Общая характеристика
Основной целью государственной политики является поиск лучшего решения проблемы недостаточности средств бюджета и его сбалансированности. Реформы, происходящие в России, модифицировали функционирование бюджетной системы и отношения между властью разных уровней.
Сущность государственных средств
На основании документа госбюджета расшифровывается понятие основных объектов системы. Государственный бюджет в бумажном варианте представляет собой документ, состоящий из двух разделов. Доходная часть отражает приток, поступление в госказну налоговых платежей, сборов, прибыли государственных учреждений.
Расходы (роспись бюджета) устанавливают направления использования денег на финансирование задач и функции государства. На доходную часть влияет экономическая ситуация, налогообложение, а структура расходов изменяется в зависимости от потребностей, а также внутренней, социально-экономической обстановки.
Основные источники доходов Федерального бюджета:
- Налоги и сборы.
- Доходы от сдачи в аренду или продажи государственного имущества.
- Деятельность организаций.
- Внешнеэкономическая деятельность.
- Дивиденды от акций.
- Прочие поступления.
К расходам на исполнение государственных функций относятся федеральное и местное самоуправление, судебная власть, оборона страны, правоохранительная деятельность, расходы на культуру, искусство, образование, здравоохранение и другое. С помощью сокращения нерациональных затрат удалось прийти к положительным сдвигам расходов.
Способы формирования ресурсов:
- Прямое участие в рыночных сделках.
- Налогообложение.
В некоторых случаях государство, осуществляя производство в условиях монополии, хорошо реализует продукцию на рынке по заниженной стоимости. Госкомпании получают выручку, которая возмещает затраты и расширяет производство. Иногда для стимулирования потребления благ государство специально применяет цены, не покрывающие издержки.
https://youtube.com/watch?v=kFJ6MyWzjNs
Уравновешивание показателей системы
Бюджет является главной финансовой категорией, значимой частью финансов на уровне государства или муниципалитета. Чтобы посчитать его показатели, нужно владеть основной информацией и понимать принцип действия. Таким правом наделена Государственная дума. В этом документе отражается циклический характер развития общества.
Госбюджет — это значимый документ государства, в котором представлены финансовые сметы всех ведомств, государственных служб, правительственных программ. В нем определены потребности, которые необходимо покрыть за счет госказны, а также указывается размер предполагаемых поступлений извне. Бюджетная система регламентируется кодексом с одноименным названием.
Виды бюджета РФ:
- Федеральный.
- Субъектов (региональный, консолидированный).
- Муниципальный (местный).
Общий размер предусмотренных расходов должен соответствовать поступлениям в бюджет, включая заимствованные финансы. Наличие недостаточности бюджетных средств не означает несбалансированности, если достигнуто равенство между расходами и поступлениями.
Сбалансированное состояние государственной казны и экономики страны является основой нормального функционирования органов управления, административно-территориальных отделений. Например, если небольшая часть бюджетирования будет недостаточной и дефицитной, это приведет к задержке финансирования бюджетных учреждений, нарушению сроков выполнения заказов на государственной или местном уровне, возникновению проблем неплатежей.
Нелегко удается добиться уравновешивания доходной и расходной части. Если составление дефицитного бюджета неизбежно, для обеспечения его баланса привлекаются источники финансирования.
Приемы уравновешивания:
- Установление предельных лимитов расходов.
- Распределение доходов между бюджетами разных уровней, согласно распределению их полномочий.
- Увеличение доходной части, поиск резервного финансирования, мониторинг.
- Модернизация, планирование расходов, потенциально увеличивающих доходы.
- Экономия.
- Использование надежных заемных источников.
Важный потенциал представляет санкционирование расходной части. Это контроль со стороны казначейства за соблюдением лимитов обязательств.
Бюджетный дефицит США
Дефицит федерального бюджета США на 2020 финансовый год оценивается в 1,103 триллиона долларов.Такой дефицит возникает из-за того, что правительство США в настоящее время тратит намного больше, чем зарабатывает.Согласно AP News, в бюджете на 2019 финансовый год образовался дефицит в размере 1,09 триллиона долларов. Согласно Таблице S-1 бюджета на 2020 финансовый год, расходы в размере 4,529 триллиона долларов превышают предполагаемые доходы в размере 3,438 триллиона долларов США.
Дефицит в США является результатом трех факторов.Так называемая «война с террором», последовавшая за событиями 11 сентября, увеличиладолг с 2001 года на 2,02 триллиона долларов6. Ежегодные военные расходы увеличились вдвое. Снижение налогов – еще одна причина растущего дефицита, поскольку они сокращают доходы на каждый доллар.
Снижение налогов Трампом сократит доходы и увеличит дефицит;снижение налогов составит 1,5 триллиона долларов в течение следующих 10 лет.В то время как Объединенный комитет по налогообложению ожидает, что сокращение должно стимулировать рост на 0,7% ежегодно, компенсируя часть упущенного дохода, дефицит увеличится на 1 триллион долларов в течение следующего десятилетия. Наконец, социальное обеспечение вносит еще один вклад в дефицит.По данным Фонда семьи Генри Дж. Кайзера, расходы на Medicare составили 15% от общих федеральных расходов в 2018 году и, как ожидается, достигнут 18% к 2029 году.
В следующие несколько лет должен наблюдаться еще больший дефицит, поскольку глобальная пандемия коронавируса 2020 года вызвала всплеск безработицы и закрытие предприятий, что снижает налоговые поступления для правительства.В то же время Конгресс принял пакет мер и стимулов на сумму 2,2 триллиона долларов, чтобы смягчить экономический удар кризиса общественного здравоохранения.Этот пакет значительно увеличил бюджетный дефицит. Эти эффекты на дефицит, вероятно, будут долгосрочными.
Опасен ли бюджетный дефицит?
Вред бюджетного дефицита, как и польза бюджетного профицита — не так однозначны, как кажется. Чиновники многих стран настолько боятся возникновения бюджетного дефицита, что стремятся всеми силами повысить доходы над расходами. Конечно, если у государства припасены «лишние деньги», это хорошо в случае рецессии. Можно сгладить ее негативные последствия. Также это хорошо для администрирования и управления — проще реализовывать разнообразные проекты. Но с другой стороны, профицит бюджета — это искусственное ограничение экономики. Профицит плох, потому что куча денег оседает в бюджете и никуда не расходуется, то есть не выполняет свою прямую функцию. Тут примерно как с дефляцией — если деньги изъять из оборота, то это затормозит развитие экономики в целом.
Дефицит бюджета, напротив, может быть не так опасен, как кажется на первый взгляд. Если деньги расходовались грамотно, в перспективе это должно привести к экономическому росту. Бизнеса станет больше, доходы предпринимателей выше и, как следствие, повысится собираемость налогов. Обратная сторона дефицита — если расходы были плохо выверены, денежные средства тратились на неудачные проекты, имели место случаи коррупции и все в таком духе — развития экономики не будет, а дыра в бюджете только продолжит расти.
Оптимальный вариант, по мнению целого ряда экономистов, — это сбалансированный бюджет. В этом случае лишних денег в бюджете не осядет, а риски возникновения дефицита бюджета — ниже. Конечно, при сбалансированном бюджете расходы должны идти на благо страны и по возможности не превышать доходы.
Михаил Попов, банкир, основатель и CEO TalkBank:
— Вероятно, в последующие два года бюджет РФ будет дефицитным, а соответствующие значения превысят аналогичные образца 2020 года. Ключевыми факторами сокращения дефицита и стабилизации бюджетных расходов является рост стоимости нефти на мировых рынках и повышение доходов за счет налоговых сборов и экспортных пошлин на энергоносители. Конечно, здесь мы очень связаны с ростом мировой экономики. Наиболее пострадавшие отрасли в период пандемии, а именно: тяжелая промышленность, туристические направления, гостиничный бизнес, сфера услуг и другие — в настоящий момент сильно зависят от эффективности разработанных вакцин от коронавируса.
А что вы думаете по поводу перспектив российского бюджета в 2021 году? Напишите в комментариях!
Хотите обсудить эту статью? Подпишитесь на наш Telegram
Суть бюджетного дефицита
Бюджетный дефицит — это финансовая ситуация, по своей сути это превышение расходов бюджета над его доходами. И наоборот, в ситуации когда превышения доходов над расходами возникло, это называется бюджетный профицит. Для того чтобы профинансировать бюджетный дефицит, используют разные источники, которые условно можно разделить на внутренние и внешние. К внутренним источникам финансирования бюджетного дефицита можно отнести доход, поступающий от размещения ценных бумаг страны, номинированных в национальной валюте ; бюджетные кредиты; кредиты, предоставленные кредитными организациями, международными финансовыми организациями; сюда же можно отнести поступления от продаваемых акций и другого участия участия в капитале, который находится в собственности государства или региона; поступления от реализации государственных/региональных/муниципальных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней; разница курса, по средствам бюджета; другие источники внутреннего финансирования дефицита бюджета.
К внешним источникам относятся: средства, которые поступили от размещения государственных займов, проводимые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени государства или необходимого региона, номинальная стоимость которых указывается в иностранной валюте; кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций, других субъектов международного права и иностранных юридических лиц в иностранной валюте, включительно целевые иностранные кредиты (заимствования); кредиты кредитных организаций в иностранной валюте. Другие различные источники внешнего финансирования дефицита бюджета.
Что приводит к бюджетному дефициту
Самые распространённые провокаторы бюджетного дефицита, это:
- Внедрение социальных программ, слишком сложных для реализации в финансовом плане;
- Снижение уровня прибыли на фоне кризиса;
- Коррупция на всех уровнях:
- Недостаточно грамотно проработанная финансовая система;
- Убытки, спровоцированные структурной перестройкой экономики. В данном случае, дефицит возникает из-за необходимости поддержать промышленный комплекс;
- Агрессивная налоговая политика, провоцирующая теневые схемы.
- Чрезвычайные ситуации. Сюда можно включить стихийные бедствия, катастрофы и воины.
Говоря о бюджетном дефиците как источнике проблем, он может спровоцировать следующее:
- Сложности при попытках отыскать дополнительные источники прибыли;
- Если увеличатся налоги, это может спровоцировать снижение деловой активности в экономическом плане. Также в этот момент происходит рост теневой экономики из-за поиска способов уйти от налогов;
Чтобы уберечь себя от подобных проблем, иногда целесообразнее сохранять бюджетный дефицит. Если сложности вызваны слишком большими расходами, это одна из самых тяжелых ситуаций, выход из которой смогут найти только высококлассные и опытные специалисты.
В большинстве случаев, дефицит, это последствия кризиса, который спровоцирован неэффективностью налоговой политики и усугублением финансово-хозяйственной деятельности. В такой ситуации, задачей государства является разработка эффективной стратегии для стабилизации экономики, финансово-кредитной системы, а также реформирования бюджетной политики.
Причины возникновения дефицита бюджета
Причинами могут быть:
- рост государственных расходов в связи со структурным переустройством экономики и необходимостью развития промышленного комплекса;
- сокращение доходов государственного бюджета в момент кризиса экономики;
- чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные аварии и катастрофы, стихийные бедствия);
- не особенно эффективная финансовая система страны;
- политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, которые не обеспечены финансовыми возможностями;
- высокая степень коррупции в государстве;
- неэффективность налоговой политики, которая вызывает лишь увеличение теневого (контрабандного) сектора экономики.
Проблема сокращения бюджетного дефицита являются достаточно серьёзными по нескольким причинам. Первое, это объем важных государственных расходов велик. Такие обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не возможно сократить, снижение других является непопулярной мерой и будут затрагивать интересы разных слоёв населения. Во-вторых, чтобы найти новые источники пополнения бюджета, это крайне сложно сделать. Налоговое увеличение, скажится плохо, на деловой активности в экономике, поощряет криминализацию экономики (уклонению от налогообложения, росту теневой экономики), приватизация государственной собственности дает лишь разовое поступление денег в казну и т.п. Именно поэтому даже в развитых странах бюджет чаще сводится с дефицитом, чем с профицитом. Если бюджет на очередной год принимается с дефицитом, в законе о бюджете необходимо предусмотреть источники его финансирования. К ним относятся различные виды заемных средств, которые привлекаются государством с денежного, кредитного и финансового рынка.
Однако чаще всего дефицит отражает кризисные явления в экономике, ухудшение показателей финансово-хозяйственной деятельности субъектов, нарушение экономических связей, неэффективность системы налогообложения т.п. В этом случае требуется принятие срочных мер со стороны правительства по стабилизации экономики, реформированию кредитно-финансовой системы, корректировке бюджетной политики.
Дефицит, профицит и баланс
Если государство допускает бюджетный дефицит, то в экономике может наступить кризис. Идеальной является ситуация, когда доходы и расходы равны. Таким образом, достигается бюджетный баланс. Каждое государство делает все возможное, чтобы приблизиться к нему.
Доходами могут стать не только налоговые поступления, но и заимствования (например, кредиты и т. д.). Проблема в том, что если баланса добиться не удается, то такой бюджет вообще нельзя исполнить и распределить. Но дефицит – это только одна из возможных проблем, с которой может столкнуться государство. В случае профицита, когда доходная часть превышает расходную, также могут иметь место отрицательные последствия. Его результатом становится сниженная эффективность использования средств из бюджета страны. Что приводит к нарушениям в экономике. Поэтому единственным способом разрешить бюджетный дефицит является достижение баланса в бюджете.
Баланс нужен в первую очередь для нормальной работы различных государственных учреждений – органов управления, территориальных и административных образований. Бюджетный дефицит приводит к тому, что рано или поздно средства заканчиваются, и приостанавливается финансирование бюджетных учреждений – школ, больниц и т. д.
Отсутствие денег в казне чревато срывами муниципальных и государственных заказов, возникновением неплатежей персоналу, работающему в хозяйственных учреждениях. Теоретически идеальным вариантом для страны был бы полностью сбалансированный бюджет. Однако реальная экономика такова, что добиться этого порой крайне нелегко. В таком случае государство прибегает к использованию различных источников финансирования.
Воздействие в краткосрочной перспективе
Несмотря на то, что долгосрочное макроэкономическое воздействие бюджетного дефицита является предметом споров, гораздо меньше споров по поводу некоторых непосредственных, краткосрочных последствий. Однако эти последствия зависят от характера дефицита.
Если дефицит возникает из-за того, что правительство участвует в проектах дополнительных расходов – например, расходы на инфраструктуру или гранты предприятиям – тогда те сектора, которые выбрали для получения денег, получают краткосрочное повышение операционной деятельности и прибыльности. Если дефицит возникает из-за того, что поступления в правительство упали из-за снижения налогов или снижения деловой активности, то такого стимула не происходит. Вопрос о том, желательны ли стимулирующие расходы, также является предметом споров, но не может быть никаких сомнений в том, что определенные секторы выиграют от этого в краткосрочной перспективе.
Историческая перспектива
Существует множество экономистов, политических аналитиков, бюрократов, политиков и комментаторов, которые поддерживают концепцию государственного бюджетного дефицита, хотя и в разной степени и при различных обстоятельствах.Дефицитные расходы также являются одним из наиболее важных инструментов кейнсианской макроэкономики, названного в честь британского экономиста Джона Мейнарда Кейнса, который считал, что расходы стимулируют экономическую активность, а правительство может стимулировать спад экономики, создавая большие дефициты.
Первый настоящий американский план дефицита бюджета был разработан и реализован в 1789 году Александром Гамильтоном, тогдашним министром финансов. Гамильтон рассматривал дефицит как средство утверждения государственного влияния, аналогично тому, как военные облигации помогли Великобритании перебрать финансирование Франции во время конфликтов 18-го века. Эта практика продолжалась, и на протяжении всей истории правительства предпочитали занимать средства для финансирования своих войн, когда повышение налогов было бы недостаточным или непрактичным.
Плюсы и минусы бюджета
При определенных обстоятельствах дефицит бюджета могут оценивать положительно, ориентируясь на конкретные факторы. К примеру, такая ситуация возможна при расходе большей части средств внутри государства. В данном случае дефицит не является полностью негативным явлением.
Проблемы возникают в том случае, когда формируется отрицательное сальдо внешней торговли. Следует отметить, что такое утверждение справедливо только при стабильном экономическом росте.
Примечание
В кризисные времена средства, как правило, утекают за пределы государства в страны с более сильной экономикой. При сравнении с Европой, в России данные процессы проявляются особенно ярко.
Минусы бюджетного дефицита:
- Когда дефицит формируется в условиях сокращения расходов, снижается степень влияния государства на общественные и экономические процессы. Это приводит к потере правительством контроля за ситуацией в целом и кризису в социальных и определенных экономических сферах.
- Как правило, в России дефицит покрывается с помощью продажи государственного имущества и кредитов, что позволяет отложить решение проблем без необходимости влиять на ключевую причину дефицита. При принятии решения о печати новых денег национальная валюта обесценивается. Увеличение налоговой нагрузки ведет к росту теневой экономики.
Источники для финансирования дефицита
Говоря о временной нехватке средств, не способной вызвать глобальные кризисные процессы в экономике. Это нормальное явление, которого не стоит бояться. На данном этапе необходимо разработать программу действий для снижения вероятности возникновения последствий бюджетного дефицита.
Условия безопасности будут соблюдены, если дефицит составит не более 3% от ВВП. Как источник покрытия, используются внешние и внутренние займы, печать новых денег, а также реализация государственного имущества. На данном этапе стоит понимать, что все эти способы не конкурентно способны между друг другом.
Все они одинаково плохие, и в будущем спровоцируют инфляцию. Но, несмотря на это, многие страны предпочитают тратить средства из стратегических фондов, а также применять стратегию кредитования. Пополняя доходную часть бюджета, государство намеренно идёт на экономический спад. Говоря о монетизации дефицита, это увеличивает денежную массу. В последствии — это обесценит национальную валюту и приведёт к инфляции.
7.1. Внутренние источники
В данную категорию можно отнести продажу ценных бумаг, золота и других активов. Иногда приходится продавать предприятия. Сюда же включены кредиты Центрального Банка. Такие же стратегии применяются для финансирования бюджета субъектов России. Но, в данном случае, роль Центрального банка может сыграть другой кредитор.
Продажа предприятий, принадлежащих государству и кредиты — это одни из самых плохих способов покрытия дефицита. Это объясняется тем, что они помогут решить проблемы только на некоторое время, так как кредиты придется возвращать, а проданные предприятия не будут приносить прибыль.
7.2. Внешние источники
Здесь речь идёт о кредитах от МВФ, а также больших иностранных компаний. Сюда же можно включить продажу иностранной валюты, которая находится в Резервном фонде РФ. Именно этот способ является самым заманчивым, так как другие стратегии предполагают политическую и экономическую зависимость от государств, которые дадут кредит.
Для России, это будет не самый лучший вариант, так как в результате она может быть отстранена от международных рынков. Также стоит понимать, что внутренние источники не отличаются какими-либо преимуществами перед внешними.
Еврооблигации — что это такое;
Причины дефицита
Из-за чего федеральный бюджет может не выдержать нагрузки? Дефицит возникает по разным причинам, но чаще всего он вызывается перестройкой всей государственной экономической политики. Например, подобная ситуация наблюдалась, когда Россия перестраивалась на рыночную экономику, отказываясь от пятилетних планов. Возникновение частной собственности и разорение бюджетных предприятий привело к уменьшению доходов и росту расходов. Кроме того, закон о бюджете в то время каждый год принимался с огромными усилиями. В парламенте существовала сильная оппозиция в лице коммунистов и некоторых других партий, блокировавших предложения правительства по поводу распределения средств.
Дефицит неизбежен в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств, будь то войны, стихийные бедствия, общественные беспорядки и т. д. Кровопролитие и нарушение привычного хода мирной жизни не дают людям работать и получать прибыль, как в государственном, так и в частном секторе. На случай природных катаклизмов в бюджете любого развитого государства всегда есть специальный фонд, однако если масштабы произошедшего слишком велики, то и рассчитанных средств может не хватить на исправление последствий трагедии. В таком случае деньги приходится брать из остальных статей расходов (например, на образование), что не может не ударить по финансированию других важных сфер, где государство должно следить за исполнением своих обязательств перед обществом.
4.1. Понятия дефицита и профицита бюджета
Практическое использование бюджетных отношений для реализации возложенных на государство функций позволяет говорить о трех возможных состояниях бюджетного фонда — дефицитном, профицитном и сбалансированном. Они отражают различное соотношение доходной и расходной частей бюджета.
Дефицит бюджета — расходы бюджета превышают его доходы, образуется отрицательное бюджетное сальдо.
Профицит бюджета — положительное сальдо бюджета — представляет собой превышение доходов над расходами.
Сбалансированным является бюджет, в котором расходная и доходная части равны.
Дефицит бюджета — категория денежного хозяйства, которая выражает объективные экономические отношения, возникающие между участниками воспроизводственного процесса при использовании государством денежных средств сверх имеющихся бюджетных доходов.
Основная причина возникновения бюджетного дефицита кроется в отставании темпов роста бюджетных доходов по сравнению с увеличением бюджетных расходов. Причины этого отставания могут быть различными, в частности:
- кризисные явления в экономике;
- неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране;
- чрезвычайные обстоятельства (войны, крупные стихийные бедствия);
- осуществление крупных централизованных вложений в развитие производства и изменение его структуры;
- чрезмерное увеличение темпов роста социальных расходов по сравнению с темпами роста валового внутреннего продукта.
Бюджетным кодексом Российской Федерации установлено, что текущие расходы бюджетов субъекта РФ и местного бюджета не могут превышать объем доходов соответствующих бюджетов.
При этом размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 15 % объема доходов его бюджета (без учета финансовой помощи из федерального бюджета).
Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10 % объема доходов местного бюджета (также без учета финансовой помощи из вышестоящих бюджетов).
Размер дефицита федерального бюджета не может превышать размера ненефтегазового дефицита федерального бюджета.
Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета представляет собой разницу между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году.
Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета не может превышать 4,7 процента прогнозируемого в соответствующем финансовом году валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. (Вступает в силу с 1 января 2011 года.)
Сбалансированность федерального бюджета РФ 1995-2003 гг. (% от ВВП)
Годы
Расходы
Доходы
Дефицит(-), профицит(+)
Источниками финансирования дефицита федерального бюджета Российской Федерации являются:
1) источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов:
- государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации;
- кредиты кредитных организаций в валюте Российской Федерации;
- бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- кредиты международных финансовых организаций в валюте Российской Федерации;
- изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета;
- иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов;
2) источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов:
- государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;
- кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте;
- кредиты кредитных организаций в иностранной валюте;
- иные источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов.
Перечень статей и видов источников финансирования дефицитов бюджетов утверждается законом (решением) о соответствующем бюджете при утверждении источников финансирования дефицита бюджета.
Откуда берется дефицит?
Иногда реальные расходы могут превысить запланированные, например, из-за непредвиденных обстоятельств. Аналогично могут снизиться и доходы. В разгар пандемии коронавируса значительная доля бизнеса во всем мире в лучшем случае недополучала прибыль, а в худшем — вообще несла убытки. Повсеместные ограничения и административные барьеры привели к тому, что компании начали разоряться и, как следствие, — не платить налоги. Как итог, доходы в государственные бюджеты оказались ниже запланированных, а расходы, наоборот, возросли (например, пришлось выделять много денег на борьбу с эпидемией). Двоякая ситуация: с одной стороны, государства много тратят и вводят всякие ограничения, а с другой стороны, в результате этих же ограничений в долгосрочной перспективе предприятия не заплатят налогов, поскольку разорятся, — и в бюджете появится дефицит.
Конечно, дефицит может возникнуть и в результате плохо спланированного чиновниками бюджета, неудачных трат, внезапных военных расходов, чрезмерно высокой налоговой нагрузки или, например, высокого государственного долга и его несвоевременного погашения.
Внутреннее финансирование
Существует большая группа внутренних источников, откуда можно брать деньги на финансирование дырок в планировании на следующий год. Какими бы ни были причины бюджетного дефицита, министерство финансов может выручить средства от ценных бумаг, которые принадлежат государству. Также прибегают к получению бюджетных кредитов. Деньги тратятся на покрытие расходов. Когда ситуация стабилизируется, занятые средства возвращаются.
Если государство закладывало свои средства в капитал, то оно может продать часть своих акций какого-нибудь крупного предприятия. В случае самых сильных бюджетных потрясений страна распродает свой запас драгоценных камней и металлов (золото, серебро, платина). Эти резервные средства хранятся отдельно, к ним прибегают в самом крайнем случае.
Классификации бюджетного дефицита
Бюджетные дефициты в каждом отдельном случае отличаются друг от друга. Это сложное многоплановое явление. Существует несколько классификаций таких экономических «проседаний».
Дефицит может быть действительным или случайным. Иногда неправильное распределение средств может привести к недостатку денег в бюджете. Это и есть случайный дефицит. От него можно быстро избавиться. Случайные, или кассовые, дефициты наиболее характерны для региональных бюджетов, сильно зависящих от центра. Если у регионов нет экономической независимости от столицы, то средства сначала идут в правительство, а после этого уже там распределяются по всей стране. Если же провинции оставляют себе часть доходов от налогов и сами решают, на что их тратить, то вероятность случайного дефицита снижается в разы. В том числе и поэтому во всех демократических странах избиратели стараются добиться независимости муниципальной власти от федеральной.
Действительный дефицит имеет более сложную природу. Он возникает из-за глубоких противоречий в экономике. Такое отсутствие баланса «залатать» гораздо сложнее, чем в вышеописанном случае. Например, действительный дефицит может возникнуть в случае неправильного распределения доходов, когда правительство тратит слишком много денег на оборону и армию, но не хочет вкладывать средства в реальный сектор экономики, который мог бы со временем принести прибыль.
Когда министерство финансов определяет состав доходов и расходов на следующий год, действительный дефицит закладывается в плане как предельно допустимая величина. Далее наступает период исполнения бюджета. Если правительство рассчитало доступные средства правильно, то действительного дефицита не произойдет. Конечно, могут возникнуть различные чрезвычайные обстоятельства, которые потребуют дополнительного денежного вливания. Но в таком случае речь идет уже о проверке устойчивости финансовой системы страны.
Например, в России в 2000 годы был создан и регулярно пополнялся фонд национального благосостояния. Средства из этого «кошелька» тратятся только в крайнем случае, когда необходимо финансирование бюджетного дефицита.
Что такое дефицит бюджета простыми словами.
При возникновении бюджетного дефицита, задачей правительства является обнаружение разных источников для того, чтобы профинансировать возникшие проблемы. Эти источники делятся на внешние и внутренние. К последним относятся доходы, поступающие от размещения ценных бумаг. Также, это могут быть кредиты, которые предоставляются международными финансовыми компаниями и кредитными организациями. Сюда же можно отнести доход, полученный от продажи акций.
Внешние источники, это средства, поступающие в результате государственных займов, которые проводятся через выпуск ценных бумаг от имени конкретного региона или государства. Номинальная стоимость данных бумаг указывается в иностранной валюте. Также, это могут быть кредиты международных юридических лиц или кредитных организаций в иностранной валюте.