Что такое унитарное государство? Примеры и виды унитарного государства

Современные унитарные государства

На данный момент порядка 85% всех стран мира используют унитарную форму управления – 171. Подробнее можно посмотреть в таблице:

НазваниеГеографические особенности
Индонезия, Кения, Эквадор, Конго, ПеруНаходятся на экваторе
Эстония, Финляндия, Албания, Швеция, Украина, Болгария, БеларусьРасположены в Европе
Афганистан, Северная Корея, Китай, Азербайджан, ВьетнамРасположены в Азии
Алжир, Ангола, Буркина-Фасо, Тунис, НигерАфриканские страны
Сальвадор, Уругвай, Никарагуа, Гайана, Белиз, Парагвай, Чили, Боливия Северная и Южная Америка Филиппины, Новая Зеландия, Мадагаскар, Папуа — Новая Гвинея, ГаитиОстровные государства
Казахстан, Армения, Казахстан, Венгрия, Монголия, СловакияНе имеют выхода к океану и крупным морям
Камбоджа, Вьетнам, Южная КореяРасположены на побережье Тихого океана
Мозамбик, Йемен, Саудовская Аравия, Оман, БангладешРасположены на побережье Индийского океана
Ангола, Сенегал, Гайана, Намибия, ЛиберияРасположены на побережье Атлантического океана
Атлантического океана Никарагуа, Панама, Коста-Рика, Египет, ИзраильРасположены на побережье сразу двух океанов

Федеративное устройство

Некоторым странам свойственна многонациональность, различные климатические условия, разнонаправленность социальных проблем, значит, унитарное устройство им не подходит. Обычно это федерации или конфедерации. Федеративные государства (ФГ) являются союзами, в состав которых входят политически самостоятельные (суверенные) государственные образования. Для большинства ФГ характерны следующие общие признаки:

  • Территория ФГ состоит из территорий его субъектов.
  • Система законодательства и органы государственной власти имеет два уровня — общефедеральный и субъектов федерации (СФ).
  • СФ могут иметь конституции, принимать собственные законодательные акты, но не имеют права выхода (сецессии) из состава федерации.
  • Все федеральные законы имеют приоритет над законами СФ.
  • ФГ могут иметь некоторые элементы, присущие государству — гражданство, герб, столицу.
  • Финансовая зависимость СФ от федеральной власти — не имеют собственных денежных знаков, им не разрешается их эмиссия.
  • СФ не имеют возможности вступать в международные союзы или выступать на политической арене от своего имени.

Чаще всего ФГ имеют двухпалатный парламент, одна из палат которого представляет интересы СФ, например, земли, штаты Индии. Части унитарного государства имеют разные названия, которые обычно складываются исторически: в Украине — области, в Германии — земли, в Индии и США — штаты, в Польше — воеводства, в Англии — графства, в Италии — провинции. Даже мини-государства имеют административное деление — Люксембург на кантоны, а Сан-Марино на кастелли.

По особенностям правового статуса субъектов ФГ, закрепленного Конституцией страны, принята такая классификация:

  • симметричные;
  • асимметричные.

В первых у СФ одинаковый конституционно-правовой статус (Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), а в асимметричных он разный (Бразилия, Россия). На сегодняшний день не существует полностью симметричных федераций, у каждой наблюдаются те или иные признаки асимметричности. ФГ могут образовываться конституционно или согласно договору.

Первые, как правило, возникают вместо унитарных государств, когда новое федеративное устройство закрепляется в Основном законе. Вторые создаются из нескольких ранее суверенных государств, вступивших в договор. В зависимости от особенностей формирования, ФГ разделяют на территориальные, национальные и смешанные.

На сегодня унитаризм — самый распространенный вид государственного устройства. 85% всех стран в мире являются унитарными.

Список унитарных республик и унитарных королевств [ править ]

Курсивгосударства с ограниченным признанием других суверенных государств или межправительственных организаций .

Унитарные республики править

  • Афганистан
  • Албания
  • Алжир
  • Ангола
  • Армения
  • Азербайджан
  • Бангладеш
  • Беларусь
  • Бенин
  • Боливия
  • Ботсвана
  • Болгария
  • Буркина-Фасо
  • Бурунди
  • Камерун
  • Кабо-Верде
  • Центрально-Африканская Республика
  • Чад
  • Чили
  • Китайская Народная Республика
  • республика Китай
  • Колумбия
  • Демократическая Республика Конго
  • Республика Конго
  • Коста-Рика
  • Хорватия
  • Куба
  • Кипр
  • Чехия
  • Джибути
  • Доминика
  • Доминиканская Республика
  • Восточный Тимор
  • Эквадор
  • Египет
  • Эль Сальвадор
  • Экваториальная Гвинея
  • Эритрея
  • Эстония
  • Фиджи
  • Финляндия
  • Франция
  • Габон
  • Гамбия
  • Грузия
  • Гана
  • Греция
  • Гватемала
  • Гвинея
  • Гвинея-Бисау
  • Гайана
  • Гаити
  • Гондурас
  • Венгрия
  • Исландия
  • Индонезия
  • Иран
  • Ирландия
  • Израиль
  • Италия
  • Кот-д’Ивуар
  • Казахстан
  • Кения
  • Кирибати
  • Северная Корея
  • Южная Корея
  • Косово
  • Кыргызстан
  • Лаос
  • Латвия
  • Ливан
  • Либерия
  • Ливия
  • Литва
  • Мадагаскар
  • Малави
  • Мальдивы
  • Мали
  • Мальта
  • Маршалловы острова
  • Мавритания
  • Маврикий
  • Молдова
  • Монголия
  • Черногория
  • Мозамбик
  • Мьянма
  • Намибия
  • Науру
  • Никарагуа
  • Нигер
  • Северная Македония
  • Палау
  • Палестина
  • Панама
  • Парагвай
  • Перу
  • Филиппины
  • Польша
  • Португалия
  • Румыния
  • Руанда
  • Самоа
  • Сан-Марино
  • Сан-Томе и Принсипи
  • Сенегал
  • Сербия
  • Сейшельские острова
  • Сьерра-Леоне
  • Сингапур
  • Словакия
  • Словения
  • Сомалиленд
  • Южная Африка
  • Шри-Ланка
  • Суринам
  • Сирия
  • Таджикистан
  • Танзания
  • Идти
  • Приднестровье
  • Тринидад и Тобаго
  • Тунис
  • индюк
  • Туркменистан
  • Уганда
  • Украина
  • Уругвай
  • Узбекистан
  • Вануату
  • Вьетнам
  • Йемен
  • Замбия
  • Зимбабве

Унитарные монархии править

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии является примером унитарного государства. Шотландия , Уэльс и Северная Ирландия обладают некоторой степенью автономной децентрализованной власти, но такая власть делегируется Парламентом Соединенного Королевства , который может принимать законы в одностороннем порядке, изменяющие или отменяющие децентрализованную власть ( Англия не имеет децентрализованной власти ). Аналогичным образом в Королевстве Испания делегированные полномочия делегируются через центральное правительство.

  • Андорра
  • Антигуа и Барбуда
  • Бахрейн
  • Багамы
  • Барбадос
  • Белиз
  • Бутан
  • Бруней
  • Камбоджа
  • Дания
  • Эсватини
  • Гренада
  • Гибралтар
  • Ямайка
  • Япония
  • Иордания
  • Кувейт
  • Лесото
  • Лихтенштейн
  • Люксембург
  • Монако
  • Марокко
  • Нидерланды
  • Новая Зеландия
  • Норвегия
  • Оман
  • Папуа – Новая Гвинея
  • Катар
  • Сент-Люсия
  • Святой Винсент и Гренадины
  • Саудовская Аравия
  • Соломоновы острова
  • Испания
  • Швеция
  • Таиланд
  • Тонга
  • Тувалу
  • Соединенное Королевство
  • Ватикан

Федеративная форма устройства

Страна управляется властями на нескольких уровнях. Федеративные субъекты пользуются собственными правами и свободами.

Смешанные формы находятся, как правило, в переходной стадии развития. В дальнейшем наблюдается либо расширение автономии, либо ее ограничение.

Федеративное устройство, основополагающие характеристики:

  1. Множественность самостоятельных административных частей.
  2. Субъекты не суверенны, не могут выйти из состава федерации.
  3. Деление государственной власти на субъектную и федеральную.
  4. Регулирование функций между институциями осуществляет Конституция.
  5. Федерация задает внешнеполитический курс страны, сохраняет ее целостность, единые вооруженные силы и гражданство.
  6. Субъекты берут на себя управление природными ресурсами, образовательной, экономической и социальной сферами.

Также существует деление по другим признакам.

Способу образования:

  1. Конституционно-правовая – переходная форма превращается в федерацию за счет принятия соответствующей Конституции.
  2. Договорно-правовая – создается благодаря соглашению ряда стран объединится в единое государство с сохранением широкой автономии (Российская Федерация).

Степени однородности субъектов:

  1. Симметричная – составные части едины, одинаковы и обладают равными правовыми статусами. Идеальной симметрии на политической карте мира не существует.
  2. Асимметричная – характеризуется нарушением баланса между статусом и природой образования.

Важно! В широкой автономии административно-территориальных образований состоит отличительная особенность федерации от унитарного государства. Федеративная форма устройства

Федеративная форма устройства

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Текст слайда:

Кугут Ирина Анатольевна

Государственный стройстран мира

выход

ресурсы

Политическая карта мира — http://geografika.moy.su/load/distancionnye_uroki/10_klass/politicheskaja_karta_mira/5-1-0-24

Слайд 2

Текст слайда:

выход

назад

Государственный строй

Слайд 3

Текст слайда:

выход

назад

Форма правления

Форма правления, при которой законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству, выбирается на определенный срок.

Форма правления, при которой власть принадлежит монарху и передается по наследству.

Слайд 4

Текст слайда:

выход

назад

Административно-территориальное устройство

Наряду с единой конституцией имеют место также законодательные акты административно-территориальных единиц, которые не противоречат единой конституции.

Единая конституция, единая исполнительная и законодательная власть, а административно-территориальные единицы наделены незначительными полномочиями.

Слайд 5

Текст слайда:

Таблицы

выход

назад

Слайд 6

Текст слайда:

выход

Таблица «Монархии»

* — К числу теократических монархий относят и Саудовскую Аравию

назад

Слайд 7

Текст слайда:

выход

Таблица по регионам

назад

Слайд 8

Текст слайда:

выход

назад

Таблица «федерации» по регионам

Подробнее

Слайд 9

Текст слайда:

Карты

выход

назад

Слайд 10

Текст слайда:

выход

Карта «Форма правления государств»

назад

Слайд 11

Текст слайда:

выход

карта «Государства в составе Содружества»

назад

Слайд 12

Текст слайда:

выход

назад

карта «федерации»

Слайд 13

Текст слайда:

выход

назад

Домашнее задание

Обозначьте и подпишите на контурной карте страны

Образец

Россия

Саудовская Аравия

Малайзия

Рабочая тетрадь (Максаковский) 1. №14 стр.6 2. №16 стр. 7

Слайд 14

Текст слайда:

выход

Словарь

Республика — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (или государственными органами) на определённый срок.Парламентская республика — разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента.Президентская республика – разновидность республики со значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства.Смешанная республика — форма государственного правления, находящаяся между президентской и парламентской республиками.

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану и т. д. и т. п.) и, как правило, передаётся по наследству.Абсолютная монархия — монархия, предполагающая неограниченную власть монарха. Конституционная монархия — монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией или неписаным правом или традициями. Теократическая монархия — монархия, при которой политическая власть принадлежит главе церкви или религиозному лидеру.

Формы правления

Государства в составе Содружества — это переходная форма между республиканской и монархической формами правления в некоторых бывших колониях Великобритании, входящих в возглавляемое ею Содружество.

далее

Слайд 15

Текст слайда:

выход

назад

Словарь

Федерация — форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.Унитарное государство — форма государственного устройства, при которой есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единое гражданство, единая правовая система.Конфедерация — добровольное объединение независимых стран для достижения конкретных целей, при которой объединившиеся страны, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих властных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий. Встречается относительно редко.Содружество — Более аморфное, чем конфедерация, объединение государств. Члены Содружества полностью суверенные государства.

Административно-территориальное устройствостран мира

Слайд 16

Текст слайда:

Задания

выход

назад

Слайд 17

Текст слайда:

выход

Задания

Дополните схему примерами стран

назад

Слайд 18

Текст слайда:

выход

Задания

Дополните схему примерами стран

назад

Слайд 19

Текст слайда:

выход

назад

Задания

Дополните схему примерами стран

Слайд 20

Текст слайда:

Интернет-ресурсы

http://novik-rudn.narod.ru/World_map_blank.png — контурная картаhttp://ru.wikipedia.org/wiki — словарьД. В. Заяц,
канд. географических наук «Государственное устройство стран мира» — http://geo.1september.ru/articles/2009/07/07

выход

назад

«Страна Z — унитарное государство». Что это значит?

В заданиях ЕГЭ и ГИА по обществознанию нередко требуется по описанию определить территориально-государственное устройство. Например, ответить, является ли страна Z унитарным государством или нет.

Чтобы ответить, вспомните признаки унитарного государства: отсутствие политической самостоятельности регионов, единая система управления, единые законы и так далее.

Если говорится, что «государство Z включает в себя территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью» — это унитарное государство.

Если в задании говорится «государство Z включает в себя территориальные единицы, обладающие политической самостоятельностью» — это уже не унитарное государство.

Политическая самостоятельность регионов, наличие у них автономии, собственных законов или конституций указывает, что перед нами федерация.

Унитарное государство, федерация и конфедерация. Пример задания

Установите со­от­вет­ствие между фор­ма­ми го­су­дар­ствен­но­го устрой­ства и их ос­нов­ны­ми характеристиками: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА

ФОРМА ГО­СУ­ДАР­СТВЕН­НО­ГО УСТРОЙСТВА

А) за­ко­но­да­тель­ные и ис­пол­ни­тель­ные ор­га­ны вла­сти тер­ри­то­рий фор­ми­ру­ют­ся при уча­стии мест­но­го населения

Б) субъ­ек­ты со­хра­ня­ют свой го­су­дар­ствен­ный суверенитет

В) еди­ная си­сте­ма законодательства

Г) тер­ри­то­ри­аль­ные еди­ни­цы не имеют ста­ту­са го­су­дар­ствен­но­го образования

Д) обя­за­тель­ная двух­па­лат­ная струк­ту­ра парламента

1) уни­тар­ное государство

2) федерация

3) конфедерация

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

Правильный ответ 23112

Унитарному государству свойственны единая система законодательства, территориальные единицы при унитаризме не имеют статус государственного образования.

Теории возникновения государства

Существует множество теорий о причинах и процессе появления государственных образований. Их разнообразие обусловлено политическими и идеологическими взглядами людей, их выдвигавших, особенностями развития разных регионов, уровнем общественных отношений в конкретный исторический момент. До Средневековья были популярны мифологические и религиозные концепции, считавшие, что любая система власти вообще имеет божественное или космическое происхождение.

Патриархальные теоретики отводили в этом процессе главенствующую роль семье и роду, где структуры власти отдавались отцу, как родовому главе. Существует и органический взгляд на государство, как на живой организм — результат социальной эволюции. А психологические концепции видят главные причины появления государств в стремлении людей жить в коллективе.

Современная теория не выделяет одной причины возникновения государства, а рассматривает их в комплексе. Особое значение придается саморазвитию социума, которому для управления внутренними механизмами организации общества понадобился единый центр как координационный и направляющий фактор. Согласно этим потребностям, появились государства, как наиболее им отвечающие политические и экономические образования.

Целесообразность применения такой модели

В разных государствах присутствуют отличные друг от друга модели, ибо каждая из них составляется в соответствии с представлением власти и народа об удобстве управления. Данной схемой организации работы действительно выгодно пользоваться в большой стране, где просто физически и практически невозможно за всем уследить из единого центра.

Как правило, что-то обязательно упускают из виду. Не видя своих лидеров, народ может почувствовать, что до них, грубо говоря, никому нет дела, и никто не слышит их пожелания и претензии. В любом случае, должны присутствовать местные органы управления, которые смогут оперативно реагировать на ситуации самого разного плана.

Власть должна быть отзывчивой к просьбам людей, за которых несет ответственность. Довольно мудро назначать свыше или избирать лидеров на отдельных землях, при этом отдаленно контролируя их действия и получая отчетность из одних рук.

Что касается автономии, государство идет на этот шаг без особого удовольствия, но порой это единственный шанс найти компромисс, удовлетворить собственные интересы и стремления отдельной группы людей одновременно. Так что эта золотая середина тоже является отличным выходом из ряда ситуаций.

Унитарное государство — это форма государственно-территориального устройства, при котором все административно-территориальные образования находятся в подчинении центральной власти и не имеют никаких законодательных собственных полномочий. Дочитав статью до конца, вы сможете узнать более подробнее об этом.

В современном мире существует несколько видов государственного устройства: , конфедерация и унитарное государство. Каждая форма государственного устройства отличается своими особенностями и имеет ряд определяющих стереотипов.

По большому счету, ключевое отличие скрыто в вертикали власти. Самыми демократичными являются конфедерации, поскольку при этой форме устройства части единого государства максимально независимы друг от друга и от центральной власти. Существующие и развивающиеся социально-экономические, культурные, гражданско-правовые отношения между субъектами-частями государства основаны на принципах равенства, взаимовыгодного сотрудничества и добровольного участия.

Абсолютным антиподом конфедерации можно назвать унитарный тип правления. Современное унитарное государство — это устройство, в котором все части территории государства объединены принципом административного подчинения. Ни одна территория унитарного государства не имеет суверенитета и даже не вправе рассчитывать на его получение без изменения формы государственного устройства.

Классификация по признаку формирования власти

Административно-территориальные единицы унитарного государства – это области, земли, вотчины и прочие единицы. Каждой структурной единицей унитарного государства управляет избираемый (или назначаемый) орган власти, который в свою очередь находится в строгом подчинении к выше стоящим органам управления. Вертикальное подчинение является главным признаком унитарного государственного правления.

По признаку демократического избрания кандидатов в органы власти или единовластного назначения их «сверху» подразделяют такие виды унитарных государств:

  • Централизованное, где формирование нижестоящих ветвей власти осуществляется методом прямого назначения должностных лиц;
  • Децентрализованное, когда государственные органы местного самоуправления состоят из избираемых лиц путем тайного голосования жителей данной территории.

Структурной единицей унитарного децентрализованного государства может быть одна или несколько автономных территорий. В централизованной унитарии автономия исключается однозначно.

Предпосылкой для образования автономии может стать национальный признак, то есть значит если на данной территории проживает большая этническая группа, которая радикально разнится от остальной части населения государства своим культурно-историческим укладом жизни. Автономия предполагает частичное самоуправление в сфере общественной, социально-культурной, экономической деятельности.

Но, автономные республики не могут представлять свои интересы на международной политической арене, участвовать в межгосударственных компаниях по личной инициативе, корректировать государственные правила, закрепленные в Конституции государства (например, менять государственный язык, валюту, административно-территориальное деление, границы и пр). Говоря простыми словами, при решении столь крупных вопросов государственного значения обязательно необходимо согласие/разрешение центральных органов власти.

Административно-территориальное деление государства не всегда однозначно влияет на структуру ветвей управления. Более крупная по размеру территории Великобритания имеет всего 3 ступени административного подразделения государства, а Франция – 4.

Обзор [ править ]

Территориальная организация некоторых европейских стран. Среди государств Европейского союза федеральными землями являются Австрия , Бельгия и Германия .

В унитарных государствах центральное правительство может создавать (или отменять) административные единицы (субнациональные единицы). Такие подразделения осуществляют только те полномочия, которые центральное правительство решает делегировать. Хотя политическая власть может быть делегирована путем передачи полномочий региональным или местным органам власти в соответствии с законом , центральное правительство может отменять действия делегированных правительств или ограничивать (или расширять) их полномочия. Подавляющее большинство государств мира (166 из 193 государств-членов ООН ) имеют унитарную систему правления.

В федерациях провинциальные / региональные правительства делят полномочия с центральным правительством как равные участники посредством письменной конституции , в которую требуется согласие обоих для внесения поправок. Это означает, что субнациональные единицы имеют право на существование и полномочия, которые не могут быть изменены центральным правительством в одностороннем порядке.

Передача внутри унитарного государства, как и федерализм, может быть симметричной, когда все субнациональные единицы имеют одинаковые полномочия и статус, или асимметричной, когда субнациональные единицы различаются по своим полномочиям и статусу. Многие унитарные государства не имеют территорий, обладающих степенью автономии. В таких странах субнациональные регионы не могут принимать собственные законы. Примеры – Румыния , Ирландия и Норвегия . Свальбард имеет даже меньшую автономию, чем материк. Он находится под прямым контролем правительства и не имеет местных правил.

Признаки унитарного государства

Вне зависимости от типа управления, состава и количества структурных единиц, кратко и понятно признаки унитарного государства можно описать так:

  • Единый для всех субъектов данного государства законодательный документ – Конституция;
  • Имеются высшие государственные органы исполнительной, судебной и законодательной власти в столице
  • государства, а на местах – есть представители этих органов;
  • Единое гражданство, одна армия, денежная единица;
  • Один государственный язык и символы государства (герб, гимн, флаг);
  • Органы власти на местах могут решать проблемы местного самоуправления, то есть обладают властными полномочиями только в рамках данной территории и только по строго определенному кругу вопросов.

Исходя из выше сказанного, можно дать следующее определение унитарного государства: Унитарная форма государства заключается в централизованной вертикали власти. В результате стремления мирового сообщества к принципам свободы, равенства, демократии, сегодня практически все унитарные государства добровольно перешли на стадию децентрализации, то есть исключили авторитарно-командный стиль из государственного управления. Такое переосмысление схемы руководства обществом в перспективе приведет к тому, что каждый человек сможет активно принимать участие в государственной жизни, то есть стать полноценным строителем своего государства, а не пассивно ждать изменений.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий