Введение
Мир стоит на пороге XXI века. Это – совершенно особый период, исключительно насыщенный событиями, интересный, труднопредсказуемый, тревожный. Человек сделал множество открытий, полетел в космос, добрался до морских глубин. Однако глубины собственной психики ему все еще неподвластны. Психологи и социологи всего мира трудятся над созданием теорий о личности, о разуме, о Человеке. Но все эти теории есть не что иное, как констатация некоторых фактов поведения человека. Изменить же стереотипы поведения искусственно невозможно. Мировоззрение человека может меняться лишь спонтанно, под действием объективных исторических факторов.
Вместе с развитием науки и техники развивается и общество, мораль, нормы поведения. Меняется и личность. Но изменения эти происходят не гармонично. Многим исследователям человека и современной жизни общества становится все яснее, что решающая трудность, стоящая перед нами, – это значительное отставание развития человеческих эмоций от умственного развития человека. Человек в большинстве случаев еще недостаточно созрел, чтобы быть независимым, разумным, объективным. Человек подавляет в себе иррациональные страсти – влечение к разрушению, ненависть, зависть и месть, – он преклоняется перед властью, деньгами, суверенным государством, нацией; и хотя на словах он отдает должное учениям великих духовных вождей человечества – Будды, пророков, Сократа, Иисуса, Магомета, – он превратил эти учения в клубок суеверий и идолопоклонства. Как же человечество может спастись от самоуничтожения в этом конфликте между преждевременной интеллектуально-технической зрелостью и эмоциональной отсталостью?
Есть только один ответ: необходимо все большее понимание важнейших фактов нашего социального бытия; необходимо осознание, которое сможет предохранить нас от непоправимых безумств, несколько повысив нашу способность к объективности и разумному суждению. Быть может, пройдет тысяча лет, прежде чем человек перерастет свою дочеловеческую историю, длившуюся сотни тысяч лет. Но в этот решающий момент – несколько лучшее понимание, несколько большая объективность могут решить для человечества спор между жизнью и смертью. Поэтому столь насущно развитие научной, динамической социальной психологии. Прогресс социальной психологии необходим, чтобы противодействовать опасностям, вызванным прогрессом физики и медицины.
Почему есть финансовая зависимость
Здоровые отношения к деньгам является важной составляющей счастливой жизни, а обладание большой суммой – нет. Беспокойство по поводу денег часто значительно отравляет нам жизнь
Однако причина того заключается в нашем отношении к деньгам, а не в объективной экономической реальности.
Мы подсознательно начинаем присоединять деньги ко всем значимым сферам нашей жизни, целям и мечтам. Также с помощью финансов человек начинает мерить свою собственную значимость и свободу. Выбраться из ловушки помогут экономическая реальность и финансовая свобода.
Эмоциональная свобода обозначает то, сколько денег хватит, а также способность различать необходимое и желаемое. Если мы попадем в своего рода круг бесконечных желаний, то никогда не будем полностью удовлетворены. Ничто не помешает иногда использовать шопинг или походы в рестораны в качестве краткосрочной психотерапии, но постоянный шопоголизм и переедание указывает на неуверенность в себе, попытку решить с помощью денег всех своих проблем.
Стоит отличать потребности от желаний. Если человек уверен, что с большими деньгами у него все будет хорошо, то это мнение ошибочно.
Реальная причина наших переживаний заключается в том, что наши доходы слишком маленькие, а в том, что мы привыкаем тратить больше, чем нужно. Именно поэтому у людей с высокими доходами серьезные проблемы, а многие победители лотереи в течение 5 лет возвращаются к той финансовой ситуации, в которой они были к моменту выигрыша или полностью разоряются.
Высказывания о свободе человека
Свобода — это прежде всего свобода для инакомыслящих. Роза Люксембург
Все, что он мог потерять, он уже потерял. Худшего с ним произойти уже не могло. Он, наконец, ощутил себя свободным. Терри Пратчетт
Иногда человек готов делать любые абсурдные вещи, чтобы доказать, что он свободен. Борис Новодержкин
Бороться за свободу законным образом можно лишь в том случае, если она у тебя уже есть. Тадеуш Котарбиньский
Для того чтобы по-настоящему оценить свободу, надо сначала не иметь ее. Самия Шарифф
Чтобы утопить свободу, достаточно, чтобы она была без берегов. Владимир Гавеля
Свобода неделима: нельзя отсечь её часть, не убив целиком… Михаил Бакунин
Свобода — это закон человеколюбия, а никак не злоба и нигилизм. Томас Манн
Сделай то, чего ты больше всего боишься, и обретешь свободу. Сесилия Ахерн
Для некоторых свобода — это право делать то, что хочется. Для большинства же — это право не делать то, чего не хочется. Эрик Хоффер
Цитата Эриха Фромма говорит, что «я свободен» означает «я ответственен за собственное бытие». Кстати, одна из версий происхождения слова свобода отсылает к древнеиндийским словам «svo» — свой и «poti» — хозяин. То есть свобода — не только предоставляет возможности, но и требует определенной компенсации — брать на себя ответственность за лично принятые решения, учитывать возможность поражения знать о рисках своих действий.
Самодостаточность и внутреннее равновесие
Ощущение свободы или зависимости тесно связано с той позицией, которую мы занимаем в обществе, с нашей реакцией на мнения и оценки окружающих.
Неуверенный в себе человек, выступая перед любой аудиторией, инстинктивно пытается добиться одобрения. Он как бы спрашивает: «Ну, как я вам?». Аудитория тонко чувствует это и, в свою очередь, отвечает ему: «Да как-то…так себе».
Чувство свободы приходит к человеку, который осознает собственную ценность, а главное, не привязывает ее к конкретным людям и обстоятельствам. Выходя к аудитории, будь то конференц-зал с сотней гостей, компания друзей, фуршет или романтическое свидание – они не пытаются заслужить любовь. Они понимают, что для возникновения симпатии требуются время и определенные обстоятельства, и если они нравятся не всем – это нормальное положение вещей.
Дорого = качественно
Это один из самых распространенных стереотипов потребителя: дешевый товар ассоциируется с низким качеством, тогда как дорогой — всегда хороший. Маркетологи и продавцы прекрасно это знают и умело пользуются: звучит парадоксально, но порой необходимо всего лишь поднять цену на товар, для того чтобы его купили, ведь низкая цена может казаться подозрительной и отпугивать покупателей.
Также вслед за стоимостью меняется отношение к товару: он становится престижным, люди по-другому начинают его воспринимать. К примеру, совершенно понятно, что автомобиль представительского класса кардинально отличается от авто среднего ценового сегмента. Но если сломается дорогая машина, люди скажут «ну что ж, ничто не вечно по луной, даже автомобиль такой марки может сломаться», тогда как если перестанет заводиться недорогая машина, последует мнение типа: «ну что вы хотели от этого производителя, эта машина вообще неизвестно почему так долго проехала без поломок».
Правильный настрой
О чувстве свободы цитата есть такая: «Мудрого человека можно узнать по неизменно хорошему настроению». Мудрость в том, чтобы понимать, что все меняется: курсы валют, прогноз погоды, цены на бензин, жизненные убеждения и взгляды. Но подлинно свободным не стать без жизнеутверждающей позиции.
Сегодня трендом является обсуждение политических событий, происшествий, аварий и повышения цен. Поток информации подается преимущественно в негативном свете. Такие сведения лучше продаются, так как трогают людей за живое.
А можно просто принять ситуацию как она есть и не поддаваться всеобщим волнениям.
Немного статистики
Несмотря на коронакризис и общую нестабильность, в пандемийном 2021 году продажи предметов роскоши только росли. Причем объем продаж увеличивался на фоне падения доходов россиян, хотя, казалось бы, куда носить все эти вещи, если вокруг антикоронавирусные ограничения? Но тем не менее:
Каждый год глобальная платформа Lyst.com составляет рейтинг популярных брендов, а Lyst Index изучает корзины более 160 млн человек в мире. Формула индекса учитывает данные поиска Google и упоминания в соцсетях. Вот так выглядят самые востребованные вещи в четвертом квартале 2021 года:
Для ясности картины, стоимость вещей из этого списка: сумка Neo Classic small BALENCIAGA стоит 182 500 рублей, стеганая куртка от Frankie Shop 23 579 рублей, а топ-бюстье от NENSI DOJAKA 54 600 рублей.
Жан-Жак Руссо и его концепция свободы
Древнеримский юрист Домиций Ульпиан считал, что «по естественному праву все люди рождаются свободными». Многие ученые полагают, что именно эта цитата повлияла на формирование взглядов о свободе Руссо. В естественном состоянии, по мнению философа, люди свободны и именно они же заключают договор (по сути речь идет о возникновении государства). Получается, что они как-бы жертвуют частью своей свободы для создания государств, а в дальнейшем его защиты. Государство, по Руссо, может возникнуть только в результате общественного договора свободных людей. Однако в месте с этим, он критикует цивилизацию, считает, что она искажает непорочного человека. Свободу и равенство людей (естественное состояние) разрушает влияние частной собственности.
Реальным и одним из самых известных исторических примеров борьбы за свободу является Французская Революция, идеи которой перекликались с идеями Просвещения. Как раз таки Руссо считается одним из ее катализаторов, политический трактат «Об общественном договоре», в котором французский философ пишет о свободе, послужил причиной его отъезда из Франции. Его идеи были революционными и приняты не всеми, в связи с чем он опасался ареста. Творчество просветителя сыграло важную идеологическую роль в подготовке Французской революции, начавшейся в скором времени после его кончины.
Ее Девизом стало высказывание Максимилиана Робеспьера : «Свобода, равенство, братство». Расшифровывается оно довольно просто, представляя собой соединение понятий, неотделимых друг от друга. Свобода – возможность делать все, что не вредит другому человеку. Под следующим словом Предполагается равенство всех перед законом, причем в этом понятии учитываются личностные различия, то есть люди имеют равное положение, но оно меняется в зависимости от самого человека, его личности. Третье слово в девизе чем-то похоже на высказывание «свобода одного человека заканчивается, там где начинается свобода другого». Братство требует, чтобы люди относились друг другу как хотели бы они, чтобы относились к ним.
«Парижская коммуна стала первым опытом правления социалистов, когда им удалось приступить к проведению революционных социальных преобразований. Парижская коммуна предложила формулу новой власти, к которой социалистическое движение апеллировало как к идеалу, правда, понимая под этим разные стороны политики коммунаров – от решительных мер бланкистов до программных деклараций прудонистского характера».
Все это приводит нас к тому, что свобода ограничивается в общем всегда примерно одинаковыми «оковами», которые записаны в законах. Все, что установилось в эпоху просвещения и после революций, до сих пор актуально (только добавилось больше задокументированных государством прав и обязанностей).
Люди вынуждены подчиняться законам общества. Вот еще «оковы» – коллектив, его власть над всем и каждым. Хочется сказать, что тогда свобода возможна вне общества, но все упирается в невозможность существования вне его. Тот же Робинзон Крузо хоть и может показаться примером как раз такого человека «вне», но тем не менее он даже на острове создает подобное человеческому обществу. Может до того как общество сформировалось люди и были свободными, но после того как это произошло, все последующие поколения потеряли полноту свободу, хотя может быть лишь изменилось ее понимание.
Потеря свободы ( в полном ее объеме) связана с возникновением государства. Оно же связано по мнению одних философов (в частности Гоббса) со страхом, в добавление к этом у возникла необходимость. Объединение людей помогло выжить в сформировавшейся постепенно конкуренции. С увеличением количества людей начались завоевания одним народом другими, следствием этого стало появление военных союзов племен. К этому процессу добавился страх перед агрессией со стороны других и за свое имущество (материальные блага) .
«Кто хочет быть свободным, тот действительно свободен» – еще одно высказывание Руссо. Он же четко оговаривает основное условие общественного договора: «совершенное отчуждение личностью всех своих прав в пользу общества». Значит он приходит в противоречие сам с собой.
В «рассуждении о науках и искусствах» он противопоставляет несправедливое общество идеальному «естественному состоянию», именно при котором все равны и свободны. Одной из причин неравенства он считает частную собственность, с течением времени ее воздействие все усугубляется. Стоит в таком случае отметить, что индивидуальная свобода в государстве по Руссо ничем не обеспечивается кроме самого государства. В отличие от современности, где во главу в подобном случае ставится не государство в общем, а его законы.
Хотим ли мы на самом деле быть свободными
Социологи и психологи сходятся во мнении относительно того, что автономных людей не так уж и много. Как и почему человек вырастает свободным и как в нем сочетается свобода и ответственность, пока что неизвестно.
У каждого человека есть свои собственные потребности и ограничения. В настоящее время это продемонстрировано вполне наглядно. Есть некоторые люди, которые втискивают в себя в слишком жесткие рамки и придерживаются всегда и во всем правил общества. Другие, наоборот, ведут себя достаточно развязно и не задумываются о последствиях. И те и другие не могут чувствовать себя достаточно комфортно, так как они несвободны.
Что такое свобода своими словами. Значение слова «свобода»
СВОБО́ДА , -ы, ж.
1. Способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. Свобода есть не произвол, но согласие с законами необходимости. Белинский, Письмо М. А. Бакунину, 21 ноября 1837.
2. Отсутствие политического и экономического гнета, отсутствие стеснений, ограничений в общественно-политической жизни и деятельности какого-л. класса или общества в целом. Для людей радикальной партии идеи народной свободы и единства Италии были потребностью жизни. Добролюбов, Жизнь и смерть графа Камилло Бензо Кавура. Рабочие знают, что борьба за свободу трудна и тяжела, но дело свободы есть дело всего народа. Ленин, Ко всем рабочим и работницам города Петербурга и окрестностей. || Независимость от иноземного владычества, порабощения. зашевелились на Балканах и вместе с греками стали помышлять о свободе от турок. Форш, Радищев.
3. Отсутствие крепостной зависимости, рабства. Первое употребление, какое делал крепостной земледелец из маленького запаса, накопленного им, состояло в том, чтобы купить себе свободу. Чернышевский, Основания политической экономии Д. Милля.
4. Состояние того, кто не находится в заключении, в неволе. Лишение свободы. Выпустить птичку из клетки на свободу. □ Не дождаться мне видно свободы, А тюремные дни будто годы. Лермонтов, Соседка. Неужели Павел снова в тюрьме? Находись он на свободе, обязательно дал бы о себе знать. Саянов, Лена. || Отсутствие преград, затворов; воля, простор. В первый раз выгнали скотину —. Бурый бык ревел, радуясь свободе, и рыл передними ногами землю. Чехов, В овраге. Вода в гавани волнуется, шумит, будто сердится на то, что ее огородили кругом гранитными камнями, лишив свободы и простора. Новиков-Прибой, По-темному.
5. Личная независимость, самостоятельность, отсутствие зависимости от кого-, чего-л. или связи с кем-, чем-л. мешающим, стесняющим. Наш век — торгаш; в сей век железный Без денег и свободы нет. Пушкин, Разговор книгопродавца с поэтом. Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания. Ленин, Партийная организация и партийная литература. || Отсутствие стеснений, ограничений, возможность поступать по своей воле, своему усмотрению. велел дать мне полную свободу, не стеснять ничем. Достоевский, Неточка Незванова. Мать, пока была жива, держала ее очень строго; у отца она пользовалась совершенной свободой. Тургенев, Ася.
6. чего и с неопр. Возможность действовать в какой-л. области без ограничений, запретов, беспрепятственно. Свобода торговли. Свобода передвижения. Свобода печати. Свобода слова. Свобода собраний. □ Русским времен Петра была нужна только свобода учиться; принуждение не было нужно. Чернышевский, Письмо А. Н. Пыпину, 7 дек. 1886.
7. Легкость, отсутствие затруднений в чем-л. Володя отвечал ему с свободой и уверенностью, свойственною тем, кто хорошо знает предмет. Л. Толстой, Отрочество. летел против ветра. Но с какой свободой, впервые поразившей меня, он обошел облака! Каверин, Два капитана.
8. Непринужденность, отсутствие связанности. Отсутствие Кирила Петровича придало обществу более свободы и живости. 53 Кавалеры осмелились занять место подле дам. Пушкин, Дубровский. Чичиков, несмотря на ласковый вид, говорил однако же с большею свободою, нежели с Маниловым, и вовсе не церемонился. Гоголь, Мертвые души. || Излишняя непринужденность, развязность. В манерах его, и без того развязных, стала появляться и та обыкновенная за бутылкой свобода, от которой всегда неловко становится трезвому собеседнику. И. Гончаров, Обрыв.
9. Разг. Свободное, незанятое время; досуг. Обед — почти единственный час отдыха и свободы для Савелова. Чернышевский, Пролог.
◊
Демократические свободы — политические и правовые нормы, определяющие положение личности в государстве.
Свобода морей — отсутствие ограничений для плавания судов различных государств в открытых морях.
Свобода совести см. совесть .
На свободе — в свободное время, на досуге. С радостью думаешь о целом часе отдыха, когда можно развьючиться, вскипятить воду в котелке и полежать на свободе, попивая горячий чай. Гаршин, Из воспоминаний рядового Иванова.
Дать свободу кому-чему — то же, что кому-чему ( см. воля ).
О свободе со смыслом
Свобода размахивать руками заканчивается у кончика носа другого человека. Иммануил Кант
Никогда действия человека не бывают такими предсказуемыми, как когда ему представляется полная свобода. Андрей Швец
Именно страх что-то потерять держит нас в рабской зависимости. И когда тебе уже нечего терять, оказывается, что всё, что у тебя осталось – это свобода. Дэвид Айк
Свобода — это высшая ценность. И если любовь не дает вам свободы, то это не любовь. Ошо
Быть свободным имеет право каждый человек, но воспользоваться этим правом может только сильный.
Свобода лежит в самом сердце твоей готовности все потерять. Карл Ренц
Откройтесь своему самому сильному страху; после того как страх теряет свою власть над вами, боязнь свободы уменьшается и исчезает. Ты свободен. Джим Моррисон
Для того, чтобы жить свободно и счастливо, вы должны пожертвовать скукой. Это не всегда легкая жертва. Ричард Бах
Абстрактная свобода, как и другие абстракции, не существует. Эдмунд Берк
Свобода положена далеко не всем. Это – привилегия культурных людей. Свободным имеет право быть только человек, способный на самоограничения. А правила самоограничения определяются культурой. Александр Запесоцкий
А еще свобода — это выразительный показатель человеческой сущности. Ведь зрелый человек способен проявить себя, состояться только благодаря способности показать свою личную волю, осуществить выбор формы жизнедеятельности и мировоззрения. И тут уж не помогут никакие цитаты о свободе. Так что решать проблему соотносятся и сосуществуют воспетая во многих афоризмах философская идеализированная категория «свобода» с реальным ее воплощением в состоянии только вы сами.
Свобода в современном мире
Свободу современного человека защищают и вместе с тем сковывают законы государства. Множество законов защищают личность от произвола государства, независимо от вопросов совести и мысли: презумпция невиновности, свобода от оскорблений, грабежа и насилия. Все это является содержанием гарантий конституции, за что велась борьба с монархией на протяжении веков.
Возьмем, например, конституцию РФ, в которой они четко прописаны: «1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность». В этом документе не прописано, что право на свободу дается от рождения, но это подразумевается. Далее в основном документе Российской федерации идет перечисление обязанностей гражданина перед государством. Тут уже четко просматривается теория общественного договора. Свободы людей четко охраняются законом, вместе с тем, они в ответ добровольно лишаются части свободы (что подтверждает процесс принятия конституции на всенародном голосовании 1993).
И вот в ней же видим сходную позицию с высказыванием Руссо: «2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Но это значит, что человек с рождения обладает свободами, но не свободой, что противоречит и вместе с тем кажется сходной с мыслью французского философа-просветителя.
Современное понимание свободы можно свести к одному высказыванию Шарля Монтескье: «Свобода – это право делать все, что не запрещено законом». Эта цитата наиболее полно и конкретно показывает возможности человека в современном мире. Эти возможности есть у каждого, кто будет соблюдать законы, в противном случае он теряет свое положение и больше не может быть в безопасности и охраняться государством. Если человек не соблюдает свои обязанности, то взамен его берут под стражу или сажают в тюрьму в зависимости от тяжести преступления.
Свобода человека примеры. Главные ценности
Первое, что приходит на ум, размышляя о свободе человека, это возможность делать абсолютно все. Однако реальный смысл кроется намного глубже. Стоит просто разобраться в себе, определить для своей личности правильное понимание свободы.
Для начала можно выделить понятия, которые идут рука об руку с определением свободы. Среди них наиболее главные:
- осознанность;
- право;
- возможность;
- ответственность;
- смелость;
- самодостаточность;
- выбор;
- открытость;
- сила;
- желание;
- уникальность;
- борьба.
Каждое из этих определений нуждается в более подробном и тщательном рассмотрении. Итак, осознанность. Что кроется в этом понимании свободы? В первую очередь нужно определиться с необходимостью стать свободным человеком, пропустить это не только через разум, но и душу.
И лишь после этого приходит осознание либо ее наличия, либо важности принятия действий, направленных на ее приобретение. Право — это определение, означающее способность каждого идти по пути, избранном самостоятельно
Однако многие к этому не стремятся, не хотят стать независимыми в духовном и материальном плане, поэтому не пользуются правом на свободу
Право — это определение, означающее способность каждого идти по пути, избранном самостоятельно. Однако многие к этому не стремятся, не хотят стать независимыми в духовном и материальном плане, поэтому не пользуются правом на свободу.
Следует отметить, что абсолютно у любого человека есть возможность стать поистине свободной личностью, не зависеть от чьих-либо предубеждений и предрассудков. И здесь уже отмечается наличие выбора. Он есть у каждого, потому что просто не бывает ситуаций, сопровождающихся всего одним сценарием развития. Снова можно выбрать независимость или остановиться на некой кабале. Часто некоторым людям так жить удобнее.
Почему же так происходит?
А все из-за того, что свободе сопутствует смелость. Она подразумевает некий рывок, наполненный решимостью на действия, которых ранее не совершали.
К смелости присоединяются желание и сила — два взаимодополняющих компонента, дуэт которых дает определенный заряд энергии. Именно это становится залогом движения на пути перемен.Есть еще немаловажная деталь — это борьба. Она помогает сражаться со всеми страхами, сомнениями, которые сопутствуют в момент преломления личности. Порой близкие и не только оказывают огромное давление на человека.
Откуда пошло явление сибаритства
Фото автора Godisable Jacob: Pexels
Конечно, можно бесконечно приводить примеры и указывать пальцем на того или иного известного человека или искать его среди знакомых, но дело это неблагодарное и может завести в тупик. Для того чтобы сформировать собственное представление о таком явлении, как сибаритство, необходимо изучить его научную коннотацию.
В словарях и энциклопедиях данное явление обозначается, как праздное проживание жизни, где главные ориентиры человека направлены на получение удовольствия и жажды роскоши. Такой человек избалован богатством, достатком и изобилием материальных благ, у него нет стимулов для работы и саморазвития.
В общем, что это за явление, стало ясно, но возникает мысль о том, что не каждый человек может быть сибаритом. Конечно, такой стиль жизни позволяют себе люди с постоянным пассивным доходом или же наследники состоятельных родственников.
Такой образ жизни привлекает к себе много внимания, каждый молодой человек стремиться жить в полном достатке и при этом не утруждать себя работой. Как бы там ни было, но современный мир открыл новые возможности для людей, и на самом деле, сделал жизнь в стиле сибаритства возможной. Сибаритство, как явление возникает по следующим причинам:
Искусство жить красиво — с чего начать?
- Человек живет на полном обеспечении за счет другого человека или организации.
- Стабильный пассивный доход был организован путем качественного построения бизнеса или удачных инвестиций.
- История знает случаи, когда человек становился сказочно богатым, получая наследство.
Психологи утверждают, что сибаритство, это черта личности и, порой, такой человек может не иметь материального достатка. Личность с этой направленностью стремится жить в роскоши и часто за чужой счет. Но и здесь специалисты серьезно спорят.
Концепции свободы других философов
«Большинство людей в действительности не хотят свободы, потому что она предполагает ответственность, а ответственность большинство людей страшит» – высказывание Зигмунда Фрейда. Схожую мысль можно встретить у Джорджа Бернарда Шоу: «Свобода означает ответственность. Вот почему большинство людей боится свободы». Не представляется возможным полностью согласится с этим высказыванием. Разве нет своего груза ответственности у раба? Он отвечает перед хозяином за то, что он делает. Один из примеров: служанки во дворцах китайских императоров по сути не имели свободы, ими распоряжались их господа, если что-то шло не так, наказание прежде всего касалось их, даже если это произошло из-за приказа вышестоящего лица. Поэтому можно сказать, что они были ответственны даже за их господ. И тут встречается некое пересечение с мыслью Сартра: «Но когда мы говорим, что человек ответствен, то это не означает, что он ответствен только за свою индивидуальность. Он отвечает за всех людей». Философ не говорит о произволе власти, что как раз-таки и происходит в случае со слугами. Таким образом, при рассуждениях об этом порядке вещей становится заметно противоречие целям власти, ведь в государстве она нужна для защиты свободы людей, а не наоборот.
В философии Сартра центральное место занимает понятие свободы, которое представляется абсолютным, раз и навсегда данным человеку («Человек осужден быть свободным»), основывающимся на возможности выбора человеком чего он хочет. Она неотчуждаема от человека. Он полностью отвечает за свои действия. Концепция свободы, предлагаемая французским философом, требует признания ответственности, страшащей некоторых людей, по мнению Фрейда и Бернарда Шоу.
«Мы желаем свободы ради свободы в каждом отдельном случае. Но, стремясь к свободе, мы обнаруживаем, что она целиком зависит от свободы других людей и что свобода других зависит от нашей свободы» – вот что сдерживает свободу действий человека по Сартру. С этим не возможно не согласиться, ведь если мы начинаем «превышать» ее, то страдают остальные, ведь нельзя быть независимым от других людей вообще.
Все люди рождаются равными – это утверждают философы просвещения. Каждый из них имеет «право на все». Однако эгоистичный человек нарушает этот закон, природное равновесие. Следовательно, война всех против всех становится неизбежной, «человек человеку – волк» (homo homini lupus) . Хоть подобная война и является естественным состоянием человека по Гоббсу, она должна быть прекращена в результате заключения общественного договора, за этим следует добровольное ограничении людьми/гражданами (теперь уже) своей свободы, а значит появляются те самые «оковы» (государство) в замен на защиту государством. (Теория происхождения государства освещается Гоббсом в знаменитом сочинении «Левиафан»)
Общество или его «зачатки» существовали до возникновения государства и уже в первобытном обществе были свои правила, которые ограничивали волю человека. Лучшее отдавалось вождю и не учитывалось желание обычного члена племени на владение эти «лучшим». В этом видятся предпосылки к образованию каст, классов в обществе. От них же идет неравенство. А от неравенства ограничение свободы каждого, в большей или меньшей степени. Каждый из людей зависит хоть от кого-то, от определенных обстоятельств, его ресурсов (капитала).
Вместе со своей свободой он получает множество обязанностей, выполнение которых может являться залогом свободы. Как может показаться, возникает замкнутый круг. Некоторые считают, что чем больше у них денег, тем свободнее они в своей жизни, тем больше у них возможностей, но это не всегда одно и то же. Они трудятся в течение жизни, чтобы заработать внушительное состояние. Следовательно, становятся заложниками своих желаний и стремлений. Но вместе с тем, у них все же есть свобода. В данном случае это свобода выбора, согласно которой они могут выбирать: делать или не делать.
В философии Гоббса, возникает война всех против всех из-за эгоистичности людей (одной из причин может быть желание получить больше материальных благ, как указано выше). Люди были свободны, но до создания государства, до начала войны. Для ее предотвращения и заключается «общественный договор», согласно которому подданные передают всю свою свободу государству, только так достигается цель (безопасность граждан), ради которой и происходит его создание .