Зоны таможенного контроля. Закон о таможенном регулировании в РФ

Комментарий к Ст. 16.5 КоАП РФ

1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией правового режима зоны таможенного контроля.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

Объективная сторона характеризуется противоправными деяниями, выразившимися в действиях по перемещению за пределы границы зоны таможенного контроля или в ее пределах: физических лиц (граждан Российской Федерации, иностранных граждан и (или) лиц без гражданства); должностных лиц государственных органов (за исключением должностных лиц таможенных органов); товаров; транспортных средств. Противоправной признается производственная или иная хозяйственная деятельность в границах зоны таможенного контроля без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно в соответствии таможенным законодательством Российской Федерации и законодательством государств — членов ТС. В соответствии со ст. 97 ТК ТС зоной таможенного контроля признается место перемещения товаров через таможенную границу, территория склада временного хранения, таможенного склада, магазина беспошлинной торговли и иные места, определенные законодательством государств — членов Таможенного союза. К иным местам, где установлена зона таможенного контроля, относятся зоны, созданные для проведения таможенного осмотра и (или) таможенного досмотра товаров, совершения грузовых и иных операций. Зоны таможенного контроля могут быть постоянными в случае регулярного нахождения в них товаров, подлежащих таможенному контролю, или временными в случае их создания на время проведения таможенного контроля, грузовых и иных операций. В соответствии со ст. 163 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» зоны таможенного контроля могут быть созданы вдоль Государственной границы РФ, в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, в местах осуществления таможенных операций, в местах разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров, их таможенного осмотра и таможенного досмотра, в местах стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары. В соответствии с ч. 17 приведенной статьи граница зоны таможенного контроля обозначается знаками прямоугольной формы, на зеленом фоне которых белым цветом выполнена надпись на русском и английском языках «Зона таможенного контроля». Указанные знаки являются основным средством обозначения зоны таможенного контроля. Зона таможенного контроля может быть обозначена нанесением надписи «Зона таможенного контроля» на русском и английском языках непосредственно на оградительных сооружениях и стенах помещений, составляющих ее периметр. Допускается замена надписи на английском языке надписью на любом другом языке, целесообразном для использования при создании конкретной зоны таможенного контроля.

В соответствии с ч. ч. 23 — 24 ст. 163 Федерального закона от 27. 11.2010 г. N 311-ФЗ производственная и иная хозяйственная деятельность, связанная с:

— перевозкой, разгрузкой и перегрузкой (перевалкой), хранением товаров, находящихся под таможенным контролем;

— организацией и обслуживанием стоянок транспортных средств, перевозящих такие товары;

— обслуживанием юридических и физических лиц, перемещающих через Государственную границу РФ товары и транспортные средства;

— строительством, с реконструкцией зданий и сооружений, а также их инженерных сетей, используемых для проведения таможенных операций;

— строительством и реконструкцией дорог и подъездных путей к пунктам пропуска, транспортно-инженерных сооружений, используемых для перемещения товаров и транспортных средств через Государственную границу РФ (включая строительство автомобильных стоянок, установку дорожных ограждений, дорожных знаков) в зонах таможенного контроля, в том числе созданных вдоль Государственной границы РФ в пределах пятикилометровой зоны от Государственной границы РФ, допускается с разрешения таможенных органов и под их надзором. Разрешение на осуществление производственной и иной хозяйственной деятельности в зоне таможенного контроля выдается начальником таможенного органа, в регионе деятельности которого создана зона таможенного контроля по письменному заявлению заинтересованного лица.

Субъект и субъективная сторона — см. комментарий к ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ.

Структура таможенных органов

Таможенные органы России состоят из:

1) Федеральной таможенной службы (ФТС России) – это федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;

2) региональных таможенных управлений (РТУ), к которым относятся:

  • Центральное таможенное управление (ЦТУ);
  • Северо-западное таможенное управление СЗТУ);
  • Южное таможенное управление (ЮТУ);
  • Приволжское таможенное управление (ПТУ);
  • Уральское таможенное управление (УТУ);
  • Сибирское таможенное управление (СТУ);
  • Дальневосточное таможенное управление (ДВТУ);
  • Северо-Кавказское таможенное управление (СКТУ).

3) таможен;

4) таможенных постов.

Также есть таможни прямого (непосредственного) подчинения ФТС России, к которым относятся: Внуковская, Домодедовская, Шереметьевская, Центральная энергетическая, Центральная базовая, Центральная акцизная, Крымская, Севастопольская, Калининградская областная таможни.

Таможенные органы находятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Личный досмотр

Он считается исключительной формой таможенного контроля. Личный досмотр проводится в отношении граждан. Его выполнение допускается при наличии оснований считать, что физлицо имеет при себе и добровольно не выдает объекты:

  1. Запрещенные к ввозу на территорию РФ и вывозу с нее.
  2. Транспортируемые с нарушениями порядка, предусмотренного в таможенном законодательстве.

Досмотр проводится, если физлицо:

  1. Пересекает госграницу РФ.
  2. Находится в таможенной контрольной или транзитной зоне, открытой для международных перевозок.

Решение о выполнении личного досмотра принимает руководитель уполномоченной службы или лицо, его замещающее. Оформление осуществляется наложением резолюции на рапорте таможенного служащего или отдельным актом.

Задачи

В соответствии с законодательством таможенный контроль может осуществляться только в тех формах, которых достаточно для соблюдения нормативных положений РФ, а также международных соглашений. В качестве основных задач системы выступают:

  1. Установление правомерности перемещения транспорта и товаров через зоны таможенного контроля.
  2. Выявление объектов, запрещенных к вывозу и ввозу, транспортировка которых разрешена только при соблюдении специальных положений.
  3. Обнаружение ТС и товаров, перемещаемых без документов.
  4. Установление тарифного названия объекта по ТН ВЭД, его качества, стоимости и количества.
  5. Проверка соответствия досматриваемых грузов данным, представленным в декларации.

Понятие и виды

Контроль, осуществляемый таможенной структурой, соответствует требованиям действующего законодательства. Должностное лицо, предъявившее служебное удостоверение, имеет право войти в любое помещение, в котором располагается товар, транспортные средства или документы, подлежащие таможенному контролю.

Деятельность работников таможни берет свое начало от момента пересечения границы и может завершиться: выпуском в свободное обращение, отказом в пользу государства, уничтожением, фактическим вывозом с таможенной территории. Если сотрудникам стало известно о несоблюдении действующей нормативной базы, то они имеют право произвести проверку в любое время.

В зависимости от предмета можно выделить таможенный контроль товаров, услуг или транспортных средств. Следующее различие – ввоз (импорт), вывоз (экспорт) или транзит товаров. Проверка сотрудниками может варьироваться в зависимости от характера участия:

  • односторонний контроль – участвует только одна страны;
  • двусторонний – таможенный досмотр осуществляют оба государства (процедура реализуется раздельно);
  • совместный – разница с предыдущим вариантом состоит в том, что действия производятся вместе.

Однократный и повторный контроль выделяют в зависимости от количества раз пересечения границы в течение установленного промежутка времени. Еще одним определяющим фактором таможенного регулирования является вид транспорта, перемещающего продукцию через границу: поезд, автомобиль, пароход, самолет и т.д.

Нормативное регулирование

  • Федеральное регулирование таможенной сферы закреплено в главном законе страны – в Конституции РФ. Норма позволяет устанавливать единый перечень требований и правил в отношении внешнеэкономических процедур и перемещения товаров через государственную границу.
  • В качестве главных федеральных законов можно выделить Таможенный Кодекс РФ и Закон «О таможенном тарифе».
  • Отдельное место отведено международным договорам и соглашениям двустороннего и многостороннего значения.
  • 2010 г. – время принятия общего Таможенного кодекса стран, входящих в состав экономического союза. Основной целью документа является установление единых таможенных правил и построение общей административной системы.

Обслуживание внешнеторговой деятельности

Таможенные услуги, предоставляемые заинтересованным лицам, включают в себя основные операции, совершаемые с товаром, транспортными средствами, имуществом, которые необходимы для оформления и проверки груза, перемещаемого через границу. В сфере обслуживания внешнеэкономической деятельности участвуют:

  1. Органы контроля импорта и экспорта.
  2. Хозяйствующие субъекты, непосредственно ведущие внешнеторговую деятельность (резиденты/нерезиденты).
  3. Лица, владеющие складами временного и регулярного хранения.
  4. Транспортно-экспедиционные организации.
  5. Таможенные агенты.
  6. Компании-поручители.

Субъекты, оказывающие таможенные услуги, должны иметь лицензию на осуществление своей деятельности.

Зоны таможенного контроля

Производится таможенный контроль в зоне таможенного контроля.

Определение

Зона таможенного контроля – это место передвижения товаров через таможенную границу, территории корпуленций преходящего хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и другие места, которые определены в законодательстве государств-членов TC.

Зоны таможенного контроля бываю временные и постоянные. Постоянной считается та зона, в которой регулярно находятся товары, подлежащие таможенному контролю. Временная – это зона, созданная для проведения таможенного освидетельствования и таможенного досмотра товаров, а также для реализации грузовых и других операций.

Необходимость создания временной таможенной зоны может возникнуть в любой момент, решение о её возведении принимает начальник таможенного органа. Данное решение должно быть задокументировано и оформленo согласно приказу или распоряжению таможенного органа, в регионе деятельности которого располагается данная таможенная зона.

Приказ или распоряжение о создании временной зоны таможенного контроля должны содержать информацию об основания и целях создания, а также дату и период, на который она создаётся.

Замечание 1

Границы зоны таможенного контроля имеют своё обозначение. Это знаки прямоугольной формы, на зелёном фоне которых сделана надпись белого цвета на русском и на английском языках – «Зона таможенного контроля» и «Customs control zone». Данные знаки представляют собой важнейшее средство, чтобы обозначить зоны таможенного контроля.

Допустимо заменять надпись на английском языке надписью на любом другом языке. Пределы временной зоны таможенного контроля могут быть обозначены оградительной лентой, в том числе временными знаками.

Замечание 2

Временные оградительные знаки могут быть изготовлены из подручных материалов и средств.

Отменить решение о создании зоны таможенного контроля можно в случае, если меняется место расположения таможенного органа, закрывается пункт пропуска через границу, меняется место хранения товаров, которые находятся под таможенным контролем, изменено место, где совершаются таможенные операции, прекращены основания для создания и деятельности временной зоны таможенного контроля с целью осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением. После отмены решения или постановления о создании временной зоны таможенного контроля она подлежит ликвидации, которые подразумевают в том числе снятие средств её обозначения и информирования заинтересованных лиц о её ликвидации.

Замечание 3

Законодательством предусмотрено наказание за нарушение режима зоны таможенного контроля по статье 16.5. КоАП.

Нарушение этих правил может повлечь за собой предупреждение или наложение административного штрафа на граждан, размером от трёхсот до пятисот рублей, на должностных лиц от пятисот до тысячи и на юридических лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий