Демографическая политика РФ. Демографическая и семейная политика

Введение

Наиболее важное направление современного социального развития России вполне адекватно отражено в Указе Президента РФ № 204 от 7 мая 2018 г., в котором среди национальных целей на первое место выдвинуто «обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации». Естественный рост населения определяется соотношением рождаемости и смертности

При этом в плане предотвращения или минимизации угрозы дальнейшего старения населения ключевая роль принадлежит рождаемости

Естественный рост населения определяется соотношением рождаемости и смертности. При этом в плане предотвращения или минимизации угрозы дальнейшего старения населения ключевая роль принадлежит рождаемости.

Рождаемость является также важным фактором формирования и поддержания должного количества и качества человеческого капитала, необходимого для функционирования и развития экономики, особенно в плане повышения и поддержания уровня производительности труда. Аналитические оценки взаимосвязи демографических процессов в целом как фактора инновационного развития экономики, и в частности рынка труда, даются в современной экономической периодике

Также в работах исследователей анализируются различные аспекты собственно рождаемости в качестве важного компонента целостного социально-экономического развития

Введение

Население постоянно находится в движении, количественном и качественном изменении, воспроизводится посредством смены поколений, а также за счет территориальных перемещений. Население Земли формирует демографическую ситуацию, т. е. состояние демографических процессов (роста и воспроизводства населения, изменение его состава, миграционной подвижности).

В современном мире существует огромное количество проблем, таких как предотвращение ядерной войны, преодоление отсталости развивающихся стран, продовольственная и энергетическая проблемы, ликвидация опасных болезней, загрязнение окружающей среды и ряда других проблем, но, особое место среди них занимает демографическая.

Из-за высокого роста населения на планете у человечества появляются все новые и новые проблемы. Чтобы обеспечивать людей всем необходимым строятся заводы, фабрики, добываются полезные ископаемые, вырубаются леса. Это наносит огромный ущерб природе, а исправить свои ошибки человеку трудно или невозможно. Это может привести к глобальной экологической катастрофе.

Важность и значимость демографической проблемы признана всеми государствами. В конечном пространстве рост населения не может быть бесконечным

Стабилизация численности населения в мире — одно из важных условий перехода к устойчивому эколого-экономическому развитию.

Демографическая политика

Большинство государств стремится управлять воспроизводством населения в целях достижения наиболее оптимальной демографической ситуации, то есть проводит демографическую политику.

В зависимости от демографической ситуации существует 2 основных типа политики: направленная на повышение рождаемости (типична для экономически развитых стран) и на снижение рождаемости (необходима для стран развивающихся). Часто практическое осуществление демографической политики сопряжено с трудностями как морально-этического плана, так и нехваткой финансовых средств.

Демографическая политика оказывает влияние на две стороны репродуктивного поведения населения: на реализацию потребности в детях и на формирование потребности у личности и семьи в таком количестве детей, которое соответствовало бы интересам общества. Это достигается экономическими, административно-юридическими и социально­психологическими мерами. Характерной чертой таких мер является их долговременность в силу того, что демографическим процессам свойственна значительная инерционность, определяемая устойчивостью стандартов демографического поведения. Особенность предпринимаемых мер заключается в их воздействии на динамику демографических процессов преимущественно не прямо, а опосредствованно, через поведение человека.

Демографическая политика в экономически развитых странах проводится исключительно экономическими мерами и направлена на стимулирование рождаемости. В арсенал экономических мер входят денежные дотации — ежемесячные пособия семьям, имеющим детей, льготы одиноким родителям, пропаганда повышения престижа материнства, оплачиваемые отпуска по уходу за ребенком. В некоторых странах, где сильны позиции католической церкви (например, в Ирландии, США, в Польше) по ее требованиям в последнее время в парламентах обсуждаются законы, предусматривающие уголовную ответственность для женщины, прервавшей беременность и врача, сделавшего аборт.

В целях стимулирования рождаемости проводятся такие мероприятия, как выплата пособий, предоставление различных льгот многодетным семьям и молодоженам, расширение сети дошкольных учреждений, половое воспитание молодежи, запрет абортов и т.п. Первой страной, где были предприняты меры по стимулированию рождаемости, была Франция. До конца 80-х годов активную политику в этом направлении проводили страны Восточной Европы. В настоящее время в странах Западной Европы большую роль играют экономические меры, включающие систему разного рода выплат и льгот семьям, имеющим двух и более детей.

Наибольшей результативности в снижении рождаемости добились Китай и Япония. Здесь в демографической политике применялись самые радикальные как пропагандистские, так и экономические меры (системы штрафов, получение разрешения на рождение ребенка и т. п.). В настоящее время в этих странах годовой прирост населения ниже среднемирового. Их примеру последовали Индия, Бангладеш, Пакистан, Шри-Ланка, Индонезия и некоторые другие развивающиеся страны.

Многие государства стали регулировать рост населения. Правительство самой многолюдной страны — КНР — задалось целью ограничить рождаемость, запретив семьям иметь больше одного ребенка. В результате годовой прирост населения снизился с 2,8 до 1,0 % и стал ниже среднемирового. По китайскому пути решила последовать и многонаселенная Индия.

В некоторых развитых странах (Франция, Германия, Дания) проводится политика, направленная на повышение деторождаемости: семьям с двумя и более детьми, выделяются хорошие пособия, предоставляются различные льготы.

Особые сложности в проведении демографической политики имеются в арабско-мусульманских странах Юго-Западной Азии и Северной Африки, а также в странах Тропической Африки, где сохраняются национально религиозные традиции многодетной семьи.

Демографическая политика Российской Федерации направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране.

Защита детства

Есть еще один немаловажный вопрос. Родить, как говорят, любая женщина способна. Только деток же нужно воспитывать, ухаживать за ними, кормить в конце концов. К сожалению, есть женщины, не желающие выполнять свои обязанности. Государство предпринимает меры, чтобы такового не происходило. А именно им созданы специальные органы, контролирующие выполнение мамами и папами своих обязанностей. Если женщина пьет и гуляет, к ней приходят сотрудники определенных служб, проверяют, что с ребенком, как он живет и так далее.

Потом они стараются ее призвать к ответственности. В крайнем случае ребенка отбирают. Но в этом государство не заинтересовано. Ведь всем понятно, что детки должны в семье расти. Там им комфортнее. Есть органы, следящие за исполнением обязанностей учителями и врачами. В общем, всеми, кто с детьми работает. Подрастающему поколению нужно много всего. Ему необходимо давать знания, создавать условия для радостной и счастливой жизни. За это люди определенных профессий деньги от государства получают. Оно, естественно, имеет право контролировать их работу. Это тоже большая часть демографической политики. Вся она многопланова и охватывает практически все сферы работы государства.

Миграционное регулирование

Миграционная политика и иммиграция. Так сложилось, что на протяжении уже нескольких десятков лет, в нашей стране наблюдался высокий уровень оттока населения. Прежде всего, это касается проблемы, так называемой «Утечки мозгов», когда высококвалифицированные специалисты уезжали из России на постоянное место жительства в другие страны. Предлагаемые условия проживания и заработные платы в странах ЕС , США да и ряда азиатских стран, в разы превышали аналогичные показатели в нашей стране, что с начала перестройке привело к огромным иммиграционным потокам. Рассматривая вопросы внутренней миграции, стоит отметить такую тенденцию, что наиболее часто люди покидают сельскую местность, где отсутствует работа, либо сами условия для проживания уже находятся на низком уровне. При всем при этом из относительно крупных городов нашей страны, люди переезжают в города миллионники (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург,  Новосибирск), где пытаются найти лучшие условия для жизни, прежде всего высокооплачиваемую работу.

На сегодняшний день можно выделить следующие, основные проблемы в области демографической политики в Российской Федерации, требующие адекватного реагирования со стороны государства:

— суженое воспроизводство населения;

— диспропорция в распределении населения по территории страны;

— общая деградация населения;

— напряженность на рынке труда;

— снижение реального уровня доходов населения;

— высокий уровень смертности и недостаточный уровень рождаемости населения;

— высокий отток населения из деревень, поселков, малых городов.

Таким образом, предпринимаемые государство меры демографической политики, на сегодняшний день, хоть и показали себя в определенных моментах в эффективной степени, но в целом, вся ситуация в области воспроизводства населения, естественного прироста и убыли населения, его социально-экономического положения и других аспектов, требует пристального внимания.

Рассматривая перспективы демографической ситуации в нашей стране, необходимо отметить огромное значение государственного регулирования демографической политики. Те законы, которые принимаются на государственном уровне, те программы социально-экономического развития, которые уже реализуются и еще будут реализовываться, являются основным фактором, способствующим определению вектора направления демографической ситуации в нашей стране.

Просмотров
2 455

Исторический аспект

Если брать за основу исторический аспект, то, основываясь на работах Моргана и Энгельса, можно назвать пять типов семей:

  • промискуитет;
  • кровнородственную;
  • пуналуальную;
  • синдиасмическую;
  • моногамную.

Рассматривая изменения стиля поведения брачных партнеров, можно выявить закономерность – от беспорядочных половых связей всех со всеми (в промискуитете) общество постепенно перешло к поощрению браков внутри общины (кровнородственная семья), затем между представителями разных общин и племен (пуналуальная семья), между их одиночными представителями, мужчин и женщин (синдиасмическая семья) и заканчивая постоянной брачной парой (моногамная семья).

В современном обществе в зависимости от количества брачных партнеров семьи продолжают подразделять на два типа: моногамные (одна пара) и полигамные (несколько партнеров, например, гарем, шведская семья и др.).

А в зависимости от того, каков круг брачных отношений, семьи относят в двум типам: эндогамной, в которой связи между партнерами не выходят за пределы социальной группы, и экзогамной, где запрещены внутренние браки, и пару ищут за пределами своей общности.

Национальный проект «Демография»

Программный документ ставит акценты на здоровье нации, долголетии, способности россиян к активной деятельности до достижения пенсионного возраста, снижении смертности среди пожилых людей

Проект уделяет большое внимание росту общей рождаемости, предполагает введение спорта в норму жизни, увеличение процента россиян, заботящихся о своем самочувствии, имеющих здоровые привычки, испытывающих потребность в занятиях физкультурой и спортом

В проекте обозначены приоритеты:

  • материальная помощь семьям при появлении ребенка, регулярные денежные выплаты на первенца, денежные пособия многодетным семьям;
  • содействие занятости и трудоустройству женщин, находящихся в декрете и в отпуске по уходу за ребенком, обеспечение мест в детских садах малышам до трехлетнего возраста, в том числе детям, имеющим особые потребности в развитии;
  • обеспечение достойной и качественной жизни пожилым людям;
  • стимулирование здорового образа жизни, побуждение к отказу от пагубных привычек, приобщение к здоровому и правильному питанию;
  • развитие массового спорта, обеспечение условий для активного образа жизни различных групп и слоев населения, строительство доступных спортивных объектов.

Все перечисленные выше документы и меры поддержки формируют единую национальную стратегию демографического развития России.

Выделяя тенденции

Что означает такая демографическая картина для политического развития страны? Помня, что демография влияет, но не определяет политические процессы, представляется возможным выявить некоторые тенденции.

Женщины 45 лет и старше становятся преобладающей социальной группой в России, и это создает импульс для переключения политической повестки на социальные ценности — здравоохранение, образование, комфортная среда. Это заметно контрастирует с приоритетами официального бюджета, сфокусированного на безопасности, вооруженных силах и дорогостоящих внешнеполитических приключениях.

Принимающая решения правящая бюрократия в России состоит преимущественно из мужчин в возрасте 60 лет и старше, происходящих из военных и правоохранительных структур и спецслужб. Их ценности и интересы вовсе не так, как им самим кажется, схожи с целями и интересами большинства российских граждан.

Демография — важный фактор, влияющий на вероятность авторитарного тренда. Плохая демография — не приговор, но вместе с тем «молодежный навес» коррелируется с предрасположенностью социума к насилию.

Когда большинству населения страны за 40, протесты с большей вероятностью будут мирными и легальными. В то же время стареющее население никак не влияет на риск военного переворота — другое проклятие полуавторитарных режимов без рабочего механизма передачи власти.

Пока молодые люди ходят на демонстрации, люди постарше идут на выборы. Голосуя, пожилое население дает властям необходимые результаты, а также соглашается признавать эти результаты легитимными.

Последнее важно для политической системы, существенно зависящей от фальсификаций и использования «административного ресурса» в деле увеличения явки и достижения желаемых результатов голосования. Если молодые россияне не голосуют и не интересуются предвыборной кампанией и ее результатами, это размывает легитимность выборов, делая протестную активность более привлекательным вариантом

Грядущая поколенческая яма, происходящая из-за сравнительно небольшого количества родившихся в 90-е и ранние нулевые, которые сейчас вступают в фертильный возраст, поддерживает необходимость замещать дефицит рабочей силы мигрантами. Это неизбежно сформирует основу для продолжающегося политического напряжения на следующие 15–20 лет.

Цели и классификация демографической политики

Цели демографической политики могут быть интерпретированы, как теоретическими аспектами в виде направлений, так и достижением уровня определенных индикативных показателей, например повышение уровня рождаемости, сокращение смертности и т.д.

В нашей стране основные направления демографической политики можно классифицировать по трем группам:

— демографическая политика в области рождаемости и смертности населения;

— демографическая политика в области снижения смертности и улучшения здоровья населения (данная политика интегрирована в социальную политику);

— миграционная политика, направленная на прирост населения за счет притока жителей из зарубежных стран.

Основными мерами демографической политики, реализуемой на территории Российской Федерации, являются:

— экономические меры, которые проявляются в области социально-экономической поддержки населения, к таким мерам относятся: оплату больничных, выплата различных видов социальных пособий, в том числе пособий на детей по 10 тыс.руб., в 2020 году в связи с пандемией. Так же к направлениям экономического стимулирования демографических процессов относятся: установление льгот для отдельных категорий граждан, бесплатное питание детей начальных классов в школах, компенсации за оплату коммунальных услуг, оплату образовательных услуг и т.д. Остается открытым вопрос о том, относятся ли таким меры налогового регулирования, как налоговые льготы, налоговые вычеты по НДФЛ и другие способы законного уменьшения налоговой нагрузки на физических лиц, экономическими мерами демографической политики. Считаем, что такие меры являются косвенными, т.к. улучшают социально-экономическое положение граждан;

— административные меры. Представляют собой законодательные аспекты регулирования отдельных элементов гражданских и иных правоотношений. В качестве административных мер демографической политики могут быть использованы: установление МРОТ и прожиточного минимума, установление критериев мало обеспеченности, разработка нормативных актов по регулированию семейных отношений, трудовых отношений в области условий занятости и иных мер;

— воспитательные и пропагандистские меры. Направлены на формирование и поддержание общественного мнения, на воспитание младшего поколения, формирования у него социального паспорта.

Демографическая политика является компонентой социальной политики, выражающейся в регулирование миграционных процессов и естественного прироста населения.

Рассмотрим более подробно, принимаемые Правительством нашей страны меры, социально-экономического характера, направленные на решение проблемных вопросов демографической ситуации.

Демографическая ситуация сегодня

Согласно Росстату сегодня 74,4% россиян живут в городах. Сельская Россия, Россия крестьянства, стала достоянием фольклора. Учитывая состояние транспорта и дорожной инфраструктуры, логично утверждать, что страна сегодня состоит из 15 городов и их агломераций, между которыми более или менее пустые пространства.

Но есть два исключения: сельскохозяйственные регионы юга России и национальные республики Северного Кавказа. Любопытно, что эти регионы также отличаются особой политической культурой и электоральным поведением, отличающимся от центральной и северной России, а также Сибири.

С точки зрения этнического состава, если мы сравним результаты переписи населения РСФСР (так Россия официально называлась в советские времена) 1991 года и последнюю перепись РФ 2010 года, то увидим постепенную консолидацию русского этноса. Нерусские иудео-христианские этнические группы численно снижаются или исчезают. Российских евреев, немцев, даже украинцев и белорусов стало гораздо меньше в 2010 году, чем в было 1991-м. Единственное исключение — армяне.

В то же время налицо заметный прирост этнических групп, которые можно обобщенно определить как мусульманские: азербайджанцев, татар, кавказских народов. Сильно огрубляя, можно сказать, что в современной России есть две группы населения неравного размера, при этом с разной демографической динамикой: это обобщенный русский и обобщенный исламский народы.

При этом важно помнить, что эти условные «народы» не являются ни «сообществами», ни даже «этническими группами»: между казанскими татарами и чеченцами мало общего, да и «русские» россияне чрезвычайно разнообразны. Разумеется, эти статистические данные — легкая пища для разного рода политического катастрофизма

Они могут быть использованы в целях националистической пропаганды типа «Давайте провозгласим мононациональное государство, пока еще не поздно» или «Русские вымирают, а вместо них будут одни кавказцы»

Разумеется, эти статистические данные — легкая пища для разного рода политического катастрофизма. Они могут быть использованы в целях националистической пропаганды типа «Давайте провозгласим мононациональное государство, пока еще не поздно» или «Русские вымирают, а вместо них будут одни кавказцы».

На самом деле Россия никак особенно заметно не вымирает, уровень рождаемости остается умеренно низким, но сравнимым со средним уровнем других стран, схожих по экономическому развитию и социальной структуре.

Изучая демографическую пирамиду 2016 года, мы видим не просто старое, а стареющее население с возрастающим преобладанием женщин по мере продвижения вверх по возрастной шкале. Дело в различии средней ожидаемой продолжительности жизни между полами: мужчины умирают раньше, и, начиная с 55 лет, гендерное неравенство становится все более очевидным. Последние 15 лет продолжительность жизни медленно росла. Тем не менее, согласно данным Росстата от 2016 года, средняя ожидаемая продолжительность жизни российских мужчин все еще шокирующе низкая — 66,5 года. Тот же показатель для российских женщин — почти пристойные 77 лет.

Настоящая демографическая проблема России — не низкая рождаемость, а ранняя смертность, особенно среди мужского населения.

Она практически полностью вызвана преодолимыми социальными причинами: это алкоголизм, ДТП, насильственные преступления, обширное тюремное население, а также излечимые заболевания, прежде всего сердечно-сосудистые.

В современной России нет и намека на явление, которое демографы называют «молодежный навес» — диспропорционально большая численность людей 15–25 лет в демографической пирамиде. Этот «молодежный навес» был очень заметен в демографической пирамиде Германии 1933 года, когда Гитлер был назначен канцлером. В России этот «бугор» был заметен, пусть и в более умеренной форме, в 1927 году.

Германия, 1933 год. Wikimedia Commons                       Россия, 1927 год.  Wikimedia Commons

Вместо этого сегодня мы видим то, что можно назвать «молодежным провалом»: группы населения моложе страты 25–29 лет явно малочисленны, что объясняется демографической ямой начала 90-х. Последующая страта 15–19-летних еще меньше. Это следствие низкой рождаемости второй половины 90-х и начала нулевых годов.

C 2002 года уровень рождаемости постепенно растет, и в основании нашей пирамиды мы видим два «кирпича» приличного размера — россияне 10-летнего возраста и младше. Их участие в политической жизни еще впереди.

Повышение занятости населения

Улучшение показателей социально-экономического положения граждан. На протяжении нескольких десятилетий, проблема безработицы на территории нашей страны, как составляющего элемента социальной политики, влияющего на демографические показатели, выступает уровень занятости и безработицы.

Необходимо ответить тот факт, что в условиях пандемии, уровень снижения и роста безработицы, может несколько поменяться, что определено значимыми факторами, ограничивающими деятельность тех или иных экономических сфер.

Дисбаланс спроса и предложения на рынке труда, который негативно влияет на демографическое развитие страны, проявляется в двух аспектах. С одной стороны, развитие экономики провоцирует рост спроса на труд и расширение занятости. С другой стороны, отмечается сокращение предложения труда, которое обусловлено сокращением численности населения в трудоспособном возрасте.

Фактором, способствующим оттоку населения из определенных территорий, является именно фактор отсутствия рабочих мест, люди не просто не хотят работать за низкую заработную плату, они материально не могут содержать свои семьи на получаемые средства. Поэтому государству, а именно субъектам федерации на муниципальном уровне необходимо проводить прогноз демографического развития, определять все факторы, способствующие наличию демографических проблем.

После 2000 года рождаемость начала расти, благодаря повышению уровня жизни и появлению более многочисленного поколения, рождённого в 80-годах 20-го века. С 2003 года также быстро снижалась смертность, что привело к снижению естественной убыли, а с 2013 по 2015 годы даже к росту населения. Также с начала 90-х наблюдался непрерывный миграционный прирост, который частично, а с 2009 и полностью, компенсировал естественную убыль населения. Но с 2016 года рождаемость снова стала снижаться, так как в фертильный возраст пришло очень маленькое поколение, рождённое в 90-х.

Гармоничность семейного союза

Семейная гармония является результатом стараний обоих партнеров.

В зависимости от степени достижения согласия между супругами, можно выделить два типа семьи:

  • гармоничная;
  • дисгармоничная.

В тех семьях, где партнерам удалось найти общий язык, добиться согласованности действий, находить компромиссные решения, поддерживать и помогать друг другу, царит гармония. Там, где этого нет, супруги испытывают отчуждение, не действуют слаженно, налицо дисгармоничные отношения.
Являясь общественным институтом, в котором переплетаются социальные и биологические явления, семья подвержена кризисам.

67.636. Демографическая и семейная политика в РФ

  • Демографическая политика.
  • Семейная политика.
  • Причины уменьшения численности населения в РФ.
  • Основные направления демографической политики.

Народонаселение является необходимой предпосылкой развития общества. Динамику воспроизводства народонаселения и его структуру изучает демография.

Демографическая политика― это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения.

Как правило, это система мер, направляющих течение демографических процессов в сторону оптимизации воспроизводства населения.

Демографическая политика строится на основе анализа состояния и динамики социально-демографической системы общества.

Демографическая политика государства направлена на консолидацию усилий большинства участников общественной жизни, занимающих в обществе самое разное положение, выполняющих различные общественные функции, обладающих различными видами и объемами ресурсов: молодежь, граждане старших возрастов, гражданские организации, власть и бизнес.

Семейная политика― это часть социальной политики, основные действия которой направлены на семью.

Одной из наиболее значимых задач развития России является преодоление демографического кризиса, поскольку начиная с 1994 г. в российском обществе имеет место уменьшение численности населения.

Причины уменьшения численности населения в Российской Федерации:

  • Низкая рождаемость.
  • Высокий уровень смертности.
  • Недостаточный миграционный приток граждан иностранных государств, прибывающих в РФ на постоянное местожительство.
  • Интенсивные, несбалансированные изменения в жизнедеятельности общества в начале 90-х гг. XX в., приведшие к дезориентации значительной части населения.
  • Отсутствие эффективной социальной политики государства в начале — середине 90-х гг. XX в.

Основные направления демографической политики

Демографическая ситуация является «производной» от социально-экономического состояния страны. Поэтому ее улучшения можно добиться, осуществляя комплексную государственную деятельность, дополненную усилиями местного самоуправления, гражданских и деловых организаций.

Основные направления демографической политики государства:

  • Модернизация системы социальной защиты семей с учетом максимально возможной компенсации государством и местными органами власти прямых расходов и косвенных финансовых потерь, связанных с рождением и воспитанием ребенка в первые годы его жизни.
  • Дальнейшее развитие механизмов финансового стимулирования рождаемости, в частности выплата « материнского капитала». «Материнский капитал» — форма государственной поддержки, которая с 2007 г. оказывается при рождении второго, третьего или последующего ребенка, имеющего российское гражданство.
  • Разработка и реализация в общероссийском масштабе программ строительства жилья для молодежи.
  • Расширение сети и увеличение финансирования государственных и муниципальных учреждений.
  • Проведение мероприятий, направленных на формирование у населения установок на ведение здорового образа жизни, повышение авторитета семьи в обществе, ценности брака, человеческой жизни.
  • Изучение проблем семьи, демографических установок молодых граждан, их отношения к деятельности государства и местной власти в демографической сфере и многие другие.

Таким образом, демографическая и семейная политика в Российской Федерации носит комплексный характер и направлена на организацию многоуровневого взаимодействия всех субъектов, заинтересованных в решении демографической проблемы.

Прочитано
Отметь, если полностью прочитал текст

Заключение

Таким образом, для достижения ожидаемых результатов реализации демографической политики РФ на период до 2025 года требуется внедрение новых федеральных инструментов демографической политики по трем основным направлениям, которые позволят приблизиться к заявленной цели, обозначенной в Концепции. Ведь к 2025 году согласно Концепции предполагается: «…1) обеспечить постепенное увеличение численности населения (в том числе за счет замещающей миграции) до 145 млн. человек; 2) увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 75 лет; 3) увеличить в 1,5 раза по сравнению с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости, снизить уровень смертности в 1,6 раза; 4) обеспечить миграционный прирост на уровне более 300 тыс. человек ежегодно…» . Сегодня государство рассматривает демографическую политику в качестве одного из главных национальных приоритетов и реализует целый комплекс мероприятий и инструментов, целевая направленность которых обусловлена сложившейся демографической ситуацией в стране. Человеческий капитал – это ценный и ключевой ресурс современного общества, а грамотная демографическая политика государства – это эффективный инструмент его приумножения. Активно внедряя и применяя новые федеральные инструменты демографической политики можно способствовать увеличению человеческого капитала.

Список литературы:

  1. Матвиенко, И.И. Нормативно-правовая база инструментов государственной политики, направленных на стимулирование рождаемости // Вопросы экономики и права. – 2021. — № 2 (152). – С. 25-32.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 11.06.2021) // Собрание законодательства РФ. — 2000. — № 32. — Ст. 3340.
  3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 3.
  4. Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 (ред. от 01.07.2014) «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ. — 2007. — № 42. — Ст. 5009.
  5. Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ (ред. от 05.04.2021) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // Собрание законодательства РФ. — 2007. — № 1 (ч. 1). — Ст. 18.
  6. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства РФ. — 2013. — № 52 (ч. 1). — Ст. 696.

References:

  1. Matvienko, I.I. The regulatory framework of state policy instruments aimed at stimulating the birth rate // Issues of Economics and Law. — 2021. — No. 2 (152). — рр. 25-32.
  2. Tax Code of the Russian Federation (part two) of 05.08.2000 No. 117-FZ (as revised on 11.06.2021) // Collected Legislation of the Russian Federation. — 2000. — No. 32. — Art. 3340.
  3. Labor Code of the Russian Federation of December 30, 2001 No. 197-FZ (as revised on 30.04.2021) // Collected Legislation of the Russian Federation. — 2002. — No. 1 (part 1). — Art. 3.
  4. Decree of the President of the Russian Federation of 09.10.2007 No. 1351 (as amended on 01.07.2014) «On approval of the Concept of the demographic policy of the Russian Federation for the period up to 2025» // Collected Legislation of the Russian Federation. — 2007. — No. 42. — Art. 5009.
  5. Federal Law 29.12.2006 No. 255-FZ (as amended on 05.04.2021) «On compulsory social insurance in case of temporary disability and in connection with motherhood» // Collected Legislation of the Russian Federation. — 2007. — No. 1 (part 1). — Art. eighteen.
  6. Federal Law 28.12.2013 No. 400-FZ (as amended on 30.04.2021) «On Insurance Pensions» // Collected Legislation of the Russian Federation. — 2013. — No. 52 (part 1). — Art. 696.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий