Монетизация льгот в России: основные положения, результаты проведения

Особенности предоставления права на монетизацию льгот

По плану все натуральные льготы должны были быть заменены денежными выплатами, однако со стороны граждан стали поступать многочисленные жалобы, и поэтому самые значимые виды помощи были оставлены в натуральном виде. В итоге такой набор преференций получил название «социальный пакет».

Начиная с 1 февраля 2017 года, стоимость соцпакета составляет 995 рублей и ежегодно индексируется. В состав набора входят такие виды льгот:

  1. Бесплатные лекарства с учетом действующего списка, составленного Минздравсоцразвития.
  2. Проезд на городском и пригородном транспорте без оплаты.
  3. Оформление путевок на лечение в санаторий.

Все другие виды преференций были заменены материальными выплатами, которые льготники получают раз в месяц. Выплата средств осуществляется совместно с перечислением пенсионного пособия. Если претендент располагает правом на соцподдержку сразу по нескольким основаниями, то помощь будет оказываться только по одному из них.

В результате каждый претендент на соцподдержку принимал решение по данному вопросу самостоятельно, а при выборе денежного возмещения направлял специальное заявление в орган соцзащиты.

Результаты монетизации льгот

Усилия, направленные на благую цель, перечеркнет непрофессиональное исполнение. Зародившись как помощь нуждающимся и заслуженным гражданам, монетизация превратилась в повседневный раздражитель.

Отменив льготные проездные на муниципальный транспорт, забыли профинансировать проделанную операцию. В итоге январские деньги люди получили в феврале и были вынуждены целый месяц ездить на свои кровные.

Если человек не входил в число федеральных льготников, например получивший звание Ветерана труда или пенсионер, на государственную помощь не надеялись. В региональном бюджете расходы на них считают лишними. Денег не хватает на более важные отрасли хозяйствования. Ситуация в Санкт-Петербурге и столице почти не отличается от общероссийской.

Вскоре открылась дополнительная проблема – несоразмерность денежной компенсации росту цен. Лекарства, особенно завезенные из-за рубежа, стремительно дорожают. Отечественные аналоги не удовлетворяют спрос. Рост тарифов на железнодорожные и авиационные перевозки не позволяет военнослужащим на выделяемые государством деньги повидаться с родными во время отпуска. Нет денег на билет. Поэтому и недовольны люди.

Как заменить льготы на денежные выплаты пенсионерам?

Достижение пенсионного возраста не является основанием для назначения выплат на федеральном уровне. Получить компенсацию за льготные лекарства, путевки в санаторий и проезд пенсионер может только при наличии дополнительных факторов, дающих право на пользование НСУ (инвалидность, участие в боевых действиях и пр).

Определенные категории пенсионеров также могут претендовать на компенсацию услуг ЖКХ. Данный вид льгот монетизирован по всей стране. Порядок выплаты компенсации таков: получатель льготы оплачивает коммунальные услуги в полном объеме, после чего государство возвращает на его банковский счет от 50% совершенного платежа. Такие выплаты в 2020 году предоставляются инвалидам, ветеранам труда, участникам ВОВ и других военных кампаний, чернобыльцам и имеющим государственные награды гражданам.

Пенсионеры, не имеющие дополнительных льготных оснований, могут рассчитывать только на компенсации по капитальному ремонту:

  • после 70 лет – в размере 50%;
  • после 80 лет – в размере 100%.

На уровне субъектов РФ пенсионерам со званием ветерана труда выплачивается ежемесячная компенсация, размер которой в среднем по стране составляет 600 рублей. Состав дополнительных выплат может различаться в зависимости от региона. Это могут быть компенсации проезда в городском транспорте, услуг телефонной связи и т. п.

Закон о монетизации льгот в свое время вызвал бурный протест со стороны льготников, но сегодня многие добровольно отказываются от натуральной помощи в пользу денежных выплат. Это сельские жители, лица, не нуждающиеся в медикаментах, а также те, кто по состоянию здоровья не может отправиться в поездку. Таким гражданам выгоднее получить компенсацию, пусть и в очень скромном размере, чем сохранять льготу, которой они все равно не имеют возможности воспользоваться.

Закон «о монетизации льгот»

Закон «о монетизации льгот»

22 августа 2004 года президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон №122 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Федеральный закон за некоторыми исключениями вступил в силу с 1 января 2005 года.

В быту данный закон назвали законом «о монетизации льгот».

Монетизация льгот — замена натуральных льгот денежными компенсациями.

Сама система льгот сформировалась в нашей стране в советское время. Примерно до 1980-х годов льготы распространялись на относительно небольшое количество граждан. В 1980-1990 годы, когда экономика страны начала рушиться, количество льгот было резко расширено.

По данным министерства финансов РФ, до 2005 года только на федеральном уровне существовало около 120 видов льгот, которыми пользовались свыше 200 категорий получателей. Всего правом на льготы обладало более 103 миллионов человек, или около 70% населения. Ими, в частности, пользовались около 20 миллионов ветеранов труда, более 1 миллиона участников ВОВ, 800 тысяч инвалидов войны и лиц, приравненных к ним, а также 5,2 миллиона тружеников тыла и 880 тысяч семей погибших и др.

Закон «о монетизации льгот» был направлен на пересмотр федерального законодательства в части, касающейся разграничения полномочий между органами власти различных уровней и их финансового обеспечения.

Для населения данная реформа означала разделение всех льготных категорий получателей на региональные и федеральные.

Категории федеральных льготников:

— инвалиды, включая детей-инвалидов;

— бывшие несовершеннолетние узники фашизма;

— лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний;

— лица, удостоенные звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации либо кавалера ордена Славы трех степеней (полный кавалер ордена Славы);

— члены семей умерших (погибших) Героев или полных кавалеров ордена Славы (вдова (вдовец), родители, дети в возрасте до 18 лет, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, и дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения);

— лица, удостоенные звания Героя Социалистического Труда либо награжденные орденом Трудовой Славы трех степеней (полные кавалеры ордена Трудовой Славы).

В отношении граждан, социальная поддержка которых относилась к полномочиям федеральных органов государственной власти, законом устанавливалась замена основой части натуральных льгот ежемесячными денежными выплатами (ЕДВ).

Первоначально разработчики закона предполагали заменить все натуральные льготы «живыми» деньгами, что вызвало широкий общественный резонанс. Было принято решение наиболее значимые льготы сохранить в натуральном виде. Они составили так называемый «социальный пакет» (в 2005 году — 450 рублей). В него вошли: предоставление бесплатных лекарств (из специально составленного и утвержденного Минздравсоцразвития списка лекарственных средств), санаторно-курортное лечение, включая льготный проезд до места лечения и бесплатный проезд в пригородном железнодорожном транспорте.

Начиная с 2006 года, гражданин может отказаться от «социального пакета» (полностью или частично) и получать соответствующие денежные выплаты.

Все остальные льготы были переведены в денежные компенсации, которые должны ежемесячно выплачиваться в размере, установленном законом. Выплачивать их поручено Пенсионному фонду РФ вместе с пенсией. При наличии у человека права на меры социальной поддержки по нескольким основаниям денежная компенсация предоставляется по одному из них. Одновременно с базовой пенсией, которая по законодательству индексируется в зависимости от инфляции, повышаются и социальные выплаты с постоянным коэффициентом индексации.

Региональным властям предписывалось разрабатывать свои механизмы монетизации, но положение льготников не должно было ухудшаться.

Налоговые преференции в 2020 году

Льготы по фискальным платежам для пенсионеров с ограниченными возможностями предусмотрены на федеральном и региональном уровне. Преференции распространяются на следующие налоги:

  1. Транспортный. Согласно Налоговому кодексу, от платежа освобождаются владельцы автомобилей, специально оборудованных для использования инвалидами, и те, кто получил от органов соцзащиты транспортное средство с двигателем мощностью до 100 лошадиных сил (л. с.). Эта льгота может расширяться региональным законодательством (например, в Санкт-Петербурге от уплаты освобождаются владельцы отечественных машин с мотором до 150 л. с.).
  2. Земельный. Льгота на эту фискальную выплату относится к компетенции региональных властей и предусматривает снижение на 10 000 рублей кадастровой стоимости участка, находящегося в собственности или бессрочном пользовании лица с ограниченными возможностями. Эта преференция актуальна для инвалидов I и II групп, Великой Отечественной войны и лиц, пострадавших при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.
  3. Имущественный. Пенсионеры имеют право на 100%!ную скидку при уплате фискальных платежей на один из объектов по каждой из категорий: жилая недвижимость, нежилые помещения, хозпостройки площадью до 50 квадратных метров, гаражи. При наличии нескольких строений, относящихся к одной категории, получатель льготы должен выбрать, на что будет распространяться привилегия. По умолчанию она применяется к недвижимости с большей суммой налогообложения.
  4. Подоходный. Фискальные удержания не производятся с пенсионного обеспечения и других социальных выплат. При этом, если гражданин продолжает трудовую деятельность, то он имеет право на налоговый вычет при уплате НДФЛ. Для инвалидов I и II группы эта льгота составляет 500 р., для пенсионеров из числа военнослужащих и ликвидаторов техногенных катастроф – 3000 р.
  5. Выплата государственной пошлины. Согласно законодательству, инвалиды при обращении в суд освобождаются от этого платежа.

Причины провала реформы

В первую очередь монетизация является достаточно сложной, с технической точки зрения, процедурой. Многие регионы и отдельные чиновники оказались просто не готовы к таким масштабным преобразованиям. В результате действия управленцев не были продуманы. Вместе с этим монетизация предполагалась как инструмент для ликвидации коррупции. В этой связи определенная часть госаппарата была не заинтересована в реформе

При планировании монетизации не был принят во внимание разрыв между периодом получения выплат (конец января 2005 г.) и тем фактом, что отмена льгот была введена в начале месяца

Несмотря на то что средства были перечислены заранее, продолжительные новогодние каникулы и действовавшая система перечисления не позволили донести их до граждан своевременно. Не всегда выплаты могли компенсировать отмену льгот. В целом реформа помогла бы гражданам, однако, в связи с неравномерным распределением потерь и выгод, она провалилась. Особенно пострадали обычные пенсионеры. Решение вопроса по этим гражданам было отнесено к компетенции регионов. В федеральном же законодательстве об этих льготниках не сказано. Одни регионы смогли решить вопрос, а другие – нет ввиду отсутствия достаточных средств.

Монетизация льгот – что это такое, плюсы и минусы

Под монетизацией льгот подразумевается процесс, когда наличествующие социальные гарантии перестают предоставляться, заменяясь денежными выплатами. При этом данный процесс имеет как положительные, так и отрицательные стороны. В частности, к плюсам монетизации льгот можно отнести следующие характерные черты:

  • Снижение нагрузки на бюджет. Так как большинство льгот финансируются из государственного или местных бюджетов, их обеспечение может нести значительную нагрузку на бюджет, особенно если использование льгот оказывается чересчур масштабным.
  • Уменьшение коррупционных рисков. Многие механизмы монетизации льгот содержат в себе значительные коррупционные риски, особенно в сфере транспорта и медицины. Так, проконтролировать объем реальных пассажирских перевозок льготников практически невозможно, в итоге, например, транспортные предприятия могут недобросовестно наживаться, предоставляя фиктивные сведения.
  • Увеличение эффективности бизнеса. В вышеупомянутых сферах транспорта и медицины зачастую льготы наносят значительный ущерб деятельности означенных предприятий. Особенно этот вопрос остро стоит при железнодорожных перевозках, у которых может до 80% пассажиропотока приходиться на льготников. Их монетизация позволяет обеспечить честную конкуренцию и стимулирует развитие бизнеса вместо борьбы за государственные дотации.
  • Обеспечение социального равенства. Многие виды льгот не используются полностью или даже частично многими категориями населения по причине их отдаленного проживания. Например, жители деревень не могут получить никаких преимуществ от наличия у них права на бесплатный проезд в общественном транспорте, что обеспечивает определенное неравноправие.

Тем не менее, монетизация льгот на практике часто вызывает широкомасштабные протесты среди населения, вызванные, в том числе, и тем фактом, что отдельные категории граждан могут нуждаться в них куда сильнее. Так, негативными сторонами и минусами монетизации можно назвать:

  • Потерю льгот широким спектром нуждающихся. Часто отдельные категории льготников вынуждены использовать их на порядок чаще, что в итоге приводит к значительному ухудшению их жизни, несмотря на денежную компенсацию.
  • Недостаточность выплат. В большинстве ситуаций, монетизация льгот предусматривает разбивку имевшегося ранее бюджета, выделяемого на обеспечение льгот, на общее число льготников. Что, в итоге, приводит к неудовлетворенности большей части из них размером фактических выплат.
  • Широкие возможности для политических манипуляций. Тема льгот во всех государствах является достаточно острой и любые серьезные изменения в порядке их предоставления могут привести к глубокому общественному и политическому кризису.

Использование данной возможности разными категориями граждан

Пенсионеры

На государственном уровне, как таковых льгот для граждан пенсионного возраста не предусмотрено.

Однако местные органы самоуправления имеют право принимать свои законодательные нормы по предоставлению им каких-либо региональных льгот.

К примеру:

  • скидка на оплату за коммунальные услуги;
  • право на бесплатное передвижение в общественном транспорте за исключением частных маршруток и такси;
  • скидки при покупке лекарственных препаратов и так далее.

В зависимости от того, что включает в себя набор социальных услуг граждан пенсионного возраста в каждом отдельно взятом регионе, каждый имеет право от него отказаться в полном либо же частичном объеме.

Многодетные семьи

Многодетные имеют право отказаться от такого набора социальных услуг:

  • бесплатное передвижение общественным наземным транспортом и метро всеми детьми и одного из их родителей;
  • получение бесплатных медикаментов;
  • бесплатное получение путевок для детей в детские лагеря в возрасте от 7 лет;
  • скидки на оплату коммунальных услуг.

Инвалиды

Перечень льгот зависит от группы недееспособности.

Для инвалидов 1 группы отказаться можно от таких льгот:

  • бесплатное передвижение в общественном транспорте;
  • проезд к месту санаторно-курортного оздоровления;
  • получение бесплатной путевки от социальной защиты населения на санаторно-курортное оздоровление;
  • получение медикаментов по назначению лечащего врача;
  • протезирование зубов в государственных клиниках;
  • протезирование конечностей либо же предоставление специальной ортопедической обуви.

Для инвалидов второй группы недееспособности допускается монетизация такого перечня льгот:

  • право на бесплатное передвижение в общественном транспорте, за исключением частных маршруток и такси;
  • бесплатное передвижение раз в год в оба конца к месту санаторно-курортного оздоровления;
  • предоставление раз в год бесплатной путевки на санаторно-курортное оздоровление по рекомендациям лечащего врача;
  • приобретение специальной ортопедической обуви со скидкой в 50%;
  • возможность бесплатного протезирования зубов в государственных медицинских учреждениях.

Для инвалидов, которые являются обладателями третьей группы недееспособности, перечень льгот, от которых можно отказаться и получить денежную компенсацию, имеют следующий вид:

  • получение скидки при покупке билетов на железнодорожный, воздушный и любой другой вид транспорта в размере 50% от полной стоимости билета;
  • безработные инвалиды с третьей группой могут приобретать лекарства со скидкой в 50%;
  • скидка на ортопедическую обувь (если она рекомендована лечащим врачом) в размере 50%.

Ветераны труда

Граждане, которые относятся к категории “Ветераны труда”, имеют право на получение такого перечня льгот (в том числе их монетизацию):

  • бесплатное передвижение в общественном транспорте (исключением является пользование частными маршрутками либо же такси);
  • бесплатное медицинское лечение в государственных медицинских учреждениях;
  • возможность бесплатного протезирования зубов;
  • скидка в размере 50% при оплате билетов на железнодорожный транспорт, в период времени с сентября по май;
  • получение 50% скидки при осуществлении оплаты общей площади жилой недвижимости;
  • скидка за оплату коммунальных услуг.

Матери-одиночки

Отказаться матери-одиночки в пользу денежной компенсации могут от таких разновидностей льгот:

  • бесплатные медицинские препараты для детей в возрасте до 3 лет;
  • предоставление безвозмездных путевок в детские лагеря с периодичностью один раз в год;
  • право на бесплатное передвижение в общественном транспорте за исключением частных маршруток и такси.

Ветераны боевых действий

Данная категория граждан имеет полное право:

  • получить все необходимое медицинское лечение бесплатно в военных госпиталях;
  • от государства им положено при необходимости бесплатное протезирование конечностей.

Помимо этого, в каждом конкретном регионе проживания предусмотрены свои дополнительные льготы, которые входят в набор социальных услуг.

Детям-инвалидам

Эта категория граждан имеет полное право вместо предусмотренного набора социальных услуг получить денежную компенсацию по таким льготам:

  • предоставление бесплатных медицинских препаратов, которые были выписаны лечащим врачом по рецепту;
  • право на бесплатное передвижение в общественном транспорте, включая метро;
  • право на получение от государства при необходимости инвалидных колясок либо же другого медицинского оборудования, которое необходимо для поддержания нормальной жизнедеятельности.

Особенности программы

В России много регионов, в которых широко распространены выдачи льгот. При этом размеры выплат возросли в несколько раз. Например, в Красноярском крае участники боевых действий периода ВОВ ежегодно ко дню 9 Мая получают небольшую надбавку к пенсии в размере 1 000 рублей. Также ветеранам полагается надбавка в 5,3% к ежемесячному пособию по нетрудоспособности. Помощь назначается дополнительно труженикам тыла, реабилитированным, родителям и вдовам погибших военнослужащих, пенсионерам без льготного статуса.

Для детей войны в Орловской области назначена выплата ко Дню Победы в размере 500 рублей. Выплачивается она при условии, что гражданину не полагаются выплаты, установленные федеральными или местными законами. Дополнительно предлагается бесплатная медицинская помощь в специализированных учреждениях, первоочередное получение соцуслуг в организациях социального обеспечения.

Внимание! В некоторых регионах местные власти приняли решение отменить все виды льгот. В Костроме расширился список лиц, которые получают бесплатное обслуживание на дому

Ранее это право распространялось только на участников ВОВ, теперь – на проживающих в деревнях ветеранов и тружеников тыла, жителей блокадного Ленинграда

В Костроме расширился список лиц, которые получают бесплатное обслуживание на дому. Ранее это право распространялось только на участников ВОВ, теперь – на проживающих в деревнях ветеранов и тружеников тыла, жителей блокадного Ленинграда.

В Калининграде предусмотрено ежемесячное материальное обеспечение в размере 1 650 рублей. Оно назначается жертвам репрессий, труженикам тыла, ветеранам труда и военной службы. Здесь также организован «Дом ветеранов», где предоставляются безвозмездно небольшие номера для участников и инвалидов ВОВ, их вдов, лиц преклонного возраста, инвалидов и других категорий граждан. Для получения необходимо зарегистрироваться в органах социальной защиты населения.

Действуют обучающие организации для развития навыков использования компьютера, повышения финансово-правовой грамотности, развития творческих навыков, основ религии и т. д.

Суть программы монетизации

Программа монетизации льгот была проведена в России в 2005 году. Предпосылкой проведения этой программы стало то, что в период перестройки понятие «льгота» потеряло своё первичное значение. Количество льгот, предоставляемых граждан резко возросло, однако произошло это для того, чтобы экономить денежные средства в местном бюджете.

Кроме того, постсоветская система льгот была сильно коррумпирована. Например, были налажены канала сбыта льготных лекарственных средств, которые отказывались выдавать льготникам.

Когда наша страна немного оправилась от перестройки, было решено заменить некоторые льготы денежными средствами.

Монетизация касается только тех лиц, которые являются федеральными льготниками:

  • Ветераны ВОВ;
  • Инвалиды;
  • Военные;
  • «чернобыльцы».

Было монетизировано три вида льгот:

  • На транспорт;
  • Лекарства;
  • Санаторно-курортное лечение.

Льготы по оплате услуг ЖКХ заменили денежными средствами несколько позже – в 2008 году.

К монетизации льгот люди отнеслись по-разному. Многие считали, что их обманывают в выплатах и суммы «замены» намного меньше самой льготы. Другие же, наоборот, защищали реформу, опираясь на то, что не каждый год получается съездить по путёвке на курорт, а денежные средства всегда не помешают.

Тем не менее, всё осталось на том же уровне. Сначала льготник всё оплачивает своими средствами, а потом через орган социальной защиты получает компенсацию на расчётный счёт.

Что касается региональных льготников, то в 2005 году субъектам было предоставлено право выбора – заменить льготы деньгами, или же оставить всё как есть.

Что такое монетизация льгот? Законодательная база

Согласно нормативным документам, монетизация льгот — это полноценная замена натуральных преференций на денежную компенсацию. Нормативную базу под это решение подвел Федеральный Закон № 122 от , вступивший в силу с 1 января 2005 года. В нем указываются основные понятия и механизмы данного процесса:

  • этот законный акт вносит изменения в текст более чем в 150 других законов и сам по себе не является системным нормативным актом;
  • закон состоит из 156 статей, некоторые из них уже утратили свою силу;
  • ввел ответственность за введение дополнительных льгот – их оплачивает учредитель;
  • при распределении ответственности за финансирование преференций или скидок был закреплен принцип работы с конкретной категорией граждан, а не отдельным видом льгот;
  • новый акт оставил в силе предыдущие законы. (те, кто стали в очередь на жилье до года, получают ее из центрального бюджета, позже – региональными властями, в согласованном порядке).

Согласно новому закону заниматься выплатами монетизированных льгот должен Пенсионный Фонд РФ, а их сумма должна прибавляться к пенсии. Если у человека есть право на получение нескольких льгот, денежные выплаты предоставляются только по одной из них. Сумма компенсации индексируется вместе с пенсией, в соответствии с действующим коэффициентом.

Поскольку сам Закон № 122 называется очень длинно и запутанно, для упрощения было введено название «Закон о монетизации». Сам термин «монетизация» в тексте этого документа не встречается ни разу, поскольку является неофициальным новообразованием без соответствующей лингвистической базы.

Индексация с инфляцией не сходятся

Понятие ежемесячной денежной выплаты — ЕДВ — было введено в августе 2004 года Федеральным законом №122-ФЗ с целью замены льгот социально незащищенным категориям граждан в натуральной форме на денежные компенсации. Закон оговаривал обязанность субъектов РФ и муниципальных образований «вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств».

С учетом этого требования и инфляционных процессов размер ЕДВ, который у разных категорий льготников сильно разнится, неоднократно индексировался. Впрочем, получатели выплат жалуются, что ЕДВ изначально не была адекватной заменой натуральным льготам, а реальный рост цен при индексации выплаты с учетом инфляции дополнительно ее удешевил.

К примеру, в Татарстане реальный размер ЕДВ только с 2013 по 2019 год фактически упал на 16%. Средний размер выплат в Татарстане на 1 января (до последней индексации в феврале 2021 года) составил 2,2 тыс. рублей, на 1 февраля — 2,3 тыс. рублей, а всего с 2013 года он вырос на 500 рублей, или на 30%. Однако при этом с мая 2013 года по май 2019-го накопленная инфляция составила 50,8% (цены на товары выросли в 1,5 раза).

Средний размер денежных выплат на человека в Татарстане, 2019 год

2019201820172016201520142013
Всего2.209,72.169,12.077,61.961,91.878,91.803,91.723,7
Инвалиды войны4.906,34.784,54.534,34.237,54.015,63.820,23.610
Ветераны Великой Отечественной Войны2.856,82.772,92.637,22.466,72.326,82.196,92.061,5
Ветераны боевых действий2.784,92.716,12.578,32.409,12.281,12.171,62.056
Члены семей погибших (умерших) инвалидов,участников ВОВ и ветеранов боевых действий и приравненные к ним категории граждан1.430,51.395,81.329,61.247,91.185,61.129,21.069
Инвалиды2.143,72.103,22.0151.902,71.8201.744,61.663,8
Дети-инвалиды1.928,91.899,71.818,41.717,81.643,31.572,41.501,3
Родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте3.707,13.609,83.428,33.211,93.041,62.900,32.753,8
Лица, подвергшиеся воздействию радиации2.100,82.073,51.9881.874,61.784,81.704,81.612,5
Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы и члены их семей43.28444.17442.946,346.222,643.714,242.143,440.403,5
Члены семей Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы41.319,9
Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы
Военнослужащие,проходившие военную службу вне действующей армии1.375,1
Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации и полные кавалеры ордена Трудовой Славы45.785,244.606,442.445,739.647,537.600,435.963,934.246,5
Лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»2.595,9
Лица,работавшие в период ВОВ на оборонительных объектах,на строительстве оборонительных и военных объектов
Участники Великой Отечественной Войны3.055,3
Участники ВОВ и приравненные к ним категории граждан, за исключением военнослужащих, проходивших военную службу вне действующей армии3.547

Урегулирование вопроса на законодательном уровне

Под монетизацией подразумевается компенсация в денежной форме определенных вариантов гособеспечения вследствие отказа от предоставляемых услуг. Регулируется процесс ФЗ №122. Суть программы заключается в том, что категория граждан, которая не пользуется предоставляемыми правами может перевести льготы в денежный эквивалент. Этот этап регулируется законом ФЗ №178 от 2015 года и внесенными изменениями от декабря того же года.

Установлен перечень государственных видов помощи, которые можно получить в денежной форме. Среди них:

  • Компенсация за проезд в муниципальном транспорте.
  • За медицинские услуги, медикаменты.
  • За неиспользованное лечение в санаторно-курортном учреждении.

Также доступна монетизация льгот ветеранам и другим категориям за использованные коммунальные услуги.

Многие негативно отнеслись к этому нововведению. Это связано с отсутствием достаточной информированности. Граждане преклонного возраста многие реформы воспринимают как мошенничество. Назначаются денежные выплаты вместе с пенсией, после предоставленных расходов по использованным медикаментам, коммунальным услугам.

ПОЛЕЗНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

Что необходимо при этом обязательно использовать для того, чтобы ваши правовые познания действовали эффективно, защищали ваши права, это заходить, не заниматься поисками юриста, человека, как вы считаете, может лучше вас что-то знать, пользоваться непосредственно прямой, актуальной информацией, расположенной на таких сайтах:

  • Портал государственных услуг https://www.gosuslugi.ru/
  • Региональные порталы гос.услуг — здесь перечень более детален, более широк.
  • Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации https://rosmintrud.ru/ — Очень много информации полезной, в том числе связанной с монетизацией льгот
  • Министерство здравоохранения Российской Федерации https://www.rosminzdrav.ru/
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации https://ffoms.ru/ Очень редко, кто из граждан, менее 16%, как показывает практика, обращается в каких-либо затруднительных ситуациях по защите своих прав в части предоставления медицинских услуг в Фонд ОМС. Необходимо обращаться в свои страховые компании, в случае, если вы подозреваете, что ваши права так или иначе нарушены.
  • Пенсионный фонд Российской Федерации https://www.pfrf.ru/ Там вся подробная информация и диалоговое окно, когда граждане могут задать вопросы и получить оперативно ответ от дежурного. Есть бесплатная телефонная линия, которая распространяется на всю Российскую Федерацию.

Оформление ежемесячных компенсаций

Следует отметить, что некоторые категории федеральных льготников имеют право на уникальные и специальные предложения и прерогативы. Это относится в большей степени к тем семьям, в которых проживает ребенок-инвалид. В этом случае возвращается из бюджета половина всей суммы, оплаченной за использование коммунальных платежей.

Чтобы оформить возможность получения данных ежемесячных компенсаций, необходимо обратиться в отделение Пенсионного фонда, куда передается некоторый пакет документов. Сюда относится заявление, которое должно быть составлено по определенному образцу, а также должно быть грамотно и правильно заполнено. Также делается и приносится копия паспорта льготника, желающего получать ежемесячно компенсацию. Дополнительно следует представить документы, которые являются доказательствами того, что человек действительно имеет право получать данные льготы, а сюда обычно относится специальное удостоверение или справка о конкретной категории инвалидности. Также нужна копия СНИЛС и справка, в которой указывается состав и численность членов семьи. Если все члены семьи имеют право пользоваться льготами льготника, то нужно предоставить в Пенсионный фонд копии паспортов или других документов, удостоверяющих личность этих людей. Дополнительно они должны быть зарегистрированы в той же квартире или доме, где проживает и льготник. При этом приносятся квитанции об оплате коммунальных услуг.

Все льготники могут рассчитывать не только на федеральные льготы, поскольку в различных регионах предоставляются данным категориям населения и другие льготы, которые являются важным и нужными. При этом допускается монетизация льгот, в результате чего можно существенно повысить ежемесячные отчисления. Каждый льготник должен самостоятельно узнать, какие именно льготы предоставляются в его регионе, поскольку в разных городах они могут существенно отличаться.

Следует выделить, что все льготы, которые предоставляются пенсионерам, не могут быть магнетизированы, поэтому рассчитывать на эту возможность обычному пенсионеру не приходится. Для этого необходимо причисляться к вышеперечисленным категориям людей. Также все льготы для пенсионеров могут существенно отличаться в разных регионах, поэтому следует узнавать самостоятельно о разных возможностях.

Оформление денежной компенсации

Федеральным льготникам для отказа от натуральной помощи в пользу денежных выплат необходимо посетить отделение ПФР по месту жительства. Помимо заявления, туда необходимо подать:

  • паспорт;
  • документ, подтверждающий право на НСУ (справку об инвалидности, ветеранское удостоверение и т. п.);
  • справку от ПФР о наличии права на льготы (если она получалась ранее).

В заявлении нужно подробно расписать, от каких услуг социального пакета вы отказываетесь.

При желании можно оставить за собой часть льгот, а от тех, в которых нет необходимости, отказаться. Например, если необходимых вам медикаментов нет в федеральном перечне, вы можете подать отказ от льгот на лекарства, но сохранить право на санаторно-курортное лечение и компенсацию проезда до места отдыха.

Заявление о назначении выплат со следующего года должно быть подано до 1 октября текущего года. То есть начать получать компенсацию в 2019 году уже не получится, оформить ее можно только уже на 2019 год. Такой строгий подход к соблюдению сроков объясняется тем, что в 4 квартале закладывают бюджет на выплаты будущего года, и его размер зависит от количества отказавшихся от льгот граждан. При опоздании с подачей заявления следующая возможность монетизировать льготы представится почти через год.

Направить документы в ПФР можно и через многофункциональный центр. Лица, которые не в состоянии лично посетить госучреждения, могут подать заявление через законного представителя, на которого выписана нотариально заверенная доверенность.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий