ЕСПЧ – что это такое? Европейский суд по правам человека

жалоба в еспч: содержание

П. 2 ст. 35 Европейской Конвенции гласит, что суд не принимает к рассмотрению никакую индивидуальную жалобу, поданную в соответствии со ст. 34, если она:

– является анонимной;

-является по существу аналогичной той, которая уже была рассмотрена Судом, или уже является предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования, и если она не содержит новых относящихся к делу фактов.

Кроме того, согласно п. 3 указанной статьи Конвенции суд объявляет неприемлемой любую индивидуальную жалобу, поданную в соответствии с положениями ст. 34, если он сочтет, что:

1.Эта жалоба является несовместимой с положениями настоящей Конвенции или Протоколов к ней, явно необоснованной или злоупотреблением правом подачи индивидуальной жалобы.

Судом может быть установлено злоупотребление правом подачи индивидуальной жалобы, если она содержит ненормативную лексику, оскорбления Европейского Суда по правам человека, если заявитель грубо выходит за рамки дозволенного. Также, исходя из практики, злоупотреблением правом на подачу жалобы в ЕСПЧ может расцениваться отсутствие ответа со стороны заявителя более чем на 2 запроса Европейского Суда.

2. Заявитель не понес значительный вред, если только принцип уважения к правам человека, как они определены в настоящей Конвенции и Протоколах к ней, не требует рассмотрения жалобы по существу и при условии, что не может быть отказано на этом основании в рассмотрении любого дела, которое не было надлежащим образом рассмотрено внутригосударственным судом.

Неприемлемой жалоба может быть признана судом также и в том случае, если заявитель отзывает жалобу или если между сторонами достигается мировое соглашение.

Пленум суда и администрации

Пленарный суд – это собрание всех судей суда. Судебных функций у него нет. Он избирает председателя суда, вице-президента, регистратора и заместителя регистратора. Он также занимается административными вопросами, дисциплиной, методами работы, реформами, созданием палат и принятием Регламента Суда.

Председатель Суда, два вице-президента (также президенты секций) и три других президента секций избираются Пленарным судом, президенты секций избираются Пленарным судом, формирование состоит из 47 избранных судей Суда. . Полномочия держателей продлеваются на три года. Они известны своей моралью и компетентностью. Они должны быть независимыми и несовместимы с другими функциями. Они не могут быть отозваны государством их происхождения, а могут быть отменены только по решению их коллег, принятому большинством в две трети голосов и по серьезным причинам.

В настоящее время председателем суда является Роберт Спано из Исландии, а двумя вице-президентами являются Йон Фридрик Кьельбро из Дании и Ксения Туркович из Хорватии.

Особые евразийские альтернативы

По данным “Коммерсанта”, российские власти рассматривают сразу три альтернативы ЕСПЧ. 

  • Татьяна Москалькова (уполномоченный по правам человека в Российской Федерации) предлагает создать новый орган на основе ШОС (Шанхайская организация сотрудничества; страны-члены: Казахстан, Киргизия, Китай, Россия, Таджикистан и Узбекистан),
  • Валентина Матвиенко (председатель Совета Федерации) заявила о необходимости суда СНГ (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Узбекистан), 
  • Сергей Степашин (председатель Ассоциации юристов России) заявляет о необходимости учредить Евразийский суд по военным преступлениям.

Маловероятно, что в состав стран-участников последнего войдет Китай (эта страна предпочитает не делать лишнего и необязательного), считают эксперты, но можно предположить, что этот орган смог бы найти членов в числе других союзников Российской Федерации. Функции этого или подобного органа со временем могли бы быть расширены. 

Но вряд ли кто-то будет спорить, что для тех, кто не смог добиться правосудия в российских судах, рассчитывать на справедливость со стороны судьи из КНДР было бы как минимум наивно. 

Рассмотрение российских дел после выхода РФ из Конвенции по правам человека

  • Согласно заявлению ЕСПЧ, РФ перестанет быть страной — участником Конвенции 16-го сентября 2022 г. Поэтому до 16-го сентября ЕСПЧ может рассматривать жалобы против России. 
  • После 16-го сентября ЕСПЧ сможет рассматривать дела против России в случае если нарушение Конвенции произошло до 16-го сентября 2022 г. 
  • Поскольку дела в ЕСПЧ рассматриваются долго, новости о решениях суда по искам российских граждан будут приходить еще несколько лет.  
  • Будет ли Российская Федерация исполнять решения ЕСПЧ? На этот счет существуют различные точки зрения. 

К моменту исключения России из Совета Европы ЕСПЧ рассматривал 17787 жалоб против России, из них 12366 находились на первом этапе разбирательства (до решения о приемлемости жалобы для суда).

За то время, когда юрисдикция ЕСПЧ распространялась на Россию, на рассмотрение суда было передано более сотни тысяч дел; по данным на 2020 г., суд рассмотрел и вынес 2365 решений. Не все из них исполнялись, но существенная часть решений ЕСПЧ была признана российскими органами. 

С большим количеством оговорок можно признать, что юрисдикция ЕСПЧ в отношении России позволяла ей оставаться в европейском правовом поле, и что этому есть конкретное подтверждение. 

Евросуд

Столь высокий судебный орган имеет широкие правовые полномочия, поскольку все его решения обязательны к исполнению страной, ратифицировавшей Конвенцию. К таким странам относится и Россия

В то же время, важно понимать, что ЕСПЧ не является высшей судебной инстанцией по отношению к национальным судебным актам. Так, приговор нельзя обжаловать после прохождения российских инстанций в ЕСПЧ, но можно обратиться с жалобой на нарушение прав человека, затронутых этим приговором

Рассмотрев жалобу, Европейский суд вправе признать, что нарушение прав человека имело место и обязать государство компенсировать потери заявителя.

Граждане разных стран довольно часто обращаются за защитой в Страсбург, пройдя перед этим все инстанции у себя на родине. Ежегодно ЕСПЧ рассматривает сотни тысяч жалоб от заявителей, и в определенных случаях их доводы признают обоснованными, им присуждают компенсацию. Что касается нашей страны, россияне чаще всего жалуются в ЕСПЧ на нарушение права на свободу, личную неприкосновенность и на справедливое судебное разбирательство.

В соответствии с положениями ст. 34 Конвенции, абсолютно любое физическое или юридическое лицо (неправительственная организация) могут подать жалобу в Страсбургский суд, если сочтут, что основные права и свободы нарушены.

Можно обратиться за квалифицированной помощью юристов-международников, специализирующихся на составлении и подаче обращений в Евросуд. Если финансовой возможности оплатить услуги юриста нет, при желании и должной внимательности можно попробовать обратиться в Страсбург самостоятельно. Кстати, за рассмотрение жалобы госпошлина или иные сборы этим судом не взимаются.

Критерии приемлемости жалобы

Обратимся к статье 35 Конвенции: именно в ней содержатся условия приемлемости, то есть правила, только лишь при соблюдении которых Евросуд примет жалобу к рассмотрению:

1. Все методы восстановления своих прав в родном государстве, гражданином которого является заявитель, исчерпаны. Какие именно инстанции обязан пройти гражданин перед обращением в ЕСПЧ, в Конвенции не сказано. Исходя из практики, он должен доказать путем предоставления соответствующих документов, что его вопрос был разрешен судом первой и последующих инстанций с результатом в виде решения, приговора или определения.

Так, после рассмотрения уголовного дела в суде первой инстанции – к примеру, в районном суде, предполагается обжалование приговора в апелляционном порядке в судебную коллегию областного (краевого) уровня. Далее можно добиваться положительного результата путем обращения в кассацию. Похожий порядок обжалования предусмотрен и по гражданским делам.

2. Срок подачи жалобы составляет 6 месяцев со дня последнего решения национальной судебной системы. То есть, отсчет ведется со дня, следующего за вынесением окончательного решения. К примеру, если кассационное определение состоялось 01.03.2022, то последним днем периода, когда можно подать жалобу в ЕСПЧ, будет считаться 01.09.2022. Кроме того, 6 месяцев могут быть отсчитаны от самих событий, нарушающих права человека, но только в том случае, если не имелось никакой эффективной защиты – к примеру, ситуация не предусматривает возможности судебного обжалования.

Так, в определенных ситуациях с жалобой в ЕСПЧ могут обращаться и родственники лица, права которого были нарушены – к примеру, когда данное лицо умерло. Обычно эти жалобы связаны с несогласием с отказом в возбуждении уголовных дел или другие процессуальные решения следственных органов (прекращение  или приостановление дел). В таких случаях родственники также должны представить подтверждение о принятии всех мер по восстановлению прав умершего в своем государстве, но при этом иногда достаточно принятия досудебных мер защиты.

К примеру, когда неоднократно отказывают в возбуждении по заявлению о пропаже ребенка – в данном случае жалоба может быть признана приемлемой и без обжалования решений следственных органов в суд, поскольку налицо неэффективное расследование и судебное решение не имело бы существенного влияния на восстановление нарушенных прав.

Днем подачи считается дата почтового штампа. Если заявление подавалось лично или через представителя – то дата, проставленная в Секретариате ЕСПЧ.

По общим правилам, Евросуд не примет к рассмотрению, если:

  • обращение анонимно, то есть не указано, кто автор и где проживает;
  • жалоба подана повторно по вопросу, который уже разрешался Страсбургским судом или иными судами международного уровня;
  • обращение является явно необоснованным и противоречащим положениям Конвенции;
  • ущерб интересам заявителя малозначительный (сутяжничество).

Структура ЕСПЧ

Количество судей должно быть равно количеству участников Конвенции. ЕСПЧ состоит из 47 судей. Протокол № 14 гласит, что судьи могут быть избраны на 9 лет. Судейский состав избирается ПАССЕ из перечня, включающего три кандидатуры, который подает каждое государство

Определение 2

Вспомогательным органом суда является Секретариат ЕСПЧ. В состав Секретариата входят юристы, администрация, технические работники, переводчики.

На должность судей избираются люди с высокими моральными качествами и высоким уровнем профессионализма, обладающие общепризнанным авторитетом Судьи не могут быть переизбраны на другой период.

Дела в суде рассматривают Комитеты, куда входят три судьи, Палаты, куда входят семь судей и Большая палата, состоящая из семнадцати судей.

В Суде проходят Пленарные заседания, куда приглашаются все судьи Суда. В компетенции Пленарного заседания находятся: выборы Председателя, его заместителей, Председателей палат, а также утверждение состава палат, выборы Грефье и его заместителей.

Определение 3

Грефье – должностное лицо Суда, в обязанности которого входит составление официальных отчетов, редактирование документов. Это секретарь высших судебных мест.

В суде работают четыре секции, образованные на Пленарном заседании. Рассмотрением дел и вынесением решений по существу занимаются Палаты Суда и Большая палата.

Дело для рассмотрения передается в одну из Секций, которая, в свою очередь, образует Палату, куда входят Председатель Секции, судья от страны – стороны по делу, и пять человек, представителей секции, назначенных председателем.

Для рассмотрения дел в Большой палате необходимо присутствие судьи от страны, необходимого количества судей. Председательствует в Большой палате Председатель Суда или его заместитель. В юрисдикции Большой палаты находятся самые сложные дела ЕСПЧ.

Комитеты образуются сроком на один год и решают вопросы о приемлемости жалобы по требованиям Конвенции. Задачей Комитетов является не рассмотрение жалобы по существу, а проверка по критериям. Три судьи принимают решения по типовым делам, где правоприменение Суда явно прослеживается.

Замечание 1

Суд может обратиться с просьбой к Комитету об уменьшении числа судей в палате для более продуктивного рассмотрения дел.

Грефье руководит деятельностью Секретариата ЕСПЧ, ведущего переписку с заявителями, помогающего судье-докладчику по делу.

Россия ратифицировала Протокол № 14 к Конвенции в 2010 году, в него внесены изменения в контрольный механизм Конвенции. Применение Протокола осуществляется наряду с процедурами совершенствования функционирования ЕСПЧ для укрепления стабильности его Регламента. Комитеты министров Совета Европы контролируют использование финансовых средств и обеспечение подбора персонала Секретариата.

Процессуальные нормы рассмотрения жалоб в ЕСПЧ принимаются в форме международного договора, подлежащего ратификации, или выраженным государственным согласием на его обязательность.

Замечание 2

Если Россия является одной из сторон спора, а судья – не член Комитета, Россия имеет право требовать предоставления судье возможности замещения одного из членов Комитета.

Адреса, по которым можно написать в ООН

Теоретически возможно обратиться в один из четырех профильных комитетов ООН, занимающихся защитой прав человека. 

  • Комитет по правам человека
  • Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин 
  • Комитет по ликвидации расовой дискриминации
  • Комитет против пыток

Конституционный суд Российской Федерации в одном из своих решений признал вердикт Комитета по правам человека ООН достаточным основанием для пересмотра существующего дела. Однако российский суд не пересмотрел еще ни одного дела на основании решений профильных комитетов ООН. 

Возможность “пересмотра дела” (в том же российском суде) — не всегда и не совсем то, что хотели бы получать от международных правозащитных органов граждане РФ, которым, по их мнению, не удалось добиться справедливости в судебных органах России. ЕСПЧ, хотя и с некоторыми оговорками (Россия признала право не исполнять решения ЕСПЧ, если они противоречат ее Конституции), на протяжении 1996‒2022 гг. играл роль последней юридической инстанции в российских делах. 

Эксперты указывают, что ЕСПЧ обладал реальными механизмами исполнения своих решений в России. Вердикты комитетов ООН — это только “мнения”. 

Тем не менее, на данный момент, особенно с учетом прекращения работы ЕСПЧ с делами по России после 16-го сентября, комитеты ООН остаются для граждан РФ единственной возможностью добиться правосудия, если, по их мнению, приговор или действия российских правоохранительных или судебных органов не были справедливыми. 

Специалисты, работавшие с оформлением российских дел для последующего рассмотрения в ЕСПЧ, перепрофилируются и предлагают оказывать помощь на новом направлении. 

“Теперь вы можете написать письмо в ООН”. 

Механизм рассмотрения дел и принятия решения

Право подать заявление в ЕСПЧ имеют граждане стран, которые представлены в Совете Европы (Украина и Россия еще в 1990-х годах вступили в эту парламентскую европейскую организацию) после того, как не смогли отстоять нарушенные права в рамках национальной судебной системы. Также иск может идти от государства. Ответчиком в таком случае выступает другое государство, которое нарушило права гражданина государства – истца.

До 1 октября 1994 года исковые заявления попадали сначала на рассмотрение комиссии по правам человека. Комиссия принимала дело в производство и в процессе работы решала, можно ли исчерпать проблему на уровне комиссии или стоит передать дело в производство суда. После вышеуказанной даты люди и государства смогли подавать жалобы уже непосредственно в суд, так как комиссия как орган была ликвидирована.

Приняв жалобу, канцелярия суда проверяет ее на соответствие нормам деловодства и подсудность ЕСПЧ. При соблюдении всех требований назначается слушание по делу и потом выносится решение.

Схема рассмотрения жалобы в ЕСПЧ

Практические рекомендации по заполнению формуляра жалобы в ЕСПЧ:

  • пишите разборчиво. Желательно напечатать текст;
  • заполните все относящиеся к Вам поля. В противном случае ваш формуляр будет считаться неполным и не будет принят к рассмотрению;
  • не используйте символы и сокращения: опишите четко словами то, что вы хотите сказать;
  • пишите кратко;
  • по возможности формуляр жалобы необходимо скачать с сайта Суда и заполнить в электронном виде. Это ускорит рассмотрение дела.

Для подачи жалобы в соответствии со статьей 34 Конвенции необходимо заполнить предоставленный Секретариатом суда формуляр, если Суд не решит иначе. Соответствующие разделы формуляра должны содержать всю необходимую информацию, в частности:

1.(a) полное имя, дату рождения, гражданство и адрес заявителя, а в случаях, когда заявителем выступает юридическое лицо – его полное название, дату регистрации, регистрационный номер (при наличии такового) и официальный адрес;

(b) при наличии представителя – его полное имя, адрес, номер телефона и факса, а также электронный адрес;

(c) при наличии представителя – дату и собственноручную подпись заявителя в разделе «Одобрение полномочий» формуляра жалобы; собственноручную подпись представителя,выражающую его/ее согласие действовать от имени заявителя также в разделе «Одобрение полномочий» формуляра жалобы;

(d) наименование Высокой Договаривающейся Стороны или Сторон, против которых подается жалоба;

(e) краткое и легкочитаемое изложение фактов;

(f) краткое и легкочитаемое изложение предполагаемого нарушения или нарушений Конвенции и соответствующих аргументов; и

(g) краткое и легкочитаемое заявление о соблюдении условий приемлемости, установленных пунктом 1 статьи 35 Конвенции.

2. (a) Сведения, указанные в пунктах 1 (e) -(g) и изложенные в соответствующих разделах формуляра, должны быть достаточными для того, чтобы Суд смог определить суть и объем жалобы, не обращаясь ни к каким другим документам.

(b) Вместе с тем, заявитель может дополнить жалобу, приложив к формуляру более подробное описание фактов и предполагаемых нарушений Конвенции, а также развернутое изложение собственных аргументов. Размер такого дополнения не должен превышать 20страниц.

3.1. Формуляр жалобы должен быть подписан заявителем или его представителем и иметь в качестве приложения:

(a) копии относящихся к делу документов, в том числе судебных и иных решений, связанных с предметом жалобы;

(b) копии документов и решений, подтверждающих соблюдение условий приемлемости (исчерпание внутренних средств правовой защиты и правило шести месяцев), установленных пунктом 1 статьи 35 Конвенции;

(c) при необходимости, копии документов, касающихся разбирательства или урегулирования в любых других международных органах;

(d) если заявителем выступает организация согласно статье 47 § 1 (a) – документ или документы, подтверждающие полномочия лица, подающего жалобу, представлять интересы заявителя.

3.2. Формуляр должен сопровождаться списком приложенных документов, в котором документы должны быть перечислены в хронологическом порядке и пронумерованы.

4. Заявитель, не желающий разглашения данных о своей личности, должен уведомить об этом Суд и изложить причины, оправдывающие такое отступление от обычного правила об открытом доступе к информации по делу в Суде. Председатель Палаты уполномочен удовлетворить просьбу о предоставлении анонимности или предоставить ее по своей инициативе.

5.1. В случае несоблюдения требований, указанных в пунктах 1-3 настоящей статьи, жалоба не будет рассмотрена Судом, кроме тех случаев, когда:

(a) заявитель предоставил убедительное объяснение причин, по которым эти требования не были соблюдены;

(b) речь идет о ходатайстве о применении обеспечительных мер;

(c) Суд по своей инициативе или по просьбе заявителя примет соответствующее решение.

5.2. Суд в любой момент может направить заявителю запрос о предоставлении в фиксированный срок информации или документов в той форме и тем способом, какие Суд сочтет целесообразными.

6. (a) Датой подачи жалобы по смыслу пункта 1 статьи 35 Конвенции считается дата отправки в Суд формуляра жалобы, соответствующего требованиям настоящей статьи. Датой отправки считается дата, указанная на почтовом штемпеле.

(b) Тем не менее, при наличии достаточных оснований Суд вправе принять решение о том, что датой подачи будет считаться иная дата.

7. Заявители должны информировать Суд о любых изменениях адреса и всех обстоятельствах,имеющих отношение к предмету жалобы.

Судебное толкование

Основным методом судебного толкования ЕСПЧ является доктрина «живого инструмента» , означающая, что текст ЕКПЧ «должен интерпретироваться в свете современных условий», а не намерений его создателей . В деле « Маматкулов и Аскаров против Турции» (2008 г.) суд подчеркнул, что «защищает права личности как практические и эффективные, а не теоретические и иллюзорные средства защиты». Другой ключевой частью толкования Суда является Венская конвенция 1969 года о праве международных договоров . Одна из областей, в которой доктрина «живого инструмента» со временем изменила судебную практику ЕСПЧ, – это дифференцированное обращение, основанное исключительно на этнической принадлежности , поле, религии или сексуальной ориентации , что с большей вероятностью будет квалифицироваться как необоснованная дискриминация . Кроме того, с распространением альтернативных семейных отношений суд расширил определение семьи в соответствии со статьей 8, например, на однополые пары , как в деле Олиари и другие против Италии (2015). Хотя защитники утверждают, что доктрина «живого инструмента» необходима для того, чтобы суд оставался актуальным, а его решения – адаптироваться к реальным условиям, критики называют такие интерпретации чрезмерным или судебным активизмом .

Предел признательности

ЕСПЧ использует доктрину свободы усмотрения , ссылаясь на право государств-членов устанавливать моральные стандарты в разумных пределах. Со временем суд сузил пределы усмотрения (до точки «прекращения» свободы усмотрения). Сужение свободы усмотрения является объектом критики со стороны тех, кто считает, что ЕСПЧ должен минимизировать свою роль, особенно со стороны Соединенного Королевства.

Сторонники более строгого признания свободы усмотрения ссылаются на местные концепции прав человека, специфичные для контекста каждой страны и ее культуры, и на риск вынесения суждений, не имеющих местной культурной и низовой легитимности. Критики утверждают, что принцип «формирующегося консенсуса» государств-членов, по которому действует ЕСПЧ, в корне ошибочен, потому что такой консенсус часто опирается на тенденции, и исторически во многих случаях социальный и политический консенсус ретроспективно признавался ошибочным. Такой подход обвиняется в том, что он рискует подвергнуть стигматизации и принуждению несколько несогласных стран, поощряя менталитет стаи . Более того, критики утверждают, что ЕСПЧ утверждал, что такой консенсус существует даже тогда, когда объективно его не было, из-за судебной активности его судей. Было сказано, что отсутствие четкого определения того, как достигается консенсус, снижает его легитимность. Более того, по мере роста ЕСПЧ согласие между членами уменьшается.

Однако доктрина свободы усмотрения также подверглась резкой критике со стороны юристов и ученых, которые заявляют, что она подрывает универсальный характер прав человека.

Кто представляет некоторые постсоветские государства в этом суде?

Стать судьей Европейского суда – мечта многих юристов, потому что такой факт можно расценивать как высшее признание заслуг перед обществом.

В ЕСПЧ судья от России сегодня – бывший судья Верховного арбитражного суда Дмитрий Дедов (каденция заканчивается 1 ноября 2021 года). Срок пребывания на должности представителя государства Грузия Ноны Цоцории заканчивается скоро – 1 февраля 2017 года. Украину представляет судья Анна Юдковская. С 2012 по 2015 год женщина была в декретном отпуске, поэтому Украина воспользовалась исключительным (лишь для подобных случаев) правом назначить своего представителя без выбора. Им был Станислав Шевчук.

Беларусь не имеет представителей в ЕСПЧ. “Что это такое за нарушение?” – скажут многие. Дело в том, что Беларусь – единственная страна континента, не входящая в состав Совета Европы.

Порядок и решения

Большая палата Европейского суда по правам человека

После предварительного определения приемлемости суд рассматривает дело, заслушивая представления обеих сторон. Суд может провести любое расследование, которое сочтет необходимым, по фактам или вопросам, поднятым в заявлении, и договаривающиеся государства должны предоставить суду всю необходимую помощь для этой цели.

Европейская конвенция о защите прав человека требует , чтобы все слушания быть открытыми, если нет исключительных обстоятельств , оправдывающих проведение частного слушания. На практике большинство дел рассматривается при закрытых дверях после письменных заявлений. В конфиденциальном разбирательстве суд может помочь обеим сторонам в достижении урегулирования, и в этом случае суд следит за соблюдением соглашения с конвенцией. Однако во многих случаях слушание не проводится.

Коллегия суда решает как вопросы о приемлемости дела, так и по существу. Как правило, оба эти вопроса рассматриваются в одном решении. В окончательных постановлениях суд делает заявление о том, что договаривающееся государство нарушило конвенцию, и может обязать договаривающееся государство выплатить материальный и / или моральный ущерб и судебные издержки, понесенные национальными судами и судом при возбуждении дела.

Решения суда являются публичными и должны содержать мотивы, обосновывающие решение. Статья 46 конвенции предусматривает, что договаривающиеся государства обязуются подчиняться окончательному решению суда. С другой стороны, консультативные заключения по определению не имеют обязательной силы. На сегодняшний день суд последовательно постановил, что в соответствии с конвенцией он не обладает юрисдикцией отменять внутренние законы или административную практику, которые нарушают конвенцию.

Комитет министров Совета Европы отвечает за надзор за исполнением постановлений суда. Комитет министров наблюдает за внесением изменений договаривающимися государствами в их национальное законодательство с целью его совместимости с конвенцией или отдельными мерами, принимаемыми договаривающимся государством для устранения нарушений. Решения суда являются обязательными для соответствующих государств-ответчиков, и государства обычно подчиняются решениям Суда.

Палаты решают дела большинством голосов. Любой судья, слушавший дело, может приложить к приговору особое мнение. Это мнение может совпадать или не совпадать с решением суда. В случае равенства голосов голос Президента является решающим.

Исчерпание внутренних средств правовой защиты

Статья 35 Европейской конвенции о правах человека устанавливает в качестве предварительного условия для обращения в Европейский суд по правам человека исчерпание внутренних средств правовой защиты. Это условие является следствием субсидиарной юрисдикции наднационального суда, который следит за применением конвенции и стремится искоренить нарушения прав человека. Заявитель должен доказать неспособность национальных судов исправить нарушения, используя соответствующие средства правовой защиты, эффективные и адекватные, и по существу заявив о нарушении Конвенции.

жалоба в еспч: суть и критерии

Прежде чем рассматривать порядок обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ), необходимо отметить, что ЕСПЧ принимает индивидуальные жалобы от заявителей и рассматривает дела с рядом определенных особенностей, в частности, рассматривает жалобы на нарушение требований Конвенции и своим решением лишь устанавливается, было ли допущено такое нарушение. Европейский Суд не является высшей инстанцией судебной системы государства-участника Конвенции, в связи с чем не может отменять решение, вынесенное государственным органом или судом Российской Федерации как участника Конвенции, или направлять его на новое рассмотрение. В то же время Суд может присудить выплату материальной компенсации и возмещение всех расходов и издержек со стороны государства в пользу заявителя.

Таким образом, предметом жалобы в ЕСПЧ могут быть только те права и свободы, которые гарантированы Европейской Конвенцией по правам человека и Протоколами к ней. По сравнению с Конституцией РФ перечень таких прав и свобод весьма ограничен. Кроме того, жалоба может быть подана только на те нарушения, которые имели место после даты ратификации Европейской Конвенции конкретной страной (5 мая 1998 г. для РФ).

Индивидуальные жалобы Европейским Судом по правам человека в соответствии со ст. 34 Конвенции принимаются от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения одной из Высоких Договаривающихся Сторон их прав, признанных в настоящей Конвенции или в Протоколах к ней. Жалобы против частных лиц Европейским Судом к рассмотрению не принимаются.

Индивидуальная жалоба подается только по поводу действий (бездействия), решений органов государственной власти и должностных лиц

Заявителю не обязательно являться гражданином государства-участника Конвенции, важно, чтобы именно таким государством были нарушены гарантируемые Конвенцией права заявителя. Также по отношению к физическим лицам не требуется достижения определенного возраста или дееспособности для обращения c жалобой в ЕСПЧ

Что касается юридических лиц, они должны быть независимы от государства. В том же случае, если юридическое лицо в то или иной мере зависит от государства, в целях принятия на рассмотрение жалобы Европейским Судом необходимо учитывать, насколько это существенно.

Кроме того, чтобы жалоба была принята к рассмотрению Европейским судом по правам человека, заявитель должен обладать статусом жертвы. При подаче заявления группой лиц каждый заявитель должен обладать статусом жертвы.

В практике Европейского суда встречаются три типа жертвы. Как правило, заявителем является непосредственная жертва, т.е. лицо, группа частных лиц, собственно чьи права и были нарушены со стороны государства-участника Конвенции. В определенных случаях Европейским Судом рассматриваются также дела, по которым жертва может быть косвенной и потенциальной. Косвенной жертвой является заявитель, чье право нарушено вследствие нарушения прав другого. Как правило, это родственники пострадавших, когда сами пострадавшие не могут подать жалобу лично или когда во время разбирательства умирает заявитель.

Потенциальной жертвой является лицо, у которого есть реальные основания полагать, что со стороны государства были допущены нарушения его прав, предоставляемых Европейской Конвенцией. При этом заявителем должны быть приведены косвенные доказательства, указывающие на допущение такого нарушения со стороны государственных органов, должностных лиц. Кроме того, в определенных случаях с жалобой в Суд может обратиться лицо, у которого есть все основания полагать, что его права в будущем будут нарушены, и это повлечет за собой непоправимый для заявителя ущерб.

Еще одним условием принятия жалобы Европейским Судом к рассмотрению является исчерпание всех внутренних средств правовой защиты, как это предусмотрено общепризнанными нормами международного права, и в течение шести месяцев с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу (п.1 ст. 35 Конвенции). В своих решениях ЕСПЧ уточнил, что такие средства защиты должны быть эффективны, доступны и целесообразны. Для Российской Федерации шестимесячный срок начинает течь с момента вступления в силу решения по делу суда апелляционной инстанции. Срок подачи жалобы восстановлению не подлежит. Повторная подача жалобы возможна лишь в том случае, если при первоначальной подаче жалобы не были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты. В тех же случаях, когда дело не доходит до суда, шестимесячный срок начинает течь, когда исчерпаны все эффективные средства защиты.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий