Новый образовательный стандарт в школах: изучаем нюансы

Мнение учителей

Ознакомившись с текстом письма, Педсовет решил узнать у тех, кому предстоит воплощать в жизнь положения ФГОСа — педагогов и директоров — как они относятся к введению нового образовательного стандарта.

Антонина Девятова, учитель начальных классов МАОУ СОШ №11 им. Т. А. Апакидзе, г. Калининград:

Алена Павленко, тьютор и учитель русского языка, Московская область:

При этом учителей все же есть опасения по поводу того, как новый образовательный стандарт будет реализован.

В том, что возможных сложностей не избежать, уверен и Александр Могилев, директор Монтессори-школы «Алиса» (г.Воронеж). Но он все же считает, что боятся нового ФГОС не стоит:

Материалы по теме:

Изменение расписания уроков

В обновленном расписании включены предметы, связанные с воспитанием личности.

На этих курсах старшеклассники, а также студенты колледжей и техникумов будут еще раз проходить программу по истории страны.

Дополнительно с 1 сентября в школах появятся киноуроки, на которых ученики смогут смотреть и обсуждать документальные и художественные фильмы. В России действует большой проект «Киноуроки», снято 42 фильма для детей разного возраста – для начальной, средней и старшей школы. Главная цель такого курса – сформировать у детей важные качества: отзывчивость, патриотизм, мужество, радость за другого, верность идеалам, бескорыстие, честь и честность.

Кому нужны ФГОС и что с ними будет дальше

ФГОС, как утверждено в законодательстве, — это набор базовых требований, на которые должны опираться все решения образовательных организаций. Но ряд экспертов считают, что если ФГОС кому-то и нужны, то точно не практикам.

Например, Виктор Болотов, как он рассказал участникам «Мастерской учителя», считает, что образовательные стандарты на самом деле почти не влияют на жизнь школы.

Школа работает по учебникам, заявил Болотов, а учебники по-прежнему ориентированы на то, чтобы проверять память. Какие бы компетенции ни были записаны в стандартах, по факту требования к результатам остаются знаниевыми.

Поэтому, по словам Болотова, ФГОС предназначены не для учителей, а для авторов учебников, педвузов и системы повышения квалификации. Реальные требования к школе и к образовательным результатам задаются не стандартами, а кодификаторами ЕГЭ. Это, по его мнению, подтверждает и отсутствие интереса к общественным обсуждениям последних стандартов общего образования. В них, отметил эксперт, участвовали в лучшем случае сотни учителей.


Фото: BearFotos / Shutterstock

Схожее мнение выразил в интервью вскоре после утверждения последних школьных ФГОС директор петербургского Президентского физико-математического лицея Максим Пратусевич:

«У меня на столе лежит учебник, много задачников, журнал „Математика в школе“, „Квант“, ещё что-то. Но ФГОС или примерная программа не лежат. Они где-то в параллельном мире существуют. От того, что учитель их прочитает, ему не будет ни холодно ни жарко».

А заведующий кафедрой образовательных технологий высшей школы Пермского государственного университета Виктор Имакаев в одном из личных постов в «Фейсбуке»* выразил уверенность в том, что и со стандартами, и без стандартов школы и вузы работали бы одинаково и их роль как набора обязательных требований за 20 лет не подтвердилась:

«Содержание дисциплины, которую преподаёт профессор N, определяется не стандартом, а его, профессора, опытом: традицией, которой он принадлежит, новациями, в которых он (может быть, такие профессора встречаются в университетах) принимает участие».

По мнению других экспертов, во ФГОС высшего образования смешано слишком много функций — и идеологической декларации, и материала для проверок.

«Компетенции, которые должны иметь в первую очередь ценностный смысл и являться ориентиром для разработчиков программ, становятся предметом проверок (их дословные формулировки ищут в программах). Качество образования предполагается зависящим от конкретной (в процентах) доли преподавателей. Эти проценты десятилетиями переходят из стандарта в стандарт без обоснования их необходимости или адекватности», — писала Надежда Княгинина в 2020 году.

Что будет дальше с ФГОС? Что касается школы, мнение о том, что действующие требования не дают учителям ясных ориентиров и не создают в стране единого образовательного пространства, популярно и в Госдуме, и в Министерстве просвещения. Стандарты для школ уже обросли примерными программами, а дальше дополнительных регламентирующих документов, судя по всему, будет только больше. Вплоть до введения «золотого стандарта» школьного образования с единой линейкой учебников. ФГОС в таких условиях, конечно, будут отодвинуты на дальний план.

Вузовские ФГОС, несмотря на заявления министра, что надо бы дать преподавателям спокойно поработать, скорее всего, придётся вновь поменять из-за отказа от Болонской системы. Если по ряду направлений произойдёт переход от бакалавриата к специалитету, то стандарты придётся изменить в первую очередь.

Что касается ФГОС СПО, они и так находятся в процессе активных изменений, и следующие перемены могут быть связаны с результатом эксперимента «Профессионалитет».

Обновление ФГОС

Но самым главным изменением с 1 сентября станет практическое применение знаний.

При согласии родителей, которые должны будут написать соответствующее заявление, в расписание уроков добавят второй иностранный язык. Также по некоторым дисциплинам будут введены базовые и углубленные уровни обучения, обновлены образовательные стандарты, а именно, предметные результаты по технологии, информатике и математике.

Стоит отметить, что ФГОС обеспечивает несколько важных уровней личностного развития учащихся (трудовое, физическое, экологическое, нравственное, эстетическое, патриотическое, гражданское и духовно-нравственное воспитание). Все разработанные рабочие программы протестировали более чем 90 000 учителей по всей РФ.

С момента анонсирования новых деталей начались их бурные обсуждения, которые продолжаются и сейчас. Им будет уделено много внимания и на Августовских педагогических чтениях, которые стартовали 15 августа в Севастополе.

Гимн России в начале учебной недели

На историческом просвещении младшеклассников идеологические изменения в образовании не заканчиваются. Сергей Кравцов также заявил, что с 1 сентября 2022 года в школах будут исполнять гимн и поднимать государственный флаг. Церемонию планируется проводить в начале каждой учебной недели, то есть по понедельникам.

Правительство утвердило порядок обеспечения школ государственными символами. А вот как ритуал согласуют с законами о гимне и флаге — пока непонятно. В Якутии исполнение российского гимна практикуют с 2019 года, причём поют ежедневно. Теперь и всем остальным школьникам страны предстоит выучить текст главного музыкально-поэтического произведения России.

Самому важному – час

С 5 сентября будет введен новый формат классных часов «Разговоры о важном», которые будут связаны с киноуроками. Новые классные часы станут неотъемлемой частью программы воспитания в школах и будут проводиться в разных форматах в зависимости от возраста учеников

«Разговоры о важном» стали сравнивать с политинформацией, которая ранее проводилась в школах. Однако председатель Ассоциации молодых педагогов России, директор Санкт-Петербургского лицей № 369 Константин Тхостов отметил: это не политинформация, а диалоги с детьми, которые заинтересованы в обсуждении актуальных вопросов, возникающих в обществе и вокруг школьников

Помимо истории, ученики начальной школы будут посещать уроки по искусственному интеллекту, которые введут в расписание с 3 класса, а закончатся в 11-м. Правда, такой предмет будет введен не во всех учебных учреждениях – пока предусмотрен пилотный проект для трети школьников в 70 регионах нашей страны.

Может быть интересно: Будут ли выплаты к школе в 2022 году к 1 сентября: последние новости

Письмо Минпросвещения России от 15 февраля 2022 г. N АЗ-113/03 «О направлении методических рекомендаций».

Этот документ написан, чтобы успокоить педагогов и школьную администрацию. В нем содержится ряд уступок, для нас чрезвычайно важных.

Во-первых, полный переход на обучение по новым ФГОС растянут до 2024 года. Переход на новые ФГОС в ближайшем учебном году планируется только для 1 и 5 классов. Цитирую:

«Наряду с зачислением на обучение в 1 и 5 классы обучающихся по основным образовательным программам начального общего и основного общего образования, разработанным в соответствии с обновленными ФГОС НОО и ООО, рекомендуется к 2024 — 2025 учебному году обеспечить переход на обучение в соответствии с обновленными ФГОС 2 — 4 классов и 6 — 9 классов».

Во-вторых, каждому учителю не придется писать рабочую программу. Цитирую:В соответствии с частью 7.2 статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: «при разработке основной общеобразовательной программы организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе предусмотреть применение при реализации соответствующей образовательной программы примерного учебного плана и (или) примерного календарного учебного графика, и (или) примерных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в соответствующую примерную основную общеобразовательную программу. В этом случае такая учебно-методическая документация не разрабатывается».

Реализация данной нормы закона позволит не только обеспечить общие подходы к качеству учебно-методической документации, используемой педагогическими работниками при реализации основных образовательных программ, но и снять часть методической нагрузки с учителя.Примерные рабочие программы могут использоваться как в неизменном виде, так и в качестве методической основы для разработки педагогическими работниками авторских рабочих программ с учетом имеющегося опыта реализации углубленного изучения предмета. В случае внесения изменений в примерную рабочую программу как в части ее содержательного дополнения, так и в части перераспределения содержания между годами изучения указанная программа утрачивает статус «примерной».

Таким образом, учителя, которые и так работают строго по рекомендованным учебникам, могут вообще не беспокоиться о рабочих программах.

В-третьих, в «Методических рекомендациях» оставлена лазейка для педагогов, работающих по авторским программам. Цитирую:

«В соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации при разработке основной образовательной программы могут использовать методические материалы (в том числе, рабочие программы), разработанные для углубленного изучения учебных предметов (в том числе в рамках региональных инновационных проектов (программ), в полной мере обеспечивающие достижение требований к результатам реализации основных образовательных программ в соответствии с обновленным ФГОС ООО.Обновленные ФГОС предусматривают возможность для организации, являющейся частью федеральной или региональной инновационной инфраструктуры, самостоятельно выбирать траекторию изучения предметных областей и учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей, обеспечивая при этом соответствие результатов освоения выпускниками программы основного общего образования требованиям, предъявляемым к уровню основного общего образования.«

Поскольку нигде не сказано точно, что такое «инновационные проекты», любая школа и любой педагог может уверенно доказывать, что именно его курс является «инновационным» или «углубленным».

Примерные рабочие программы — https://edsoo.ru/Primernie_rabochie_progra.htm

PS 12.06.2022 в 22.55 статья была уточнена.

История с 1 класса

Министр просвещения РФ Сергей Кравцов сообщил, что изучать историю дети начнут с 1 класса. Такие изменения в школах возможны уже в 2022 году, но, по словам чиновника, речь не идёт об отдельном предмете.

Историческое просвещение планируют проводить в рамках дисциплины «Окружающий мир». Соответствующей программы пока нет, образовательные модули в духе патриотического воспитания поручат сформировать историкам и детским педагогам. Возможно, учебные блоки будут включать чтение адаптированных для малышей рассказов, просмотр видеороликов, посещение выставок и музеев — формат и содержание материалов обсуждаются.

Ранее возникали предложения сделать историю обязательным предметом на ЕГЭ, но пока инициатива не поддержана. Выпускники по-прежнему сдают историю по выбору, а подготовиться на 80+ баллов и уверенно поступить в выбранный вуз им помогает нескучная онлайн-школа Вебиум.

Чем недовольны родители

Авторы открытого письма Президенту уверены, что новые стандарты «обладают разрушительным потенциалом и ставят под угрозу само существование школы как социального института в традиционной форме, которую поддерживает подавляющее большинство российского общества».  

Родители критикуют новый ФГОС за то, что он:

основывается на системно-деятельностном, а не на знаниевом (академическом) подходе к образованию.

Это значит, что по окончании школы выпускник должен уметь оперировать не только определенным количеством академической информации, но и обладать определенным набором навыков (soft skills и метапредметных компетенций).

При системно-деятельностном подходе новые знания не даются ученику в готовом виде, он «открывает» их во время самостоятельного исследования. При этом учитель перестает быть «передатчиком» знаний, а становится «фасилитатором» учебного процесса.

предполагает бОльшую цифровизацию образования. 

Новый ФГОС допускает дистанционное обучение, электронные пособия, цифровые образовательные ресурсы, электронное портфолио ученика. Большая часть этих нововведений уже была «обкатана» на практике во время пандемии, а теперь получила документальное оформление.

предусматривает возможность разделять учеников на группы с учетом их успеваемости, потребностей, интересов, психического и физического здоровья, общественных и профессиональных интересов.

По новому ФГОС образование из унифицированного становится более вариативным и индивидуализированным, с упором на индивидуальную траекторию обучения. 

Однако авторы письма выступают против. По их мнению, «зафиксированные во ФГОС вариативность, сетевое обучение, индивидуализация обучения, установка на проектную деятельность, ставят под угрозу существование детских ученических коллективов и роль учителя», а также «закладывают неравенство в обществе с самого нижнего уровня образования». А «компетентностный» и «контекстный» подходы» являются «порождением западной либеральной мысли».

Поколения ФГОС

Система образования регулярно дорабатывается. При этом через определенные периоды времени школьные регламенты претерпевали серьезные изменения, которые разделили ФГОС на три поколения.

Первое поколение

Изначальные стандарты школьного образования в РФ были приняты еще в 2004 году. Тогда понятия ФГОС еще не существовало. Регламенты того года были направлены на предметное обучение школьников, без учета психолого-педагогических аспектов и личностных особенностей учащихся. Из-за отсутствия многих факторов такие стандарты быстро устарели.

В основе регламента были учтены лишь следующие факторы:

  • обязательные дидактические единицы;

  • комплекс изучаемой информации по предметам;

  • компоненты федерального, регионального или школьного образования.

Второе поколение

В 2009 году было принято решение о неэффективности действующих регламентов. Минпросвещения решило разработать новые стандарты образования. На создание регламентов ушло 3 года и в 2012 году появились ФГОС школьного образования, которые действуют до этого момента.

В основе регламентов лежит частичное самообучение школьников. Они должны не только получать одобренный комплекс информации на уроках, но и уметь искать дополнительные сведения. Это условие сместило акцент образования на личностные качества учеников.

Во втором поколении ФГОС учитывались:

  • только компоненты федерального образования;

  • требования к развитию универсальных навыков у детей;

  • ориентированность на улучшение результатов обучение;

  • необходимость усиления воспитательной функции взамен предметного акцента.

Несмотря на более расширенный объем требований при создании учебных программ и методов обучения школьников, ФГОС образца 2012 года не имели четких условий. Дальнейшая доработка регламентов ситуацию не улучшила.

По этой причине Минпросвещения решило внести кардинальные изменения в ФГОС. На решение также повлияла пандемия 2020 года, которая показала бреши в образовании.

Третье поколение

На данный момент это лишь условное обозначение новых школьных стандартов 2021 года. Обсуждение планируемых стандартов началось еще в 2018 году и только сейчас появились первые представления о грядущих изменениях в системе школьного образования.

Финансовая грамотность с младших классов

Также новые ФГОС сдержат информацию о том, что с 1 сентября 2022 ученики младших классов начнут обучаться финансовой грамотности. Информация будет подаваться в доступной для восприятия форме, строго в рамках учебной программы.

Принятый проект не предусматривает появление новой отдельной дисциплины. Основы финансовой грамотности ученики будут осваивать благодаря дополненной программе таких предметов, как Окружающий мир, Математика, Информатика. Основы экономических знаний и понимание принципов управления финансами – это один из важных практических навыков, который ребенку понадобится в будущем.

Когда вступит в силу принятый министерством новый ФГОС с 1 сентября 2022 года, родители, не желающие переходить на новый стандарт обучения, могут написать заявление на имя администрации школы и в индивидуальном порядке отказаться от определенных дисциплин. Для обучения всех остальных школьников будут применяться программы, разработанные с учетом новых стандартов.

  • ГИА в 2022 году: подготовка, расписание, рекомендации
  • График ВПР на 2022 учебный год
  • План мероприятий в библиотеке на 2022 год
  • Расписание экзаменов ЕГЭ в 2022 году
  • ОГЭ в 2022 году: изменения, будет ли, новости

Как отразятся новшества на качестве преподавания, контроле уровня знаний, сдачи ЕГЭ?

Новые требования имеют конкретную направленность и глубокое содержание. А это значит, что учителю придется меньше заниматься поиском материала и больше работать над усовершенствованием методики, чтобы достичь наилучшего результата.

Кроме того, усовершенствованный стандарт позволяет усилить контроль за предметными результатами как в ходе экзамена/аттестации, так и в ходе текущего контроля. Поскольку новые требования предусматривают организацию единого образовательного пространства во всех регионах России, они будут способствовать улучшению результатов ЕГЭ. При этом новые ФГОС ни в коей мере не исключают вариативности обучения, касающейся изучения национальных языков, региональной культуры и традиций, по желанию учащихся.

Новый проект образовательного стандарта в большей степени учитывает все нюансы базового образования. Но, учитывая, что педагогика, как и любая другая наука, находящаяся в процессе постоянного развития, должна отвечать запросам общества и участников образовательного процесса, МОН вынес новые стандарты на всенародное обсуждение, в котором приняли участие более семи тысяч человек, а также члены общественного движения “Народный Фронт”. Было внесено и рассмотрено более 190 предложений по усовершенствованию ФГОС.

Разумеется, и эти изменения – не окончательный вариант, они тоже будут пересматриваться по мере появления новых знаний, новых запросов общества, которые появляются стремительно. Базовое образование – основа всех научных знаний, а новые научные достижения, рано или поздно, становятся базовыми предметами для изучения в школе.

Внедрение ФГОС НОО и ФГОС ООО с 01.09.2022 г.

С 1 сентября 2022 года во всех школах РФ будут вводиться ФГОС третьего поколения.

ФГОС третьего поколения предполагает:

 1.  Уменьшение объема академических часов и организация обучения в режиме 6-дневной учебной недели.

 2.  Исключение из состава обязательных учебных предметов второго иностранного языка.

 3.  Вариативность возможности изучения родного (русского) языка и родной (русской) литературы.

 4.  Более конкретные и единые требования к результатам обучения обеспечат системное и гармоничное развитие личности обучающегося, освоение им знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и для успешного обучения на следующем уровне образования, а также в течение жизни.

Благодаря новым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование.

Здесь Вы можете познакомиться с новыми стандартами 3-его поколения:

Министерством просвещения утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего и основного общего образования (далее – НОО и ООО соответственно). Обновлённая редакция ФГОС сохраняет принципы вариативности в формировании школами основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учеников. Именно с 1 сентября 2022 года начнут действовать ФГОС в каждой школе, а обучающиеся, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться уже по обновленным ФГОС. Для несовершеннолетних обучающихся, зачисленных на обучение до вступления в силу настоящих приказов, возможно обучение по новым ФГОС с согласия их родителей (законных представителей). 

В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.

Обновлённые ФГОС описывают систему требований к условиям реализации общеобразовательных программ, соблюдение которых обеспечивает равенство возможностей получения качественного образования для всех детей независимо  от места жительства и дохода семьи. Благодаря обновлённым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование.

В новом стандарте уделено внимание в т. ч. финансовой грамотности учеников, совершенствованию обучения на фоне развития информационных технологий

Прием на обучение в соответствии с прежним ФГОС прекращается с 1 сентября 2022 г.

Какая программа запланирована на День знаний

1 сентября начнется с поднятия государственного флага РФ с исполнением государственного гимна России. И так будет начинаться каждая неделя. Президент Владимир Путин поддержал эту инициативу, и считает такие действия правильными и востребованными.

Поэтому Министерство просвещения России разработало стандарт проведения церемонии: создана группа, в составе которой будет знаменосец и ассистенты. Это новшество вызвало большой интерес и множество дискуссий в обществе. Был проведен опрос, по результатам которого стало известно, что 67% россиян поддерживают эту инициативу, 15% приняли нейтральную позицию, а 18% опрошенных оказались против.

Новые ФГОСы (общеобразовательные стандарты)

С 1 сентября детей начнут обучать по доработанным нормативам. Новый ФГОС-2022 предусматривает комплекс требований к образовательному процессу для учащихся и классов. Свод правил предписывает, как и чему следует учить школьников, а также каких результатов необходимо достичь.

По сравнению с предыдущими стандартами, новый ФГОС-2022 содержит больше конкретики и ещё сильнее акцентирует внимание на практических навыках. Например, раньше учителю русского языка необходимо было достичь такого общего результата, как способность ребёнка участвовать в диалоге

Теперь требуется, чтобы школьник освоил участие в диалоге разных видов: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос и сообщение информации в виде не менее шести реплик. 

Например, раньше учителю русского языка необходимо было достичь такого общего результата, как способность ребёнка участвовать в диалоге. Теперь требуется, чтобы школьник освоил участие в диалоге разных видов: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос и сообщение информации в виде не менее шести реплик. 

По старым стандартам для географии ученику достаточно было владеть основными теоретическими знаниями. Сейчас он должен уметь объяснять влияние географических объектов и явлений на качество жизни человека и окружающей его среды. 

Подобные развёрнутые требования предусмотрены для всех предметов программы. На практике это означает, что ребёнка научат применять теоретические знания в повседневной жизни. 

Но это ориентиры для преподавателей. Дети новый ФГОС-2022 почувствуют прежде всего в части изучения второго иностранного языка — теперь он будет факультативным. Его включат в программу по заявлению учеников, родителей несовершеннолетних учащихся и при наличии в школе необходимых условий. Для тех, кто уже изучает второй иностранный язык, он может остаться обязательным.

Условия новых ФГОСов гласят: приём на обучение по старым стандартам прекращается с 1 сентября 2022 года. Детей, которые зачислены до принятия обновлённых стандартов, школа вправе обучать по этим новым правилам только с их согласия или согласия родителей, если ребёнок несовершеннолетний.

Новый ФГОС от 2022 года для начальных классов и такой же документ для средней школы содержит ещё одно важное изменение — учащихся будут обучать финансовой грамотности. Но не в виде дополнительного предмета, а в рамках стандартных дисциплин. . Ученики начальной школы освоят экономические знания на уроках по окружающему миру и математике

Начиная с пятого класса — в ходе изучения географии, истории, обществознания и других предметов. То есть дополнительной нагрузки не предусмотрено, но дети узнают, как рационально использовать личные сбережения, защищать их от мошенников и другие полезные вещи из сферы финансов

Ученики начальной школы освоят экономические знания на уроках по окружающему миру и математике. Начиная с пятого класса — в ходе изучения географии, истории, обществознания и других предметов. То есть дополнительной нагрузки не предусмотрено, но дети узнают, как рационально использовать личные сбережения, защищать их от мошенников и другие полезные вещи из сферы финансов.

Финансовая грамотность — необходимый навык, который пригодится выпускникам после сдачи ЕГЭ. Как говорить с детьми о деньгах и какими навыками нужно обладать для успешного ведения финансов, рассказали в нашем гайде «Финансовая грамотность для подростков».

Всероссийские проверочные работы (ВПР)

В предстоящем учебном году ученики 7 и 8 классов в обязательном порядке будут писать всероссийские проверочные работы, а выбор комплектов заданий для каждой школы будет проведен случайным образом. В результате школьники из одного региона не смогут списывать у своих сверстников с другого региона. Также изменения будут внесены в задания на ОГЭ: экзамены по физике и химии дополнят лабораторными работами, а тестирование по информатике у 9-классников будет проходить с созданием учащимися презентаций. Будет сокращен список заданий по русскому с 15 до 9 пунктов, однако вопросы будут сложнее.

Может быть интересно: Как изменилась школа за последние годы: сравниваем, как было раньше, а как сейчас

На следующий год ученикам нужно будет готовиться к новым ВПР, которые запланировано вводить поэтапно по программам углубленного изучения предметов.

Учащиеся, не сдавшие ОГЭ, могут с нового учебного года остаться в 9-м классе, либо повторно пересдать экзамены. Пока задания ОГЭ не планируют менять, однако обещают усилить работу по предупреждению фактов мошенничества в процессе прохождения аттестации.

Когда будут введены новые ФГОС 2021 года?

Указанные изменения уже были одобрены и на данный момент актуализируются межведомственными инстанциями. Полноценное введение новых ФГОС для школ с 2021 года планируется на начало учебного года — с сентября.  Однако на рассмотрении находятся и другие проекты, которые пока остаются на стадии голосования. Среди них можно выделить нововведения из списка ниже.

Увеличение количества школ с обязательной дисциплиной — шахматы

В ряде учебных заведений могут отдать 33–34 академических часа физкультуры на обучение шахматам. Условие рассматривается только для учеников начальных классов. Для преподавания предмета педагогам потребуется получить дополнительное образование.

Второй иностранный язык

Сейчас в школах изучают только один иностранный язык на выбор. Новые проекты ФГОС могут ввести дополнительную дисциплину для учеников с 5 класса. Пока планируется вводить требование поэтапно в разных школах.

Обязательное ЕГЭ по иностранному языку

Проект тоже находится на рассмотрении и может быть принят в этом году. Однако планируется ввести требование с 2022 года в отношении английского языка.

Современные технологии

Из-за быстрого развития техники введение новых предметов в школах было лишь вопросом времени. Сейчас планируется создать к 2022 году свыше 2000 классов с 3D-принтерами, интерактивными панелями, средствами для создания робототехники и так далее. Пока в планах оборудовать школы из 50 регионов, однако в 2024 году число школ должно достигнуть 16000.

Что несет новый ФГОС

В принятом образовательном стандарте третьего поколения достаточно много нововведений. Например:

  • в программу вводится обязательное патриотическое, экологическое и трудовое воспитание; 
  • второй иностранный язык в средней школе становится необязательным;
  • в рамках первого иностранного языка акцент переносится на умение доносить информацию о культуре, традициях и истории России;
  • в программу вводятся занятия по финансовой грамотности;
  • в начальной школе третий урок физкультуры в некоторых школах могут заменить на шахматы.

Если суммировать положения образовательного стандарта, то он нацелен на воспитание всесторонне развитого индивида, который:

  • обладает базовыми когнитивными, социальными и эмоциональными компетенциями, 
  • адекватно ориентируется в окружающем мире, 
  • решает нетиповые задачи,
  • понимает необходимость непрерывного самообразования и саморазвития. 

Звучит позитивно и многообещающе. Но не для всех. 

Изменения в школах в 2022 году в части приёма на обучение

Закон «Об образовании» предоставляет преимущество при зачислении в начальную школу тем детям, чьи полнородные и неполнородные братья и сёстры уже обучаются в данном учебном учреждении. Другими словами — если кто-то из детей уже ходит в школу, ребёнка возьмут в это же заведение в первую волну приёма

При этом неважно, проживают ли дети в одной семье и по одному адресу, зарегистрирован ли будущий первоклассник на закреплённой за школой территории

В связи с этим обновлён перечень документов для приёма в учебное заведение: добавлено свидетельство о рождении брата и (или) сестры. Прочих приложений изменения в школах в 2022 году не коснулись, для зачисления нужно также предъявить:

  • документ, удостоверяющий личность родителя;
  • свидетельство о рождении ребёнка.

При поступлении в общем порядке потребуется документ о регистрации ребёнка по месту жительства или пребывания на закреплённой территории.

В отдельных случаях понадобятся:

  • документ, подтверждающий установление опеки или попечительства;
  • документ, подтверждающий право внеочередного, первоочередного, преимущественного приёма;
  • заключение психолого-медико-педагогической комиссии (при наличии);
  • документ, подтверждающий право ребенка на пребывание в России;
  • аттестат об основном общем образовании.

Все документы, кроме аттестата, предоставляются в копиях с предъявлением оригиналов.

Новый ФГОС с 1 сентября 2022 года: отличия от нынешних

Министерством образования уже приняты и обнародованы новые стандарты ФГОС, но переход на них будет совершен с началом следующего учебного года. Обновленная версия стандартов призвана вывести школьное образование на качественно новый уровень. Чтобы понимать отличия принятых стандартов от предыдущих версий документации, можно посмотреть, каковы характеристики новых ФГОС, которые отличают их от предыдущих.

Разработаны четкие критерии, под которые будет подогнана учебная программа. Также в новом документе зафиксирована отмена второго иностранного языка как обязательного предмета, и дополнены требования к образовательному курсу младших школьников.

Новинки государственной итоговой аттестации

Изменения в образовании, которые затронут нынешних выпускников, касаются процедуры и структуры ЕГЭ. 

Так, продолжительность устной части экзамена по иностранному языку увеличена — для английского, французского, немецкого и испанского до 17 минут, для китайского — до 14 минут. Обществознание и историю, напротив, сократили — на 55 минут. Всё это связано с обновлениями в заданиях, которые коснулись практически каждого предмета.

На ЕГЭ по литературе теперь можно пользоваться словарём. Что ещё разрешено использовать на экзаменах и какие правила нужно соблюдать — рассказываем в отдельной статье.

Если в прошлом году выпускники, которые не собирались поступать в вузы, вместо ЕГЭ могли выбрать ГВЭ, то в 2022 году такой поблажки не предусмотрено — единый госэкзамен сдают все. Исключение сделано только для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Для получения аттестата о среднем общем образовании снова нужна базовая математика. Профильная тоже подойдёт, просто в прошлом году аттестат выдавали только на основе русского. Как ЕГЭ влияет на школьный аттестат, рассказали в статье «Школьный аттестат: зачем он нужен и как его получить». 

Девятиклассники будут сдавать четыре экзамена — обязательные русский язык и математику и два предмета на выбор. В предыдущем году испытания ограничивались двумя основными дисциплинами, а в позапрошлом ОГЭ не сдавали вовсе.

Подготовиться к ЕГЭ с учётом изменений в образовании поможет онлайн-школа Вебиум. Мы следим за всеми новинками, сами периодически сдаём единый экзамен и в нескучном формате разбираем каждое задание ЕГЭ.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий