Асоциальный образ жизни: что это и как с бороться с этим явлением

Проявления у детей

Первые признаки трудностей с социализацией у маленьких детей – это равнодушие к учебе, отсутствие коммуникативных навыков, наличие агрессивности к родственникам и другим людям, а также животным. Такие дети асоциальны, что значит — грубы, склонны к воровству, а неумение решать конфликтные ситуации компенсируют драками, криками и угрозами.

При возникновении аналогичных ситуаций те, кто учится в начальной школе, сразу определяются как трудные дети

Излишнее внимание администрации школы и учителя лишь обостряет проблему, так как вызывает у детей протест: они не слушаются, не хотят сотрудничать с одноклассниками и тратить время на задания

Причины появления расстройств поведения (как и у подростков/взрослых) бывают психологическими, социальными, педагогическими и медицинскими. Если проигнорировать любые отклонения и жестокость ребенка, высок риск упустить развитие проблемы. Уже в подростковом возрасте часто отдельные девиации становятся осознанными действиями разрушительного характера.

Признаки асоциального поведения

К общим признакам, характерным для девиантного типа личности, относятся:

  • проблемы во взаимодействии с людьми;
  • конфликты или отсутствие контактов с окружением;
  • частая смена увлечений и круга друзей;
  • отсутствие интереса к работе, учёбе;
  • рассеянность, проблемы с концентрацией внимания;
  • низкий уровень ответственности;
  • нарушения сна: бессонница, дневная сонливость;
  • повышенный или пониженный аппетит;
  • частые перемены в настроении;
  • равнодушие и жестокость к окружающим;
  • заниженная либо завышенная самооценка.

Также к симптомам асоциальности может относиться низкая или очень высокая степень интеллекта пациента. Девиантный человек может обладать незаурядными способностями либо напротив, не успевать по всем дисциплинам.

Существует 4 основных формы проявления асоциального поведения:

  • аддиктивная;
  • аморальная;
  • противоправная;
  • преступная.

Для каждой из них характерен свой набор признаков и симптомов.

Аддиктивный тип

Аддиктивная форма асоциальности – тип поведения, характеризуемый бегством от жизненных проблем. Он характеризуется направленностью человека «в себя», избеганием окружающего мира при помощи различных зависимостей.

Аддиктивное поведение может выражаться:

  • алкоголизмом;
  • наркоманией;
  • анорексией;
  • булимией;
  • нимфоманией;
  • трудоголизмом;
  • религиозным фанатизмом;
  • компьютерной и игровой зависимостью.

Попытки сведения счётов с жизнью также могут быть проявление аддиктивности.

Аморальный тип

Аморальная форма асоциальности – тип поведения, неприемлемый для общества с нравственной точки зрения. Он нарушает этические правила поведения в обществе, и не несёт прямой угрозы общественному порядку.

Характерные элементы аморального асоциального типа личности:

  • промискуитетные связи;
  • проституция;
  • бродяжничество;
  • попрошайничество;
  • нежелание учиться и работать;
  • агрессивное поведение;
  • наркомания, алкоголизм;
  • богохульство с целью разжигания ненависти;
  • оскорбление других людей, в т. ч. близких.

Противоправный тип

Противоправное поведение включает в себя систематическое совершение асоциальных поступков, нарушающих правовые нормы современного общества.

К противоправным асоциальным деяниям относятся:

  • хулиганство;
  • драки и побои;
  • поджоги и вандализм;
  • оскорбления личности;
  • угоны без цели хищения;
  • мелкие кражи и грабежи.

Совершение подобных действий не наказывается уголовно из-за отсутствия серьёзной общественной опасности. Лица, замеченные за противоправным асоциальным поведением, попадают в поле зрения правоохранительных органов и нередко встают на учёт.

Преступный тип

Преступный, или делинквентный тип асоциального поведения – постоянное либо однократное совершение действий, наказуемых уголовной ответственностью.

К преступному поведению относят:

  • кражи со взломом;
  • грабежи и бандитизм;
  • разбойные нападения;
  • мошенничество;
  • вымогательства;
  • организация беспорядков;
  • изнасилование, в т. ч. неудавшееся;
  • убийство, соучастие в убийстве.

Асоциальные люди, совершающие подобные действия, наказываются по всей строгости закона и могут принудительно лечиться в психиатрических учреждениях.

Стадии заболевания

В плане восприятия собственным сознанием психического нарушения каждый человек проходит три обязательных этапа:

  1. Непонимание. То самое чувство, которое появляется вместе с первыми симптомами заболевания. Непонятное и непривычное состояние, непонятно откуда приходящие тревожные мысли и такие же непонятные действия. Все это вызывает дикий, животный страх. Скорее всего, человек с начальной стадией обсессивно-компульсивного расстройства абсолютно ничего не знает об этом психическом нарушении. А даже если и слышал о нем, то никоим образом не предполагает, что именно оно у него стремительно развивается.
  2. Понимание, но не осознание. После установления диагноза больной понимает, что расстройство у него таки присутствует. Однако мозг упрямо отказывается осознавать всю сложность ситуации. Остается неизвестно на чем основанная надежда на то, что все пройдет само собой. Периодически возникают попытки противостоять навязчивым мыслям и действиям. На этой стадии развития обсессивно-компульсивного нервного расстройства главная задача – не потерять веру в себя и в возможность жить обычной жизнью.
  3. Принятие. Это самый важный и ответственный период заболевания. Человек осознает и принимает себя вместе с присутствующим психическим расстройством. Он понимает, что обсессивные мысли – это результат нервного нарушения и с ними нужно бороться. Он учится контролировать свои действия, хоть это и нелегко, а не всецело уходить в тревожное патологическое состояние.

Большое значение имеет владение информацией. Если человек намерен как можно быстрее справится с ОКР, то помимо профессиональной помощи, необходимо самостоятельно изучить механизмы заболевания. Не всегда, но в отдельных случаях, бывает вполне реально взять под контроль тревожные мысли и думать о чем-то более приятном. 

Плюсы и минусы асоциальности

Асоциальных людей нельзя считать исключительно отрицательными личностями, поскольку у этого качества могут быть и положительные черты.

К плюсам асоциальности относят:

  • больше шансов на реализацию потенциала;
  • можно быть не таким, как остальные;
  • склонность к одиночеству и отдаленность от шумных компаний склоняют человека к самопознанию и изучению философии;
  • многие гениальные открытия и поступки совершены асоциальными людьми.

Но, говоря о преимуществах асоциальности, нельзя не рассказать о ее минусах:

  • окружающие строго осуждают асоциальный образ жизни;
  • асоциальные личности часто зарабатывают незаконным путем;
  • эмпатия у асоциалов не развита;
  • такие люди склонны к нездоровому образу жизни.

Причины асоциальности могут проявиться как у детей, так и в зрелом возрасте. Это зависит от окружающей обстановки и структуры психики. Но в любом случае асоциальность нельзя считать только отрицательным или положительным качеством.

Профилактика асоциального поведения

Чтобы не допустить у ребенка развития асоциального поведения, нужно заниматься профилактикой. Психологи разработали ряд рекомендаций.

Рекомендация.
Как осуществлять.
Хвалить тогда, когда это уместно.
Беспричинная похвала приводит к развитию эгоизма, вседозволенности и трудностям взаимодействия с коллективом. Хвалить ребенка нужно тогда, когда он действительно это заслужил (помог, сделал доброе дело, справился с чем-то самостоятельно).
Выстраивать доверительное общение.
У ребенка должна формироваться установка, что родители всегда ему помогут и никогда не осудят. Чтобы формировалось доверие, возникающие проблемы стоит решать в спокойной обстановке.
Исправлять негативные черты поведения.
Если родители заметили у ребенка неправильное поведение, то не нужно кричать на него, наказывать или бездействовать

Лучше спокойно объяснить, почему такое поведение недопустимо, привести несколько примеров.
Подавать личный пример.
Важно поддерживать в доме доброжелательную атмосферу, заботу и взаимное уважение, иначе ребенку негде будет этому научиться.
Почаще проводить время вместе.
Дети очень ценят время, которое можно провести вместе с семьей. Это помогает им расти общительными, контактными, дружелюбными

Стоит почаще устраивать семейные вечера, выбираться за город, придумывать совместные развлечения (чтение по ролям, настольные игры, домашние мастер-классы и соревнования, ассоциативные игры).

Психика человека формируется именно в социуме, кругом коммуникации, от младенчества до глубокой старости. От общества нельзя отворачиваться, развитие если не останавливается, то сильно замедляется.

Характеристики асоциальной личности

Асоциальность может проявиться уже в младших классах или подростковом возрасте. Ребенок:

  1. Лжет родителям и сверстникам.
  2. Отказывается от посещения школы, не проявляет интереса к учебе.
  3. Не имеет друзей среди ровесников, отказывается от общения с ними. Более агрессивные дети поддерживают контакты с «плохими» компаниями, общение в которых сводится к совершению совместных правонарушений — хулиганства, насилия, грабежей.
  4. Способен уходить из дома на несколько дней, имеет тягу к бродяжничеству. После возвращения ребенок обещает родителям больше не поступать подобным образом, но никогда не сдерживает обещания.
  5. Проявляет агрессию по отношению к животным или людям, которые физически слабее его.

Во взрослой жизни такой человек:

  1. Отличается недобросовестностью по отношению к работе. Для асоциальных людей характерны необоснованные прогулы, халатное отношение к своим обязанностям, отсутствие мотивации. Нередко такие люди отказываются устраиваться на работу, имея для этого возможности.
  2. Не умеет выражать свои эмоции. И горе, и радость могут выражаться у асоциала истериками.
  3. Не способен планировать свою жизнь, что проявляется частыми переездами, сменами рабочих мест и партнеров.
  4. Склонен к преступлениям и агрессии. Не имея возможности или боясь совершить преступление, асоциальный человек направляет агрессию на близких людей, от которых не ожидает ответной реакции — престарелых родителей, малолетних детей, супругов.
  5. Стремится удовлетворить свои потребности, не считаясь с потребностями других людей. Будучи эгоистами, асоциалы уверены в правильности своего поведения. Им не свойственен стыд.
  6. Игнорирует свои материальные обязательства, отказываясь платить долги, алименты, финансово помогать нуждающимся близким родственникам.

Что может стать причиной отклоняющегося поведения?

Без причины человек не начинает вести себя в обход нормам. С помощью поведения он пытается решить свои личные проблемы, реализоваться или выразить протест.

Поэтому можно говорить о том, что к группе риска относятся:

  • дети и подростки, которые составляют почти половину всех людей, имеющих отклонения в поведении (это связано с тем, что с семилетнего возраста и до взрослого периода только формируется способность контролировать свои действия и отвечать за поступки);

  • религиозные люди и ритуалисты;

  • новаторы и склонные к революционным переменам;

  • ретреатисты (асоциальные личности, не принимающие действительность; например, зависимые от алкоголя, наркотиков или бродяги без определенного места жительства);

  • люди, страдающие психическими отклонениями и неврологическими патологиями.

Причинами девиантного поведения детей и подростков будут следующие обстоятельства:

неблагополучная семья (если малыш растет в бедности или в неполной семье, часто является свидетелем ссор и конфликтов родителей, попоек или асоциального образа жизни);

ошибки педагогов (неумение воспитательского персонала найти общий язык с ребенком, недостаточное внимание к его успехам у родителей или учителей, конфликты со сверстниками);

наследственный фактор (к нему относятся умственная недостаточность, аномальный характер, склонность к алкоголю или наркотикам, патологии при беременности, наличие у родителей психических отклонений);

дисфункции и заболевания ЦНС (нарушения развития мозговых отделов, черепно-мозговая травма могут вылиться в эмоциональную неустойчивость и снижение коммуникабельности);

пубертатный период (перестройка гормонального фона у подростков иногда становится причиной асоциальных поступков).

Что такое асоциальное поведение человека?

Что же отличает асоциального человека? Какое поведение для него характерно? Если спросить об этом любого, то характеристики получатся сугубо негативными. Но к этому вопросу нужно подойти более широко. Такое поведение можно охарактеризовать двумя простыми тезисами:

  • частичная или полная самоизоляция от общества, которая провоцирует изоляцию асоциальной личности и со стороны общества;
  • негативное отношение такого человека к обществу, которое оборачивается и обратным негативом.

Эти характеристики обладают эффектом бумеранга. Развитие асоциальности исходит от человека, но затем идет ответная реакция со стороны социума.
Если разбирать такой тип поведения на более мелкие частицы, то мы увидим, что он характерен:

  • отсутствием желания законно работать на благо себя, своих родных и общества;
  • отсутствием желания создавать семью или жить с ней;
  • отсутствием желания участвовать в жизни социума.

Эти три пункта становятся причиной:

  • попытки найти средства для существования на грани или за гранью закона;
  • общение с себе подобными асоциальными личностями, с которыми есть хоть какие-то общие интересы;
  • развитие образа жизни, который чужд социуму, и который провоцирует развитие проблем и неудобств для тех граждан, которые не воспринимают асоциальность в ее сути.

Суммируя все сказанное можно прийти к выводу, что асоциальность – это один из видов психического расстройства. Его отличительная черта – поведение, которое наносит вред обществу или не приносит никакой пользы.

Существует тонкая грань между асоциальным и антисоциальным поведением. Антисоциальная личность целенаправленно действует против общепринятых социальных уставов.

Может ли асоциальное поведение быть положительной чертой?

В отдельных случаях отчуждение от общества – это не зло, а благо. Положительной такую черту считают в религиозном мире, где отдаление от социума – шаг на сближение с богом. И такие примеры не единичны.

Также существуют случаи осознанного проявления асоциального характера. Их принято называть кризисами определенного возраста. Человек осознанно уходит «в себя», ограничивает свое общение с окружающим миром, чтобы разрешить внутренние проблемы.

Никакого вреда обществу такое поведение не приносит, а после определенного периода человек возвращается к нормальной жизни.
Поэтому нельзя асоциальность считать сугубо отрицательной чертой. Ее нужно оценивать по отношению к каждому случаю.

Образовательные учреждения как фактор

Как уже отмечалось ранее, образовательные учреждения также несут ответственность за поведение своих воспитанников. Так, в процессе обучения формируются определённые нормы взаимоотношений, начинается социализация в обществе. Педагоги должны не просто направлять воспитанников и руководить ими, но и участвовать в процессе, быстро и продуктивно реагировать на аномальные явления.

Для образовательных учреждений можно также выделить факторы, которые позволяют выявить роль образовательных процессов в формировании правильной поведенческой тактики. Среди таких можно назвать:

  • социальные причины – если ребёнок не имеет возможности интеллектуально развиваться из-за семейных факторов (отсутствует возможность заниматься дома из-за отсутствия надлежащих условий), то со временем он заметно начнёт отставать от сверстников – а это, в свою очередь, будет способствовать разобщению в коллективе, ссорам, обидам;
  • педагогические причины – от педагога в образовательном процессе зависит практически всё, поэтому главной его задачей становится создание комфортной для освоения материала атмосферы. Многие учителя выбирают авторитарный стиль преподавания, но это вызывает больше проблем, чем даёт результат;
  • субъективные причины личности – к этой группе можно отнести все остальные факторы, которые очень индивидуальны.

Зачем встречаться со страхом: терапия для социофобов

Социофобия — хроническое заболевание с высоким риском рецидивов. Исследование Гарвардского университета подтверждает, что это еще и одно из самых стойких расстройств психики.

Ученые в течение 12 лет наблюдали, как развивались тревожные и аффективные расстройства у 711 больных. К началу исследования у участников сохранялся диагноз в среднем по 19 лет. Без терапии за время эксперимента от социофобии избавились 37% участников — это был самый низкий показатель среди других исследуемых заболеваний психики. Для сравнения: генерализованное тревожное расстройство прошло само у 58% участников, большое депрессивное расстройство — у 75%, паническое расстройство — у 82%. Однако при регулярной и длительной помощи социофобия хорошо поддается лечению.

При этом очень эффективны любые психотерапевтические практики: когда человек длительное время обсуждает со специалистом то, что его беспокоит, ему становится легче.

Задача психотерапевта при лечении социофобии — помочь пациенту скорректировать свои дисфункциональные стили мышления и иррациональные установки (например, о том, что неудачи в общении неизбежны) и научиться справляться с травмирующими ситуациями. За счет этого у человека должно восстановиться чувство собственного достоинства и появиться правильное отношение к реакциям окружающих. В результате он избавится и от физиологических проявлений социофобии.

Одним из самых эффективных методов лечения социофобии считают когнитивно-поведенческий подход. Так называют группу методов психотерапии, которые призваны менять мысли и/или поведение человека. Считается, что дезадаптивное поведение часто связано с образом мыслей и, если изменить мышление, то получится повлиять и на проблемные реакции.

При необходимости когнитивно-поведенческую терапию можно сочетать с приемом антидепрессантов. Лечение только препаратами дает краткосрочный эффект, и часто после окончания курса симптомы социофобии возвращаются. Очень полезно сочетание групповых и индивидуальных занятий с терапевтом. Зачастую страдающему социофобией помогает даже осознание, что он далеко не одинок и в разные периоды жизни с этим расстройством сталкиваются многие люди.

Важная составляющая лечения социофобии — встреча со страхами, которые вызывают приступы тревожности. Один из способов это сделать — имплозивная терапия (экспозиция) в естественных условиях. Стефан Хофман описывает эти практики так: сначала его пациенты составляют список наиболее пугающих социальных ситуаций. Затем идет продолжительная терапевтическая подготовка: с пациентом беседуют о его дезадаптивных установках, он мысленно много раз и надолго перемещается в пугающие его обстоятельства, а затем детально обсуждает свои переживания с психотерапевтом. После этого человек с социофобией намеренно попадает в подобные ситуации в реальности — двигаясь по списку от наименее пугающих к самым страшным.

При этом цель упражнения в том, чтобы получить максимум отказов

Важно, чтобы человек решился столкнуться с пугающими ситуациями и пережить их с помощью новых поведенческих паттернов и ментальных установок. Постепенно это должно минимизировать проявления страха

Кроме того, оказываясь в пугающей ситуации, социофоб (а вместе с ним и терапевт) четко понимает, какие мысли и импульсы возникают у него в тревожащих обстоятельствах. Распознав эти позывы, можно работать с ними максимально эффективно.

В среднем полноценная терапия социофобии занимает от трех месяцев до года.

При поиске психотерапевта для лечения социофобии обращайте внимание на специалистов, работающих с тревожными состояниями и фобиями. Можно обратиться в психотерапевтическое отделение при крупном государственном исследовательском учреждении — вероятность встретить там некомпетентного специалиста ниже:

  • в Москве — НМИЦ ПН им. В. П. Сербского,
  • в Санкт-Петербурге — НМИЦ ПН им. В. М. Бехтерева.

В больших городах, как правило, есть муниципальные службы, где психологи проводят бесплатные консультации. В Москве, например, за такой поддержкой можно обратиться в Московскую службу психологической помощи населению.

  • книги Дмитрия Ковпака
  • Скотт Стоссел «Век тревожности. Страхи, надежды, неврозы и поиски душевного покоя»
  • Дж. У. Биик «Тренинг преодоления социофобии»
  • Томас Ричардс «Преодоление социофобии и застенчивости: шаг за шагом»
  • Ольга Размахова «Социальная тревога и фобия»

1 Виды и проявления асоциального поведения

Асоциальное поведение в психологии разделяют на 4 вида:

  • противоправное (нарушение правовых норм );
  • аморальное (несоблюдение норм нравственности и морали);
  • аддиктивное (уход от реальной жизни путем погружения в один из видов зависимости);
  • преступное (совершение уголовно наказуемых действий).

Противоправное подразумевает совершение мелких краж и грабежей, угон транспорта без цели хищения, оскорбление, унижение достоинства людей, хулиганство, драки, нападение с целью напугать. Лица, совершающие подобные проступки, не несут уголовной ответственности, но попадают в поле зрения правоохранительных органов как потенциально способные на преступление.

Аморальное поведение человека не несет прямой угрозы обществу, но осуждается и порицается окружающими как неприемлемое с точки зрения нравственности. К асоциальному аморальному поведению относятся: промискуитетные (беспорядочные половые) связи, проституция, гомосексуализм, трансвестизм, нежелание работать, бродяжничество, попрошайничество.

Аддиктивное поведение выражается в различных видах зависимости, при помощи которых человек пытается убежать от жизненных трудностей. К ним относятся: химическая зависимость (алкоголизм, наркомания, токсикомания), пищевая (анорексия или булимия), культовая (участие в деятельности религиозных сект), другие виды (игровая, компьютерная, информационная, сексуальная).

В преступное поведение (делинквентное) включается совершение уголовно наказуемых деяний: кража со взломом, изнасилование, разбойное нападение, бандитизм, грабеж, организация массовых беспорядков, мошенничество, вымогательство.

Асоциальные подростки

Чаще всего асоциалы — это подростки. Они гордятся своими действиями и безнаказанностью, ищут участия или создают собственные бунтарские группы. Поддержка сверстников провоцирует убежденность в собственной особенности.

Популярными выражениями являются: вызывающий формат общения со старшими людьми, отказ выполнять школьные и домашние обязанности, грубость. С ростом уровня агрессии меняются и формы проявления: кражи, драки и другая преступная деятельность, побеги из дома, сексуальные связи.

Антиобщественное поведение необязательно присуще только детям из неблагополучных семей. Факторов много:

  • семейные проблемы;
  • влияние товарищей;
  • романтическое восприятие образа бунтаря;
  • строгость родителей или опекунов;
  • физические проблемы из-за болезней;
  • личностная деградация, спровоцированная плохим воспитанием и примером, нищетой;
  • психологические зависимости;
  • религиозные культы;
  • желание самоутвердиться и отсутствие других способов;
  • фанатизм, подражание антиобщественному поведению кумира;
  • влияние субкультуры.

Нередко девиантное поведение – результат поступков другого человека: физических наказаний дома или насилия. Часто подростки сосредоточивают агрессию не только на других, но и на себе. Они наносят себе царапины, порезы и ожоги. С помощью физической боли такие люди пытаются сбалансировать душевные страдания. Суицид – крайнее проявление аутоагрессии. Необходимо вовремя помочь ребенку (своему или чужому) в таких случаях.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий