Аттестация педагогических работников: порядок проведения и правила

Порядок аттестации педагогических работников в 2021 году – что изменилось

В целом, аттестация учителей в 2021 году может предполагать два варианта проведения подобной процедуры – для получения категории, или же для подтверждения соответствия. При этом, в зависимости от типа аттестации, отличается и порядок прохождения ее педагогами. В случае, если оценка проводится для подтверждения соответствия, она происходит следующим образом:

  • На базе образовательного учреждения начинает действовать специализированная аттестационная комиссия.
  • Работодатель издает распорядительные документы и локальные нормативные акты, которые содержат принципы проведения аттестации и иные ее особенности.
  • Для аттестации сотрудника работодателем выносится представление в аттестационную комиссию.
  • Комиссия анализирует представление на заседании, а также проводит непосредственную аттестацию в формате тестирования, собеседования или иных методов оценки наличествующей квалификации.
  • По итогам аттестации сообщается решение о соответствии или несоответствии должности.

В обязательном порядке в составе комиссии должен присутствовать представитель профсоюзной организации педагогических работников.

Порядок проведения аттестации на получение квалификационных категорий для педагога является куда более строгим, так как подобная категория предоставляет значительные преференции сотруднику образовательного учреждения. В целях недопущения злоупотреблений и реального подтверждения наличия соответствующей категории, аттестационная комиссия в таком случае создается на базе Министерства образования и его региональных подразделений.

При этом заявление на аттестацию подает в территориальное подразделение непосредственно сам педагог. В рамках проведения аттестации принимается решение только о предоставлении либо непредоставлении аттестуемому педагогу первой либо высшей категории, и не может быть принято решение о несоответствии.

Периодичность проведения аттестации педагогов

Законодательство строго регламентирует порядок аттестации педработников. Так, для подтверждения соответствия должности проходить оценку знаний и навыков учителям в 2021 году нужно не реже, чем раз в пять лет. При этом представление на проведение аттестации выносит сам работодатель.

В случае же желания сотрудника получить квалификационную категорию, он сам подает документы в аттестационную комиссию федеральных органов, после чего имеет возможность получить желаемую категорию по итогам аттестации. Следует помнить, что квалификационная категория предоставляется только сроком на пять лет и не продлевается согласно требованиям закона.

Можно ли учителям не проходить аттестацию

В некоторых случаях законодательство фактически разрешает педагогам не проходить обязательную аттестацию на соответствие. Например, предусмотрено освобождение от проверки в следующих случаях:

  • При наличии категории.
  • Работа менее двух лет.
  • Беременность сотрудницы либо ее нахождение в отпуске по беременности и родам.
  • Нахождение сотрудника в отпуске по уходу до трех лет.
  • Продолжительное отсутствие в связи с болезнью в течение более чем четырех месяцев.

Сроки аттестации могут быть перенесены на год (в случае болезни), или на два года (в случае декретных отпусков). В отношении всех категорий педагогических работников, приведенных выше, обязательная аттестация не проводится. Однако по своему желанию они могут пройти аттестацию на категорию.

Критерии аттестации педагога в 2022 году

Система оценки пока не выработана до конца и проходит апробацию. Известно, что она будет осуществляться по стобалльной системе, где 100 – наивысший балл, а для успешной аттестации необходимо набрать не менее 70. Баллы будут формироваться на основании двух блоков: ЕФОМ и представление работодателя. В первом блоке максимальное количество баллов, которые можно набрать равняется 60, во втором блоке – 40.

Что подразумевается под представлением работодателя:

  • Успеваемость и достижения учащихся за последние 5 лет в динамике. По этому критерию можно набрать до 20 баллов;

  • Личные достижения педагога, в том числе и мнения выпускников. Проводится по анкетному принципу, максимальное количество баллов – 15;

  • Оценка профессиональных качеств педагога, их оценивают педагоги-эксперты от Рособрнадзора. Можно набрать максимально 5 баллов.

Кто может не проходить обязательную аттестацию педагогов?

По закону все педагоги должны проходить обязательную аттестацию, чтобы доказать, что они соответствуют должности. Это нужно делать через два года после начала работы по специальности, а затем повторять через каждые пять лет. Еще раз повторимся, что это обязательно, в отличии от аттестации на категорию, которая добровольна.

Но есть те, кто не проходит обязательную аттестацию (и им за это ничего не будет):

  • Беременные женщины.
  • Работники в декретном отпуске. Они проходят аттестацию не раньше, чем через два года после возвращения к работе.
  • Педагоги, находящимся на больничном листе свыше четырех месяцев. Учителя на длительном больничном листе проходят аттестацию не раньше, чем через год после возвращения к работе.

По факту процедура аттестации может отличаться от региона к региону, во всяком случае пока не вступили в силу новые правила. Чаще всего педагогам приходится собирать портфолио — награды, благодарности и другие поощрения, собирать характеристики и т.д.Какие нужны документы для обязательной аттестации?

  1. Издается .
  2. Издается . В комиссии обязан присутствовать представитель профсоюза.
  3. Заместитель директора по учебной или методической работе готовит , участвующего в аттестации.
  4. Работодатель должен ознакомить работника с представлением за 30 дней до аттестации. Если работник отказывается ставить изучать представление, работодатель обязан составить , который подписывается работодателем и лицами (не менее двух), в присутствии которых составлен акт.
  5. .

Аттестация проходит через 30 дней после того, как педагог ознакомился с представлением. В этот момент он уже знает дату аттестации и более-менее знаком с процедурой.

Порядок проведения

Представление аттестуемого

Сама аттестация представляет собой заседание комиссии, в состав которой входит председатель и заместитель комиссии, секретарь, прочие члены комиссии, а также сам педагог.

Перед мероприятием на каждого сотрудника заводится представление — специальный документ, в котором обозначается ряд сведений о работнике. Руководитель организации должен ознакомить педагога с этим документом под подпись за месяц до проведения аттестации. В случае если сотрудник отказывается ставить свою подпись, документ заверяется работодателем.

Чтобы пройти проверку, педагог должен заранее предоставить пакет обязательных документов.

Необходимые документы:

  • заявление на прохождение проверки на профпригодность;
  • копия документа о прохождении прошлой проверки (при наличии);
  • копии дипломов о педагогическом образовании;
  • копия, подтверждающая наличие высшей или первой категории (при наличии таковой);
  • копия документов о смене фамилии, имени, отчества (если эти данные менялись);
  • характеристика или сопровод с места работы.

В течение 30 дней после предоставления документов педагогу на домашний почтовый адрес придет извещение, содержащее все сведения о предстоящем мероприятии — место и время его проведения.

Как проходит аттестация

Проверка проводится на заседании аттестационной комиссии. Педагог имеет право присутствовать на мероприятии (если он изъявил такое желание в заявлении). Но возможен вариант, когда аттестуемый не явился. Несмотря на это, мероприятие состоится, т. к. неявка работника на заседание комиссии не является препятствием для проведения аттестации.

Аттестационная комиссия изучает представление, а также информацию, представленную преподавателем, характеризующую его профессиональную деятельность. Комиссия проверяет профессиональные навыки педагога, оценивает его умение общаться с учениками и т. д.

По итогам проверки комиссия выносит решение:

или, если в ходе проверки работник показал неудовлетворительные результаты,

Решение комиссия принимает в ходе открытого голосования большинством голосов.

Если аттестуемый присутствовал на мероприятии, результаты ему сообщат сразу же после ее окончания.

По окончании мероприятия составляется протокол, который подписывается всеми членами совета. Этот документ передается руководителю образовательной организации и хранится в личном деле преподавателя.

В течение двух дней после мероприятия на работника, прошедшего аттестацию, секретарем комиссии организации составляется выписка из протокола. Она содержит сведения о Ф.И.О., должности сотрудника, дату заседания аттестационной комиссии организации, результаты голосования, принятое решение. С выпиской из протокола педагог знакомится под подпись. После этого она также хранится в личном деле работника.

Список документов для аттестации на квалификационную категорию

Для прохождения процедуры учителю придется подготовить ряд документов, обязательных для представления:

  • заявление;
  • копии предыдущих результатов (если проводилась);
  • копии дипломов о профильном образовании;
  • при условии присвоения ранее высшей или первой категорий приложить копии;
  • при смене фамилии — копии изменяющих документов;
  • характеристика с места работы, подтверждающая профессиональную компетенцию;
  • портфолио.

Заявление оформляется на специальном бланке. Правый верхний угол включает информацию об адресате. Затем следуют сведения о заявителе, включая Ф.И.О., должность, наименование учреждения, в котором человек трудится, адрес, контактный телефон.

Помимо указанной, в заявление включается следующая информация:

  • изложение просьбы педагогического работника о проведении в отношении него аттестации;
  • категория, которая имеется у педагогического работника в настоящее время;
  • перечень оснований для присвоения категории в соответствии с требованиями к выбранной квалификации;
  • перечень мероприятий образовательного характера, в которых принимал участие педагог;
  • сведения о педагоге, включая образование, стаж работы в педагогической сфере, стаж на последнем рабочем месте. При наличии грамот, повышения квалификации эти данные отражаются в тексте заявления.

Документ завершается датой и подписью педагогического сотрудника.

Заполняя заявление, особое внимание уделите педагогическим достижениям. При участии в разработках методических материалов, интерактивных уроков, инновационных методиках преподавания предмета сведения об этом обязательно представьте в тексте заявления

К этому же документу приложите информацию о разработках педагогического работника, если они имеются.

Некоторые субъекты практикуют проведение многоступенчатых процедур, включая в них тестирование. По его итогам педагогический сотрудник вправе получить справку, в которой указано полученное число баллов. Установлен минимальный порог успешного прохождения, выражающийся в определенном количестве баллов.

Порядок действий

Порядок действий заявителя

  1. Изучает описание услуги на этой странице.
  2. Нажимает на кнопку «Подать заявление».
  3. Авторизуется на Портале через ЕСИА. Авторизоваться должен получатель государственной услуги лично. Если вы еще не зарегистрированы в ЕСИА, информация о ней доступна здесь.
  4. Подает электронное заявление, выполняя следующие действия:
    • подтверждает согласие на обработку персональных данных (устанавливает соответствующую отметку в форме электронного заявления);
    • заполняет форму электронного заявления, включающую сведения, необходимые и обязательные для предоставления государственной услуги;
    • указывает цель обращения (аттестация на 1‑ю либо высшую квалификационную категорию);
    • заявляет о намерении своего присутствия на заседании аттестационной комиссии (в соответствующем случае);
    • бронирует дату и время подачи индивидуальной папки в СПб ГКУ «Центр аттестации и мониторинга» (при подаче заявления без предоставления документов в электронном виде);
    • прикрепляет скан‑образы документов либо иные документы в электронном виде, необходимые для предоставления услуги, к форме электронного заявления;
    • подает индивидуальную папку:
      • в электронном виде;
      • в бумажном виде — в СПб ГКУ «Центр аттестации и мониторинга» (не позднее 30 дней с момента подачи заявления).
    • отправляет заполненное электронное заявление (нажимает кнопку «Отправить»).
  5. Получает на Портале в личном кабинете и по электронной почте уведомление, подтверждающее, что заявление отправлено (принято МАИС ЭГУ ), в котором указываются, в том числе, идентификационный номер и дата подачи электронного заявления, при необходимости сохраняет уведомление для печати.
  6. Получает на Портале в личном кабинете и по электронной почте уведомление о приеме электронного заявления в СПб ГКУ «Центр аттестации и мониторинга» и о начале процедуры предоставления услуги.
  7. После подачи заявления отслеживает смену статуса заявления (в том числе о результате услуги):
    • по своей инициативе:
      • в личном кабинете заявителя на Портале (раздел «Заявления» — «История заявлений»);
      • в разделе Портала «»;
      • в мобильном приложении «Государственные услуги Санкт‑Петербурга» (сервис «Проверка статуса заявления»);
    • знакомится с уведомлениями из СПб ГКУ «Центр аттестации и мониторинга»/Комитета в электронной почте (от [email protected]) в личном кабинете на Портале.
  8. В забронированное время является в СПб ГКУ «Центр аттестации и мониторинга» для подачи индивидуальной папки.
  9. Получает уведомление о сроке и месте проведения аттестации (если заявлено намерение присутствия).
  10. В указанное в уведомлении время проведения заседания аттестационной комиссии является на заседание. Для изменения срока аттестации должен написать заявление в свободной форме в аттестационную комиссию с указанием причин. По возможности вместе с заявлением представляет документы, подтверждающие наличие обстоятельств, затрудняющих прохождение аттестации.
  11. Получает соответствующее уведомление о результате услуги в личном кабинете на Портале, по электронной почте.
  12. Знакомится с результатами аттестации на сайте Комитета в разделе «Педагогические кадры».

Основания для приостановления, прекращения и (или) отказа в предоставлении государственной услуги не предусмотрены.

Чего ожидать в 2018 году?

В целях повышения качества преподавания в Рособрнадзоре разрабатывается новая модель аттестации педагогов.

По словам заместителя Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзора Музаева, подобные меры направлены на уменьшение количества слабых педагогов.

Результаты проверок ВПР и ЕГЭ показали, что некоторые учителя завышают отметки. Анзор Музаев считает, что причина кроется в недостаточных знаниях педагога.

Прогнозируемая модель проверки будет состоять из трех блоков:

  • проверка знаний по предмету;
  • проверка педагогических навыков;
  • проверка психологических характеристик.

Данная модель, по словам чиновников, может позволить определить уровень знаний педагога, а также его умение подать материал. Уже известно, что такая аттестация педагогов будет проходить раз в четыре года.

Отметим, что пока еще такая модель аттестации находится в стадии разработки. Однако уже многие положения вызывают недовольство у педагогов. Например, при аттестации работников хотят ввести написание эссе, но при этом нет уверенности в объективной оценке, так как отсутствуют четкие критерии.

И самое важное, если педагог не пройдет такую аттестацию, в Рособрнадзоре предлагают направить его на повышение квалификации. Несмотря на ужесточение изменений законодательства, можно надеяться, что такой подход к подбору педагогических работников поможет улучшить качество образования в целом

А как считаете вы? Как проходит аттестация в вашем регионе?

Несмотря на ужесточение изменений законодательства, можно надеяться, что такой подход к подбору педагогических работников поможет улучшить качество образования в целом. А как считаете вы? Как проходит аттестация в вашем регионе?

Положение об аттестации

Положение о порядке аттестации педагогических работников

– это внутренний акт, предусматривающий механизм проверки квалификации педагога, который работает в ДОУ, в школе или в другой образовательной организации.

ПАПР должно отвечать действующему законодательству, однако единой нормативной формы данного акта в РФ не утверждено.

Структура ПАПР обычно включает следующие разделы:

  1. Общие положения – здесь нужно упомянуть о целях, основаниях, принципах и периодичности осуществления контроля.
  2. Подготовка к проведению аттестации – в этом разделе необходимо прописать механизм создания аттестационной комиссии, процедуру подготовки работодателем распорядительного акта о проведении данного мероприятия, порядок ознакомления работников со списком лиц, которые будут аттестованы.
  3. Права и обязанности аттестационной комиссии – подробно расписывается перечень полномочий данного органа.
  4. Состав аттестационной комиссии – здесь необходимо конкретизировать полномочия председателя, секретаря комиссии, а также перечислить требования к членам комиссии.
  5. Проведение аттестации – данный раздел должен отражать алгоритм, по которому проводится проверка квалификации работника, а также механизм оформления результатов контроля.
  6. Заключительные положения – в заключение необходимо указать сведения о сроках действия квалификационных категорий, а также прописать порядок обжалования результатов.

Аттестация учителей: как проходит оценка педагогов по последним данным?

ЕФОМ включает 4 вида компетенций:

  • предметные;

  • методические;

  • коммуникативные;

  • психолого-педагогические.

Педагоги будут проходить 3 типа оценки знаний: первичную, на соответствие занимаемой должности и в целях получения категории. Рассмотрим каждую.

Введение первичного экзамена

Входной экзамен сдают специалисты, которые только устраиваются на рабочее место в образовательную организацию. Педагога проверяют по 4 компетенциям, указанным выше. Такой экзамен позволяет определить «пробелы» в знаниях и навыках для дальнейшего развития.

Процедуру проводят также для специалистов, которые:

  • 5 лет не работали по профессии;

  • не имеют опыта работы учителем;

  • окончили колледж или вуз.

Как будет проходить аттестация учителей на соответствие занимаемой должности

Designed by stockking/Freepik

Такую проверку знаний раз в 5 лет проходят практически все педагогические работники — по статье 49 ФЗ №273. Оценка включает профессиональный экзамен по ЕФОМ. Также оцениваются мотивированное представление работодателя, которое включает:

  • деловые качества педагога;

  • результаты профессиональной деятельности, то есть успешность учеников (этот критерий никуда не делся).

Итак, как пройти аттестацию учителю в 2022 году, чтобы подтвердить соответствие занимаемой должности? Порядок таков:

  1. В образовательной организации собирают комиссию из преподавателей, руководства, членов профсоюза — на усмотрение учреждения.

  2. Аттестуемый сотрудник готовит документы. В перечень входят: заявление, копии документов об образовании, подтверждение категории (при наличии), характеристику и сопроводительное письмо с работы.

  3. В течение 30 дней рассматриваются документы педагога и назначается дата проведения процедуры.

На экзамене учителю могут задать не только вопросы о продаваемом предмете, но и на знание психологии, методик обучения, законов и так далее. Комиссия выставляет баллы по аттестационным процедурам. Если педагог набирает нужное количество баллов, ему выдают сертификат сроком на 5 лет. Учителя, не прошедшие проверку, получают свидетельство.

Новые правила оценки по ЕФОМ подразумевают трехступенчатую систему оценки:

  • Письменная работа учителя. Здесь педагог должен изложить решение задачи по своему предмету и показать методические навыки;

  • Видеоурок. Представляет собой отрывок запись занятия педагога для оценки коммуникативных и психолого-педагогических компетенций;

  • Разбор ситуации. Педагог в реальном времени разбирает индивидуальный кейс, связанный с обучением (например, ситуацию травли в школе или неуспеваемости кого-то из учеников). Разбор происходит при помощи компьютера.

Изменения в аттестации педагогов с целью получения категории

Учитель добровольно решает пройти аттестационную проверку, чтобы подтвердить квалификацию и получить первую или высшую категорию. Процедура проводится по старым правилам — в каждом регионе процесс различается. Для этого необходимо подавать соответствующее заявление и документы (можно в электронном виде). В зависимости от места нахождения учебной организации процедуру проводят Минпросвещения или департамент образования.

Аттестационная комиссия рассматривает портфолио педагога, куда входят благодарности и награды. Также нужно предоставить характеристику с работы. Присвоенная категория действует 5 лет, потом ее потребуется снова подтвердить.

Формирование аттестационных комиссий

Много вопросов возникло по поводу применения п. 8 Порядка, в котором сказано, что составы аттестационной комиссии и экспертных групп формируются таким образом, чтобы была исключена возможность конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые аттестационными комиссиями решения. Проблема в том, что в настоящее время законодательно в области образования нормы, связанные с институтом конфликта интересов, не прописаны. В своих Разъяснениях сотрудники Минобрнауки рекомендуют пользоваться положениями Закона N 273-ФЗ <1>. В ст. 10 этого Закона сказано, что под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда этим правам и интересам. Под личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения этим служащим при исполнении своих обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц (п. 2 ст. 10 Закона N 273-ФЗ).

<1> Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ “О противодействии коррупции”.

Таким образом, при формировании состава аттестационной комиссии и экспертных групп необходимо исключить возможность личной заинтересованности каждого члена экспертной группы, чтобы получить всесторонний анализ профессиональной деятельности педагогического работника.

Как педагогу пройти аттестацию?

Педагог приходит на заседание комиссии и отвечает на вопросы. Работодатель зачитывает представление, затем педагог представляет дополнительные сведения о своей работе, затем члены комиссии задают вопросы по существу. Распространено и форма письменного испытания — подготовка конспекта урока, решение педагогических ситуаций.

После того, как все представление зачитано и вопросы заданы, комиссия голосует. По каждому работнику комиссия принимает решение, соответствует он должности или нет.

Если работник не пришел на свою аттестацию по уважительной причине, аттестация переносится. Если уважительной причины нет, аттестация проводится без работника. Просто отказаться от аттестации нельзя. Скорый выход на пенсию не снимает обязанности её проходить.

После процедуры члены комиссии подписывают протокол. Через два дня секретарь оформляет выписку, передает экземпляр работнику и еще один прикрепляет в его личное дело.

Как будет проходить аттестация по новым правилам?

Если всё пойдет по плану, то квалификацию учителей будут оценивать на — трех блоков:

  1. Письменная работа по предмету. Это будет не только проверка знаний учителя в преподаваемом им предмете, также ему предложат найти ошибку в решении школьника, помочь ее исправить, адекватно оценить работу, составить план урока. Пока на этот блок отвели 2 часа.
  2. Анализ образца профессиональной деятельности учителя. Сначала предполагалось, что это будет видеозапись урока, которую оценят независимые эксперты. Но от этого пути отказались. К видео планировали добавить план урока и образцы проверочных работ учеников. Возможно, оставят только их.
  3. Решение педагогического кейса. Это решение сложной ситуации из реальной жизни, которое потребует от учителя применить все свои навыки. Возможно, сдавать эту часть нужно будет с помощью компьютера.

Но это не все. ЕФОМ, то есть обозначенные три блока, могут дать максимум 60 баллов из возможных 100. В новой аттестации будут оцениваться и другие факторы, среди которых индивидуальные достижения (15 баллов) и условия профессиональной деятельности (5 баллов). Должны были быть включены успехи учеников, но от этого критерия пока отказались.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий