Концентрация внимания. Тренировка и развитие концентрации внимания (упражнения)

Переключение внимания

Отличается от отвлечения тем, что оно выполняется человеком осознанно. Стало быть, нельзя простой перенос внимания на другой объект считать переключением: оно должно быть связано с постановкой новой цели

Первоначально считалось, что способность переключать внимание является врожденной и доступна немногим людям. Позже было показано, что специальная тренировка может улучшить переключаемость внимания

При высокой концентрации внимания, его переключение затруднено. Это приводит к рассеянности, которая бывает двух видов.

Во-первых, существует неумение сколько-нибудь длительно сосредотачивать внимание – оно постоянно «скользит», человек все время отвлекается. Одной из причин такой рассеянности может оказаться избыток всевозможных неглубоких интересов

Во-вторых, существует рассеянность как односторонняя сосредоточенность сознания, когда человек не замечает того, что с его точки зрения представляется незначительным. Классический пример – рассеянность ученого, поглощенного своими трудами и не игнорирующего разные «мелочи жизни».

Как эмоциональный маятник рассеивает внимание

Когда мы испытываем скуку или полностью расслаблены, или несколько растеряны, или утомлены, то наш эмоциональный маятник показывает сниженный эмоциональный фон. В этом состоянии мы чувствуем определенную нехватку сил, для того чтобы

полностью сосредоточиться,
сконцентрировать свои мысли,
сфокусировать внимание

на чем-то, что требует от нас определенных волевых усилий. Маятник эмоций словно качнулся в сторону полного снижения нашей мозговой активности.

И вот мы начинаем легко отвлекаться от своего дела, наши мысли могут совершенно непроизвольно потечь в другом направлении, мы словно впадаем в легкое оцепенение. В результате, то, что находилось в фокусе нашего внимания, благополучно оказывается отодвинутым на периферию нашего сознания. К утрате внимания привело постепенное, но неуклонное снижение мозговой активности.

Индивидуальные психофизиологические различия таковы, что у кого-то этот период оптимальной работоспособности очень короткий. А кто-то способен сохранять концентрацию внимания ровно столько, сколько того требует решаемая задача. Достичь такого дисциплинированного внимания поможет специальная тренировка концентрации внимания.

Мини-советы на каждый день

Что еще может помочь развить внимание, кроме специальных упражнений и техник? Полезные привычки. Они настолько просты и необременительны, что вы с легкостью сможете вписать их в свою жизнь

  1. Развивайте наблюдательность. Гуляя по улице, старайтесь подмечать как можно больше деталей. Запомните, какие деревья растут в вашем дворе, какая прическа у соседки Маши, какого цвета машины, проезжающие мимо.
  2. То же самое делайте и при походе в магазин. Постарайтесь запомнить, как расположены витрины, какой товар на них разложен. Придя домой, воссоздайте в уме картину во всех деталях.
  3. При общении с людьми отмечайте, как они выглядят: во что одеты, какого цвета у них глаза, какой формы брови и т. д.
  4. Перестаньте делать все “на автомате”! Тренируйте осознанность. Учитесь жить здесь и сейчас и наслаждаться каждым моментом.

Как развивать внимание

Методов и технологий развития внимательности достаточно много. В основном они направлены на выработку навыков произвольного внимания. Для выбора оптимальных способов тренировки надо определить, какая именно из характеристик внимательности недостаточно развита: 

  • концентрация (максимальное сосредоточение на объекте);
  • устойчивость внимания (продолжительность концентрации);
  • объем воспринимаемой информации (сколько объектов могут находиться в поле внимания одновременно);
  • переключаемость (способность быстро переносить фокусировку с одного объекта на другой);
  • распределение внимания (способность работать в режиме многозадачности, выполняя сразу несколько дел без переключения).

Для тренировки каждой из этих характеристик выполняют специальные упражнения. Для развития концентрации и устойчивости внимания сосредотачиваются полностью на одном предмете (например, на секундной стрелке), каждый раз отводя на упражнение все больше времени, и добавляя постепенно в него отвлекающие факторы.

Для тренировки навыка обрабатывать сразу большой объем информации, делают упражнение на зрительное запоминание внешних признаков сразу нескольких предметов, постепенно увеличивая количество описываемых объектов. То же самое можно делать для тренировки слухового внимания — запоминать ряд слов или чисел, повторяя их в точной последовательности. 

Для развития навыка переключаемости хорошо подходит тренировка с нахождением отличий между двумя картинками, а также тренировка на поочередное переключение внимания между разными объектами.

Чтобы научиться распределять внимание сразу на несколько объектов, можно разными руками одновременно выполнять разные действия (например, рисовать круг и квадрат). Любой метод и технология для развития внимания не будет эффективным без умения вызвать у себя неподдельный интерес к объекту, без создания дополнительной мотивации

Если процесс решения задачи (ее тема, результат) увлекает, все нейронные связи в мозге сами начинают работать в нужном режиме. Для выработки интереса к объекту внимания служат методы «уверенность» и «перезагрузка»

Любой метод и технология для развития внимания не будет эффективным без умения вызвать у себя неподдельный интерес к объекту, без создания дополнительной мотивации. Если процесс решения задачи (ее тема, результат) увлекает, все нейронные связи в мозге сами начинают работать в нужном режиме. Для выработки интереса к объекту внимания служат методы «уверенность» и «перезагрузка».

Устранение помех

Независимо от того, вините вы недостаток времени, усталость, трудности с концентрацией, самым большим препятствием для сосредоточения являются помехи в окружении. Наиболее важные из них – это интернет и социальные сети. Подростки, объединяющие обучение и чат на Facebook, половину своего времени тратят неэффективно. В то же время они становятся более уставшими, потому что переключение фокусировки между 2-мя вещами требует большой выдачи энергии. Поэтому для повышения концентрации внимания, устранения рассеянности при решении важных задач, улучшения эффективности во время учебы не проверяйте социальные сети, электронную почту.

Техники для развития концентрации внимания

Развитие сосредоточенности пойдет быстрее, если использовать для тренировки внимания упражнения и специальные техники.

«Черная точка».

Данная техника развития внимательности подразумевает длительное удержание высокой сосредоточенности на предмете.

Для занятия приготовьте белый лист бумаги с нарисованной посередине черной точкой. Закрепите рисунок на расстоянии одного метра от вас. Примите удобную позу так, чтобы лист с точкой оставался на уровне глаз. Закройте глаза и отвлекитесь от мыслей и образов. После погружения в состояние покоя откройте глаза и посмотрите на точку. Постарайтесь не отводить глаз, не моргать

Ни о чем не думая, не напрягаясь, удерживайте внимание только на черной точке. Техника выполняется в течение 20–30 минут

По окончании занятия закройте глаза, наблюдая остаточное явление черной точки до полного исчезновения.

«Горящая свеча».

Техника сосредоточенности на пламени горящей свечи помогает повысить уровень внимательности. Поставьте зажженную свечу в полуметре от себя. Сядьте так, чтобы пламя горело на уровне глаз. Обеспечьте тишину в комнате, чтобы ничего не отвлекало от занятия. Отключите источники света и шума. Закройте глаза и абстрагируйтесь от навязчивых мыслей и образов. Когда вы расслабитесь и успокоитесь, посмотрите на пламя свечи. Не моргая, зафиксируйте взгляд на кончике огня. Техника занимает 30 минут. Далее, продолжите смотреть на свечу с закрытыми глазами до полного исчезновения картинки.

Медитация.

Научитесь медитировать. Техника медитации поможет добиться высочайшего уровня концентрации внимательности за счет отвлечения от постороннего и сосредоточения на внутренних ощущениях.

«Часы».

Для выполнения занятия возьмите механические часы и положите на стол. Займите удобное положение и расслабьтесь

Нужно сконцентрировать внимание на стрелке часов, не думая ни о чем. Техника выполняется до тех пор, пока в ходе полного оборота секундной стрелки вас не посетит ни одна мысль, ничего не отвлечет от процесса

Техника «Часы» тренирует внимание и помогает сконцентрироваться. «Випассана»

«Випассана».

Примите удобную позу и расслабьтесь. Дышите плавно и свободно

Переведите взгляд на кончик носа, и зафиксируйте внимание на нем. Следите только за ощущениями, дыханием и взглядом на кончике носа, отвлекитесь ото всех мыслей

Как только мысли переключатся на что-то другое, верните в начальную точку.

Теперь вам известно как улучшить концентрацию внимания и добиться высокого уровня сосредоточенности в работе. Уделяя время занятиям по развитию внимания, вы одновременно натренируете и память.

Почему дети отвлекаются

Чтобы рассмотреть проблему концентрации комплексно, нужно проанализировать все аспекты жизни ребенка.

Интернет, гаджеты, бесконечный поток информации — это все влияет на способность удерживать внимание. Даже взрослым бывает непросто забыть про инстаграм и не ждать новых лайков, что уж говорить о детях и количестве отвлечений в их среде: новый выпуск классного тиктокера, онлайн-игра с друзьями, долгожданный стрим

Ученые провели сканирование МРТ детей и взрослых и пришли к выводам:

  • За концентрацию внимания отвечает серое вещество в префронтальной коре: у детей его много, клеткам сложно всё уловить и поэтому они работают хаотично. В итоге концентрироваться сложно.

  • Всё это значит, что навык концентрации складывается из двух вещей: физиологии и тренировки. С физикой нужно просто подождать, а вот тренироваться можно уже сейчас. Для этого придумали специальные техники, которые помогают детям в разном возрасте меньше отвлекаться и лучше фокусироваться.

Татьяна Матвейчук,
сертифицированный инструктор практик осознанности, тьютор подростков и взрослых в сфере образования, карьеры, личностного развития

Причин слабой концентрации у детей множество

Влияет среда, в которой ребенок находится, его реакция на разные события и даже привычки.
На что следует обратить внимание родителям:

Интересно ли ребенку учиться. Если слишком сложно или, наоборот, легко — то и дело хочется отвлечься на что-то поинтереснее.

Нет ли у ребенка слишком сильного стресса и тревоги

Создайте доверительную атмосферу в семье, чтобы ребенку было спокойно делиться своими переживаниями.

Насколько атмосфера в классе и дома способствует эффективному обучению. Если сосед Вася постоянно показывает смешные мемы, а дома громко работает телевизор — учиться без отвлечений сложно.

Достаточно ли спит и сбалансированно ли питается ребенок. Внимание — это ресурс, который живет в здоровом теле.

Как работает внимание вашего ребенка. Убедитесь, что у ребенка нет таких особенностей, как СДВГ или дислексия, — в таких случаях следует обратиться к специалисту.

Чем лучше родители знают своего ребенка, тем проще замечать его изменения. Постарайтесь не сравнивать ребенка с другими и учитывать его индивидуальные особенности.

Физиологические аспекты

Концентрация внимания не всегда бывает связана с умственными способностями человека и его психологическими особенностями. Немаловажную роль в этом вопросе играет и физиологическая составляющая. Именно поэтому улучшение концентрации внимания неразрывно связано с нормализацией образа жизни и режима дня:

Возьмите за правило получать полноценный сон. Если вы поздно засыпаете и рано встаете, то вряд ли вы сможете на 100% выкладываться в своей умственной или творческой деятельности

Пусть 8-часовой отдых станет вашим незыблемым правилом.
Уделите внимание своему рациону. Старайтесь включать в него сложные углеводы, которые медленно перерабатываются, постоянно подпитывая организм в целом и мозг в частности

Также перед началом трудового дня обязательно выпейте чашку кофе или съешьте немного черного шоколада.
Выделите время для занятий, которые доставляют вам удовольствие. Это может быть прогулка, шопинг, хобби, фитнес, просмотр фильмов, прослушивание музыки и многое другое. Положительные эмоции способствуют выработке гормона дофамина, который благотворно сказывается на внимании.
Если ни один из перечисленных способов не оказал должного влияния на процесс концентрации внимания, то необходимо обратиться за консультацией к врачу, который порекомендует вам специальные препараты.

Методы повышения концентрации

Существует множество различных методов и техник концентрации внимания. Рассмотрим 2 способа, основанных на системе философских школ индуизма (даршан). Выберите тот, который вам больше всего подходит.

Релаксация через визуализацию

Одним из самых простых способов достижения состояния психического расслабления является сосредоточение на внутреннем или внешнем объекте – дхарана:

  • расслабьте тело;
  • закройте глаза;
  • сосредоточьтесь на дыхании;
  • следите за дыханием в его обычном ритме.

Идите в то место, где чувствуете себя хорошо. Это может быть лес, пляж, луг, комната. Найдите простор, где сядете или ляжете. Наслаждайтесь спокойствием, отдыхом, релаксацией. Уловив атмосферу, вернитесь обратно в бодрствующее состояние. Это умение абстрагироваться обеспечит вам чувство, как после короткого отпуска.

Релаксация посредством работы с дыханием

Упражнения для концентрации внимания у взрослых включают дыхательные техники, имеющие успокаивающий и одновременно активирующий эффект. Ритм дыхания всегда сильно связан с чувствами. Например, человек дышит быстро, находясь в страхе, в состоянии расслабления дыхание успокаивается.

Хорошее упражнение для развития концентрации внимания, воздействующее на оба полушария головного мозга, состоит из чередующегося дыхания. Процедура такова:

  • закройте правую ноздрю;
  • вдохните левой ноздрей;
  • выдохните правой ноздрей;
  • повторите 5 раз.

Далее:

  • закройте левую ноздрю;
  • вдохните правой ноздрей;
  • выдохните левой ноздрей;
  • повторите 5 раз.

Затем 5 раз вдохните и выдохните обеими ноздрями. Повторяйте процедуру в течение нескольких минут.

Сканирование тела

Последовательное напряжение и расслабление разных частей тела помогает быть в контакте с ощущениями и эмоциями. С этим навыком ребенку будет легко определить, что именно у него болит и какое ощущение его волнует.

Пусть ребенок сядет удобно или ляжет на спину и закроет глаза. Попросите его напрячь все тело так сильно, как только возможно. «Сожми пальцы на руках и ногах. Представь, что твои руки и ноги стали тяжелыми, словно каменными. Нахмурь брови, стисни зубы, чтобы получилось самое грозное выражение лица».

Пусть ребенок проведет несколько секунд в состоянии максимального напряжения, и с выдохом предложите выдохнуть и расслабиться. Такое упражнение помогает очень ярко ощутить и запомнить разницу между напряжением и расслаблением и в нужный момент уже в обычной жизни — вспомнить, заметить и отпустить те части тела, которые напряглись. Это тоже про навык внимательности, которого не хватает и в обычных школьных делах.

Развитие внимания

Внимание — одно из самых важных качеств человеческой психики. Его нельзя назвать самостоятельной функцией, так как оно тесно связано со всеми психическими процессами и проявляется внутри каждого из них

Человеку приходится внимательно смотреть, слушать, пользоваться другими органами чувств, вести разнообразную мыслительную деятельность. Можно дать следующие определения вниманию:

Это процесс избирательного отбора наиболее важной информации, поступающей из окружающего мира, и игнорирование остальной (второстепенной) информации. Фокусировка человеком своего восприятия на каком-то объекте или событии

Фокусировка человеком своего восприятия на каком-то объекте или событии.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Фокусировка (или направленность) восприятия может быть непроизвольной, произвольной и послепроизвольной.

Непроизвольное внимание связано с раздражающими факторами, когда подсознание само переключает восприятие человека на какой-либо объект. Раздражающим фактором может быть броский цвет, громкий звук, резкое движение или смена одного явления на другое (например, бьющий в глаза резкий свет при выезде из тоннеля)

Произвольное внимание основано на сознательном управлении им, и связано с принудительной концентрацией на определенной деятельности, а также исключением отвлекающих факторов (так ученик, сосредотачивая свое внимание на решаемой задаче, выключает музыку и просит не шуметь). Послепроизвольное внимание является продолжением произвольного, когда выполняемая работа вызывает интерес, а сосредоточенность на ней не вызывает сознательных усилий

Этот вид внимания наиболее эффективен для решения любых задач

Послепроизвольное внимание является продолжением произвольного, когда выполняемая работа вызывает интерес, а сосредоточенность на ней не вызывает сознательных усилий. Этот вид внимания наиболее эффективен для решения любых задач

Внимательность — одна из важнейших характеристик психики человека. От того, насколько она развита, зависит продуктивность его учебной и профессиональной деятельности, эффективность потраченного на решение задачи времени. Зачастую от того, насколько развита внимательность, зависит жизнь и здоровье человека. Так, невнимательность за рулем приводит к авариям, а незамеченное препятствие (натянутый трос, яма, открытый люк) могут служить причиной несчастного случая

Без навыка правильно распределять внимание невозможно работать авиадиспетчером, ведь ему приходится одновременно удерживать в зоне своего контроля сразу несколько движущихся объектов

Поэтому внимание обязательно нужно в себе развивать наряду с воспитанием такого важного качества личности, как сила воли. Как и любой навык, оно поддается тренировке в любом возрасте, если подойти к этому процессу правильно и действовать целенаправленно. 

Другие технологии для развития внимания

Метод Сасаки

Этот метод учит сосредотачиваться на конкретном действии и не отвлекаться на посторонние мысли и раздражители. Хорошо подходит для тренировки внимания рассеянным людям. Его можно рекомендовать также студентам и школьникам, которые постоянно «считают ворон» за окном учебного класса

Суть его в том, чтобы человек вовремя поймал момент, когда начал отвлекаться, и сам себе дал команду «внимание», возвращаясь к рабочему или учебному процессу. Тренироваться можно в любое время в любом месте, стараясь удерживать внимание на каком-то объекте или процессе в течение десяти минут

Постоянная тренировка приучит не отвлекаться на посторонние объекты.

Игровая методика

Игра «верно/неверно» подходит для тренировки внимания и взрослым, и детям, умеющим читать. На листах бумаги или карточках пишутся цветными фломастерами названия цветов, которые могут совпадать с цветом фломастера или нет. Воспитатель показывает детям эти картинки, а они должны быстро сказать, верно или неверно написано название цвета. 

«Игры индейцев» названы по той методике, которую использовали еще индейцы для тренировки наблюдательности у охотников. В педагогике ею также часто пользуются для развития навыков внимательности у детей. Несколько человек ограниченное количество времени смотрят на одну и ту же картину, пейзаж, стараясь запомнить как можно больше деталей. Затем они подробно описывают ее, отвечая на вопросы ведущего. Кто смог более подробно описать картину и запомнить мельчайшие детали, тот выигрывает. 

«Игра в числа» тренирует фокусировку внимания на заданном объекте. Лист бумаги заполняется длинным цифровым рядом. Необходимо как можно быстрее найти определенные комбинации цифр: двух-, трехзначные числа. 

Рассеянность дома

Наверное, нетрудно заметить, что деточка обещает убраться в своей комнате и забывает… Ну, что уж тут поделать… Стоит начать приучать ребенка к порядку не только в доме, но и в голове. Не нужно сразу ругать и наказывать. Это лишь вызовет чувство непонимания и агрессии. Забыл — и что тут такого, с кем не бывает. В этом деле нужен другой подход.

Следует постепенно и ненавязчиво приучать малыша к порядку. Выработать в нем привычку все складывать на свои места, готовить вещи и портфель к школе с вечера, чтобы впопыхах утром не забыть что-то очень нужное на занятиях. Наилучшим выходом в решении этого вопроса станет составление режима дня с подробным графиком всех его дел до самых мелочей — проверка домашнего задания родителями и подготовка ранца с тетрадями и учебниками.

Пример распорядка дня для школьника представлен в таблице ниже:

Время Действие

07:00 — 07:05Ребёнок просыпается
07:05 — 07:20Зарядка, гигиена
07:20 — 07:35Завтрак
07:35 — 08:00Сборы в школу
08:00 — 08:30Дорога в школу
08:30 — 13:05Уроки
13:05 — 13:30Дорога домой
13:30 — 13:40Переодевание, гигиена
13:40 — 14:00Обед
14:00 — 16:00Свободное время, секции
16:00 — 18:00Выполнение домашнего задания
18:00 — 18:30Ужин
18:30 — 20:00Свободное время
20:00 — 21:00Подготовка ко сну
21:00 — 07:00Ночной сон

Первое время весь режим дня нужно будет проходить с ребенком вместе, постепенно приучать его к самостоятельному продолжению начатого вместе дела. Потом он и сам начнет обдумывать план своих действий на завтра, выполняя все обязанности и дела вовремя и без посторонней помощи. Главное, помочь ему научиться воспринимать себя правильно в окружающем мире — будь то дом или школа.

Каким бывает внимание

Внимание – это одна из важнейших характеристик умственной деятельности человека. По своей природе оно может иметь следующие разновидности:

  • произвольное – это сознательная и целенаправленная концентрация внимания на каком-либо объекте или действии, которые связаны с интересом, профессиональной деятельностью, обучением или прочей необходимостью;
  • непроизвольное – возникает неосознанно, в связи с каким-либо нестандартным событием или попаданием в новую среду;
  • постпроизвольное – возникает автоматически в том случае, когда концентрация на каком-либо объекте происходит с регулярной периодичностью (работа, учеба и прочее).

Говоря о видах концентрации внимания, можно сказать, что они полностью дублируют классификацию, которая приведена выше.

Как эмоциональный маятник провоцирует сбой внимания

Когда мы чересчур возбуждены, чрезвычайно взволнованы, испытываем сильный страх или ярость, эмоциональный маятник резко взмывает в противоположную сторону. Теперь мы как бы насильно, против нашей воли, оказываемся втянутыми в бурлящий водоворот самых сильных чувств и, как результат, становимся:

  • зависимыми от наших переживаний,
  • полностью охваченными бурей чувств,
  • не в состоянии рационально относиться к происходящему вокруг.

Причиной тому – особенный рефлекс, названный знаменитым физиологом И.П. Павловым ориентировочным. Другое его название – рефлекс «Что такое» — как нельзя точно передает его роль в нашей жизни. Любые видимые и неожиданные изменения вокруг способны мгновенно вызвать у человека этот рефлекс. Как и все в нашей психике, он обладает полезностью, помогая вовремя заметить приближение опасного или полезного объекта. Но именно благодаря ему, наш эмоциональный маятник и взмывает вверх при каждом внезапном изменении среды

А внимание тут же меняется с произвольного, преднамеренного, на непроизвольное. Говоря иначе, мы отвлекаемся от нашей задачи помимо нашей воли

И требуется приложить немало усилий, чтобы потом вернуться обратно в свое рабочее состояние.

Вовсе «отключить» у себя ориентировочный рефлекс, конечно, не удастся. Но можно научиться сохранять самообладание и сосредоточенность в условиях, когда на вас буквально обрушивается шквал разного рода раздражителей

Управление вниманием – это, прежде всего, сознательное фокусирование на объекте и такое же осознанное абстрагирование от всего, что отвлекает или препятствует сосредоточенности

Как улучшить внимание у детей

Внимательный ребёнок – это полноценный и счастливый маленький человек, который умеет позаботиться о себе и близких, бережёт свои вещи и окружающую среду, дисциплинирован и проявляет ответственность и аккуратность во всем. Он с воодушевлением смотрит на мир и стремится узнавать его, достигать поставленных целей и стать полноправным и успешным членом общества

Это, как и актуальную важность развития внимания, ребёнку важно объяснить перед началом тренировок

У детей и подростков основными недостатками, требующими коррекции внимания, являются: неумение сосредоточиться на нескольких занятиях сразу и переключаться между ними; недолгая устойчивость и слабая концентрация, а также низкая избирательность внимания. Поэтому подбирать упражнения нужно индивидуально, установив причину невнимательности и определив её характер.

Тренировки должны быть недолгими, но регулярными и проходить в игровой форме. Каждое достижение обязательно нужно отмечать похвалой. Чтобы стимулировать интерес к занятиям, желательно чередовать задания, и каждый тренировочный сеанс пытаться достичь одной поставленной цели

Важно также ограничить раздражители и исключить замечания, подсказки, громкие звуки и резкие движения, чтобы не мешать ребёнку концентрироваться на упражнении

Сами задачи и игры нужно выбирать обязательно с перспективой воздействия на мыслительную деятельность и проявление наблюдательности. Это может быть поиск ошибок и недочётов, сравнение, обнаружение закономерностей, приведение примеров, обобщение и формулирование выводов и т.д. Также эффективны кроссворды, задания с соединением точек, сложные и детальные раскраски, собирание пазлов, игры жанра «поиск предметов» и лабиринты.

Как развить концентрацию внимания?

Для развития внимания отлично подходят следующие задания: 

— лабиринты; 

— найди различия между картинками; 

— исправление ошибок в тексте; 

— описание картинки по памяти; 

— кроссворды; 

— раскраски с мелкими деталями; 

— соединение точек по номерам; 

— паззлы;

— поиск мелких предметов на картинке

Прежде чем выполнять данные упражнения, необходимо учитывать несколько важных правил:

— заранее четко и ясно объясняйте, какая перед ребенком стоит задача, чтобы не отвлекать его подсказками во время выполнения;

— выбирайте задание, которое будет соответствовать уровню языка, чтобы не уменьшить мотивацию;

— соблюдайте регулярность выполнения упражнений

Первое время постарайтесь создать атмосферу, в которой не будет никаких отвлекающих факторов, чтобы ученик полностью погрузился в учебу. Со временем, когда вы будете понимать, что у ученика хорошо получается выполнять данные задания, введите несколько отвлекающих факторов: откройте окно, включите фоновый шум, когда ученик отвечает на вопросы или договоритесь провести занятие с учеником в кафе. В повседневной жизни не существует идеальной тишины

Во время экзамена или в аэропорту, где нужно будет разговаривать с иностранцами всегда будет фоновый шум, поэтому важно объяснять уже в подростковом возрасте, что не существует идеальных условий для общения в жизни, чтобы потом это не мешало

Упражнения на внимание для подростков и школьников

Задания и различные техники, направленные на повышение внимательности, могут стать полезной альтернативой другим детским играм

Выполнение таких упражнений положительно влияет на развитие концентрации внимания у младших школьников, и является ответом на вопрос, как развить внимание у подростка. Ниже приведем некоторые из них

  1. Чёрная точка

    Одна из самых простых в подготовке, но сложных для выполнения задач. Её суть заключается в том, чтобы в течение 5-10 минут смотреть только на чёрную точку, нарисованную в центре листа А4, не отрывая глаз и не отвлекаясь от неё в мыслях. Это упражнение является базовым на курсах скорочтения и отлично расширяет поле зрения.

  2. Сосредоточиться на предмете

    Упражнение похоже на предыдущее, отличие только в объекте созерцания и наличии отвлекающего фактора. Перед включенным телевизором с любимым мультиком нужно поставить будильник, а ребёнок должен следить за секундной стрелкой и стараться не отвлекаться на происходящее позади на экране.

  3. Найти предмет

    Задача ребёнка – найти в комнате загаданный предмет по описанию. Названные признаки должны быть ему очевидными и понятными.

  4. Запомнить картинку

    Ребёнок смотрит в течение 5-10 секунд на картинку, а затем по памяти старается перечислить всё, что на ней увидел. При достижении успеха время, отведенное на запоминание, можно постепенно сокращать. А упражнение можно повторять с разными предметами, людьми или даже новыми интерьерами.

  5. Корректура текста

    Для упражнения понадобятся любые распечатанные тексты: подойдет и газета, и ненужная книга, – в которых юный корректор найдет и вычеркнет все обозначенные буквы. Для развития внимания таким способом у ребёнка до 10 лет следует использовать крупный шрифт текста.

  6. Найти слово

    В каждом предложенном ребёнку для тренировки слове предлагается найти другое слово: «коса → оса», «полк → пол» и т.д. Если разрешить переставлять буквы местами, получится другая любимая всеми игра на составление разных слов из одного длинного.

  7. Случайные буквы

    В таблице, в которую в произвольном порядке вписываются буквы русского алфавита, необходимо найти как можно больше случайно сложившихся по вертикали и горизонтали слов.

  8. Симметричный рисунок

    На листе в клеточку нужно нарисовать вертикальную линию и с одной стороны от нее какую-нибудь фигуру необычной формы. Ребенок должен зеркально отразить получившийся рисунок, чтобы дорисованная им часть оказалась симметричной исходной.

  9. Цепочки

    Играть можно вдвоём или всей семьей, а составлять цепочки нужно по очереди из слов любой выбранной тематики: городов, имён, съедобных продуктов и т.д. Затем каждый ход игрок повторяет всю получившуюся до него цепочку целиком и добавляет к ней ещё одно слово.

  10. Таблица Шульте

    Это упражнение больше предназначено для подростков, но подойдет и для развития зрительного внимания у младших школьников, которые уже освоили счёт. Таблица 5×5 случайным образом заполняется числами от 1 до 25. Ребёнок должен за как можно меньшее время отыскать все числа по порядку. Одна конфигурация таблицы используется только для одной попытки.

Развитие внимания и усидчивости у детей – это важнейшая задача. Отлично способствуют этому курсы скоростного чтения, ведь в основе этой техники лежит умение быть максимально сосредоточенным на тексте. Обучение быстрому чтению происходит по методике, состоящей из комплекса упражнений, которые направлены на развитие всех свойств внимания. Пройдя курс Либерики в Академии развития интеллекта AMAKids, дети уже через 6 месяцев увеличивают скорость чтения в 5 и даже в 10 раз. Инновационная авторская методика учит детей не просто быстро читать, полностью понимая смысл прочитанного, а ещё и прививает любовь к книгам и литературе.

Приемы быстрого захвата внимания

Часто бывает, что человеку сложно сконцентрироваться, но это необходимо сделать. В таком случае попробуйте произвести эти упражнения.

Разделите действие на циклы. Например, вам нужно отсортировать документы по определенному признаку. Говорите себе мысленно «старт», берите в руки документ, внимательно смотрите на него и решайте, в какую стопку его отправить. Далее говорите «стоп». Такая сосредоточенность поможет избежать ошибок, и вы быстрее сконцентрируетесь на деле.
Прием фотографа Сасаки. Творческим людям свойственно витать в облаках

Фотограф Крис Сасаки решил каждый раз, когда он замечает, что отвлекся, произносить в уме «Внимание!», оглянуться и четко осознать, что происходит вокруг и что он делает.
Чувствуете, что внимание ускользает? Такое бывает на длительных лекциях или утомительных семинарах. Быстро поменяйте выражение лица или позу, таким образом, рассеянность и сонливость улетучатся.
Четко сформулируйте цель, для которой вам нужна концентрации

Невозможно что-то найти, если не знать, что именно вы ищите. Таким образом, если вам нужно сконцентрироваться на поисках информации в Интернете, сформулируйте свой запрос как можно четче. Можно еще разбить вопрос на несколько подзадач.

Автоматическое и произвольное внимание

Существует два типа внимания: автоматическое и произвольное.

Автоматическое внимание — самое древнее. Оно очень быстрое, импульсивное, многозадачное

Мы не замечаем его.

Произвольное внимание – это то, что помогает нам анализировать, учить, понимать, рефлексировать. Это внимание, которое мы контролируем и для которого нам требуется усилие

Важно знать то, что когда мы учимся, мы используем именно произвольное внимание. Ведь сам процесс обучения это просто расширение нашей нейронной сети понимания чего-либо. То есть наш мозг берёт маленький кусочек информации и присоединяет его к уже существующей информации

Мы учимся только когда находимся в процессе произвольного внимания

То есть наш мозг берёт маленький кусочек информации и присоединяет его к уже существующей информации. Мы учимся только когда находимся в процессе произвольного внимания.

Естественно самая большая проблема для нас сегодня, в том что мы не способны удерживать концентрированное внимание на чём-то долгий промежуток времени, так как мы всё время на что-то отвлекаемся. Чтобы тренировка внимания и концентрации внимания приводила к результату – следует сделать её регулярным ритуалом вашего дня

Чтобы тренировка внимания и концентрации внимания приводила к результату – следует сделать её регулярным ритуалом вашего дня.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий