Что нового в законе об образовании РФ: последняя редакция на 2022 год

Обзор документа

Поправки обязывают образовательную организацию возместить бюджетные расходы на целевое обучение гражданина, если он не был трудоустроен этой организацией – заказчиком такого обучения после его прохождения.

Субъекты РФ и муниципалитеты смогут самостоятельно определять перечни специальностей и направлений подготовки, по которым проводится прием на целевое обучение за счет региональных и местных бюджетов соответственно.

Также закреплены положения об электронном (дистанционном) обучении при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных ЧС, введении режима повышенной готовности или ЧС. Выданные в это время электронные (отсканированные или сфотографированные) копии документов об образовании и квалификации, об обучении предоставляют доступ к образованию и профдеятельности наряду с бумажными документами.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 320-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (документ не вступил в силу)

5 июля 2021

Принят Государственной Думой 8 июня 2021 года

Одобрен Советом Федерации 23 июня 2021 года

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 23, ст. 2878; 2014, N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 30, ст. 4263; 2016, N 27, ст. 4160, 4238; 2019, N 30, ст. 4134; N 49, ст. 6962; 2020, N 12, ст. 1645; 2021, N 1, ст. 56) следующие изменения:

1) в статье 24:

а) часть 4 признать утратившей силу;

б) часть 5 после слов “направленных на” дополнить словами “решение задач, указанных в части 4.1 статьи 28 настоящего Федерального закона, а также на”;

2) в статье 26:

а) часть 4 после слова “предусмотренные” дополнить словами “настоящим Федеральным законом и”;

б) дополнить частями 5.1 и 5.2 следующего содержания:

“5.1. К компетенции наблюдательного совета образовательной организации высшего образования, являющейся автономным учреждением, помимо вопросов, предусмотренных Федеральным законом от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ “Об автономных учреждениях”, относятся рассмотрение и согласование программы развития образовательной организации высшего образования, мониторинг ее реализации, а также иные вопросы, отнесенные уставом образовательной организации высшего образования к компетенции наблюдательного совета.

5.2. В государственных и муниципальных образовательных организациях высшего образования, являющихся бюджетными учреждениями, за исключением образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, формируются попечительские советы. Попечительский совет осуществляет рассмотрение и согласование программы развития образовательной организации высшего образования, мониторинг ее реализации, а также решение иных вопросов, отнесенных уставом образовательной организации к компетенции попечительского совета.”;

3) в статье 28:

а) в пункте 7 части 3 слова “если иное не установлено настоящим Федеральным законом” заменить словами “за исключением образовательных организаций высшего образования”;

б) дополнить частью 4.1 следующего содержания:

“4.1. Программа развития образовательной организации высшего образования направлена на развитие образовательной и научной деятельности, модернизацию и совершенствование материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры такой образовательной организации, развитие академической мобильности ее обучающихся и научно-педагогических работников. Программа развития образовательной организации высшего образования включает в себя критерии оценки эффективности ее реализации, в том числе в части вклада образовательной организации в достижение национальных целей развития и реализацию приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации, и источники ее финансового обеспечения. Программа развития образовательной организации высшего образования разрабатывается образовательной организацией и утверждается ее учредителем, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Требования к структуре и содержанию программы развития образовательных организаций высшего образования утверждаются Правительством Российской Федерации.”;

4) часть 10 статьи 81 дополнить пунктом 5 следующего содержания:

“5) определяют порядок разработки и утверждения программы развития федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, находящихся в ведении указанных органов.”.

Статья 2

1. Уставы государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования подлежат приведению в соответствие с нормами Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (в редакции настоящего Федерального закона) до 31 декабря 2022 года включительно.

2. Уставы государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования до приведения их в соответствие с нормами Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (в редакции настоящего Федерального закона) действуют в части, не противоречащей указанным нормам.

Президент Российской Федерации В. Путин

Москва, Кремль

2 июля 2021 года

№ 320-ФЗ

Федеральный закон от 8 июня 2020 г. № 164-ФЗ “О внесении изменений в статьи 71.1 и 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (документ не вступил в силу)

8 июня 2020

Принят Государственной Думой 27 мая 2020 года

Одобрен Советом Федерации 2 июня 2020 года

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2014, N 6, ст. 562; N 19, ст. 2289; 2015, N 1, ст. 53; N 29, ст. 4364; 2016, N 1, ст. 78; N 10, ст. 1320; N 23, ст. 3289; 2018, N 32, ст. 5130; N 53, ст. 8423; 2019, N 52, ст. 7796) следующие изменения:

1) в статье 71.1:

а) в части 5 слова “, по специальностям, направлениям подготовки, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации” исключить;

б) дополнить частью 7 следующего содержания:

“7. В случае, если заказчиком целевого обучения является организация, осуществляющая образовательную деятельность, в которой обучался гражданин, принятый на целевое обучение, при нарушении ею обязательства по трудоустройству такого гражданина расходы федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, осуществленные на его обучение, подлежат возмещению данной организацией в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации. Срок возмещения указанных расходов, порядок и основания освобождения сторон договора о целевом обучении от их возмещения, порядок определения размера этого возмещения в федеральный бюджет устанавливаются Правительством Российской Федерации в положении о целевом обучении, указанном в части 6 настоящей статьи, а в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.”;

2) статью 108 дополнить частью 17 следующего содержания:

“17. При угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части:

1) реализация образовательных программ, а также проведение государственной итоговой аттестации, завершающей освоение основных профессиональных образовательных программ, осуществляется с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий вне зависимости от ограничений, предусмотренных в федеральных государственных образовательных стандартах или в перечне профессий, направлений подготовки, специальностей, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно дистанционных образовательных технологий, если реализация указанных образовательных программ и проведение государственной итоговой аттестации без применения указанных технологий и перенос сроков обучения невозможны;

2) копии документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении, выданные в электронной форме (документ на бумажном носителе, преобразованный в электронную форму путем сканирования или фотографирования с обеспечением машиночитаемого распознавания его реквизитов), предоставляют доступ к образованию и (или) профессиональной деятельности наряду с документами об образовании и (или) о квалификации, документами об обучении, выданными на бумажном носителе.”.

Статья 2

Действие положения Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” не распространяется на правоотношения, возникшие из договоров о целевом обучении, заключенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Президент Российской Федерации В. Путин

Москва, Кремль

8 июня 2020 года

№ 164-ФЗ

Обзор документа

Вводится дифференциация оценки результатов вступительных испытаний по программам среднего профобразования в области искусств. В приоритете при приеме на обучение по таким программам будут наиболее одаренные поступающие. Форму и систему их оценки будет устанавливать Минпросвещения.

Для обучения по дополнительным предпрофессиональным программам в указанной области будут открываться детские школы искусств. Они могут создаваться по видам искусств и иметь специальные наименования “детская музыкальная школа”, “детская хоровая школа”, “детская художественная школа” и т.д. Такие школы будут вправе обучать по дополнительным общеразвивающим программам в области искусств.

Устанавливать контрольные цифры приема граждан для обучения за счет бюджетных средств по программам высшего образования в области искусств будет Минкультуры.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Новые санитарные требования

Новые СанПиН введены в дополнение к действующим. В соответствии с ними все образовательные организации обязаны:

  1. Не проводить массовые мероприятия.
  2. Не проводить родительские собрания.
  3. Контролировать на входе в здание температуру детей. При выявлении учеников с температурой и другими признаками болезни изолировать их и вызвать скорую помощь, уведомив о случае территориальный орган Роспотребнадзора.
  4. Закрепить за каждым классом отдельный постоянный кабинет.
  5. Обеспечить детей и работников антисептиками для обработки рук и поверхностей.
  6. Проводить противоэпидемиологические мероприятия в виде регулярной влажной уборки помещений с дезинфицирующими средствами, проветривания классов.
  7. По возможности оснастить классные комнаты обеззараживающими воздух устройствами.
  8. Составить специальное расписание уроков, направленное на сокращение контактов учеников разных классов.

Педагогов обязали находиться на рабочих местах в защитных масках и перчатках. Для учеников такого обязательного требования пока нет.

Цифровизация и дистанционное обучение

Минпросвещения России приняло постановление, в соответствии с которым 1 сентября начинается эксперимент по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в российских школах. Какая пояснил министр просвещения Сергей Кравцов:

Школы должны обеспечить высокоскоростным интернетом и компьютерной техникой. Процесс обучения сделать максимально интерактивным. Участниками эксперимента по внедрению цифровой среды стали 14 регионов — Астраханская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Сахалинская, Тюменская и Челябинская области, Ямало-Ненецкий автономный округ, Алтайский и Пермский края. Эксперимент продлится до конца 2022 года.

Параллельно планируется развивать дистанционное обучение, которое снова запустят, если потребуется. Разработаны специальные программы для проведения онлайн-уроков и уточнены полномочия по установлению порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ.

Кому важно знать закон

Знание положений закона «Об образовании» позволяет чётко определиться с тем, какие права или гарантии относятся к учащимся и их родителям. Что именно может ожидать от них администрация учебных заведений любого типа, а какие требования выходят за рамки закона. Знание структуры системы образования на законодательном уровне позволяет выбрать тот вариант обучения, который будет наиболее подходящим учащемуся, разумно оценивая все последствия этого выбора.

Закон также позволяет определить, в какой степени в учебный процесс или деятельность образовательных организаций могут вмешиваться государственные структуры

Это может быть важно для защиты интересов учащегося или работников образовательной сферы

Для стимулирования учебного процесса предусмотрено множество гарантий, о которых идёт речь в этом законе. Это и стипендиальное обеспечение, и образовательное кредитование, и специальные программы обучения.

Тем не менее, большая часть положений закона требует специального регулирования особыми актами правительства. Поскольку законодательный акт устанавливает только общие правила, детальное регламентирование производится соответствующей исполнительной структурой.

Зная, что федеральный закон предусматривает то или иное право, гарантию или обязательство, следует найти правительственный акт, который определяет порядок их реализации. Только потом, уже зная полный механизм, можно быть уверенным в получении всех законных прав и гарантий.

Санитарные нормы для учебных учреждений ужесточили

  • ежедневная термометрия учащихся при входе в здание;
  • обеспечение педагогов и учащихся средствами личной гигиены и антисептиков;
  • регулярные генеральные уборки с использованием дезинфицирующих средств, проветривание;
  • недопущение скопления большого количества людей в закрытом помещении (под запретом общие родительские собрания, любые массовые мероприятия), соблюдение дистанции в 1,5 м;
  • обработка используемых в работе материалов, игрушек.

Планируется, что такие правила просуществуют до 1 января 2021 года, но не исключено, что их продлят, если ситуация с коронавирусом не улучшится.

Сейчас в регионах обсуждается введение масочного режима для педагогов. Поскольку читать уроки и лекции в маске и перчатках не очень удобно, обсуждается введение обязанности использовать личные средства защиты только на переменах. На федеральном уровне пока никаких требований по ношению масок и перчаток нет, но власти субъектов вправе принимать собственные нормативные акты в этой области, следите за новостями в регионе проживания.

В школы вернут воспитательную работу

И это значимые изменения в школьном образовании в 2020 году. Впервые с советских времен воспитательная работа станет одной из составных частей образовательных программ. Школы утвердят:

  1. Образовательную программу рабочей программы воспитания.
  2. Календарный план воспитательной работы.

Их разработкой займутся образовательные организации при участии советов обучающихся и советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних школьников. Под воспитанием школьников теперь предлагается понимать деятельность, направленную на:

Предусмотрен переходный период для систематизации и внедрения воспитательных программ — до 01.09.2021.

Семейное образование и законы Российской Федерации

Семейное обучение (самообразование) — это форма получения образования вне школы. На ней ребёнок самостоятельно осваивает основную общеобразовательную программу, при этом ответственность за качество обучения лежит на родителях. 

Давайте узнаем, какими законодательными актами регулируется эта форма получения образования. 

<<Блок перелинковки>>

Мы рассмотрим следующие документы:

  • статья 17 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», 
  • приказ Минобразования №1015,
  • письмо Минобразования «Об организации получения образования в семейной форме». 

Их необходимо изучить каждому родителю, планирующему перевести ребёнка на семейное обучение. Ещё существуют локальные нормативные акты отдельных школ, в которых хоумскулеры проходят аттестацию, и законодательные акты отдельных субъектов России. Локальные законы о семейном образовании варьируются по регионам, поэтому в статье мы лишь из то, что действует по всей стране. 

1 сентября предложили сделать выходным

Но не для всех родителей, а только для родителей первоклассников. Такую инициативу выдвинула руководитель Института прогрессивного образования Анна Маркс. Она направила открытое письмо вице-премьеру Татьяне Голиковой, в котором указала, что:

Предложение основано на результатах опроса, проведенного среди родителей первоклассников, в ходе которого выяснилось, что 56% хотят присутствовать в школе вместе с ребенком во время торжественных мероприятий, но 37% не получат такой возможности, так как им не дадут отгул или отпуск на работе.

Если эта идея найдет поддержку, изменения внесут в Трудовой кодекс, но к Дню знаний-2020 вступить в силу они не успеют. В связи с чем выходной 1 сентября получат только родители первоклассников следующего учебного года, и то не точно.

Ключевые функции 273-ФЗ об образовании

  1. определение основных понятий образовательной системы и работающих в ней взаимоотношений;
  2. законодательное регулирование системы платного и бесплатного обучения;
  3. гармонизация всех правовых документов касающихся получения образования, преподавания, экзаменационных процессов, льгот и привилегий для учащихся и педагогов;
  4. формирование правовых гарантийных обязательств, позволяющих гражданам страны обучаться в рамках свободы личного выбора;
  5. определение возможностей иностранных граждан в российской образовательной системе;
  6. дифференцирование полномочий законодательной и исполнительной власти различных уровней в данном секторе;
  7. описание вариантов стимулирования и содействия гражданам, проявляющим уникальные успехи в области обучения и преподавания;
  8. определение статуса, возможностей, прав и обязанностей профессиональных преподавателей, учеников, родителей и опекунов;
  9. полное описание структуры и принципов работы образовательных отношений;
  10. правовое определение и регулирование социальных, экономических и финансовых взаимоотношений в образовательной отрасли;
  11. регламентация работы инновационного сектора в системе обучения и преподавания

Реализация образовательных процессов в рамках описанных функций и правил предоставляет возможность перевести всю систему на рельсы интенсивного бесконфликтного развития. Правовой аппарат, предлагаемый законом, охватывает все ключевые процессы и догмы, позволяя участникам образовательных отношений в полной мере пользоваться принципами равноправия, справедливости и гуманности.

Федеральный закон от 8 июня 2020 г. № 165-ФЗ “О внесении изменений в статьи 46 и 108 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” (документ не вступил в силу)

8 июня 2020

Принят Государственной Думой 27 мая 2020 года

Одобрен Советом Федерации 2 июня 2020 года

Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2014, N 6, ст. 562; N 19, ст. 2289; 2015, N 1, ст. 53; N 29, ст. 4364; 2016, N 1, ст. 78; N 10, ст. 1320; N 23, ст. 3289; 2018, N 53, ст. 8423; 2019, N 52, ст. 7796) следующие изменения:

1) в статье 46:

а) часть 1 дополнить словами “, если иное не установлено настоящим Федеральным законом”;

б) дополнить частями 3 – 5 следующего содержания:

“3. Лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки “Образование и педагогические науки” и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за три года обучения, допускаются к занятию педагогической деятельностью по основным общеобразовательным программам.

4. К занятию педагогической деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам допускаются лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Соответствие образовательной программы высшего образования направленности дополнительной общеобразовательной программы определяется работодателем.

5. Порядок допуска лиц, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, к занятию педагогической деятельностью устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.”;

2) статью 108 дополнить частью 18 следующего содержания:

“18. На педагогических работников, принятых на работу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежащих аттестации и признанных аттестационной комиссией соответствующими занимаемой должности, не распространяется требование части 1 статьи 46 настоящего Федерального закона о наличии среднего профессионального образования или высшего образования.”.

Президент Российской Федерации В. Путин

Москва, Кремль8 июня 2020 года№ 165-ФЗ

Новые СанПиНы

Роспотребнадзор установил новые правила
«Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Они вступили в силу 1 января 2021 года и действуют до 1 января 2027 года. 

По сотрудникам

Все работники учреждений  при поступлении на работу и затем не реже 1 раза в 2 года (работники кухни — ежегодно) должны проходить медкомиссию и иметь личные медицинские книжки с результатами лабораторных и медицинских исследований, сведениями о прививках, перенесенными инфекционными заболеваниями, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе.

По режиму работы

В общеобразовательных организациях, работающих в две смены, обучение 1, 5, 9-11 классов и классов обучающихся с ОВЗ проводится в первую смену.

Учебные занятия начинаются не ранее 8 часов утра. Проведение нулевых уроков и обучение в 3 смены не допускается. Занятия второй смены должны заканчиваться не позднее 19 часов. Каникулы должны длится не менее 7 календарных дней.

Образовательная нагрузка должна равномерно распределяться в течение учебной недели. Для 1-х классов – не превышать 4 уроков в день и один раз в неделю 5 уроков за счет добавления физкультуры. Для 2-4 классов не более 5 уроков в день и один раз в неделю 6 уроков за счет добавления физкультуры. Для 5-6 классов — не более 6 уроков. Для 7-11 классов не более 7 уроков. Особо подчеркивается, что организация профильного обучения в 10-11 классах не должна приводить к увеличению нагрузки.

Продолжительность перемен между уроками – не менее 10 минут. После второго или третьего урока должна быть большая перемена – 20-30 минут. 

Расстояние от жилых зданий до школы или садика должно быть не более 500 м, в условиях стесненной городской застройки и труднодоступной местности – не более 800 м, для сельских поселений — не более 1 км. При расстояниях свыше указанных для обучающихся предоставляется специальный транспорт.

Запрещено проведение всех видом ремонтных работ в присутствии детей.

По оборудованию

При оборудовании учебных помещений электронными средствами обучения, должны учитываться их размеры. Диагональ интерактивной доски должна составлять не менее 165,1 см. Минимальная диагональ для монитора компьютера или ноутбука – не менее 39,6 см, для планшета – 26,6 см. Использование мониторов на основе электронно-лучевых трубок в образовательных организациях не допускается.

В СанПиН фиксируется максимальное время использования электронных средств обучения во время занятий в садике или школе. Общая продолжительность использования интерактивной доски для детей до 10 лет – 20 минут, старше 10 лет – 30 минут. Общая продолжительность использования электронных средств обучения на уроке в 10-11 классах не должна превышать 35 минут.

Также при организации работы школ предусмотрены физкультминутки, гимнастика для глаз, контроль за осанкой детей — в том числе во время письма, рисования, использования электронных средств.

Интересно, что согласно СанПиН использовать мобильные телефоны для обучения не допускается. Это объясняется тем, что экраны устройств чаще всего слишком маленькие и их использование приводит к напряжению глаз и нарушению осанки детей.

По питанию

Если дети находятся в учреждении более 4 часов, оно обязано обеспечить им горячее питание. Питание может осуществляться с привлечением сторонних организаций, юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

В новых
2.3/2.4.3590-20, действующих с начала этого года, особое внимание уделяется здоровому, полноценному питанию детей в детских садах, школах и лагерях.

В меню должны быть продукты, обогащенные витаминами и микроэлементами, а также витаминизированные напитки. Для приготовлении пищи можно использовать только йодированную соль. Давать детям поливитаминные препараты вместо витаминизации блюд запрещено. Перечень с запрещенными в приготовлении продуктами, среди которых грибы, майонез, карамель, картофельные и кукурузные чипсы, остался без изменений.

Дети могу приносить с собой домашнюю еду, но упротреблять ее можно только в специально отведенных местах, оборудованных столами и стульями, холодильником, микроволновыми печами, рукомойником.

При поездках и мероприятиях свыше 4 часов — должно быть организовано горячее питание. При проведении массовых мероприятий длительностью более 2 часов на каждого ребенка выдается бутылка воды (негазированной) промышленного производства.

Стартовал эксперимент по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды

До 2022 года в нескольких регионах пройдет эксперимент, который, по обещаниям чиновников, сделает программы образования более качественными. Проект по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды, который относится к нацпрограмме «Образование» проекта «Цифровая образовательная среда», предусматривает:

  • использование электронного обучения;
  • применение дистанционных образовательных технологий;
  • регулярное обращение к электронным информационным и образовательным ресурсам.

Для этого чиновники планируют обеспечить школы скоростным интернетом, развить внутришкольные локальные сети, поставить современную технику для работы (компьютеры, планшеты, Wi-Fi).

Пока в проекте участвует только 14 регионов – Московская, Новосибирская, Сахалинская, Новгородская, Астраханская, Калининградская, Нижегородская, Калужская, Тюменская, Кемеровская, Челябинская области, Алтайский и Пермский края, Кузбасс и Ямало-Ненецкий автономный округ. К 2024 году власти планируют использовать современные цифровые технологии в образовании по всей стране.

Обзор документа

Введено понятие просветительской деятельности. Закреплено полномочие Правительства РФ определять порядок и условия ее ведения.

Запрещено использовать просветительскую деятельность для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, в т. ч. посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов.

Установлены дополнительные требования к договорам по вопросам международного сотрудничества в сфере образования (за исключением договоров об оказании образовательных услуг иностранным гражданам). Такие договоры могут подписываться при наличии заключения Минобрнауки или Минпросвещения. Порядок получения заключения установит Правительство РФ.

До 1 сентября 2022 г. заключения нужно получить на договоры, которые заключены до вступления в силу закона. Это требование не распространяется на договоры, срок действия которых истекает до этой даты.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2021 г.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Прием заявлений в первый класс — с 1 апреля

Министерство просвещения России утвердило
приема детей в первый класс. Родители могут подать заявление в школу по прописке уже с 1 апреля 2021. Прием документов школы ведут до 30 июня.

Если ребенок проживает не по прописке или родители хотят выбрать другую школу, то заявления подаются с 6 июля. Образовательные учреждения ведут прием заявлений до заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября. Государственные школы имеют право отказать в приеме, если свободных мест нет. В этом случае родители могут обратиться в органы управления образованием, чтобы помочь устроить будущего первоклассника в школу.

В
прописано, что дети, проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства, имеют преимущество при поступлении в школу, где учатся их братья или сестры.

Статья 17. Формы получения образования и формы обучения

Из статьи 17 закона о семейном образовании следует, что в России можно учиться вне школ — на дому. Программу, способы обучения и учебный график выбирают родители, но обязательно с учётом мнения ребёнка. 

В статье 33 закона «Об образовании в Российской Федерации» дано ещё одно важное определение — кто такие экстерны. Таким образом, школьники, обучающиеся в семейной форме, должны проходить аттестацию только в аккредитованных образовательных организациях

Аттестация необходима, чтобы продемонстрировать, что полученные знания и умения не ниже федеральных стандартов. В момент зачисления в аккредитованную школу ученик на семейном обучении становится экстерном

Таким образом, школьники, обучающиеся в семейной форме, должны проходить аттестацию только в аккредитованных образовательных организациях. Аттестация необходима, чтобы продемонстрировать, что полученные знания и умения не ниже федеральных стандартов. В момент зачисления в аккредитованную школу ученик на семейном обучении становится экстерном.

Изменения законодательства о семейном обучении

В начале 2020 года Министерство просвещения опубликовало на сайте «Госуслуги» Приказа «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

Его ещё не приняли — сейчас проводятся общественные обсуждения в отношении текста проекта нормативного правового акта и независимая экспертиза. Проект семейного образования по новому закону вызвал неоднозначную реакцию у родителей, чьи дети учатся дома. Вот какие изменения ожидаются. 

Минусы

  • «Семейники» будут обязаны прикрепляться к какой-либо из школ. Сейчас это делается по желанию. 
  • Семейное образование по новому закону 2020 подразумевает, что промежуточная аттестация станет обязательной. График будет утверждаться выбранной организацией. 

<<Форма семейного образования>>

Плюсы

  • Появится прозрачная процедура. Документ чётко описывает порядок перехода на семейное обучение — что понадобится подписать, кого уведомить и какие правила соблюсти. 
  • Будет развиваться «сетевое обучение» с использованием дистанционных и электронных технологий. Суть в том, что организации культуры, научные, медицинские, физкультурно-спортивные и иные организации смогут заключить со школой договор, по которому возьмут на себя часть программы. В результате «зачёт» по физре сможет поставить спортшкола, а по музыке — музыкальная школа. 
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий