Установление сервитута
Нормами статьи 39.33 ЗК РФ «Случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута» в новой редакции определено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, в том числе, в случае:
Введена новая статья 39.36-1 ЗК РФ «Использование гражданами земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для возведения гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, либо для стоянки технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства».
Спорные положения
Еще в ходе обсуждения законопроекта пункт по изъятию земельных участков по решению органов местного самоуправления, даже при наличии застройки жилыми домами, не признанными аварийными, и вызвал вопросы у некоторых депутатов. В своем выступлении Председатель Комиссии ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская сказала:
Предложения изменить Земельный кодекс, в котором оговаривается возможность изъятия земли только для государственных нужд, и позволить решать вопрос изъятия органам местного самоуправления без какого-либо учета в принятии решений мнения жителей, проживающих на таких участках, обеспокоила и стала предметом обсуждения.
Большую озабоченность вызывает обоснование изъятия участков и сноса жилых домов по причине несоответствия более 50% ПЗЗ (Правила землепользования и застройки), которые разрабатываются самими органами местного самоуправления и не имеют конкретных параметров в законопроекте.
Дополнение к пункту 3 ст.46: «… на которых расположены объекты капитального строительства, виды разрешенного использования и (или) параметры которых не соответствуют видам разрешенного использования объектов капитального строительства и (или) предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки и (или) федеральными законами…».
Таким образом, под несоответствие можно подвести любое строение — для этого надо просто изменить правила. По мнению граждан, подобное положение может привести к возникновению коррупционных схем при недобросовестности чиновников и заинтересованности застройщиков в земельных участках, расположенных в центре населенных пунктов. По мнению юристов, ПЗЗ должны составляться в соответствии с Генпланом развития, а не являться «резиновой» нормой, подстраиваемой под нужды чиновников и застройщиков.
Не меньшую обеспокоенность вызывает обстоятельство, что участие жителей изымаемых домов сводится только к возможности обращения в судебные органы. То есть законопроект предусматривает:
По словам юристов, статистика обращения в судебные органы по поводу изъятия недвижимости показывает, что большая часть таких споров решается в пользу властей.
Недвижимость могут изъять по закону №494-ФЗ
В силу вступил Федеральный закон от 30.12.2020 № 494-ФЗ, который должен улучшить жилищные условия граждан, повысить эффективность использования территории и обеспечить ее комплексное развитие, однако практически отменяющий частную собственность на недвижимость.
Касается данный закон комплексного развития территории, цель которого обеспечить устойчивое развитие городской среды, внешнего облика и улучшения жилищных условий граждан.
Теперь комплексное развитие территории жилой застройки может осуществляться в отношении застроенной территории, в границы которой могут быть включены участки для ИЖС, для ведения ЛПХ, для ведения садоводства и для блокированной жилой застройки с находящимися на них объектами недвижимого имущества. Кроме этого в границах такой территории расположены как аварийные дома, так и многоквартирные дома, не признанные аварийными и подлежащими сносу или реконструкции если:
· дома были построены по типовым проектам в период индустриального домостроения;
· имеется физический износ основных конструктивных элементов дома;
· дома находятся в ограниченно работоспособном техническом состоянии илиотсутствуют централизованные системы инженерно-технического обеспечения;
· стоимость работ по капремонту конструктивных и инженерных коммуникаций дома превышает стоимость, которая определена законодательно.
Все показатели определяются отдельными субъектами РФ самостоятельно.
А теперь самое главное.В целях такого комплексного развития территории земельные участки и находящиеся на них объекты недвижимого имущества, находящиеся в границах этой территориимогут быть изъяты для государственных или муниципальных нужд, в том числе участки с расположенными на них жилыми и садовыми домами, которые признаны аварийными или которые соответствуют критериям, установленным субъектом РФ и характеризующим их высокий уровень износа, ненадлежащее техническое состояние или отсутствие систем инженерно-технического обеспечения.
Это означает, что, если в доме нет, например, водо-газоснабжения или канализации, то он может быть изъят.
Также, могут изыматься и МКД. Собственниками помещений может быть принято решение о включении дома в границы комплексного развития территории жилой застройки не менее чем 2/3 голосов, либо об исключении дома из этих границ не менее чем 1/3 голосов.
Собственникам жилых помещений в МКД взамен освобождаемых ими жилых помещений предоставляется возмещение в размере рыночной стоимости помещения, общего имущества дома и земельного участка, а также причиненных убытков, либо другое жилое помещение с зачетом стоимости возмещения за изымаемое жилое помещение.
В соответствии Земельным кодексом РФ органы местного самоуправления или органы власти обязаны опубликовать решение об изъятии в средствах массовой информации и направить собственникам изымаемых объектов недвижимости копию этого решения в течении 7 рабочих дней со дня его принятия.
Если же в течение одного месяца собственники такой недвижимости не заключат соглашение о ее выкупной цене и о размере убытков, органы власти обращаются в суд об изъятии недвижимости и о прекращении права собственности на нее. В течение 7дней со дня вынесения решения суда денежные средства за изымаемую недвижимость перечисляются на банковский счет ее собственника или на депозит нотариуса.
Отметим, что такое решение суда может быть оспорено только лишь в части размера компенсации за изъятые объекты недвижимости.
Что происходит в Кунцево
Ярким примером последних дней конфликта жителей многоквартирных домов и застройщиков стал московский район Кунцево. Здесь предполагается снос 37 домов трех и пяти этажей, чтобы на их месте построить жилой дом в 26 этажей. Жителям сносимых домов предоставляются квартиры в возводимом доме. При этом дома, предназначенные под снос, по словам жителей и муниципального депутата округа, имеют износ 30% и не могут быть признаны ветхими или аварийными. Решение о сносе не попадает по программу реновации, а было инициировано еще при правительстве Лужкова.
В прошлом году группа жителей подала коллективный иск в суд против решения о сносе домов. Суд отклонил иск на основании того, что земля под застройку не принадлежит жителям. После чего жители обратились в Верховный суд, который 22 ноября 2018 года оставил решение Мосгорсуда без изменений.
Противостояние сторон не ограничилось только судебными исками. Жители района организовали палаточный лагерь, чтобы не допустить застройщиков на площадку. Но сотрудники частного охранного агентства, привлеченные застройщиком, при поддержке полиции разогнали протестующих.
Этот пример наглядно показывает, что опротестовать снос домов и сейчас, до принятия предлагаемого законопроекта, не удается. Принятие внесенных законопроектом изменений может привести к возникновению подобных конфликтов повсеместно.
https://youtube.com/watch?v=2cqPLugaBHc