Механизм распределения таможенных пошлин
Среди основных критериев деятельности Союза можно выделить программу централизованного распределения таможенных пошлин, что уплачиваются при пересечении рубежей ЕАЭС при ввозе/вывозе товаров. При распределении используется единый механизм долевого участия:
- РФ получает 85,33% от всех поступлений;
- Казахстан – 7,11%;
- Беларусь – 4.55%;
- на долю Кыргызстана приходится 1.9%;
- на долю Армении – 1.11%.
С учетом представленной информации, можно отметить, что ныне действующий Таможенный союз является основательным инструментом для экономического объединения государств, состоящих в ЕАЭС.
Этапы формирования: первые участники, настоящее время, планы на будущее
В 2001 году бывшими республиками СССР было учреждено Евразийское экономическое сообщество для реализации идей объединенного экономического пространства. В состав сообщества вошли 6 стран. И только три из них (Россия, Казахстан и Белоруссия) объединили свои территории, став первыми участниками Таможенного союза. С 2015 года по причине создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС) сообщество было упразднено. Членство в ЕАЭС автоматически влекло за собой участие в Таможенном союзе (ТС) с применением единых тарифов пошлин.
Одновременно с вступлением в ЕАЭС в 2015 году к ТС примкнули Армения и Киргизия.
Тунис и Сирия изъявили желание стать членами Союза. Существует предложение приобщить к территории и Турцию, но реальных действий для подписания договоров с этими государствами пока не предпринято.
Примечания
Русский мир | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
|
Внешняя политика России | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Исключения
Сообщество государств во взаимном сотрудничестве оговаривают ограничения в области:
- охраны здоровья, жизни;
- обеспечения морали, правопорядка;
- защиты окружающей среды, животных и экологического поддержания;
- сохранения культурных ценностей;
- выполнения международных обязательств;
- обороны страны, безопасности.
Фото: pixabay
Вводятся ветеринарно-санитарные, карантинные меры, если этого требуют обстоятельства. Расшифровка статей отражается в соглашениях.
Оборот отдельных товаров может ограничиваться, то есть порядок перемещения, обращения определяется договорами между участниками.
Направления деятельности:
В настоящее время странами участницами обсуждается опыт создания
национальных сетей промышленной кооперации и субконтрактинга, функционирования
бирж и региональных центров промышленного аутсорсинга как эффективных
инструментов поиска и взаимодействия промышленных партнеров в государствах
ЕАЭС.
Прорабатывается вопрос о формировании и
функционировании евразийских технологических платформ как эффективном
инструменте реализации промышленного сотрудничества в рамках Союза. Они будут
создаваться на основе частно-государственного партнерства. К настоящему моменту
уже сформированы семь пилотных евразийских технологических платформ
(«Суперкомпьютеры», «Медицина будущего», «Светодиоды», «Фотоника», «Легкая
промышленность», «Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК» и
«Биоэнергетика»). С помощью данных платформ не только заполнится
внутренний рынок ЕАЭС, но и будет развиваться экспорт своей продукцию в третьи
страны.
Договор
«О Евразийском экономическом союзе» был подписан 29 мая 2014 г. в Астане
(Казахстан) и вступил в силу 1 января 2015 года. В ЕАЭС обеспечивается свобода
передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение
скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.
Основополагающими ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и
повышения конкурентоспособности национальных экономик стран-участников и
создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного
уровня населения государств-членов.
На 1
июля 2015 г. членами ЕАЭС являются Киргизская Республика, Республика Армения,
Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация.
Налогообложение в ЕАЭС
Юридические лица, занимающие импортом товара среди держав – участников, уплачивают:
- НДС.
- Акцизы.
Взимают налоговые органы. Исключение – акцизы по маркированным товарам. Их взимают таможенные органы. Даже применение систем льготных система налогообложения не предусматривает освобождение от уплаты косвенных налогов.
Предусмотрены случаи освобождения от уплаты косвенных налогов. Это:
- На основании ст. 150 НК РФ – товары, которые освобождены от налогообложения при ввозе их в РФ.
- Товары, которые ввозятся гражданами для личных, а не для предпринимательских целей.
- Товары, передача которых осуществляется в пределах одного юридического лица.
При экспорте товаров применяется ставка НДС, равная 0%. От уплаты акцизов также полное освобождение. Право применения нулевой ставки по НДС должно быть подтверждено документами:
- Договорами.
- Заявлениями.
- Транспортными документами.
Таможенный союз ЕАЭС
Общее таможенное пространство для свободного движения товаров и услуг было создано в 2010 году между странами:
- Беларусь,
- Россия,
- Казахстан.
В декабре 2010 года эти три страны подписали Декларацию о создании единого экономического пространства, положив начало ЕАЭС.
В 2012 году это сотрудничество вступило в действие как Единое экономическое пространство. К свободному движению товаров и услуг добавились капитал и рабочая сила.
В 2015 году к ним присоединились ещё две страны:
- Армения,
- Киргизия.
Таким образом, участниками ТС ЕАЭС на 2020 год являются:
- Беларусь,
- Россия,
- Казахстан,
- Армения,
- Киргизия.
Таможенная территория и особенности управления
Общность границ участников повлекла возникновение единого таможенного пространства. К нему отнесены и территории, находящиеся под юрисдикцией членов Союза. Ограничивают ТС сторонние государства. На внешние границы вынесены транспортные и таможенные пункты контроля, между государствами-членами действует только миграционный надзор.
Управление деятельностью объединения осуществляется органами:
- Высшим советом. Созывается минимум 1 раз в год и определяет перспективы развития интеграции, стратегию, принимает решения для достижения общих целей.
- Межправительственным советом. Состоит из глав правительств государств и проводится минимум 2 раза в год. Обеспечивает контроль исполнения положений Договора о ЕАЭС, решений Высшего совета.
- Комиссией. Постоянно функционирующий орган, состоящий из Совета и Коллегии. В отличие от предыдущих органов, пребывание которых меняется по договоренности стран, Комиссия на постоянной основе располагается в Москве. Орган обеспечивает условия деятельности и развития ТС ЕАЭС и вырабатывает предложения в сфере интеграции. Комиссия руководствуется принципами взаимовыгодного сотрудничества, правового равенства, экономической целесообразности и открытости.
Председательство в советах осуществляется в течение 1 года каждым членом в порядке очередности.
Отдельным статусом обладает Суд Союза, он не относится к органам управления. Суд постоянно пребывает в Минске и обеспечивает единообразие в толковании и применении норм международных договоренностей в пределах объединенной таможенной территории. В составе числятся по два судьи от каждого участника объединения, срок полномочий – 9 лет.
Направления деятельности и условия вступления
ТС ЕАЭС обеспечивает функционирование внутреннего рынка продукции, повышение ее конкурентоспособности относительно импортных товаров. Страны-участники применяют Единый таможенный тариф в отношении торговли с третьими сторонами. Между Белоруссией, Киргизией, Арменией, Казахстаном и Россией перемещение товаров проходит без декларирования и государственного контроля.
Отдельными статьями Договора между государствами-членами прописаны:
- информационное взаимодействие;
- регулирование обращения медикаментов;
- установление единых требований к продукции;
- соблюдение санитарных норм для обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан;
- введение единых прав потребителей на всей территории Союза;
- обеспечение развития всех участников с использованием потенциала и конкурентных преимуществ каждого члена и другие.
Государство, пожелавшее вступить в Союз, должно направить обращение Председателю Высшего совета. Документ передается Комиссии и рассылается другим членам. В течение двух месяцев действующие участники направляют Комиссии позиции по данному вопросу, а решение о принятии кандидата принимается на заседании Совета.
Государство, желающее прекратить членство в ТС ЕАЭС, сообщает о намерении в Комиссию, которая уведомляет остальных участников. Выход из объединения происходит спустя 12 месяцев с момента направления уведомления в Комиссию. Со страной улаживаются все финансовые вопросы.
Опросы общественного мнения
7В 2012 году Центр интеграционных исследований Евразийского банка развития провёл социологический опрос в 10 странах СНГ и Грузии (от 950 до 2000 респондентов в каждой стране). На вопрос «Как Вы относитесь к тому, что экономики Беларуси, Казахстана и России объединились в Таможенный союз (который освободил торговлю между тремя странами от пошлин)?» доли ответов «положительно», «безразлично», «отрицательно» составили:
- в Казахстане — 80 %, 10 %, 4 %;
- в Таджикистане — 76 %, 17 %, 2 %;
- в России — 72 %, 17 %, 4 %;
- в Узбекистане — 67 %, 14 %, 2 %;
- в Кыргызстане — 67 %, 15 %, 8 %;
- в Молдове — 65 %, 20 %, 7 %;
- в Армении — 61 %, 26 %, 6 %;
- в Беларуси — 60 %, 28 %, 6 %;
- в Азербайджане — 38 %, 46 %, 11 %;
- в Грузии — 30 %, 39 %, 6 %.
Макроэкономический эффект от интеграции России, Беларуси и Казахстана и Киргизии в ЕАЭС создается за счет:
- Снижения цен на товары,
благодаря уменьшению издержек перевозки сырья или экспорта готовой
продукции. - Стимулирования «здоровой»
конкуренции на общем рынке ЕАЭС за счет равного уровня экономического
развития. - Увеличения конкуренции на
общем рынке стран-членов благодаря вхождению на рынок новых стран. - Увеличения средней
заработной платы, благодаря уменьшению издержек и повышению
производительности труда. - Наращивания производства,
благодаря увеличению спроса на товары. - Увеличения благосостояния
народов стран ЕАЭС, благодаря снижению цен на продукты и увеличению
занятости населения. - Повышения окупаемости новых
технологий и товаров благодаря увеличенному объёму рынка.
Анализ деятельности
ТС состоит из государств, имеющих общее советское прошлое. Сегодня страны объединяют общие интересы.
Российский рынок является наиболее привлекательным для сбыта продукции остальных членов Союза. Ведущие процессы стабилизации ТС ЕАЭС также оставались за РФ за счет стабильного развития экономической сферы вплоть до 2014 года на фоне высоких цен сырьевых ресурсов. Резкого роста экономики ждать не приходилось, но Россия смогла занять крепкую позицию на мировой арене.
В 2010 году ТС начал работу без участия Белоруссии, впоследствии присоединившейся, по причине возникших разногласий. В целом члены международного объединения высказывали несогласие с условиями договоров, ограничивающих получение выгоды всеми участниками в равных условиях.
Между государствами остались пограничные зоны, пересечение которых все же сопровождается определенными нормами контроля. Так, практика показала отсутствие возможности доверительного взаимодействия, поэтому на внутренних границах ведется санитарный контроль.
Развитие получило производство участниками автомобилей за счет их беспошлинной продажи.
[править] Зоны свободной торговли с участием ЕАЭС
По состоянию на ноябрь 2013 года, Таможенный союз (предшественник ЕАЭС) имел отношения свободной торговли с рядом государств СНГ, с Сербией и Черногорией.
Вьетнам
В конце мая 2015 года ЕАЭС и Вьетнам подписали Соглашение о свободной торговле. Соглашение предусматривает условия тарифной либерализации торговли товарами между государствами — членами ЕАЭС и Вьетнамом путем снижения или обнуления ставок ввозных таможенных пошлин на большинство товарных позиций. При этом стороны сохранят тарифную защиту на ряд наиболее чувствительных товарных позиций. Соглашение обеспечит соответствующий режим торговли для более чем 90 % товарных позиций, уточнил председатель коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Виктор Христенко. По половине обнуление пошлин происходит с момента вступления соглашения в силу, а для остальных — через непродолжительный переходный период.
5 октября 2016 года соглашение о ЗСТ вступило в силу.
Иран
Структура Евразийского Экономического Совета
Высший Евразийский экономический совет – высший орган Союза, в состав
которого входят Президенты государств-членов Союза. Собирается не реже одного
раза в год и принятые на Совете решения являются обязательными для выполнения
во всех государствах -участниках.
Евразийский межправительственный экономический совет – орган, в состав которого входят
главы правительств государств-членов. Собирается не реже двух раз в год.
Евразийская экономическая комиссия – постоянно действующий
наднациональный регулирующий орган Союза, который формируют Совет Комиссии и
Коллегия Комиссии. Основными задачами Комиссии являются обеспечение условий
функционирования и развития Союза, а также разработка предложений в сфере
экономической интеграции в рамках Союза.
Суд Союза – судебный орган Союза, обеспечивающий применение
государствами-членами и органами Союза Договора о ЕАЭС и иных международных
договоров в рамках Союза.
Наиболее важными задачами ЕАЭС являются ускорение
технологического развития промышленных комплексов стран ЕАЭС, импортозамещение
промышленных товаров на общем рынке союза и наращивание экспорта продукции
обрабатывающей промышленности.
Предпосылки
Необходимость создания некоего интеграционного экономического объединения на постсоветском пространстве возникла сразу же, как только это пространство стало постсоветским. Во время существования СССР экономики союзных республик были сильно взаимозависимы. Во многих производственных циклах абсолютно нормальной была ситуация, когда деталь А делалась в одной союзной республике, деталь Б делалась в другой, а их итоговая сборка осуществлялась в третьей.
Естественно, во времена СССР с перемещением товаров и людей через границы республик не было никаких проблем. Но после распада Союза стало очевидно, что политический суверенитет и жёсткий таможенный контроль на границе — это, конечно, хорошо, но развитию внешней торговли и, как следствие, росту экономики не очень способствует.
Более того, крайне наглядной иллюстрацией этих размышлений было становление во второй половине ХХ века Европейского союза. То есть, давно уже независимые европейские государства осознали необходимость экономической интеграции и планомерно шли к ней долгие годы.
Поэтому, несмотря на популярный тренд политической независимости в начале 90-х, в экономике наоборот, царили интеграционные настроения. Впервые озвучил витавшую в воздухе мысль и использовал термин «Евразийский союз» Нурсултан Назарбаев, во время своего первого официального визита в РФ в 1994 году:
Назрела необходимость в переходе на качественно новый уровень взаимоотношений наших стран на основе нового межгосударственного объединения, сформированного на принципах добровольности и равноправия. Таким объединением мог бы стать Евразийский союз. Он должен строиться на иных, чем СНГ, принципах, ибо основу нового объединения должны составить наднациональные органы, призванные решать две ключевых задачи: формирование единого экономического пространства и обеспечение совместной оборонной политики.
Также одним из немаловажных факторов является создание в 1995 году Всемирной торговой организации (ВТО). Это событие на ближайшие несколько лет определило информационную повестку дискуссий о евразийской интеграции, обозначив вступление в ВТО как Большую Цель, к которой должна двигаться каждая уважающая себя национальная экономика.
В этом смысле региональная экономическая интеграция с ближайшими соседями рассматривалась, как промежуточный этап ко вступлению в ВТО. Дело в том, что страна-кандидат на вступление в ВТО обязана была иметь определённую законодательную базу и развитые инструменты таможенного и экономического контроля. Это же было необходимо и для региональной интеграции. Соответственно, одной из целей евразийской экономической интеграции было развитие национальных законов и вышеупомянутых инструментов, приведение их к тому уровню, который необходим для вступления в ВТО.
Главные положения Договора о ЕАЭС
Безусловно, ЕАЭС по сравнению с ТС имеет не только более широкие полномочия, но и намного более обширный и конкретный список запланированных работ. Этот документ уже не имеет никаких общих планов, а для каждой конкретной задачи определен путь ее выполнения и создана специальная рабочая группа, которая будет не только следить за выполнением, но и контролировать весь ее ход.
В полученном договоре страны единого Таможенного союза, а ныне ЕАЭС, закрепили договоренность о скоординированной работе и создании общих энергетических рынков. Работа по энергополитике достаточно масштабная и будет реализована в несколько этапов до 2025 года.
Регулируется в документе и создание общего рынка медицинских изделий и лекарственных средств к 1 января 2021 года.
Большое значение уделяется транспортной политике на территории государств ЕАЭС, без которой не будет возможно создание ни одного совместного плана действий. Предусмотрена разработка согласованной агропромышленной политики, которая включает в себя обязательное формирование ветеринарно- и фитосанитарных мер.
Согласованная макроэкономическая политика предоставляет возможность воплотить в реальность все задуманные планы и договоренности. В таких условиях разрабатываются общие принципы взаимодействия и обеспечивается эффективное развитие стран.
Особенное место занимает общий рынок труда, который регламентирует не только свободное передвижение рабочей силы, но и одинаковые условия работы. Гражданам, которые отправляются на заработок в страны ЕАЭС, теперь не надо будет заполнять миграционные карты (в том случае если срок их пребывания не превышает 30 суток). Такая же упрощенная система будет действовать и при медицинском обслуживании. Также решается вопрос об экспорте пенсий и зачете трудового стажа, который был накоплен в стране-участнике Союза.
Таможенный союз и СЭЗ
В рамках соглашения между странами ЕАЭС функционирует:
- внутренний рынок товаров, услуг;
- единый тариф;
- режим торговли в отношениях с третьими сторонами;
- общее регулирование;
- свободное перемещение между территориями без деклараций, госконтроля.
Ввозные таможенные пошлины подлежат зачислению, распределению между бюджетами государств-членов.
Социально-экономическое развитие стран-участниц возможно с помощью:
- привлечения инвестиций;
- модернизации, инновационного подхода на производствах;
- организации транспортной системы;
- развития туризма, санаторно-курортного бизнеса и т.п.
В ЕАЭС создаются и работают свободные экономические зоны, где действуют особые правила торговли и налогообложения.
Материал в тему! В СПбГУ для студентов из Республики Беларусь действуют льготные тарифы на обучение.
Цели формирования ТС
Основная цель создания общего таможенного пространства – достижение социально-экономического прогресса. Работы были направлены на упрощение товарооборота, совершенствование конкурентных условий у хозяйственных субъектов стран-участников ТС. Эти действия должны были привести к увеличению рынка, где страны Союза имели бы возможность реализовывать выпускаемые ими товары и услуги.
Чтобы этого добиться, предполагалось:
- отменить внутренние таможенные платежи, что привело бы к снижению стоимости продукции, которая производится участниками Союза;
- ускорить оборачиваемость товаров внутри ТС по причине отмены таможенной проверки и оформления;
- принять общие требования по санитарии и эпидемиологии, безопасные стандарты на услуги и продукцию, признать общую для всех силу результатов испытаний, проведенных в одной из стран-участников.
Еще одна важная цель создания Евразийского таможенного союза заключается в защите союзного рынка, образовании подходящих условий для изготовления и продажи товаров от стран-участниц. Но в данном вопросе взаимопонимания между союзниками немного меньше, ведь государства имеют свои приоритеты производственного развития.
Международная деятельность
Союз решает внешнеэкономические задачи, стоящие перед его членами. В рамках компетенции налаживается сотрудничество с госструктурами, объединениями, прочими субъектами по отраслевым направлениям.
Международная работа, заключение договоров опираются на решения Высшего Евразийского экономического совета. На этой базе также ведутся переговоры, подписываются соглашения, с учетом выполнения внутригосударственных процедур.
Общие процессы сотрудничества отражаются в международных актах. К компетенциям относят:
- экономико-финансовую сферу;
- торговлю и таможенное взаимодействие;
- электронный документооборот и техническое регулирование;
- развитие промышленности и АПК;
- энергетическое сотрудничество.
Скриншот главной страницы сайта ЕАЭС
Интересно! Конкурс WorldSkills 2019 г.: что это и кто участвует.
Роль Казахстана в ТС
В первое время создание ТС обеспечило благоприятные условия для роста экспортной продукции, произведенной в Казахстане на рынок Таможенного союза. Так, в 2011 г поставки продукции и сырья в РФ значительно увеличились. Значительный рост экспорта происходил за счет сырьевых поставок, в частности минеральных продуктов. В 2013 г произошло снижение доли сырья в общем экспорте Казахстана.
И в дальнейшем в условиях кризиса и спада конкурентоспособности производственных предприятий республики сырьевая доля будет лишь нарастать, а значит, будет продолжать увеличиваться отрицательное сальдо внешней торговли РК с государствами ТС.
Более существенный фактор экономики Казахстана – импортные поставки из РФ и РБ. В частности Россия была и остается важнейшим торговым партнером центральноазиатской республики.
Вывод
ТС послужил объединением стран бывших союзных республик, у которых за годы независимости произошли существенные изменения в экономике, поэтому взаимных интересов оказалось не очень много. Общее у всех стран в том, что их экономика зависима от российского рынка сбыта. В результате получается, что ратификация межгосударственных документов происходит гораздо чаще, чем наблюдается рост товарооборота.
Однако, несмотря на некоторые трудности, заметен процесс упрощения передвижения продукции, снижение количества бюрократических процедур, происходит совершенствование условий взаимодействия между предприятиями государств-участников. С течение времени и с ростом заинтересованности субъектов хозяйствования внутри Союза произойдет увеличение объема товарооборота между странами ЕАЭС.
Основные вехи развития ЕАЭС
1994
г. – в
Москве впервые прозвучала идея (Н.А. Назарбаев) формирования Евразийского Союза
Государств; в представленном интеграционном проекте впервые использовалось
название Евразийский Союз.
1995
г. – в Москве
подписано Соглашение о Таможенном союзе (правительствами Республикой Беларусь и
Российской Федерации, с одной стороны, и правительством Республики Казахстан, с
другой стороны), направленное на «дальнейшее развитие сбалансированных и
взаимовыгодных отношений» между сторонами, а именно – на устранение препятствий
для свободного экономического взаимодействия между хозяйствующими субъектами
сторон, обеспечение свободного товарообмена и добросовестной конкуренции и в
конечном итоге гарантирование устойчивого развития национальных экономик.
1996
г. – в Москве
подписан Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной
областях (президентами Кыргызской Республики, Республики Беларусь, Республики
Казахстан, Российской Федерации).
1999
г. – в Москве
подписан Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве
(президентами Кыргызской Республики, Республики Беларусь, Республики Казахстан,
Республики Таджикистан и Российской Федерации).
2000
г. – в
Астане учреждено Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) (президентами
Кыргызской Республики, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики
Таджикистан и Российской Федерации) в целях эффективного продвижения процесса
формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства.
2003
г. – в Ялте
подписано Соглашение о формировании Единого экономического пространства
(президентами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и
Украины), обеспечивающего свободное передвижение товаров, услуг и рабочей силы.
2007
г. – в Душанбе
подписан Договор о создании единой таможенной территории и формировании
Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской
Федерации, в котором поставлена цель – «обеспечение свободного перемещения
товаров во взаимной торговле и благоприятных условий торговли Таможенного союза
с третьими странами, а также развитие экономической интеграции сторон».
2010
г. – начал
функционировать Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и
Российской Федерации: введен в действие Единый таможенный тариф, отменены
таможенное оформление и таможенный контроль на внутренних границах, обеспечено
беспрепятственное движение товаров на территории трех государств; приняты 17
базовых международных договоров, создающих основу для начала функционирования
Единого экономического пространства; подписана Декларация о формировании
Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и
Российской Федерации (президентами трех стран), в целях обеспечения
гармоничного, взаимодополняющего и взаимовыгодного сотрудничества с другими
странами, международными экономическими объединениями и Европейским союзом с
выходом на создание общего экономического пространства.
2011
г. – подписана
Декларация о евразийской экономической интеграции (президентами Республики
Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации), в которой заявлен
переход «к следующему этапу интеграционного строительства – Единому
экономическому пространству (ЕЭП)», основывающемуся «на принципах соблюдения
общепризнанных норм международного права, включая уважение суверенитета и
равенства государств, утверждения основополагающих прав и свобод человека,
правового государства и рыночной экономики»; принято решение «О вступлении в
силу международных договоров, формирующих Единое экономическое пространство
Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», определявшее
введение в действие с 1 января 2012 года соглашений, формирующих ЕЭП.
2012
г. – вступление
в силу международных договоров, формирующих правовую основу Единого
экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской
Федерации, создающих основу для свободного передвижения не только товаров, но и
услуг, капитала и рабочей силы; начало работы Евразийской экономической
комиссии со штаб-квартирой в Москве.
2014
г. – подписание
Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) (президентами
государств-членов ТС и ЕЭП), Договора о присоединении Республики Армения к
ЕАЭС, Договора о присоединении Кыргызской Республики к ЕАЭС.
2015
г. – вступление
в силу Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС).
С какими проблемами столкнулись страны ЕАЭС
Любой таможенный союз, в том числе и ЕАЭС, создаётся для того, чтобы обеспечить странам участникам ряд экономических выгод. Но нередко возникали ситуации, когда участники союза пытались навязать другим государством условия для получения личной максимальной выгоды. На фоне этого, между сотрудничающими государствами часто возникают споры и противоречия.
Среди основных проблем ЕАЭС можно выделить следующее:
- Страны часто не могут прийти к единому решению, когда речь идёт о вопросе достижения договоренностей касательно рынка энергоресурсов;
- Установка нетарифных ограничений членами союза, которые позиционируются как санитарные нормы. На фоне такой ситуации часто возникают «продовольственные войны»;
- Система изъятия в сфере государственных закупок;
- Таможенной пошлины распределяются неравномерно. С 2021 года доля России составляет 85,26%.
Между Беларусью и Россией споры возникают чаще всего. Например, в 2010 году руководству Республики Беларусь пришлось повысить тариф на ввоз автомобилей (легковых). Но, стране это было совсем невыгодно, так как на тот момент данная сфера производства не была развита в достаточной мере. Такие же меры Белоруссии пришлось принять в лёгкой промышленности.
Это означало, что руководство должно ввести обязательную сертификацию товара легкой промышленности. В результате это спровоцировало убытки в мелкорозничной торговле. Ещё через несколько лет Россия отказалась от 400 тысяч тонн мяса из республики Беларусь. Кроме этого, руководство РФ ужесточает контроль продукции, которая пересекала границу с РБ.
Поскольку внутри таможенного союза должны действовать более простые правила транспортировки товара через границу, такое поведение не совсем соответствовало правилам и принципам ТС. Ещё через несколько лет, между странами разгорелся конфликт, который привёл к приостановке поставок нефти в Республику Беларусь.
Также стоит отметить, что противоречия между странами Таможенного союза могут возникать на фоне нестабильной геополитической обстановки. Речь идет о следующем:
- Кризис на Ближнем Востоке;
- Постоянные санкции против Российской Федерации, которые вводятся со стороны Европейского союза и Америки;
- Напряженная военная обстановка в Украине.
Каждая из перечисленных выше проблем является провокатором противоречий и конфликтов в таможенном союзе. К одним из вариантов урегулирования ситуации является подготовка дополнительных соглашений для урегулирования отдельных сложных ситуаций.
Заключение
Создание таможенного союза, это не всегда лучшее решение для всех потенциальных его участников. Поэтому, прежде чем подписывать соответствующие соглашения, руководству государства необходимо внимательно изучить положительные и негативные стороны будущего сотрудничества. Иногда, перед вступлением в ТС необходимо принять ряд подготовительных мер. Также стоит провести анализ ведущих сфер, которые приносят государству наибольшую прибыль и максимально точно спрогнозировать их дальнейшую судьбу в случае входа в таможенный союз.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Промежуточные итоги
Говорить о том, насколько удалась реализация ЕАЭС, пока ещё рано, ведь организация функционирует чуть больше года. Вместе с тем определенные промежуточные итоги можно подвести уже прямо сейчас.
Большим достижением является даже то, что организация действительно работает, а не является созданной просто для галочки структурой. Особенно это значимо в условиях международных экономических санкций против страны, которая, по сути, является цементирующей основой союза – России.
В то же время, несмотря на множество положительных моментов, следует отметить, что все-таки ЕАЭС функционирует не настолько четко, как хотелось бы тем, кто видел будущее этой организации только в радужном цвете. Существует множество разногласий как на уровне высшего руководства стран-участников, так и в плане согласования мелких деталей, что приводит к снижению эффективности экономической отдачи данного проекта в целом.
Но будем надеяться, что недоработки со временем разрешатся, и ЕАЭС превратится в четкий механизм, эффективно работающий на благо всех его членов.
Краткие выводы
Это:
- Таможенный союз – соглашение, по которому участники могут снизить или вовсе убрать таможенные пошлины за перевозку товаров. Цель создания – единое комфортное таможенное пространство.
- Основная цель – увеличение товарооборота между участниками, защита рынков каждой державы, выпуск конкурентоспособных товаров.
- Первое соглашение между Россией, Белоруссией и Казахстаном были подписаны в 1995 году.
- В 2020 году 5 государств входит в ЕАЭС. Изъявляли желание на присоединение Тунис, Узбекистан, Сирия.
- Одновременно действует Зона Свободной Торговли. Сюда входит дополнительно входит Вьетнам, Иран, Сингапур, Сербия.
- До сих пор много противоречий между странами – участниками. Основная причина – различие национальных интересов. Не каждый участник выполняет нормы ранее подписанных договоров.
Не смотря на конфликты, тенденции к достижению поставленных целей и перспектив имеются. Но это станет возможным только тогда, когда все будут предписанные нормы будут исполнятся совместно.