Профилактическая работа с подростками. Профилактика правонарушений

Ключевые направления

Проведение профилактических работ ориентировано на:

  1. Выявление неблагоприятных условий воспитания и жизни до того, как они отразились на действиях, процессе формирования взглядов конкретных детей.
  2. Обнаружение и устранение источников негативного влияния на подростков, способных склонить их к антиобщественным поступкам. Данное направление предусматривает:

I. Применение мер, ориентированных на оздоровление неблагоприятных условий домашней обстановки. В данном случае осуществляется профилактическая работа с семьей.

II. Изъятие детей из неблагоприятной обстановки.

III. Применение установленных законодательством мер к субъектам, вовлекающим несовершеннолетних в антиобщественную деятельность.

Оказание корректирующего и сдерживающего влияния на детей с отклоняющимися поступками.

При этом может оказываться влияние на детей, у которых еще не укрепились антиобщественные взгляды, и они совершают малозначительные проступки. Социально-профилактическая работа в первую очередь направлена на предотвращение укрепления антиобщественных привычек и взглядов, пресечение возможности реализоваться противоправной и аморальной позиции ребенка в преступлении.

Основные мотивы

Из-за чего совершают преступления подростки 14-16 лет?

Молодые люди могут иметь либо корыстную, либо насильственно-эгоистическую мотивацию. Рассмотрим каждую из них подробнее:

  1. Корыстные мотивы. Подобные причины носят «детский» незавершенный характер. Основная масса подростковых правонарушений совершается из-за любопытства или озорства, желания показать ловкость, смелость и силу, а также «развлечься» и получить признание сверстников, утвердив себя в их глазах. Порой молодые люди совершают противоправные поступки, стремясь к чему-то необычному, мечтая об острых ощущениях и приключениях. Однако подобные мотивации в этом возрасте отличаются незрелостью. Ведь большая часть правонарушений совершается в составе группы и обладает ситуативно-импульсивной формой. Мотивация в подростковом возрасте предметна. У молодых людей, как правило, особый интерес вызывают вещи, относящиеся к молодежной моде, музыкальные инструменты, радиоаппаратура, вино и сладости, спортивные принадлежности, незначительные суммы денег и табачные изделия. В последнее время отмечаются случаи хищения медицинских препаратов наркосодержащего типа, а также больше стало угоняться мотоциклов и автомобилей.
  2. Насильственно-эгоистические мотивы. К данной причине стоит присмотреться повнимательнее при проведении профилактики преступности и правонарушений несовершеннолетних. Ведь у молодых людей существует острая потребность к самоутверждению. Она и является главным фактором, способствующим возникновению насильственно-эгоистической мотивации. Порой подобная мотивация идет параллельно с жестоким поведением.

Пропаганда здорового образа жизни

Темы разговоров о профилактике правонарушений среди несовершеннолетних обязательно должны быть связаны с необходимостью постоянного физического воспитания. Это позволит не только организовать досуг, но и предотвратить появление вредных привычек, негативно влияющих не только на здоровье ребенка, но и на его социальное поведение.

Каковы рекомендуемые темы для дискуссий по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, которые проводятся в рамках данного направления? Их достаточно. Также для реализации мероприятий по формированию здорового образа жизни у школьников педагог должен привлекать различных специалистов (врачей и психологов).

Беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних (5 и 6 классы) можно проводить на темы «О добре и зле», а также «О вреде курения».

Первая из них направлена ​​на развитие у учащихся целостной направленности и способности формировать нравственные суждения. Подобные беседы о здоровом поведении в жизни можно вести и с младшими школьниками.

Беседы о профилактике правонарушений среди несовершеннолетних (6 класс) чаще всего связаны с темой «О вреде курения». Хотя удобно начинать рассмотрение этой темы с самых младших школьников и продолжать повторять этот вид занятия со старшими детьми.

Например, тема беседы о профилактике правонарушений несовершеннолетних (8 класс) может звучать так: «Вы совершили правонарушения, которые являются следствием вредных привычек». Такие классные часы способствуют воспитанию у детей ответственности за собственное здоровье и формируют у них негативное отношение к табаку. Темы, связанные с вредом курения, расширяют знания учащихся в этой области.

Эту работу можно выполнить, разделив школьников на микрогруппы и используя мультимедийный материал. Воспитатель должен объяснить детям, что у людей, зависимых от никотина, угнетены определенные участки мозга. Они снижают выработку веществ, необходимых организму для нормального построения тканей. В результате многие органы страдают от нервной дистрофии, что предрасполагает человека ко многим заболеваниям.

К темам бесед по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, в связи с ведением правильного образа жизни, относятся также беседы «О вреде алкоголя», «О вредном воздействии наркотиков». Разговор должен коснуться и других зависимостей.

Тема бесед о профилактике правонарушений несовершеннолетних, о ведении правильного образа жизни должна внушать детям мысль о том, что человек, находящийся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, способен на совершение самых жестоких преступлений. И происходит это из-за необходимости достать деньги на очередную дозу или бутылку спиртного. В то же время люди, зависимые от наркотиков или алкоголя, не могут контролировать свои действия.

Во время бесед на эти темы учитель должен рассказывать своим ученикам, что не только «неудачливые» или «плохие» люди становятся алкоголиками и наркоманами. Иногда это случается с теми, кто вырос в благополучных семьях и не смог найти себе занятий по интересам. Иногда ребенок пробует алкоголь, наркотики или сигареты, чтобы испытать новые ощущения и почувствовать себя взрослым и смелым. Однако такое неразумное поведение вредит здоровью, которое невозможно будет вернуть, и способствует совершению преступлений.

Беседы, проводимые по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних (11 класс), должны быть посвящены темам опасного секса. Ведь сохранение здоровья молодежи – стратегическая задача общества. По статистике около 14 миллионов российских женщин в возрасте 15-19 лет рожают детей. Еще большее число девушек решают сделать аборт. Представители молодого поколения так часто болеют сифилисом, что врачи говорят о ситуации, близкой к эпидемии. Именно в этом возрасте происходит большинство случаев заражения ВИЧ. Классные часы по этой теме должны затрагивать вопросы любви, раннего полового акта и целомудрия. При этом педагог должен вести отдельные беседы с мальчиками и девочками.

Макросоциальные факторы

Профилактика преступности несовершеннолетних требуется там, где у большей части населения отмечен низкий уровень жизни, и где существует резкий контраст по распределению доходов в обществе. В среде малообеспеченных граждан, как правило, имеет место ярко выраженный уровень алкоголизации и наркотизации. Это в большинстве случаев и является причиной, приводящей к преступности. Нередко подростки из бедных семей совершают преступления только для того, чтобы выжить.

Проведение профилактики преступности несовершеннолетних особенно актуально и в тех регионах, где имеются недостатки в развитии системы развлечений и досуга. Это выражается в слабой организации сети кружков, спортивных клубов и секций, а также в отсутствии мероприятий по привлечению и закреплению в них тех несовершеннолетних, у которых имеют место неблагоприятные условия воспитания и жизни. Очень часто за посещение подобных учреждений приходится платить. Следовательно, они недоступны детям, проживающим в бедных семьях.

Меры по профилактике преступности несовершеннолетних должны приниматься и в случае имеющихся недостатков учебно-воспитательной работы, проводимой в общеобразовательных школах, а также в профессионально-технических обучающих заведениях. Ведь в том случае, когда педагогами проявляется формализм и не учитывается индивидуальный подход к каждой личности, у подростков не возникает чувства гражданской ответственности и необходимости управлять своим поведением. Очень часто молодые люди отчуждаются от коллектива и утрачивают всякий интерес к учебе. При этом контингент среды несовершеннолетних преступников начинает пополняться за счет тех молодых людей, которые бросили школу, а также являются отстающими и второгодниками. Дело в том, что подобные обстоятельства ослабляют социальные связи и даже приводят к их утере. Это значительно облегчает контакт подростков с источниками негативных влияний.

Профилактика и предупреждение преступности несовершеннолетних должны проводиться и там, где имеются недостатки при организации трудоустройства молодых людей. Необходима она и в тех случаях, когда не проводится их воспитание в производственных коллективах.

Профилактика преступности и правонарушений среди несовершеннолетних должна осуществляться с целью ограничений проникновения в молодежную среду тех стереотипов поведения, которые являются антогонистами общественным ценностям. В их числе культивирование жестокости, насилия, половой распущенности, а также пропаганда наркотиков.

Признаки отклонений

Дети, с которыми взрослым сложно справиться, обладают рядом отличительных черт. Среди таких признаков следует отметить:

1. Уклонение от обучения в результате:

  • неуспеваемости по большей части дисциплин;
  • отставания по уровню интеллектуального развития;
  • отсутствия познавательного интереса;
  • ориентации на иные виды деятельности.

2. Низкую общественно-трудовую активность. Она проявляется в:

  • отказе от выполнения поручений;
  • пренебрежительном отношении к классным делам, общественной собственности и ее порче;
  • демонстративном уклонении от участия в трудовой деятельности.

3. Отрицательные поступки:

  • тягу к азартным играм;
  • курение и распитие спиртного;
  • употребление наркотиков и психотропных препаратов;
  • нездоровые поступки сексуального характера.

4. Негативную оценку действительности.

5. Повышенную критичность по отношению к взрослым и педагогам. Она проявляется в:

  • грубости;
  • драчливости;
  • прогулах;
  • вымогательстве;
  • избиении младших, слабых;
  • жестоком отношении к животным;
  • немотивированных поступках;
  • недисциплинированности на занятиях.

При этом такие дети могут проявлять различное отношение к попыткам взрослых их воспитывать. Оно может быть равнодушным, агрессивным, скептическим, негативным.

Виктимологическая профилактика

Вместе с тем, что несовершеннолетние лица могут совершать преступления и правонарушения, многие из них сами становятся жертвами злодеяний. В связи с этим компетентными органами разработаны специальные меры профилактики, позволяющие детям не попадать в такие ситуации. Одним из направлений в данной области является виктимологическая профилактика.

Виктимологическая профилактика преступлений – это определенная работа социальных институтов, направленная на выявление и устранение тех условий, фактов или ситуаций, которые формируют виктимное поведение. Также она нацелена на определение групп риска и конкретных людей с высокой степенью виктимности и на разработку или совершенствование уже существующих средств защиты людей от преступлений.

Виктимное поведение – это предрасположенность человека попадать в обстоятельства, которые связаны с опасностью для его здоровья или жизни, и вызванные его поведением, поступками, действиями.

Виктимологическая профилактика преступлений делится на общую и индивидуальную. Общая виктимологическая профилактика включает в себя:

  • повышение правовой грамотности людей, информирование детей об их правах и обязанностях;
  • выпуск и распространение специальных предостерегающих памяток, содержащих в себе информацию о том, как избежать или предотвратить нападение, отказаться от употребления алкоголя или наркотиков и т.п.;
  • информирование несовершеннолетних и взрослых о повышении криминогенности населенного пункта, района;
  • создание специальных центров поддержки несовершеннолетних, деятельность которых направлена на всестороннюю помощь детям (правовую, материальную, психологическую);
  • постоянный контроль со стороны правоохранительных органов за потенциальными местами для совершения преступлений (пустынными территориями, подвалами и т. п.);
  • наблюдение за людьми, ведущими себя подозрительно в местах массового скопления.

Индивидуальная виктимологическая профилактика же состоит из следующих мер:

  • определение несовершеннолетних лиц с повышенной виктимностью;
  • правка виктимности у отдельных детей с помощью нейтрализации негативных внешних факторов, изучения и коррекции внутренних особенностей ребенка, применения к несовершеннолетнему воспитательно-предупредительные мер.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что предупреждение и профилактика преступлений, совершаемых среди несовершеннолетних лиц и над детьми непосредственно, в РБ осуществляется определенными органами власти и социологическими институтами. Их способы и методы закреплены законодательно, при этом они постоянно корректируются в зависимости как от общей ситуации в стране, так и в соответствии с частными случаями.

Структура деятельности

Профилактика правонарушений включает в себя:

  1. Выполнение комплексной медицинской, психологической, педагогической диагностики для определения предпосылок возникновения сложностей при обучении, общении и пр.
  2. Выбор оптимального образовательного метода для каждого ребенка и мер психокоррекционного влияния на личность.
  3. Оказание индивидуальной помощи.
  4. Консультативную поддержку родителей, лиц, их заменяющих.
  5. Практическую и методическую помощь специалистам, осуществляющим реабилитационно-коррекционную деятельность.

Исходя из этого, можно выделить следующие аспекты профилактической работы:

  1. Диагностический.
  2. Психокоррекционный.
  3. Оздоровительный.
  4. Консультационный.
  5. Научно-методический.
  6. Общественно-аналитический.
  7. Просветительский.
  8. Учебно-воспитательный.
  9. Общественно-правовой.

На последние два направления необходимо сделать особый упор.

Предпосылки

Профилактика девиантного поведения только тогда будет эффективной, когда будет предварительно выполнен анализ причин деформации личности. К основным предпосылкам, обуславливающим такие сбои в развитии, следует отнести:

  1. Неблагоприятные условия воспитания. Родители являются самым действенным образцом для ребенка. Если они систематически находятся в пьяном виде, проявляют жестокость, скандалят, то дети преимущественно следуют их примеру.
  2. Недостаток внимания и любви со стороны родителей. Модно одетый, ухоженный, накормленный ребенок внутренне может быть очень одинок. Он становится психологически безнадзорным потому, что до его переживаний, интересов, настроения никому нет дела. Такие дети обычно тянутся к сверстникам и взрослым вне семьи. В определенной степени это общение компенсирует его недостаток от родителей. Но если оно приобретает нездоровые черты, то начинает негативно отражаться на моральном состоянии ребенка.
  3. Излишнюю опеку. Некоторые родители, переживая, что их дети наделают ошибок, все стремятся решать за них, не давая им возможность самим выбирать и жить по внутреннему убеждению. В результате развивается инфантильность, личная несостоятельность, несамостоятельность ребенка.
  4. Чрезмерное удовлетворение всех запросов. В семье, где ребенку ни в чем не отказывают, избавляют от бытовых обязанностей, исполняют любые капризы, может вырасти не просто лентяй, а потребитель. Такие дети будут стремиться к новым удовольствиям и благам. При неразвитости привычки к самоограничению в разумных пределах они нередко идут на преступления. При этом деяния совершаются из исключительно потребительских мотивов.
  5. Авторитарность родителей и чрезмерную требовательность. Излишняя суровость взрослых, использование разнообразных запретов и ограничений, наказаний, оскорбляющих и унижающих детей, стремление подчинить их собственной воле, навязывание готовых решений и своего мнения, приказной тон, категоричность суждений, применение репрессивных и принудительных мер, в том числе и физических, негативно влияют на атмосферу в семье. В таких случаях дети зачастую идут на преступления.

Психологические причины совершения правонарушений

Подростковая преступность может быть вызвана целым рядом факторов. Всех их можно распределить по двум группам. К одной из них относят причины психологические, а ко второй – социального характера. Первые из них характеризуются:

  • деформацией нравственной и правовой ориентации со смещением ценностей в направлении сиюминутных удовольствий;
  • ослаблением чувства стыда, которое наблюдается в эмоционально-волевой сфере, а также равнодушным отношением к переживанию других людей;
  • отягощенностью нервно-психических аномалий, как правило, из-за неблагоприятных условий воспитания и жизни;
  • высокой склонностью к риску;
  • пониженной самооценкой.

Малолетние преступники нередко обладают нервно-психическими аномалиями. В основном (в 80-85% случаев) они являются приобретенными по причине неблагоприятных условий воспитания и жизни.

В качестве дефектов интеллектуального и психофизического развития у подростков-преступников специалистами фиксируются:

  • различного рода нарушения, имеющие место в психофизическом развитии, которые произошли в период внутриутробного развития плода, родов, а также в раннем детском возрасте;
  • заболевание алкоголизмом;
  • физическая инфантильность, выражающаяся в форме вялости и быстрой утомляемости, пониженной работоспособности и т.д., а также отставание организма в физическом развитии, в том числе и дефекты внешности.

По данным психиатров и психологов, чаще всего принятие мер по профилактике преступности несовершеннолетних требуется по отношению к мальчикам, а не к девочкам. И этому есть объяснения психологического и биологического характера. Дело в том, что мальчики обладают более уязвимой нервной системой. Именно поэтому они чаще всего страдают от различных травмирующих обстоятельств и семейной нестабильности. Особенно опасной для мальчиков является тот момент, когда отцы не принимают участие в их воспитании. Если сын полностью зависит от энергичной и сильной матери, то он вырастает боящимся жизни, нерешительным и беспомощным.

Девочки же, напротив, становятся агрессивными и драчливыми. Они начинают стремиться к лидерству и к руководству другими детьми, что указывает на развитие в них традиционных мужских черт характера. Порой у них возникает даже склонность к сквернословию и курению.

Проводя профилактику преступности среди несовершеннолетних, стоит иметь в виду, что ни робких мальчиков, ни чересчур активных девочек нельзя высмеивать и критиковать. Взрослые должны серьезно относиться к процессу формирования психологического пола детей. От этого во многом будет зависеть моральное здоровье подрастающего человека.

Субъекты индивидуальной профилактики

К несовершеннолетним лицам, в отношении которых проводится индивидуальная профилактика преступлений, относятся:

  • беспризорные и безнадзорные;
  • занимающиеся попрошайничеством или бродяжничеством;
  • находящиеся в соц. реабилитационных центрах, соц. приютах, специальных учебно-воспитательных центрах;
  • употребляющие психотропные или наркотические, одурманивающие вещества, алкоголь;
  • ранее совершившие правонарушения, за которые были привлечены к ответственности;
  • ранее совершившие правонарушения, но не понесшие за них ответственность в силу возраста;
  • освобожденные от уголовной ответственности в связи с амнистией или изменением обстановки;
  • обвиняемые или подозреваемые в совершении уголовных преступлений;
  • отбывающие наказание в воспитательных колониях;
  • те, в отношении которых была установлена отсрочка исполнения приговора или отбывания наказания;
  • освобожденные из специальных учреждений учебно-воспитательного характера закрытого типа или из мест уголовно-исполнительной системы, в случаях, если, находясь в них, они нарушали режим или совершали противоправные деяния. А также в ситуациях, когда после освобождения из них несовершеннолетние попали в социально опасное положение или нуждаются в реабилитации, помощи.

Профилактика может проводиться как среди несовершеннолетних лиц, относящихся к вышеперечисленным категориям, так и среди их родителей или законных представителей, в случае если они ненадлежащим образом исполняют или не исполняют вовсе свои обязанности по воспитанию, содержанию и образованию своих детей. А также в случаях, когда взрослые отрицательно влияют на поведение несовершеннолетних лиц или жестоко с ними обращаются.

Профилактика безнадзорности и правонарушений в молодежной среде

Наиболее распространенные правонарушения среди подростков это: проявление агрессии и насилия, акты вандализма, порча имущества, употребления и распространение наркотических средств и пр.

Основная часть преступлений среди несовершеннолетних совершается по причине отсутствия понимания и осознания собственной ответственности и дальнейших последствий после совершения противоправных действий.  В отличие от подростков, взрослый человек с уже устоявшимися нравственными и моральными принципами, руководствуется общепринятыми гражданскими нормами. И, следовательно, в неординарных обстоятельствах, проявляет адекватность и рассудительность; способствует разрешению ситуаций в правовом поле. Подростки же, напротив, воспринимают любые противоправные действия, как часть увлекательной игры.

Законодательно, несовершеннолетние, также как и взрослые граждане, несут уголовную и административную ответственность

С той лишь разницей, что судом принимается во внимание возраст правонарушителя

см. ПРЕЗЕНТАЦИЯ О ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Распространенные правонарушения среди несовершеннолетних:

  • Нанесение ущерба имуществу
  • Хищение имущества
  • Хулиганство
  • Хранение, сбыт и употребление психоактивных и наркотических веществ
  • Употребление алкогольных напитков в публичных местах
  • Проституция
  • Управление ТС в состоянии алкогольного опьянения
  • Управление ТС без соответствующих прав
  • Действия, повлекшие за собой ДТП
  • Действия, повлекшие нарушение движения ж/д транспорта
  • Активная пропаганда нацизма, распространение соответствующей литературы, символики
  • Террористическая деятельность
  • Ложный вызов служб экстренной помощи

см. ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ СОГЛАСНО ФЗ 120

Наказания несовершеннолетних за совершенное правонарушение: общественные работы, предупреждение, арест, штраф

Профилактика безнадзорности и правонарушений среди подростков

На сегодняшний день одной из наиболее важных задач в современном обществе остается поиск новых путей и совершенствование профилактики правонарушений в подростковой среде. Как показывает практика, предупреждение противоправного поведения начинается с положительного влияния ближайшего окружения. Следовательно, одним из важных факторов успешной профилактики безнадзорности, является вовлечение в процесс нравственного воспитания родных и близких.  С другой стороны, опытные педагоги могут своевременно обнаружить отклонения в поведении подростков, оказать психологическую помощь и предупредить развитие противоправных ситуаций.

см. ПАМЯТКА О ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Стадии неординарного поведения несовершеннолетних

  1. Первая стадия проявляется шаловливым поведением, непоседливостью, мелкими шалостями
  2. Осуждаемое со стороны родителей и педагогов, поведение. Проявляется периодическим нарушением дисциплины, невежливостью, развязностью и драчливостью
  3. Девиантное поведение характеризуется частыми асоциальными поступками, нескрываемой агрессией, воровством, развязыванием конфликтов
  4. Предпреступное поведение имеет криминальные признаки. Имеют место быть случаи хулиганства, порчи имущества, распития алкогольных напитков, употребления наркотических ср-в и ПАВ
  5. Преступное поведение. Характеризуется конкретными противоправными действиями

Рекомендации родителям

  • Избегать конфликтов при ребенке
  • Не подавлять волю ребенка в его стремлениях и начинаниях
  • Не ставить карьеру на первое место в ущерб интересам семьи
  • Участвовать в нравственном воспитании ребенка, прививание моральных ценностей, формирование здравого мировоззрения
  • Показывать личный пример концепции ЗОЖ
  • Замечать особенности поведения ребенка, пресекать проявления жестокости
  • Наблюдать за окружением ребенка, особенно в подростковом возрасте

Таким образом, можно сделать вывод о том, что семья оказывает наибольшее влияние в формировании добропорядочного члена общества. Также, в системе профилактики безнадзорности и правонарушений не последнюю роль играют педагоги и работники досуговых учреждений: спортивные секции, кружки, музыкальные студии и т.д.

Законопослушная, сознательная и здоровая молодежь —  залог сохранения нации!

ПРЕЗЕНТАЦИЯ О ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ

СМОТРИТЕ ЛЕКЦИЮ Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий