Образец должностной инструкции педагога-психолога
До того как подписать лист должностной инструкции педагога-психолога, необходимо заострить внимание на разделе «Права». Содержимое этой части инструкции может значительно повлиять на рабочий процесс сотрудника, ведь для каждой должности должны быть определённые полномочия
В бумаге могут быть указаны такие права сотрудника, как:
- своевременно знакомиться с решениями руководства;
- требовать от руководства обеспечения комфортных рабочих условий;
- по мере возможностей давать советы и поручения педагогам и ученикам.
Стоит учитывать, что при трудоустройстве работодатель не всегда предоставляет сотруднику полный социальный пакет гарантий, поэтому сотруднику приходится оформлять больничный лист и отпуск за свой счёт. Чтобы убедиться в том, что при устройстве на работу в заинтересовавшую специалиста организацию такого не будет, следует скачать образец должностной инструкции педагога-психолога.
Ответственность психолога.
4.1. В установленном законодательством порядке педагог-психолог несет ответственность за жизнь, здоровье детей и нарушение их прав и свобод во время проведения видов психологической работы;
4.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава ДОУ, законных распоряжений директора школы, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, педагог-психолог несет дисциплинарную ответственность в порядке, установленном трудовым законодательством (Трудовым Кодексом РФ);
4.3. За применение, в том числе и однократное, методов работы, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью ребенка, а также совершение иного аморального поступка, педагог-психолог может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с Трудовым Кодексом РФ и Законом РФ “Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности;
4.4. За причинение ущерба ДОУ или участникам воспитательного процесса в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей педагог-психолог несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством;
4.5. Педагог-психолог несет персональную ответственность за:
- правильность психологического диагноза, адекватность используемых диагностических и коррекционных методов, обоснованность психологических рекомендаций;
- сохранение протоколов обследований и документации, содержащей конфиденциальную информацию, их оформление в установленном порядке.
Поддержка одаренных
Как бы странно это ни звучало, но педагог-психолог обязан оказывать моральную и эмоциональную поддержку одаренным детям. Разумеется, отстающим в развитии такая помощь также должна быть оказана. Только вот на практике, как правило, именно одаренным деткам уделяется больше внимания.
Дело все в том, что преуспевающие малыши и школьники со временем начинают воспринимать мир и все в нем происходящее несколько иначе, чем люди с обычным развитием. И на неудачи такие личности обычно реагируют более ярко и выраженно, нежели самый обычный человек. Особенно это заметно у школьников и детей дошкольного возраста. Тогда приходится прибегнуть к помощи педагога-психолога.
Вообще, основная задача такого сотрудника при работе с одаренными детьми – это показать им, что у всех случаются неудачи, которые придется воспринимать как должное. То есть научить особых малышей реагировать на свои провалы адекватно и сдержанно. Но с такой задачей способен справиться далеко не каждый.
Что нужно помнить при составлении инструкции
В отечественном законодательстве по-прежнему нет параметров, определяющих форму и содержание должностной инструкции. В результате наниматели ориентируются на типовые инструкции, составленные на базе профстандартов и квалификационных справочников. Подобные инструкции создаются по определенным стандартам, затрагивающим их форму и оформление.
Стандартная форма инструкции:
- Общая часть.
- Трудовые функции специалиста.
- Его ответственность.
- Его права.
Многие работодатели, которые хотят четче прописать отдельные аспекты своих отношений с сотрудниками, добавляют в инструкции еще несколько разделов.
Наиболее востребованные дополнительные части:
- Условия для работы.
- Должностные связи.
- Критерии оценки достигнутых результатов.
Стандарты оформления требуют, чтобы в инструкции присутствовали основные признаки официального документа: расшифровка подписей, дата создания, реквизиты организации и пр. Поэтому желательно распечатывать документ на фирменном бланке организации.
Внимание! Как основу для составления должностной инструкции можно применять подходящий профстандарт. Так, для профессии педагога-психолога может использоваться профстандарт 01.002, утвержденный Минтрудом в 2015 году
Рекомендации к использованию этих стандартов в бизнес-практике закреплены в статьях 195.1, 195.3, 195.3 ТК.
Общая часть
Вступительная часть, где дается описание основных параметров деятельности специалиста. Здесь прописывают требования к квалификации сотрудника, его место в структуре организации, порядок его временной замены и другие базовые моменты.
Особенно большое значение имеют навыки, которые должны обеспечивать выполнение обязанностей, описанных далее. Так, для педагога-психолога может потребоваться знание приемов проведения исследований, их математического анализа и пр.
Внимание! В ст. 331 ТК дается перечень требований, которым должен соответствовать специалист, допущенный к педагогической работе (отсутствие судимостей, заболеваний и пр.), о чем нужно упомянуть в данном разделе
Обязанности
Ключевая часть инструкции, которая может значительно различаться в разных организациях, даже у специалистов одинаковых профессий. Так, функции педагога-психолога могут отличаться в зависимости от профиля учреждения (спецшкола, специализированный пансионат и пр.), его размеров и других параметров.
Ответственность
В данном разделе в общей форме описаны нарушения и меры наказания. Такой формат раздела применяется потому, что конкретная ответственность сотрудника устанавливается только после окончания необходимых административных и юридических процедур.
Права
В этом разделе дан список прав, предоставленных работнику его нанимателем. Обычно сюда входят несколько пунктов, схожих у однотипных профессий. По желанию работодателя этот перечень может быть расширен. Так, в него можно включить получение дополнительного образования за счет работодателя, подписку на отраслевые издания и пр.
Должностная инструкция для педагога-психолога составляется с участием специалистов. Обычно в её разработке принимают участие юрист, сотрудник отдела персонала, а также педагогические работники. Только после их одобрения документ утверждается руководителем учреждения. Окончательно инструкция вступает в силу после её подписания всеми сторонами: специалистом, руководителем организации, а также другими людьми, если их подписи требуются по правилам документооборота.
Права психолога
Педагог-психолог имеет право:
3.1. Участвовать в управлении дошкольным учреждением в порядке, определенном Уставом;
3.2. Требовать от администрации дошкольным учреждением создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей;
3.3. В соответствии с рекомендациями координационного совета первичного уровня (дошкольного учреждения) определять направления работы с детьми и педагогами, выбирать формы и методы работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ, выделении приоритетных направлений работы в определенный период;
3.4. Отказываться от выполнения распоряжений администрации в случаях, если эти распоряжения противоречат профессиональным этическим нормам и задачам работы психологической службы или не могут быть выполнены на основании имеющихся в наличии профессиональных умений и средств;
3.5. Обращаться с запросами во вневедомственные учреждения по установленной форме, знакомиться с необходимой документацией;
3.6. Для решения спорных вопросов по своей профессиональной деятельности обращаться к специалистам психологической службы вышестоящего уровня (психологического Центра Вологодского института развития образования);
3.7. Участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и других видов работы, оценке их эффективности;
3.8. Участвовать в разработке методов педагогической диагностики, интерпретации и обобщении результатов;
3.9. Проводить индивидуальные и групповые психологические обследования. при условии соблюдения принципа добровольности участия испытуемых (детей, педагогов, родителей);
3.10. Разрабатывать программы психологического сопровождения научной и экспериментальной деятельности образовательного учреждения;
3.11. Выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных периодических изданиях, используя проверенную психологическую информацию;
3.12. Психолог имеет право на конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом;
3.13. Повышать профессиональную квалификацию; аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации.
Общие сведения
Педагог-психолог — специалист, который занимается образовательной работой и сохранением психического здоровья детей в случае, если специалист выявил необходимость проводить психологические тесты и консультации детей и студентов. Важная задача педагога-психолога выявить факторы, которые затрудняют формирование личности учеников
Для полноценного рабочего процесса специалисту важно иметь хорошие навыки общения
Чтобы устроиться на должность педагога-психолога, специалист должен иметь высшее педагогическое образование и знания психологии. Специалист этой сферы деятельности может работать в таких учреждениях, как:
- детские сады;
- правоохранительные органы;
- медицинские учреждения.
Для педагога-психолога важно иметь высокое чувство ответственности, ведь от работы специалиста зависит эмоциональное состояние ребёнка. Важно правильно донести информацию до слушателя, выслушав его проблемы и переживания
Подробнее о задачах специалиста можно узнать, внимательно прочитав информацию, что содержит в себе образец должностной инструкции педагога-психолога.
Бланк должностной инструкции педагога-психолога
Для полноценного выполнения своих должностных обязанностей специалист должен легко находить общий язык с детьми
Поэтому специалисту важно иметь хорошие навыки коммуникации с детьми. Педагог-психолог должен иметь такие личные качества, как:
- самообладание;
- стрессоустойчивость;
- коммуникабельность.
До того как работник приступит к рабочему процессу, работодатель вручит ему бланк должностной инструкции педагога-психолога, в котором будут указаны обязанности специалиста
Важно внимательно изучить каждый раздел документа до подписания бумаги, поэтому стоит заранее скачать бланк должностной инструкции педагога-психолога. В должностную инструкцию педагога-психолога могут входить такие должностные обязанности, как:
- проводить профилактические меры для улучшения процесса обучения;
- проводить анализ для выявления фактора, который ухудшает развитие личности ребёнка;
- по результатам консультации или тестирования ребёнка делать заключение;
- осуществлять психологическую поддержку одарённых детей.
В разных учреждениях количество должностных обязанностей может отличаться. Это напрямую зависит от объема работы и специфики конкретной компании. Для подробного ознакомления с деталями предстоящей работы стоит скачать пример должностной инструкции педагога-психолога и изучить содержание документа в домашней обстановке.
Права
Педагог-психолог имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:
– на сокращенную продолжительность рабочего времени;
– на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;
– на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;
– на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;
– на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
– на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);
– на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;
– на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения ;
– на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.
3.2. Выбирать формы и методы учебно-воспитательной деятельности обучающихся, воспитанников, утвержденные руководством образовательной организации.
3.3. Принимать участие в разработке учебно-воспитательной программы.
3.4. Принимать участие в принятии решений педагогического совета и любых других коллегиальных органов управления.
3.5. В необходимых случаях вызывать от лица образовательной организации родителей учащихся (лиц, их заменяющих).
3.6. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.
3.7. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.
3.8. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.
3.9. Повышать свою профессиональную квалификацию.
3.10. .
Что еще скачать по теме «Должностная инструкция»:
- Каким должен быть правильно составленный трудовой договорТрудовой договор определяет взаимоотношения работодателя и сотрудника. От того, насколько досконально будут учтены условия взаимоотношения сторон, его заключивших, зависит соблюдение сторонами прав и обязательств, им предусмотренных.
- Как грамотно составить договор займаВзятие денег в заем – явление, достаточно, характерное и распространенное для современного общества. Юридически правильным будет оформить кредитный заем с последующим возвратом средств документально. Для этого стороны составляют и подписывают договор займа.
- Правила составления и заключения договора арендыНи для кого не секрет, что юридически грамотный подход к составлению договора или контракта является гарантией успешности сделки, ее прозрачности и безопасности для контрагентов. Правоотношения в сфере найма не исключение.
- Гарантия успешного получения товаров – правильно составленный договор поставкиВ процессе хозяйственной деятельности многих фирм наиболее часто используется договор поставки. Казалось бы, этот простой, по своей сути, документ должен быть абсолютно понятным и однозначным.
- Все договоры
- Все бланки
- Авторский договор, авторский заказ
- Агентский, субагентский договор и соглашение
- Договор аренды, субаренды: недвижимости, имущества
- Договор банковского счета, вклада-депозита, обслуживания
- Брачный договор, контракт, семья
- Договор безвозмездного пользования, оказания услуг
- Договор возмездного оказания услуг
- Договор гарантии и гарантийного обслуживания
- Договор дарения, пожертвования
- Договор доверительного управления
- Договор займа, беспроцентного займа
- Договор задатка, аванса
- Договор залога недвижимости, имущества, прав
- Договор комиссии, субкомиссии на покупку, продажу
- Договор концессии, франчайзинга
- Договор купли-продажи товара, имущества, акций
- Договор лизинга, сублизинга, финансовой аренды
- Лицензионный, сублицензионный договор
- Договор мены, бартера, обмена
- Договор найма, поднайма жилого помещения
- Договор на выполнение работ, оказание услуг
- Договор обучения, стажировки, переподготовки
- Договор перевода долга
- Договор подряда, субподряда
- Договор поручения, договор поручительства
- Договор поставки товара, продукции, оборудования
- Договор представительства: юридического, коммерческого
- Договор о совместной деятельности
- Договор страхования, перестрахования
- Договор уступки требований, договор цессии
- Договор хранения товара, имущества
- Трудовой договор, контракт, соглашение
- Удостоверительная надпись
- Прочие договора
- Акт
- Анкета
- Аренда
- Белстат
- Бухучет
- Бюджет
- Ведомость
- Госкомимущество
- Доверенность
- Должностная инструкция
- Жалоба
- ЖКХ
- Журнал
- Зарплата
- Заявление
- Здравоохранение
- Инструкция
- Исковое заявление
- Контракт
- Минздрав
- Минтранс
- Минюст
- МЧС
- Отчет
- Отчетность
- Положение
- Приказ
- Протокол
- Рабочая инструкция
- Расписка
- Совмин
- Соглашение
- Справка
- Труд
- Уведомление
- Устав
- Форма
- Ходатайство
- Экономика
- Юрлицо
Должностные обязанности:
Педагог-психолог обязан:
2.1. Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции;
2.2. Знать новейшие достижения психологической науки, детской, педагогической и практической психологии. Применять надежные, валидные, научно обоснованные методы диагностической, развивающей, психопрофилактической и психокоррекционной работы. Постоянно (не реже 1 раза в 5 лет) повышать свою профессиональную квалификацию);
2.3. Принимать участие в работе методического объединения психологов образовательных учреждений города (района).
2.4. В решении профессиональных вопросов исходить из интересов ребенка, задач его полноценного психического развития. Осуществлять профессиональную деятельность, направленную на сохранение психологического благополучия детей;
2.5. Проводить работу по выявлению детей с интеллектуальными и эмоциональными нарушениями и детей «группы риска» на ранних этапах развития;
2.6. Проводить коррекцию индивидуальных случаев неблагоприятного развития ребенка в дошкольном учреждении.
2.7. Проводить психодиагностическую и психокоррекционную работу с детьми только с согласия родителей или лиц, их заменяющих;
2.8. Оказывать необходимую помощь администрации, педагогическому коллективу, родителям в решении проблем, связанных с обеспечением психологического благополучия детей;
2.9. Выполнять распоряжения и запросы администрации дошкольного учреждения строго в пределах своей профессиональной компетенции;
2.10. Принимать решения и вести работу в формах, исключающих возможность нанесения вреда здоровью, чести и достоинству всех участников воспитательного процесса;
2.11. Хранить профессиональную тайну, соблюдать требования конфиденциальности;
2.12. Вести запись и регистрацию всех видов работ по установленной форме в соответствии с профилем дошкольного учреждения;
2.13. Представлять отчетную информацию о профессиональной деятельности в форме, исключающей идентификацию личности клиента;
2.14. Формировать психологическую культуру педагогов и родителей;
2.15. Участвовать в работе педагогического совета дошкольного учреждения и совещаниях, проводимых администрацией;
2.16. По итогам учебного года представлять аналитический отчет о своей деятельности руководителю дошкольного учреждения и руководителю методического объединения психологов города (района).
Взаимодействие и связи по должности
5.1. Анализ запросов специалистов службы, оценка их содержания с позиции сферы компетенции психолога и определение стратегий работы с ними;
5.2. Обращение к специалистам других учреждений по запросам, не входящим в сферу профессиональной компетенции психолога;
5.3. Участие в подготовке и работе психолого-педагогических консилиумов, педсоветов, родительских собраний;
5.4. Консультативная и развивающая работа по запросу социального педагога с социально-неорганизованными детьми и их семьями;
5.5. Совместная работа по программам социально-психологического сопровождения детей, профилактике неблагоприятного развития;
5.6. Информирование участников образовательного процесса (педагогов, родителей) о результатах диагностической, развивающей работы.