Михайловский дворец в Санкт-Петербурге: описание, адрес, фото

Легенды и тени замка

  • Трагедия и дворцовый переворот.
  • Призрак Михайловского замка.
  • Дальнейшая история Инженерного замка.

У Михайловского замка есть своя удивительная и трагическая история, тесно переплетенная с историей жизни и смерти венценосного его создателя. В 1801 году 11 марта в Михайловском замке, где еще проводились отделочные работы, был вероломно убит император Павел I.

Дворцовый переворот, повлекший за собой жестокое убийство, был вызван недовольством оппозиционеров экономическими реформами императора, бюрократизацией общества, которую приписывали Павлу I, непоследовательностью правления, казарменным реформированием армии и другими управленческими решениями. Союз с Наполеоном, заключенный Павлом I в 1800 году, создал России угрозу со стороны Англии. Возможно, император не был так уж неправ: война с Францией, с которой у России ни до, ни после не имелось существенных разногласий, позже показала это, но тогда оппозиционеры – сторонники покойной матери императора Екатерины Великой – мыслили иначе.

Императора разбудили среди ночи, потребовали отречения от престола и в ответ на отказ задушили шарфом. Ему было сорок шесть лет. Срок пребывания Павла I в Михайловском замке оказался мистическим: всего сорок дней, с 1 февраля по 11 марта.

Недовольство императором породило трагедию, отголоски которой и сегодня можно уловить в мрачновато-торжественной ауре замка, где теперь находится музей. Кажется, что под его сводами по сей день живет некая тайна, к которой лишь на мгновение могут прикоснуться те, кто приходят на экскурсию. Бытует миф о том, что Павел I стоит у окна своей спальни в каждую годовщину своей смерти, считает прохожих и, насчитав сорок седьмого, уходит, забрав несчастного с собой. Император, превратившийся в призрак, ночами бродит по коридорам своего замка, пугает ночных сторожей скрипом и постукиваниями, и его тень на стене в ночные часы хорошо заметна.

Эти необъяснимые видения навлекали на Михайловский замок комиссии по аномальным явлениям. И члены комиссий, в том числе атеисты, отмечали, что в замке зафиксировано около двух десятков явлений, не имеющих объяснения с точки зрения науки.

В 1820-е годы недолговечный императорский дворец был передан Николаевскому инженерному училищу и переименован в Инженерный замок.

Инженерное училище выпустило многих славных сынов Отечества, зарекомендовавших себя не только достойными инженерами. Так, одним из выпускников был Ф. М. Достоевский. В дореволюционные годы училище окончил герой Советского Союза Д. М. Карбышев, ставший впоследствии генерал-лейтенантом инженерных войск.

В Великую Отечественную войну в Михайловском замке работал госпиталь, а памятник Петру I закопали в землю, дабы уберечь от артобстрела.

Обо всем этом посетителям расскажут на экскурсии, когда они придут в Михайловский замок.

Режим работы Михайловского сада, где находится и стоимость билетов

Расположен Михайловский сад между Садовой улицей и каналом Грибоедова. С севера его ограничивает река Мойка, а с юга здание Русского музея (Михайловский дворец).

Михайловский сад на карте

Сад открыт для посещения в любой день по следующему ежегодному графику:

  • с 1 мая по 30 сентября — с 10:00 до 22:00;
  • с 1 октября по 31 марта — с 10:00 до 20:00;
  • весь апрель сад закрыт на просушку.

Вход в Михайловский сад бесплатный.

Сад имеет два входа. Со стороны Садовой улице (напротив Михайловского замка) и со стороны канала Грибоедова, напротив храма Спас на Крови.

Рекомендую начать прогулку со стороны Спаса на Крови. Это самое красивое место, с уникальной оградой.

Координаты 59.939967, 30.329756.

Ближайшее метро «Канал Грибоедова», пешком примерно 5 минут.

Михайловский сад находится в шаговой доступности от Летнего сада и Марсова поля. Прогулявшись по саду выходите со стороны улице Садовая и перейдя через реку Мойка слева будет Марсово поле, а справа Летний сад.

Вид на Марсово поле из Михайловского сада

Легенды Михайловского замка и интересные факты

О некоторых легендах любимого дворца Павла упоминалось выше. Это история о солдате на посту, которому привиделся архангел Михаил, о фаворитке императрицы Анне Лопухиной, уронившей странного цвета перчатку на балу и о буквах в надписи над дворцовыми воротами, которые местная святая Ксения Петербургская трактовала как количество лет жизни Павла 1.

Каждая из этих легенд имеет своих сторонников и противников. Так, историю с солдатом на посту объясняют тем, что он оказался не простым часовым. Как выяснилось, служивый был двоюродным братом одного из близких к императору людей – его камердинера. Зная, как сильно мечтал Павел о строительстве дворца, ему могли попросту помочь оправдать те огромные средства, которые предполагалось на это потратить. А название также определялось тем, что Михаил считался персональным покровителем дома Романовых.

С Лопухиной все еще проще. Павел, оказавшийся рядом в нужный момент, из вежливости поднял упавшую перчатку. Ее необычный цвет так поразил его, что он решил использовать этот розово-желто-оранжевый оттенок при строительстве дворца и отдал перчатку Бренне как образец.

Советские граждане привыкли к тому, что стены дворца имеют красный цвет и долгое время считали его оригинальным. Но когда реставраторов к работе над дворцом привлек русский музей, Михайловский замок открыл свои тайны. Под верхними слоями краски и штукатурки обнаружился слой той самой краски, которая украшала перчатки Анны Лопухиной (Гагариной).

С предсказанием Ксении Петербургской тоже не все в порядке. Ни в одном из жизнеописаний этой достаточно известной святой о надписи над воротами дворца не упоминается. Из этого многие историки делают вывод, что предсказание о смерти Павла появилось много позже самого события, то есть задним числом. О том, откуда оно взялось, предположений нет.

Кроме трех перечисленных, остаются еще две легенды, которые выглядят самыми мистическими. И их пока никто не смог опровергнуть, поэтому многие обитатели Михайловского замка (рабочие, служащие, ученые) продолжают в них верить.

Легенда о сундуке Мальтийских рыцарей

Пристрастием к Мальтийскому ордену Павел был широко известен, у него даже был статус магистра этого сообщества. Для членов ордена во дворце были специально предназначены великолепные залы. Но воспользоваться ими Павел 1 практически не успел. Однако предположить, что рыцари, посещая Михайловский замок, могли привезти императору какие-то реликвии, вполне можно.

Отсюда и легенда, якобы где-то в подвалах Михайловского дворца находится огромный сундук, привезенный Павлом и доверенный ему служителями Ордена. А тот, кто найдет и откроет сундук, станет обладателем сильных магических талантов и сверхъестественных способностей и сможет предсказывать многие события в жизни.

Сам Павел вряд ли мог что-то привезти, поскольку на Мальте не был. Но рыцари, по преданию, передали ему десницу Иоанна Крестителя и частицу мощей и икону Божией матери. Эти реликвии действительно имели место быть. Долгое время они обитали в Зимнем Дворце, но потом оказались в одном из сербских монастырей. На этом основании некоторые краеведы утверждают, что никакого сундука нет, однако достоверно об этом знать никто не может.

Призрак Павла

Одна из самых главных легенд, которой славится Михайловский замок СПб. В существование призрака Павла 1 многие искренне верят. И это несмотря на предшествовавшие десятилетия социализма с насаживаемым им атеизмом.

Павел так сильно мечтал о Михайловском замке, возлагал на него такие надежды и так мало в нем прожил, что его душа так и не смогла успокоиться после смерти и оставить свое любимое детище. Тем более, что на этом же месте, только в другом дворце, он когда-то был рожден.

Сторонники легенды утверждают, что Павел по ночам гуляет во дворце — якобы люди собственными глазами видели в окне тень императора со свечой в руках и слышали легкий скрип деревянных половиц. Конечно, ученые отрицают этот мистический факт, но по рассказам, трагически погибший государь выходит из своих «покоев» только в 12 часов ночи, когда во дворце никого нет.

Билеты

Сегодня в Михайловском дворце расположен главный филиал Русского музея. Входной билет включает в себя посещение Михайловского дворца и Корпуса Бенуа.

Цена для иностранных граждан

  • полный билет – 500 рублей
  • студенческий билет – 250 рублей

Цена для граждан Российской Федерации и республики Беларусь, а так же для иностранных граждан и лиц без гражданства, которые имеют разрешение на постоянное проживание на территории России

  • полный билет – 400 рублей
  • для школьников, учеников средних учебных заведений, студентов, пенсионеров, ветеранов и инвалидов боевых действий – 170 рублей

Так же есть возможность приобрести комплексный билет на посещение 2 филиалов Русского музея, который действует в течение 1 или 3 дней. Подробную информацию можете уточнить на сайте в разделе Билеты rusmuseum.ru

Телефон

  • 8(812)595-4248 получение справочной информации
  • 8(812)314-3448 заказ экскурсий

Предпосылки возникновения и история строительства

История возникновения дворца начинается в 1798 году с рождения сына Павла I, Михаила. Император повелел ежегодно откладывать средства на строительство для наследника, который величием и роскошью затмил бы резиденции европейских государей, подчеркнув статус Российской империи.

12 марта 1801 года царя убила группа заговорщиков. Новый император Александр I через 20 лет после смерти отца начал строить резиденцию младшему брату, претворяя в жизнь план отца. Для строительства пригласили Карла Росси, который славился умением и талантом. Строительство велось 6 лет и обошлось в 8 миллионов рублей.

Строить дворец начали в 1819 году на пустыре у реки Мойки. Зодчий скрупулезно продумал закладку фундамента и декорирование здания. Дикий лес около Мойки превратили в ухоженный сад в английском стиле. Рядом с резиденцией Михаила архитектор создал площадь и новые улицы. Для надежности строительства работы велись только в теплое время года. В 1825 году стройка завершилась, и великий князь Михаил Павлович с супругой сразу переехали в новый дом.

Русский музей: режим работы 2020

Объекты музейного комплекса открыты для посещения ежедневно, кроме вторника:

  • пн. — с 10:00 до 18:00 (Михайловский дворец и корпус Бенуа — до 20:00);
  • ср., пт.-вс. — с 10:00 до 18:00;
  • чт. — с 13:00 до 21:00.

Выходные — 31 декабря и 1 января.

Интерьер Михайловского дворца, Русский музей

Михайловский и Летний сады можно посетить круглый год, за исключением апреля. Режим работы:

  • с 01.05 до 30.09 — с 10:00 до 22:00;
  • с 01.10 до 31.03 — с 10:00 до 20:00.

Летний сад закрыт по вторникам.

Время работы Русского музея и правила посещения

Архитектура Дворца

Михайловский дворец в Санкт-Петербурге привлекает многих туристов как самый яркий представитель ампирского архитектурного стиля. Постройка представляет собой двухэтажное здание с двумя боковыми флигелями, связанными с основным зданием большой металлической изгородью с несколькими воротами.

Главный фасад

Главный фасад здания изумляет изысканностью и утонченностью декоративного убранства. Его украшают разнообразные рельефы, самый масштабный из которых расположен в тимпане треугольного фронтона, и венчает колоннаду. Другие, поменьше, находятся над окнами дворца и на фризе колоннады.

Между окнами 2-го этажа установлены коринфские полуколонны. Фасад украшен не только рельефами и колоннами, но и разнообразными скульптурами голов львов или военной атрибутики.

Русты

Первый этаж здания украшен рустами – камни оригинальной фактуры, тщательно подогнанные друг к другу. Они придают Михайловскому дворцу неповторимость и уникальность.

Колонны

Над аркадой 1-го этажа находится 8 колонн коринфского ордера, украшенные лепниной и увенчанные сверху огромным фронтоном.

Фронтоны

Главный фронтон расположен на колоннах имеет треугольную форму. Украшен он скульптурой из белого камня – фигурами богинь победы, прославляющие воинскую славу России.

Барельефы

Декоративная композиция в виде горизонтальной полосы дворца украшена 44 барельефами в ампирском стиле, известного скульптора Демут-Малиновского.

Каменные львы

Ко входу во дворец ведет масштабная лестница, украшенная белыми каменными львами, скопированными со скульптур Лоджии Ланце во Флоренции. Величественные хищники обращены боком к центру и держат под лапами каменные шары, символизирующими солнце.

Согласно другим версиям историков шары помогали хищникам не спать всю ночь, удерживая скатывающийся шар, тем самым круглосуточно охранять территорию.

Садовый фасад

Задний фасад, выходящий на Михайловский сад, увенчан 12 колоннами, образующими большую лоджию. Он также украшен скульптурами, с фамильными вензелями, символизирующими царскую власть.

История

План строительства замка-дворца Павел начал обдумывать еще, будучи великим князем. Работы по проектированию начались в 1784 году, после продолжительного заграничного путешествия. А в ноябре 1796 года, в первый месяц своего правления, он издает указ о начале работ. К этому моменту существовало несколько различных проектов замка на воде, но окончательный вариант был выполнен В. И. Баженовым.  

Для резиденции Павел выбирает территорию, где располагался обветшавший Летний дворец. Место было очень символичным. Здесь в сентябре 1754 он появился на свет. Территория безжалостно расчищалась и готовилась к строительству дворца. Первый камень был заложен 26 февраля 1797 года. Император планировал возвести под крышу стены здания до конца года. Для этого на стройку были брошены огромные по тем временам средства и людские ресурсы.

Работы велись круглосуточно, число рабочих достигало единовременно 6 тысяч. Строительные и отделочные материалы свозились со всех близлежащих объектов, большинство из них были просто заморожены, чтобы не снижать темпы главного строительства. Уже 1 февраля 1801 года Павел вместе с домочадцами ночевал в новой резиденции.

С юных лет Павел питал пристрастие к средневековому рыцарству, поэтому долгожданная резиденция проектировалась в виде своеобразной крепости и официально именовалась не дворцом, а замком.

Павел счел это знаком всевышнего и незамедлительно приступил к возведению царской резиденции, внутри которой будет находиться церковь имени Архистратига Михаила – князя войска Господня и небесного покровителя семьи Романовых.

Восточный фасад Михайловского замка

Инженерный замок

После дворцового переворота и смерти императора статус замка изменился. Восемнадцать лет здание использовалось различными государственными учреждениями, не имея единого хозяина. Николай Павлович Романов, третий сын императора Павла I , будучи инспектором корпуса инженеров, обратился с прошением передать здание в его подчинение. По его мнению, оно идеально подходило для размещения училища.

По иронии судьбы открытие учебного заведения состоялось 11 марта 1820 года, в годовщину гибели Павла. Так здание получило новое имя, и с 1823 года стало официально называться Инженерным замком. Именно среди курсантов появляется огромное количество вымыслов о живущем в училище привидении.

Второе название Инженерный! Знали?

ДаНет

Покушение

Павел всегда опасался судьбы своего отца Петра III, но избежать ее не смог. Всего сорок дней прожил император в долгожданной резиденции. В ночь с 11 на 12 марта 1801 года участники антиправительственного заговора проникли в его спальню с требованиями отречься от престола. На отказ мятежники ответили насилием. Императора задушили офицерским шарфом и нанесли ему множественные побои. Организатором заговора принято считать главу тайной полиции и петербургского генерал-губернатора Петра Палена.

В два часа ночи будущий наследник Александр и его младший брат Николай отбыли с места трагедии в Зимний дворец. Последней, уже под утро, выехала из резиденции Мария Федоровна, вдова покойного. Только 23 марта тело несчастного было погребено в Петропавловской крепости.

Уже 19 марта, вступивший на престол Александр, подписал указ по приостановке всех работ, как внутри, так и снаружи здания. Спешно начали вывозить все ценности, мебель, произведения искусства и к середине 1802 года Михайловский замок практически опустел.

Архитектурные особенности

С точки зрения архитектуры, Михайловский дворец в Санкт-Петербурге не совсем обычный. Росси построил его в виде русской дворянской усадьбы. Центральный корпус соединен с двумя боковыми флигелями, которые выполняли функции хозяйственных построек. В одном из корпусов располагалась кухня и прислуга, в другом – конюшня и арсенал.

В то время в моде был архитектурный стиль ампир, в нем-то и построен Михайловский дворец в Санкт-Петербурге. Фото позволяет оценить все богатство внешней отделки.

Центральный корпус украшен портиком с колоннами коринфского ордера и лепниной в виде голов львов, скульптуры этих же животных застыли и у центрального входа. Один из шедевров декора Михайловского дворца – фриз, на котором расположено 44 многофигурных барельефа.

Дворец поражал не только внешней отделкой, но и внутренним убранством. И это не удивительно. Из 7,5 млн рублей, потраченных на строительство, четыре ушло на отделку.

История Михайловского дворца в Санкт-Петербурге

Строительство и отделка этого сооружения завершились только в 1825 году, и после его освящения туда прибыл великий князь Михаил с семьей. Дворец сразу же стал центром светской жизни столицы – великолепные интерьеры как нельзя лучше подходили для пышных балов и приемов.

После смерти Михаила Павловича хозяйкой дворца стала его жена Елена Павловна. Она, несмотря на то что была принцессой Вюртембергской, не только отличалась либеральными взглядами, но и заботилась о развитии русской культуры и искусства. С этого времени дворец стал культурным центром столицы, в котором проходили поэтические вечера и встречи писателей и ученых.

Когда Елена Павловна скончалась, Михайловский дворец в Санкт-Петербурге перешел к ее детям и внукам, но они были немецкими подданными, и Александр III решил выкупить творение великого Росси. Это уже осуществил Николай II, и по его же указу в 1895 году в Михайловском дворце был организован Русский музей.

Интересные факты:

Название императорской резиденции Михайловский замок пошло от размещенного в ней храма Михаила Архангела, покровителя дома Романовых, а второе слово «замок» — это дань причуде императора Павла I, магистра Мальтийского ордена, решившего построить свой дворец в виде неприступного средневекового замка. С 1823 года замок стал Инженерным, когда в нем разместилось Главное инженерное училище. Первое официальное название Михайловскому замку было возвращено после его полной реставрации в 2003 году.

В качестве места для строительства своего замка Павел I определил территорию «обветшалого» Летнего дворца Елизаветы Петровны, где в 1754 году и родился сам будущий император.

Павел I, стремившийся как можно скорее переехать в новый Михайловский замок, приказал строить его без перерыва днем и ночью (при свете факелов), здесь трудилось свыше 6000 человек, а строительные материалы привозили со всех других строек Санкт-Петербурга. Работы были окончены в 1801 году, в феврале состоялся торжественный переезд императорской семьи, но, по иронии судьбы, через 40 дней после этого Павел I был убит в своем «неприступном замке» в результате дворцового переворота. Императорская семья незамедлительно вернулась в Зимний дворец.

Михайловский замок в плане напоминает квадрат с восьмиугольным внутренним двором. При жизни Павла I замок со всех сторон окружала вода — реки Мойка и Фонтанка, а также Церковный и Вознесенский каналы, ныне засыпанные, попасть во дворец можно было только по одному из охраняемых мостов.

Михайловский замок — самый выразительный символ павловской эпохи, в котором нашли свое выражение идеи и вкусы его создателя. Здание имеет четыре различных и почти не связанных между собой фасада: главный южный фасад состоит из портика на колоннах красного мрамора с богато украшенным скульптурным фронтоном и барельефом со словами: «История заносит на свои скрижали славу России»; северный садовый фасад имеет широкую лестницу со скульптурными статуями Геркулеса и Флоры, а также мраморную колоннаду тосканского ордера с богато декорированным аттиком; западный и восточный фасады имеют почти однотипное строение, за исключением того, что со стороны Садовой улицы из фасада выступает дворцовая церковь Архангела Михаила, увенчанная высоким шпилем.

Несмотря на внешние прямые формы, внутренние покои замка отличаются большим разнообразием — прямоугольные залы сменяются круглыми, треугольными и овальными. Основные помещения дворца: Столовый зал, Воскресенский зал, Тронная императрицы Марии Федоровны, Круглый тронный зал императора, Георгиевский зал, Мраморная галерея, Зал Антиков, галерея Рафаэля, галерея Арабесок. В отделке интерьеров замка принимали участие скульпторы П. Стаджи, П. Трискорни, художники Д. Скотт, А. Виги, Я. Меттенлетер и многие другие.

Необычный цвет стен Михайловского замка (розовато-оранжево-желтый) до сих пор вызывает споры историков об его истоках, есть мнение, что это традиционный цвет мальтийского ордена, другие считают, что это цвет перчаток фаворитки императора Анны Лопухиной. Как бы там ни было, но интересный окрас быстро вошел в моду и некоторые петербургские здания вскоре были окрашены точно таким же образом.

В 1823 году в замок переехало Главное инженерное училище (кстати, его окончили Ф. Достоевский, Д. Григорович и М. Глинка), благодаря которому он и сменил свое название. Здание было перестроено, большие залы разделили на классы. В XX веке в замке располагались различные учреждения (а во время войны — госпиталь), пока в 1991 году его не передали Русскому музею. В 2003 году завершилась масштабная реставрация, в результате которой замку был возвращен первоначальный внешний вид императорской резиденции.

Возле дворца установлены два памятника в честь российских императоров: сразу после окончания строительства в центре площади перед Михайловским замком был установлен памятник Петру I, созданный еще при его жизни, а уже в наше время во внутреннем дворе замка появился памятник Павлу I.

Михайловский замок включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Адрес: г. Санкт-Петербург, Садовая улица, 2.

Михайловский замок на карте:

Как добраться:
Замок находится на Спасском острове в месте пересечения набережных реки Фонтанки и реки Мойки вблизи Михайловского сада.

Ближайшие станции метро — «Гостиный Двор», «Невский проспект». Наземный транспорт — остановки «Садовый мост», «Летний сад».

Строительство единственного замка в Петербурге

Возведенный по приказу императора Павла I Михайловский замок стал его последним жилищем. Павел I начал его строительство в ноябре 1796 г. — через месяц после коронации, с нетерпением ждал возможности переехать, а прожил в нем всего 40 дней.

Этот император был одержим идеями средневекового рыцарства, вступил в Мальтийский орден и даже был провозглашен его Великим магистром. Поэтому мечтой о постройке величественной средневековой крепости он жил всю жизнь. А с другой стороны, не слишком любимый в российском обществе государь постоянно боялся заговоров, и в его представлении именно замок мог стать достойной защитой. Как впоследствии оказалось, Павел I ошибался.

Архитекторами, ответственными за строительство, были назначены Винченцо Бренна и Василий Баженов, а наброски плана делал сам Павел I.

Странности, связанные с замком, начались еще на этапе подготовки проекта. Император приказал возвести свою резиденцию на месте Летнего дворца императрицы Елизаветы Петровны, там в 1754 г. он появился на свет. Свое решение государь объяснял тем, что хотел бы умереть в том же месте, где родился. По странному, почти мистическому стечению обстоятельств так и случилось.

Замок строился в большой спешке силами почти 6000 рабочих. Работы не прекращались даже ночью при свете факелов. Однако, если людских ресурсов и упорства в России всегда было достаточно, то строительных материалов постоянно не хватало. По приказу Павла I их «заимствовали» на других объектах. Мрамор привезли со строительства третьего Исаакиевского собора (тот собор, который мы можем видеть сегодня, четвертый по счету), наборный паркет доставили из Таврического дворца, а скульптуры — из Царского Села.

Из истории создания Михайловского сада

Михайловский сад как часть Летнего сада

Первоначально, Михайловский сад входил в состав Летнего сада, и был заложен по велению самого Петра I по плану Ж-Б. Леблона. Сад относился к части Третьей Летнего сада и назывался «шведским».

В 1712 году здесь возвели дворец для супруги государя – Екатерины I. Территория сада охватывала гораздо большую площадь, чем современная, и простиралась от Невского проспекта до набережной Мойки и от канала Грибоедова до реки Фонтанки.

Михайловский сад со стороны реки Мойка

Екатерининский дворец прозвали «Золотыми хоромами», и располагался он на месте современного павильона Росси.

Павильон Росси

Планировкой прилегающего парка в этот период особенно никто не занимался, она была простой и типичной для всех усадеб того времени.

Высадили плодовые деревья, соорудили теплицы, в которых выращивали даже бананы с ананасами, а придомовую территорию украсили аллеями в виде зеленых коридоров.

Перепланировка Михайловского сада по проекту Растрелли

Во время правления Анны Иоановны в саду произошла серьезная перестройка. Появился овощной огород и «яхт-гарден», так называемый сад для охоты на зверя – оленей, зайцев, кабанов.

Остальную часть сада обустроили по тогдашней моде, в регулярном стиле – разбили крестообразные аллеи, правильной геометрической формы клумбы, обустроили прямоугольные пруды, установили мраморные статуи, соорудили беседки и павильоны с мраморными полами.

Всеми работами руководил известный российский архитектор Б.Растрелли. По его проекту построили также Летний дворец, деревянное барочное строение, щедро украшенное резьбой.

В конце XVIII столетия он был снесен за ветхостью по приказу нового императора Павла I, и на его месте стали возводить величественный замок. Впоследствии его стали называть Михайловским, поскольку он был освящен в день святого Архангела Михаила (сейчас он также называется Инженерный замок). После гибели Павла I он опустел более чем на два десятилетия.

Михайловский (Инженерный) замок, вид из Михайловского сада

Сейчас эта территория не относится к Михайловскому саду. Инженерный замок расположен на другой стороне Садовой улицы. На фото вход со стороны Садовой улицы.

Изменения в Михайловском саду по проекту Росси

В 20-х годах XIX столетия по заказу Александра I предпринята масштабная реконструкция территории по проекту К.Росси. Был построен Михайловский дворец (не путать с Михайловским замком) и полностью переделан парковый комплекс перед его южным фасадом.

Михайловский дворец, где расположен Русский музей

Водная система парка была сохранена, но появились некоторые коррективы, например, строительство подземного коллектора, соединяющего большой пруд с речкой Мойкой.

Берегам водоемов придали плавные очертания, перед зданием дворца заложили овальный Масленый луг, возведен типичный элемент пейзажного парка – уютный павильон с пристанью на фундаменте бывшего деревянного Екатерининского дворца (павильон Росси).

Великокняжеские особы любили здесь совершать конные прогулки и отмечать памятные даты.

В 1898 году наследники князя Михаила передали дворец в казну государства и с тех пор там находится Русский музей.

В начале XX века территория сада сократилась в связи с постройкой на месте террористического акта, унесшего жизнь императора Александра II, Храма Спаса на Крови.

С приходом советской власти название парка поменялось на «Сад МОПРа» (Международной организации помощи борцам революции), появилась эстрадная площадка и теннисный корт, а растительность постепенно разрасталась, утрачивая черты исторического ландшафта.

Сад стал общедоступным, а на входе висела забавная табличка «Собакам и солдатам гулять воспрещается».

Во время Великой отечественной войны сад использовался для хранения ценных скульптур. Их зарывали в землю и таким образом уберегли от бомбежки.

Михайловский сад сегодня

На рубеже нового тысячелетия после проведенных исследований обнаружилось, что сад пребывает в критически запущенном состоянии. В результате принято решение о реконструкции Михайловского сада по проекту Государственного Института архитектуры, но за основу был взят план 1826 года, выполненный К.Росси.

После окончания работ сад предстал в совершенно редком для ландшафтного искусства образе – его центральная часть сохранила элементы английского пейзажного стиля, а по всему периметру осталась строгая французская планировка регулярного сада.

Михайловский сад сейчас находится в структуре Государственного русского музея

Архитектура

Здание выполнено по проекту Карла Росси в стиле русского ампира. Четырехэтажный дворец – хотя по факту кажется, что этажа всего 2 – повернут фасадом к площади, которая так же является частью общей архитектурной композиции. Нижний этаж, где преимущественно располагались комнаты повседневного пользования, украшен рустом. Над ним возвышается портик в виде колоннады, декорированный фронтоном. Здесь находились бальные комнаты и парадные покои князя с супругой, а наверху был возведен домовой храм. Кухня же и служебные помещения были расположены на цокольном этаже. Снаружи дворец украшен скульптурами и барельефами, а у парадной лестницы гостей встречают 2 огромных льва, отлитых специально для этой усадьбы.

Внутреннее убранство Михайловского дворца так же поражает своей красотой, роскошью и, в то же время, некой сдержанностью стиля. Каждое помещение продумано до мельчайших деталей.  Особенно выделяется вестибюль с его широкой аркой, массивной лестницей с колоннадой в верхней части и искусно созданные барельефы, расположенные на стенах.

wint_foto

natalia.888

kirillpiter86

Потолок Большой столовой был декорирована кессонами с изображениями сюжетов на тему веселья и празднества. В помещении было достаточно высоких окон, дверных проемов и зеркал, а стены были украшены пилястрами, а так же лепниной и живописными орнаментами.

Танцевальный зал с белыми стенами оформлен голубыми колоннами. Такого же цвета потолочный свод украшен изображениями танцовщиц, а огромные зеркала и позолоченные элементы декора добавляют роскоши этому помещению. Голубая галерея оформлена скульптурами работы С. С. Пименова. Пространство Белой гостиной было разделено на 3 части с помощью двух пар колонн, каждая из которых дополнительно подчеркивалась самостоятельным решением перекрытий.

Парадные покои княгини так же отличались роскошью своего убранства. Однако на сегодняшний день сохранились лишь некоторые элементы отделки:

  • камин с зеркалом
  • цветной паркет
  • расписные плафоны и пилястры

А вот парадные комнаты Михаила Павловича, напротив, были оформлены в сдержанном, более строгом стиле. Как отмечали его современники, единственное, где князь позволял себе роскошь и не мог остановиться – это его коллекция оружия.

Елена Павловна – супруга великого князя – неоднократно затевала перестройку внутреннего убранства дворца. Она бдительно следила за веяниями моды и старалась внедрить что-то новое в оформление своего дома. Изменения не коснулись только больших парадных залов здания.

Какие решения в плане изменений были приняты в это время в Михайловском дворце?

  • внизу увеличить дверные проемы и проходы из помещения в помещение, убрать печи, двери и зеркала
  • со стен удалить живопись и лепнину
  • убрать антресоли из дерева
  • маленькие помещения объединить в большие залы с целью размещения в них экспозиций
  • сделать новый входной тамбур
  • отреставрировать барельефы на верхней площадке вестибюля
  • сохранить общую отделку гостиных
  • сохранить отделку потолков бельэтажа
  • заменить деревянные переплеты окон на более изящные металлические
  • сохранить паркет, некоторые из каминов и художественные двери бельэтажа
  • сохранить пространство и дверные проемы Танцевальной и Большого Театра, остальное же в этих помещениях полностью переделать

nitaalllife

novozhilovaevgenia

vvelesov

nastenka_sht

nikanika5017

psiholog.yogini

Структура

В структуре Русского музея имеются следующие отделы:

Отделы Научной части Отдел древнерусского искусства, отдел живописи XVIII — первой половины XIX века, отдел живописи II половины XIX — начала XX века, отдел живописи XX века, отдел скульптуры, отдел рисунка, отдел гравюры, отдел декоративно-прикладного искусства, отдел новейших течений, сектор современной фотографии, отдел рукописей, научного и ведомственного архива, отдел технологических исследований, отдел экспозиционно-выставочной работы, отдел оформления выставок, отдел подготовки изданий, отдел переводов для изданий, отдел компьютеризации, отдел фото-кино-видео-фиксации, отдел внешних связей, отдел научной литературы и библиографии, отдел изучения истории Дворцов, сектор «Летний дворец и Домик Петра I», отдел оформления фондово-закупочной документации и консультационных услуг, сектор оформления научных атрибуций. Отделы Хранительской части Отдел реставрации музейных ценностей, учета музейных ценностей, музейной климатологии, автоматизированных баз данных и сверок наличия музейных фондов, исторического музейного оборудования и картинных рам, служба безопасности. Отделы Службы капитального ремонта и реставрации Отдел капитального ремонта, реконструкции и реставрации основного комплекса, Строгановского дворца и Мраморного дворца, отдел капитального ремонта, реконструкции и реставрации Михайловского замка и Кордегардий, служба главного архитектора, отдел инженерного оборудования, контрактный отдел. Отделы Службы по работе с посетителями и связям с общественностью Отдел информационного обеспечения, отдел рекламы, отдел по связям с общественностью. отдел экскурсионно-лекционной работы, отдел социокультурных коммуникаций, «Российский Центр музейной педагогики и детского творчества», «Консультационно-методический центр художественных музеев Российской Федерации», методический отдел, отдел управления информационными технологиями. Отделы Службы «Виртуальный Русский музей» Отдел работы с виртуальными филиалами Русского музея, Центр мультимедиа Русского музея

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий