Понятие власти. Понятие государственной власти. Понятие исполнительной власти

Разделяй и властвуй

О принципе разделения властей задумались более двух столетий назад. Французские просветители, в частности, утверждали, что судебная, законодательная и исполнительная власти должны быть отделимы и независимы друг от друга, чтобы обеспечивать свободу и справедливость. Объединение их в единых руках приведет к злоупотреблениям. Непрекословное исполнение законов, принятых в государстве, входит основой в понятие исполнительной власти. Законодательная соответственно предусматривает формулирование обязательных к исполнению всеми гражданами сводов законов. Понятие судебной власти, в свою очередь, предполагает справедливое вынесение вердиктов в полном соответствии с буквой закона.

Носитель законодательной власти – парламент. Именно он принимает законы, изменения в главный государственный документ – Конституцию, кроме того, утверждает состав правительства, бюджет, принимает поправки в Налоговый кодекс, ратифицирует международные документы, принимает решения об объявлении войны. В России он представлен Федеральным собранием, которое имеет две палаты: верхнюю – Совет Федерации, и нижнюю – Госдуму.

Понятие исполнительной власти основывается на независимости и самостоятельности. Эта ветвь несет ряд полномочий по государственному управлению. Полномочия осуществляются через сеть государственных органов. К таким органам относятся министерства, федеральные ведомства, службы и агентства. В регионах, помимо министерств, эти функции исполняют также госкомитеты. Именно они проводят политику государственной власти в жизнь общества.

Применение права, законодательно закрепленного, в судебной практике является одним из основных элементов, входящих в понятие судебной власти. На территории России осуществляется только судами. В компетенцию входит разрешение административных и уголовных правонарушений, арбитражных споров между организациями и людьми. Кроме того, в судебных рамках проходит и оспаривание нормативных документов по вопросам их соответствия высшему закону – Конституции.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Подходы к определению власти

1. Социологический подход:

  • Теологический подход – согласно Б. Расселу, власть – производное от способности достижения цели.
  • Системный подход – власть выполняет важную функцию в социальной структуре, а именно обеспечивает исполнение элементов, приписанных обязательствами.
  • Структурно-функциональный подход – власть представляется в виде форм управления и исполнения, которые определяют способ самоорганизации социума.
  • Теория социального конфликта – нашла своё отражение в трудах таких деятелей, как В.И. Ленин, К. Маркс, Ф. Энгельс. Согласно концепции, власть порождает социальное неравенство между классами, которая выражена в объёмах собственности и эконмического капитала в обществе. 
  • Дуалистическая концепция – предложена М. Дюверже, который выделил в структуре власти 2 элемента: материальное обоснование власти; законное принуждение.

2. Поведенческий подход:

  • Теологический подход – власть образована Божественным вмешательством.
  • Биологический подход – власть представлено инстинктом агрессивности, присутствующим в человеке.
  • Бихевиористская концепция – власть объясняется её потребностью в обществе.
  • Психоаналитическая концепция – согласно З. Фрейду, К.Г. Юнгу – стремление к власти объясняется низкой самооценкой и неполноценностью индивида.
  • Мифологическая концепция.

Структура власти:

Ресурсы власти – средства и предметы, оказывающие влияние на субъект, согласно цели объекта власти (в древние времена власть являлась авторитетом правителя, а лишь потом сила и состояние):

  1. Экономические – вещевые блага, используемые в производстве и потреблении – продукты, ресурсы, сырьё, деньги и т.д.
  2. Социальные – изменение социального статуса или роли, вертикальная мобильность.
  3. Культурно-информационные – необходимая информация, получаемая в институтах или средствах массовой информации.
  4. Силовые – правоохранительные и военные силы: армия, полиция, прокуратура и т.д.
  5. Демографические – население представлено человеческим капиталом.

Власть разделяется по объёмам ресурсов, на которые оказывается социальное, экономическое, политическое влияние.

  • Экономическая власть – контроль за экономическими составляющими, собственностью.
  • Информационная власть – обладание информацией или знаниями, имеющими влияние над населением.
  • Политическая власть – использование воли социальных групп или личности для убеждения или принуждения, с помощью государственного и правового воздействия, несмотря на то, нравится это населению или нет.

Характеристика политической власти: обязательное выполнение решений для всего населения; использование власти на легальной основе в пределах государства; наличие общегосударственного органа принятия решений; использование различных ресурсов.

Функции политической власти: управление и обеспечение функционирования государства в каждой сфере жизнедеятельности; привлечение социальных институтов к целям, задачам власти, для формирования политической системы; политическая организация общества; стабильность государства.

І. Система органов государственной власти:

1. Президент Украины как глава государства – единоличный орган государственной власти.

2. Верховная Рада Украины — единый орган законодательной власти (парламент).

3. Система государственных органов исполнительной власти:

а) Кабинет Министров Украины — высший орган в системе органов государственной исполнительной власти;

б) министерства, государственные комитеты, агентства, инспекции, центральные органы со специальным статусом — центральные органы исполнительной власти;

в) местные государственные администрации — местные органы государственной исполнительной власти;

4. Система государственных органов судебной власти:

а) Конституционный Суд Украины – единый орган конституционной юрисдикции.

б) система судов общей юрисдикции.

Проверь себя

Давайте узнаем, как хорошо вы разобрались, что такое власть в обществознании, ее признаках, видах и источниках. Ниже мы собрали задания, которые проверят ваши знания по материалу статьи.

Задание 2

Ниже мы перечислили 10 утверждений. Определите, какие из них верные, а какие — нет.

  1. Объект власти — это тот, от кого она исходит.

  2. Государственная власть ограничена территорией этого государства.

  3. Политическая власть не может регулировать свои отношения с гражданами.

  4. Образовательные учреждения не входят в число ресурсов власти.

  5. Политика не может влиять на судебную власть.

  6. Государственная власть — важная часть политической.

  7. Одобрение народа влияет на то будет политическая власть устойчивой или нет.

  8. По Веберу бывают 4 вида политического господства: харизматическое, либеральное, традиционное и рационально-правовое.

  9. Власть бывает личная и коллективная.

  10. В государственной власти объект — это само государство, а субъект — его население.

Задание 3

Перескажите своими словами все, что запомнили о теории разделения властей.

Надеемся, что эта статья помогла вам разобраться в видах и функциях власти. Еще больше углубить знания по этой теме и попробовать свои силы на заданиях можно на курсе подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию от Skysmart. Там вас ждут пробные варианты экзаменов, помощь репетитора и разбор ошибок других выпускников. Узнать свой уровень и попробовать обучение на платформе можно на вводном уроке — это бесплатно.

Что такое власть

У этого термина есть несколько определений. С точки зрения обществознания власть — это:

  1. Воздействие субъекта власти на поведение людей.

  2. Способность одной стороны влиять на поведение другой. При этом готова вторая сторона сотрудничать или нет, не учитывается.

  3. Механизм, который помогает организовать и управлять общей деятельностью.

Считается, что власть появляется одновременно с человеческим обществом, потому что оно не может существовать без такого механизма. Безвластие означает хаос и разобщенность в жизни людей. При этом власть всегда идет рука об руку с неравенством, когда есть властвующая и подвластная группы.

Особые виды государственной власти

В качестве разновидности в системе государственной власти выступает ряд должностных лиц, которые в виде единоличной ответственность выполняют ряд функций представителя власти и из этого следует, что они наделены рядом властных полномочий или осуществляют, основываясь на своих должностных положениях, ряд функций организационно-распорядительного, координирующего, контрольного или административно-хозяйственного характера.

Замечание 1

В качестве особого вида государственного органа выступает ряд органов государственной власти, которые представляют одну из трех ветвей власти в структуре разделения властей. Речь идет о законодательной, исполнительной и судебной власти.

Важно видеть разницу между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Среди общих их признаков можно выделить то, что они служат отражением публичной власти в РФ и реализуют ряд функций управления и регулирования

Тут же следует отметить, что на основании ст.12 Конституции РФ для органов местного самоуправления не свойственно входить в структуру органов государственной власти.

Гл.1 Конституции РФ «Основы конституционного строя» содержит ряд общих положений относительно организации государственной власти в России. Ч.2 ст.3 говорит о том, что для народа свойственно осуществлять свою власть посредством органов государственной власти, ч.3 ст.5 говорит о том, что существует ряд принципов единства структуры государственной власти, ч.2 ст.12 говорит о том, что в состав системы органов государственной власти ряд органов местного самоуправления не входят, на основании ч.2 ст.15 органы государственной власти обязаны следовать Конституции РФ и законам.

Статьи по теме

Выпуск №17852
Методологические вопросы управления мегаполисом
Попков Сергей Юрьевич
Пуртов Кирилл Сергеевич
Смирнов Владимир Михайлович

государственное управление
мегаполис
региональное развитие
комплексное развитие
самоорганизация

Подробнее

Выпуск №16787
Проблемы регионального масштаба и мудрость государственного управления
Цветков Валерий Анатольевич

кризис
пандемия
экономическое развитие
сырьевая экономика
государственное управление

Подробнее

Выпуск №15447
РОЛЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ
Гришко Наталья Александровна

политическая социализация
молодежь
социально-психологические особенности
участие
проблема

Подробнее

Выпуск №5975
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Чистобородов Илья Григорьевич

функции государства
функции государственного управления
государственное управление
функции государственного управления избирательным процессом

Подробнее

Выпуск №5143
СООТНОШЕНИЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ И ПРОБЛЕМ БЮРОКРАТИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЕЙ
Демидов Владимир Павлович
Мохорова Анна Юрьевна

Демократия
бюрократия
государственное управление
органы исполнительной власти
управленческие структуры

Подробнее

Выпуск №15261
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИЙ КАК ФУНКЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЭКСТЕРНАЛИЙ
Сухарев Артем Викторович
Сухарева Мария Владиславовна
Орлова Ирина Викторовна

государственное управление
инновационная политика РФ
инновации
социальные экстерналии

Подробнее

Выпуск №10621
МЕТОДОЛОГИЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
Райзберг Борис Абрамович

государственное управление
государственное регулирование
эффективность управления и регулирования
оценка эффективности
качество управления

Подробнее

Выпуск №5746
Принципы государственного управления избирательным процессом в Российской Федерации
Чистобородов Илья Григорьевич

принципы
государственное управление
избирательный процесс
Российская Федерация

Подробнее

Выпуск №3046
Формирование общей теории систем: результаты и проблемы исследования
Мельник Михаил Семенович

система
структура
элементы
концепция
целостность равновесие

Подробнее

Выпуск №20866
Трансформация политического режима в Казахстане
Окумбеков Ринат Серикович

неопатримониализм
Казахстан
государственное управление
политические реформы
транзит политическиой власти

Подробнее

Функции государственной власти РФ

Суть и предмет работы государственных органов лежит в ряде их функций.

Существует ряд ключевых функций в системе государственной власти РФ, которые реализуют государственные органы. речь идет правотворческой, правоисполнительной и правоохранительной деятельности.

Определение 2

Под правотворчеством понимается деятельность относительно принятия нормативно-правовых актов.

Осуществление данной деятельности свойственно для всех органов государственной власти. Законодательная работа – одно из направлений данной деятельности. Исключительно для Федерального Собрания допустимо принимать ряд федеральных законов, которые распространяются на все государство. Для законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ свойственно принимать ряд законов, которые применимы для всей России.

Для правоисполнительной деятельности свойственно осуществляться компетентными государственными органами и должностными лицами в пределах подзаконного правотворчества и правоприменительной работы. Правоприменение выступает как творческий процесс, когда ряд властвующих субъектов устанавливают фактические обстоятельства дела и находят необходимые правила поведения, которые предложены законодателем, а после завершения проверки осуществляют его

В большинстве случаев правоисполнительной деятельностью занимаются органы исполнительной власти, у которых есть определенная часть полномочий государственно-властного характера, которые важно иметь для того, чтобы практически их реализовать в общегосударственной направленности

Определение 3

Под правоохранительной деятельностью понимается деятельность, которую осуществляют уполномоченные органы, направленная на охрану законности и правопорядка, свобод человека и конституционных прав при помощи использования мер воздействия юридической направленности на основании закона, неуклонно соблюдая установленный им порядок.

Проявление многонаправленности данного направления можно увидеть в большом масштабе функций, предопределяющих ключевые векторы правоохранительной работы. Речь идет о конституционном контроле, правосудие, организационном обеспечении работы судов, прокурорском надзоре, выявлении и расследовании незаконных действий, оказании юридической помощи и защите по ряду уголовных дел.

Существует ряд органов, которые реализуют правоохранительные функции. Речь идет о суде, прокуратуре, следственных подразделениях, органах дознания, субъектах оперативно-розыскной работы, органах внутренних дел, службах безопасности, федеральных органах налоговой полиции, адвокатуре, нотариате и пр.

В последнее время ряд ученых выдвигает как важные и несколько иных функций в системе гос власти. Речь идет о правозащитной, медиационной, контрольно-надзорной функции. Их воспринимают как самостоятельные направления работы государственных органов.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

В чем заключаются полномочия, характеристика

Виды полномочий организаций формируются согласно их принадлежности к той или иной ветви власти:

  1. Законодательные органы создаются для представления интересов людей в процессе принятия законов. Их основное полномочие в демократическом государстве – прямое представительство граждан. Сопутствующие – одобрение или назначение кандидатур управляющих другими органами, принятие отчетов о деятельности смежных структур.
  2. Судебные организации осуществляют правосудие. В их полномочия входит принуждение к соблюдению закона, рассмотрение спорных юридических ситуаций.
  3. Исполнительные органы призваны исполнять законы. Соответственно, их основное полномочие – осуществление управленческой деятельности.

Органы государственной исполнительной власти имеют право издавать нормативные акты. Но их основное содержание и все прописанные положения должны соответствовать букве закона.

Между организациями, относящимися к одной ветви власти, но к разным уровням иерархической системы, могут устанавливаться 4 типа взаимоотношений:

  1. Полное подчинение региональных звеньев федеральным.
  2. Совместное управление, когда регионы обладают совещательным голосом, а федеральные – решающим.
  3. Равноправие, выравнивающее полномочия федеральных и местных организаций.
  4. Приоритет региона, когда решающиеся ведомством вопросы закрепляются за определенным субъектом Федерации.

В зависимости от схемы взаимодействия определяются полномочия органа, особенности его деятельности, характеристики.

Признаки государственной власти

Первый признак – это то, что демократические государство и власть не опираются только на методы принуждения. Они должны быть, прежде всего, легитимными. Это значит, что источником утверждения государственной власти должен быть народ. Авторитет тоталитарных структур основан на насилии, репрессиях, поэтому вопрос об их легитимности вообще не возникает. Также он может подменяться идеологическими лозунгами об их призвании, святости, значимости исторической роли и т. д. Легитимность власти в демократическом обществе определяется волей народа.

Второй ее важный признак – единство. Под этим следует понимать объединение функций некоторых органов и высших должностных лиц или неделимость их компетенции. Этот признак означает единую организованную воленаправленность и соблюдение законности.

Субъект

Понятие и структура власти начинаются с определения ее объекта и субъекта. Непосредственным инструментом отправления власти являются средства, или ресурсы. Субъект – тот, кто ее отправляет. Это может быть конкретная личность, организация, орган и прочее. Личность, которая является ее носителем, должна обладать не просто желанием властвовать, но и волей. Кроме того, у нее должны быть соответствующие компетенции и безоговорочный авторитет.

Сращивание власти с ее носителем, что имеет абсолютное распространение, подтверждает главенство личности. Именно поэтому широко применяются такие мифологемы, как действия, произвол, решения властей и прочее, безусловно, когда имеются в виду конкретные лица и управленческие органы.

Носитель власти проявляет ее несколькими способами. Приказы или распоряжения подразумевают необходимость подчинения. Подчинение выражается в соответствующем поведении частной воли по отношению к всеобщей воли власти. Наказание выражается в оказании воздействия при нежелании подчиниться главенствующей воле. Четвертый элемент подразумевает нормирование поведения людей. Это означает наличие некого свода правил, который подчиняет поведение людей общим интересам.

Типология власти

В научной литературе принято несколько видов классификаций власти в зависимости от базовых аспектов. По ареалу действия власть может быть политической, идеологической, экономической, юридической, социальной, светской или духовной. Объем прерогатив определяет власть государственную, международную, семейную, коммерческую и прочее. Адресат власти определяет общественную, классовую, партийную или личную власть. Понятие власти также предполагает деление по способу управления на демократию, авторитаризм, тоталитаризм, деспотизм и прочее. Социальный тип управления подразумевает рабовладение, феодализм, буржуазную, либеральную и другие виды власти.

И в то же время специалисты склонны считать наиболее полноценной классификацию, которая учитывает в качестве базового ранжирования ресурсы. В этом случае выделяют власть экономическую, социальную, духовно-информационную, принудительную и политическую.

Основы властвования

Адресат определяется, прежде всего, качеством политической культуры того контекста, в котором он находится. Наиболее глубокое подчинение свойственно патриархальным и подданническим системам ценностей и культурологических контекстов. Осознание этого является крайне важным элементом, входящим в понятие власти. Формы власти, такие как авторитарные и тоталитарные, воспринимаются именно там, где укрепилась привычка жить в повиновении, где большая часть людей жаждет твердой руки и только в ней видит возможность относительно справедливого общества.

Основным рычагом, побуждающим к тотальному подчинению, является страх. Как правило, именно он является чуть ли не основным фундаментом тиранических систем управления. В то же время психологи склонны утверждать, что это основание очень хрупкое, поскольку такие основы запросто разваливаются под вероятностью избежать наказания за нарушение запретов.

Истоки изучения

Понятие власти философы пытались исследовать с незапамятных времен. Первые попытки определить сущность явления предприняли, разумеется, на Востоке, а именно в Китае и Индии. В западной идеологии попытки проникнуть в суть и содержание феномена власти предпринимались в Древней Греции практически всеми ведущими философами. Абсолютно на каждом отрезке исторического времени сначала философы и писатели, затем историки и политологи задавались вопросом о том, что же это такое, что ее обусловливает, почему одни способны быть политическими лидерами, а другие – нет, носит ли она в себе преемственность, соотнесенность с божественным и так далее.

На сегодня в политологической мысли принято определение власти, согласно которому, это «особое волевое отношение субъекта к объекту этого отношения». Особенность проявляется в умении побудить действовать второго субъекта по воле и желанию первого. Кроме того, исследователи сходятся на том, что понятие и сущность власти сводятся к очень простой формуле: власть обусловливается подчинением. Иначе говоря, это возможность и право одного или группы субъектов принимать решения, которые носят обязательный характер для остальных субъектов.

Государство как оплот власти

Понятие государственной власти подразумевает, что главенствующий структурный элемент в виде государства подчиняет своей воле иные общественные структурные элементы, используя систему принуждения и поощрения. Принцип разделения властей является чуть ли не основным, призванным обеспечивать свободу, законность и справедливость общества. Понятие и признаки государственной власти базируются, прежде всего, на этом главенствующем принципе.

Государственная власть в известном смысле коррелируется с политической властью. Они обе значимы и необходимы с общественной точки зрения и являются публичными. В то же время это различные явления. И здесь одно из основных, чем определяются понятие и признаки государственной власти, – масштабность воздействия. Она распространяется на всю территорию страны без исключения, а также на все население, причем не только на своих подданных, но и на приезжих. Единственное исключение в этом смысле составляет иностранный дипломатический корпус. Политическая же власть включает в себя масштаб одной политической партии.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий