Можно ли избежать ответственности
Если человек добровольно обращается в правоохранительные органы, передавая информацию о планируемой сделке, то он может рассчитывать на освобождение от ответственности или смягчение наказания. Кстати, если вас спровоцировали на дачу взятки, то в таком случае нельзя говорить о привлечении к уголовной ответственности. При таких ситуациях, если вы сотрудничаете с органами дознания, ФСБ – вся ответственности ложиться на получателя взятки, а вы – остаетесь свидетелем
Но, мы всегда осторожно подходим к “сделкам со следствием”, потому как в таком процессе много нюансов, главный из которых – фактическое признание своей вины, что не всегда уместно и допустимо.
Вариантов избежания ответственности на самом деле много, это и грамотные показания всех участников дела, это и отсутствие доказательств в виде переписки, видео или аудио записей, распечаток прослушки телефона и прочее
Важно – выбрать правильную, наиболее выгодную для вас позицию и ее придерживаться. Мы не рекомендуем кардинально менять показания в процессе дела, судом это воспринимается негативно, поэтому – с позицией по делу лучше определиться в самом начале, после ее разработки с адвокатом, специалистом по делам о взятках.
Как видите, наказания за взятки достаточно суровые. Поэтому прежде чем совершать какие-то подобные действия по даче или получению взятки, нужно объективно оценить ситуацию и отказаться от подобных действий.
Внимание! Если в любом случае лучше обратиться к квалифицированным адвокатам по взяткам, которые смогут ответить на ваши вопросы и решить проблему
Когда дача взятки — оконченное преступление
Принято считать дачу взятки оконченным преступлением с момента принятия должностным лицом хотя бы части передаваемых ему ценностей (например, с момента передачи их должностному лицу или зачисления с согласия должностного лица на указанный им счет). При этом не имеет значения, получил ли взяткополучатель реальную возможность пользоваться или распоряжаться переданными ему ценностями по своему усмотрению.
Как оконченное преступление должны также квалифицироваться указанные выше действия, совершенные в условиях проведения ОРМ, вне зависимости от того, были ли ценности изъяты сразу после их принятия должностным лицом.
В тех случаях, когда предметом взятки является незаконное оказание услуг имущественного характера, преступление считается оконченным с начала выполнения с согласия должностного лица действий, непосредственно направленных на приобретение им имущественных выгод (например, с момента уничтожения или возврата долговой расписки, передачи другому лицу имущества в счет исполнения обязательств взяткополучателя и т. п.).
Если должностное лицо отказалось принять взятку, действия лица, непосредственно направленные на ее передачу, подлежат квалификации, в зависимости от размера взятки, как покушение на преступление, предусмотренное ст. 291 или ст. 291.1 УК.
Само по себе обещание или предложение должностному лицу передать незаконное вознаграждение за совершение им действий (бездействия) по службе, которое по не зависящим от виновного обстоятельствам не было реализовано, необходимо рассматривать как приготовление к даче взятки (ч. 1 ст. 30 и соответственно части 3–5 ст. 291 УК) в случае, когда сумма озвученного вознаграждения превышает 10 тыс. руб. Если же сумма не превышает указанного размера, содеянное, с учетом положений ч. 2 ст. 30 УК и санкции ст. 291.2 УК, не является уголовно наказуемым.
Таким образом, для квалификации дачи взятки, в том числе «мелкой», как оконченного преступления ключевым условием является установление факта принятия должностным лицом хотя бы части предмета взятки.
Но данный вопрос должен решаться индивидуально в каждом конкретном случае исходя из фактических обстоятельств дела. Принятие взятки должностным лицом может выражаться не только в непосредственном физическом получении им предмета взятки (например, должностное лицо берет деньги в руки, кладет их в карман или в сумку, убирает в ящик стола или в «бардачок» в салоне автомобиля), но и в поведении должностного лица, свидетельствующем о принятии взятки, даже при отсутствии его непосредственного физического контакта с предметом взятки. Например, взяткодатель в условиях очевидности для инспектора ГИБДД кладет деньги на сиденье в салоне служебного автомобиля, после чего инспектор, возвратив документы, отпускает его, либо взяткодатель кладет деньги на стол в рабочем кабинете должностного лица, а тот, не беря их в руки, одобрительно высказывается или кивает головой и т. п.
Устанавливая наличие либо отсутствие факта принятия взятки должностным лицом, правоприменителю следует оценивать все обстоятельства в комплексе (разговор между взяткодателем и взяткополучателем, их невербальное общение (жесты, мимика), поведение до передачи взятки, в момент ее передачи и после).
Характеристика
Должностным положением, способствующим осуществлению действий другими служащими, является значимость и авторитет занимаемого поста, наличие в подчинении других сотрудников. При этом, если субъект использует исключительно личные связи и отношения, не касающиеся его службы, то его действия не могут охватываться рассматриваемой статьей. Общее покровительство предполагает необоснованное формирование разных благоприятных условий для лица, предоставляющего незаконное вознаграждение, либо лиц, чьи интересы он представляет. Это может быть внеочередное повышение без всяких к тому предпосылок, незаслуженное поощрение и другие действия, не вызванные служебной необходимостью. Попустительство рассматривается как непринятие надлежащих мер за нарушения либо упущения, допущенные взяткодателем либо представляемыми им лицами, нереагирование на неправомерное поведение. При попустительстве и покровительстве конкретные поведенческие акты виновного могут и не оговариваться. Однако они в любом случае предполагаются.
Штраф или ограничение свободы за взяточничество
Степень наказания полностью основана на сумме, переданной чиновнику.
Форма и размер наказаний классифицируются так:
- При взятке до 10 000 рублей может быть вынесено наказание в виде лишения свободы или частичной изоляции на срок от 1 года до двух лет, или может быть выписан штраф. Размер штрафа может быть до 200 000 рублей, он определяется судом индивидуально и может составить сумму в размере трехмесячной зарплаты обвиняемого.
- При взятке, превышающей сумму 25 000 рублей может быть применен штраф от 200 000 рублей до 1 500 000 рублей или наказание в виде полного лишения свободы на срок до шести лет. А также, судом может быть вынесено дополнительное наказание в виде запрета на работу в качестве государственного служащего на срок до трех лет.
- При даче взятки в крупном размере, наказания тоже являются «крупными». Штраф может быть выписан в размере от двух до четырех миллионов рублей или обвиняемый может быть лишен свободы на срок от 7 до 12 лет. В качестве дополнительного наказания может быть вынесено решение о запрете на работу на любых должностях на срок до 10 лет.
- При взятке более 1 000 000 рублей штраф составит размер от 3 до 5 миллионов рублей или полное лишение свободы на срок от 8 до 15 лет. Кроме того, суд может запретить взяточнику работать где-либо на определенных должностях на срок до пятнадцати лет.
Важная информация! Вышеперечисленные наказания могут быть вынесены в том случае, если человек ранее был не судим. Если обвиняемый ранее был осужден за подобное преступление, решение по наказанию будет более суровым.
Определение понятия
Согласно нормам УК, взяткой принято считать получение гражданином, занимающим определённую должность, платы в форме материальных ценностей, каких-то благ или денежной суммы, каких-либо услуг в пользу дающего.
Тот, кто получает взятку на юридическом языке называется взяткополучателем, а кто даёт вознаграждение – взяткодатель.
При этом важно, чтобы действие/бездействие, которое должен исполнить взяткополучатель, должно относиться к сфере его служебно-должностного влияния. К примеру, помощь в благоприятном разрешении вопроса, попустительское отношение либо покровительство в служебных делах, карьере и пр
К примеру, помощь в благоприятном разрешении вопроса, попустительское отношение либо покровительство в служебных делах, карьере и пр.
Степень уголовной ответственности обуславливается обстоятельствами преступления и его суммой
Судья всегда берёт во внимание, выступала взятка материальной благодарностью за какую-то услугу либо за незаконные манипуляции
Взятки бывают:
- значительными – более 25 000 руб;
- крупноразмерными – больше 150 000 руб;
- особо крупными – более 1 000 000 руб.
При этом понятие минимального размера незаконного вознаграждения в законодательстве отсутствует. За взяточничество принимается получение любой денежной суммы.
Что касается иных материальных ценностей, то ст. 575 гражданского законодательства категорически запрещает дарить должностным лицам подарки, ценность которых больше 3 000 рублей.
Наказание для взяткополучателя
Ответственность за получение так называемой «взятки за законные действия» в размере от 10 тыс. рублей, то есть на что взяткополучатель по службе имеет полномочия, предусмотрена ч. 1 ст. 290. Она бывает в виде:
- Штрафа в размере:
- до 1 млн. руб.;
- 10-50-кратной взятки.
- Исправительных работ от года до двух.
- До 5 лет принудительных работ.
- Заключения до 3 лет.
Кара за полученную «взятку за законные действия» в значительном размере (свыше 25 тыс. руб.) последует в соответствии с ч. 2 анализируемой статьи. Это могут быть:
- Штраф:
- 200 тыс. – 1 млн. руб.;
- доход за 0,5-2 года;
- 30-60-кратной взятки.
- До 6 лет лишения свободы.
Получение взятки за незаконные действия (бездействие) наказуемо по ч. 3 статьи. Например, прекращение уголовного дела в отсутствие оснований, укрытие преступления, возвращение прав до истечения срока лишения и пр. За это могут последовать:
- Штраф:
- 0,5-2 млн. руб.;
- доход за период 0,5 – 2 года;
- 40-70-кратная взятка.
- Лишение свободы 3-8 лет.
Четвертой ч. ст. 290 установлена значительно более строгая ответственность за деяния по частям 1-3, совершенные людьми, замещающими:
- государственную должность РФ, учрежденную Конституцией, федеральными конституционными и федеральными законами (должности Правительства, Федерального Собрания, Государственной Думы, министры, Уполномоченные, некоторые судьи и др.);
- государственную должность субъекта РФ, учрежденную конституциями, уставами этих регионов для реализации полномочий госорганов (заместители глав, председатели, законодательных органов, избирательной комиссии, их заместители и прочие);
- должность главы органа местного самоуправления.
За это деяние им могут угрожать:
- Штраф:
- 1-3 млн. руб.;
- доход за 1-3 г.;
- 60-80-кратная сумма полученной взятки.
- Лишение свободы 5-10 лет.
Еще 1 блок усугубляющих наказание обстоятельств представлен ч. 5 ст. 290. Это совершение преступления, предусмотренного частями 1,3 и 4:
- группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (п. «а»);
- с вымогательством взятки (п. «б»);
- в крупном размере свыше 150 тыс. руб. (п. «в»).
За это преступление может последовать:
- Штраф:
- 2-4 млн. руб.;
- доходы за 2-4 года;
- 70-90-кратная сумма взятки.
- 7-12 лет лишения свободы.
Наиболее суровое наказание грозит по ч. 6 ст. 290 за деяния по частям 1, 3, 4 и пунктам «а», «б» ч. 5 за получение предусмотренной ими взятки в особо крупном размере (больше млн. руб.):
- Штраф:
- 3-5 млн. руб.;
- доходы за 3-5 лет;
- 80-100-кратная сумма взятки.
- Тюремное заключение 8-15 лет.
Дополнительное наказание
Дополнительное наказание назначается на усмотрение суда:
- По первой части статьи лишение права занимать должности применяется со всеми предусмотренными ей видами наказания, кроме лишения свободы, с которым может назначаться только штраф.
- По всем остальным частям статьи лишение права занимать должности применяется со всеми видами основного наказания, а с лишением свободы может назначаться еще штраф.
Часть статьи 290 | Лишение права занимать должности и заниматься деятельностью, определенными в приговоре (лет) | Штраф, кратный сумме взятки (взятка, умноженная на) |
1 | до 3 | 10-20 |
2 | до 3 | 30 |
3 | до 5 | 40 |
4 | до 7 | 50 |
5 | до 10 | 60 |
6 | до 15 | 70 |
С лишением свободы могут применяться сразу оба вида доп. наказания. С учетом всех обстоятельств и личности виновного суд может вовсе не назначить никакого дополнительного наказания.
Степень тяжести и давность
Преступления по ст. 290 УК РФ относятся к разным категориям тяжести и, соответственно, имеют различный срок давности привлечения за них к уголовной ответственности, исчисляемый с даты совершения преступления.
Часть ст. 290 УК РФ | Категория тяжести преступления | Срок давности |
1 | Небольшая | 2 года |
2 | Тяжкая | 6 лет |
3 | Тяжкая | 6 лет |
4 | Тяжкая | 6 лет |
5 | Особо тяжкая | 15 лет |
6 | Особо тяжкая | 15 лет |
Нюансы
В практической деятельности требуется устанавливать отличия рассматриваемого состава посягательства от получения подарка. В законодательных актах, посредством которых осуществляется регулирование отношений, связанных с государственной службой, устанавливается запрет на получение вознаграждения за выполнение тех или иных действий, входящих в круг полномочий чиновника.
Когда происходит разграничение между подарками и взяткой – нужно сказать, что первое не предполагает оказание встречного блага.
Это говорит о том, что:
- служащий получает подарок не в силу занимаемой должности, а в качестве знака проявления заботы и внимания, благодарность;
- принимающий не выполняет встречных действий в интересах дарящего;
- подарок не связан с исполнением обязанностей по службе.
Рассматриваемый состав предусматривает наличие специального субъекта. По этим понимается лицо, наделённое признаками. К ним относится занятие определённой должности в том или ином органе. В законодательстве нет оговорок относительно возрастной категории или прочих признаков субъекта. Понятие должностного лица даётся в статье 285 УК.
При рассмотрении нормы особое внимание обращается на то, что может возникнуть ситуация, когда лицо получает блага, в том числе финансы, за те действия, которые по факту им не могут быть выполнены. Данное действие в практической деятельности получает оценку согласно положений статьи 159 УК
Оценивая квалифицированные разновидности данного состава, нужно сказать, что группа лиц имеет место в том случае, когда в компанию входит два и более человека. При этом между ними существует предварительная договорённость, которая касается совершения посягательства. Важным моментом выступает то, что оба лица должны обладать дееспособностью, в противном случае они не могут составлять полноценную группу. Если виновный получает несколько вознаграждений – оценка даётся согласно совокупности составов.
Среди примеров судебной практики относительно рассматриваемой категории дел можно выделить следующие громкие дела: в 2016 году Улюкаев А. обвинён в получении взятки. Размер составил 2 миллиона долларов. Данная сумма чиновником получена за то, что ведомство, которым он руководил, дало положительную оценку “Роснефти”. Подобное действие с точки зрения уголовного закона оценивается как взятка в особо крупном размере. Максимальная мера воздействия – 15 лет лишения свободы.
Также можно привести пример министр дорожного хозяйства и его заместитель, ведущие деятельность в одном из регионов в 2015 году заключены под стражу в связи с получением взятки. Сумма её составила 2,9 миллионов рублей. Получали денежные средства чиновники за то, что покрывали выявленные нарушения в работе фирм, проводящих ремонтные работы на дорогах. Максимальная мера для них – 15 лет в виде лишения свободы.
Способы профилактики
Любое должностное лицо может стать обвиняемым во взяточничестве, даже при кристально честной работе. Как избежать наказания, если обвинение в получении взятки ошибочно:
- Нужно нанять высококвалифицированного юриста, в компетенции которого находятся именно дела коррупционного содержания. Это значительно упростит защиту и повысит шансы на торжество справедливости.
- Если незаконного вознаграждения не было, то нужно строить доказательную базу на факте провокации. Подобное актуально, если деньги подбросили в стол или папку с бумагами, в карман или просто в кабинет, даже в коробку конфет, принятую в благодарность.
- Защищаться нужно всеми путями – видео с камер, показания возможных свидетелей, знакомых взяткодателя, которые могли слышать или знать о его нечестных планах. Пригодятся и документы, подтверждающие, что у взяткодателя есть умысел или обида на вас. Это могут быть документы об отказе и пр.
Статистика
Обозначенное преступление является крайне распространённым.
За прошедший год было выявлено 4 908 преступлений, с получением взяток на сумму 771 800 000 рублей.
Около 10 % от этого числа преступлений, содержат квалификацию.
Это число преступлений значительно выше, чем в предшествующие годы.
Однако это связано, вероятно, не с увеличением числа преступлений в целом, а с повышением раскрываемости этой категории преступных деяний.
По статистике за дачу взятки осуждено приблизительно в 2 раза больше виновных, чем за её получение.
Преимущественное большинство из них, являются посредниками в передаче взятки.
Это говорит о высоком риске посреднической деятельности, при передаче незаконных вознаграждений.
Каковы обязательные условия освобождения от ответственности по статье 291 УК РФ – дача взятки?
Наиболее распространенными коррупционными преступлениями в нашей стране по-прежнему остаются преступления, связанные с взяточничеством. Именно они, наряду с другими коррупционными преступлениями, посягают на основы государственной власти и нарушают нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений.
Среди разновидностей взяточничества уголовное законодательство Российской Федерации отдельной статьей выделяет дачу взятки, как отдельный состав, образующий самостоятельное преступление, предусмотренное ст.
291 УК РФ, при этом как показывает анализ обращений граждан к автору настоящей публикации, к сожалению, именно по этой статье имеет место быть достаточно не редкое привлечение к уголовной ответственности тех или иных лиц по причине незнания и не реализации обязательных условий освобождения от уголовной ответственности.
К числу обязательных условий освобождения от уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного статьей 291 УК РФ, в силу примечаний к данной статье, относятся добровольное сообщение после совершения преступления о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело, а также активное способствование раскрытию и (или) расследованию преступления.
Сообщение (письменное или устное) о преступлении должно признаваться добровольным независимо от мотивов, которыми руководствовался заявитель. При этом не может признаваться добровольным сообщение, сделанное в связи с тем, что о даче взятки стало известно органам власти.
Активное способствование раскрытию или расследованию преступления должно состоять в совершении лицом действий, направленных на изобличение причастных к совершенному преступлению лиц (взяткодателя, взяткополучателя, посредника и т.д.), обнаружение имущества, переданного в качестве взятки и др.
От передачи взятки под воздействием вымогательства следует отличать не являющиеся преступлением действия лица, вынужденного передать деньги, ценности, иное имущество, предоставить имущественные права, оказать услуги имущественного характера должностному лицу, в состоянии крайней необходимости или в результате психического принуждения (статья 39 и часть 2 статьи 40 УК РФ), когда отсутствовали иные законные средства для предотвращения причинения вреда правоохраняемым интересам владельца имущества либо представляемых им лиц. В таком случае имущество, полученное должностным лицом, подлежит возврату их владельцу.
Также следует обратить внимание, что не образуют состав преступления, предусмотренный статьей 291 УК РФ, действия лица, в отношении которого были заявлены требования о даче взятки, если до передачи ценностей оно добровольно заявило об этом органу, имеющему право возбуждать уголовное дело либо осуществлять оперативно-розыскную деятельность, и передача имущества, предоставление имущественных прав, оказание услуг имущественного характера производились под контролем с целью задержания с поличным лица, заявившего такие требования. В этих случаях деньги и другие ценности, переданные в качестве взятки, подлежат возвращению их владельцу
МАКСИМ СТАРКОВ —
Адвокат Московской коллегии адвокатов «Старков и партнеры».
Понятие и законодательный регламент
Получение взятки относят к преступным деяниям из категории коррупционных преступлений.
Суть противоправных действий сводится к покушению на свободную конкуренцию и равноправие между гражданами.
Поэтому первый нормативный документ, регулирующий этот вопрос — это Конституция РФ. Еще один главный регулирующий нормативный документ — это Уголовный кодекс РФ.
Не все нормы понятны даже при детальном изучении документов, которые перечислены выше. Для того чтобы детальнее понять суть противоправного деяния нужно обратиться к постановлению Пленума от 09.07.2013 года под номером 24.
В этом документе содержатся сведения о деталях аппарата, используемого в соответствии с нормами УК РФ. Помимо этого раскрываются понятие взяточничества, вопрос о соучастниках преступного деяния, а также о наказании за нарушение закона.
Помимо основных документов, понятие раскрывается в следующих нормативных актах:
- ФЗ№79 от 07.05.2013, подтверждающем запрет некоторых должностных лиц хранить сбережения в иностранных банках;
- ФЗ-230 от 03.12.2012, регулирующем контроль за расходами лиц, состоящих на государственной службе;
- ФЗ№273 от 25.12.2008, где поясняется вопрос, связанный с борьбой против коррупции.
Помимо перечисленных нормативных актов существуют указы Президента.
Они вместе с Постановлениями Правительства регулируют подобный вопрос.
В них не содержится информация о наказаниях за подобные действия, но они предоставляют возможность представителям комиссии по расследованию правильно квалифицировать рассматриваемое деяние и с большей эффективностью воздействовать на предотвращение коррупционных преступлений.
Различные виды
Основные виды по получению взятки описаны в статье 290 УК РФ. В ней законодатель обозначил основные ее виды и квалификационные.
Под основным видом деяния понимают получение гражданами ценных бумаг, материальных объектов и прав на имущество.
В обмен должностное лицо совершает определенные действия или же наоборот бездействует в пользу обращающегося к нему человека.
Подобные действия квалифицируются по ряду признаков. Квалификационные признаки формируются под воздействием отягчающих признаков:
- сопряжение с проведением вымогательства;
- если взятка получена в крупном размере;
- при нахождении гражданина в должности относящейся к муниципальной, а также службе в государственных ведомствах;
- при наличии предварительного сговора и организованной группы.
Взятка не во всех случаях связана с предоставлением денег за получение определенной услуги.
В качестве предмета преступления могут быть различные вещи или же недвижимость.
К тому размер взятки при квалификации также важен. Он может быть следующих видов:
- Значительный, при котором речь идет о сумме превышающей 25000 рублей.
- Крупная, где сумма эквивалентна более 150 тысячам рублей.
- Если речь идет об особо крупном размере, тогда сумма более миллиона рублей.
Специалисты утверждают, что по сравнению с основным видом рассматриваемого преступления, квалифицирующие признаки служат отягчающим обстоятельством для человека, перешедшего черту закона.
Это проявляется в сроке, предусмотренном за основной вид совершения преступления. При квалифицирующем составе наказание будет строже.