Уровни научного познания
Научное познание может быть отнесено к категории систем, которые находятся в постоянном движении и развитии. Все эти элементы тесно связаны между собой, хоть и обладают определенными различиями. Методики и уровни научного познания во многом определяются эмпирическими и теоретическими свойствами.
1. Эмпирический уровень познания
Этот уровень характеризуется непосредственным изучением объекта, которое направлено на получение комплекса необходимой информации и фактов. После проведения исследований проводится фиксация данных, их последующий анализ и систематизация.
Выделяются следующие формы эмпирического познания:
- Научный факт. Подразумевает некоторое отражение объективного факта в человеческом сознании, то есть, требуется использование некоторого языка для описания;
- Эмпирический закон. Формирование конкретной устойчивой и объективной связи между конкретными явлениями и процессами.
На эмпирическом уровне познания используются особенные методики. Сред них можно выделить следующие:
- Наблюдение. Под наблюдением подразумевается организованное восприятие объектов с конкретной целью. В ходе наблюдения должны формироваться объективные результаты, которые не будут зависеть от воли, стремлений и желаний субъекта.
- Эксперимент – активный способ воздействия на происходящие события и явления с целью изучения. В ходе эксперимента человек производит вмешательство в естественное течение процесса с целью получения определенных результатов. Все полученные результаты должны быть обязательно зафиксированы.
- Измерение – процесс получения численных величин конкретного явления;
- Классификация – методика разделения объектов или явлений по группам на основе их свойств;
- Систематизация – методика определения отношений между различными факторами и явлениями.
- Сравнение – сопоставление основного перечня признаков двух объектов или явлений.
2. Теоретический уровень познания
На теоретическом уровне происходит более глубокое изучение конкретного объекта, поскольку основной целью является получение некоторой фундаментальной информации о закономерностях протекания явления или свойствах конкретного объекта.
Выделяются следующие формы теоретического познания:
- Проблема – перечень вопросов и суждений, которые требуют ответа и подтверждения. Проблема возникает в случае появления противоречия между введенными до этого определениями;
- Гипотеза – научное предположение, цель которого – формирование определения, позволяющего описать поведение явления или объекта. Любая гипотеза требует научного обоснования и экспериментальной проверки.
- Теория – наиболее детальная и полная форма научного знания, поскольку дает полноценное представление о закономерностях связей явления.
В ходе теоретического научного познания используются следующие методы:
- Единение между историческими фактами и логическими размышлениями. Подобный подход используется для формирования наиболее полной научной картины и представления.
- Переход от конкретики к абстракции. Данный метод используется для мысленного воспроизведения целостного объекта.
- Формализация. Позволяет провести сопоставления объектов и процессов на различных уровнях, а также сформировать их закономерности.
- Математизация. Использование математических способов измерения с целью присвоения объектам и их характеристикам конкретных числовых значений. За счет внедрения чисел становится возможным использование численных методов, что существенно упрощает моделирование системы и расчетов.
Между эмпирическими и теоретическими методами есть тесная связь, поскольку каждый из них требует обязательной проверки и обоснования. Для получения достоверных научных знаний требуется тесное использование каждой из методик.
Эмпирические
Основой эмпирических методов являются чувственное познание (ощущение, восприятие, представление) и данные приборов. К числу этих методов относятся:
- наблюдение — целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них;
- эксперимент — изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях;
- измерение — определение отношения измеряемой величины к эталону (например, метру);
- сравнение — выявление сходства или различия объектов или их признаков.
Чистых эмпирических методов в научном познании не бывает, так как даже для простого наблюдения необходимы предварительные теоретические основания — выбор объекта для наблюдения, формулирование гипотезы и т.д.
Проблема, гипотеза, теория
Всякое познание есть движение от незнания к знанию. Таким образом, первая ступень познавательного процесса — определение того, что мы не знаем
Важно четко и строго определить проблему, отделив то, что мы уже знаем, от того, что нам еще неизвестно. Проблемой (от греч
problema — задача) называется сложный и противоречивый вопрос, требующий разрешения.
Второй ступенью в научном познании является выработка гипотезы (от греч. hypothesis — предположение). Гипотеза — это научно обоснованное предположение, которое требует проверки.
Если гипотеза доказывается большим числом фактов, она становится теорией (от греч. theoria — наблюдение, исследование). Теория — это система знаний, описывающая и объясняющая определенные явления; таковы, например, эволюционная теория, теория относительности, квантовая теория и др.
При выборе лучшей теории важную роль играет степень ее проверяемости. Теория надежна, если она подтверждается объективными фактами (в том числе новонайденными) и если она отличается ясностью, отчетливостью, логической строгостью. Большинство сложностей для науки возникает в процессе перехода от гипотезы к теории.
Математические методы исследования
Математические методы исследования представляют собой способы количественного и структурного изучения явлений, в процессе которого их свойства и закономерности определяются с помощью формальных моделей, количественных характеристик, функциональных отношений.
Математическая модель – это система соотношений, включая формулы, функции, уравнения, системы уравнений, которая описывает те или иные параметры исследуемого предмета или явления.
Описание математических методов исследования
Математические методики пользуются популярностью для выполнения системных исследований. Алгоритм решения практических задач:
- математическая формулировка задачи, включая разработку математической модели;
- определение эффективного способа изучения полученной модели;
- анализ результатов исследования.
Представить математическую формулировку задачи можно стандартными средствами, включая числа, геометрические образы, функции, системы уравнений. Для описания параметров объекта выбирается непрерывная или дискретная, детерминированная или стохастическая и другие формы.
Характеристики
Математический аппарат для построения модели:
Степень и пределы соответствия явлений математической модели зависят от следующих факторов:
- свойств и связей явлений или процессов, отраженных в модели;
- методики определения количественных и структурных параметров этих свойств или связей;
- способа обобщения характеристик в рамках области исследований;
- выбора системы формальных преобразований для описания структуры связей между характеристиками.
После определения математической модели необходимо произвести предварительный контроль. Существуют несколько способов проверки, которые отличаются по критериям:
- размерности;
- порядки;
- зависимости;
- экстремальные ситуации;
- граничные условия;
- математическая замкнутость;
- физический смысл;
- устойчивость.
Отличие математических методов от теоретических
Разница между основными подходами к проведению исследований заключается в следующем:
- Предмет, к изучению которого подбирается определенный исследовательский подход. В математическом методе исследуется проявление свойств и структуры объекта. С помощью теоретических способов выражается сущность изучаемого.
- Специфика взаимодействия исследователя с предметом. Математические методы предполагают возможность непосредственного взаимодействия автора научного труда с изучаемым объектом. В теории данный процесс осуществляется только опосредованно.
- Понятийные средства и язык научных рассуждений. В теоретических методиках — научные теории, в математических — формулы, количественные характеристики.
- Специфика выводов исследования. Математические способы изучения позволяют получить объективные характеристики предмета. На теоретическом уровне итоги исследования могут в какой-то степени определяться личностными качествами субъекта познания.
- Характер организации знания. На теоретическом уровне знания характеризуются системностью и непротиворечивостью. В математических методах допускается противоречивость исследований.
Индукция и дедукция
Когда используют термин «методы анализа», то чаще всего имеются в виду дедукция и индукция. Это — логические методы.
Дедукция предполагает ход рассуждения, следующий от общего — к частному. Она позволяет из общего содержания гипотезы выделить некоторые следствия, которые можно обосновать эмпирически. Таким образом, дедукцию характеризует установление общей связи.
Упомянутый нами в начале данной статьи Шерлок Холмс предельно четко обосновал свой дедуктивный метод в рассказе «Страна багровых туч»: «Жизнь есть бесконечная связь причин и следствий. Поэтому ее мы можем познавать, исследуя одно звено за другим». Знаменитый сыщик собирал максимум информации, выбирая из множества версий наиболее существенные.
Продолжая характеризовать методы анализа, охарактеризуем индукцию. Это — формулировка общего вывода из ряда частных (от частного — к общему.) Различают полную и неполную индукцию. Полная индукция характеризуется выработкой теории, а неполная — гипотезы. Гипотезу же, как известно, следует актуализировать, доказав. Только после этого она становится теорией. Индукция, как метод анализа, широко используется в философии, экономике, медицине, юриспруденции.
Формы научного познания
Знания, получаемые в процессе научного познания, имеют свою форму выражения. Их несколько.
Научный факт — это объективное отражение в сознании человека сущности изучаемого предмета или явления, описанного, доказанного им . Нужно отличать объективный факт (реально существующий предмет, явление и т.д.) и научный факт (подтверждённое знание в результате научной деятельности)
Например, начало Великой Отечественной войны – это объективный факт, а то, что Луна- спутник Земли — это научный факт.
- Эмпирический закон – форма познания, выраженная в суждении, которое объективно доказано, выражает повторяющиеся, устойчивые связи между явлениями и процессами (например, законы Ньютона)
- Проблема — (от греч.— задача) это вопросы, осознанно сформулированные в ходе научного познания, ответы на которые необходимо найти и доказать.
- Гипотеза -(от греч.— предположение) научное предположение, которое научно обосновано и требует проверки, доказательства.
- Теория – (от греч. — наблюдение), форма знания, представляющая собой наиболее целостное отражение закономерных и существенных связей в какой-либо изучаемой области.
- Концепция — (от греч. — понимание, система)- полная система взглядов на предмет познания, которая сложилась на данный период времени развития науки (например, концепция развития человечества). Синонимом слова является слово «доктрина», то есть совокупность официально принятых взглядов на определённую проблему.
Таким образом, научное познание — это сложный процесс, включающий в себя самые различные формы и методы исследования для получения объективных знаний об изучаемом предмете.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Чувственное познание
Чувственное познание происходит с помощью органов чувств человека. Основные механизмы чувственного познания: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.
Формы чувственного познания:
Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, которые возникают в результате их воздействия на органы чувств. При помощи этих органов человек ощущает некоторые свойства предмета — форму, цвет, запах.
Восприятие — чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, которые воздействует на органы чувств. Именно восприятие помогает формировать представления.
Представление — чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, который сохраняется и воспроизводится в сознании даже без воздействия самих предметов познания на органы чувств. Другими словами — то, что сохранилось в памяти человека после знакомства с предметом.
Чувственное познание всегда субъективно, при этом именно этот уровень познания реализует связь человека с внешним миром.
Учёба без слёз (бесплатный гайд для родителей)
Пошаговый гайд от Екатерины Мурашовой о том, как перестать делать уроки за ребёнка и выстроить здоровые отношения с учёбой.
Получить гайд
Методы научного познания
Под научным методом подразумевается комплекс правил, приемов и принципов, который позволяет получить наиболее полное представление об объекте, его характеристиках и свойствах.
К общенаучным методам исследования относятся:
- Анализ – проведение подробного изучения отдельных компонентов объекта изучения;
- Синтез – выделение конкретных связей между отдельными компонентами, выделенными на этапе анализа;
- Дедукция – полный переход от общего знания к частному;
- Индукция – обратный процесс, подразумевает переход от частного знания к общему;
- Аналогия – формирование гипотезы о сходстве части свойств двух объектов на основе эквивалентности других их свойств;
- Моделирование – воспроизведение определенной частицы признаков объектов с рядом допущений, которые оставляют поведение модели реалистичным;
- Абстрагирование – мысленное выделение определенной части признаков предмета.
- Идеализация – создание комплекса абстрактных объектов, которые не соответствуют действительности;
- Сравнение – проведение сопоставления характеристик двух объектов;
- Обобщение – проведение слияния отдельных объектов в ходе изучения.
На текущий момент основной задачей научного познания является создание комплексной и целостной картины мира, а также всего происходящего в нем. В рамках научного познания происходит объединение знаний и живых и неживых объектах природы, о человеке и обществе. В ходе исследований также учитываются все социокультурные особенности современного общества.
Как результат, в ходе научного познания формируются конкретные систематизированные сведения о том или ином объекте, явлении или процессе окружающего мира. Универсальность научного познания заключается в применимости подхода к абсолютно любому объекту окружающего мира, в том числе и невещественному.
Однако научная деятельность невозможна без использования определенных базовых положений, которые являются следствием открытых ранее законов и аксиом. Их использование позволяет направить и ограничить научную деятельность таким образом, чтобы максимально рационализировать знание, а также получить достоверный итоговый результат.
Ключевыми принципами научного познания являются:
- Объективность. Ни одно мнение не может считаться более авторитетным при поиске ответа;
- Обобщение – объединение ряда характеристик в общее основание;
- Соответствие полноты обоснования – все выдвинутые гипотезы и суждения должны быть проверены теоретически и практически;
- Системность – все объекты должны рассматриваться в рамках какой-либо системы, либо как система;
- Критичность – любой факт может быть оспорен или опровергнут;
- Единство анализа и синтеза – изучения требуют все стороны конкретного изучаемого предмета;
- Причинность – использование методов документальной и экспериментальной проверки для установления взаимосвязей;
- Проверяемость – факт будет признан достоверным только в том случае, если он был произведен любое количество раз другими исследователями.
Немаловажным вопросом является рассмотрение критериев научного познания, поскольку именно они позволяют провести границу между наукой и псевдонаукой. Выделяются следующие критерии:
- простота — в процессе познания используется минимальный набор необходимых средств и алгоритмов, позволяющих прийти к решению за минимальное количество действий;
- когерентность — полученные результаты должны стать частью уже имеющихся знаний и не должны противоречить им;
- эвристичность — результаты работ должны быть направлены на совершенствование и дальнейшее развитие науки, создавать фундамент для получения новых знаний;
Именно эти принципы и определяют современное научное познание.
Теоретические методы познания: примеры, характеристики
Теоретические методы познания — это то, что принято называть «холодным разумом». Разумом, искушенным в теоретических изысканиях. Почему так? Вспомните знаменитую фразу Шерлока Холмса: «А с этого места, пожалуйста, говорите как можно подробней!» На этапе этой фразы и последующего рассказа Элен Стоунер знаменитый сыщик инициирует предварительный этап — познание чувственное (эмпирическое).
Кстати, этот эпизод дает нам почву для сравнения двух степеней познания: только первичной (эмпирической) и первичной вместе со вторичной (теоретической). Конан Дойл делает это с помощью образов двух главных героев.
Как реагирует на повествование девушки отставной военный врач Ватсон? Он зацикливается на эмоциональной стадии, заранее решив, что рассказ несчастной падчерицы вызван ее немотивированной подозрительностью к отчиму.
Современное компьютерное моделирование
Метод моделирования на компьютере предполагает следующие этапы:
- определение моделируемого объекта, формализация установки на моделирование;
- составление плана компьютерных экспериментов с моделью;
- проведение анализа результатов.
Различают имитационное и аналитическое моделирование. Моделирование и формализация при этом являются универсальным инструментом.
Имитационное отображает функционирование системы при последовательном выполнении ею огромного количества элементарных операций. Аналитическое моделирование описывает природу объекта с помощью систем дифференциальных управлений, имеющих решение, которое отображают идеальное состояние объекта.
Кроме математического, также различают:
- концептуальное моделирование (посредством символов, операций между ними и языков, формальных или естественных);
- физическое моделирование (объект и модель – реальные объекты или явления);
- структурно-функциональное (в качестве модели используются графики, схемы, таблицы).
Формы познания
- Научное познание. Вид познания, основанный на логике, научном подходе, выводах; также называют рациональным познанием.
- Творческое или художественное познание (отражает окружающий мир с помощью художественных образов и символов)
- Философское познание. Оно заключается в стремлении объяснить окружающую действительность, место, которое в ней занимает человек, и то, каким оно должно быть.
- Религиозное познание. Объектом изучения является Бог, моральные устои, характерные данной религии.
- Мифологическое познание. Познание, свойственное первобытным культурам.
- Самопознание. Познание собственных психических и физических свойств, самоосмысление. Способы самосознания: самоанализ, самонаблюдение.
Решай и ЕГЭ по обществознанию с ответами.
Теоретические методы исследования в физической культуре и спорте
Методы научного познания неотделимы друг от друга, тесно объединены и взаимосвязаны, их можно разделить на две группы: общие и специальные.
Общие методы позволяют соединить все стороны процесса познания. Их объективной основой являются общие законы познания. К ним относятся методы абстрагирования и обобщения, спецификации и моделирования.
Специальные методы касаются только одной стороны изучаемого предмета. Это анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение.
В естествознании большое значение придается специальным методам науки, поэтому в ходе данной работы мы более подробно рассмотрим их суть.
Анализ и синтез используются по отношению ко всему мышлению в целом, к исследованиям в целом. Исходя из этого, анализ — это процедура мысленного (иногда реального) расчленения изучаемого объекта на составляющие его части, учет всех сторон и способов функционирования свойства и их изучение. Расчленение имеет целью перейти от изучения целого к изучению его частей и осуществляется путем абстрагирования от отношений частей друг к другу.
Синтез — это процедура сборки частей объектов, их сторон или свойств, полученных в результате анализа, в целое, с учетом способа связей и отношений частей, без которых невозможно подлинно научное познание объекта.
Анализ и синтез используются как в мышлении, так и в практической, особенно экспериментальной, деятельности. В разных науках используются специфические способы анализа и синтеза, и в каждой области есть свои методы.
В общем смысле мышление — это «анализ-синтез», разложение объектов сознания и их объединение. Она начинается уже на стадии сенсорного восприятия, когда мы расчленяем явления на отдельные стороны и свойства и определяем их форму, цвет, размер, составные части и так далее. Когда мы распознаем объекты, мы проводим анализ. Выделенные части могут стать предметом самостоятельного, более глубокого исследования, между ними могут быть установлены определенные связи и зависимости. Всякое мышление есть установление некоторых отношений между предметами и их сторонами, т.е. синтез. Последующий синтез восстанавливает целостность объекта, но после его аналитического исследования мы глубже осознаем структуру этой целостности. Отношения между синтезом и анализом — это отдельный процесс. Она основана на связи абстракций, в которых происходит мышление.
Диалектическое мышление предполагает единство, сочетание анализа и синтеза в процессе исследования предмета. Гегель, который исходил из деятельности мышления и поставил проблему анализа и синтеза как проблему логического мышления, установил в своих работах единство анализа и синтеза, их диалектику, показал связь между категориями части и целого и противоречивым процессом отражения объекта как части и целого.
Построение теории о предметной области предполагает наличие как аналитического, так и синтетического знания о любом объекте этой области, которое объективно состоит из частей: конкретного знания об отдельных объектах связи и знания о свойствах связи объектов, которое включает результат обработки отдельных знаний друг с другом.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Здесь темы рефератов по педагогике
Читайте дополнительные лекции:
- Задачи духовно-нравственного воспитания
- Гармоничность воспитания и образования
- Методы обучения и воспитания дошкольников
- Параметры материнского отношения к ребенку в семье
- Комплексно-тематическое планирование
- Воспитание экологической культуры детей
- Традиционные методы обучения
- Внеурочная деятельность в воспитательной работе
- Альтернативная интеграция как принцип построения образовательного процесса в доу
- Содержание и структура иноязычной коммуникативной компетенции
Подготовка ученых-методистов как важнейшая задача образования
Сегодня становится очевидной роль университетов в подготовке специалистов, творчески владеющими методами эмпирического и теоретического познания. При этом, как свидетельствует опыт Стэнфорда, Гарварда, Йельского и Колумбийского университетов, им отводится ведущая роль в развитии новейших технологий. Возможно, поэтому их выпускники востребованы в наукоемких компаниях, удельный вес которых имеет постоянную тенденцию к увеличению.
Важную роль в подготовке исследователей играет:
- гибкость программы образования;
- возможность индивидуальной подготовки для наиболее талантливых студентов, способных стать подающими надежды молодыми учеными.
При этом специализация людей, развивающих человеческое познание в области IT, инженерных наук, производства, математического моделирования предполагает наличие преподавателей, обладающих актуальной квалификацией.
Понятие и закон
Понятие – минимальная форма логического представления знаний, приемлемое обозначение объекта. Понятие включает в себя совокупность свойств и признаков, достаточную для обозначения объекта
Важно отличать понятие от образа. Образ, хоть и возникает в сознании при размышлении или восприятии информации из внешнего мира, относится к эмоциональной части сознания.Смысловая сторона понятия, то есть то, что понимается участниками той или иной формы умственного взаимодействия, называется содержанием
Совокупность предметов, входящих в понятие, называется объемом понятия (например, в понятие “рыбы” входят акулы, караси, но не входят раки и крабы).Научный закон – утверждение, которое имеет универсальный характер и описывает в концентрированной форме все аспекты изучаемой области. Законы классифицируются по научным дисциплинам (исторические, физические, биологические и так далее). Так же, как и методы, законы бывают:
- эмпирические – относящиеся к наблюдаемым объектам;
- теоретические – применяются к ненаблюдаемым в данный момент объектам.
Какова природа теоретических методов познания
Мы намеренно обратились к литературному примеру. С его помощью, надеемся, наш рассказ начался не обезличенно.
Следует признать, что наука на ее современном уровне превратилась в главную движущую силу прогресса именно благодаря своему «инструментальному набору» — методам исследования. Все они, как мы уже упомянули, подразделяются на две большие группы: эмпирические и теоретические. Общей чертой обеих групп является поставленная цель — истинное знание. Различаются же они своим подходом к познанию. При этом ученых, практикующих эмпирические методы, именуют практиками, а теоретические — теоретиками.
Заметим также, что зачастую результаты эмпирических и теоретических исследований не совпадают между собой. Это и служит причиной существования двух групп методов.
Эмпирические (от греческого слова «эмпириос» — наблюдение) характеризуются целенаправленным, организованным восприятием, определенным задачей исследования и предметной областью. В них ученые используют оптимальные формы фиксации результатов.
Теоретический уровень познания характеризуются обработкой эмпирической информации с помощью методик формализации данных и специфических приемов обработки информации.
Для практикующего теоретические методы познания ученого первостепенное значение приобретает умение творчески пользоваться, как инструментом, востребованным оптимальным методом.
Эмпирические и теоретические методы имеют общие родовые признаки:
- принципиальную роль различных форм мышления: понятий, теорий, законов;
- для любого из теоретических методов источником первичной информации является эмпирическое познание;
- в дальнейшем полученные данные подлежат аналитической обработке с помощью специального понятийного аппарата, предусмотренной для них технологии обработки информации;
- целью, из-за которой применяют теоретические методы познания, является синтез умозаключений и выводов, выработка понятий и суждений в результате которых рождается новое знание.
Таким образом, на первичной стадии процесса ученый получает чувственную информацию, используя методы эмпирического познания:
- наблюдения (пассивного, невмешательственного отслеживания явлений и процессов);
- эксперимента (фиксации прохождения процесса при искусственно заданных начальных условиях);
- измерения (определение соотношения определяемого параметра к общепринятому эталону);
- сравнения (ассоциативном восприятии одного процесса по сравнению с другим).
Теоретические
Собственно теоретические методы опираются на рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение) и логические процедуры вывода. К числу этих методов относятся:
- анализ — процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения);
- синтез — соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое;
- классификация — объединение различных объектов в группы на основе общих признаков (классификация животных, растений и т.д.);
- абстрагирование — отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны (результат абстрагирования — абстрактные понятия, такие, как цвет, кривизна, красота и т.д.);
- формализация — отображение знания в знаковом, символическом виде (в математических формулах, химических символах и т.д.);
- аналогия — умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде других отношений;
- моделирование — создание и изучение заместителя (модели) объекта (например, компьютерное моделирование генома человека);
- идеализация — создание понятий для объектов, не существующих в действительности, но имеющих прообраз в ней (геометрическая точка, шар, идеальный газ);
- дедукция — движение от общего к частному;
- индукция — движение от частного (фактов) к общему утверждению.
Теоретические методы требуют эмпирических фактов. Так, хотя индукция сама по себе — теоретическая логическая операция, она все же требует опытной проверки каждого частного факта, поэтому основывается на эмпирическом знании, а не на теоретическом. Таким образом, теоретические и эмпирические методы существуют в единстве, дополняя друг друга.
Все перечисленные выше методы — это методы-приемы (конкретные правила, алгоритмы действия).
Более широкие методы-подходы указывают только на направление и общий способ решения задач. Методы-подходы могут включать в себя множество различных приемов. Таковы структурно-функциональный метод, герменевтический и др. Предельно общими методами-подходами являются философские методы:
- метафизический — рассмотрение объекта в покос, статике, вне связи с другими объектами;
- диалектический — раскрытие законов развития и изменения вещей в их взаимосвязи, внутренней противоречивости и единстве.
Абсолютизация одного метода как единственно верного называется догматикой (например, диалектического материализма в советской философии). Некритичное нагромождение различных несвязанных методов называется эклектикой.
Понятия метода и теории. Их общность и различия
Грамотно выбранные методы обеспечивают «момент истины» в познании: перерастание гипотезы в теорию. Актуализировавшись, общенаучные методы теоретического познания наполняются необходимым фактажем именно в выработанной теории познания, становясь ее неотъемлемой частью.
Если же искусственно вычленить такой отлично сработавший метод из уже готовой, общепризнанной теории, то мы, рассмотрев его отдельно, обнаружим, что он приобрел новые свойства.
С одной стороны, он наполняется специальными знаниями (вобрав в себя идеи текущего исследования), а с другой – приобретает общие родовые черты относительно однородных объектов изучения. Именно в этом выражается диалектическое соотношение метода и теории научного познания.
Общность их природы подвергается проверке на актуальность на протяжении всего времени их существования. Первый приобретает функцию организационного регулирования, предписывая ученому формальный порядок манипуляций для достижения целей исследования. Будучи задействованными ученым, методы теоретического уровня познания выводят объект изучения за рамки существующей предыдущей теории.
Различие же метода и теории выражено в том, что они представляют собой разные формы знания научного знания.
Если вторая выражает сущность, законы существования, условия развития, внутренние связи исследуемого объекта, то первый ориентирует исследователя, диктуя ему «дорожную карту познания»: требования, принципы предметно-преобразующей и познавательной деятельности.
Можно сказать и по-другому: теоретические методы научного познания обращены непосредственно к исследователю, соответствующим образом регулируя его мыслительный процесс, направляя процесс получения им новых знаний в наиболее рациональное русло.
Их значение в развитии науки обусловило создание ее отдельной отрасли, описывающей теоретический инструментарий исследователя, названной методологией, базирующейся на гносеологических принципах (гносеология – наука о познании).