Обязанности
В своей работе педагоги должны руководствоваться положениями Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.02.2006 № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений». Этот Приказ определяет, что входит в еженедельные обязанности классного руководителя. Любая дополнительная работа, требующая больших усилий и временных затрат (походы, экскурсии, творческие клубы и т. д.), несмотря на то, что входит в обязанности классного руководителя по факту, по договоренности с администрацией может быть оплачена отдельно.
Периодичность | Функциональные обязанности классного руководителя |
---|---|
Ежедневно | Контроль за посещаемостью, за соблюдением норм и правил, принятых в школе, предотвращение конфликтов между учащимися, решение спорных вопросов, возникающих между учащимися и преподавателями. |
Еженедельно | Еженедельный классный час, включенный в расписание и с записью в журнале. |
Ежемесячно | Проведение не менее двух воспитательных мероприятий в месяц, одно из них общешкольное. |
Каждую четверть | Проведение не менее одного родительского собрания в четверть. |
Кроме того, классный руководитель:
- ведет журналы;
- разрабатывает планы воспитательной работы с классом;
- работает с личными делами учеников;
- ведет протоколы родительских собраний;
- контролирует ведение дневников воспитанниками и т. д.
Должностные обязанности классного руководителя в школе определяют, что педагогу необходимо знать:
- Конвенцию о правах ребенка;
- основы педагогики и социальной психологии;
- школьную гигиену;
- педагогическую этику;
- теорию и методику воспитательной работы;
- основы трудового законодательства РФ.
Объем необходимых знаний и обязанностей предполагает наличие у педагога следующих умений:
- общаться с детьми, поощряя детскую любознательность, ответственность, подавая собственный пример творческого и ответственного отношения к делу;
- видеть и формулировать воспитательные цели;
- составлять план воспитательной работы в классе;
- организовывать внеклассную деятельность, проводить внешкольные мероприятия с учетом возраста детей;
- организовывать и проводить родительские собрания, поддерживать плодотворные взаимоотношения с родителями учеников;
- пользоваться психодиагностическими тестами, анкетами, опросниками и корректно использовать их в воспитательной работе.
Кроме запретов и ограничений, установленных действующим законодательством, педагогу запрещается:
- Унижать личное достоинство ученика.
- Использовать систему школьных отметок (школьный балл) для наказания ребенка.
- Злоупотреблять доверием учеников.
- Нарушать авторитет семьи и других учителей в глазах учащихся.
Основные положения, перечисленные в должностной инструкции
Должностная инструкция – это главный юридический документ, в котором подробно описаны и закреплены все обязанности и полномочия сотрудника, осуществляющего работу на какой-то конкретной должности.
Ее общие положения, описывающие общие функциональные обязанности директора школы, выглядят следующим образом:
- Человек, претендующий на должность директора учебного учреждения, должен иметь диплом о высшем образовании по таким направлениям профессиональной подготовки, как “Управление персоналом”, “Менеджмент” или “Государственное и муниципальное образование”. Более того, он обязан иметь пятилетний стаж работы на любой педагогической должности, что подтверждается специально проводимой при приеме на работу аттестацией.
- Директору запрещается совмещать свою работу с какой-либо другой занятостью в сфере управления.
- В случае если директор образовательной организации находится в отпуске или у него появились проблемы, мешающие осуществлению рабочей деятельности, все его обязанности исполняет сотрудник, поставленный заместителем директора (обязанности зам. директора школы также будут рассмотрены далее).
- Директор школы может выпускать распоряжения, которые обязаны будут исполнить все или отдельные сотрудники школы или ученики. Более того, в его компетенции находится отмена любых распоряжений сотрудников с более низким рангом.
- При исполнении должностных обязанностей директору необходимо следовать законодательству Российской Федерации и Уставу непосредственно учебного учреждения.
За что отвечает директор средней школы
Директора средних школ отвечает за такие действия:
- предоставление качественного обучения — строгое выполнение всех образовательных программ по учебному плану и графику проведения уроков. В этой ситуации комплектуют новые классы и трудоустраивают новых учителей и иных работников, которые имеют соответствующую квалификацию;
- обеспечение охраны и здоровья учеников во время проведения уроков (ст. 41 Закона № 273-ФЗ);
- соблюдение разнообразных прав и личных свобод школьников (ст. 34 Закона № 273-ФЗ);
- организацию питания учеников. В этом случае вводят продолжительные перемены для питания обучающихся и др.
Функциональные обязанности директора средней школы
Основными обязанностями директора средней школы считают общее руководство образовательным заведением и обеспечение конкретных условий для организации ежедневной педагогической деятельности.
В этой ситуации по утвержденной должностной инструкции выполняют следующие действия:
- руководят средней школой и педсоветом, а также координируют учебные и воспитательные рабочие процессы в образовательном заведении;
- организуют хозяйственную и административную деятельность;
- обеспечивают реализацию разнообразных стандартов ФГОС;
- утверждают учебные планы и календарные графики на год;
- в рамках своих полномочий контролируют выполнение учителями образовательных различных программ;
- утверждают Устав общеобразовательного государственного учреждения, правила официального внутреннего распорядка и другие локальные акты;
- выполняют официальное утверждение учебного ежегодного расписания, графика работы и отпусков учителей, тарификационных конкретных списков;
- в рамках своих полномочий утверждают определенную структуру и штатное расписание средней школы;
- определяют и утверждают стратегию, задачи и цели, при применении которых осуществляют дальнейшую работу образовательного заведения;
- подбирают и трудоустраивают в среднюю школу новых работников — учителей, завхоза, охранников, уборщиц и др.;
- контролируют трудовую деятельность школьного персонала;
- формируют контингент учеников — утверждают наборы в 1 класс;
- в рамках своих полномочий контролируют качество знаний и поведение учащихся;
- следят за организацией внеклассной и внешкольной работы;
- организуют плодотворное сотрудничество персонала образовательного заведения с родительским школьным комитетом и родителями учеников;
- обеспечивают правильное ведение делопроизводства (оформление разнообразных документов);
- контролируют своевременное составление бухгалтерской, управленческой и налоговой отчетности;
- создают необходимые условия для карьерного роста и ежегодного повышения квалификации педагогических работников среднего образования;
- обеспечивают эффективное и регулярное взаимодействие с общественностью и местными муниципалитетами;
- следят за целевым расходованием средств из бюджета и денег, которые поступают от иных источников;
- обеспечивают закупку новых, учет и сохранность устаревших учебных методических пособий, документации и материалов;
- оперативно решают различные административные, кадровые, финансовые и иные текущие вопросы;
- осуществляют делегирование определенных полномочий завучу школы;
- награждают и поощряют учителей и иных сотрудников образовательного заведения за отличие в работе;
- штрафуют школьный персонал за конкретные нарушения во время проведения уроков (в пределах должностных полномочий);
- несут ответственность за соблюдение педагогическим и иным трудовым коллективом требований по пожаробезопасности, различных правил техники безопасности и др.
Вышеприведенные должностные обязанности директора средней школы существенно дополняют в Уставе образовательного заведения. На этом посту также контролируют деятельность ученического самоуправления, своевременное проведение профориентации и др.
Общие положения
Раздел должностной инструкции под названием «общие положения» содержит в себе такие пункты:
- во время отпуска или при наличии серьёзных проблем со здоровьем все обязанности директора по учебной и воспитательной работе автоматически переходят к его заместителю;
- директор школы не может занимать свою должность без диплома о высшем профессиональном образовании и 5-летнего опыта работы на учительских должностях. Также ему необходимо пройти соответствующую аттестацию;
- ему не разрешено совмещать другие управляющие должности;
- все заместители директора подчиняются непосредственно ему. Директор вправе дать обязательное для исполнения задание любому работнику школы или ученику. Он также может отменять распоряжения своих заместителей и других сотрудников;
- в своей работе руководитель школы соблюдает законы РФ, указы Президента РФ и Правительства страны, а также Устав учебного заведения и его локально-правовые акты.
Должностная инструкция директора школы
Уже несколько лет, с 01.01.2017 в отношении должностей в сфере образования начали действовать профессиональные стандарты, отражающие квалификационные требования к претендентам на ту или иную должность в образовательных учреждениях. Кардинальных изменений в структуре инструкции не ожидается, типовой же документ такого рода состоит из 4 основных разделов:
- Общие положения.
- Обязанности.
- Права.
- Ответственность.
Каждый из них содержит определенную информацию, непосредственно касающуюся данной должности. При этом перечень работ, свойственных сотруднику в данной должности в каких-либо особых условиях организационно-педагогического характера, может уточняться.
К таковым условиям, например, можно отнести:
- период каникул, который не совпадает с ежегодным отпуском работника;
- отмену занятий с учащимися/воспитанниками;
- измененный режим учебного процесса по причине ухудшения/изменения санитарно-гигиенического, климатического состояния и т. д.
Что прописать в разделе «Должностные обязанности»?
Перечень обязанностей завхоза напрямую связан с вопросами обеспечения деятельности школы. В частности, он должен обеспечивать:
- режим безопасных и здоровых условий труда сотрудников школы и учащихся;
- поддержание необходимых условий в области материально-технического обеспечения учебного процесса;
- хозяйственную деятельность ОУ.
Какие обязанности несет завхоз:
- осуществляет руководство по вопросам хозяйственной деятельности школы;
- ведет прием материальных ценностей (таких как инвентарь, мебель, имущество, техника и тому подобное) и отвечает за их хранение в том порядке, который установлен законом;
- обеспечивает сотрудников предметами хозяйственного обихода и канцелярскими принадлежностями;
- обеспечивает подготовку образовательного учреждения к началу учебного года;
- контролирует вопросы, которые связаны с хозяйственным обслуживанием и надлежащим состоянием учебных кабинетов, спортзалов, отдельных классов и помещений, столовых и мастерских и всего здания школы в целом согласно требованиям безопасности жизнедеятельности;
- ведет непосредственный контроль за рациональным расходованием бюджета школы;
- осуществляет руководство над проведением работ по благоустройству и уборке территории ОУ;
- координирует деятельность находящегося в подчинении у завхоза персонала;
- проводит инвентаризацию школьного имущества, своевременно предоставляет отчетность и ведет документооборот по закрепленным за ним сферам работы;
- принимает меры, которые способствуют расширению хозяйственной самостоятельности ОУ;
- проводит осмотры состояния здания и оборудования (энергетического, технологического) ОУ и иных относящихся к нему сооружений и построек согласно правилам эксплуатации и нормам охраны труда;
- организует при необходимости текущий ремонт;
- обеспечивает безопасную эксплуатацию транспортных средств на территории школы;
- осуществляет контроль за соблюдением противопожарных требований и исправной работой средств пожаротушения;
- в соответствии со стандартами безопасности обеспечивает необходимым инвентарем и оборудованием хозяйственные помещения, мастерские, столовые, учебные кабинеты;
- принимает участие в разработке инструкций по охране труда для техперсонала по тем или иным видам работ;
- проводит необходимые замеры показателей приборов и оборудования согласно правилам безопасности жизнедеятельности;
- обучает и инструктирует технический и обслуживающий персонал по правилам охраны труда и иным вопросам;
- приобретает необходимые средства индивидуальной защиты, одежду и обувь для работников школы и учащихся согласно сформированным заявкам;
- ведет учет и безопасное хранение противопожарного инвентаря;
- обеспечивает стирку, обработку и ремонт СИЗ, спецодежды и специальной обуви.
Что прописать в разделе «Права»?
Согласно той компетенции, которой обладает завхоз школы, он вправе:
- предлагать меры, которые будут способствовать совершенствованию организации труда техперсонала школы;
- заявлять о необходимости поощрения или награждения тех или иных работников;
- извещать директора о фактах дисциплинарных нарушений, порчи школьного имущества, несоблюдении мер санитарной и пожарной безопасности со стороны персонала, находящегося в его непосредственном подчинении;
- посещать любые помещения ОУ и его филиалов с целью контроля за соблюдением пожарной и производственной безопасности, а также правил охраны труда и сохранности имущества;
- давать указания и распоряжения техническому и обслуживающему персоналу, находящемуся в подчинении у завхоза.
Права
Компетенция директора позволяет ему:
- издавать приказы или распоряжения (они должны быть исполнены в обязательном порядке) для сотрудников школы;
награждать и призывать к дисциплинарно-воспитательной ответственности рабочих образовательного заведения;
- согласовывать трудовые и любые другие договоры с учредителем;
- посещать те или иные занятия, которые проводят с учениками (однако директор не имеет права присутствовать в классе после звонка на урок без экстренной надобности, а также упрекать учителя во время урока);
- полностью отменить уроки или в случае необходимости внести кратковременные изменения в график занятий;
- заниматься урегулированием конфликта (согласно закрепленному Уставу школы, Правилам о поощрениях и взысканиях), если были нарушены нормы или правила поведения, а также совершён какой-то проступок.
Права заместителя директора школы
- Проверка рабочей деятельности тех сотрудников образовательной организации, которые структурно подчиняются заместителю директора школы; присутствие в качестве наблюдателя на уроках или каких-либо мероприятиях для учеников, проводимых этими сотрудниками; отдача приказов, обязательных к исполнению со стороны этих сотрудников.
- Соответствующее уставу школы и всем необходимым нормативно-правовым актам привлечение провинившихся (в частности в вопросах проведения воспитательной работы) учащихся к дисциплинарному наказанию.
- Внесение поправок в учебное расписание в случае крайней надобности, отмена занятий, изменение часов продленки и т. д. Также сюда входит совмещение разных учебных групп в одну, опять-таки в случае необходимости.
- Предлагать руководящим лицам планы по усовершенствованию рабочей деятельности заместителя директора в соответствии с его прямыми обязанностями и должностной инструкцией.
- Получение от вышестоящих уполномоченных лиц гарантий относительно организационных условий в вопросах оформления документов, которые необходимы заместителю для полноценной рабочей деятельности.
Связи директора школы
Исполняющий обязанности директора школы должен поддерживать определенный перечень связей. Его график состоит из 40 часов в неделю, во время которых директором поддерживается связь с:
Советом школы, которой руководит директор. Педагогическим советом, в который входят ее учителя
Органами местного самоуправления (сотрудничество с депутатами важно для любой образовательной организации)
Управляющий учебным заведением каждый год сам распоряжается своим рабочим графиком на каждую четверть учебы, при этом он ведет отчеты, которые в дальнейшем идут учредителям и представителям местных муниципальных органов. Также он получает от них необходимое информирование о всех текущих нормативных и методических делах и событиях, расписывается в каждом из подобных информирующих документов.
Права и ответственность директора школы
Не менее важен для руководящей должности и этот раздел должностной инструкции, при обилии пунктов нередко разделяемый на два. Что касается прав, то среди таковых следует назвать:
- издание приказов и распоряжений, обязательных для исполнения работающими в учебном заведении;
- посещение учебных занятий с воспитанниками при условии соблюдения директором требований (например, он не вправе делать замечания учителю или упрекать его во время урока);
- возможность внесения корректировок, кратковременных изменений в расписание уроков по тем или иным причинам;
- привлечение к ответственности дисциплинарного характера учащихся, если зафиксирован факт дезорганизации последними учебно-воспитательного процесса;
- пользование соцпакетом и гарантиями, предоставленными государством;
- делегирование своих полномочий третьим лицам, выдача доверенностей и т. д.
Если же говорить об ответственности, то она на директора школы может возлагаться:
- за подбор кадров, уровень их профподготовки, качество их образования;
- неисполнение (либо недолжное исполнение) положений должностной инструкции, действующих в образовательном учреждении правил внутреннего распорядка и иных локальных актов;
- приказов учредителя или вышестоящей организации.
В таких ситуациях наступает ответственность дисциплинарного характера.
Возможно ли увольнение за несоответствие профстандарту?
В некоторых случаях (например, если нарушения такого рода являются систематическими или налицо грубое нарушение трудовых обязанностей) директор школы может быть уволен. Если речь идет о применении воспитательных методик, связанных с насилием над личностью физического или психологического плана, об аморальном поступке, то директора можно освободить от должности согласно трудовому законодательству и ФЗ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
При нарушении правил охраны труда, противопожарной безопасности, санитарно-гигиенических правил директора образовательного учреждения можно привлечь к административной ответственности.
В случае причинения участникам образовательного процесса либо школе ущерба директор привлекается к ответственности материального плана согласно трудовому и гражданскому законодательству, причем в некоторых ситуациях ему может грозить и уголовное наказание.
Все вышеописанные случаи могут быть включены в раздел должностной инструкции, посвященный ответственности директора школы.
В заключение отметим, что должностные обязанности директора школы, перечисленные в его должностной инструкции, должны исполняться им в полном объеме
При этом важно помнить, что знакомство с документом, особенно в части обязанностей, является первоочередной задачей, поэтому должно состояться еще до момента подписания с соискателем трудового договора. Причем данный факт должен быть подтвержден его личной подписью.Еще больше материалов по теме в рубрике: “Должностные инструкции (обязанности)”.
III. Права
Директор школы имеет право:
1. Выступать от имени учреждения во взаимоотношения с физическими и юридическими лицами.
2. Руководить персоналом учреждения в соответствии с внутренними правилами и действующими нормативами.
3. Издавать необходимые локальные акты в рамках учреждения.
4. Давать руководителям структурных подразделений и отдельным специалистам указания, обязательные для исполнения.
5. Принимать решения о наложении материальных и дисциплинарных взысканий на работников, не выполняющих или ненадлежащим образом выполняющих свои должностные обязанности, и о поощрении отличившихся работников.
6. В пределах своей компетенции решать вопросы финансового и материально-технического обеспечения деятельности школы.
7. Получать информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
8. Представлять школу в государственных, муниципальных, общественных и иных органах, учреждениях, иных организациях.
9. Повышать квалификацию, проходить переподготовку (переквалификацию).
10. Останавливать функционирование учреждения при обнаружении факторов, несущих угрозу учащимся и персоналу.
11. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
12.___________________________________________________________
Обязанности руководителя учебного заведения
К должностным обязанностям главы школы относят:
- утверждение учебных планов, годовых календарных графиков, устава и правил порядка внутри образовательного заведения, учебно-методических документов и иных локально-нормативных актов;
- согласование с учредителем кандидатур на пост учителя и назначение своих заместителей;
- контроль процессов исполнения обязанностей всех сотрудников школы;
- определение должностных обязанностей работников, создание всех требуемых условий для их карьерного роста и профессионального мастерства;
утверждение расписания занятий учеников, графиков работы и отпусков педагогов, тарификационных списков, а также распределение нагрузки остальных сотрудников школы;
- обеспечение государственной регистрации школы, лицензирование деятельности образовательных учреждений, получение государственной аттестации и аккредитации;
- контроль рациональных затрат бюджетных ассигнований и средств, которые поступили из других источников: подготовка учредителям и общественности ведомостей, в которых прописывается информация о поступлении и трате финансовых и материальных ресурсов;
- ведение отчета о сохранности и пополнении учебно-материальной базы, хранение документации в архивах;
- определение лиц, ответственных за разработку и соблюдение требований охраны труда в аудиториях, мастерских, спортивном зале и подсобках;
- cообщение о крайне тяжёлых несчастных случаях. Если речь идёт о смертельном исходе, в первую очередь об этом директор сообщает вышестоящему руководителю органов управления образованием, а затем родным пострадавшего;
- организация вводного инструктажа по охране труда с новыми, поступившими на работу лицами, инструктирование на рабочем месте сотрудников образовательного учреждения;
- ведение документации по поводу проведения данных инструктажей;
- запрет на продолжение проведения образовательного процесса при выявлении опасных условий, которые могут повлиять на здоровье учеников или работников.
Что делать в случае превышения полномочий директором
Превышение должностных полномочий считают нарушением прав и законных интересов граждан РФ. В этой ситуации руководители школ используют свои служебные обязанности в личных корыстных целях.
Согласно ст. 286 УК РФ, за превышение должностных полномочий директора средней школы привлекают к одной из нижеприведенных мер уголовной ответственности:
- Штрафуют на 80 000 руб. как максимум или выписывают штраф в размере зарплаты, которую начисляют за полгода.
- Лишают права находиться на должности руководителя образовательного заведения на протяжении 5 лет.
- Привлекают к выполнению принудительных разнообразных работ на срок до 4 лет.
- Осуществляют арест на 4-6 мес.
- Сажают в тюрьму на 4 года как максимум.
В заявлении в прокуратуру излагают только неправомерность конкретных действий директора средней школы в отношении школьников. Все остальные факты выявляют во время официального прокурорского расследования.
Обязанности заместителя руководителя школы
Должностные обязанности заместителя директора школы по УВР (учебно-воспитательной работе) не менее важны и сложны в исполнении, как и у самого руководителя учебного учреждения. Заместитель директора выполняет перечень обязанностей:
- ведение продуманной воспитательной работы в соответствии с подходящей условиям конкретной школы моделью, которую он сам же и формирует (обязанности зам. директора школы по воспитательной работе являются, пожалуй, самими важными);
- курирование работы в области воспитания со стороны других сотрудников школы, в частности педагогического состава, и оказание им посильной помощи в ситуациях возникновения спорных вопросов, требующих решения с вмешательством заместителя директора;
- контролирование качества в вопросах организации всех процессов воспитания, разработка определенных методик в рамках образовательной организации, составление графика воспитательных программ и мероприятий;
- должностные обязанности заместителя директора в школе заключаются в организации в ней кружков, клубов или иных объединяющих командных сборищ, ориентированных на занятость учащихся в свободное время и развивающих их творческие способности (принцип культурного воспитания);
- профилактика среди молодежи преступности или мелких правонарушений, проведение воспитательных мероприятий и бесед, поддержание связей с органами, заинтересованными в такой профилактике (например, комиссией по делам несовершеннолетних);
- обеспечение культурно-оздоровительного досуга учеников во время каникул, праздников или выходных, а также в вечерние часы;
- решение вопросов питания и медицинского обслуживания обучающихся на территории учебного заведения;
- курирование работы служб школы, ответственных за психологическую, педагогическую и социальную деятельность (что также является частью должностных обязанностей заместителя школы);
- организация аналитических форм сбора информации о психологическом состоянии учеников или вопросов, связанных с их учебой и процессом социализации (это могут быть исследования или целенаправленные анкетированные опросы, которые ученики проходят с согласия их родителей в специально выделенное для этого время);
- присутствие на педагогическом совете и других собраниях учебного заведения, предоставление на них отчетности о проведенной воспитательной работе, обсуждение связанных с этой сферой работы проблем;
- совершенствование уровня своего профессионального мастерства, работа над профессиональными умениями, посещение специальных семинаров, квалификационных курсов и т. д.
Таким образом, должностные обязанности зам
директора ничуть не уступают в сложности и важности обязанностям директора
Как стать директором школы
Директор школы может быть выбран среди учителей, работающих в этом образовательном учреждении, либо приглашен из другой организации. Чтобы стать директором, необходимо пройти государственную аттестацию и соответствовать квалификационным требованиям, предъявляемым кандидату на эту вакансию.
Претендент должен обладать высшим педагогическим образованием, стажем работы по специальности более 5 лет и окончить курс повышения квалификации в сфере «менеджмента», «управления» и т.д. Второй вариант: кандидат должен обладать высшим образованием по направлению «управление предприятием», «управление персоналом» и пр., и стажем работы в должности преподавателя более 5 лет.