Экологические права граждан РФ. Способы защиты экологических прав граждан

Законы регулирующие вопросы по защите окружающей среды

Федеральный закон от27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» считается главным правовым и комплексным актом информационного законодательства. Однако, Конвенция о доступе к информации и доступе к правосудию по вопросам об охране окружающей среды (г. Орхус, 25 июня 1998 г.) на сегодняшний день пока не вступила в действие на территории России. Этот факт объясняется неготовностью российской правоохранительной и информационной систем.

Закон РФ от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» создан и применяется для защиты информационных прав граждан и юридических лиц, а также для информационного обеспечения гласности.

За последние годы создана законодательная и нормативно-правовая база информационного обеспечения природоохранных отношений общественности, обеспечивающая их открытость и доступность.

Об этом говорится в ст. 38–40 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации»

«Граждане имеют право на получение достоверных сведений о деятельности государственных органов, должностных лиц, их организаций, через средства массовой информации». В соответствии с федеральным законодательством запрещено относить к информации с ограниченным доступом документы, отражающие:

  • демографическую;
  • экологическую;
  • метеорологическую;
  • санитарно-эпидемиологическую;
  • другую информацию, которая необходима для обеспечения безопасного развития населенных пунктов, производственных объектов, безопасности гражданского населения в целом;
  • информацию об использовании бюджетных средств и других государственных ресурсов, о состоянии экономики, и других потребностях населения. Исключение составляют сведения, относящиеся к государственной тайне.

Статья 7 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» гласит: к государственной тайне не относятся сведения такие как:

  • о состоянии экологии;
  • состоянии здравоохранения;
  • о фактах нарушения прав и свобод граждан;
  • о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

В противном случае должностные лица несут разного рода ответственность: уголовную, административную или дисциплинарную за неправомерное засекречивание сведений, представляющих общественный интерес, а также если эти сведения играют основную роль в реализации прав, свобод и обязанностей граждан. В зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба и определяется мера ответственности.

Замечание 2

Любая, предусмотренная законом РФ возможность влиять на решения вопросов на любых уровнях власти от муниципального до государственного, или оказывать содействие органам власти в решении вопросов об охране окружающей среды. К сожалению, это право на данном этапе не закреплено в действующем законе. Но у граждан есть косвенное право на принятие решений значимых в области экологии.

Если в результате некомпетентной или неправомерной деятельности здоровью человека или его имуществу нанесен вред, связанный непосредственно с негативным воздействием окружающей среды, такое деяние подпадает под статью 79 Закона об окружающей среде. Эта статья гласит, что причиненный вред должен быть компенсирован в полном объеме.

К имуществу граждан относятся все вещи и предметы, которые подверглись негативному экологическому воздействию. Прежде всего это земельные участки, посевы, растительность, которые находятся в собственности граждан.

Если любой гражданин становится очевидцем того, как другой гражданин или юридическое лицо нарушают законодательство в области бережного отношения к экологии, то он может потребовать остановить противозаконную деятельность, в том числе и через суд. Данное право зафиксировано в статье 80 закона. Аналогичное основание содержится в ГК, статья 1065, указано, иск с требованием остановки деятельности может быть подан на основании нанесения вреда окружающей среде.

Если судом доказано, что причиной нанесения вреда стала производственная деятельность, а также имеется угроза нанесения нового вреда, то по решению суда ответчик помимо возмещения вреда должен приостановить или прекратить эту деятельность.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие

В ФЗ №52 зафиксированы следующие экологические права граждан:

1. На благоприятные условия обитания. Их факторы не должны негативно влиять на здоровье людей настоящего и будущего поколений. К таким условиям, в числе прочего, относят окружающую природу, атмосферу на предприятии, в быту, в образовательном учреждении

Немаловажное значение для нормальной жизнедеятельности имеет обеспеченность качественными продуктами питания

2. На своевременное полное возмещение вреда, нанесенного здоровью вследствие нарушения санитарных норм, повлекшего массовую инфекционную или неинфекционную заболеваемость, отравления, профзаболевания.

3. На получение достоверных данных от предприятий и организаций о:

  • состоянии природы и здоровья населения, действующих санитарно-гигиенических требованиях, эпидемиологической обстановке;
  • реализуемых мероприятиях по сохранению благоприятной окружающей среды и их результатах;
  • качестве создаваемой продукции народного потребления, в том числе питьевой воды и пищевых товаров.

Непосредственное либо через представителей (общественные объединения) участие в разработке, обсуждении и утверждении органами госвласти и управления решений, ориентированных на поддержание санитарно-эпидемиологического благополучия.

Защита экологических прав

Нормы российского права гарантируют гражданину защиту его экологических прав. В целях защиты личных экологических прав индивиды могут:

  • организовывать общественные союзы по охране окружающей среды;
  • обращаться в органы государственной власти РФ для получения достоверных сведений о состоянии природной среды;
  • участвовать в митингах, демонстрациях, референдумах и иных мероприятиях, касающихся охраны природы;
  • вносить предложения о проведении экологических экспертиз;
  • подавать в государственные органы жалобы относительно охраны природы и состояния окружающей среды;
  • обращаться с иском в суд о компенсации экологического вреда
  • реализовывать иные права, предусмотренные законодательством.

Что касается защиты экологических прав со стороны государства, то в ст. 13 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определена правовая система соответствующих мер:

  1. Органы государственной власти РФ любого уровня должны гарантировать соблюдение и реализацию их прав в области охраны окружающей среды;
  2. При размещении объектов, деятельность которых способна причинить вред окружающей среде, решение о размещении принимается при учете мнения населения или итогов референдума.
  3. Должностные лица, препятствующие гражданам и организациям в реализации их экологических прав привлекаются к ответственности.

Защита экологических прав граждан и организацией обеспечивается также и возложением на них определенных обязанностей. Они обязаны сохранять окружающую среду, относиться бережно к природе в целом и соблюдать законодательство в данной области.

Способы защиты экологических прав

Согласно ст. 45 Конституции РФ граждане могут защищать свои права и свободы любыми способами, не запрещенные законодательством РФ.

Лицо, чьи права нарушены может отстаивать интересы сам (самозащита) либо обратиться в государственные органы за защитой (государственная защита).

Таким образом, защита экологических прав представляет собой деятельность не только физических и юридических лиц, но и государственных органов, органов местного самоуправления, так как защита прав и свобод человека является первостепенной обязанностью государства.

Способы защиты экологических прав:

  • судебный контроль за работой администрации (общие суды компетентны рассматривать административные споры);
  • административный (внутриведомственный и надведомственный) контроль и надзор, который осуществляется в пределах самой исполнительной власти;
  • приема и рассмотрение обращений (заявлений и жалоб) органами исполнительной власти;
  • прокурорский надзор за законностью деятельности структур исполнительной власти (министерств и ведомств) и органов местного самоуправления;
  • контроль, предусмотренный законодательством, со стороны представительных органов власти за аппаратом управления, но в обязательном порядке в соответствии с системой «сдержек и противовесов».

Административный порядок защиты прав граждан регламентируется Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Гражданам гарантируется право на обращение с жалобой в государственные органы или органы местного самоуправления касательно нарушенных экологических прав, включая жалобы на незаконные действия/бездействия государственных структур, которые повлекли данные нарушения. Поданная жалоба рассматривается в течении 30 дней с момента регистрации, на которую законодатель отводит 3 дня. Государственный орган/орган местного самоуправления обязан

  • всесторонне и объективно изучить обращение,
  • при необходимости запросить материалы и документы в соответствующих государственных структурах,
  • принять меры о восстановлении или защите нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
  • дать письменный ответ по существу поставленных вопросов в обращении;
  • уведомить гражданина о направлении обращения в другой государственный орган/орган местного самоуправления, компетентный рассмотреть и решить данный вопрос.

Если гражданин получил отказ в удовлетворении жалобы в административном порядке либо не получил ответа по истечении срока, предусмотренного законодательством, он имеет право обратиться в суд.

Судебный порядок рассмотрения административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 г. N 21-ФЗ.

В данном законе регламентируется оспаривание нормативно — правовых актов, решений, а также действий/бездействий государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц.

Суд рассматривает жалобу, если она обоснована, то он признает действие или решение, повлекшее нарушение прав гражданина, незаконным, восстанавливает нарушенные права и свободы, отменяет примененные к нему ранее меры ответственности.

Суд может вынести решение о возмещении убытков, морального вреда, нанесенных гражданину незаконными действиями (решениями), а также предоставлением недостоверной информации.

Источник

Способы защиты гражданами права на благоприятную окружающую среду

— участие в общественных организациях, цель которых — защита окружающей среды;

— обращения граждан в органы государственной и местной власти  при  обнаружении фактов загрязнения природы, а также с целью получения необходимой информации о состоянии окружающей среды.

— участие в митингах в защиту природы

— личное участие в сохранении чистоты природы, например, в субботниках.

Судебные способы:

— обращение в суд при получении вреда здоровью из-за загрязнения природы

— для получения необходимой информации от соответствующих органов, если запрос на неё остался без ответа

— при отказе на проведение экспертизы среды органами власти и др.

Защита экологических прав Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации

  • принять жалобу к рассмотрению;
  • разъяснить заявителю средства, которые тот может использовать для защиты своих прав и свобод;
  • передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;
  • отказать в принятии жалобы к рассмотрению.

О принятом решении Уполномоченный в десятидневный срок уведомляет заявителя. В случае начала рассмотрения жалобы Уполномоченный информирует также государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.

При определенных обстоятельствах Уполномоченный по собственной инициативе имеет право принять меры в пределах своей компетенции по защите интересов людей. К таким обстоятельствам относятся:

  • наличие информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан;
  • случаи, имеющие особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты (ст. 21).

Для эффективного выполнения своих функций Уполномоченный наделен рядом существенных прав. При проведении проверки по жалобе он вправе:

  • беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения;
  • запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;
  • получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
  • проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;
  • поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
  • знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.

По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:

  • обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;
  • обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  • обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;
  • изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;
  • обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Юридическое, организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение деятельности Уполномоченного осуществляет рабочий аппарат.

Способы защиты экологических прав граждан

Гарантом защиты экологических прав индивидов выступает действующее законодательство РФ.  В статье 13 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» обозначены такие правоохранительные механизмы защиты экологических прав:

  • уполномоченные органы должны контролировать соблюдение экологических норм и прав граждан;
  • должностные лица привлекаются к юридической ответственности, если препятствовали реализации экологических прав граждан;
  • согласование с населением возведение промышленных объектов, которые несут вред окружающей среде и здоровью местного населения.

По российскому законодательству, физические лица и организации, для защиты экологических интересов имеют право на: 

  • формирование объединений и союзов, цель которых – реализация экологических прав и их защита;  участие в природоохранных митингах и собраниях;
  • обращения с требованиями и жалобами по охране окружающей среды в уполномоченные органы, а также с предложениями, если они не противоречат законодательству;
  • обращения в судебные органы для защиты личных экологических прав  от правонарушений или обжаловать незаконные действия должностных лиц.

Наравне с государственным контролем  благоприятной обстановки окружающей среды, граждане по Конституции РФ и законодательству также имеют экологические обязанности – закрепленные в нормативно – правовых документах  требования, которые обязательны к исполнению.

Радиационная безопасность

В ФЗ №3 также предусматриваются экологические права граждан. Общественные объединения и физлица имеют возможность получать объективные сведения от предприятий, осуществляющих деятельность с применением источников излучения, о радиационной обстановке и мерах, которые принимаются для обеспечения безопасности. В соответствии со ст. 26 указанного Закона, осуществляется защита экологических прав граждан. В частности, в норме определено, что субъекты могут требовать возмещения вреда, причиненного здоровью или жизни либо убытков, обусловленных облучением сверх предусмотренных предельных доз. Данное положение распространяется и на случаи радиационной аварии.

Природопользование

В законодательстве зафиксированы положения, касающиеся использования естественных ресурсов. Экологические права граждан в сфере природопользования обеспечивают реализацию самых различных нужд: экономических, рекреационных, оздоровительных, культурных, научных, эстетических. Юридические возможности населения регламентируются отраслевыми нормативными актами: Водным, Земельным, Лесным кодексами, Законами “О животном мире”, “О недрах” и пр. Вместе с этим в нормативных актах фиксируются и обязанности граждан. В частности, используя природные ресурсы, люди должны бережно относиться к природе, не допускать причинения ей вреда, пресекать нарушения и содействовать уполномоченным органам в выявлении незаконных действий.

Роль исполнительной власти

В настоящее время актуальность приобрел вопрос, касающийся конкретных средств и способов защиты интересов и прав граждан в сфере взаимодействия с окружающей средой административными структурами. Проблема сегодня заключается в том, что зачастую возможность их реализации зависит от усмотрения исполнительных органов. При этом ряд должностных лиц, совершающих незаконные действия, не несет за них ответственности. Среди средств и способов защиты экологических прав следует выделить:

  1. Обеспечение судебного контроля за деятельностью администраций. Речь, в частности, идет о полномочиях инстанций общей юрисдикции по рассмотрению возникающих споров.
  2. Над- и внутриведомственный надзор. Он осуществляется в рамках компетенции исполнительных органов. К надзору следует относить и президентский контроль деятельности подчиненной главе страны системы госструктур.
  3. Организацию приема и рассмотрения заявлений, жалоб и прочих обращений населения в исполнительные органы.
  4. Прокурорский надзор за законностью функционирования административных структур (ведомств и министерств), в том числе на уровне местного самоуправления.
  5. Контроль представительных органов за деятельностью аппарата управления в пределах, определенных законодательством и с учетом принципа разделения власти на три ветви.

Основные экологические права человека и гражданина в РФ:

  • Право на благоприятную окружающую среду.
  • Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.
  • Право на возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

                                                         (Из Конституции РФ, статья 42)

Права тесно связаны с обязанностями.

 В статье 58 Конституции РФ отмечается, что «каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

Правонарушение в области природы называют экологическим правонарушением.

Экологическое правонарушение — виновное, противоправное деяние, нарушающее законы по охране природы, и причиняющее вред окружающей среде и здоровью человека.

Экологическая обязанность

Обязанностью является необходимость, которая установлена государством в интересах всех членов государства и закреплена в законе РФ.

Она определяет каждому человеку вид и меру поведения, а также ответственность за ненадлежащее исполнение этой обязанности.

В соответствии с Законом РФ – человек, его права и свободы – это главная ценность государства. Его прямая обязанность – это признание прав и свобод, соблюдение их и защита человека.Одно из ключевых задач и решений экологического права – это обеспечение прав и свобод человека.

Замечание 1

СтатьЯ 42 Конституции РФ гласит:- каждый гражданин имеет право на экологически чистую окружающую среду, а также на достоверную информацию о ее состоянии. В случае нанесения здоровью человека или причинению его имуществу вреда, человек может претендовать на компенсацию за ущерб, причиненный экологическим правонарушением.

Эти права и свободы действуют вместе с другими конституционными правами, принятыми органами государственной власти.Такими правами человека и гражданина являются:

  • права создавать разные объединения(т.30);
  • право на проведение мирных общественных акций, таких как: собраний, демонстраций, митингов и иных шествий (ст.31);
  • право получать информацию любым законным способом иметь к ней беспрепятственный допуск(ст.29);
  • право обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления (ст.33) для защиты своих интересов, прав и свобод.(ст.45)

Экологически значимые решения подробно освещены в Конституции РФ. Также отдельные статьи и нормы Закона Российской Федерации являются источником экологического права и регулируют права и обязанности участников экологических отношений.

Защита экологических прав и Европейский суд по правам человека

С момента, когда Россия стала членом Европейского Совета, ее граждане получили право обращаться за защитой нарушенных экологических прав в Европейском суде по правам человека. Для рассмотрения дел Суд учреждает комитеты из трех судей, палаты из семи судей и большие палаты из семнадцати судей. Вопросы о приемлемости жалоб решаются комитетами из трех судей.

Процедура обращения в Европейский суд по правам человека

Заявитель может направить обращение лично либо через адвоката. В обращении указывается его имя, правительство, ответственное за нарушение, объект претензии и статьи Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, которые, по мнению заявителя, были нарушены. Кроме того, им должны быть представлены документы, подтверждающие, что в России он исчерпал все доступные средства правовой защиты. Такими документами могут быть ответы Генеральной прокуратуры РФ, Верховного Суда РФ и др.

Экологическими преступлениями, согласно гл. 26 УК РФ «Экологические преступления», являются:

  • нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ;
  • нарушение правил обращения с экологически опасными веществами и отходами;
  • нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами;
  • нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений;
  • загрязнение вод;
  • загрязнение атмосферы;
  • загрязнение морской среды;
  • нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ;
  • порча земли;
  • нарушение правил охраны и использования недр;
  • незаконная добыча водных животных и растений;
  • нарушение правил охраны рыбных запасов;
  • незаконная охота;
  • уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу;
  • незаконная порубка деревьев и кустарников;
  • уничтожение или повреждение лесов;
  • нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов;
  • экоцид.

Экоцид сравнительно новое понятие, оно впервые введено в УК РФ как новый вид преступных деяний. Экоцид — массовое уничтожение растительного, животного мира (в том числе людей), отравление атмосферы или водных ресурсов, а также другие действия, которые могут привести к экологической катастрофе. Совершение экоцида наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет.

За совершение экологических преступлений предусмотрены различные виды уголовной ответственности: лишение свободы, исправительно-трудовые работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенными видами деятельности, штрафы.

Экологическая безопасность – состояние защищенности биосферы и человеческого общества, а на государственном уровне – государства, от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду.

В понятие экологической безопасности входит система регулирования и управления, позволяющая прогнозировать, не допускать, а в случае возникновения – ликвидировать развитие чрезвычайных ситуаций.

Экологическая безопасность реализуется на глобальном, региональном и локальном уровнях.

Глобальный уровень управления экологической безопасностью предполагает прогнозирование и отслеживание процессов в состоянии биосферы в целом и составляющих ее сфер. (например, на территории биосферных заповедников). Управление глобальной экологической безопасностью является прерогативой межгосударственных отношений на уровне ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП и др. международных организаций.

Региональный уровень включает крупные географические или экономические зоны, а иногда территории нескольких государств. Контроль и управление осуществляется на уровне правительства государства и на уровне межгосударственных связей (Объединенной Европы, СНГ, Союз африканских государств и т.д.).

На этом уровне система управления экологической безопасностью включает:

  • экологизацию экономики;
  • создание и внедрение новых экологически безопасных технологий;
  • выдерживание темпов экономического развития, не препятствующих восстановлению качества ОС и способствующих рациональному использованию природных ресурсов.

Локальный уровень включает города, районы, предприятия металлургии, химической, нефтеперерабатывающей, горнодобывающей промышленности и оборонного комплекса, а также контроль выбросов, стоков и др. Управление экологической безопасностью осуществляется на уровне администраций отдельных городов, районов, предприятий с привлечением соответствующих служб, ответственных за санитарное состояние и природоохранную деятельность.

Защита прав

В законодательстве предусматриваются юридические гарантии реализации зафиксированных в нем же полномочий физлиц и организаций. Нормативными актами определяются конкретные процедуры, в рамках которых осуществляется защита экологических прав. В частности, все субъекты могут:

  1. Обращаться в судебные инстанции.
  2. Обжаловать принятые уполномоченными органами решения, бездействия/действия госструктур или их должностных лиц.
  3. Получать квалифицированную юридическую помощь.
  4. Требовать компенсации вреда, нанесенного действиями/бездействиями госорганов или их служащих.
  5. Обращаться в межгосударственные структуры для защиты свобод и прав в случае исчерпания существующих внутригосударственных средств юридической защиты.

Обеспечивая гарантии, законодательство определяет, что каждый субъект может выступать за сохранность своих интересов всеми методами, не запрещенными нормами

В данном случае следует обратить внимание на то, что обращение за судебной защитой допускается только в том случае, если решения, бездействия/действия противоречат существующим правовым документам

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий