Порядки оказания медицинской помощи
Порядки оказания медицинской помощи, как усматривается из самого названия, направлены на создание единообразия при оказании медицинских услуг (как платных, так и бесплатных), их упорядочивание и некоторую структуризацию.
В соответствии с пунктом 3 статьи 37 Федерального закона об охране здоровья граждан порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний).
В целом порядок оказания медицинской помощи выглядит следующим образом и может либо должен включать в себя:
- Этапы оказания медицинской помощи;
- Правила организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача);
- Стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений;
- Рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений;
- Иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи при различных ее видах, профилях, для различных заболеваний и физических состояний.
В настоящее время Министерством здравоохранения России разработано около 40 порядков оказания медицинской помощи, нормативная правовая природа которых подтверждена фактами государственной регистрации соответствующих приказов в Минюсте России и официального опубликования.
Меню сайта
- О комитете
- Деятельность
- Деятельность
- ПАМЯТКА ПО ЛЬГОТНОМУ ЛЕКАРСТВЕННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
- Сильные идеи для нового времени 2020
- Акция «Подарок новорожденному»
- Горячая линия
- Нормативные документы
- Общественный совет по защите прав пациентов
- Публичные слушания
- Персональные данные
- Формы для заполнения
- Отчетность по ПНП “Здоровье”
- Порядок и стандарты оказания медицинской помощи
- Федеральные стандарты
- Региональные стандарты
- Клинические рекомендации
- Клинические рекомендации и протоколы лечения по специальности «акушерство и гинекология»
- Сведения о среднемесячной заработной плате руководящего состава учреждений
- Государственный заказ
- Информатизация здравоохранения
- ПНП “Здоровье”
- Отдел по лицензированию
- Анкета для оценки качества оказания услуг медицинскими организациями Псковской области
- Добровольчество (волонтерство)
- Медицинские организации
- Независимая оценка качества
- Общественный совет
- Общественный совет по проведению независимой оценки качества
- Реестр цен на ЖНВЛП
- Результаты плановых проверок Комитета
- Целевое обучение
- Итоговая коллегия Государственного комитета по здравоохранению за 2017 год
- Документы
- Документы
- Административные регламенты
- Государственно-частное партнерство в сфере здравоохранения Псковской области
- Государственные закупки
- Общественное обсуждение
- Региональная программа модернизации первичного звена
- Справочная информация
- Стимулирующие выплаты работникам, оказывающих медицинскую помощь пациентам с COVID-19
- “Горячая линия” по заработной плате
- Клинические рекомендации
- Справочная информация
- Информация для населения
- Законодательная карта
- Территориальная программа государственных гарантий
- Государственная программа Псковской области «Развитие здравоохранения»
- Ведомственные целевые программы
- Реализация Указов Президента РФ от 07.05.2012 № 597, 598, 606
- Реализация Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204
- Национальный проект “Здравоохранение”
- Приоритетные проекты в здравоохранении
- Дорожная карта
- Использование бюджетных ассигнований фед. бюджета, предусмотренных на реализацию инициатив Президента РФ и национальных проектов
- Бухгалтерская отчетность Комитета по здравоохранению Псковской области
- ЭКО
- Информация об исполнении государственного задания
- Медицинский туризм
- Министерство спорта РФ
- Сборник ответов и памятка по COVID-19
- Лучшие практики региона при реализации национального проекта и региональной программы модернизации первичного звена
- Пресс-центр
- Новости
- Фотогалереи
- Аудио
- Видео
- Пресса
- МИАЦ
- Приёмная
Немного об истории стандартизации медицины
Курс на систему стандартизации медицинских услуг был дан уже много лет тому назад. Введение системы стандартизации медицины планировалось начать с 1998 года в соответствие с Постановлением Правительства РФ от 05.11.1997 № 1387 «О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в РФ». В последние несколько лет имела место быть масштабная систематизация нормативных и ведомственных актов в области охраны и обеспечения здоровья человека, на смену старым медицинским стандартам пришли новые, которые обязательны для применения с 1 января 2013 года
Важно подчеркнуть то, что ранее принимаемые Минздравсоцразвития РФ (в настоящее время – Минздрав РФ) стандарты оказания медицинской помощи, имея форму приказов особого ведомства, но будучи официально не зарегистрированными в Минюсте РФ и не опубликованными, носили исключительно рекомендательный характер, а потому могли применяться, либо наоборот, игнорироваться по желанию и усмотрению конкретной медицинской организации. Сегодня же эта проблема «практической неприменимости» стандартов медицинской помощи решена, новые стандарты в силу закона обязательны для применения всеми медицинскими организациями, осуществляющими деятельность на территории Российской Федерации
Возвращаясь опять немного к истории развития стандартизации медицинских услуг интересно упомянуть то, что наряду со стандартами медицинской помощи ранее были обязательны для использования зарегистрированные «медицинские технологии». Последние представляли собой совокупность методов (приемов, способов) лечения, диагностики, профилактики, реабилитации, средств, с помощью которых данные методы осуществляются, а в некоторых случаях и способ получения средства, применяемого в данной технологии. Медицинские технологии, наряду со стандартами играли важную роль в систематическом повышении качества медицинской помощи, подлежали регистрации в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 20 июля 2007 года № 488. Действующие сегодня стандарты медицинской помощи по своему смыслу объединяют в себе действовавшие ранее стандарты и медицинские технологии.
К слову и в завершение, согласно утратившему сегодня силу Постановлению Правительства РФ от 22 января 2007 года № 30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности» (с 02.05.2012 действует новое Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 года № 291) одним из лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности являлось обязательное соблюдение медицинских технологий и стандартов медицинской помощи. Согласно действующему на сегодняшний день Положению о лицензировании медицинской деятельности вышеуказанные требования не заявлены, однако соблюдение порядков оказания медицинской помощи является обязательным.
Практические рекомендации по внутреннему контролю для стоматологов
Работа стоматологической организации специфична по многим параметрам: преемственность, маршрутизация, работа регистратуры, роль медсестры на врачебном приеме, функциональные взаимоотношения врачей-стоматологов разных специальностей.
Росздравнадзор решил разработать Предложения (практические рекомендации) по организации внутреннего контроля качества и безопасности в организациях, оказывающих стоматологическую помощь. Для этих целей он привлек рабочую группу Ассоциации частных стоматологических клиник, имеющую опыт разработки управленческих проектов.
В практических рекомендациях учли требования и рекомендации международных систем стандартизации (ИСО-9001, IWA), аккредитации (JCI), систем добровольной сертификации (ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора), предложения ведущих профессиональных сообществ (Стоматологической ассоциации России, Ассоциации частных стоматологических клиник, Ассоциации медицинских сестер в стоматологии), медицинских организаций (ГАУЗ «Стоматологическая поликлиника № 1», ГАУЗ «Стоматологическая поликлиника № 2», ГАУЗ «Детская стоматологическая поликлиника» Республики Бурятия, Центральный научно-исследовательский институт стоматологии).
В основе практических рекомендаций — Стандарт на систему менеджмента качества стоматологической организации, разработанный в 2014 году для Стоматологической ассоциации России.
Система управления качеством и безопасностью в практических рекомендациях — это адаптированная для медицинских организаций модель системы менеджмента качества и общего менеджмента.
Внедрение системы позволит:
- определить оптимальную организационную структуру, в наибольшей степени приспособленную к решению стратегических задач и реализации всех функциональных направлений деятельности;
- снизить производственные издержки за счет контролируемого регулирования затрат (приобретение расходных материалов, целевое обучение сотрудников, рациональное штатное расписание, ответственность владельцев медико-технологических процессов за экономическую составляющую);
- использовать количественные показатели качества: качество работы сотрудника, подразделений, организации в целом станет измеряемым и управляемым;
- повысить качество и безопасность оказываемых медицинских услуг: появится возможность предотвращать ошибки и нарушения при выполнении медико-технологических процессов за счет прозрачности, воспроизводимости и контролируемой повторяемости процессов;
- формировать и использовать принципы доказательности при выборе наиболее экономичных и эффективных управленческих и клинических решений: проводится сбор, хранение, обработка и оценка результатов лечения и организационных показателей деятельности;
- четко и полноценно определять должностные обязанности сотрудников в процессах деятельности предприятия, распределять их ответственность и полномочия, решать проблемы «незаменимых» работников;
- подтверждать для пациентов и других заинтересованных сторон способность организации оказывать медицинскую помощь стабильно качественно, в долгосрочной перспективе.
Основные принципы рекомендуемой модели системы управления качеством и безопасностью:
- ориентация на пациента;
- обеспечение качества и безопасности медицинской деятельности;
- риск-ориентированный подход;
- процессный подход к управлению;
- принятие решений, базирующихся на установленных требованиях и достоверных количественных показателях.