Единая государственная система социального обеспечения: общее понятие

Источники финансирования социальной защиты населения

Без денежных средств ни один институт функционировать не сможет. В России существуют накопительные счета, активы которых предназначены, чтобы государственные органы для социальной защиты населения оказывали материальную помощь малообеспеченной категории граждан.

В руках государства социально незащищенная категория людей

Фонд социального страхования

Источник соцстраха — накопления на спец. счетах, созданных Правительством РФ. Целью финансирования служит предоставление государственных гарантий, когда наступят следующие ситуации:

  • временная нетрудоспособность;
  • беременность, роды;
  • рождение детей;
  • уход за ребенком;
  • похороны;
  • оздоровление при санитарно-курортном лечении.

Из фонда социального страхования компенсируются риски, из-за чего потеряна трудоспособность, заработная плата. Формируется капитал страховыми взносами, начисленными работодателями работникам. Обязательное страхование поддерживается государством. Добровольное, как коллективная взаимопомощь, служит дополнением к обязательному соцстраху.

Пенсионный фонд

Раньше старики за разъяснением по пенсиям ходили в такое учреждение, как собес. Сейчас обращаются в ПФР — самостоятельную финансово-кредитную структуру, контролируемую Правительством РФ.

В ПФР готовы принять граждан, дать ответы на вопросы

Заполняют счета ПФР взносы страхователей:

  • владельцы крупных и мелких компаний;
  • индивидуальные предприниматели;
  • самозанятые граждане;
  • бюджет страны.

Размеры перечислений устанавливаются законодательством РФ.

Государственный фонд занятости населения

Эти средства принадлежат к государственной структуре, внебюджетно образованной, которая финансирует мероприятия, связанные с поддержкой безработных граждан, претворяет в жизнь политику России по обеспечению работой населения.

Сотрудники службы занятости принимают граждан

Счет заполняют обязательные страховые взносы, которые перечисляют:

  • работодатели;
  • работники;
  • федеральный бюджет России.

За счет этих средств:

  • выплачиваются пособия;
  • оказывается материальная помощь;
  • организуются общественные работы;
  • осуществляется профессиональная подготовка людей.

Оперативно управляют и распоряжаются фондом органы службы занятости, которые не принадлежат к юридическому лицу.

Фонд обязательного медицинского страхования

Финансирует ОМС система, куда входят федеральный и территориальные фонды субъектов федерации.

ТФОМС — территориальный фонд по обязательному медицинскому страхованию, во всех субъектах РФ создает исполнительная власть.

Логотип Федерального фонда ОМС

ФФОМС — государственный внебюджетный фонд, который создан, чтобы материально обеспечивать медицинское обслуживание жителей России. Регулятор его деятельности — Бюджетный кодекс и Федеральные законы, нормативные акты, которые относятся к ОМС.

Обеспечивают государственную политику медицинского страхования взносы плательщиков, уплачиваемые работодателями по тарифам.

Услуги населению

Важно учитывать, что гражданам Российской Федерации сегодня предоставляется целый ряд услуг, которые также служит разновидностью социального обеспечения. Под услугой следует понимать некую потребительскую стоимость, которую доставляет труд человека подобно иному товару

Особая потребительская стоимость данного труда и называется услугами. Необходимо знать, что в отношении всего ряда услуг, которыми обеспечиваются люди и их семьи в соответствии с социальным обеспечением, общим является следующее:

  • Предоставляются как разновидность соц. обеспечения со стороны государства, а также предприятий разных видов.
  • Формируются за счет средств государственного бюджета или предприятий.
  • Носят алиментарный характер.

Пенсии

По решению Департамента соц. обеспечения основную долю в социальном обеспечении на территории РФ занимают пенсии. В юридической литературе можно отыскать разные трактовки пенсии

Стоит отметить, что пристальное внимание в процессе определения данного понятия авторы уделяют тому, что пенсия – это материальное обеспечение нуждающихся граждан по возрасту, при потере кормильца, по инвалидности или за выслугу лет в виде денежных выплат в определенных размерах ежемесячно. Названная категория выплат соц

обеспечения основной целью преследует обеспечение нетрудоспособных и престарелых.

Некоторыми авторами пенсия определяется как денежное содержание людей при наступлении стойкой или постоянной нетрудоспособности. Назначается оно за их труд в прошлом. Так как в юридической литературе все мнения касательно представленного понятия исследованы обстоятельным образом, не смысла анализировать их

Важно лишь выделить основные признаки, которые присущи пенсионной категории:

  • Выплаты денежного характера.
  • Ежемесячное начисление.
  • Алиментарный характер.
  • Выплаты за счет средств государственного бюджета, а также денег некоторых разновидностей структур.
  • Выплаты при старости, потере кормильца, инвалидности или за выслугу лет.
  • Так или иначе, выплаты обусловлены конкретной продолжительностью трудового стажа.
  • Суммы состоят в зависимости от заработной платы в прошлом.

Следует иметь в виду, что все названные признаки изучаемой категории соц. обеспечения и соц. защиты позволяют полноценным образом раскрыть понятие пенсии, назначаемой и выплачиваемой в систематической порядке.

Что такое социальное обеспечение

Что такое социальное обеспечение Социальное обеспечение — организованная государством форма помощи для утверждённого круга лиц, оказываемая при наступлении определённых юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан.

Такой государственный сегмент, как социальное обеспечение определенных групп населения, направлен на улучшение материального положения определенных слоев населения. Его организация определена законодательно, а исполнение закреплено за специальными службами.

Цель такой помощи состоит в доведении уровня жизни социально незащищенных граждан до среднего уровня населения по РФ.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

При организации социального обеспечения принимаются во внимание следующее:

  • Какая форма выражения защиты будет гарантировать человеку нормальный уровень стандарта жизни, не считая пенсионного обеспечения, а также в случаях потери кормильца либо наступления нетрудоспособности.
  • Определение наиболее подходящей системы денежного довольствия людям согласно их престарелому возрасту, наличию болезней или инвалидности, льготной категории, воспитывающей детей, при потере кормильца или по факту безработицы.
  • Наличие социальных отношений, в которых задействуются гражданин и общественные организации. В таких ситуациях речь идет о помощи за счет средств специальных фондов.

В любом случае основанием для получения социального обеспечения являются оговоренные законом ситуации, в случае утраты человеком средств для жизни либо неминуемых предстоящих расходов, которые материально ним не обеспечены. Причины, которые учитываются государством в таких случаях, должны быть социально значимыми.

Функции и конституционная база

Россия разработала широкий механизм социального обеспечения граждан. Его основными чертами являются:

  • всесторонность;
  • максимальный охват;
  • политическая составляющая;
  • демографическая направленность;
  • социально-реабилитационный характер.

В Конституции вопросы социальной защиты и социального обеспечения отражены в нескольких статьях первой и второй глав. Речь идет о социальной поддержке граждан, которая заключается в дополнительных мерах защиты, зависимых от наличия определенных обстоятельств.

Благодаря такой заботе о своих гражданах, государство Россия имеет статус социального.

Оговоренная конституционная база организации социальной защиты населения предполагает выполнение следующих функций:

  1. Экономическая. Население чувствует эту поддержку при снижении темпов производства и ухудшении в связи с этим жизненного уровня. Государство разрабатывает дополнительный механизм альтернативного общественного производства, ведущего к экономическому подъему.
  2. Политическая. Защита стабильного общественного положения каждого гражданина заботит государство на уровне его политических структур. Формой поддержки тогда является сближение различных слоев населения и создание условий для достойной жизни.
  3. Демографическая. Данная составляющая направлена на рост численности населения. Материальное обеспечение семей с детьми, усилия, направленные на увеличение продолжительности жизни, стимулирование здорового образа жизни — направления социального обеспечения в этой области.
  4. Реабилитационная. Эту функцию определила профессор Р.И. Иванова. Она связана с особенностями жизни престарелых и нетрудоспособных граждан. Механизмами реализации являются забота о сохранении прав, свобод и здоровья.

Группа названных функций помогает государству обеспечить защиту граждан, находящихся в определенных рамках: сложных материальных, физических, психологических периодах.

Социальные задачи органов государственной власти субъектов федерации

К социальным задачам органов государственной власти субъектов федерации относятся:

  • правовое регулирование и организация социального обслуживания в субъектах РФ в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом;
  • определение уполномоченного органа субъекта РФ, в том числе на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании, а также на составление индивидуальной программы;
  • координация деятельности поставщиков социальных услуг, общественных организаций и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания, в субъекте РФ;
  • утверждение регламента межведомственного взаимодействия органов государственной власти субъекта РФ в связи с реализацией полномочий субъекта РФ в сфере социального обслуживания;
  • утверждение нормативов штатной численности организаций социального обслуживания субъекта РФ, нормативов обеспечения мягким инвентарем и площадью жилых помещений при предоставлении социальных услуг указанными организациями;
  • утверждение норм питания в организациях социального обслуживания субъекта РФ;
  • формирование и ведение реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг;
  • разработка, финансовое обеспечение и реализация региональных программ социального обслуживания;
  • утверждение законом субъекта РФ перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг, с учетом примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг, утверждаемого в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона;
  • утверждение порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг;
  • установление порядка утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг;
  • утверждение порядка организации осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания с указанием органа субъекта РФ, уполномоченного на осуществление такого контроля;
  • установление предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно;
  • утверждение размера платы за предоставление социальных услуг и порядка ее взимания;
  • обеспечение бесплатного доступа к информации о поставщиках социальных услуг, предоставляемых ими социальных услугах, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги, в том числе через средства массовой информации, включая размещение информации на официальных сайтах в сети Интернет;
  • установление мер социальной поддержки и стимулирования работников организаций социального обслуживания субъекта РФ;
  • организация профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования работников поставщиков социальных услуг;
  • ведение учета и отчетности в сфере социального обслуживания в субъекте РФ;
  • установление порядка реализации программ в сфере социального обслуживания, в том числе инвестиционных программ;
  • организация поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания в субъектах РФ в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ;
  • разработка и реализация мероприятий по формированию и развитию рынка социальных услуг, в том числе по развитию негосударственных организаций социального обслуживания;
  • разработка и апробация методик и технологий в сфере социального обслуживания;
  • утверждение порядка межведомственного взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ при предоставлении социальных услуг и социального сопровождения;
  • утверждение номенклатуры организаций социального обслуживания в субъекте РФ; создание условий для организации проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания;
  • иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Кабинет аналитика

Аналитик рассматривает документы пользователя и рассчитывает суммы и типы льготных выплат, а также размер социальной помощи. Аналитический кабинет — это не живой человек, а алгоритм, который действует на основе заложенных законов и правил.

После того, как предварительная проверка роботом завершена, за документы берется живой человек, который проверит и поможет получить нужные направления для управления аккаунтом и дальнейшей работы.

Чтобы связаться с оператором, нужно собрать портфель документов, заполнить заявление, ожидать, пока свяжется специалист для решения конкретного вопроса.

Чтобы быстрее получать помощь, нужно сразу «забить» город в личном кабинете. Например, указав город Тюмень, выплаты будут автоматом считаться для него, даже если гражданин переехал в Красноярский Край

В этом разделе и социальный калькулятор выплат. Это программа, которая поможет получить точные выплаты и рассчитать сумму. Данные предоставляются для ознакомления и могут меняться после получения справок и изменения сведений. Цифра, которую будет отображать калькулятор — ориентировочная. С таким разберется даже пенсионер.

Для того, чтобы воспользоваться калькулятором, нужно пройти небольшое анкетирование. Обычно спрашивают:

  • Год рождения;
  • Населенный пункт и область (например Свердловский район);
  • ИНН (номер налогоплательщика);
  • Декларацию о доходах;
  • Если гражданин занимается предпринимательством, то нужны выписки из ЕГРЮЛ;
  • Наличие медицинского полиса страховки (если на руках нет — может выдать работодатель);
  • Наличие альтернативной страховки;
  • Трудоустройство;
  • Социальный статус (замужем,женат);
  • Наличие уже имеющихся льгот и социальных выплат.

Следуйте инструкции и всё получится, тем более, что предоставляют образец. Перед отправкой нужно внимательно проверять данные, чтобы не отправлять заявку дважды.

Тоже самое узнают, позвонив по телефону и проведя консультацию в режиме телефонного разговора. Статистика показывает, что чаще люди звонят по телефону, так как рабочий стол кажется сложным и непонятным в первый раз.

Элементы системы социальной защиты населения

Основные элементы системы социальной защиты населения представлены на рисунке 3.

Элементы системы социальной защиты населения

Все элементы в совокупности составляют единую систему социальной защиты населения, организация управления которой осуществляется муниципальными органами власти на подконтрольных им территориях.

Более подробно каждую составляющую элементов системы социальной защиты населения рассмотрим ниже.

1. Социальное обеспечение. В законодательстве нашей страны в силу отсутствия закона о социальном обеспечении, ни в одном нормативно-правовом акте не отражено определение понятия «социальное обеспечение». В свою очередь, социальное обеспечение является инструментом социальной защиты населения, выраженной в предоставлении отдельным гражданам различных видов выплат и помощи. В состав социального обеспечения относят, в т.ч.: пенсии, пособия (по беременности и родам, по утрате трудоспособности, по потере кормильца и т.п.), а также иные пособия, предусмотренные законодательством к выплате в случае сложившейся с гражданином определенной ситуации, существенно ухудшающей его материальное и социальное положение в обществе. В то же время, стоит отметить тот факт, что возможность претендовать на меры социальной защиты населения в виде социального обеспечения не зависит от уровня доходов трудящегося, от фактического его официального трудоустройства, а также от участия гражданина в общественно – полезной деятельности.

2. Социальное страхование. Основным нормативно – правовым актом, регулирующим отношения в области социального страхования, является принятый еще в 1999 году и действующий по сегодняшний день федеральный закон № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования». В котором социальное страхование подразделяется на два вида: обязательное и добровольное. Социальное страхование в своем общем виде представляет систему созданных на уровне государства правовых, организационных и экономических мер, направленных на реагирования последствий изменения социального положения граждан.

3. Пенсионное страхование. Пенсионное страхование в своем общем виде представляет систему созданных на уровне государства правовых, организационных и экономических мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат и вознаграждений), достигших пенсионного возраста, либо имеющих иные права на получение пенсии.

4. Государственное пенсионное обеспечение. В своем общем виде представляет систему созданных на уровне государства правовых, организационных и экономических мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат и вознаграждений), в связи с назначением им пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

5. Здравоохранение. Система мер, осуществляемая органами государственной власти, органами региональной власти и органами местного самоуправления, направленная на охрану здоровья граждан, путем организации различных мероприятий – организационного, экономического, правового, социального и иного характера.

Кроме того, следует отметить, что отдельные элементы, которые могут являться составными частями организации системы социальной защиты населения, содержаться и в других системах, регулирующих общественные отношения, таких как: культура, спорт, образование и т.п. В частности, косвенным воздействием на уровень социальной защиты отдельного гражданина, может выступать, предоставляемое ему на бесплатной основе место в общежитии учебного заведения или бесплатных часов занятия спортом в спортивном зале, бассейне и т.п. Примером организации социальной защиты населения, а именно одним из ее элементов, являлось предоставление малообеспеченным слоям населения возмещения за оплату питания ребенка в школе. С начала следующего учебного года, такая мера поддержки будет осуществляться по отношению ко всем ученикам начальных школ в нашей стране, в связи с чем, можно задаться вопросом о статусе такой меры поддержки. Ведь, если ее будут получать в т.ч. граждане не нуждающиеся в ее получении по критериям материальной составляющей, то можно ли будет назвать такую поддержку одним из элементов социальной защиты населения.

Социальное обеспечение и социальная помощь

Социальная помощь — поддержка в денежной или натуральной форме, предоставляемая с учетом законодательно установленных гарантий по социальному обеспечению. Социальная помощь оказывается за счет средств местных органов власти, предприятий, внебюджетных и благотворительных фондов в целях оказания дифференцированной помощи нуждающимся, безработным и или нетрудоспособным гражданам и семьям с детьми.

Принятый летом 1999 г. Федеральный закон «О государственной социальной помощи», разрабатывавшийся как закон о перестройке всей системы социальной защиты на основе адресного принципа, в существующей редакции может означать лишь появление дополнительного вида социальных выплат, осуществляемых на основе проверки нуждаемости. Отсутствие механизмов реализации закона, в том числе финансовых, превращают государственную социальную помощь в еще один вид не финансируемых и потому не реализуемых социальных льгот и пособий.

Социальное обеспечение — государственная программа полного или частичного содержания нетрудоспособных. Социальное обеспечение — система социально-экономических мероприятий, гарантирующих:

  • — материальное обеспечение граждан в старости, в период временной нетрудоспособности, при потере кормильца в семье;
  • — обеспечение пособиями и предоставление льгот женщинам-матерям, семьям со сравнительно низкими среднедушевыми доходами и др.

Система социального обеспечения каждой страны имеет свои характерные особенности в связи с конкретными социально-экономическими условиями. Право на социальное обеспечение закреплено в Конституции Российской Федерации и представляет собой комплекс взаимосвязанных организационных и законодательных мер. В основном в Российской Федерации социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных групп населения осуществляется по двум основным направлениям — социальное обеспечение и социальная помощь.

Социальное обеспечение в России включает в себя следующие виды:

  • — пенсии (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные);
  • — пособия (временной нетрудоспособности, беременности и родам, многодетным и одиноким матерям, на детей в малообеспеченных семьях и военнослужащих срочной службы, инвалидов детства и др.);
  • — содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в специальныхучреждениях (домах-интернатах);

И хотя всей системе социального обеспечения присущи общие черты, но в то же время каждый вид имеет свои особенности. Эффективность работы социальной системы во многом зависит от продуманности механизма финансирования. Выплаты по социальному страхованию производятся из страховых фондов, в которых сосредотачиваются собранные в виде налогов средства. А государственные вложения осуществляются за счет ассигнований из бюджетных средств (республиканских и местных бюджетов). В итоге, средства на социальное обеспечение сосредоточиваются, прежде всего, в государственной службе и в фонде социального страхования.

Необходимо отметить для успешного функционирования системы социального обеспечения, роль системы управления социальной службой. В настоящее время управление социальной службой осуществляется органами социальной защиты населения совместно с органами здравоохранения, народного образования, культуры, физической культуры и спорта, правоохранительными органами, государственными службами по делам молодежи и занятости и иными органами управления, а также с общественными, религиозными, благотворительными организациями и фондами. В перспективе большую помощь по координации деятельности по социальному обслуживанию населения может осуществлять местная администрация, состоящая из депутатов, представителей заинтересованных организаций, финансовых и спонсорских кругов.

Субъекты и объекты социальной защиты населения

Организация социальной защиты населения реализуется органами муниципальной власти  в более широком смысле  и она  включает в себя не только прямую социальную защиту семьи, материнства и детства, охрану здоровья, но и косвенно, охрану окружающей среды, медицинскую помощь, образование, занятость, охрану труда, предоставление отдельных видов социального обеспечения, предоставление образовательных услуг, регулирование МРОТ, прожиточного минимума, государственный контроль за ценами, налогообложение и т.д. В связи с чем, необходимо определить субъектов и объектов социальной защиты населения. На рисунке 1 представлена характеристика субъектов и объектов социальной защиты населения.

Субъекты и объекты социальной  защиты населения

Существует несколько подходов к определению и характеристике понятия «социальная защита».

Первый подход называется системным, с позиции данного подхода организация социальной защиты населения рассматривается как определенная система гарантий, мероприятий и действия со стороны органов муниципальной власти.

Следующий подход называется институциональным, данный подход основан на представлении социальной защиты населения как социального института, призванного решать проблемы населения определенно муниципальной территории.

Действенный подход характеризуется через соотношение защиты населения с принятием и реализацией определенных решений по социально значимым вопросам  в области социальной защиты населения на территории муниципального образования. И последний, инструментальный подход характеризуется отношением социальной защиты населения как одного из инструментов общей социальной политики, проводимой в муниципальном образовании, органами местного самоуправления.

Все приведенные подходы к определению понятия «социальная защита населения», на наш взгляд, в той или иной степени отражают определенные аспекты или составляющие данного понятия, при этом некоторые понятия ориентированы не на раскрытие сущности категории, а на комплекс мер по реализации конкретных гарантий, что является недостатком этих понятий. Исходя из представленных выше подходов, можно сформировать единое, в полной мере отражающее точное и полное определение социальной защиты населения понятие.

Организация социальной защиты населения – это функционально – институционная система, определяющая основные направления в области реализации государственной и региональной социальной политики, местными органами власти, направленной на обеспечение достойной жизни населения, развития личности и формирования социальной стабильности общества за счет создания соответствующими его субъектами форм и видов защиты от наступления негативного воздействия и последствий социально – экономических рисков, на территории определенных муниципальных образований.

Кабинет органа, назначающего меры социальной поддержки

Это аналог исполнительного органа и фонда РФ. Тут гражданам непосредственно и назначается помощь в указанном размере. После прохождения первых двух инстанций, пользователей направляют сюда, чтобы оформили свой статус и получили положенную помощь. Объявлять назначение и утверждать выплаты будут именно тут.

Благодаря налаженной системе и умным алгоритмам, только 2% граждан возвращаются на дополнительные процедуры в первые инстанции. Остальные же успешно получают компенсации и выплаты.

Сюда можно обращаться по таким вопросам:

  • Безработица;
  • Беременность и получение пособия;
  • Возврат выплат;
  • Больничный;
  • Детский фонд выплат;
  • Начисления педагогам;
  • Пенсии по инвалидности;
  • Помощь на погребение;
  • Выплаты за попечительство;
  • Капитал на ребенка.

Чтобы избежать головной боли — предусмотрена простая инструкция. Для того, чтобы претендовать на помощь, нужно:

  1. Получить нужные справки.
  2. Удостоверить личность.
  3. На основании направления из других кабинетов выбрать раздел.
  4. Загрузить документы и кратко изложить цель обращения (пример прилагается).
  5. Отправить письмо и документы, нажав соответствующую кнопку.

Всего 4 шага и заявка на получение выплат отправлена экспертам на рассмотрение. Срок — до 14 рабочих дней, хотя обычно стараются рассматривать заявки не дольше 2 суток.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий