Особенности конституции РФ. Конституция Российской Федерации

Современные реалии

Сегодня, когда страна переходит к новому строю, появляется достаточно много острых конфликтов и кризисных ситуаций. Повышенную актуальность приобретает исследование и анализ социальных противоречий, проявляющихся в юридических формах в том числе. Эти явления в полной мере затрагивают и современный российский конституционализм.

Становится весьма очевидным тот факт, что степень реальности демократических принципов, провозглашаемых Основным Законом, эффективность регулирования определяются во многом глубиной его проникновения в природу конфликтов и социальных противоречий современного государства и общества.

Характеристика Конституции РФ

Положение Конституции РФ в качестве основного нормативного акта России обеспечивается:

  1. Верховенством Основного Закона.
  2. Прямым действием конституционных норм.

Верховенство конституционных норм означает, что Конституция РФ действует на всей территории Российской Федерации и имеет высшую юридическую силу, то есть все принимаемые на территории страны законы (федеральные или приняты в отдельных субъектах) должны соответствовать конституционным нормам.

Несмотря на то, что субъекты РФ наделены правом принимать собственные уставы, их действие ограничивается территорией субъектов, в то время, как Конституция РФ распространяет свое действие сразу на все субъекты.

Прямое действие конституционных норм означает, что они действуют на территории РФ не опосредованно, а напрямую, то есть их несоблюдение не может быть оправдано никакими причинами.

Текст Конституции РФ включает в себя:

  • полный свод основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с международными стандартами защиты прав человека;
  • характеристику институтов и механизмов, которые обязаны обеспечивать взаимодействие гражданских прав и свобод со всеми остальными конституционными институтами в сфере политического, экономического и социального устройства государства;
  • правила обеспечения реализации конституционных прав и свобод личности;
  • структуру и компетенции органов государственной власти: Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства и др.;
  • принципы и структуру судебной власти РФ;
  • структуру и компетенции местного самоуправления РФ;
  • способы и порядок внесения поправок в содержание Конституции и её пересмотра.

Конституции РФ состоит из краткой преамбулы и двух разделов, первый из которых, разбит на 9 глав: «Основы конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина», «Федеративное устройство», «Президент Российской Федерации», «Федеральное Собрание», «Правительство Российской Федерации», «Судебная власть», «Местное самоуправление», «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».

Дополнительная информация

Значение Конституции РФ в жизни страны

Подробности
Опубликовано 11.12.2018 11:01

Конституция – это главный нормативно-правовой акт, в котором закреплены главные нормы конституционного права. Именно в ней установлены конституционно-правовые нормы, которые носят общий характер и являются основополагающими.

Конституция является юридическим документом, основой государственности, законности и правопорядка. И именно в таком качестве она составляет предмет науки конституционного права. К тому же Конституция является политическим документом, потому что регулирует политические отношения в обществе.

Конституция, действующая в нашей стране, является конституцией демократического правового государства, она воплощает волю многонационального российского народа и признает высшей ценностью человека его права и свободы. В ней закреплены начальные принципы и роль государства, функции, которые оно призвано выполнять и основные формы и методы деятельности. Поэтому Конституция необходима для существования современного государства. Конституция – это средство, которое целенаправленно воздействует на общественные отношения. Благодаря Конституции все социальные слои общества согласованно взаимодействуют.

Конституция – это в своем роде уникальный учредительный правовой акт, который юридически закрепляет суверенитет, независимость и верховенство государственной власти. Россия – федеративное государство, поэтому на территории нашей страны действуют Конституция Федерации и конституции Республик в её составе. В ч. 2 ст. 5 Конституции РФ сказано: «Республика (государство) имеет свою Конституцию и законодательство». Совокупность действующих в РФ конституций образуют систему конституций или конституционную систему. Основой является федеральная Конституция.

Конституция России имеет очень большое значение в жизни страны. Через Конституцию государство реализует свою национальную идею и то, каким оно видит обновляемую государственность. Конституции отведена своя роль в жизни страны и своё предназначение. Она является юридическим актом, которому присущи все черты и свойства Основного закона. Конституция занимает ключевое, приоритетное место в системе права нашей страны. В ней закреплены идеи и принципы, которые определяют характер общества, основные принципы экономики, политики, государства и права, социальной сферы. И чем ближе Конституция к национальной идее, тем эффективнее ее роль в развитии общества.

Если Конституция имеет расхождение с национальной идеей, игнорирует ее или идет против нее, то у нее практически нет никаких шансов на признание со стороны народа и государства.

Роль Конституции в жизни страны заключается в том, что она вносит порядок и организацию в общественную жизнь, регулирует взаимоотношения человека с государством и определяет место человека в обществе. В ней закреплены основополагающие принципы права, функции государственных органов, методы и формы их деятельности. Конституцией определены характер и пределы государственного регулирования всех основных сфер жизни страны: экономической, политической, социальной, духовной. Помимо этого Конституция регулирует особенности внешней политики государства, а также международное и внутригосударственное право.

Что содержит главный закон страны

В социальной и правовой действительности любая Конституция становится самостоятельным явлением. Поэтому она обладает совокупностью основных черт, юридических свойств. Благодаря этому выражается индивидуальность документа, качественное своеобразие высшего закона государства. Эти черты помогают подчеркнуть правовую природу любой Конституции.

Конституционное право тоже занимает отдельное место. Механизм конституционного регулирования определяется основными чертами и юридическими свойствами.

Их список включает:

  1. Основа правовой системы.
  2. Стабильность.
  3. Верховенство.
  4. Реальность.
  5. Преемственность.
  6. Перспективность.
  7. Итоговый характер для подписаний.
  8. Легитимность.

Некоторые черты лучше раскрывают роль Конституции в процессах жизни общества, государства.

К таким чертам относят:

  • Стабильность.
  • Реальность.
  • Народность.
  • Основополагающий характер.

Основополагающий характер означает, что Конституция регулирует самые важные явления, связанные с обществом и государством, их взаимодействием.

Внимание! О стабильности документа говорят длительность действия, устойчивость в высокой степени.

Что из вопросов по конституции решает Госдума

Здесь всего несколько пунктов:

  1. Обвинения против Президента, чтобы отрешить его от должности.
  2. Объявление амнистии.
  3. Назначение на должность, либо освобождение от неё Уполномоченного по правам человека.
  4. Председатель счётной палаты и половина её аудиторов могут быть назначены, либо смещены с должностей представителями ГосДумы.
  5. То же касается Председателя Центрального Банка, если он допустил какие-либо нарушения.
  6. Каждый год государственная Дума заслушивает отчёт Правительства обо всей работе, проделанной в разных направлениях.
  7. Решение вопросов, связанных с доверием в адрес Правительства.
  8. Дача согласия на назначение Председателя Правительства.

Порядок изменения и пересмотра документа содержится в заключительных главах. В этих же главах описывают порядок, согласно которому временно изымают из действия отдельные положения Конституции.

Некоторые разделы посвящены самому Правительству РФ и тому, как оно должно действовать для разрешения тех или иных вопросов. Остальные направления регулируются органами власти, которые тоже действуют на основе Конституции.

Структура Конституции РФ

А) Преамбула – ценности, обладающие демократическими и гуманистическими характеристиками.

Б) Первый раздел:

  • Конституционны строй;
  • Основные права и свобода гражданина;
  • Устройство федерации;
  • Президент РФ и его особый статус;
  • Принципы деятельности Федерального Собрания;
  • Разделение судебной власти;
  • Органы местного самоуправления;
  • Внесения поправок и пересмотр Конституции.

В) Второй раздел: период функционирования Главенствующего закона на территории РФ и прекращения действия предыдущей версии Конституции РФ. Функционирование основных законов и нормативно-правовых актов, вступающих в силу с момента признания действующей версии Конституции; основания функционирования правительственных и правоохранительных органов. 

Конституционный строй – тип государственного устройства, который прописан в Основном законе. РФ представлена политическим образованием гражданского общества, которое носит демократическую направленность и гуманность к гражданам своей страны, главной ценностью государства представлены права и свобода индивида, а их выполнение – главной целью правительственных органов. 

Порядок изменения Конституции. Пересмотр Конституции и принятие конституционных поправок

Российская конституция относится к так называемым «жестким» конституциям, для которых характерен особый, усложненный порядок внесения в них изменений, обеспечивающий стабильность конституционно-правовых институтов. В отношении Конституции РФ вышеназванный порядок характеризуется следующими основными особенностями:

1. Сужен круг субъектов, имеющих право вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

2. Положения гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Для этого в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание, которое либо подтверждает неизменность конституции, либо разрабатывает проект новой конституции.

Новый проект может быть принят самим Конституционным Собранием либо вынесен на всенародное голосование.

3. Поправки к гл. 3–8 Конституции РФ принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, но, в отличие от него, вступают в силу только после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации в течение одного года. Принято уже несколько законов РФ о поправке к Конституции РФ. Первый опыт принятия поправок к Конституции РФ реализован в декабре 2008 года, когда были внесены поправки в Конституцию РФ, предусматривающие изменение срока полномочий Президента РФ и Государственной Думы, а также расширяющие контрольные полномочия последней. 5 февраля 2014 года Президент РФ подписал Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», предусматривающий формирование объединенного Верховного Суда Российской Федерации как единого высшего судебного органа. В июле 2014 года Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации предусмотрел расширение Совета Федерации представителями Российской Федерации, которых назначает Президент РФ.

Наконец, 14 марта 2020 года Президент РФ подписал Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», которым внесены многочисленные изменения и дополнения в гл. 3–8 Конституции РФ. Этим законом установлены новые дополнительные условия одобрения и вступления в силу принятых поправок к Конституции РФ, примененные только к данному закону. Так, после одобрения Закона РФ о поправке к Конституции РФ органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации Президент РФ направляет в Конституционный Суд РФ запрос о соответствии положениям гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ не вступивших в силу положений Закона о поправке к Конституции РФ, а также о соответствии Конституции РФ порядка вступления в силу Закона о поправке к Конституции РФ. Конституционный Суд РФ не позднее семи дней со дня направления Президентом РФ запроса дает заключение по существу запроса. В случае положительного заключения проводится общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ. Если заключение отрицательное (выявлены несоответствия Конституции РФ), поправки в Конституцию РФ не вступают в силу, общероссийское голосование не проводится. Конституционный Суд РФ в своем заключении от 16 марта 2020 года дал положительный ответ на запрос Президента РФ и не выявил в Законе РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 года несоответствия Конституции РФ. В связи с этим 1 июля 2020 года было проведено общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ, результаты которого официально опубликованы ЦИК РФ 3 июля 2020 года. Поскольку граждане РФ одобрили изменения Конституции РФ, Президент РФ в тот же день подписал Указ «Об официальном опубликовании Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками», в котором установил дату вступления поправок в Конституцию РФ в силу — 4 июля 2020 года.

4. Изменения в ст. 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав РФ, вносятся на основании федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта или о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта.

показать содержание

Новая система

Содержание Конституции РФ регламентирует установление режима, предполагающего существование как, собственно, самого Основного Закона, так и комплекса предписаний федерального значения. Последние формулируются в соответствии с вопросами, предусмотренными в проекте, дополняют и развивают его.

Закон считается принятым при наличии одобрения большинства от не менее 3/4 голосов общего количества членов СФ и не менее 2/3 от всего количества депутатов Госдумы. После утверждения в течение 14 суток он подлежит подписанию представителем верховной власти. Им является Президент. После этого закон обнародуется. Содержание Конституции РФ предусматривает утверждение таких законов, как, например:

  • О порядке, согласно которому осуществляется изменение статуса субъекта страны.
  • О государственном гимне, гербе и флаге и правилах их использования.
  • О судебной системе и прочих.

Положения Конституции РФ в гл. 1, 2 и 9 могут корректироваться не ФС. Для внесения изменений существует вновь сформированный орган. Им является Конституционное Собрание. При этом корректировки утверждаются при наличии одобрения решения 3/5 голосов от общего числа членов ФС и депутатов Госдумы. Принятие поправок к гл. 3-8 осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным для введения конституционного федерального закона. В свою силу они вступают после того, как будут одобрены представителями органов законодательной власти не менее чем от 2/3 субъектов страны.

Юридические свойства

Они считаются производными от приведенных выше черт. Юридические свойства, которые имеют статьи Конституции РФ, выражены в:

  • Верховенстве Основного Закона.
  • Роли Конституции как центра государственной правовой системы.
  • Особой охране Основного Закона.
  • Специфическом порядке пересмотра и утверждения документа, внесения поправок в него.

Конституция страны представляет собой нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий базу конституционного строя, фундамент правового статуса гражданина и человека, устройство страны, принципы организации и функционирования, а также всю структуру органов местной и государственной власти.

Общие сведения

Действующая Конституция Российской Федерации используется всеми судами страны. На базе основного закона выстроена существующая система формирования публичной власти, действуют механизмы, предотвращающие возрождение тоталитарного режима в государстве и обществе, способствующие защите гражданской позиции от посягательств государства.

Конституция выступает в качестве подлинного источника права. Сегодня Основной Закон представляет собой один из наиболее значимых инструментов, используемых при осуществлении экономических и политических реформ, образовании рыночной отношений, гражданского общества.

Характеристика Основного Закона

Конституция, выполняя регулятивную функцию, призвана обеспечивать внутреннюю целостность норм внутригосударственной правовой системы. Вместе с этим она должна способствовать установлению эффективного взаимодействия с иностранными законодательными структурами. Конституция исчерпывающим образом определяет перечень основных нормативных актов. В него, в частности, входят законы о судебной системе, порядке функционирования Правительства страны при чрезвычайном положении и так далее. Всего их 14.

Конституция РФ (последняя редакция), фиксируя основные законы, круг отношений, которые они регулируют, закрепляет их центральную позицию в действующем законодательстве. Вместе с этим они приобретают особую юридическую силу. Принятие Конституции РФ осуществляется по усложненному порядку. Для одобрения Основного Закона необходимо не меньше 3/4 голосов всех членов СФ.

Усилению позиции Конституции в правовой системе страны весьма способствует и тот факт, что на нее не может наложить вето Президент. По своей структуре Основной Закон представляет собой “кодекс”. Однако это не означает, что его регулирование существующих государственно-правовых отношений можно считать исчерпывающим. В связи с этим некоторые авторы используют несколько иную формулировку, характеризующую Основной Закон, – “кодексообразный документ”.

Единое конституционное пространство

Конституция Российской Федерации, а также конституции субъектов Российской Федерации образуют единое пространство конституционной направленности Российской Федерации, имея как общие, так и особенные черты

В качестве общего выступают функционально-правовое назначение служить основным законом и, что не менее важно актом учредительного порядка: в одной ситуации – в отношении государства в целом, в другой – для составных частей Российской Федерации. Особенности в свое время обусловлены существенной разницей в природе государственности

С данных позиций различия просматриваются в силе юридической направленности, объекте регулирования правового характера, территории действия, специальной процедуре принятия, пересмотра и, конечно, внесения поправок, а также в правовой защите.

По силе юридической направленности соотношение между федеральной Конституцией Российской Федерации, а также конституциями, уставами субъектов Российской Федерации выглядит таким образом. Конституция Российской Федерации обладает высшей силой юридического характера и верховенством на всей территории России (об этом свидетельствует 4, а также 15 статья Конституции Российской Федерации). Так получается, что конституции, уставы субъектов Российской Федерации обязаны соответствовать Конституции Российской Федерации. Что касается основных законов, то они в свое время обладают высшей юридической силой и, конечно, верховенством в системе регионального законодательства.

Различия существенного характера обычно наблюдаются с точки зрения объекта конституционно-правового регулирования. Учитывая разграничения предметов ведения между Российской Федерацией, а также ее субъектами, как Конституция федеральной направленности, так и конституции, уставы составных частей России имеют собственный объект регулирования. В соответствии с 71–73 статьей Конституции Российской Федерации на уровне федеральной Конституции определяют конкретные отношения по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия органов федерального характера по предметам совместного ведения. Уставами, а также конституциями субъектов Российской Федерации осуществляется процесс регулирования отношений в соответствии с их предметами ведения, а также полномочиями органов власти государственной направленности субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения.

По территории действия Конституция федеральной направленности имеет определенную юридическую силу на всей территории России, в то время как конституции, уставы субъектов осуществляют свои действия только на их территории. Экстерриториальное действие конституций, а также уставов субъектов Российской Федерации имеет место в достаточно малом количестве случаев

Например, в ситуации появления каких-либо споров между субъектами Российской Федерации, при подготовке и, что не менее важно подписании меж федеральных, и межрегиональных договоров иногда появляется потребность применения, использования и ссылки на определенные конституционные нормы, уставы субъектов Российской Федерации, которые являются вовлеченными в правотворческий, правоприменительный, а также договорные процессы выходящие за рамки их территории

Особенности Конституции Российской Федерации

Прообразом Конституции в нашей стране можно считать «Основные Законы Российской Федерации», разработанные и введенные в действие в 1906 году. В дальнейшее столетие документ обновлялся под действием изменения отношений в политическом устройстве, экономических связях и общественной жизни.

Действующая Конституция России была принята 12 декабря 1993 года путем всеобщего голосования по Указу Президента от 15 октября 1993 года. Значительные поправки допустимы только в ходе свободного голосования на всенародном референдуме.

Конституция РФ устанавливает правила по организации и функциональному управлению органов власти, обязуется защищать права граждан, а также регулирует взаимные отношения граждан с органами власти.

Законы страны полностью находятся под юрисдикцией Конституции. И нарушение любой ее нормы – основание для привлечения к юридической ответственности.

Основные принципы конституционного строя в Российской Федерации:

  • форма правления – республика;
  • устанавливает источник верховной власти – народный суверенитет;
  • права и свободы граждан обладают приоритетным значением;
  • власть делится на три основные ветви;
  • установлена форма государственного строения – федерация;
  • государство признается светским и социальным;
  • закреплен правовой характер государства.

Конституция регулирует все законодательные проекты и правовые акты страны. Ни один закон не может быть легализован, если он идет в противовес Конституции. Все юридические и правовые отношения находятся под основным сводом законов.

Это же касается и положений международного права. Все договоры и документы между РФ и другими государствами не должны отрицать норм Конституции.

Конституция защищает права всех граждан, а также регулирует интересы каждого человека.
Она регламентирует не только политические права всех граждан, но и устанавливает основные экономические свободы.

В документе прописаны основы территориального устройства. Российская Федерация разделена на 85 территориальных субъектов, наделенных равными возможностями. Каждый федеральный субъект имеет свою исполнительную, законодательную и судебную власть, которые решают самостоятельно множество вопросов, но при этом подчиняются федеральным органам правления.

Конституция влияет на законность всех документов, нормативных актов и юридических отношений.
Нормы Конституции устанавливают порядок работы органов государства. Все государственные учреждения функционируют в соответствии со статьями Конституции.

Государственные партии, общественные организации, должностные лица должны быть образованы и осуществлять свою работу, соблюдая конституционные положения.

Гарантом защиты Конституции в России является Президент. Именно он следит за соблюдением норм Основного Закона, обеспечением прав и свобод граждан.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий