Преимущества таможенного перевозчика при внутреннем таможенном транзите
Перевозку грузов в режиме ВТТ может осуществлять любая транспортная компания. Для этого владельцу груза необходимо будет получить разрешение таможенного органа, оформить декларацию и страховку. Только после этих операций он вправе нанимать любого перевозчика.
Однако в реальности этот процесс может затянуться на неопределенное время и потребовать дополнительных расходов, а также знаний законодательства. В связи с этим обращение к услугам таможенного перевозчика обладает целым рядом весомых достоинств:
- Отсутствие необходимости изучения законодательной базы.
- Значительная экономия времени.
- Избавление от лишних расходов.
ООО «ТС-Транзит» предоставляет услуги по транспортировке грузов. Обладая многолетним опытом в качестве таможенного перевозчика, мы обеспечиваем законное проведение процедуры внутреннего таможенного транзита. Наши сотрудники хорошо знакомы с особенностями внутритаможенного транзита, что позволяет избежать многих трудностей и решить даже самые сложные задачи.
Компания берет на себя оформление всех необходимых документов и организацию транспортировки. Наличие собственного автопарка позволяет нам осуществлять весь комплекс услуг самостоятельно, не прибегая к помощи посредников. Мы гарантируем сохранность груза и доставку к месту назначения в сжатые сроки.
В каких случаях заполняется
Транзитный декларационный отчет заполняется для сопровождения грузов, путь перемещения которых предусматривает пересечение Европейского союза. Примеры:
- Груз поступает на территорию ЕС морским сообщением из портов стран, не являющихся членами Евросоюза. Поставка транспортируется автомобильным транспортом к таможенному посту для дальнейшей перегрузки или очистки.
- При поступлении продукции морским сообщением из стран, не входящих в ЕС, для дальнейшего транзита за пределы Евросоюза. Импортер оформляет транзитную декларацию, которая будут сопровождать груз до прохождения контроля убытия на границе.
- Между странами Евросоюза осуществляется перевозка или вывоз продукции с одного склада на другой.
- Ввоз грузов сухопутным путем на территорию ЕС из стран, не входящих в состав Евросоюза. Груз транспортируется к таможенному посту для комплексной очистки или к таможенному складу для перегрузки на хранение.
- Продукция ввозится из стран, расположенных за пределами ЕС, сухопутными путями к морским портам Евросоюза для дальнейшей транспортировки.
Это лишь основные случаи, когда оформляется экспортная транзитная декларация. Форму Т1 придется заполнить и экспортерам из России. Например, когда российские товары поступают в страну Евросоюза. Допустим, во Францию или Германию. Декларацию составляют на основании инвойса, доверенности и упаковочного листа. Документ формируют перед пересечением первой приграничной страны Европейского союза. Бумага сопровождает российские товары до места назначения.
Вид транзита — транспортировка по странам Евросоюза
Согласно действующему законодательству Евросоюза, различают два основных вида транзитного процесса:
- внешний — используется для товаров, транспортировка которых осуществляется по территории Евросоюза
- внутренний — используется для товаров, перемещаемых за пределы территории Евросоюза.
С учетом направления транспортировки грузов, таможенная процедура бывает коммунитарной, общей и международной. Коммунитарный транзит подразумевает перемещение продукции от одной точки к другой, в пределах одного государства. Общая процедура – это транспортировка товара между Евросоюззом и ЕФТА.
Выделяют еще один отдельный тип транзита – почтовый. Он применим к продукции, которая перемещается по территории страны и за ее пределами с использованием почтового сообщения.
Начальным этапом в прохождении таможенного процесса выступает подача декларации. Она предоставляется уполномоченному лица на таможне. Документ предоставляется в орган прибытия, а его действие оканчивается при достижении грузом конечной точки (места убытия). Декларирование является первичным и самым обязательным процессом. Документ предоставляется таможенному органу, в нем содержится подробная информация о декларанте.
Декларант обязан указать вес и количественные характеристики продукции, с учетом таможенных платежей и имеющихся льгот.
Порядок таможенного оформления грузов
Правила пересечения границы между государствами с грузом предусматривают прохождение 4 этапов:
- Затаможка – оформление разрешения на вывоз из страны.
- Транспортировка грузового отправления через границу.
- Прибытие на таможенный пункт в стране назначения.
- Растаможка – получение разрешения на ввоз товара в страну.
Этап 1
Чтобы получить разрешение на вывоз груза из страны, необходимо:
- заполнить декларационную документацию и произвести устное декларирование груза;
- пройти процедуру осмотра груза;
- рассчитать госпошлину;
- уплатить таможенные сборы;
- получить разрешение.
Путем декларирования грузов перечисляются объекты, находящиеся в переправляемой посылке. При предоставлении неполного набора документов или при наличии ошибок в декларации груз не будет допущен к пересылке через пограничный пункт. Товар временно переместят на склад, чтобы у отправителя была возможность устранить недочеты.
ВАЖНО! Если одна из позиций перевозимых грузов не будет упомянута в декларации, такой товар причисляется к контрабанде и может быть арестован с последующей конфискацией и возможным уничтожением. Для перевозчика такая ошибка может обернуться административной и уголовной ответственностью
При осмотре грузов сотрудники таможенного органа сверяют данные в декларации с фактическим наличием перевозимой продукции. Вскрытие упаковочного материала может быть инициировано только в случае возникновения подозрений на незаконность операции по перевозке (из-за возможного присутствия в посылке запрещенных товаров).
Следующий шаг – расчет пошлины. Ее сумма зависит от объема груза, количества товаров и присвоенного классификационного кода ТН ВЭД. Сотрудники таможни проверяют правильность классификации продукции, при необходимости самостоятельно группируют позиции в грузе по кодовым признакам. После этого можно оплатить пошлину и предъявить подтверждающие платежные документы работникам таможенного пункта. Завершением процедуры будет выдача перевозчику на руки разрешения на вывоз.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При возникновении подозрений на занижение стоимости груза сотрудники таможенного органа могут запросить документы, подтверждающие ценность товара в заявленной сумме. Представленная документация при необходимости может быть проверена на подлинность через официальные запросы в контролирующие органы
Этап 2
Для транспортировки грузов через границу перевозимые товары упаковываются и пломбируются. На пломбах должны быть отметки таможенного органа, выдавшего разрешение.
Этап 3 и 4
Прибытие в страну назначения с грузами предполагает получение от принимающей стороны разрешения на ввоз товара. Процедура оформления документации аналогична затаможке: заполняются декларации, рассчитываются и уплачиваются госпошлины, получается разрешительная документация.
НЮАНС! Если возникли дополнительные вопросы к документации или грузу при перевозке животных, сами животные будут перемещены не на склад временного хранения, а в специализированный питомник.
Транзитный процесс — сроки и стоимость
Срок доставки определяется уполномоченным органом, он полностью соответствует временным затратам транзитной операции. Как показывает практика, этот период продолжительный, что исключает спешку и гарантирует своевременную доставку груза в назначенное место. Оформление таможенной процедуры занимает от нескольких часов до 1 дня. Стоимость услуги обсуждается с каждым клиентом в индивидуальном порядке. На цену влияет сам груз, его количественные характеристики и конечная цель. Окончательная стоимость формируется с учетом места таможенного оформления, и способна варьироваться в пределах 8 000 ₽ — 12 000 ₽. Компания DMlogist сотрудничает со всеми участниками внешнеэкономической деятельности, включая юридические и физические лица, а также частных предпринимателей. Декларанты компании DMlogist гарантируют оперативное оформление товаров любого назначения на профессиональном уровне. Мы оказываем помощь в сборе обязательного списка документации и сопровождаем груз на всех этапах таможенного транзита.
Как проходит процедура таможенного транзита товаров
Исходной точкой начала действия процедуры считается таможенный пункт пропуска на территории Таможенного Союза, куда прибыл груз для таможенного транзита. Разрешение на транспортировку иностранных товаров таможня выдает в режиме транзита.
Документы необходимо представить в течение одного – двух часов после прибытия партии продукции в пункт пропуска (в рабочее время). Таможенному пункту дается один час для регистрации всех документов и до 24 часов на то, чтобы их обработать и выдать разрешение на таможенный транзит (при условии соблюдения всех обязательных требований отправителем и транспортировщиком).
Таможенное сопровождение – непременное условие законного перемещения продукции по территории стран Таможенного Союза. Сопровождение транзита по России возлагается на сотрудников таможенной службы либо других должностных лиц, имеющих право выполнять мониторинг таможенного транзита товаров на территориях стран-членов Таможенного Союза.
Изменять определенный ранее маршрут допускается только после разрешения службы сопровождения. Соответствующий ордер должен быть у перевозчика в письменном виде.
Транзит импортной продукции считается завершенным после того, как груз действительно доставлен в пункт назначения, и факт приема товаров документально подтвержден с передачей пакета необходимых документов (транзитной декларации и пр.).
Обязанности перевозчика:
- обеспечение целостности грузового контейнера и защита продукции;
- исключение риска незаконного доступа к тому, что находится в опломбированной таре, а также внеплановой разгрузки продукции, следующей транзитом;
- строгое следование по заранее определенной схеме движения.
Форс-мажорные ситуации не по вине транзитера освобождают перевозчика от обязанности возмещать урон, связанный с утратой груза. Но служба перевозки должна сделать все необходимое для того, чтобы обеспечить безопасность продукции таможенного транзита при потенциальной опасности.
Любые операции с грузом таможенного транзита должны производиться:
- так, чтобы были сохранены пломбы и печати на таре;
- только после того, как получено письменное уведомление и согласие таможенных служб того региона, куда направляется груз.
Читайте статью: Правила ввоза товаров в Россию для физических и юридических лиц
Суть и назначение режима
МТТ заключается в перевозе иностранных грузов по территории федерации. Осуществляется оно под контролем таможни. Контроль ведется над транспортировкой от точки прибытия подобных грузов до места убытия с территории федерации. При этом отсутствует выплата пошлин таможне. Также отсутствует использование запретов, экономических ограничений на этот груз.
Рассмотрим ведущие особенности режима.
- Условия передвижения продукции под ТР. Под описанный режим обязаны помещаться все заграничные грузы. Исключение представляют только грузы, на транзит которых наложен запрет, согласно ФЗ, др. актам федерации, заключенным международным договорам.
- ФЗ вправе устанавливать дополнительные условия для осуществления помещения грузов под ТР. Сделать это можно посредством определенных актов, с помощью составленных международных соглашений.
Перечень допустимых операций с продукцией
Органы таможни допускают осуществление нижеприведенных действий с продукцией:
- перезагрузка продукции с транспорта, который ввез его на таможенную границу страны на другой транспорт, которому предстоит вывоз данной продукции с таможенной территории федерации;
- складские работы, предполагающие хранение, накопление поступающих партий, их дробление, которые проводятся согласно порядку, устанавливаемому ТК РФ;
- остальные действия, проведение которых спровоцировано настоящей угрозой утраты, сильной порчи продукции, транспорта, их полного уничтожения, утери безвозвратно.
Таможенная процедура транзита
Завершения действия и осуществление платежей
Под этой операцией подразумевается проведение фактического вывоза продукции за границу территории федерации. Также возможно помещение груза под иной ТР.
Осуществление платежей таможне. Владельцам необходимо уплатить таможенные сборы. Их назначают за оформление на таможне.
Льготы по платежам
Льготы, полагающиеся по платежам на таможне, которые нужно выплачивать в процессе направления продукции под ТР. Налоги не уплачивают. Полагается выплата сборов таможне за проведенное на таможне оформление.
Условия, по которым предоставляют льготы на платежи по таможне при направлении продукции под ТР:
- К продукции полагается транзитная декларация, другие важные документы, в которых внесены сведения, установленные ТК.
- Обязательно надлежащее оборудование транспорта, когда перевозку осуществляют под пломбами, с использованием печатей таможни.
- Обязательным считается выполнение мер, обеспечивающих соблюдение законодательства:
- выплата платежей на таможне;
- сопровождение таможенное;
- прокладывание маршрута, согласно порядку ТК.
- Органы на таможне не требуют от перевозящих лиц применения мер, обеспечивающих законодательство в нижеприведенных случаях:
- если транспортировку выполняет таможенный перевозчик;
- наличие к продукции лицензии, разрешения (когда продукцию разрешено перемещать только с наличием лицензий);
- необходимо наличие идентификации продукции, соответственно порядку, который установил ТК.
Международный таможенный транзит (норма)
Дополнительные льготы
Дополнительные льготы, предоставляемые по платежам на таможне. Они полагаются за проведение оформления на таможне.
- Предоставление абсолютного освобождения от выплаты сборов на таможне при перевозке продукции:
- помещенной под ТР, если таможня отправления совпадает с таможней назначения. Это касается транспортировки по воде, трубопроводным, воздушным транспортом, посредством линий электропередач;
- транспортируемой транзитом через орган таможни федерации согласно процедуре МДП;
- транспортируемой через территорию таможни РФ соответственно этому режиму в ситуациях, которые определили межправительственные, международные соглашения;
- которую завозят в Калининградскую обл. с территории заграничных государств, а затем транспортируют через указанную территорию к таможне федерации.
- Сборы по таможне снижают нижеуказанным образом:
- продукция, которую помещают под ТР, подлежит выплате сборов (0,01% от таможенной цены на груз). Выполняется это в рублях (ден. ед. РФ). Дополнительный сбор за осуществление оформления по таможне отсутствует. Исключением считаются положения из п. 1, а также те, которые предусмотрены актами ГТК РФ;
- уплата сборов осуществляется по каждой из партии, которую провозят по одной ж/д накладной, внутри одного транспорта.
Транзитная декларация
Теперь об условиях, которые должны быть соблюдены, чтобы поместить товары под процедуру транзита. Первое – товары не запрещены к ввозу на таможенную территорию ТС. Второе – в отношении товаров проведен пограничный и иные виды государственного контроля (с учетом того что ряд функций переданы таможенным органам, в том числе по транспортному, ветеринарному, санитарному и фитосанитарному контролю, то остался по сути пограничный контроль). Следующее условие – в отношении товаров представлены разрешительные документы, если их перемещение допускается при наличии таких документов. Четвертое – должна быть представлена транзитная декларация, пятое – приняты меры обеспечения соблюдения таможенного транзита. Шестое – должна быть обеспечена идентификация товаров. И последнее – транспортные средства должны быть оборудованы надлежащим образом, если товары перевозятся под таможенными пломбами и печатями.
Если останавливаться на условиях подробнее, то первое, о чем хотелось бы сказать, – транзитная декларация. В качестве транзитной декларации могут использоваться любые транспортные и коммерческие документы, содержащие сведения в соответствии со ст. 182 ТК ТС. Базовый документ для нас – это транспортная накладная, она содержит почти все сведения, которые есть в декларации, за исключением стоимости. Поэтому транспортные и коммерческие документы уже составляют транзитную декларацию, сведений в них для нас достаточно. В отличие от помещения товаров под иную процедуру, допустим, под процедуру для внутреннего потребления, есть упрощение – код товара указывается на уровне не менее первых шести знаков, то есть не надо детализировать до 10 знаков.
В качестве транзитной декларации можно подавать транспортные документы и счет-фактуру, этого будет для нас достаточно, но можно представлять транзитную декларацию по форме, установленной Решением Комиссии Таможенного союза, она распечатывается на листах формата А4. Форма транзитной декларации отличается от декларации на товары, но просто потому, что в транзитной декларации указывается ряд сведений, которые не указываются в декларации на товары. В частности, перевозчик. Кроме того, есть графы, касающиеся осуществления грузовых операций в пути следования, то есть сведения о новых транспортных средствах, новых пломбах.
Правила заполнения транзитной декларации установлены Решением Комиссии ТС от 18 июня 2010 г. N 289. В настоящее время в это Решение КТС уже внесены изменения по порядку заполнения транзитной декларации (от 19 мая 2011 г. N 638) с учетом практики. Вместе с транзитной декларацией должна быть представлена ее электронная копия. Это требование обязательное.
Что еще хотелось бы сказать по электронной копии: как правило, участникам ВЭД приходится обращаться к таможенным представителям, чтобы они сделали электронную копию, подготовили пакет документов, поскольку у таможенных представителей есть свои программные продукты. С транзитной декларацией несколько иная ситуация. На портале ФТС России по предварительному информированию есть страница представления транзитной декларации. Туда можно зайти, заполнить все поля, касающиеся товаров, ввозимых на территорию ТС. После введения этой информацию участник ВЭД получает уникальный ПИН-код, который перевозчик должен сообщить в пункте пропуска. Эту предварительную информацию мы приравниваем к электронной копии транзитной декларации, соответственно, в пункте пропуска не надо идти к таможенному представителю.
Еще в качестве транзитной декларации могут использоваться документы, предусмотренные международными соглашениями, в частности книжка МДП. Причем эта декларация признается всеми странами, которые подписали конвенцию МДП 1975 г.
Как происходит обеспечение таможенного транзита
Отправной точкой данной процедуры служит разрешение на таможенный транзит, которое выдает орган таможни отправления. Под таким органом подразумевается таможенное отделение, на территории компетенции которого расположено место прибытия продукции в Таможенный Союз. В компетенцию таможенного органа отправления входит принятие одной из перечисленных процедур, призванных обеспечить соответствие таможенного транзита существующим нормативным актам ТС (статья 217 ТК ТС). К таким процедурам относят:
— Принятие мер для того, чтобы были уплачены все таможенные платежи при транзите, предусмотренные главой 12 ТК ТС;
— Сопровождение и оформление таможенного транзита;
— Определение маршрута перемещения груза.
Обеспечение таможенного транзита с точки зрения получения предусмотренных платежей производится в соответствии со статьей 86 ТК ТС следующими способами:
1) Залогом товара или другого имущества;
2) Гарантией банка;
3) Внесением денежного залога на р/с в федеральном казначействе либо в кассу органа таможни;
4) С использованием процедур поручительства.
Получая разрешение на таможенный транзит, субъекты имеют право самостоятельно определить приемлемый вариант обеспечения уплаты предусмотренных платежей.
Существуют также ситуации, при которых не требуется обеспечение выплат таможенных платежей при транзите товара иностранного производства. В соответствии с пунктом 2 статьи 217 ТК ТС, это возможно, при таких условиях:
— Декларантом является таможенный перевозчик либо оператор, имеющий соответствующие полномочия;
— Продукт таможенного транзита перемещается железнодорожным транспортом, трубопроводами, ЛЭП или коммуникационными линиями;
— Такой порядок предусмотрен международными соглашениями;
— Перемещение товаров осуществляется с таможенным сопровождением;
— При соблюдении других условий, предусмотренных ТК ТС и соглашениями между странами Таможенного Союза.
Обеспечение таможенных выплат в процессе таможенного транзита определяется документом ГТК РФ от 9 декабря 2003 г. N 666-р (ред. от 29.03.2010) «Об утверждении Инструкции об особенностях применения таможенными органами обеспечения уплаты таможенных платежей при внутреннем и международном таможенном транзите» и Приказом ФТС РФ от 25.07.2008 N 917 (ред. от 21.10.2010) «Об использовании таможенными органами договоров поручительства, заключаемых в рамках генеральных договоров поручительства между ФТС России и поручителями, в качестве меры по обеспечению соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации при внутреннем и международном таможенном транзите».
Что такое коносамент: виды, формы, функции
Правовое регулирование таможенного оформления
За соблюдение правовых основ таможенных процедур отвечают органы ФТС (Федеральной таможенной службы). В их компетенцию входит подача инициатив о внесении изменений в существующий порядок пересечения границ товарами и грузами, проверка посылок и обеспечение их декларирования. В своей деятельности они пользуются нормами Конституции и полным набором правовых актов, затрагивающих сферу регулирования таможенной деятельности.
Каков порядок таможенного оформления экспресс-грузов?
При пересылке грузов между странами-участницами Таможенного союза применяются правила, установленные Таможенным кодексом союза. Эти правила обязательны для применения при пересечении границ РФ. При морских перевозках надо учитывать положения:
- Кодекса торгового мореплавания;
- Постановления от 06.03.2012 №193.
Вопрос: Прошу дать разъяснения касательно таможенного декларирования припасов согласно ст. 282 ТК ЕАЭС, а именно продуктов питания для потребления членами экипажей судов, осуществляющих международные перевозки грузов.
Существует ли на данный момент возможность подачи декларации и оформления на бумажных носителях в соответствии с решением Евразийской комиссии и ст. 282 ТК ЕАЭС?Посмотреть ответ
Авиаперевозки регламентируются:
- Воздушным кодексом;
- Приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 №82.
Пересечение границы с грузами на автомобильном транспорте должно отвечать требованиям:
- Федеральных законов №259 и №127 от 08.11.2007 и 24.07.1998 соответственно.
- Постановлений Правительства №1272 и №730.
Перевозка грузов железнодорожным транспортом регулируется положениями Федерального закона №17, датированного 10.01.2003 г.
Тарификация услуг производится на основании такой законодательной базы:
- Закон от 21.05.1993 №5003-1.
- Закон от 27.11.2010 №311.
- Постановление от 30 августа 2013 г. №754.
Что такое ВТТ и когда к нему прибегают?
Способ транспортировки грузов с помощью режима ВТТ часто используется при перевозке морских контейнеров – их ввозе или вывозе из страны. Внутренний таможенный транзит дает возможность сократить время оформления груза и упростить бюрократические процедуры. Режим применяется, когда необходимо доставить прибывший товар по территории страны из порта (или иного места прибытия, например, при железнодорожных перевозках контейнерами) до таможенного терминала, где происходит процесс растаможивания.
Еще внутренний таможенный транзит применяется если:
- груз ошибочно прибыл не на тот таможенный пост и нуждается в отправке по правильному адресу;
- товар необходимо транспортировать со склада к месту временного хранения;
- нужно переместить груз между таможенными органами внутри страны.
Преимущества ВТТ состоит в отсутствии уплаты таможенных пошлин и таможенного оформления товара, так как, хоть фактически он и находится на территории РФ, в свободное перемещение он не поступает. Но следует помнить, что такой режим находится под особым контролем пограничной и таможенной служб.
Таможенный транзит грузов
Операции сопровождаются договором перевозки или соглашением на экспедирование, которые заключаются между грузополучателем и грузоотправителем. К основному документу прилагается перевозочная документация. К транспортному средству также предъявляются отдельные требования. ТС необходимо оборудовать цельными грузовыми отсеками, на которые можно наложить при необходимости пломбы. Таможенный транзит грузов невозможно провести без обеспечения. Им выступают такие формы, как поручительство, гарантия банковского учреждения, денежный залог. Сумма равна размеру выплат, которые участник ВЭД заплатил бы в процессе экспорта для использования товара внутри страны.
ТТ не грозит всем авиагрузам, остановившимся в стране вынужденно или по техническим причинам. Однако при этом следует помнить, что товары нельзя снимать с борта. Транзитные мероприятия не придется проводить, если товар привезен и вывезен через один пропускной пограничный пункт.
Цель таможенного транзита грузов
Цель таможенного транзита подразумевает под собой транспортировку грузов, которые не запрещены к провозу по территории стран-Таможен-го союза. Для ТТ необходимо предоставить целую пачку документов, подтверждающих соблюдение ограничений при доставке грузовой партии через тамож-ый пост на границе. В отношении доставляемой продукции выполняется погран контроль. И в рамках ТТ подается транзитная декларашка, принимаются обеспечительные меры. Грузы идентифицируются в соответствии с кодексом ТС, транспорт оборудуется надлежащим образом.
Транспортное средство оборудуется таким образом, чтобы на него можно было наложить таможен-ые пломбы и печати. Груз не может быть извлечен из ТС или контейнера без оставления видимых следов его изъятия. В транспорте не должно быть потайных мест для скрытия продукции. Местонахождение продукции должны быть легко доступны для осмотра.
Завершение процедуры
Товары и транспортные средства должны быть размещены в зоне таможенного контроля и в течение 1 ч перевозчик должен уведомить таможенный орган, что он разместил товары в ЗТК. Если перевозчик прибывает в ночное время либо в выходные и праздничные дни, то, соответственно – в течение 2 ч с момента начала работы таможенного органа. Таможенный орган обязан в течение 1 ч с момента уведомления зарегистрировать прибытие транспортного средства и выдать перевозчику письменное подтверждение о прибытии. Оно оформляется в двух экземплярах. Это своеобразный акт приема-передачи, там перечисляется, какие документы представляются перевозчиком и в скольких экземплярах, и две росписи – перевозчика и инспектора. В моей практике был случай, когда перевозчик говорил, что отдал инспектору книжку МДП (кстати, строгой отчетности), а инспектор утверждал, что не брал. Во избежание подобных ситуаций решили, что подтверждение о прибытии должно быть обязательно.
После того как зарегистрировано прибытие транспортного средства, осуществляются отдельные формы таможенного контроля, в том числе в рамках системы управления рисками. Если никаких нарушений не выявлено, таможенный орган обязан оформить завершение таможенного транзита в течение 24 ч с момента регистрации. Подтверждением того, что процедура таможенного транзита завершена, является проставление штампа “Товар поступил”, которое заверяется личной номерной печатью, и перевозчику выдается бланк транспортного документа, экземпляр CMR, например, с отметками таможенного органа о завершении транзита.
Самая неприятная новация для перевозчиков и участников ВЭД при транзите – в течение 3 ч перевозчик или иное заинтересованное лицо обязано завершить операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру либо с передачей на временное хранение. За это тоже предусмотрена административная ответственность. В настоящее время мы готовим поправки в ТК ТС и в части завершения таможенного транзита.
Мы несколько по-иному планируем прописать норму: в течение 3 ч заинтересованное лицо обязано поместить товары под определенную процедуру либо на временное хранение. Из этого пункта перевозчик снят, но добавлен еще один пункт: если заинтересованное лицо не поместил товары под определенную процедуру либо на временное хранение, то перевозчик обязан это сделать сам. То есть разбили эту операцию на два этапа, чтобы четко ответственность переходила от одного лица к другому. Пока белорусские и казахстанские коллеги не имели возражений по этой редакции.
И есть еще одна неприятная норма – положение, касающееся определения места доставки, по которому таможенный орган вправе определить место доставки вне зависимости от сведений, указанных в транспортных и перевозочных документах. Случаи, когда таможенный орган вправе это сделать, определены национальным законодательством. Сегодня таких случаев три:
- товары подлежат декларированию в специализированных таможенных органах;
- в таможенном органе, где будет осуществляться декларирование товаров, произошло стихийное бедствие;
- случаи, определенные постановлением Правительства.
В последнем случае речь идет о реализации положений Концепции переноса таможенного оформления в места, приближенные к государственной границе, чтобы иметь возможность направлять товары непосредственно на логистические терминалы, которые находятся рядом с границей.
Е.Иванов
Заместитель начальника
отдела Главного управления
организации таможенного оформления
и таможенного контроля
ФТС России