Общественный контроль за охраной труда: права и ответственность должностных лиц

Надзор и контроль за охраной труда

Из этой статьи вы узнаете, какие существуют виды надзора и контроля за безопасностью труда, какие органы надзора и контроля за охраной труда в России их реализуют на практике, ознакомитесь с кратким перечнем их основных полномочий, узнаете, как проходит проверка по ОТ.

Организация безопасной работы, надзор и контроль в области охраны труда во всех подразделениях предприятия возложены на соответствующую службу. Для этого специалисты по безопасности труда:

1. Регулярно проводят проверки:

• состояния оборудования, территории, сооружений;• правильности ведения документации по ОТ;• наличия СИЗ и адекватного их использования работниками;• качества обучения по ОТ, применения работниками безопасных приемов труда;

2. Анализируют существующие и возможные опасности, ведут учет НС и ПЗ, участвуют в аттестации и сертификации рабочих мест, оборудования, производственных процессов.

3. Составляют списки должностей, видов работ по подразделениям, на которые требуются инструкции по ОТ.

4. Разрабатывают мероприятия по предотвращению опасных ситуаций, снижению влияния на трудящихся производственных опасностей и вредностей.

5. Оказывают методическую помощь по ОТ подразделениям: снабжают их инструкциями, правилами, нормативами, журналами, помогают составлять списки на медосмотры, СИЗ, предоставляют льготы и др.

6. Организовывают обучение рабочих и ИТР, участвуют в комиссиях по проверке знаний.

7. Участвуют в подготовке документации: коллективного договора, приказов, распоряжений, согласовывают и визируют проекты, порядки и др.

8. Участвуют в работе комиссий по приемке оборудования из ремонта, введению в эксплуатацию законченных объектов строительства, приемке заказанных у поставщиков спецодежды и СИЗ, др.

9. Проводят вводные инструктажи.

10. Составляют и вовремя сдают отчетность по ОТ.

11. Курируют использование средств фонда ОТ организации.

12. Хранят документацию по ОТ.

Чтобы специалисты по безопасности могли проводить надзор и контроль за охраной труда во вверенных им подразделениях беспрепятственно, служба охраны труда подчиняется руководителю предприятия или его заместителю с соответствующими должностными обязанностями. Поэтому проверять, как эта служба справляется со своими обязанностями, приходится другим организациям.

Общественный контроль над соблюдением норм по охране труда

В современных положениях трудового законодательства достаточно большое количество внимания уделяется такому вопросу, как охрана труда. Однако наличие официальных норм еще вовсе не означает, что работодатели не должны предпринимать различные самостоятельные меры для того, чтобы обеспечить правам своих подчиненных максимальный уровень защиты. Именно поэтому на руководителей предприятия, а также на других ответственных лиц были возложены официальные обязательства по регулярному и своевременному выполнению внутри организации самых различных мер и мероприятий в области охраны труда.

Наиболее важной среди вышеуказанных мер, безусловно, будет являться создание специальной комиссии внутри учреждения. В ее состав в обязательном порядке должны быть включены следующие лица:

  1. Представители интересов работодателя. Как правило, такими лицами являются работники соответствующих служб, а именно – службы безопасности, если таковая имеется в организации и т.д. Помимо этого, в состав этой комиссии нередко включаются юристы, а также начальники отдела кадров.
  2. Представители интересов самих подчиненных. Создание комиссии будет являться абсолютно бесполезной процедурой в том случае, если в состав данного органа будут включены исключительно представители работодателя. В работе комиссии в обязательном порядке должны принимать участие и защитники интересов служащих. Для этого работодателем может быть отобран один либо сразу несколько сотрудников для выполнения возложенных на них дополнительных обязательств. Главное, чтобы сама процедура возложения этих обязательств была проведена в официальном порядке. Для этого работодателем подготавливается и утверждается письменное распоряжение.

Если говорить об основных и наиболее важных функциях, которые будут возложены руководителем организации на созданный комиссионный орган, к таковым можно отнести следующие:

  • рассмотрение различных предложений по вопросам улучшения текущих условий труда в конкретной организации. Составление официальных ответов на эти предложения;
  • активное содействие работодателю в организации обучения в сфере охраны труда;
  • информирование сотрудников о любых изменениях, которые были внесены в действующие в организации правила безопасности и трудовой дисциплины;
  • разработку программы мероприятий для увеличения уровня текущей безопасности, а также для предупреждения травматизма и чрезвычайных происшествий на предприятии.

Создание комиссии по ОТ

В состав комиссии должно входить не менее трех человек. Они выбираются представительным органом либо общим собранием работников.

Для того чтобы данный орган мог пользоваться всеми положенными ему правами, его создание необходимо оформить документально.

Документами, которые подтвердят создание комитета по ОТ, могут быть:

  • Протокол общего собрания работников или профсоюза;
  • Решение представительного органа работников;
  • Приказ профсоюзной организации о создании комиссии.

Сведения о выбранной комиссии должны быть доведены до работодателя, который в свою очередь издает приказ по организации о назначении комиссии по ОТ.

Выбранный орган будет действовать на основании Положения о комиссии (комитете) по охране труда. Положение можно составить на основе типового документа, утвержденного приказом Минтруда от 24.06.14 г. за № 412н.

Выбор уполномоченного по охране труда осуществляется в том же порядке.

Государственный контроль и общественный надзор за охраной труда

Государственные службы в данной сфере представлены инспекцией и прокуратурой. Оба этих субъекта наделенными широкими возможностями по проведению проверок организаций. При установлении нарушений, они вправе требовать привлечения виновных лиц к дисциплинарной ответственности, составлять административные протоколы.

В ряде случаев, указанные субъекты могут приостанавливать деятельность предприятия и подавать иски в суд в интересах работников. При этом органы внутреннего контроля могут обращаться в инспекцию или прокуратуру с заявлением о проведении проверок и сообщать об имеющихся нарушениях.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 (800) 350-73-59

Функции и полномочия

Уполномоченные контрольные органы не только имеют права, но и наделены соответствующими полномочиями и функциями. Ключевая цель — это надзор за деятельностью работодателя по полному и неукоснительному соблюдению трудовой дисциплины в отношении наемных работников. Также уполномоченные представители должны контролировать и работников — справляются ли они со своими обязанностями по выполнению и обеспечению требований ОТ.

Для достижения ключевых целей контролеры выполняют следующие функции:

  • проверяют соблюдение сотрудниками организации норм, инструкций, положений и правил по ОТ;
  • контролируют правильность применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты, если их необходимо использовать (имеется в виду применение специальной одежды, обуви, иных средств индивидуальной защиты по их непосредственному назначению, содержание средств защиты в надлежащей чистоте и порядке);
  • участвуют в качестве официальных представителей трудящихся в работе специально созданных комиссий по проведению контрольных мероприятий и обследованию технического состояния зданий и сооружений, оборудования, приборов, машин, механизмов и прочих объектов на соответствие их нормам и правилам по охране труда. Проверяют эффективность и исправность работы вентиляционных шахт и систем, санитарно-технических устройств и санитарно-бытовых помещений, содержание средств индивидуальной и коллективной защиты сотрудников, а также разрабатывают мероприятия, направленные на устранение выявленных недостатков;
  • разрабатывают и внедряют мероприятия, направленные на предупреждение производственных травм, несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также на улучшение условий труда работников;
  • своевременно сообщают руководителям о произошедших несчастных случаях, контролируют соблюдение норм рабочего времени и времени отдыха, предоставление гарантий, компенсаций и льгот за условия работы, которые отклоняются от нормальных;
  • организовывают обучение по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве, помогают ее оказывать непосредственно при наступлении несчастного случая;
  • участвуют в расследовании уже произошедших несчастных случаев на производстве по поручению профсоюзного органа или иного представительного органа трудового коллектива;
  • информируют трудящихся о нарушениях в отношении требований безопасности при проведении работ, проводят разъяснительную работу в коллективе по вопросам охраны труда.

Общая характеристика

В сфере реализации управления ОТ особое значение имеет контроль. Он реализуется в трех ключевых направлениях. В частности, обеспечивается государственный, общественный и ведомственный контроль. Первый осуществляется Федеральной службой занятости. В ее структуре находятся Управление по надзору за соблюдением ТК, территориальные органы по госконтролю исполнения законодательства и иных нормативных актов об охране труда. Ведомственный надзор осуществляется специальными службами концернов, министерств, ассоциаций. В учреждениях и организациях он выполняется уполномоченными структурами, инженерами по ОТ или лицами, на которых возлагаются соответствующие обязанности. Специальные комиссии профкомитетов предприятий осуществляют общественный контроль.

Соблюдение правил охраны труда является обязанностью всех работников любой организации вне зависимости от ее правового статуса. Комиссии профкомитетов уполномочены осуществлять проверку для выявления нарушений установленных предписаний, установления виновных субъектов для последующего привлечения их к ответственности.

Частота контроля


В зависимости от того, насколько часто на предприятии проводится контроль, различают следующие виды надзора:

  • постоянный;
  • оперативный;
  • выборочный.

Постоянный тип применятся во время регулярной оценки состояния ОТ во время производства (контроль используется ежедневно). Целью этого надзора является проверка работоспособности оборудования и исправности защитных устройств в организациях, где проводятся работы повышенной опасности. На рабочем месте должны быть огнетушители и специальная одежда для аварийных случаях (особенно это касается тех ситуаций, когда проходит активная работа с огнеопасными веществами).

Оперативный контроль подразумевает периодическую оценку условий работы на предприятии, которая проводится управляющим филиала вместе с участниками профсоюзов. Цель – проверка соблюдения санитарно-гигиенических требований, рабочих инструментов и аппаратуры.

Выборочный контроль осуществляется в определенный день раз в месяц. Для его проведения собирается экспертная группа, куда входят инженер по охране труда и руководитель структурного подразделения. Проходят проверка соблюдения нормативно-правовых актов и контроль над обеспечением условий выполнения трудовых функций. Также может проверяться факт проведения регулярного или внеочередного инструктажа по ТБ.

Органы общественного контроля в сфере охраны труда

Наиболее эффективной разновидностью общественного контроля в сфере охраны труда можно назвать тот, который осуществляется профсоюзными органами. Они представляют собой особые общественные организации, на которые возлагается большое количество различных функций. Все эти функции, в свою очередь, должны быть направлены на то, чтобы обеспечить защиту интересам и законным правам современных сотрудников.

Для выполнения возложенных функций профсоюзы наделяются следующими основными полномочиями:

  1. Правом на запрос официальных сведений от различных органов при условии, что данные сведения имеют прямое отношение к вопросу охраны труда внутри конкретной организации.
  2. Возможностью предъявления к работодателю официальных требований относительно приостановки деятельности предприятия. Такие требования могут быть выдвинуты в том случае, если условия труда не будут соответствовать установленным нормам и стандартам, а также будут представлять угрозу для жизни или здоровья подчиненных.
  3. Правом на получение информации относительно произошедшего в организации несчастного случая. Такая информация должна быть использована уполномоченным органом для того, чтобы сделать соответствующие выводы и провести необходимые профилактические мероприятия.

Журнал общественного контроля по охране труда

Журнал общественного контроля представляет собой особый внутренний документ компании, в который включается информация относительно различных мероприятий по охране труда, проведенных в конкретной организации. Помимо этого, такой документ может быть использован работодателем и в некоторых иных целях. В частности, туда могут помещаться сведения о различных проверках как регулярных, так и внеплановых.

Сама форма журнала может быть разработана и утверждена работодателем самостоятельно. Однако ответственному лицу необходимо проследить и за тем, чтобы она включала в себя следующие основные сведения:

  1. Номер вносимой записи.
  2. Дату внесения соответствующих сведений в журнал.
  3. Основную информацию относительно способа контроля, который используется работодателем.
  4. Данные относительно произведенных действий и полученных результатов. При необходимости здесь могут быть указаны различные замечания, некоторые дополнительные поправки и т.д.
  5. Информацию относительно лица, которым и была осуществлена проверка. Здесь нужно указать ФИО ответственного сотрудника, а также наименование занимаемой им должности.

После создания журнал должен быть пронумерован и прошнурован. В положенном месте также проставляется личная подпись лица, ответственного за ведение данного журнала. На подписи ставится и фирменная печать организации.

Какие органы осуществляют государственный надзор за охраной труда

Федеральная инспекция труда (в соответствии со ст. 3535 ТК РФ) является главным органом, осуществляющим надзорные функции.

Федеральная инспекция труда

Настоящий орган власти представляет собой организованную централизованную систему, ответственную за госнадзор по части соблюдения трудового законодательства. Служба осуществляет контроль по вопросам  безопасности ведения профессиональной деятельности.

Основные функции инспекции:

  • обеспечение безопасности профессиональной деятельности на рабочих местах и контроль за ее исполнением;
  • проверка соблюдения применяемых норм трудового законодательства;
  • передача сотрудникам данных о методах и возможностях применения норм трудового права;
  • выявление нарушений и уведомления о методах борьбы с ними в вышестоящие органы.

Функция инспекции заключается в надзоре за соблюдением законов по труду

Полномочия службы:

  • аудит в области соблюдения права в сфере труда;
  • расследование выявленных правонарушений и их последствий;
  • изучение и анализ нарушений со стороны руководства компаний;
  • направление сводных данных о состоянии дел в вышестоящие органы;
  • ведение аналитической и практической деятельности по нарушениям и причинам их появления;
  • аналитика травматизма на производстве;
  • ведение работы с жалобами, прочей корреспонденцией;
  • информационная и консультационная работа среди руководителей предприятий;
  • подготовка и публикация отчетов о состоянии сферы трудовой деятельности.

Государственные инспекторы труда

Сотрудник инспекции является должностным лицом, которое уполномочено контролировать соблюдение трудового законодательства и других законов по безопасности труда.

Важно! Основные полномочия инспекторов закреплены в ТК РФ, постановлении №. 875 Постановления Правительства РФ от 01.09.2012. Основные права:

Основные права:

  • посещение организаций различных видов и форм хозяйствования с целью проведения проверок;
  • запрос у работодателей необходимой информации и данных о состоянии безопасности труда;
  • проведение расследований несчастных случаев и ситуаций, связанных с травматизмом в компаниях;
  • предъявление предписаний по устранению выявленных нарушений;
  • возможность участвовать в судебных процессах при необходимости;
  • запрет на применение СИЗ в случае, если последние не соответствуют установленным стандартам и нормативам.

Основные обязанности:

  • соблюдение законов РФ;
  • хранение государственной тайны.

Основная задача инспектора – проверочная деятельность, по плану и вне его, на предприятиях.

Важно! В процессе проверки инспектор исследует состояние вопросов техники безопасности, выявляет отклонения от нормы (если они есть), выдает предписания об исправлении имеющихся недочетов

Функции и полномочия Ростехнадзора

Ростехнадзор – это орган власти, который осуществляет функции по принятию законодательных актов, аудиту в следующих областях:

  • охрана окружающей среды;
  • безопасность использования атомной энергии;
  • охрана недр;
  • промышленная безопасность;
  • безопасность сетей и установок;
  • безопасность при работе со взрывчатыми веществами.

Деятельность Ростребтехнадзора связана с промышленной безопасностью

Основные функции Ростехнадзора:

  • разработка политики и нормативной документации по части технологического, атомного контроля;
  • контроль и аудит в вышеуказанных сферах.

Полномочия службы – это контроль следующих параметров:

  • соответствие нормативам  в области атомной промышленности, ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности;
  • защита ядерных объектов;
  • соблюдение требований промышленности безопасности;
  • соблюдение требований безопасности в энергетике.

Основные права службы:

  • запрашивать и получать требуемую информацию;
  • проводить расследования по вопросам сферы регулирования;
  • вести разъяснительную работу с физлицами и юрлицами;
  • проводить профилактические мероприятия.

Функции и полномочия Роспотребнадзора

Основные функции Роспотребнадзора:

  • эпидемиологический и санитарный контроль;
  • защита прав потребителей;
  • научные исследования;
  • разрешение вопросов госслужбы.

Основные полномочия:

  • контроль выполнения требований законодательства;
  • лицензирование определенных видов деятельности;
  • определение причин эпидемий и инфекций массового характера;
  • предоставление органам госвласти информации об эпидемиологической обстановке;
  • введение карантина или его отмена в случае необходимости;
  • мониторинг ситуации по санитарному и эпидемиологическому состоянию в РФ.

Важно! Таким образом, для каждого вида надзора и контроля за безопасностью труда создана своя служба

Показатели травматизма

Они выступают в качестве ключевых характеристик состояния ОТ. К показателям относят коэффициенты тяжести и частоты несчастных случаев и смертельных исходов. Оценка динамики их изменения позволяет спрогнозировать их значение на предстоящий период. Критерии, в соответствии с которыми травма характеризуется как производственная, указаны в Положении, определяющем особенности расследования страховых случаев. Согласно документу, учет ведется в отношении ситуаций, повлекших за собой стойкую или временную потерю трудоспособности, необходимость перевода сотрудника на другую работу или смерть, возникшие при выполнении им своих профессиональных обязанностей во время смены на территории предприятия либо за ее пределами, в том числе по пути к месту выполнения задания. К несчастным случаям относят травмы, полученные и от другого лица, острое отравление, ожог, тепловой удар, обморожение, утопление, укусы насекомых, поражение ионизирующим излучением, молнией или электротоком. Страховыми ситуациями также являются повреждения, которые получены при аварии, взрыве, разрушении сооружения, здания или конструкции, стихийного бедствия и прочих ЧС.

Цели и задачи

Целями и задачами такого контроля на предприятии выступают:

  • Защита прав и законных интересов работников перед руководством предприятия и иными контролирующими органами.
  • Принятие участия в разработке и реализации локальных нормативных актов в области безопасности в организации.
  • Принятие участия в составе комиссий по проведению инструктажей и проверок знаний по ОТ.
  • Проведение профилактических мероприятий в области охраны труда при осуществлении проверок и в соответствии с собственным графиком.
  • Издание обращения и жалобы в соответствующие государственные органы с информацией о допускаемых нарушениях.
  • При возникновении несчастного случая или внештатной ситуации на производстве и нанесении травмы и вреда жизни и здоровью сотруднику общественные органы имеют право представлять его интересы в суде, а также защищать его права и законные интересы.
  • Предъявление представителям руководства организации требования об устранении выявленных нарушений в области и безопасности производства в установленные сроки по результатам проверки или по заявлениям работников.
  • Участвовать при разрешении конфликтных ситуаций и споров между работником и работодателем.

Кто осуществляет на предприятии?

Осуществлением таких полномочий занимается профсоюзная организация рабочих.

Также контроль профсоюзом осуществляется, помимо положений федерального законодательства, внутренними актами организации – коллективным договором, положением о профсоюзной организации и иными актами, имеющими юридическую силу на территории предприятия.

Таким профсоюзом может выступать как отделение на одном предприятии, так и общая организация, объединяющая сотрудников определенной отрасли на территории региона или всей страны.

Главным условием является действительное и эффективное отстаивание интересов сотрудников.

Общественный контроль за охраной труда

Права профсоюзных инспекторов труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов закреплены статьей 370 Трудового кодекса РФ и ст. 20 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях дея­тельности».

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов имеют право:

  • осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права;
  • проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;
  • принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
  • получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей – индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профзаболеваниях;
  • защищать права и законные интересы членов профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);
  • предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
  • направлять работодателям представления об устранении вы­явленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;
  • осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, вы­полнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
  • принимать участие в работе комиссий по испытаниям и при­ему в эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов;
  • принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связан­ных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с измене­ниями условий труда;
  • принимать участие в разработке проектов федеральных за­конов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового нрава;
  • принимать участие в разработке проектов подзаконных нор­мативных правовых актов, устанавливающих государственные норма­тивные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством РФ;
  • обращаться в соответствующие органы с требованиями о при­влечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

В соответствии со статьей 370 Трудового кодекса РФ постановлением Исполкома ФНПР от 18.10.2006 N 4-3 утверждено Типовое положение об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза. Типовое положение определяет основные направления деятельности, права и обязанности уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением требований охраны труда на предприятиях, в учреждениях и организациях, в которых работают члены профсоюза.

Обязанности работодателя

Поскольку общественный контроль является частью работы профсоюзного движения, все работодатели обязаны создавать инспекторам по общественному надзору условия для работы в соответствии с коллективным договором или локальным нормативным актом организации. Это значит, что у контролера есть право:

  • получать освобождение от основной работы не менее чем на 2 часа в неделю с сохранением оплаты на это время в размере среднего заработка;
  • иметь доступ к необходимой документации (правилам, инструкциям, другим нормативны­м и справочным материалам);
  • беспрепятственно посещать необходимые для проверки объекты;
  • иметь условия для обработки и хранения полученной документации;
  • проходить обучение за счет средств работодателя и ФСС;
  • иметь социальные гарантии.

За нарушение прав или препятствование работе общественного уполномоченного сама организация-работодатель и ее должностные лица несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.

Уполномоченный

По каким направлениям может работать уполномоченный?

Задачи заключаются:

  • в помощи в организации безопасных условий работы;
  • наблюдении за состоянием безопасности труда в организации;
  • защите интересов работников в процессе рассмотрения споров о труде;
  • надзоре за соблюдением сотрудниками норм по безопасному труду;
  • организации правильности использования приспособлений по защите работников (СИЗ, коллективные средства);
  • участии в функционировании комиссий по проверке состояния зданий, оборудования;
  • участии в выработке мероприятий по недопущению несчастных случаев;
  • предоставлении сведений работникам о нарушении требований к безопасности.

Таким образом, функции общественников сводятся к выполнению работ по вопросам соблюдения норм трудового законодательства.

Пройдите обучение в государственном ВУЗе:

Профессиональная переподготовка специалистов по охране труда

250 часов 1 раз

Специалисты по охране труда не имеющие профильного образования по охране труда.

Дистанционная, очно-заочная Выдается ДИПЛОМ

Подробнее

Дополнительное образование по охране труда

250 часов 1 раз

Все желающие получить новую профессию специалиста по охране труда.

Дистанционная, очно-заочная Выдается ДИПЛОМ

Подробнее

Повышение квалификации специалиста по охране труда

72 часов 1 раз / 5 лет

Специалисты по охране труда, желающие пройти курсы повышения квалификации.

Дистанционная, очно-заочная Выдается удостоверение

Подробнее

Обучение и проверка знаний требований охраны труда

40 часов 1 раз / 3 года

Руководители, ИП, специалисты по охране труда, члены комиссий по охране труда.

Дистанционная, очно-заочная Выдается удостоверение

Подробнее

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий