданиями. Каждый день школьники уходят только с одним домашним заданием на завтра. Например, 7-летнего ребенка могут попросить сосчитать несколько примеров в столбик.
А подготовительная школа – это вообще сплошные игры и никаких обязательств
Но всё так или иначе направлено на постепенное развитие ребенка: моторика, память, внимание и другие навыки. К 5 годам все дети умеют читать, а некоторые и писать
То есть такая ненавязчивая форма обучения дает очень эффективные результаты.
Учеба – основной труд школьника
Учеба сегодня — основной труд ученика. Можно сказать, профессия. А чтобы овладеть профессией, надо освоить много её секретов. А ещё надо проявлять старание, развивать в себе силу воли, настойчивость. Школьная отметка — это результат труда.
Если вспомнить, то бывало, что во время учебных занятий кто-то что- то не понимал, делал ошибки, сбивался, когда отвечал у доски. Вопрос в том, как ученик к подобным вещам относится. Один может равнодушно сказать: «Ну, было и прошло. Что в этом такого?» Другого начинают мучить мысли: «Я ничего не могу, я ни на что не способен, надо мной все смеются». А третий недоволен, испытывает огорчение, но пытается разобраться в том, что непонятно, в причине ошибки. И для этого проявляет усилия: перечитывает текст в учебнике, спрашивает непонятое у учителя, обращается за помощью к одноклассникам или родителям. Труд ученика состоит из занятий в школе и подготовки уроков дома.
9 Германия
Немецкое образование считается одним из самых сильных в мире, поэтому Германия с EI в 69,5 занимает 9-ю строчку данного рейтинга.
Германия состоит из 16 федеральных земель, поэтому законы об обучении для каждой разные. Так, к примеру, в одних регионах в начальной школе учатся 6 лет, в других – 4. Даже детские сады в Баварии и Берлине – бесплатные, а вот в Нижней Саксонии цена вопроса составляет уже 250 евро в месяц.
А вот общеобразовательные школы доступны для всех, обучение абсолютно бесплатное и состоит из 3 ступеней: начальное (с 6 лет), среднее 1-ой ступени и 2-ой. Для перехода на следующие этапы преподавательский состав оценивает перспективность каждого ребенка. Так средняя школа 1 степени делится на 4 категории:
- Самые слабые поступают в главную народную школу.
- Реальная школа для среднего звена.
- Дети с физическими или умственными отклонениями переходят во вспомогательную.
- А самые умные переводятся в гимназию.
Немецкая система насчитывает 176 ВУЗов прикладных наук и 103 университета. В них принимают без вступительных экзаменов. Большая часть из них бесплатные. Но некоторые все же взимают небольшую плату — 500 евро за семестр.
Роль образования в развитии общества
Роль образования в современном обществе крайне высока. Ведь мир постоянно сталкивается с глобальными проблемами, среди которых аномальное потепление, экологические загрязнения, постоянный рост населения, нехватка продовольственных ресурсов, обеспечение высоких социальных условий жизни и другие.
Многие учёные и эксперты сходятся во мнении, что справиться с этими вопросами можно с помощью образования. А всё потому, что оно выполняет ряд функций, которые важны для общества.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Функции образования в современном обществе
Проявление роли образования в жизни современного общества выражается в выполнении трёх функций:
- Экономической. Роль системы образования заключается в том, чтобы сформировать общественные группы, в которых люди получают современные и эффективные знания и смогут применить их в работе, улучшая экономические показатели страны и мирового сообщества.
- Социальной. Через обучение человек получает социальные навыки и учится взаимодействовать с людьми.
- Культурной. Одна из важнейших ролей образования в обществе — это передавать культурные ценности, воспитывать личность человека и раскрывать его творческие способности.
Основные тенденции развития образования
Поскольку роль образования в жизни человека и общества постоянно возрастает, меняются основные тренды и векторы его развития. На сегодняшний момент в образовательном процессе наметились такие направления:
Образование становится массовым и демократическим. Ещё недавно обучение являлось роскошью, доступной элитным представителям высшего общества. Но сегодня практически все страны мира ввели обязательное начальное образование. А университеты принимают всех, кто готов и хочет обучаться.
Растёт продолжительность обучения. Знания становятся сложнее, а требования к профессиональным навыкам выше. Всё это увеличивает общую продолжительность учёбы.
Образование становится более гуманным. Сегодня в центре внимания не учебная программа, а личность самих учащихся. Обучение выстраивают с учётом их интересов, особенностей и запросов.
Увеличивается количество гуманитарных дисциплин
В современном обществе всё большую важность приобретают такие социальные навыки, или soft skills, как умение общаться и взаимодействовать. Поэтому растёт роль гуманитарных направлений — социологии, политологии, экономики, правоведения.
Образование приобретает интернациональный характер
Это значит, что образовательные системы разных стран ищут точки соприкосновения, разрабатывают единые модели (Болонский процесс), развивают программы студенческого обмена и запускают другие инициативы. Что ещё раз доказывает высокую роль образования в жизни общества.
Образование становится технологическим. В каждой школе и университете уже есть компьютерные классы, многие вузы предлагают полностью дистанционное обучение, внедряют адаптивное образование. Развитие технического прогресса активно влияет на обучение.
Сложно представить обучение без компьютеров и ноутбуков