Понятие и значение
Понятие главной дороги установлено определением ПДД. Главная дорога по закону – это отрезок проезжей части, на котором устанавливается преимущество проезда, относительно второстепенных дорог. Второстепенной называется дорога, примыкающая либо пересекающая основную. Это всевозможные пути подъездов, переулок, проезд и другие маршруты.
Как правило, дорога, являющаяся главной обозначена специально отведёнными дорожными знаками. И также главной называется часть, имеющая твёрдое покрытие по отношению к грунтовке.
Когда после перечёркнутого знака идёт перекрёсток – по правилам он считается равнозначным. В этом случае право проезда определяется помехой справа либо покрытием дорожного полотна. Если, автодорога покрыта асфальтом и широкая – она является главной, а если покрыта грунтовкой, то водителю необходимо уступить дорогу при движении по ней.
Знак окончания главной дороги, совмещённый с указателем уступки, означает, что автомобилист обязан дать проехать другим водителям.
Известно, что приоритетные знаки не могут запрещать каких-либо действий водителям, а лишь указывают кому принадлежит преимущество во время проезда нерегулируемых перекрёстков. Но ещё указатель основной дороги, установленный за населёнными пунктами, запрещает стоять на этом отрезке. То есть, нельзя остановиться посреди трассы для личных нужд, исключением является только аварийные ситуации. В случае нарушения вас ожидает административное наказание. Поэтому подождите пока на пути появятся места стоянки и спокойно припаркуйтесь.
Многим водителям трудно упорядочить свои действия при изменении направления. Дело в том, что видя знак, определяющий основную дорогу, они принимают на себя право проезда. А как быть в ситуации, когда два автомобилиста, стоящих по разные стороны перекрёстка считают, что право проехать у них?
Как действовать при изменении направления основной дороги на перекрёстке:
- Передвигаясь думайте не только о себе, но и о других автомобилистах. Присмотритесь к дополнению – табличке 8.13, указывающей направление.
- Визуально расположите указатель по центру перекрёстка, тогда вы увидите, что широкая полоса показывает приоритетную дорогу, а узкие – второстепенную.
- Исключив «в голове» тонкие полосы, оставьте во внимании только главную часть. Тогда второй участник движения и вы будете действовать по правилу помехи справа. Движение начинает тот, у кого отсутствует помеха.
Этим же способом можно мысленно разделить участок на две половины для осуществления проезда.
Что означает знак по ПДД
Знак «Уступи дорогу» относится к знакам приоритета. Он определяет преимущество проезда перекрёстка и показывает, которая из дорог имеет главное, а которая — второстепенное значение. Знак устанавливается на той дороге, которая имеет второстепенное значение. Его требование – пропустить ТС по главной дороге и проехать перекрёсток после них. Возможно, придётся останавливать ТС на второстепенной дороге перед перекрёстком на время проезда другого авто по главной.
Автомобиль, движущийся по второстепенной дороге, должен уступить дорогу другому автомобилю или транспортному средству, едущему по главной. Он обязан дать проехать любому ТС на главной дороге – автомобилю, мотоциклу, велосипеду, электрокару, трактору. Он также обязан дать пересечь перекрёсток ТС независимо от дальнейшего направления его движения — продолжает ли оно двигаться по главной дороге или сворачивает на второстепенный съезд, едет ли прямо или выполняет разворот/поворот.
После проезда транспорта по главной можно пересечь перекрёсток автомобилям со второстепенных направлений. При этом ТС на главной должно полностью закончить свой манёвр, чтобы машина на второстепенной могла начинать своё движение через перекрёсток.
https://youtube.com/watch?v=9qMaSctiqMY
Отдельный знак «Уступи дорогу»
Сам по себе знак «Уступи дорогу» устанавливается перед перекрёстком, на котором главная дорога не меняет направление. На таком пересечении дорог с двух противоположных сторон устанавливаются знаки «Главная дорога», и с двух других противоположных сторон – знаки «Уступи дорогу. Водитель автомобиля на второстепенной трассе пропускает на перекрёстке машины, въезжающие на перекрёсток слева и справа.
Машины, которые двигаются по второстепенному въезду навстречу, также пропускают автомобили на главной дороге. Очерёдность проезда между двумя второстепенными въездами регулируется правилом: «Вначале тот, кто едет прямо и поворачивает направо, после – тот, кто поворачивает налево».
Приведём очерёдность проезда перекрёстка, на котором движение регулируется дорожными знаками.
- Автомобили, которые въехали на перекрёсток по главным дорогам и продолжают двигаться прямо или направо.
- Автомобили на главных дорогах, которые сворачивают налево.
- Автомобили на второстепенных дорогах – те, которые движутся прямо и сворачивают направо.
- Автомобили второстепенных направлений, которые сворачивают налево.
Сочетание «Уступи дорогу» с другими знаками
Дорожный знак «Уступи дорогу» может быть установлен рядом с другими дорожными знаками, а именно – со знаком «Направление главной дороги» под цифровым кодом 8.13. Этот знак устанавливают перед перекрёстком, где главная дорога меняет своё направление, сворачивает направо или налево. В таком случае второстепенная дорога также меняет своё направление и также сворачивает в сторону. Как проезжать перекрёсток с поворотом главной дороги?
Рекомендуем также внимательно изучить статью нашего специалиста, в которой подробно рассказывается о знаке «Пешеходный переход».
Знак «Уступи дорогу» распространяет своё действие на второстепенные направления движения. Поэтому необходимо пропускать машины на поворачивающей главной дороге
Важно учесть, что на таком перекрёстке авто будут подъезжать по главной не справа и слева, а с других направлениях. Они будут двигаться с противоположной стороны и с одной из боковых сторон (или справа, или слева)
Выезжая на перекрёсток со второстепенной дороги, необходимо пропустить автомобили с двух главных направлений, которые пересекаются между собой.
Движение на таком перекрёстке является нестандартным, требует внимания к собственному движению и к другим автомобилям, водители которых могут ошибиться и неправильно оценить деление на главные и второстепенные направления.
Сочетание «Уступи дорогу» со светофором
Сигналы светофора являются приоритетными. Это значит, что если на перекрёстке установлены светофоры, организована светофорная регулировка и есть дорожные знаки, то для его пересечения необходимо руководствоваться сигналами светофора – если он работает.
Исключением из этого правила является случай, если светофор отключен или не работает по другим причинам. Неработающий светофор не может быть регулировщиком движения, поэтому водитель должен ориентироваться на дорожные знаки. При необходимости – сделать остановку и оценить ситуацию на перекрёстке, после чего – ехать.
Обязательно прочитайте статью нашего специалиста, в которой он подробно и очень интересно рассказывает о сигналах светофора.
Обязанности водителей на переходе
Вы подъезжаете к пешеходному переходу и видите, что человек уже вступил на пешеходный переход для осуществления движения через проезжую часть, в таком случае вам необходимо его пропустить.
Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу , обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода. (п. 14.1 в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197)
———————————
Понятия регулируемого и нерегулируемого пешеходного перехода аналогичны понятиям регулируемого и нерегулируемого перекрестка, установленным в пункте 13.3. Правил.
Пункт 14.1 ПДД
Юридическая консультация
Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди!
Получить консультацию
Если вы видите, что едущий впереди вас автомобиль сбросил скорость перед пешеходным переходом, то вы также обязаны снизить скорость. Обгоны, выезды на встречку и другие маневры грозят не только лишением прав, но и возможным ДТП.
Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость. Продолжать движение разрешено с учетом требований пункта 14.1 Правил. (п. 14.2 в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197)
Пункт 14.2 ПДД
В том случае, если вы стоите на регулируемом перекрестке, а светофор уже дал разрешающий сигнал, но при этом пешеходы еще не дошли до конца перехода, то вам необходимо дождаться, когда они дойдут.
На регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен дать возможность пешеходам закончить переход проезжей части (трамвайных путей) данного направления. (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197)
Пункт 14.3 ПДД
Теперь рассмотрим ситуации, когда нужно пропускать пешехода:
Если слепой пешеход подал сигнал белой тростью;
Если пешеходы идут к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству, у которого посадка и высадка осуществляется на проезжей части;
Если стоит транспортное средство с включенной аварийной сигнализацией и имеет при этом опознавательный знак «Перевозка детей». Воитель обязан снизить скорость, и при необходимости остановиться и пропустить детей.
14.5. Во всех случаях, в том числе и вне пешеходных переходов, водитель обязан пропустить слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью.
14.6. Водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней. (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)
14.7. Приближаясь к остановившемуся транспортному средству с включенной аварийной сигнализацией, имеющему опознавательные знаки «Перевозка детей», водитель должен снизить скорость, при необходимости остановиться и пропустить детей. (п. 14.7 в ред. Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 84)
Пункт 14.5, 14.6 и 14.7 ПДД
Если пешеход при переходе дороги еще не вступил на пешеходный переход, то вы не обязаны останавливаться и пропускать его. Что означает «уступить дорогу»? В ПДД имеется четкое определение фразы «уступить дорогу пешеходу», комментарии ГИБДД 2021 года нам в этом помогают.
«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.
Комментарии ГИБДД 2021 года
Следовательно, на основании данного определения и пункта 14.1 ПДД, мы можем сказать, что уступить дорогу пешеходу, это не что иное, как остановиться. При этом уступать дорогу вы обязаны только в том случае, если пешеход уже вступил на «зебру» и начал свое движение. Если же он стоит на тротуаре и только планирует совершить переход, то преимущество остается за вами, соответственно, уступать дорогу вы не обязаны.
Знак 2.5 «Движение без остановки запрещено»
Знак «Движение без остановки запрещено» запрещает движение без остановки перед стоп-линией (дорожная разметка 1.12), а если разметки нет — перед краем пересекаемой проезжей части.
Если на вашем пути перед пересечением установлен знак 2.5 «Движение без остановки запрещено», то вы должны уступить дорогу ТС, движущимся по пересекаемой дороге.
Знак 2.5 устанавливают вместо знака 2.4, если не обеспечена видимость транспортных средств, приближающихся по пересекаемой дороге.
Знак 2.5 устанавливают перед ж/д переездами без дежурного, не оборудованными светофорами, на расстоянии 10 метров до ближнего рельса. Знак может быть установлен перед карантинным постом.
В этих случаях вы должны остановиться перед стоп-линией, а при ее отсутствии — перед знаком. Подробнее — в статье Знак 2.5 «Движение без остановки запрещено» перед ж/д переездом.
При установке знака 2.5 перед железнодорожным переездом предварительный знак 2.4 «Уступите дорогу» с табличкой 8.1.2 «Расстояние до объекта» (см. выше) не устанавливают. О приближении к ж/д переезду водителя предупреждают другие знаки.
Временный знак 2.5 допускается устанавливать перед ж/д переездами при проведении работ на переезде.
На регулируемых перекрестках знаки 2.4, 2.5 размещают в непосредственной близости от основного светофора, обычно, на опоре светофора. Работающий в режиме «красный-желтый-зеленый» светофор отменяет действие знаков приоритета.
Если же движением на перекрестке управляет регулировщик, то его указания отменяют и сигналы светофора, и действие знаков приоритета (пункт 6.15 ПДД).
Полный список дорожных знаков приоритета с краткими комментариями (пояснениями) на сайте avtonauka.ru размещен в Приложении 1 ПДД.
Дорожные знаки 2.4 и 2.5 обязывают уступить дорогу транспортным средствам, имеющим преимущественное право на первоочередное движение.
Размер штрафа за непредоставление данного преимущества зависит от места, в котором произойдет событие.
Штраф за «не уступил дорогу» автомобилю (ТС), имеющему преимущество на перекрестке регламентирован статьей 12.13 часть 2 КоАП (штраф 1000 руб.).
Но знаки 2.4 или 2.5 устанавливают не только на перекрестках, их можно встретить на выездах из дворов и других прилегающих территорий.
В таких случаях (не на перекрестках) штраф за непредоставление преимущества регламентируется статьей 12.14 часть 3 КоАП (предупреждение или штраф 500 руб.).
При этом, необходимо понять следующее: непредоставление преимущества может пройти, так сказать, благополучно, а может закончиться столкновением. В случае ДТП виновника обяжут заплатить штраф.
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.
В продолжение темы о безопасности на дороге предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:
Как безопасно выехать на главную дорогу;Как безопасно выехать на главную дорогу (продолжение);Как определить главную дорогу, если нет знаков;Успею проехать? — А не успеешь!Как избежать ДТП.
Будьте внимательны за рулем.
Навигация по серии статей
<< Группа знаков «Главная дорога» 2.1-2.3.7Знаки приоритета встречного разъезда 2.6, 2.7 >>
Правила выезда со второстепенной дороги
Главные правила мы уже так или иначе затрагивали, причем неоднократно. Однако есть и отдельные условия, связанные с сопутствующими факторами. Вспомним главное:
- Знак 2.4 без табличек. Правило максимально простое – пропустить необходимо всех, кому вы можете создавать препятствие движению (не относится к двигающимся в одном с вами направлению).
- Знак 2.4 с табличкой 8.13 . В этом случае пропускают транспорт, находящийся на главной дороге, разъезжаться с машинами на второстепенной необходимо в соответствии с другими правилами дорожного движения.
А далее рассмотрим ситуации, созданные дополнительными условиями.
Приоритеты: регулировщик, светофор, знак, разметка
Здесь ситуация достаточно стандартна. Общий для всех случаев перечень приоритетов (при противоречии разных указателей друг другу) работает и в данном случае:
- При наличии регулировщика, все выполняют его требования, игнорируя противоречащие. Если регулировщика нет, то:
- Преимущество получают сигналы светофора. Если светофора нет или он не работает / моргает желтым, то:
- Исполняются требования дорожных знаков (в первую очередь временных, если они есть), в том числе и 2.4 , если нет и знаков, или их не видно, то:
- Выполняется требование разметки.
Что делать, если нет или не видно ничего? Вспомним п.13.13 ПДД РФ – если невозможно определить покрытие, а знаков приоритета нет, следует считать, что находишься на второстепенной дороге.
8(800)350-23-68
Дмитрий Константинович
Эксперт сайта «Юрист-консультант»
Задать вопрос
Не стоит забывать и про п.3.2 ПДД, устанавливающее неоспоримое преимущество ТС с проблесковыми маячками, а также о том, что всегда надо уступать пешеходу. Есть свои правила и при отдании предпочтения в движении трамваю.
На круговом перекрестке
До недавнего времени проезд кругового перекрестка осуществлялся по правилам «правой руки», но при наличии знака 2.4 приоритеты могли меняться. Однако по действующим сейчас нормам, знак 4.3 «Круговое движение» обозначает круговой перекресток, движение по которому регулируется п.13.11(1) ПДД РФ (иногда его обозначают как п.13.11.1), в соответствии с которым, преимущество всегда имеют те, кто уже находится на перекрестке.
Соответственно, отдельной установки знака 2.4 перед круговым движением более не нужно. Знак 4.3 , по умолчанию, требует уступить дорогу всем участникам движения, находящимся на перекрестке.
Где необходимо остановиться перед знаком 2.4 «Уступите дорогу»?
Для определения места остановки, необходимо следовать следующему правилу:
При отсутствии какой-либо разметки, остановиться необходимо до начала дорожного полотна, пересекающего движение. Точных параметров тут нет, главное не выехать на пересекаемую, если по ней двигаются другие ТС.
Перекресток может иметь разметку 1.13 , которую порой ошибочно называют «Уступи дорогу». Эта разметка действительно нередко соседствует со знаком 2.4 , и в этом случае требует остановки до ее линии. Однако на самом деле разметка не привязана только к знаку «Уступи дорогу», и может применяться и без него
Это важно при решении некоторых спорных моментов, о которых скажем далее
Кроме разметки 1.13 , перед ней может использоваться и разметка 1.20 – предупреждение о приближении к разметке 1.13. Выглядит это так:
Может ли использоваться знак 2.4 со стоп-линией или знаком 6.16?
В отличие от обозначенной выше разметки 1.13 , которая не привязана правилами к какому-либо знаку или обстоятельству (хоть на практике наиболее часто соседствует именно с «Уступите дорогу»), стоп-линия (разметка 1.12 ) по ПДД указывает на место остановки по знаку СТОП или светофору, а знак 6.16 (стоп-линия) – для светофора или регулировщика.
Соответственно «Уступи дорогу» может соседствовать на перекрестке со стоп-линиями (разметка 1.12 и/или знак 6.16 ), но только в случае наличия регулировщика, светофора и/или знака 2.5 «Проезд без остановки запрещен».
8(800)350-23-68
Дмитрий Константинович
Эксперт сайта «Юрист-консультант»
Задать вопрос
Иногда возникают сложности в определении правила проезда, если разметка 1.13 присутствует, а знаков, в том числе и 2.4 , нет. Нужно ли считать, что разметка устанавливает аналогичные знаку 2.4 требования? Мы неслучайно выше указали на ошибочность названия данной разметки в некоторых источниках, называющих ее «Уступи дорогу». Такого наименования в ПДД РФ нет, а есть указание на место необходимой остановки, чтобы пропустить ТС, двигающиеся по пересекающей дороге. Соответственно, разметка 1.13 не является заменой знака 2.4 , а движение на таком перекрестке будет регулироваться другими правилами дорожного-движения.
Нерегулируемая «зебра»
Правила перехода пешеходного перехода нерегулируемого достаточно строгие, но справедливые. В них говорится, что человек должен сам заботиться о безопасности своего движения. Не следует бросаться под колёса приближающихся автомобилей, как делает большинство российских пешеходов.
Пересекая автомагистраль вдали от перехода, необходимо заботиться о собственной безопасности. Ведь здесь отсутствует разметка «Пешеходный переход». Помните, что нельзя выходить из-за других автомашин. Вы не должны создавать помехи для передвижения авто. Необходимо в подобных местах пересекать дорогу на достаточном расстоянии от приближающегося транспорта. Вдали от переходов почти всегда именно пешеходы являются виновниками дорожно-транспортных происшествий.
Водитель не уступил дорогу: какой штраф (наказание другого рода) его ждет
За подобные нарушения ПДД высоких штрафов не назначают.
- Если такое нарушение фиксируется впервые, инспектор может ограничиться только предупреждением. Столь мягкое наказание возможно в случаях, если правонарушитель:
- проявил невнимательность;
- не создал своими действиями аварийной ситуации.
- Автоинспектор может наложить не слишком обременительный штраф — от 500 руб. до 1,5 тыс. руб.
Особые обстоятельства
Более детально стоит рассмотреть другие ситуации, когда водитель игнорирует правила.
Частым нарушением ПДД считается неуступчивость водителя, когда следует уступить право движения при таком маневре, как перестроение. Водитель едет не по своему ряду, но своевременно перестраиваться не собирается. К примеру, если требуется уйти направо. Приближается поворот, автовладелец включает сигнал. И тогда он пытается неотлагательно втиснуться для завершения маневра в крайний правый ряд.
Даже если не произошло столкновение, всё равно создалась аварийная ситуация. Штраф может быть назначен и 500 руб., и 1000 руб. Обычно автоинспектор самостоятельно решает, действительно ли была создана аварийная обстановка или же нет.
Уступка дороги особому или общественному транспорту
В СМИ часто транслируются происшествия, участники которых устраивают самосуд над водителями, не пропускающими «скорую помощь» или другой спецтранспорт. Но и здесь следует поступать по закону.
Если водитель не уступил право движения транспорту особого назначения, его наказывают по условиям КоАП:
- штрафом 500 руб. (минимум, за невнимательность);
- штрафом 1 тыс. руб. (максимум, за преднамеренное нарушение правил);
- лишением прав управления на квартал (если правила игнорируются водителем слишком нагло).
Прав лишают только тех «рисковых смельчаков», которых уже штрафовали за подобную дерзость.
Как применяется на перекрестке
Правило ПДД «помеха справа» на перекрестке работает, когда:
- Участок представляет собой пересечение равнозначных дорог, на нем не установлен светофор. На первое могут указывать символы 1.6 и 2.2. Если их нет, обе дороги должны быть с одинаковым покрытием. Асфальт только на одной из них делает ее главной, другую – второстепенной. И применение правила в этом случае невозможно.
- На участке сходятся неравнозначные пути, но главный уходит в сторону. Светофора при этом тоже быть не должно. Ситуация подпадает под пункт 13.10: «В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог.
Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.». А если так, то условие правой руки как раз и работает. Автомобили, к которым прочие ТС приближаются с этой стороны, должны предоставить им дорогу.
Не применяется условие при следовании через перекресток в следующих случаях:
- Участок представляет собой схождение неравнозначных путей, то есть один является главным, а пересекающий его – второстепенным. Здесь приоритет у транспорта, движущегося по первой дороге. Он может первым ехать прямо, сворачивать в любую сторону. И не имеет значения, что кто-то приближается к нему с правого фланга по второстепенной.
- На перекрестке организовано круговое движение, и нет знаков приоритета. Тогда преимущество у тех, кто уже едет по кольцу. Автомобили, стремящиеся попасть на него, уступают. Практически это выглядит так же, как проезд по перекрестку с дорогами неравного значения. Кольцо выполняет роль главной дороги.
- На участке стоит светофор с дополнительной секцией. Когда на ней горит зеленый одновременно с таким же сигналом основного прибора, одни ТС получают преимущество, другие обязаны ждать. Уступать должны автомобили, движущиеся под дополнительную «стрелку», если вместе с ней зажегся красный на основном светофоре. Преимущество имеют все остальные вне зависимости от направления движения.
Ещё на InDrive.Net:
Как двигаться на Т-образном перекрестке: правила проезда и наказание за нарушение, проезд по нерегулируемому, перекрёстку равнозначных дорог, со светофором
Регулируемый перекресток тоже не попадает под влияние правила «помеха справа». На нем очередность проезда диктуется сигналами светофора либо инспектора.
Смотрите в этом видео о правилах равнозначных дорог:
Кто должен уступить дорогу?
Ситуаций может быть больше, чем позволят рассмотреть рамки одной статьи, но разберем самые частые и основные – остальные же могут быть легко выведены из этих. Как это выглядит, будет отдельно указано на картинках.
При перестроении по полосам движения
Два автомобиля движутся в одном направлении. Осуществляется перестроение. Кто кого должен пропустить? Всегда ли прав тот, кто с правой стороны? Давайте вспомним п.8.4 ПДД, в соответствии с которым:
- Если перестраиваются оба автомобиля одновременно, преимущество у того, кто движется справа.
- Если один из автомобилей не перестраивается, а продолжает движение по своей полосе, то преимущество у него, вне зависимости от расположения относительно второго ТС (справа или слева).
Отсюда вытекают и еще несколько типичных ситуаций, трактовка которых вызывает сложности.
При сужении дороги
Существует неверное понимание, что в случае сужения дороги всегда применяется норма помехи справа. Это не совсем так – ситуация так же зависит от обстоятельств:
- Если сужение происходит за счет уменьшения левой полосы, преимущества у тех, кто движется по правой.
- Если сужаются обе полосы, т.е. перестроение происходит из обеих полос движения, преимущества так же у тех, кто находится справа.
- Если же сужается правая полоса, т.е. ТС, находящиеся слева, продолжают движение по своей полосе без перестроения, а правые вынуждены «вливаться» в их ряд, то преимущества у участников движения левой полосы.
Разумеется, все это (как и в других случаях) актуально только при отсутствии дополнительных регулирующих факторов – разметки, знаков, светофоров и/или сотрудников ДПС (ГАИ), регулирующих движение.
Во дворах и на стоянках
Во всех этих случаях так же действуют нормы, диктуемые разметкой, знаками и т.п. Однако, если эти факторы отсутствуют, т.е. транспортные средства находятся на неких участках с разрешенным движением, но без дополнительной регулировки, прямо действует правило правой руки, т.е. преимущества всегда у тех, кто находится справа.
При этом очень важным будет точное понимание таких понятий, как перекресток, прилегающая территория, т.е. оценка типа участка дороги, чтобы определить преимущества.
На перекрестке
Пересечение перекрестка регулируется отдельными нормами, но логика в целом та же. Прежде всего, действуют сигналы сотрудника ГИБДД, светофора, знаков и разметки, и только в их отсутствии применяется норма помехи справа, ситуации при которой будем рассматривать далее.
Кроме прочего, есть в ПДД РФ четкие указания на следующие случаи:
При проезде равнозначных перекрестков
Если перекресток не является круговым, то при равнозначных дорогах напрямую действует правило правой руки – то есть преимущество имеют те, кто расположен справа.
При проезде неравнозначных перекрестков
Не вызывают вопросов случаи, когда перестроение происходит с главной на второстепенную, или наоборот. В этих ситуациях преимущество у тех ТС, что располагаются на главной.
Но бывают варианты, когда главная и второстепенная не пересекаются под прямым углом, а поворачивают. Например, главная сворачивает направо, а встречная второстепенная в противоположном направлении. Если выезда с дороги одного типа на другой не происходит, то в рамках однотипной дороги используется норма помехи справа.
При повороте
Если под поворотом подразумевается движение по перекрестку, то и правила его пересечения будут тем же, что описаны выше. Некоторые вопросы появляются при поворотах на прилегающие территории или выездах из них, но в подавляющем большинстве случаев они определены знаками.
Если же регулирующих факторов нет, если ситуация трактуется неоднозначно, лучше применять правило правой руки, и считать, что у всех, находящихся справа, преимущество.
Москва +7(499) 325-45-68
Санкт-Петербург +7(812) 467-40-78
Бесплатная консультация 7(800) 350-23-68
Москва +7(499) 325-45-68
Санкт-Петербург +7(812) 467-40-78
Какие могут возникнуть спорные ситуации на дороге
Указатель приоритета означат, что нельзя мешать движению других ТС. Запрещено начинать, возобновлять и продолжать ход машины. Знак не разрешает маневрировать, если у иных участников есть преимущество и им придется изменить скоростной режим или траекторию.
Некоторые указатели и разметка может ввести автолюбителя в заблуждение, если он плохо ориентируется в правилах ДД. Спорные ситуации могут возникнуть в следующих случаях:
- Круговое движение. Приоритетность устанавливается по указателям и правилу «Уступи дорогу справа».
- Сложное пересечение полос с помехой по правой стороне. Табличка 8.13 и указатель приоритета, предполагают действие сразу же 3-х правил движения.
- Перекресток Т-формы. Первым может двигаться транспортное средство, идущее прямо, после этого могут тронуться другие автомобили. На перекрестке необходимо пропустить всех, а затем водитель сможет проехать сам.
На основании правил ДД указатель «Уступи ТС» устанавливает очередность движения ТС. Сам знак к пешеходам отношения не имеет. Действие таблички «Уступи проезд» на них не распространяется. Но, если человек стоит на трассе, его следует пропустить. Во избежание ДТП лучше заблаговременно сбросить скорость.
Дорожный указатель приоритета определяет очередность для транспортных средств во время движения. Если пренебречь им, то будет назначен штраф – 500 – 1 тыс. рублей. При установке знака 2.4 могут использоваться дополнительные обозначения, которые и будут устанавливать правила движения.
Внешний вид и назначение знака «Сужение дороги»
Поскольку уменьшение ширины дороги и связанное с этим снижение количества полос может быть (и часто бывает) неоднозначным, одного предупредительного знака оказалось недостаточно. Именно по этой причине действующей редакцией Правил предусмотрено наличие целого семейства таких знаков, обозначающих сужение с левой/правой сторон и обоюдное, двухстороннее.
В сочетании с дорожной разметкой и другими знаками это поможет водителю сориентироваться, как поступать, если он движется именно по полосе, которая подлежит сокращению и должна влиться в соседнюю.
Сужение участка дороги может быть постоянным, и в большинстве случаев это связано с природными особенностями рельефа, но не менее часто такие знаки можно встретить на тех участках автотрассы, на которых проводятся ремонтно-восстановительные работы. Как правило, в таких случаях полного перекрытия движения стараются избегать, поскольку оно сильно осложняет дорожную обстановку, а при наличии хотя бы трёх полос проведение ремонта на одной из них сказывается на трафике не так сильно.
О том, что знак временный, можно судить по фону – в этом случае он будет жёлтым
Кроме дорожного знака «Сужение дороги», обычно в таких случаях устанавливают дополнительный знак, информирующий о проведении ремонтно-дорожных работ, обязывающий водителей усилить внимание и снизить скорость движения при въезде на опасный участок. После окончания дорожного ремонта оба знака убирают
Временные дорожные знаки
Правила предписывают устанавливать знак СД в пределах населённых пунктов не ближе 50-100 метров от сужения, вне НП это расстояние увеличивается до 150-300 метров. В городах с интенсивным движением знаки данного семейства устанавливают в районе остановок общественного транспорта (троллейбусов, автобусов, маршрутных такси). Это позволяет им беспрепятственно останавливаться для посадки/высадки пассажиров. Дополнительно о необходимости уступать дорогу водителей других ТС предупреждают дорожный знак, обозначающий остановку ОТ.
Внешние признаки
Форма треугольника используется в предупреждающих и приоритетных знаках
Обрамленный в красную кайму, он акцентирует внимание водителя на определенном действии, которого тот в обязательном порядке должен придерживаться. Также знак предупреждает водителя о том, что впереди пересечение главной дороги со второстепенной или же примыкание последней
Он представляет собой перевернутую форму треугольника на белом фоне, с красной линией по краям. Его оформили подобным образом для того, чтобы знак не был похож на все остальные и был распознаваем водителем даже в условиях плохой видимости. Также уникальную форму имеет, например, символ с надписью STOP в виде восьмиугольника. Эти знаки имеют особое значение, поэтому должны быть узнаваемы участниками движения как можно лучше.
Как ни странно, но внешний вид знака не изменился еще с начала XX века, когда только начали вводить эти символы для регулирования дорожного движения. Но тогда он имел другое название: «Не создавать помех».
Бывают ситуации, когда знак становится нечитаемым, например, он может быть залеплен снегом или испачкан грязью. Соответственно, если бы знак походил формой и цветом на остальные, то стал бы неузнаваем. Кроме этого, имеется один немаловажный плюс — со встречной полосы он также легко различим. Для сравнения, на иностранных дорогах этот символ такой же, только к нему добавлена надпись Give Way.
Внешний вид и установка знака
«Главная дорога» изготавливается в соответствии с ГОСТом и имеет вид жёлтого ромба. Границы ромба выполнены в белом цвете и имеют одинаковую ширину. Внешне он известен многим людям, так как довольно часто он встречается в городах.
Вот как выглядит картинка знака «Главная дорога»:
При размещении знака главной дороги учитывается расстояние до места начала действия. Это значит, что он размещается сразу перед перекрёстком с основной дорогой.
Повторение знаков перед последующими перекрёстками обусловлено действиями указателей об уступке, пересечении или примыкании. Они устанавливаются перед местом выезда с примыкающих сбоку улиц. Не указывают на приоритетность, а только просят уступить проезд. Знак главной при этом дублируется в целях дополнения сведений об автодороге.
Вместо повторного дорожного указателя о приоритетной дороге, часто используется знак примыкания. Ставится он на некотором расстоянии от перекрёстка. Именно поэтому такая комбинация чаще используют за пределами населённых пунктов.