Единственная подписанная работа Микеланджело
«Оплакивание Христа» – одна из самых любимых работ великого Микеланджело. Завершив ее, скульптор отбыл во Флоренцию, но очевидцы свидетельствовали, что при каждом удобном случае он посещал своё величайшее творение в Риме. Никто не знал, влекла ли его эстетика собственного шедевра или глубина образа с восхитительным контрастом живого и мёртвого тела…
Микеланджело, как утверждали его современники, жил как аскет, был немногословен, никогда не вступал в споры, не отстаивал своё авторство, которое нередко ставили под сомнение. Вероятно, сторонним наблюдателем было сложно признать гениальность юного скульптора. А бездарные завистники не могли согласиться с тем, что его руками из камня высечен неподражаемый шедевр, признанный эталоном.
Во время посещения своей статуи Микеланджело, изображая постороннего, наблюдал за тем, как реагируют на его произведение искусства наблюдатели. И тут он подслушал оживленный спор двух зевак, которые отрицали авторство Буонарроти. Один из них отстаивал версию, что это мог высечь в камне только миланский скульптор Гоббо. Великий мастер не стал спорить с неосведомленными соотечественниками, решив увековечить подлинность своего шедевра автографом по перевязи Марии. Об этом рассказал миру Джорджо Вазари (Giorgio Vasari), поэт и биограф нескольких итальянских художников.
https://www.youtube.com/watch?v=2ggwZ-Fq-qsVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Michelangelo’s Pieta (https://www.youtube.com/watch?v=2ggwZ-Fq-qs)
Намерение было настолько твердым, что Микеланджело решил на ночь остаться в базилике, где стояла его скульптурная композиция, и выбить на мраморе свое имя. Однако «бедный художник» был полуграмотным, поэтому допустил ошибку в начертании своего имени. До сих пор её никто не исправил:
Никто не посмел исправить неверную 4-ю букву, нарушив целостность автографа, хотя мрамор – мягкий камень. Глыбу чистейшей породы почти без вкраплений и трещин скульптор выбирал лично, отправившись в Карарские каменоломни. Его усилия и хлопоты оправдались – великолепная статуя телесного цвета превзошла все ожидания.
Хотя заказчик не дожил до завершения шедевра, слухи о превосходном творении быстро разошлись по всему Риму. Вскоре вся Италия говорила про «Пьету» Микеланджело Буонарроти, и многие спешили это видеть. Гениальный образец был удостоен самого почетного места в Ватикане – Соборе Святого Петра. А молодых скульпторов учителя обязывали осмотреть ее в качестве образца для подражания.
До наших дней дошел еще один автограф великого мастера, хотя большинство эскизов и работ было уничтожено им собственноручно, как «далёкие от совершенства». На аукционе Sotheby’s с молотка ушли 30 исторических документов с автографами знаменитостей, включая подпись Микеланджело от 1521 года – контракт об оплате работы 2-х ваятелей. Они помогали Буонарроти работать над статуей Христа в церкви Санта-Мария Сопра Минерва (Santa Maria sopra Minerva) в Риме. Но тот шедевр остался без подписи.
Увидеть статую Христа можно во время индивидуальной экскурсии по Риму на рассвете.
Интересные факты
- Сюжет скорбящей Марии над снятым с креста телом Иисуса Христа не новый, ран ее он находил отражение на полотнах и в скульптурах мастеров Раннего Ренессанса. Сила трагизма этих работ, скорее всего, и побудила к работе Микеланджело Буонарроти, который решил все сделать немного иначе.
- Сложная задача – соединить в общую скульптурную композицию 2 фигуры во весь рост, не нарушая пропорций, но мастер блестяще справился. Стоит напомнить, что это мрамор, и многотонная глыба после работы должна была сохранять равновесие.
- Натурализм выражен в росте фигур Пьеты. Специалисты подсчитали, что рост Христа (если бы Он поднялся) составлял бы около 175см, Марии – немного больше. Но это естественно для композиции скорбящей Матери с Сыном на руках.
- Фигуры прославленной композиции были высечены из мрамора для кардинала из Франции. Такой шедевр нельзя было оставлять неизвестным. Его объявили «национальным достоянием» итальянцев и «образцом для подражания», поэтому перенесли в Ватикан в XVIII веке.
- Размеры многотонной скульптуры 174×195×69см. Основание для пьеты изготовлено в 1626 г. Франческо Борромини. Это единственная работа Микеланджело, где стоит его подпись (на перевязи Богоматери), поскольку еще до завершения шли споры об авторстве и ее подлинности.
Что такое хорошие ожидания?
10 простых ожиданий великих команд от своих лидеров
- Ясность. Ясность целей и задач необходима для успеха. …
- Возможность.
- Участие. …
- Держите обязательства. …
- Последовательность. …
- Уважать. …
- Честность. …
- Хвалить.
Как вы формируете ожидания?
6 советов по установлению ожиданий для сотрудников
- Подчеркните цели. Четко определенные цели и ключевые результаты — отличные инструменты для определения четких ожиданий сотрудников. …
- Заранее устанавливайте ожидания. …
- Сделайте сотрудников ответственными. …
- Дайте содержательную обратную связь. …
- Используйте мотивацию. …
- Сделайте это измеримым.
Какие бывают типы ожиданий? Типы ожиданий – Условный, рациональный, заданный, нереалистичный и адаптивный – Харапское образование.
Почему ожидания вредят? Опять же, ОЖИДАНИЯ БОЛЬНО! … В любое время мы устанавливаем ожидания, они либо слишком высоки, либо слишком низки. Он либо на вершине мира, либо на земле, ошеломленный или разочарованный, оптимистичный или пессимистичный. Оба способа установки ожиданий опасны.
Творчество
В 1946-1947 годах искалеченный Неизвестный постигал упущенные за войну знания в Академии художеств в Риге, затем поступил в Московский художественный институт им. В. И. Сурикова. Здесь Неизвестный получил первый крупный заказ – оформление экспозиции в Мемориальном музее Я. М. Свердлова (теперь – Государственный музей Екатеринбурга). Для выставки студент изготовил горельеф «Яков Свердлов призывает уральских рабочих к вооруженному восстанию» и композицию «Яков Свердлов знакомит Ленина и Сталина».
Работы, выполненные в натуралистическом жанре, включили в экспозицию, а в 1970-е годы пытались выбросить. Если бы музейные работники не спрятали изображения поглубже в фондохранилище, ранний Неизвестный был бы утерян. С 2009 года эти 2 произведения дополняют выставку Государственного музея Екатеринбурга.
Талант бывшего солдата в 1950 году оценила Третьяковская галерея, а выпускная работа 5-го курса «Строитель Кремля Федор Конь» номинировалась на Сталинскую премию, впоследствии приобретена Русским музеем.
В начале 1950-х годов Неизвестный, памятуя ужасы Великой Отечественной, создал цикл «Война – это…», апогеем которого стала скульптура «Мертвый солдат» (1957). Это вылитое из бронзы изображение – лежащая фигура с исхудалым, почти ссохшимся лицом, в груди зияет рана, но кулак победоносно выброшен вперед, как символ неколебимости русского солдата.
Эрнст Неизвестный – Скульптура «Мертвый солдат»
«Мертвый солдат» – маленькая скульптура, но уже в те годы Неизвестный начал тяготеть к монументальным фигурам. Он воплощал задумки в альбоме, который получил название «Гигантомахия, или Битва гигантов».
Венцом карьеры Неизвестный считал «Древо жизни», работа над которым началась в 1956 году и продолжилась уже в эмиграции. Согласно задумке скульптора, монумент в форме сердца должен был состоять из 7 витков Мебиуса, «внутренность» заполняли бы фигуры детей и взрослых, отдельные части тела, вещи и символы.
По состоянию на 1998 год Неизвестный вложил в «Древо жизни» порядка 800 тыс. руб. из собственного кармана. Поставить монумент мэр Москвы Юрий Лужков планировал напротив комплекса зданий секретариата Совета экономической взаимопомощи на Новом Арбате. В итоге в 2004 году «Древо жизни» украсило торгово-развлекательный центр «Мост “Багратион”». В скульптуре угадываются лица Юрия Гагарина и Будды, лента Мёбиуса, распятие, сюжеты изгнания из рая.
Год за годом Неизвестный презентовал скульптуры, непохожие на работы советских мастеров: «Самоубийца» (1958), «Адам» (1962-1963), «Усилие» (1962), «Механический человек» (1961-1962). Несуразные фигуры гармонично дополнили выставку авангардистов в Москве, которая была посвящена 30-летию московского отделения Союза художников СССР. Среди почетных гостей был Никита Хрущев.
Лидер Советского Союза творчество авангардистов не оценил. В нецензурных выражениях он обругал и Эрнста Неизвестного, назвав его творчество «дегенеративным».
Эрнст Неизвестный – Иллюстрации к роману «Преступление и наказание»
Предполагается, что Никита Хрущев не так жестко критиковал мастера, если бы знал, что он победил на Всесоюзном конкурсе на создание монумента Победы в Великой Отечественной войне и создал иллюстрации к роману Федора Достоевского «Преступление и наказание». Иными словами, Неизвестный выделялся на фоне остальных скульпторов и художников. Кстати, позже гравюры Эрнста Иосифовича украсили книги Данте Алигьери и Самюэля Беккета.
Примечательно, что могилу Никиты Хрущева украшает надгробие, придуманное и воплощенное Неизвестным по просьбе родственников бывшего главы СССР.
С начала 1960-х годов до эмиграции в 1976-м Неизвестный создал порядка 850 скульптур – циклы «Странные рождения», «Кентавры», «Строительство человека», «Распятия», «Маски». За 15 лет из этого многообразия удалось продать всего 4 работы.
Неизвестный не желал покидать Советский Союз, но власть «душила» его. В июне 1973 года скульптор подал документы на иммиграцию в Израиль, а в марте 1976-го, после 3-летнего пребывания в отказниках, уехал через Швейцарию в США. В 1977 году поселился в Нью-Йорке.
Самой крупной работой Неизвестного в эмиграции стал памятник жертвам сталинских репрессий. Скульптор задумывал создать «Треугольник скорби» – триптих из мемориалов в Магадане, Екатеринбурге и Воркуте. Идея воплотилась частично. 15-метровый монумент «Маска скорби» появился в Магадане в 1996 году. Уже после смерти Неизвестного, в 2017-м, сильно измененная по сравнению с первоначальным эскизом 3-метровая «Маска скорби: Европа-Азия» открылась в Екатеринбурге. Триптих так и не дополнил памятник в Воркуте.
Каковы должны быть мои ожидания в отношениях?
Честность, доверие, уважение, привязанность, верность, близость и личное пространство некоторые здоровые ожидания, чтобы внедрить в ваши отношения.
Хорошо ли иметь ожидания? Исследования показывают, что на самом деле хорошо иметь большие надежды когда дело доходит до ваших отношений. Здорово ожидать уважения, привязанности, близости, совместного времяпрепровождения и т. д. Здоровые отношения означают, что ваши потребности удовлетворяет человек, которого вы любите и которому доверяете. … Хорошо иметь ожидания.
Как вы превышаете цели?
Вот как мотивировать вашу компанию на достижение и превышение годовых целей
- Создайте свою команду. …
- Обучайте новым навыкам. …
- Спросите об идеях. …
- Предлагайте стимулы. …
- Ставьте конкретные цели. …
- Проявите страсть как лидеры. …
- Дать обратную связь. …
- Признать превосходство.
Что противоположно ожиданиям? Антонимы: удивление, завершение, отчаяние, сомнение, сомнение, страх, наслаждение, страх, осознание, удивление, удивление. Синонимы: антепаста, предвкушение, опасение, ожидание, предчувствие, прогноз, предвидение, предвкушение, предвидение, надежда, предчувствие, предчувствие.
Subceed – это слово?
Быть меньше, чем.
Что значит заменить что-то? определение замены
переходный глагол. 1а: отложить в сторону. b : вытеснить из употребления как низшее. 2 : занять место или положение. 3 : вытеснить в пользу другого.
Что значит быть подчиненным?
1: победить и подчинить: победить. 2: взять под контроль, особенно усилием воли: обуздать покорил мои глупые страхи.
Как сотрудник выходит за рамки? Выход за пределы широко известен как “трудовая этика», а трудовая этика означает ценить и демонстрировать хорошую, качественную и тяжелую работу — качества, востребованные работодателями. Слишком часто люди ищут кратчайший путь, легкий путь, волшебную палочку и путь наименьшего сопротивления.
Смерть
92-летний Эрнст Неизвестный умер 9 августа 2016 года, после долгой болезни, в Нью-Йорке. Раскрытие причины смерти скульптора вызвало неприятные пересуды о его личной жизни: якобы Анна Грэм сживала мужа со свету в последние годы.
Могила Эрнста Неизвестного находится на Шелтон-Айленде в Нью-Йорке. Отпевание проходило в православном Никольском соборе на Манхэттене. По словам соратника скульптора Феликса Комарова, мужчина «просил, чтобы на могиле не устанавливали никаких памятников, а только русский православный крест». Вероятно, последняя воля Неизвестного была исполнена, но фото, подтверждающих это, нет.
История создания Pietà
Интерес к библейскому сюжету о времени между распятием Иисуса и его чудесным воскресением давно волновал умы христиан разных конфессий. Начиная со времен готической скульптуры и искусства Раннего Возрождения, мастера Италии в других соседних с ней европейских стран воспевали скорбный образ Марии, утратившей Первенца. Наверняка картины Перуджино «Оплакивание Христа» (1493-94 гг., сейчас находится в галерее Уффици во Флоренции) и «Пьета» Боттичелли (1495 г.) побуждали многих последователей отражать в камне и на полотне эту трагическую сцену.
Но в религиозных и богемных кругах не все могли принять, что никому не известный, но способный юноша способен внести весомый вклад в искусство и превзойти шедевры Античности и Древнего Рима. Он частично нарушил каноны, в чем-то использовал удачные находки предшественников, но отказался от второстепенных фигур «очевидцев».
Пьета была сотворена для кардинала Жана Билэра де Лагрола, служившего французским послом при дворе папы Александра VI Борджиа во времена Карла VIII. Мраморная композиция предназначалась для капеллы Святой Петрониллы, принадлежавшей французской общине. Маловероятно, что серьёзный заказ мог получить молодой скульптор, но за него поручился влиятельный патриций – римский банкир Якопо Галли, покровитель таланта Микеланджело.
Договор был заключен 26 мая 1498 года, и в карьер за глыбой мрамора скульптор отправился в Каррару с подсобными рабочими, которые обязались доставить материал на место работы. Галли поручился перед заказчиком, что за год Пьета Микеланджело предстанет взору скептиком и завистников. Работать пришлось дольше, но было выиграно пари, что скорбная скульптура станет красивейшим мраморным творением Рима.
Факт признания шедевра подтвержден множественными копиями по всему миру. Некоторые кустарные мастерские выполняют грубые подделки для состоятельных заказчиков, желающих видеть Пьету у себя в саду, у фонтана или среди скульптурных копий мировых шедевров.
Вопрос 17
25 ноября 1942 г. было подписано советско-французское соглашение о формировании на территории СССР французской авиационной эскадрильи. К концу года первые французские лётчики прибыли в Иваново, где приступили к освоению истребителей Як-1. Весной 1943 г. эскадрилья, позднее развёрнутая в полк, была направлена на фронт, где приняла участие в боях на орловском направлении и в Курской битве. Осенью 1943 г. полк был выведен в Тулу, где вошёл в состав авиационных частей ПВО Москвы, а весной 1944 г. направлен на фронт, где французские лётчики участвовали в операции «Багратион» и в боях за Кёнигсберг. 20 июня 1945 г. полк на самолётах Як-3, переданных Советским Союзом в дар Франции, вылетел на родину. В честь какой французской провинции был назван этот легендарный авиационный полк?
- Гасконь
- Бургундия
- Прованс
- Нормандия
Перевод в мрамор замысла скульптора
Микеланджело как истинный ваятель (пластика – не его дело) бронзу не любил, практически по бронзе не работал, а ваял из мрамора. Микеланджело рубил мрамор самостоятельно, видел в этом почти мистический смысл освобождения статуи из безжизненной материи, хотя и у него были ученики и помощники. Более поздние скульпторы не были столь сентиментальны и пользовались услугами мраморщиков.
Это для бронзовых скульптур не надо уметь копировать модель, там возникают проблемы с отливкой – об этом писалось на СКУЛЬТПРИВЕТ, в частности, на примере памятника Петру I работы Фальконе.
Например, Антонио Канова, который жил лет на триста позже Микеланджело, при создании своих работ часто ограничивался глиняной моделью, а мрамора его руки могли не касаться. Канова лично сделал по молодости одну мраморную скульптуру, подорвав при этом здоровье. Он поставил скульптуру на поток, лепя лишь модели, иногда небольшого размера, а далее начиналась целая эпопея с переводом в мрамор, иногда заканчивавшаяся через десятки лет, иногда уже после смерти автора. Перевод в мрамор часто делали молодые скульпторы, а иной мраморщик был профессиональней иного скульптора (например, братья Трискорни), работала таким образом целая команда
Микеланджело было трудно. У него не было приспособлений, которыми пользовались последующие поколения скульпторов для переводя замысел в мрамор. Микеланджело иногда, особенно в молодости сам ездил за Каррарским мрамором, он и сам рубил. Не забывал и о делах земных: когда очередной папа Лев X (был папой с 1513 до 1521) предложил брать мрамор в другом месте, Микеланджело «для выгоды» своего друга владельца Каррары всячески тормозил реализацию папского предложения.
Процесс обработки мрамора ему явно нравился, в этом он видел некий мистический ритуал восхождения к совершенству. Микеланджело, видимо, в значительной мере отождествлял скульптуру с ваянием по мрамору, поэтому в его поэтических образах фигурирует «божественный молот». Мало что умевший Роден, напротив, с большим презрением относился к твердым материалам, нехорошо высказывался по этому поводу. «Перелопатил тонны глины и все понапрасну», — как о нем выразился скульптор Домогацкий.
У Микеланджело производство скульптур не было поставлено на поток. По воспоминаниям Вазари, Микеланджело сокрушался, что сваял за свою долгую жизнь так мало скульптур.
По сути, Микеланджело работал «на глазок», только вот «глазок» у него был недюжинный.
Чтобы ваять в мраморе, надо иметь некое визуальное подспорье. Это либо рисунок, либо глиняная модель (или из другого мягкого материала, в котором можно корректировать модель сколько угодно). Потом начинается перевод в мрамор. Возникают проблемы, так как метод работы «на глазок» очень несовершенен и чреват ошибками.
У более поздних ваятелей такие проблемы перестали возникать, поскольку они (или их помощники) делали полноразмерную модель из глины, потом на модель наносили точки (пункты) и с помощью прибора, напоминающего циркуль, в зафиксированном мраморном блоке могли в точности указать положение любой точки в пространстве в соответствии с моделью. Об этом уже шла речь.
Наш скульптор А. Н. Рамазанов в своих записках мимоходом заметил, что работать без полноразмерной модели по твердому материалу означает заведомо испортить вещь. Перенос модели по пунктам (точкам) в мрамор не есть творческий процесс, да и оболванивает мраморный блок не сам скульптор. На СКУЛЬТПРИВЕТ приводился пример, когда у французского скульптора Прадье (19 век) в одной из работ сбились пункты и это чуть не загубило мрамор, что говорит о механистичности этого метода перевода модели в мрамор по пунктам. Сам скульптор мог подключаться только к финальной обработке мрамора (эффект «последней руки»). Именно по этой причине П. М. Третьяков не любил приобретать мраморную скульптуру, считая ее творением не самого скульптора.
Разрушение шедевра и его реставрация
Одна из известнейших статуй неоднократно была повреждена – при транспортировке и нападении сумасшедшего вандала. В 1972 году статую повредил молотком одержимый венгр Ласло Тот (геолог, работавший в Австралии), возомнивший себя одним из воплощений Христа. Скальным молотком он отбил около 50 кусков мрамора, пока его не схватила охрана и передала полиции.
От акта вандализма пострадал лик Богородицы, отбита часть носа и покрывала, а также рука Христа. Часть кусков было утрачено, но многие были тут же возвращены служителям храма туристами и очевидцами. После реставрации она обрела первоначальный вид, хотя утраченные фрагменты были вырезаны из маловажных участков скульптуры на заднем плане.
С тех пор скульптура Пьеты надежно защищена от неуравновешенных посетителей закаленным стеклом. А безумец был схвачен и передан властям. Итальянские реставраторы сделали все возможное, чтобы Пьета Микеланджело Буонарроти, выставленная в Соборе Св. Петра (Ватикан) выглядела как новая. Композиция подсвечена на возвышении, чтобы и за акриловым стеклом была отлично видна паломникам и многочисленным туристам главного храма Ватикана.
Печальный финал истории Колосса
Увы, судьбы мастера и его творения сложно назвать счастливыми. По завершению работ Харес оказался под ударом кредиторов. Знаменитый скульптор превратился в банкрота, из-за чего покончил жизнь самоубийством.
Колосс Родосский простоял на своём острове тоже совсем недолго – чуть более 50 лет. В 226 году до нашей эры произошло сильное Родосское землетрясение. Высокая статуя не устояла и упала на землю.
Царь Птолемей III предложил родосцам оплатить восстановление символа их острова, но они отказались. Почему же? Причина крылась в предсказании дельфийского оракула. Согласно прорицанию, изваяние нельзя было поднимать, поскольку это могло вызвать гнев бога солнца.
Где-то здесь стоял Колосс Родосский / Наталья Антипас / grekomania.ru
Упоминания о Колоссе встречаются в творениях самых разных античных авторов. Страбон пишет, что “статуя лежала на земле, поверженная землетрясением и переломленная у коленей”. Однако и поверженный гигант вызывал восхищение народа. У Плиния Старшего указывается, что немногие люди могли обхватить обеими руками большой палец Колосса.
Далеко не все знают, что образ Колосса Родосского пережил своё возрождение. Именно его образ стал вдохновляющим для скульптора Фредерика Бартольди, создавшего знаменитую статую Свободы. Она в немалой степени напоминает Колосса – тот же лучистый венец, поднятая рука и, конечно, впечатляющие размеры.
Младшая сестра Колосса – статуя Свободы в США, созданная скульптором Огюстом Бертольди / vasuan.com
Мы так и не можем сказать, как точно выглядел Колосс Родосский. Античные писатели не оставили детального описания скульптуры, однако, без сомнения, она представляла собой грандиозное изваяние, вызывавшее восхищение у каждого человека, прибывшего на Родос. Он действительно был истинным “чудом света”.
Вопрос 13
Прочитайте сообщение, опубликованное в армейской газете военных лет, и назовите наступательную операцию советских войск, приведшую к событию, о котором идёт речь в данном тексте.
«Блокада прорвана! Мы давно верили, что прорыв будет. Мы были уверены в этом в самые чёрные месяцы Ленинграда – в январе и феврале прошлого года. Наши погибшие в те дни родные и друзья, те, кого нет с нами в эти торжественные минуты, умирая, упорно шептали: «Мы победим». Они отдали свои жизни за освобождение Ленинграда. И мы сами, каменея от горя, не в силах даже облегчить свою душу слезами, хороня их в мёрзлой земле без всяких почестей, в братских могилах, вместо прощального слова клялись им: «Блокада будет прорвана. Мы победим!» Мы чернели и опухали от голода, валились от слабости с ног на истерзанных врагом улицах, и только вера в то, что день освобождения придёт, поддерживала нас. И каждый из нас, глядя в лицо смерти, трудился во имя жизни нашего города, и каждый знал, что день расплаты настанет, что наша армия прорвёт мучительную блокаду».
- «Багратион»
- «Искра»
- «Кольцо»
- «Кутузов»
Воплощение бога Гелиоса
Согласно мифам, в древние времена Гелиос извлёк из моря небольшой клочок суши, создав тем самым остров Родос. С той поры эта земля находилась под властью солнечного божества, а жители поклонялись ему.
Чтобы построить прекрасную и поистине огромную статую любимого бога родосцы продали орудия, брошенные противником, а вырученные средства направили на строительство и подготовку материалов.
Скульптором был выбран Харес, древнегреческий мастер, ученик выдающегося Лисиппа. Изначально родосцы планировали воздвигнуть статую высотой 18 метров, но в дальнейшем решено было увеличить “рост” Колосса в два раза. Несмотря на постоянный сбор средств, вырученной суммы не хватало на такого бронзового гиганта, поэтому Харес брал в долг у родственников и друзей, чтобы воплотить столь смелый замысел в жизнь.
Детство и юность
Эрнст Иосифович Неизвестный родился 9 апреля 1925 года в Свердловске (сейчас – Екатеринбург) в семье оториноларинголога Иосифа Моисеевича и советской поэтессы Беллы Абрамовны Дижур. Детство Эрнста Иосифовича проходило спокойно, без взлетов и падений. Обучался в школе №16 Свердловска, не получал высоких оценок, равно как и низких. Все потому, что мальчик отдавал предпочтение искусству, а не «скучным» естественным наукам.
В 1939 году Неизвестный впервые презентовал творчество публике, приняв участие во Всесоюзном конкурсе детского творчества. Он придумывал что-то новое для экспозиции ежегодно вплоть до поступления в Среднюю художественную школу при Всероссийской академии художеств в 1942-м.
В августе 1942 года 17-летнего Эрнста Неизвестного забрали на обучение в пулеметное военное училище Туркменистана. Год понадобился юноше на освоение новых знаний, и в октябре 1943-го его в звании младшего лейтенанта направили в воздушно-десантные войска только что сформированного 4-го Украинского фронта.
В марте 1944 года Неизвестный стал командиром стрелкового взвода 86-й гвардейской стрелковой дивизии 5-й ударной армии. Будущий скульптор не сидел в окопе, проявлял мужество и отвагу при штурме Будапешта. Однажды Эрнст Иосифович получил документ, в котором было указано, что он убил 16 человек в рукопашной битве.
Уже на закате Великой Отечественной войны Неизвестный получил тяжелейшую травму и едва не расстался с жизнью. 22 апреля 1945 года, за 17 дней до капитуляции нацистской Германии, будущий ваятель оказался на операционном столе в Австрии. У него было выбито 3 межпозвоночных диска, а плевральная полость наполнялась воздухом.
Юноша пережил 7 ушиваний диафрагмы, полное ушивание легких, но в результате был объявлен мертвым. За храбрость, проявленную в бою, Неизвестного «посмертно» наградили орденом Красной Звезды (который мужчина получил спустя 25 лет) и медалью «За отвагу».
Жизнь молодого солдата спас полевой врач, который заметил, что Эрнст Иосифович дышит. После ряда сложных операций состояние больного стабилизировалось. Правда, еще 3 года после войны Неизвестный ходил на костылях, еле передвигаясь с перебитым позвоночником, испытывал боли, которые заглушал лишь морфий, заикался. Впрочем, даже эти страшные травмы не смогли в молодости разлучить Неизвестного с искусством.
Описание
Пьета Микеланджело – скульптурная композиция пирамидальной формы, высеченная из цельной глыбы светлого мрамора. Рука мастера отсекла все лишнее, и миру явился потрясающий образ скорбящей матери, утратившей сына. Скульптура находится за бронированным стеклом, ее нельзя рассмотреть со всех сторон. Но есть в ней нечто, влекущее любопытные взгляды туристов и порождающее особые чувства у тех, кто уверовал в искупительную жертву Иисуса Христа.
Рекомендую: полюбоваться Пьетой без очередей и толп туристов во время индивидуальной экскурсии в Ватикан на рассвете.
https://www.youtube.com/watch?v=KfTiYvYef6oVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: La Pietà by Michelangelo (https://www.youtube.com/watch?v=KfTiYvYef6o)
В XIV веке в христианстве зародилось почитание скорбей Девы Марии, что находило отражение в европейском искусстве того времени. На ребрах и кистях рук безжизненного Иисуса – следы от ран после Голгофы. Поразительно, как молодому Микеланджело удалось в фигуре Святой Марии, держащей на руках умершего Сына, выразить весь трагизм произошедшего.
Правая рука удерживает тело в привычной для женщин позе – так кормят грудью младенцев. Но это зрелый мужчина, и его голова ниспадает с плеча матери. Левая рука как бы вопрошает – это немой вопрос, выраженное пальцами скорбящей матери недоумение о бесцельной смерти безгрешного Христа. Накидка на голове как бы небрежно заломлена, небольшие складки ткани максимально открывают чело и последний взор Богоматери.
Мария изумленно смотрит не на лицо Иисуса, а на пронзенные рёбра и кисть руки, пытаясь запечатлеть малейшие детали перед тем, как отдать Его тело на погребение. Изломы грубой ткани искусствоведы ассоциируют с изломами души – от невосполнимой утраты. Ее лицо не искажено гримасой скорби, такое ощущение, что это все уже позади, остался последний взгляд на фигуру Сына и осмысление происходящего. Возможно, скульптор хотел передать ее воспоминание о пророчестве Христа, который обещал воскреснуть на 3-й день. А, может, так выглядит смирение – немое безучастие оттого, что ничего не исправить?
На материнских коленях – безжизненное тело 33-летнего Христа. Лицо не выражает перенесенных Им страданий, голова откинута назад, вся фигура расслаблена, но удерживается Марией. Кисти рук и стопы ног – со следами от гвоздей после распятья. Рёбра Иисуса были проколоты на кресте уже после его смерти, перед тем, как Его сняли римские воины (так повествует Святое Писание).
Мать Христа изображена молодой, без глубоких возрастных морщин, хотя ей во время распятия Первенца было около 50 лет. Теологические каноны были нарушены, но искусствоведы настаивают на идее, что так во времена Ренессанса было принято изображать чистоту души и одухотворенность Непорочной Девы. Пресвятая Мария, как известно, зачала Христа от Святого Духа, согласно пророчествам. После рождения Иисуса у них с Иосифом были другие дети, зачатые естественным путем. Но в христианстве принято говорить о ней как Пречистой и Святой Деве Марии, Богородице и Матери Господа нашего Иисуса Христа. Вот почему все картины и скульптуры изображают ее молодой и миловидной девственницей.
https://www.youtube.com/watch?v=MYW_haD_XPQVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: La pieta (Michelangelo) – Ave Maria (Andrea Bocelli) (https://www.youtube.com/watch?v=MYW_haD_XPQ)
Работа была затяжной и кропотливой, мало кто верил, что никому неизвестный 24-летний художник и начинающий скульптор справится с такой задачей. Но результат превзошел все ожидания – никто не смог превзойти этот шедевр Микеланджело, как по эстетике, так и силе эмоционального воплощения.
Единственная картина Микеланджело
Одна станковая картина молодого Микеланджело сохранилась
Но этой первой и единственной живописной работой он обратил на себя внимание
Микеланджело. Мадонна Дони. Темпера на дереве. Галерея Уффици. Примерно 1504-1507 годы
Картина дивная, сюжет, излюбленный для флорентийских семейств того времени, необычна важная роль, которую играет Иосиф, удивляет и группа обнаженных фигур на заднем плане. В свете увлечения молодого Микеланджело неоплатоническими идеями можно нафантазировать массу объяснений этим фигурам, однако, ясно, что молодой Микеланджело просто демонстрирует знание анатомии. Иногда эту картину называют «Тондо Дони», тондо означает круглую форму.
Картина была написана по заказу Аньоло Дони, которому в жизни сильно повезло, так как его рисовал и Рафаэль.
Также по этой теме:
Три Грации Кановы, Торвальдсена, Прадье и не только
«Творческий метод» Родена или «раб лампы».
Ренессанс. Римские папы и семейство Медичи при Микеланджело. Часть 2
Бартолини. «Милосердие» и «Вера в Бога».
Бартолини и Элиза Бачокки
Конные монументы Марку Аврелию, Гаттамелате, кондотьеру Коллеони. Часть IV