Непосредственная демократия в современном государстве. Прямая демократия

Признаки прямой демократии

Субстанциональные качества, присущие прямой (непосредственной) демократии, сформулированные в определении, приведенном выше, имеют способность оказывать самое непосредственное воздействие на те ее формы, которые воплощаются жизни общества. В связи с этим следует более подробно рассмотреть те черты прямой (непосредственной) демократии, которые наиболее часто принято выделять в специализированных исследованиях по данной проблеме. Среди них традиционно выделяют такие как:

  • народ, имеющий возможность принимать самое непосредственное участие как в процессе разработки значимых политических решений, так и в их принятии и непосредственном воплощении в жизнь, является основным источником власти. Он же несет ответственность за свою деятельность;
  • прямая демократия предполагает ряд направлений и вариантов, позволяющих поднимать вопросы, требующие решения. Инициаторами могут выступать отдельные граждане, общественные организации, социальные группы, политические партии, органы местного самоуправления и государственной власти и т.д.

Кроме положительных аспектов прямой демократии, к которым правомерно отнести возможность оперативной постановки и принятия решений, связанных с относительно небольшими социальными группами, данная форма демократии обладает и определенными недостатками.

Среди сторон непосредственной демократии, которых относят к слабым, называют трудность применения на больших территориях демократических механизмов прямой разновидности, что обуславливается следующими причинами: трудность в согласовании интересов значительных групп социума, которые зачастую не только не совпадают, но и представляются прямо противоположными, сложность формулирования вопросов, требующих разрешения, затягивание этих процессов и т.д.

Итак, проанализировав дефиницию, а также признаки и характерные особенности понятия «прямая (непосредственная) демократия», можем перейти к трактовке форм, благодаря которым может быть достигнута реализация механизмов соответствующего характера.

Формы непосредственной демократии

В наиболее общем виде определение форм прямой демократии может быть представлено следующим образом:

Определение 2

Формы прямой демократии – совокупность конкретных мероприятий и мер, посредством осуществления которых становится возможным реализация механизмов непосредственной демократии.

При этом, исходя из сложности демократии как политического режима в целом, и многоаспектности прямой демократии в частности, могут выделяться самые разнообразные формы ее непосредственного осуществления, наиболее распространенными из которых принято называть:

  • Народное голосование (референдум) – принятие общеобязательных нормативных актов в результате прямого голосования граждан, обладающих соответствующим правом. Как правило, круг вопросов по которым на референдуме могут применяться обязательные распоряжения, достаточно широк, и представлен вопросами, непосредственно затрагивающими стороны жизнедеятельности и направления развития общества. Однако, в настоящее время, в том числе в Российской Федерации наблюдается тенденция ограничения круга соответствующих вопросов. Так, например, в РФ граждане не могут в результате народного голосования принимать или отклонять бюджет, решать вопрос о введении или отмене общеобязательных налогов и сборов, и т.д.;
  • Народное обсуждение – форма прямой демократии, предполагающая право группы избирателей инициировать внесение предложения об изменении и дополнении отдельных пунктов, разделов или глав уже принятых и действующих в государстве нормативных правовых актов;
  • Народная инициатива – процедура внесения группой граждан проектов нормативных актов при наличии обязанности законодательного органа его рассмотреть и принять решение либо о принятии (в том числе после изменения отдельных положений первоначального проекта), либо об отказе в принятии;
  • Императивный мандат – право народа принимать наказы обязательные для отдельных депутатов или судей, право народа отзывать отдельных депутатов или судей, обязанность отдельных депутатов или судей регулярно отчитывать перед народом и право народа требовать внеочередной отчёт от них.

Страны мира в той или иной степени создают или стремятся создать демократическое общество. Это довольно сложная система управления. Давайте рассмотрим, что такое непосредственная демократия, чем она отличается от представительской, какие преимущества дает простым людям. Основные тезисы современных политиков так или иначе связаны с «волей народа»

То есть, никто не отрицает важности мнения населения в выборе стратегии развития страны, принятии менее важных решений. Для легитимации народных взглядов придумана непосредственная демократия

Но не все понимают, что она из себя представляет на практике. Мы постараемся разобраться.

Виды демократии

Демократия по критерию субъекта права может быть нескольких видов:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

  • Либеральная. Это вид демократического устройства государства, основанный на представительной демократии. Либеральная демократия предполагает ограничение воли большинства граждан, а также законных представителей, обладающих властными полномочиями ради сохранения и защиты прав и интересов меньшинств, и отдельных личностей. В условиях либеральной демократии каждому гражданину априори гарантируются права на свободу слова, собраний, религиозных убеждений, неприкосновенность частной собственности и личной жизни и правовую защиту в соответствии с действующим законодательством.
  • Плюралистическая. Согласно теории плюралистической демократии отправной точкой формирования политической власти является не личность или народ, а группа. По этой причине ее сторонники всячески поощряют плюрализм, объединение граждан в группы по политическим и иным убеждениям, открытое выражение своей позиции и отстаивание прав. Самыми известными теоретиками плюралистической демократии являются Р. Даль Г. Ласки, Д. Трумэн.
  • Народная (коллективистская). Разновидность демократии, при которой основным субъектом с правом осуществлять законодательную деятельность и реализовывать политическую власть является народ. Эта модель демократии в частности лежит в основе коммунистической идеологии.

3 преимущества прямой демократии

  1. Полная прозрачность правительства: Без сомнения, никакая другая форма демократии не обеспечивает большей степени открытости и прозрачности между людьми и их правительством. Обсуждения и дебаты по основным вопросам проводятся публично. Кроме того, все успехи или неудачи общества можно приписать — или винить — людей, а не правительства.
  2. Больше подотчетности правительства: Автор Предлагая людям прямой и безошибочный голос посредством их голосов, прямая демократия требует высокого уровня ответственности со стороны правительства. Правительство не может утверждать, что оно не знало о воле народа или не понимало его. Вмешательство в законодательный процесс со стороны партизанских политических партий и групп с особыми интересами в значительной степени устранено.
  3. Расширенное сотрудничество граждан: По крайней мере теоретически люди с большей вероятностью будут счастливы соблюдать законы, которые они создают сами. Более того, люди, которые знают, что их мнение будет иметь значение, более охотно принимают участие в процессах правительства.

Понятие и характеристика прямой демократии

В настоящее время понятие демократия является одним наиболее активно используемых, что во многом можно объяснить многоаспектностью данной категории, а также ее сложностью.

При этом следует помнить, что такая разновидность демократии, как прямая (или непосредственная), представляется одним из ее самых древних типов (форм).

Дефиниция «прямая демократия» в самом общем виде может быть определена так.

Общественное устройство и политическая организация в такой форме, когда решения, наиболее значимые для жизнедеятельности общества и его развития, инициируют, принимают и исполняют сами граждане, принято называть прямой (непосредственной демократией).

Говоря иначе, для прямой демократии характерно непосредственное участие населения как в осуществлении нормотворчества, так и процедурах принятия решений.

Современные исследователи проблем, связанных с представлениями о демократии, отмечают, что ей присущи определенные характерные черты на протяжении длительного исторического развития, что позволяло ей реализовываться как в виде отдельной целостной системы (например, в древней Греции в государствах- полисах), так и в виде отдельных элементов

Политической и социальной организации, присущей современным государствам.

Выборы

Современная демократия основана на учете взглядов большинства населения. Для организации представительства граждан проводятся выборы в местные советы и парламент страны. В некоторых государствах эта процедура проводится в отношении судей (в РФ их назначает президент). Выборы относятся к императивным методам демократии. Их результаты являются окончательными и не требуют последующего подтверждения. Когда люди проголосовали за определенного депутата или партию, они получают часть мест в парламенте или совете. Оспорить это решение можно только в суде, имея для этого серьезные основания.

Референдум

Этот демократический метод первоначально относился также к императивным, то есть окончательным. Граждане путем голосования принимают обязательное для исполнения решение. В последнее время в некоторых странах стали организовывать совещательные референдумы, относящиеся к консультативным методам. Это форма выявления мнения большинства, используемая для выработки консенсуса в обществе, иногда для пропаганды. Например, референдум в Нидерландах о ратификации соглашения с Украиной о евроассоциации носил рекомендательный характер. Есть страны, где путем прямого волеизъявления может быть распущен парламент, отозван президент (в РФ нет такого положения). На определенных территориях представительные органы отсутствуют. Условия демократии в этих регионах создаются путем организации общего обсуждения важных вопросов населением. Они решаются прямым голосованием.

Признаки прямой демократии

Сущностные признаки прямой (непосредственной) демократии, в том числе те их них, которые могут быть сформулированы исходя из содержания приведенного выше определения рассматриваемой категории, оказывают непосредственное влияние на те формы, в которых она может воплощаться в общественной жизни. В этой связи, представляется целесообразным подробнее остановиться на выделяемых в специальной литературе признаках прямой (непосредственной) демократии. В частности, в числе таковых принято называть:

  • Основной – это народ, на который возлагается не только сам процесс разработки, принятия и реализации политически значимых решений, но и ответственность за соответствующую деятельность;
  • В рамках прямой демократии обнаруживаются различные варианты и направления для инициирования подлежащих решению вопросов, в том числе – от отдельных граждан, социальных групп, общественных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, политических партий, и т.д.

Кроме того, следует обратить внимание на то, что наряду с положительными сторонами прямой демократии, к которым, безусловно, можно отнести оперативность постановки и принятия конкретных решений на уровне относительно небольших социальных групп, рассматриваемая форма отличается наличием определенных недостатков. Пример 1

Пример 1

Так, например, слабой стороной непосредственной демократии признается то, что исходя из содержания ее сущности, применение прямых демократических механизмов достаточно сложно на больших территориях, в том числе, в связи со сложностью формирования вопросов подлежащих разрешению, затягиванием соответствующих процессов, трудностью согласования несовпадающих (а нередко – и прямо противоположных) интересов больших социальных групп, и т.д.

Таким образом, рассмотрев приведенное понятие, признаки и сущностные особенности прямой (непосредственной) демократии, перейдем к рассмотрению тех форм, посредством которых возможно реализация соответствующих механизмов.

Прямая демократия против представительной

Прямая демократия — это противоположность более распространенной представительной демократии, при которой люди избирают представителей, которые уполномочены создавать законы и политику. для них. В идеале законы и политика, принятые избранными представителями, должны точно отражать волю большинства людей.

В то время как Соединенные Штаты при защите его федеральная система «сдержек и противовесов», практикует представительную демократию, воплощенную в Конгрессе США и законодательных собраниях штатов, на уровне штата и на местном уровне практикуются две формы ограниченной прямой демократии: инициативы по голосованию и обязательные референдумы, а также отзыв избранных должностных лиц.

Инициативы по избирательным бюллетеням и референдумы позволяют гражданам размещать — посредством петиций — законы или меры расходов, обычно рассматриваемые законодательными органами штата и местными органами власти, в бюллетени для голосования на уровне штата или на местном уровне. Посредством успешных инициатив голосования и референдумов граждане могут создавать, изменять или отменять законы, а также вносить поправки в конституции штатов и местные уставы.

Определение терминов и понятий

Любое общество в идеале стремится удовлетворить потребности всех своих членов. Кому-то приходится соглашаться с большинством, однако политические инструменты и институты развиваются в направлении учета взглядов каждой группы или прослойки, не исключая и маргинальных. Непосредственная демократия представляет собой совокупность инструментов и правовых норм, позволяющих организовать волеизъявление народа, учесть его в государственной политике. Принципы ее записаны в основном законе страны – конституции. Следует учитывать, что формы демократии на сегодняшний день различны. В научной литературе выделяют представительную и непосредственную. Обе они связаны с основной идеей – волеизъявлением населения, но имеют различные методы его реализации. Добавим для тех, кто забыл, демократия – это такой режим, где решения принимаются коллективно, как правило, большинством. При этом реализацией одобренного плана занимаются также все члены коллектива. То есть, демократия – это такой строй, где существует солидарная (читай «общая») ответственность. Граждане не просто выполняют то, что им диктует государство. Они наделены правом советовать ему, выражать собственное мнение, участвовать в управлении страной как на стадии планирования, так и в процессе воплощения идей и проектов.

Похожие термины:

  • политическая научная категория, характеризующая систему общественных отношений в сфере производства, распределения и обмена, при которой обеспечивается реальное участие всех занятых в народном

  • две основные формы народовластия, закрепленные Конституцией Российской Федерации. Это непосредственное (прямое) осуществление власти народом и осуществление власти через сформированные им орга

  • основа организации управления в колхозах, один из важнейших принципов колхозного строительства. К. Д. служит важнейшим средством вовлечения крестьянских масс в управление социалистическим хозяй

  • в марксистской литературе – обозначение политической системы, утвердившейся в ряде стран Европы и Азии в 40-х гг. XX в. при поддержке СССР. Н.д. считалась промежуточной стадией при переходе от “буржуаз

  • форма осуществления народовластия путем прямого участия граждан в решении важнейших государственных и местных вопросов (референдумы, сходы и т.п.).

  • см. Демократия.

  • понятие, используемое политологами, социологами, специалистами в области конституционного права, означающее такой характер демократии в обществе и государстве, когда важнейшие вопросы жизни общ

  • система форм и средств, обеспечивающих участие работников в управлении производственной единицей (заводом, фабрикой, цехом и т. д.). В частности, создание и избрание совета трудового коллектива, ко

  • новый, высший тип демократии (см.), установленный в результате перехода государственного руководства обществом в руки рабочего класса и означающий подлинное полновластие трудящегося народа, дейс

  • предполагает два основных понимания. Во-первых, ее суть состоит в признании и поддержании политических и общественных сил в соответствии с их лояльностью относительно официальной государственно

  • совокупность основополагающих норм и принципов, традиционно присущих профсоюзам и закрепленных в их уставах. Демократические принципы и нормы призваны обеспечить власть членов профсоюзов в дея

  • (Л. Г. Морган) — термин, служащий для обозначения власти военных вождей при сохранении остатков коллективизма и участия народа в управлении общественными делами на стадии разложения первобытнооб

  • государство народа, для народа и посредством народа, т.е. прежде всего народная власть, выражающая интересы народа, а не какого-либо класса.

  • процесс утверждения, углубления, расширения демократических начал в жизни общества или отдельных его сферах, звеньях, отношениях, институтах. Исходное понятие «демократия» (гр. demos – народ + kratos – вл

  • один из важнейших принципов права, выражающийся в юридическом установлении и реальном обеспечении идей народовластия, свободы, равенства, справедливости, ответственности сторон в общественных о

  • данный принцип выражается в признании осужденного субъектом права. Данный принцип, выражаетйся в демократической сущности процессов исправительного воздействия на осужденных, широком участии в

  • новый тип международных соглашений, оформляющих и закрепляющих международное сотрудничество Советского Союза со странами народной демократии и направленных на всемерное укрепление мира и безо

  • отрасль права, регулирующая в этих странах имущественные отношения граждан и организаций в условиях переходного от капитализма к социализму периода. Гражданское право европейских стран народно

  • отрасль права, регулирующая брачно-семейные отношения в европейских странах народной демократии. Страны народной демократии Европы, ставшие на путь строительства социализма (см. Народно-демокра

  • это разновидность политической коррупции, которая проявляется в финансировании транснациональными корпорациями политических партий и политических деятелей для лоббирования их интересов в орг

Проверь себя

Теория позади, осталось проверить, как хорошо вы запомнили основные черты демократии. Выполните 3 задания, чтобы узнать это.

Задание 1

Ниже мы перечислили признаки из описания разных политических режимов. Ваша задача — выбрать из них те, которые относятся к демократическому режиму.

  • Многопартийность имитируют.

  • СМИ могут выражать мнение о власти и рассказывать об альтернативах.

  • У граждан нет политического голоса.

  • На выборах граждане голосуют по своему мнению.

  • Власть при этом политическом режиме сконцентрирована в руках правящего меньшинства.

  • Закон вторичен, все решает мнение правителя.

  • Плюрализм ограничен.

  • Политические партии разнообразны. есть оппозиция.

  • Коллективное принятие решений не учитывает интересы меньшинства.

  • В стране есть частичная гарантия прав и свобод граждан.

Задание 2

Представьте, что ваши друзья спорят о том, что можно считать демократией. Иван говорит, что в демократическом обществе народ признается властью, а власть может делать все, что угодно. Дмитрий же считает, что свобода при демократии не равна вседозволенности. Что вы ответите, если они спросят ваше мнение? Сформулируйте его и не забудьте аргументы.

Задание 3

Есть ли у демократии проблемы, негативные или неоднозначные стороны? Подумайте и выскажите свое мнение.

Вопросы по теме демократии — ее определению, принципах и других характерных чертах — часто встречаются на экзаменах ОГЭ и ЕГЭ. Если тема сложно вам дается, имеет смысл прокачать знания под контролем преподавателя. Для этого мы создали курсы подготовки к ОГЭ по обществознанию, на которых школьники могут разобрать тему простыми словами, а после закрепить ее на пробных экзаменах. Познакомиться с программой и узнать свой уровень можно на вводном уроке — это бесплатно.

Примеры демократического правления

Различия между формами демократического государственного устройства можно увидеть на примерах как древних, так и современных демократий.

Классическим примером прямой демократии в мировой истории служит афинская демократия, которая считается прародительницей нынешних демократий. Древние Афины представляли собой полис — город-государство, где политическая власть осуществлялась свободными гражданами. Это около 15 процентов населения города, женщины, рабы и иностранцы-метеки гражданами не являлись. Они собирались один раз в девять дней для коллегиального принятия решений относительно жизни города.

Новгородская республика является примером средневековой демократии. Она существовала с 1136 по 1478 год. Политическая власть осуществлялась на вече — собрании горожан, которое принимало законы, выбирало князя и других представителей власти, решало военные и экономические вопросы касающиеся жизни города.

Разновидности демократического режима

Все демократические государства основываются на том, что народ есть основной носитель государственного суверенитета и действительный субъект политического процесса. Тем не менее, существует несколько разновидностей в демократическом режиме управления. Основными из них являются следующие:

  • Прямая демократия, в рамках которой население непосредственно воздействует на властные структуры и определяет порядок законодательного процесса.
  • Представительная демократия, в рамках которой народ избирает представителей в органы государственной власти, разрабатывающие и принимающие законодательные акты, а также формирующие органы оперативного управления страной.
  • Плюралистическая демократия, в рамках которой существуют многообразные политические ассоциации, обеспечивающие вступающим в них лицам возможность оказывать влияние на принимаемые законодательные решения.

В демократических государствах наиболее распространена республиканская форма правления, однако в современном мире есть примеры демократических государств, в которых по-прежнему сохраняется монархия. Примерами выступают Англия, Япония и Испания. Тем не менее, монархия в этих странах существует как дань традиции и ограничивается конституцией или парламентом.

Примеры стран с демократическим режимом

Согласно исследованиям, в десятку самых демократичных стран входят европейские страны (Исландия, Швеция, Дания, Финляндия, Ирландия, Швейцария, Норвегия), а также Новая Зеландия, Канада и Австралия.

Вершину списка занимает Норвегия, где действует конституционная монархия. Высшая законодательная власть принадлежит парламенту, контролирующему деятельность правительства.

Члены парламенты избираются народом. Политический плюрализм обеспечивают 9 партий, действующих в этом органе. Партия, которая победила на выборах, назначает своего лидера на должность главы правительства.

Для многих США – синоним демократии, однако Штаты в рейтинге ниже большинства развитых европейских стран. Конституция обеспечивает принцип разделения властей.

Интересы народа защищает Конгресс, состоящий из двух палат – сената и палаты представителей. Президент, являясь главой исполнительной власти, избирается коллегией выборщиков.

Каждый штат через голосование выдвигает от своего имени определенное число выборщиков. Плюрализм выражен слабее – влияние поделено между двумя крупными партиями – республиканцами и демократами.

Признаки демократии

  • Граждане избирают представителей власти. Для реализации этого условия существования демократии проводятся свободные выборы. Кандидаты выдвигают себя на предполагаемый государственный пост, а народ в лице каждого представителя (гражданина) принимает суверенное решение в пользу или против того или иного кандидата. Внешнее влияние либо силовое давление на волеизъявление избирателя исключается.

  • Независимые СМИ. Средства массовой информации имеют возможность информировать население о принимаемых в государстве политических решениях, возможных альтернативах действующей власти и общественно значимых событиях. Ангажированность СМИ любой из политических сил, партий или давление на них не допускается.
  • Оппозиция. Понятие происходит от латинского «oppositio» – возражение. Оппозиция – это политическая сила(-ы), противопоставляющая себя действующей власти, критикующая ее. Демократическое правление обеспечивает гарантии соблюдения права меньшинства в т. ч. и на оппозицию при условии подчинения их мнению большинства. Оппозиционные партии обладают полнотой прав на открытое и беспрепятственное отстаивание политической и общественной точки зрения, и конкуренцию с другими силами, включая избранную большинством власть. В условиях демократии оппозиции обеспечивается государственная поддержка. Многопартийность – базовое условие существования демократии. Наличие в государстве выраженной демократической оппозиции свидетельствует об условной, но не фактической демократии в государственном устройстве.
  • Мораль, как социальное регулирование. Демократия предполагает наличие и свободу реализации широкого спектра прав и свобод для граждан. Социальная защищенность стоит в приоритете. Это делает общество более гуманным и нравственно-ориентированным. Моральные нормы наряду с Конституцией со временем начинают выполнять негласную регуляторную функцию в личных и общественных взаимоотношениях.
  • Гарантия прав и свобод личности. Права и свободы граждан, как и обязанности зафиксированы в главном законодательном документе — Конституции. Они предоставляются всем без исключения гражданам вне зависимости от пола, расы, возраста, социального и профессионального статуса и политических воззрений.

Гарантом соблюдения прав и свобод является государство.

  • Консенсус и компромиссное решение. В условиях демократии все ключевые решения по общественному и политическому регулированию жизни государства и общества принимаются на основе двух принципов: консенсуса (достижения общего согласия всех граждан в принятии решения) либо компромиссного решения (соглашения, достигнутого в условиях уступок всех заинтересованных сторон, которое в той или иной мере удовлетворяет интересам каждой).
  • Принцип плюрализма мнений. Каждый гражданин и (или) политическая сила имеет право свободно выражать свое мнение и волю. Никакая идеология не может быть объявлена в качестве государственной или иметь преимущественное значение.
  • Принцип разделения ветвей власти. Каждый орган государственного управления имеет ограниченный спектр полномочий. В современной демократии таких органов три: судебная, законодательная и исполнительная власть. Каждая из них обладает автономией, ограниченной Конституцией или иным верховным сводом законов, и не имеет права влиять на деятельность другой.

Формы непосредственной демократии

В самом общем виде представление о формах прямой демократии может быть следующим.

Меры и конкретные мероприятия в совокупности, при осуществлении которых внедрение механизмов присущих непосредственной демократии, представляются возможными, принято называть формами прямой демократии.

В связи с тем, что демократия может пониматься и как политический режим в целом, и, в частности, как многоаспектность прямой демократии, выделяются различные формы ее возможного осуществления. Самыми распространенными из них принято считать такие, как:

  • референдум (всеобщее голосование народа), который проводится как прямое голосование граждан, имеющих такое право, с целью принятия нормативных актов, которые являются общеобязательными. Круг вопросов, который может быть представлен для решения на референдум, достаточно широк, он связан с проблемами, обуславливающими функционирование жизни общества, а также все, что связано с определением вероятных направлений общественного развития. При этом в современной ситуации наметилась тенденция, для которой свойственно ограничение круга подобных вопросов, что характерно и для Российской Федерации. Например, не принято выносить на народное голосование такие значимые для государства вопросы, как отмена или введение обязательных сборов и налогов, принятие бюджета или его отклонение и т.д.
  • народное обсуждение, которое представляет собой инициативу группы избирателей, предлагающих внести положения, связанные дополнением, изменением отдельных глав, разделов или пунктов правовых нормативных актов, принятых к действию.
  • народная инициатива является процедурой внесения проектов группой граждан, предлагающих нормативные акты, которые должен рассмотреть соответствующий законодательный орган с целью его принятия (при этом отдельные положения первоначального варианта проекта могут быть изменены) или отказа (отклонения) к принятию;
  • императивный мандат, который трактуется как народное право давать наказы для отдельного судьи или депутата, которые становятся для низ обязательными, а также право отзывать конкретного судью или депутата, обязанность депутатов и судей отчитываться перед избирателями, которые имеют право требовать от них в том числе и внеочередного отчета.

Среди других форм прямой демократии, применяемых в Российской Федерации, выделяют публичные слушания, проводимые при активном участии граждан, сбор подписей среди населения и т.д.

Формы демократии

Если представить себе, что каждый гражданин будет принимать непосредственное участие в решении любого важного вопроса, страна перестанет развиваться. Технически организовать голосование, подсчет и анализ мнений довольно непросто и дорого

Поэтому, кроме непосредственной, существует представительная демократия. Это система выборных органов, формируемая гражданами в результате волеизъявления. Группы людей делегируют свое право участвовать в развитии страны конкретным лицам или партиям. Те, в свою очередь, выступают от их имени, выражая заявленные взгляды. То есть, граждане заключают договор со своим представителем – депутатом, поручая ему заботиться о своих интересах. Это и есть представительная демократия. Причем она невозможна без прямой, то же верно и в обратном случае. Две формы демократии взаимозависимы и не могут существовать друг без друга.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий