Принципы образовательной политики в России
- Гуманизация. Приоритетная роль отдается воспитанию общечеловеческих ценностей – трудолюбия, патриотизма, бережного отношения к природе.
- Светский характер образования означает, что государственное образование отделено от церкви.
- Демократизация. Развитие национального образования в регионах России, сохранение их культурных традиций.
- Автономность. Утрата государством монополии в образовании, децентрализация управления, усиление местных органов власти.
- Общедоступность. Равные права на получение образования закреплены Конституцией РФ (статья 43). Обязательным является получение основного общего образования.
- Адаптивность к потребностям и возможностям обучающихся. Обучение на дому. Инклюзивное (включенное) образование для детей с особенностями развития. Такие дети ходят в класс с остальными детьми.
Современные предпосылки развития управления системой образования
В настоящее время в РФ идет становление новой системы образования – совокупности образовательных программ и стандартов, сети образовательных организаций и органов управления, а также комплекса принципов, определяющих функционирование системы, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет. 1). Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперирования информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ. 2). Традиционные способы информации – устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба. 3). Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. 4). Особая роль отводится духовному-нравственному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека. 5). Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, микро- и макросоциума. 6). Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания. 7). В Российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам образовательных организаций выбирать и конструировать процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий. При этом важен своего рода диалог различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм – дополнительных и альтернативных государственной системе образования, использование в современных российских условиях целостных педагогических систем прошлого.
Характер системы образования в любом государстве определяется социально-экономическим, политическим строем, культурно-историческими, национальными особенностями страны. Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики. В настоящее время в основу модернизации системы образования РФ положены такие принципы:
- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное развитие;
- единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;
- общедоступность образования и адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
- светский характер образования в государственных учреждениях;
- свобода и плюрализм в образовании;
- демократический, государственно-общественный характер управления, самостоятельность образовательных учреждений.
Эти принципы определяют основные направления, приоритеты образовательной политики и, следовательно, характер образования и специфику образовательных организаций в стране.
Одна из отличительных особенностей современной системы образования – переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений. Выбор прав и свобод личностью делает человека не только объектом образования, но и его активным субъектом, самостоятельно определяющим свой выбор из широкого спектра образовательных программ, учебных заведений, типов отношений.
Школьники не остаются на второй год
Сроки обучения в школах в разных странах разные, как и продолжительность каникул в течение года.
Российское образование по данным ОЭСР: школа
2393 обязательных учебных часа в начальных классах
4589,7 часа в среднем по ОЭСР
4016 обязательных учебных часов в средних классах
3048,6 часа в среднем по ОЭСР
13,2 недели каникул между учебными годами
Самые длинные летние каникулы в мире. Аналогичные — в Латвии и Чили, длиннее нет нигде
36% обязательных уроков в начальной школе — по чтению и письму
25% в среднем по ОЭСР
9,8% учебных часов посвящено иностранным языкам в средних классах
14,4% в среднем по ОЭСР
0,3% учеников остаются на второй год в средней школе
1,9% в среднем по ОЭСР
0,1% учеников остаются на второй год в старшей школе
2,9% в среднем по ОЭСР
Где Россия в тренде
Для этого обзора мы выбрали детали, которые отличают российское образование от других стран. Но в отчёте много и показателей, оценка которых для России практически совпадает с другими странами:
- Доля молодых людей, которые не работают и не учатся, среди россиян в возрасте 18–24 лет лишь немного ниже средних по ОЭСР 16,1% — 14,9% в 2020 году.
- Образование в России доступно женщинам. Например, среди женщин 25–34 лет доля тех, кто получил высшее или среднее профессиональное образование, на 13,6 процентного пункта выше, чем аналогичный показатель для мужчин. Это близко к среднему значению по ОЭСР.
- Львиная доля вложений в образование в России, как и в других странах, — государственные средства. Это более 96% расходов на начальное и среднее обучение, 66,5% — на высшее.
- В России, подобно другим исследованным странам, уровень образования связан с занятостью: меньше всего работающих (54%) было в 2018 году в группе тех, кто имел образование ниже полного среднего. В других группах более 70% имели работу.
При этом российская статистика в докладе далеко не такая полная, как статистика по входящим в ОЭСР странам. Например, в исследовании совсем нет данных об уровне зарплат в российском образовании.
Нет и более точных данных об отдаче от образования. По имеющейся статистике видно, что чем выше уровень образования, тем больше шансов на трудоустройство в России. Но вот информации о том, какое влияние на доходы, социальный статус и качество жизни дают инвестиции в образование, по России в этом отчёте нет. Для некоторых стран ОЭСР в докладе есть статистика даже о том, как образовательный уровень связан с ожидаемой продолжительностью жизни, распространённостью ожирения и потреблением овощей и фруктов. Например, по Европейскому союзу доля людей с ожирением в группе с образованием ниже среднего составляет 22%, а в группе с профессиональным (в том числе высшим) образованием — вдвое меньше. Было бы интересно узнать, связаны ли более здоровые привычки с образовательным уровнем в нашей стране, но такой статистики пока нет.
Образование сейчас
Еще сто лет назад образование в России, даже начальное, было доступно далеко не каждому. Простые люди могли рассчитывать на обучение в церковно-приходской школе, затем в ремесленном училище. Учеба в гимназии и университетах оставалась прерогативой правящего дворянского класса.
После смены власти все изменилось, и образование стало доступно каждому. К тому же оно стало бесплатным. Образованный человек всегда вызывал у окружающих уважение, знания ценились с древних времен.
Сейчас получить общее среднее образование очень просто. Оно по-прежнему бесплатно, за исключением частных учебных заведений. Доступность образования девальвировала его ценность.
Однако важность хорошего образования и крепких знаний сохраняется. Чтобы стать отличным специалистом, незаменимым мастером своего дела, нужно учиться
Иногда это занимает всю жизнь. Но результатом является успех, самоуважение, чувство реализованности, благодарность людей.
Управление образованием в России
Управление системой образования происходит в рамках нескольких уровней: федеральном, региональном и муниципальном.
На федеральном уровне управление осуществляется Министерством образования и науки РФ, в функции которого входят выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в образовательной сфере. Документы принимаются на уровне Президента и Правительства РФ.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) занимается лицензированием, аттестацией учреждений образования, аттестацией научных работников и педагогов ВУЗов, аттестацией выпускников, подтверждением документов об образовании.
Управление образованием на региональном уровне находится в ведении министерств, департаментов образования, образованных в субъектах РФ. Контролирует исполнение федерального и регионального законодательств в сфере образования Рособрнадзор.
На муниципальном уровне управлением образованием, а также исполнением федеральных, региональных и муниципальных законов и требований занимаются департаменты, управления и отделы образования, находящихся на территории муниципальных образований.
Функции образования
К важнейшим функциям образования относятся следующие:
- обучающая – обеспечивает процесс овладения учащимся знаниями, умениями в стенах учебных заведений;
- воспитательная – подчинена процессу социализации личности и ее становлению, формированию ценностей в среде учащихся;
- культурная – передача новым поколениям накопленного опыта знаний;
- профессионально-экономическая – создание профессиональных кадров, воспитание специалистов для различных сфер деятельности.
Обучением занимаются образовательные учреждения, воспитанием – семья и школа. Выделяют три типа воспитания, применяемых родителями и учителями:
- Авторитарный. Авторитет взрослого непререкаем, признается безоговорочно.
- Либеральный. Родитель (учитель) испытывает к ребенку доверие, уважение, не давит на него авторитетом, позволяет принимать решения самостоятельно. Контроль не носит тотальный характер.
- Демократический. Ребенок сам принимает решения, родители готовы к компромиссу.
Три уровня образования, характеристика
Современное высшее образование в РФ подразделяется на:
- бакалавриат;
- специалитет / магистратуру;
- подготовку кадров высшей специализации.
Бакалавр
Бакалавр — это академическая степень, которая присваивается студенту вуза после получения и подтверждения им знаний по выбранной специальности. Поступить на бакалавриат могут:
- одиннадцатиклассники — по результатам ЕГЭ на конкурсной основе;
- выпускники ссузов, они поступают в вуз по внутренним экзаменам.
Бакалавр после прохождения специальных испытаний может поступить на следующую ступень образования:
- специалиста;
- магистра.
Бакалавриат — это полное высшее образование, которое дает выпускникам все необходимые знания для начала трудовой профессиональной деятельности. Длительность обучения на бакалавра составляет 4 года для выпускников 11-х классов и 3 года — для выпускников средне-профессиональных учебных заведений. Степень бакалавра является общепринятой в международной классификации, не требует специального подтверждения в других странах мира, позволяет выпускнику продолжить обучение или трудоустроиться заграницей.
Магистр
Магистр — вторая академическая степень высшего образования, которая готовит профессионалов с углубленной специализацией. Длительность обучения в магистратуре — 2 года. Для поступления нужно пройти конкурс и сдать специальный экзамен, который определяет вуз. В магистратуру могут поступать и бакалавры (после 4-х лет обучения), и специалисты (после 5-5,5 лет обучения). Причем поступить в магистратуру можно в другое учебное заведение. Ограничений нет. Не сумевшие пройти на бюджет бакалавры и специалисты могут стать магистрами на платной основе. Диплом магистратуры дает право выпускнику на последующее обучение в аспирантуре. Студенты, обучающиеся в магистратуре, также, как и студенты в бакалавриате имеют право на отсрочку от военной службы.
Специалист
Это традиционный уровень для российского высшего образования, который, несмотря на Болонский процесс, существует в нашей стране до сих пор. Обучение на специалиста включает в себя базовое образование и специальную подготовку в рамках выбранной специализации.
Поступление в вуз на специалитет проходит, как правило, на основе результатов ЕГЭ. Срок обучения:
- 5 лет для очной формы обучения;
- 6 лет для заочной.
По окончании специалитета выпускник может поступить в магистратуру или аспирантуру. Специалист — это вторая ступень высшего образования в России наравне с магистратурой. Поэтому специалист не может поступить в магистратуру на бюджетной основе, это будет считаться вторым высшим образованием. При этом специалист может поступить в аспирантуру, что недоступно бакалавру. Диплом специалиста по традиции ценится в России, но он не понятен работодателям за рубежом, что создаст трудности при трудоустройстве за пределами нашей страны.
Законодательство и правовое регулирование образования
Право на получение образование гражданам нашей страны гарантировано Конституцией Российской Федерации (ст. 43), а все вопросы, связанные с этим, находятся в ведении государства и его субъектов.
Основным документом, регулирующим систему образования, является Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Согласно документу, указы, распоряжения, постановления и прочие документы в образовательной сфере могут приниматься не только на федеральном, но также и на региональном и муниципальном уровнях, как дополнения к основным общегосударственным законам.
Дошкольное образование
Дошкольное образование — это первая ступень в системе образования, которую предоставляют ясли и детские сады, реже — другие образовательные организации, которые присматривают за детьми и проводят обучение по дошкольной программе. Каждый родитель имеет возможность отдать ребенка туда, куда посчитает нужным.
В ясли детей можно отдавать с 1 года, там они находятся до 3 лет и далее идут в детский сад. В детском саду малыши заканчивают свое обучение в 6-7 лет. В России дошкольное образование является необязательным, поэтому родители сами решают отдавать своих детей в ясли и детский сад или нет.
Также относительно недавно появились предшколы, в которые детей отдают с 5 лет. В таких школах детей обучают базовым знаниям чтения и письма.
Профессиональное образование
После школы у российских детей есть большой выбор образовательных учреждений, где они могут получить профессиональное образование, которое направлено на подготовку квалифицированных рабочих.
После окончания 9 либо 11 класса дети могут поступить в техникум или колледж. Есть также один нюанс: поступив в колледж или техникум после 11 класса, обучение будет длится меньшее колличество времени, так как учащиеся уже прошли общеобразовательную программу за 10 и 11 класс.
Чем отличается колледж от техникума?
В колледже уровень образования считается выше, чем в техникуме, так как там система обучения больше приближена к высшему образованию. Техникумы более узкопрофильные, уровень образования там считается лишь базовым.
Последствия реформы и проблемы развития образования в России
Российское образование, которое было недофинансировано в 90-х годах и подвергается принципиальным изменениям с 2010, по оценкам многих экспертов, начало сильно терять в качестве. Здесь можно выделить ряд проблем, из-за которых образование не только не развивается, но скатывается вниз.
Во-первых, снизился социальный статус учителей, преподавателей. Это относится не только к степени уважения к подобному труду, но и к уровню оплаты и социальных государственных гарантий.
Во-вторых, мощная бюрократическая система, не дающая молодым и талантливым ученым получать научных степеней и званий.
В-третьих, ликвидация образовательных критериев и стандартов, выстраиваемых десятилетиями, и от того ставших прозрачными и доступными для понимания всем интересующимся.
В-четвертых, введение ЕЭГ как экзамена, сводящегося всего лишь к оценке памяти обучающегося по тем или иным предметам, но никак не способствующего развитию логики, творческого мышления.
В-пятых, внедрение новых видов систем обучения: бакалавриата (4 года) и магистратуры (6 лет). Уход от программ обучения по специалитету (5 лет) привел к тому, что теперь рассчитанные на 5 лет программы урезаны до минимума, а программы магистратуры изобилуют дополнительными и зачастую совсем не нужными предметами для обучения будущего магистранта.
Система образования в России. Бакалавр, магистр, специалист…
Реформы
в отечественном высшем образовании начались в 1992 г. с принятием
федерального Закона “Об образовании”. Он узаконил новые для нас понятия:
бакалавриат, магистратура, многоуровневая система. Но, не ломая
сложившуюся систему, сохранил и включил в новую и старую, одноступенчатую
систему подготовки специалистов, предоставляя вузам самим определяться –
по какой программе готовить выпускников. Это, дав и вузам и студентам
новые возможности внесло и некоторую сложность, связанную с необходимостью
выбора.
Уровни (или, как еще говорят, ступени) высшего образования определены у нас принятым в 1996 г. федеральным Законом “О высшем профессиональном и
послевузовском образовании”. В соответствии с ним высшее образование
включает три ступени:
- первая ступень: неполное высшее со сроком обучения 2 года,
- вторая ступень: базовое высшее (бакалавриат) со сроком обучения 4
года, - третья ступень – с ней дело обстоит сложнее: к ней отнесена и прежняя модель – “дипломированный специалист” со сроком подготовки 5 лет и новая – “магистр” со сроком подготовки 6 лет.
А теперь – подробнее о бакалавре – кто он. В действующей системе образования
это выпускник вуза, получивший базовое высшее образование (или, в
терминологии ГОС, образование по некоторому выбранному направлению).
Звучит замысловато, но означает очень простую вещь – он получил
фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации – ведь
учился-то всего 4 года. А чем тогда заниматься выпускнику? Ответ дает п.7
ст. 6 вышеупомянутого Закона – занимать все те должности, для которых их
квалификационными требованиями предусмотрено наличие высшего образования.
А как же специализация? Давайте посмотрим, откуда она берется. Во-первых,
специализироваться можно работая на практике под руководством опытного в
конкретной узкой области специалиста. А что делать, если попали Вы после
вуза в такое место, где их просто нет? (А именно так зачастую обстоит во
многих регионах со специалистами в области права, коммерции, менеджмента и
другим специальностям, “голод” по которым еще долго не будет утолен). В
худшем случае, продолжать “грызть гранит” наук самостоятельно – если вуз
дал Вам действительно фундаментальную базовую подготовку – должны
справиться. Но, конечно лучше это делать в рамках системы образования – на
то она и многоуровневая.
Во-вторых
– продолжить обучение по одной из программ третьего уровня. Тут у Вас есть
выбор – если решили получить квалификацию “дипломированный специалист”, то
учиться надо еще 1 год (при условии совпадения программ фактически
обучение “за партой” длится 1 семестр, далее идет самостоятельная работа –
дипломирование). Но лучший путь для бакалавра к вершинам квалификации –
магистратура. Обучение в ней длится 2 года и завершается защитой выпускной
работы – магистерской диссертации и, соответственно, присвоением степени
магистра.
Что же дает это многообразие возможностей, на чем остановиться? Это вопрос о
выборе личной образовательной траектории.
А здесь только отметим достоинства выбора бакалавриата в качестве уровня
профессиональной подготовки:
- Этот вид квалификации ( в отличие от “дипломированного специалиста” принят
по международной классификации и понятен работодателям во всем
мире), - Фундаментальность подготовки, изначальная “несуженность” ее позволяет, при
необходимости, легко сменить профессию. Дело в том, что в соответствии с
ГОС, программы подготовки бакалавров по разным направлениям устроены так,
что позволяют всего за год перейти к одной из целого “веера” совместимых
профессий.(для сравнения: выпускнику, обучавшемуся по жесткой 5-летней
программе “специалиста” придется получать новую профессию по программе
второго высшего образования за 2 – 2,5 года. - Всего через 4 года после поступления можно приступить к професиональной
деятельности, т.е. обрести экономическую
независимость.
И
еще: в случае смены профессии выпускник, имеющий диплом с квалификацией
“специалист” получает именно второе высшее, а оно, по закону, всегда
только платное. Бакалавр же, поступая в магистратуру иного профиля
продолжает образование по программе третьего уровня – т.е. бесплатно
(разумеется, если пройдет по конкурсу на бюджетные
места).
И, наконец, о трудоустройстве за рубежом. На большое число рабочих мест зарубежный
работодатель приглашает просто бакалавров, не оговаривая даже направления подготовки.
Парадокс? – Нет, просто для так называемой офиссной работы ему нужен просто
образованный человек, умеющий работать с информацией, с людьми, способный подготавливать
всевозможные документы и просто-напросто неглупый. Всем этим требованиям и удовлетворяет
человек со степенью бакалавра.
Выводы
Именно такая ориентация управления образовательной деятельности позволяет выделить ряд принципов, которыми следует руководствоваться в процессе многоплановой, длительной и трудоемкой перестройки всех звеньев управления образовательной организацией. К числу наиболее важных следует отнести:
- принцип гуманизации, основывающийся на переориентации учебно-воспитательного процесса на личность, её гармоничное развитие, усиление внимания к жизненным интересам, мотивам поведения человека как высшей ценности общества;
- принцип индивидуализации, требующий учета различий в интеллектуальной, эмоциональной, потребностно-волевой сферах личности, особенностей физического состояния, уровня психического развития каждого учащегося, возможностей его включения в групповые и коллективные формы учебно-воспитательной работы, в систему межличностных отношений;
- принцип дифференциации, ориентированный на создание необходимых условий для наиболее полного проявления способностей каждого учащегося и обеспечивающий возможность и свободу выбора индивидуального пути развития каждой личности с учетом её интересов, мотивов, ценностных установок;
- принцип гуманитаризации, предполагающий усиление внимания к учебным дисциплинам гуманитарного цикла, обогащение естественнонаучных и технических дисциплин материалом, раскрывающим борьбу научных идей, человеческие судьбы ученых-первооткрывателей, зависимость социально-экономического и научно-технического прогресса от личностных, нравственных качеств человека, его творческих способностей, профессиональной компетенции;
- принцип демократизации, создающий предпосылки для развития активности, инициативы, творчества педагогов и учащихся, широкого участия общественности в управлении образованием;
- принцип интеграции, основывающийся на объединении всех воспитательных сил общества, органическом единстве школы, семьи, общественности, культуры, средств массовой коммуникации .
Выводы
После распада СССР общее образование в России потеряло свою однородность. В советское время всех школьников готовили примерно одинаково, давая практически идентичный набор знаний по всем предметам. О качестве советского школьного образования до сих пор идут ожесточенные споры. Одни говорят, что ничего лучше для воспитания и образования граждан до сих пор не придумано, другие – что советское образование пичкало детей бесполезными знаниями и не учило самостоятельности.
Так или иначе в современной России больше в ходу практико-ориентированный подход. Предполагается, что уже с 8-9 класса школьник должен знать, кем он станет в будущем и в какой вуз будет поступать. К этому стоит добавить огромное количество учебников и программ обучения, неодинаковый уровень квалификации педагогов и картина получится совсем пестрой. Основной вывод, который следует сделать родителям: озаботиться выбором будущей школы следует заранее, задолго до того, как ребенок пойдет в первый класс.