Введение дистанционной продажи сим-карт при помощи биометрии
Ранее чиновники заявляли о рассмотрении возможности продажи сим-карт в стране дистанционно. Это должно было происходить при помощи биометрических данных. Соответствующие разговоры в кулуарах Госдумы появились в марте 2021 года.
Предполагалось, что для подключения к услугам операторов связи может быть разработано специальное приложение. Там пользователь мог бы самостоятельно ввести все данные, в том числе и биометрические.
Несмотря на это, в связи со вступлением в силу нового законодательства, этот вопрос, похоже, пока завис в воздухе. Не исключено, что возможность дистанционного приобретения сим-карт в стране так и не будет реализована в ближайшие несколько лет.
Зачем государство контролирует продажу сим-карт
Как сообщает 1rre.ru, новые правила направлены на усиление контроля над рынком связи. В частности, это позволит операторам сформировать персональную базу данных. В случае необходимости, она может быть использована для выявления правонарушений.
Участившиеся в последнее время сообщения о минировании, проведении террористических актов, как правило, связаны с телефонными преступлениями. Таким образом, уверены чиновники, у правоохранителей будет больше возможностей для предотвращения таковых или же установления личностей злоумышленников.
Помимо этого, в стране также все чаще встречаются и телефонные мошенники. Если же в России будут четко соблюдаться все новые требования закона «О связи», то это позволит существенно снизить уровень «мобильной преступности».
Не забудьте зарегистрировать корпоративные сим-карты через Госуслуги
Комментарий
С 1 июня внесены изменения в Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ “О связи” (Федеральный закон от 30.12.2020 № 533-ФЗ).
Регистрация сим-карт сотрудников в ЕСИА
Организации и предприниматели, которые заключают договор об оказании услуг мобильной связи, могут предоставить сотруднику возможность пользоваться связью, но только после того как внесут в “Единую систему идентификации и аутентификации” (ЕСИА) сведения:
- о сотруднике, который будет пользоваться корпоративной связью
- об абонентском номере
- а также наименование организации (ИП)
Сведения может внести как сам сотрудник (пользователь), так и абонент (организация, ИП) (запрос на активацию придет сотруднику в личный кабинет на Госуслугах после предоставления работодателем данных). Внесены ли сведения в ЕСИА, будет проверять оператор связи. Если сведения отсутствуют, оператор не вправе оказывать услуги связи в отношении этого абонентского номера, о чем уведомит организацию (ИП). Если ответа не последует, оператор исключит из договора этот абонентский номер (п. 1.1 ст. 44 Закона № 126-ФЗ).
Новые требования применяются к договорам, заключенным с 01.06.2021. Если договор об оказании услуг связи заключен до 01.06.2021, сведения в ЕСИА необходимо внести до 30.11.2021 (п. 2 ст. 2 Закона № 533-ФЗ). В противном случае с 01.12.2021 оператор заблокирует номер (п. 3 ст. 2 Закона № 533-ФЗ). Как зарегистрировать сим-карту, см. здесь.
Сим-карты, используемые в оборудовании
Регистрировать в ЕСИА необходимо не только сим-карты, которые используются сотрудниками для переговоров, но и те, которые применяются в оборудовании (например, онлайн-касса). При этом состав передаваемых в систему сведений несколько отличается. Так, в ЕСИА необходимо указать (п. 2 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 31.05.2021 № 844):
- абонентский номер;
- ИНН абонента;
- наименование организации (Ф. И. О. предпринимателя) – владельца оборудования;
- наименование и ОГРН оператора связи;
- адрес абонента (в случае нестационарного размещения оборудования или фактический адрес установки оборудования);
- вид, наименование и идентификатор оборудования.
Сведения в систему вносит уполномоченное лицо организации (ИП) через портал Госуслуг не позднее 3 рабочих дней до планируемой даты начала оказания услуг связи (п. 3 Правил).
Если услуги связи оказывались абоненту до 01.06.2021, сведения в ЕСИА следует внести не позднее 01.03.2023 (первоначальный срок 01.09.2021 продлен постановлением Правительства РФ от 01.09.2021 № 1465). Если этого не сделать, сим-карту оператор заблокирует.
Полагаем, что если оператор вовремя не заблокирует сим-карту, его могут привлечь к ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)). Такое нарушение может повлечь:
- штраф для должностных лиц – от 3000 руб. до 4000 руб.
- штраф для организаций – от 30 000 руб. до 40 000 руб.
Ответственность за невнесение сведений в систему для абонентов не предусмотрена.
Операторы связи должны будут предоставлять в Роскомнадзор по запросу некоторые данные абонентов – организациях (ИП), в частности об используемом ими оборудовании, факте передачи голоса, текстовых и мультимедийных сообщений.
Цель поправок – борьба с распространением “серых” сим-карт, которые оформлены на организации или ИП и могут фактически использоваться физлицом без заключения с ним договора на услуги связи. Таким образом, противоправных действий с использованием анонимных сим-карт станет меньше.
Поправки в закон «О связи»
Последние изменения в законе о сотовой связи были приняты 7 июня 2016 и одобрены Советом Федерации 15 июня того же года. Изменения коснулись 2 статьи и 24.
Пункт 3 ст 2 был дополнен следующим: соглашение о многосубъектном использовании радиочастотного спектра заключается между двумя и более пользователями. Договор должен составляться в соответствии с совместным использованием радиочастотного спектра, нормы которого установлены в настоящем Федеральном законе №126-ФЗ. А в подпункте 15 слово «либо» заменить на «и/или».
Основные поправки в статье 24:
- пункт 1. «И присвоена» заменить на «и (или) присвоена»;
- пункт 3. «Службам, выделившими полосу радиочастот» заменить на «по решению служб, выделивших полосу радиочастот. Соглашение о многосубъектном применении радиочастотного спектра должен содержать: разрешение на пользование, права и обязанности пользователей, порядок взаиморасчетов, порядок рассмотрения споров и порядок прекращения споров;
- пункт 8. Дополнить следующим абзацем: отказ в назначении радиочастот для радиоэлектронных средств гражданского назначения в рамках совместного использования радиочастотного спектра;
- пункт 11. «Разрешения на использование радиочастоты прекращается во внесудебном порядке».
Рекомендуется отдельно рассмотреть содержание следующих статей Федерального закона №126:
Статья 12
Занимается регулированием вопросов относительно Единой сети электросвязи на территории РФ. Последние изменения были одобрены 07 ноября 2011 года во втором пункте.
Статья 33
Регламентирует сроки действия лицензии. Последние изменения приняты 13 июля 2015 года. Пункт 3.1 ст 33 был дополнен следующим: документы о продлении срока действия лицензии могут быть предоставлены на бумажном носителе или в форме электронного документа.
Статья 44
В законе был несколько изменен (в 13.07.2015 году) пункт 3 ст 44.1, устанавливающий рассылки по сети подвижной радиотелефонной связи, которая теперь осуществляется согласно Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос».
Статья 46
Последние поправки, внесенные в Федеральный закон «О связи», были одобрены 06 июля 2016 года. Был дополнен пункт 1 следующим: прекратить, при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, оказание услуг сотовой связи, в случае неподтверждения персональных данных.
Бесплатная консультация юриста по телефону:
8 (804) 333-01-43
Комментарий Минцифры
Представители Минцифры сообщили CNews, что в России ежегодно теряются десятки тысяч людей. «Для их поиска привлекаются как ресурсы федеральных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, так и поисковые общественные организации и операторы связи. Операторы связи могут предоставить служебную информацию средств связи, включающую координаты абонентских устройств пропавших граждан», – отметил замглавы Минцифры Олег Иванов.
«Однако в настоящее время координаты абонентских устройств являются тайной, соблюдение которой операторы обязаны обеспечивать. Координаты не всегда могут быть оперативно переданы в органы, которые занимаются оперативно-розыскной деятельностью. А иногда счет идет на часы», – добавил Олег Иванов.
Антон Смирнов, AI Cloud: Магия ИИ начинается там, где серверы объединяются в «команды»
Искусственный интеллект
«Законопроект соблюдает нормы законодательства по персданным, так как координаты местоположения не являются пересданными. Доработанный Минцифры законопроект направлен на рассмотрение в заинтересованные ФОИВы, затем будет представлен на общественное обсуждение», – подытожил замглавы Минцифры.
Регистрация
Закон “О связи” относит коммуникационные сооружения, перемещение которых без нанесения несоразмерного ущерба их назначению не представляется возможным, к недвижимым объектам. В эту категорию входят также линейно-кабельная инфраструктура. В этой связи, данные объекты должны пройти госрегистрацию в порядке, установленном в ГК. Особенности постановки на учет коммуникационных сооружений формулируются постановлениями правительства. Передача прав собственности и прочих юридических возможностей на космические объекты не влечет предоставления прав на эксплуатацию орбитально-частотного ресурса.
Минкомсвязи опубликовало список данных, которые нужно три года хранить для силовиков
4108
30.06.2021, Вт, 15:33, Мск , Владимир Бахур
Минкомсвязи разработало законопроект по внесению изменений в закон «О связи», который обязывает операторов связи хранить данные о пользовательском трафике в течение трех лет для передачи правоохранительным органам в случае необходимости.
На портале проектов правовых актов regulation.gov.
ru выложен законопроект о внесении правок в закон «О связи», который предписывает операторам связи, собственникам или иным владельцам сетей связи, точек обмена трафиком и линий связи, пересекающих госграницу России, или иных лиц, «имеющих номер автономной системы», хранить на российской территории данные о пользовательском трафике и оказанных пользователям услугах связи в течение трех лет «с момента окончания осуществления таких действий».
Предполагается, что законопроект в случае его принятия вступит в силу в I квартале 2021 г.
Документ, призванный регламентировать перечень, сроки хранения и порядок передачи информации госорганам, подготовлен во исполнение поручения председателя Правительства России № ММ-П10-6340 от 13 июня 2021 г.
Внесение поправок в закон «О связи» необходимо для введения перечня информации для хранения операторами и предоставления правоохранительным органам в правовое поле, говорится в пояснительной записке к документу.
Разработчиком законопроекта выступило Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России, в соисполнителях указаны Минэкономразвития, ФСБ и МВД России. Внесение поправок «не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов иных уровней», отмечено в документе.
Три новых пункта в законе «О связи»
Законопроект предлагает дополнить п. 9 ст. 56.2 закона №126-ФЗ «О связи» от 7 июля 2003 г. тремя новыми пунктами.
Один из них обязывает операторов связи и других ответственных участников обмена трафиком хранить на территории России информацию «о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки ой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео- или иных сообщений пользователей услугами связи – в течение трех лет с момента окончания осуществления таких действий».
В законе «О связи» появится норма трехлетнего хранения логов трафика
Вторым новым пунктом операторам предписывается предоставлять госорганам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение госбезопасности, любую перечисленную выше информацию, а также данные о пользователях и оказанных им услугах связи «и другую информацию».
Возобновление оказания услуг связи производится или на основании решения суда, либо по письменному обращению одного из руководителей органа, который принял решение о приостановлении оказания услуг связи, говорится в документе.
Причины и мотивы
Необходимость в определении перечня информации для хранения и предоставления ее уполномоченным госорганам возникла «в связи с высокой вероятностью передачи ложных сообщений террористической направленности, подтвержденной сообщениями ФСБ России, полученными в результате проведения мероприятий оперативно-розыскной деятельности, а также выявления фактов осуществления мошеннических действий, связанных с наличием неконтролируемого трафика передачи данных и ого трафика в технологических сетях связи с номером автономной системы», говорится в документе.
Список проблем, на решение которых направлено принятие поправок в закон «О связи», включает, в частности, «появление транзитного неконтролируемого трафика из интернета в сеть связи общего пользования», передачу ложных сообщений террористического характера, случаи мошеннических действий и фрода (подмены и искажения телефонных исходящих номеров).
Согласно вступившим в силу 1 июля 2021 г.
В середине апреля CNews писал о том, что Правительство России рассмотрит перенос реализации ряда норм «закона Яровой», включая требование о ежегодном 15-процентном увеличении объемов хранилищ информации, на два года в качестве меры поддержки операторов связи на фоне пандемии коронавируса.
- Короткая ссылка
- Распечатать
Какие возможности дает закон
Правовой акт регулирует порядок заключения договора с операторами. Абоненты должны предоставить свои реальные паспортные данные, а оператор обязан эту информацию проверить. Сейчас интернетом пользуется почти каждый, и зачастую пользователи недовольны качеством услуг. Правительство утверждает правила взаимодействия пользователей и операторов:
- права и обязанности сторон;
- расчеты по договору;
- порядок направления претензий;
- ответственность сторон.
Многие абоненты безумно устали от бесконечных рассылок. ФЗ №126 защищает их права: отправка сообщений допускается только при наличии их одобрения. При возникновении разногласий оператору придется доказывать, что пользователь услуги действительно согласился на рассылку. Если одобрения не было, действия оператора признаются незаконными.
Шесть основных прав абонентов:
- получение качественной связи, соответствующей требованиям лицензий и технических регламентов;
- сохранение мобильного номера в случае перехода к другому оператору в том же регионе;
- информирование о порядке обслуживания сторонними лицами в случае их подключения оператором;
- свободный доступ инвалидов к почтовым отделения и салонам связи;
- бесплатное получение информационного обслуживания;
- бесплатный просмотр основных телевизионных и радиоканалов.
Как изменился закон о связи с 1 июня?
С 1 июня начали действовать новые поправки в закон о связи, которые фактически отменяют анонимные сим-карты сотовой связи.
“Серые” сим-карты, владелец которых не подтвержден, могут блокироваться оператором по требованию Роскомнадзора. Новый закон о сотовой связи — что меняется начиная с 1 июня этого года, будет ли работать новый закон на практике.
Изменения в российском законе о связи с 1 июня
Итак, главная суть тех изменений, которые вступили в силу в начале этого месяца — законно можно пользоваться только теми сим-картами, достоверная информация о владельце которых есть в автоматизированной системе расчетов. Все сомнительные номера блокируются оператором.
Разумеется, моментально выполнить новое требование закона о связи и заблокировать все сомнительные номера с 1 июня сотовые операторы физически не могли. Данные об абонентах проверяются, в том числе с помощью государственных ресурсов. Так, операторы связи получили доступ к базе данных единого портала госуслуг и другим государственным базам.
Работать новая норма закона должна так. Если оператор сотовой связи обнаруживает несоответствие данных, он блокирует номер, средства на остатке по счету не возвращаются. Также номера могут блокироваться по указанию Роскомнадзора и правоохранительных органов.
Ответственность за нарушение новой нормы закона о связи — административные штрафы.
Юридические лица могут быть оштрафованы на 30-40 тысяч рублей, должностные лица — на 3-4 тысячи рублей, физические лица — на 1,5-2 тысячи рублей.
Для чего нужны новые поправки в закон о связи
Законодательство о связи, существующее в России, предполагает, что паспортные данные владельца любого номера телефона известны операторы и государству. В отличие от той же Украины, где сим-карту можно просто купить и пользоваться, никак не регистрируя ее на свое имя, в России требования более жесткие.
Не пропустите: Новый закон о защите животных был утвержден Госдумой
Такая норма существует в том числе для того, чтобы номера мобильных телефонов нельзя было использовать для мошенничества и других преступлений или правонарушений. По номеру телефона должно быть легко установить его владельца.
Тем не менее, на практика ситуация в России совершенно иная. Добропорядочные приобретатели сим-карт, которые не будут затем использовать номер телефона для совершения преступлений, предъявляют свой паспорт и передают собственные персональные данные сотовому оператору. А мошенники и другие преступники спокойно используют серые сим-карты, по которым никак нельзя проследить, кто ими владеет.
Активируется карта при пополнении баланса. Распространитель зарабатывает на комиссии от пополнения за первую активацию.
Теперь подобные лазейки в законе закрыты, а действующие абоненты подвергаются своеобразной чистке.
Будет ли работать новый закон
По идее авторов закона, операторы должны будут по требованию Роскомнадзора блокировать “серые” сим-карты. При блокировке карты остаток денег на счету пойдет в пользу оператора, абонент возврата не получит.
проблема, на которую обращают внимание наблюдатели — это объем “серых” сим-карт, существующих на сегодняшний день и используемых абонентами. Во-первых, технически будет очень сложно выявить все анонимные карты и заблокировать их
Во-вторых, не менее сложно будет организовать “амнистию” таких абонентов, поскольку их количество слишком велико.
Не пропустите: Налог на перевод денег с карты на карту с 1 января
Единственное, что выручает в данной ситуации — обещана возможность самостоятельной регистрации реальным абонентом сим-карты на свое имя и на свои паспортные данные. Это можно будет сделать на портале государственных услуг.
Будет ли закон работать с первых же дней его вступления в силу, сказать пока сложно. Но даже в том случае, если нововведения помогут реализовать ту идею, которая в них заложена, со временем, то польза от закона однозначна.
Ситуация, которая наблюдалась на рынке сотовой связи многие годы, говорила о фактической профанации обязательной регистрации паспортных данных каждого абонента.
Все те, кто хотел скрыть свою личность, успешно это делали, а страдали от преступников добропорядочные люди.
Описание закона
Настоящий Федеральный закон был принят участниками Государственной Думы 18 июня 2003 года и одобрен Советом Федерации 25 июня того же года. Последние изменения были одобрены 07 июля 2017 года. Нововведения направлены на создание более благоприятных условий для правильного и удобного оказания услуг связи во всех регионах Российской Федерации. Пересмотрена и улучшена защита интересов пользователей услуг мобильной связи и лиц, которые занимаются деятельностью в сфере хоз.субъектов.
Закон о мобильной связи разделен на 13 глав, которые регулируют:
- 1 глава. Основные положения. Включает в себя 4 статьи, в которых рассматриваются общие понятия, положения и цели настоящего закона;
- 2 глава. Основы деятельности в сфере связи (ст 5-10). Поясняются такие вопросы, как: собственность на сети и средства связи; организация деятельности, связанная с размещением соответствующих сооружений; защита оператора; регистрация права собственности; строительство и эксплуатация линий коммуникаций и земли связи;
- 3 глава. Сети связи (ст 11-17). Подробно описывают каждую коммуникацию — технологическую, специального назначения, общего пользования, почтовую, федеральную и другие (кстати, ФЗ о почтовой связи тут: );
- 4 глава. Присоединение сетей электросвязи и их взаимодействие (ст 18-20). Настоящая глава регламентирует право на присоединение мобильной коммуникации, ее особенности и требования, эфирную наземную трансляцию обязательных общедоступных телеканалов и цены на услуги по подключению;
- 5 глава. Государственная стабилизация деятельности в сфере сотовой коммуникации (ст 21-28). Представлена организация, занимающаяся регулированием данной деятельности и другие федеральные и радиочастотные органы, которые осуществляют надзор в соответствующей области;
- 6 глава. Правовая деятельность в сфере оказания услуг и оценки соответствия (ст 29-43). В данном разделе можно узнать, кто имеет право на получение лицензии, каковы нормы и требования, срок действия разрешения, а также причины для отказа в предоставлении лицензии;
- 7 глава. Услуги сотовой связи (ст 44-56). Устанавливаются все обязанности операторов, льготы и преимущества при пользовании услугами связи, порядок подачи жалоб и основания для вызова экстренных оперативных служб;
- 8 глава. Универсальные услуги сотовой коммуникации (57-61). Представлен оператор универсального обслуживания, их резерв, источники формирования резерва и их расходование;
- 9 глава. Защита прав пользователей (ст 62-64). Настоящий раздел регулирует права и обязанности операторов телефонных коммуникации ограничения прав пользователей при проведении оперативно-розыскных мероприятий и мероприятий по обеспечению безопасности РФ и других следственных действий;
- 10 глава. Управление сетями в чрезвычайных ситуациях и в условиях чрезвычайного положения (ст 65-67);
- 11 глава. Ответственность за нарушение законодательства РФ (статья 68);
- 12 глава. Международное сотрудничество РФ в сфере мобильной коммуникации (ст 69-72);
- 13 глава. Заключительные и переходные положения (ст 73-74).
Скачать
Еще одной главной задачей законодательства РФ является гарантирование добросовестной и эффективной конкуренции и централизованного управления российским радиочастотным ресурсом. Создаются специальные условия для развития российской инфраструктуры коммуникации и для гарантирования потребностей в сотовой коммуникации для нужд государственного управления, безопасности и обороны страны и обеспечения правопорядка.
С чего все началось
Законопроект Минцифры – не единственный документ, предусматривающий возможность отслеживания местоположения людей без их оповещения с целью упрощения поиска пропавших без вести. В сентябре 2018 г. на рассмотрение в Госдуму был направлен законопроект № 546865-7, «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части уточнения сведений, передаваемых оператором связи)».
На момент публикации материала он прошел только первое чтение, состоявшееся 25 сентября 2019 г., тоже упрощающий силовым структурам доступ к данным о местоположении россиян.
Как «Тинькофф» проводит встречи и обучает 20 000 сотрудников ежемесячно
Импортозамещение ВКС
25 июня 2020 г. Президент России Владимир Путин в режиме видеоконференции провел встречу с членами Общественной палаты седьмого состава, на которой была зафиксирована необходимость доработки данного законопроекта. Член Общественной палаты Григорий Сергеев, директор автономной некоммерческой организации «Центр поиска пропавших людей», в рамках этой встречи заявил: Ежедневно пропадают люди в природной среде с мобильными телефонами, это десятки случаев в день. В летнее время мы зачастую успеваем, в зимнее время – нет, а у нас холодная северная страна. Вы давали поручение по решению этого вопроса, чтобы можно было определить мобильный телефон и быстро найти человека, но, к сожалению, до конца это поручение не реализовано. В Государственной Думе лежит важный для нас закон, прошедший первое чтение по этой тематике, «» приведена в режим, когда может определять примерное местоположение, но в природной среде это работает очень неточно, и нужны новые меры».
Над изменениями к закону о связи власти работали на протяжении нескольких лет
Ответственными за выполнение поручения по доработке законопроекта были назначены премьер-министр России Михаил Мишустин, секретарь Общественной палаты Лидия Михеева и председатель Госдумы Вячеслав Володин. Доклад им необходимо было предоставить до 1 ноября 2020 г.
Собственность на коммуникационные средства и сети
Последняя редакция закона “О связи” устанавливает, что деятельность отраслевых предприятий осуществляется на основе единства экономического пространства, в конкурентных условиях и с учетом многообразия типов собственности. Равные условия обеспечиваются всем коммуникационным организациям. Сети и средства связи могут относиться к федеральной, региональной, муниципальной и частной собственности, а также находиться в законном владении юрлиц. Иностранным инвесторам разрешается участвовать в приватизации имущества территориальных и государственных унитарных учреждений на условиях, установленных соответствующими нормативными актами. Данное положение устанавливает в ч. 1 ст. 5 рассматриваемый Федеральный закон “О связи”. Изменения форм собственности на коммуникационные средства и сети производятся в порядке, установленном нормативными документами, и допускается при условии, что соответствующие процедуры не ухудшат функционирование действующей инфраструктуры, не нарушат права и интересы юрлиц и граждан.
Как было раньше
До принятия корректировок в закон покупатель симки тоже должен был предъявлять паспорт. Карта выдавалась после заключения между ним и оператором договора, где прописывались сведения о клиенте. Но эту формальность легко было обойти, указав данные чужого паспорта или вовсе не предоставляя никаких документов, а покупая готовую SIM-карту, предварительно уже оформленную на продавца. Не все ли равно, кто указан владельцем в договоре? Есть связь, и хорошо.
Позже ввели поправки, немного ужесточившие условия пользования симками. Но распространялись они на очень ограниченное число абонентов. По официальному запросу представителей Роскомнадзора или правоохранительных органов оператор мог потребовать от пользователя подтвердить указанные в договоре сведения. При несовпадении данных или нежелании со стороны абонента взаимодействовать связь отключали. Все другие владельцы симок, не попавшие под прицел МВД, ФСБ или прокуратуры, пользовались мобильниками в обычном режиме, часто не ведая, на кого оформлен их договор.