Езда по обочине: штраф и главные особенности нарушения

Риски

Выплата денежного штрафа — процедура неприятная, однако главная опасность нарушения правил выезда на обочину — это возможность создания аварийной ситуации. Фото: фео.рф

Покрытие обочины в большинстве случаев — грунт, в котором содержатся камни и различный дорожный мусор. Нередко происходят ситуации, когда автомобиль, выехав на обочину, падал в кювет или застревал в какой-нибудь луже.

Справиться с подобным можно, но не в условиях “пробки”, ведь никакой транспорт не сможет проехать, пока количество автомобилей не уменьшится. Нарушив правило, можно не только не достигнуть пункта назначения, но и задержаться надолго.

Рассмотрим ситуации:

Любое передвижение автотранспорта, не попадающего под разрешение ПДД, по обочине является нарушением. Рассмотрим типичные случаи:

На трассе. Скоростные автотрассы имеют обозначение установленным дорожным знаком, согласно ПДД. Обочина вдоль такой проезжей части отделена сплошной линией. По ней запрещено не только передвигаться, но даже останавливаться.

Для остановки вдоль скоростных автотрасс изготавливают специальные площадки – «карманы». Только в исключительных случаях водитель может остановиться на обочине, когда ситуация связана с поломкой автомобиля, не позволяющей двигаться дальше.

Движение же по обочине категорически запрещено.

Задним ходом. На обычной дороге, не отнесенной к скоростной и не обозначенной специальным знаком, обочина может быть использована для остановки – это не нарушает правил.

Но двигаться по ней, и тем более задним ходом, правилами запрещено. Такой маневр является опасным для пешеходов, велосипедов и мопедов, которые могут на ней находиться в случае отсутствия соответствующих мест, оборудованных для их передвижения.

Отметим, почему ПДД так категорично относится к езде по обочине:

  • поскольку покрытие обочины не асфальтированное, то создается облако пыли, мешающее обзору другим участникам дорожного движения;
  • создается опасность для людей, которые движутся по краю трассы;
  • после объезда пробки по обочине и попытке перестроиться в свою полосу движения автомобили создают заторы, затрудняют движение другого транспорта и создают аварийную ситуацию.

Допустима ли езда по обочине?

В п. 9.9 Правил дорожного движения чётко указано, что движение ТС по обочинам и разделительным полосам категорически запрещено. Ограничение наложено для обеспечения безопасности передвижения пешеходов и транспортных средств. Но есть исключительные моменты, которые расписаны в том же ПДД.

Выезд на обочину с остановкой транспорта

Первый вариант, когда штраф не полагается — автомобилист после заезда на обочину останавливается. Но послабление разрешено только в том случае, если обочина располагается по правую сторону от водителя. Если же обочина отсутствует вовсе, то временная стоянка осуществляется у самого края автотрассы.

Выезд на обочину при развороте
Если вдоль дороги отсутствуют повороты, перекрёстки, но при этом проезжая часть слишком узкая для совершения манёвренного поворота, а водителю необходимо развернуться, он имеет право сделать это с заездом на обочину. Правила, которых нужно придерживаться:

  • движение должно начинаться с края обочины с правой стороны от шофёра;
  • допустим заезд на обочину с другой стороны;
  • перед разворотом необходимо пропустить транспортные средства, движущиеся прямо (попутно и навстречу).

Но и тут есть отступление. Подобный разворот допустим только в случае, если обочина не имеет сплошной разметки. На основании Правил дорожного движения при разворотах недопустимо пересечение сплошных полос. Из этого следует, что разворачиваться разрешено только по обочине, не имеющей разметку.

Можно ли выезжать на обочину по причине пробок?

На основании автодорожного законодательства водитель вправе объезжать препятствия, которые мешают свободному передвижению на проезжей части. Этим пользуются многие автовладельцы, не осознавая (не зная), так как плохо изучены ПДД), что машинные заторы не считаются препятствием.

По закону в число препятствий, которые можно объезжать по обочине, относятся ситуации:

  • дорожно-транспортное происшествие;
  • падение на дорогу посторонних предметов (дерево, столб и т. п.);
  • ремонтные работы и пр.

Кому разрешено заезжать на обочину?
В первую очередь двигаться по обочине имеют право пешеходы, но только в случае, если рядом отсутствуют другие пути перемещения (тротуары, велосипедные и пешеходные дорожки). Это регламентировано Правилами дорожного движения п. 4.1.

Но также в законодательстве описан ряд транспортных средств, которые имеют право ехать по обочине:

  1. Велосипед/самокат. Обязательное требование для велосипедиста соответствие определённому возрасту. Начинается он с 14 лет. Есть и другие обязательные условия для допущения передвижения по обочине:

    • отсутствие велодорожки, пешеходного тротуара;
    • нет велосипедной разметки;
    • невозможно ехать сбоку проезжей части из-за большого потока автомобилей.
  2. Мопеды. Нельзя путать с мотоциклами, так как последние обязаны придерживаться Правил дорожного движения наравне с автомобилистами. Требования для водителей мопедов очень лояльные, так как по обочине можно передвигаться даже, если есть пешеходные/велосипедные дорожки и прочие пути перемещения.
    Есть и другое правило. Мопедист имеет право заезжать на обочину только, если это не мешает пешеходам и другим участникам движения.
  3. Гужевой транспорт. К нему относятся повозки или сани, предназначенные для запряжки лошадей и животных вьючного типа. При этом движение должно быть строго однорядным и ближе к правому боку. Главное условие такое же, как и в предыдущем случае — нельзя создавать помехи.
  4. Служебный транспорт. Для этой категории ограничения езды по обочине отсутствуют. К служебному транспортному средству относится следующее:

    • машины МЧС, скорой помощи, пожарной службы, полиции;
    • коммунальщики по уборке дорог, обслуживанию;
    • коммерческие авто, подвозящие товар/груз к месту разгрузки.

Но есть рабочий способ-лазейка избежать штрафа!

Дело в том, что в Административном кодексе уже давно существует лазейка. Правда, работает она не совсем для этого, но в совокупности и по официальной её трактовке может применяться в нашем случае.

То есть речь идёт о наличии нарушения (противоправных действиях) в любом случае, но отсутствии правонарушения (когда есть весь состав для привлечения к штрафу).

Да, создано такое послабление не для “держателей обочины”, конечно же. А, например, если водитель ушёл от столкновения с едущим по встречке ему в лоб другим автомобилем, сам уйдя на обочину. Тогда штраф по статье 12.15 ему не положен при условии, что, съехав на обочину, водитель не совершил столкновение ни с кем, а если бы не ушёл, то лобовое столкновение было бы неизбежно очевидно (для суда, к примеру) или по результатам экспертизы.

Тем не менее, по букве закона статья 2.7 КоАП, если не смотреть на её название, должна работать и для ситуации, когда вы не пускаете обочечников, объезжающих пробку. Ведь здесь есть все условия для её применимости:

  1. вы совершаете нарушение ПДД (пункта 9.9),
  2. но делаете это исключительно в целях устранения опасности, угрожающей вашим правам и других лиц,
  3. при этом, предотвращённые последствия этой опасности явно ниже, чем причинённый вашим нарушением вред,
  4. а опасность эта не могла быть устранена иными способами (при отсутствии вблизи экипажа ДПС).

Обратите внимание, что термин “опасность” в данном случае употребляется не в обыденном значении, когда что-то угрожает здоровью или жизни людей, а в правовой атмосфере – когда есть риск нарушения чьих то прав. В данном случае законного права на передвижение на транспортном средстве, которое затрудняется за счёт обочечников, которые создают ещё большую пробку

Однако, есть и два существенных минуса у этой лазейки избежать штрафа за закрытие обочины в пробке.

  • Во-первых, в 2022 году нет достаточной судебной практики по отмене штрафа именно на основании статьи 2.7 КоАП.
  • Во-вторых, если уж случилось, что ваше движение по обочине отправили в ГИБДД или попались принципиальные инспекторы ДПС, и вас привлекают к ответственности, то постановление вам всё же выпишут. Главный принцип применения статьи 2.7 заключается в том, что вы можете заявить крайнюю необходимость лишь на этапе обжалования штрафа (хотя, ничто не мешает это сделать ещё на этапе рассмотрения дела).

Ещё кое-что полезное для Вас:

  • ПДД об объезде стоящего автомобиля по сплошной: какой штраф и можно ли пересекать?
  • Где можно и нельзя передвигаться на моноколесе по новым ПДД?
  • У автомобиля разбита фара: можно ли ездить, что грозит и какой штраф?

Почему машинам нельзя ездить по обочине?

П. 9.9 ПДД не разрешает использование обочины для проезда автомашин ввиду следующих возможных последствий:

  1. Переезд ТС с асфальтового шоссе на обочину, покрытую гравием, на большой скорости нередко может обернутся аварией.
  2. Объезд впереди ожидающих ТС через обочину – это аморальный и нечестный поступок по отношению к прочим автомобилистам.
  3. Создается угроза здоровью или жизни пешим лицам, передвигающимся по обочине.
  4. Поднимается пыль, распространяющаяся в сторону автомобилистов, стоящих в ожидании, и они вынуждены вдыхать ее.
  5. Кроме этого, поднятая пыль уменьшает просмотр, что увеличивает риск возрастания ДТП.
  6. При стоянке на обочине ТС, не исключено его повреждение во время его объезда, из-за чего нарушителю придется компенсировать нанесение ущерба по ОСАГО.

Таким образом, перечисленные пункты лишний раз демонстрируют, к чему может привести передвижение ТС по обочине. Вот почему, работники ГИБДД, выявляя подобные неправомерные поступки, выписывают торопящимся водителям штраф, в результате чего, еще больше задерживая автомобилиста, при оформлении правонарушения ПДД и вынимая из его кармана, нелишние для водителя средства.

Каков размер штрафа и иных санкций за совершенное правонарушение

Движение по правой стороне от проезжей части административным законодательством признается правонарушением и наказывается штрафом в размере полутора тысяч рублей. По сравнению с движением по встречной обочине, это маловероятно повлечет наступления тяжких последствий, в связи с чем и незначительность наказания.

Куда более строго наказывается движение по обочине встречного потока.

Подобное действие запрещается как в городе, так и на трассе на следующих видах дорог:
  • дорога в двух направлениях с количеством полос в одну сторону превышающем 2;
  • на дороге в двух направлениях, даже если в каждую сторону идет всего по 1 полосе, но между собой они разделены сплошной линией разметки;
  • дорога, направления которой разграничены трамвайными линиями;
  • дорога, в которой центральная полоса является реверсивной (по России почти не встречается, можно встретить только в крупных городах, расположенных в европейской части, например, на мкаде 2022).

Стоит отметить, что современные системы видео фиксации не умеют определять такое правонарушение, поэтому основанием для наложения санкции может выступать личное запечатление инспектором, либо передачи видеозаписи с нарушением другим участником дорожного движения. Если водитель был пойман, то ему грозит наказание в виде штрафа 5000 рублей или лишение водительского удостоверения до полугода. За совершение аналогичного правонарушения в течение 1 года с момента вынесения протокола о предыдущем, водитель может быть лишен прав на 12 месяцев.

ВАЖНО !!! Стоит отметить, что проезд по левой обочине, в случае, если встречные потоки разграничены прерывистой линией разметки, будет наказывать как езда по правой стороне – 1500 рублей. Таким образом, движение по обочине опасно во всех смыслах не только для нарушителя, но и для основного потока

По статистике из-за этого чаще происходят мелкие происшествия. При возникновении аварии в любом случае виновным будет считаться водитель, находившейся на обочине. По этой практике уже дана позиция ВС РФ

Таким образом, движение по обочине опасно во всех смыслах не только для нарушителя, но и для основного потока. По статистике из-за этого чаще происходят мелкие происшествия. При возникновении аварии в любом случае виновным будет считаться водитель, находившейся на обочине. По этой практике уже дана позиция ВС РФ.

К сожалению действующее законодательство недостаточно развито, поэтому правилами предусмотрено единственное правильное действие при возникновении аварийной ситуации – доведение транспортного средства до полной остановки. С другой стороны, предотвратит действительно опасную аварию, нарушив при этом правила дорожного движения, водитель может рассчитывать на освобождение от ответственности в связи с крайней необходимостью. Самостоятельно доказать в суде все нюансы будет довольно проблематично, поэтому следует обращаться за квалифицированной юридической помощью.

Сумма штрафа по ПДД за проезд по обочине

Правила дорожного движения, которых обязаны придерживаться все водители, установлены Постановлением Правительства №1090. В соответствии с пунктом 9.9 документа движение транспортных средств по тротуарам, разделительным полосам, пешеходным дорожкам и обочинам запрещено. Разрешается осуществлять съезд на обочину только для остановки или стоянки и только в тех ситуациях, когда отсутствуют запрещающие выполнение данного маневра знаки.

Несоблюдение данного правила является административным нарушением и наказывается в соответствии с главой 12 Административного Кодекса.

Следует учитывать, что нарушение ПДД в виде выезда на обочину может быть зафиксировано:

  • сотрудниками патрульной службы
  • камерами автоматического слежения

На МКАДе

Штраф за езду по обочине в Москве, в том числе на МКАДе составляет 1 500 рублей (статья 12.15 КоАП).

Кроме этого на МКАДе обочина отделена сплошной линией, и ее пересечение может стать причиной наложения дополнительных санкций. Движение по сплошной полосе или несоблюдение правил, установленных дорожной разметкой наказывается штрафом в 500 рублей (статья 12. 16 КоАП).

Если пересечение сплошной линии разметки не привело к образованию затора, дорожной аварии или иным негативным последствиям, то штрафные санкции могут быть заменены предупреждением.

На трассе

Наказание за езду по обочинам в пределах населенного пункта или на трассе, в том числе в Московской области, определяется статьей 12.15 Административного Кодекса. На нарушителя ПДД накладываются штрафные санкции, размер которых составляет 1 500 рублей.

При пробке

Выезжать на обочину запрещено, в том числе и для объезда образовавшегося на проезжей части затора. Размер наказания так же определяется статьей 12.15 КоАП.

Кроме административного наказания выезд на обочину для объезда пробки может привести:

  • к образованию еще большей загруженности проезжей части, так как автомобили – нарушители после совершения маневра пытаются вернуться на свою полосу движения, что создает дополнительные препятствия
  • к ДТП, что повлечет получение имущественного ущерба и вреда жизни/здоровью. Если в результате выезда на обочину будет причинен вред здоровью иных водителей, пешеходов, пассажиров и так далее, то будет увеличена сумма штрафных санкций. В данном случае размер штрафа составляет 2000-2500 рублей
  • к созданию помех для пешеходов, что так же приведет к увеличению наказания до 2 500 рублей

По встречной обочине

В отдельную ситуацию можно выделить нарушение в виде выезда на обочину, примыкающую к полосе встречного движения.

В соответствии со статьей 12.15 часть 4 Административного Кодекса выезд левую полосу и движение по обочине встречной полосы может привести:

  • к наложению штрафных санкций в размере 5 000 рублей
  • к лишению водительских прав на срок 4-6 месяцев

Вид наказания определяется в зависимости от способа фиксации нарушения и смягчающих/отягчающих обстоятельств.

Если правонарушение зафиксировано автоматической камерой слежения, то наказанием, не зависимо от иных обстоятельств будет штраф. Если нарушение фиксировал сотрудник ГИБДД, то при определении наказания будут учитываться дополнительные аспекты.

Следует учитывать, что лишить водителя прав инспектор патрульной службы не может. Вопрос о лишении рассматривается исключительно судебными органами. Для передачи дела в суд на месте совершения правонарушения составляется протокол, который подтверждает факт нарушения ПДД и является основанием для принятия решения судом.

Размер штрафа за езду по обочине и особенности его наложения

Пока прецедентов автоматической фиксации подобного нарушения не было известно. Тем не менее, камеры на дорогах настроены на улавливание таких нарушителей. Зачастую штрафы выписываются за движение по тем обочинам, ширина которых не превышает четыре метра. В таком случае водитель при выезде на подобный тротуар однозначно нарушает правила дорожного движения.

Размер штрафа является фиксированным и составляет 1500 рублей. Согласитесь, немалая сумма за привилегию поездить по пешеходной зоне. Выписать штраф может любой инспектор ГИБДД, находящийся при исполнении служебных обязанностей. Введение такого положения, конечно, несколько усложняет жизнь российского автомобилиста, но вместе с тем происходит и некоторое облегчение дорожной ситуации, благодаря такому действию закона:

  • достаточно большая сумма штрафа предупреждает водителей от выезда на обочину;
  • с момента внедрения данного положения количество травм пешеходов от авто на обочинах реально снизилось;
  • пробки перестали создавать парализованное движение по всей ширине проезжей и пешеходной части;
  • для пешеходов гарантируется комфорт и безопасность передвижения по улицам города;
  • решилась проблема с парковкой на пешеходных зонах, где совсем не остается места для людей;
  • при согласовании с остальными нормами закона данная поправка будет работать действительно хорошо.

Единственным недостатком такого положения для общества является несогласование с другими положениями о штрафах и нарушениях дорожных правил. Тем не менее, положительный эффект от внедрения такого запрета присутствует. Если законодательное действие имеет реализацию в снижении количества травм на дорогах и прочих видов дискомфорта в отношениях водителя и пешехода, значит, оно выполняет свои главные задачи.

Современные правила нацелены на создание равноправной и комфортной обстановки на дороге. Но власти больших городов должны параллельно решать возникшие проблемы перенасыщения улиц транспортом. Для этого следует строить новые дороги, вводить запреты на въезд в центральные части города и регулировать количество машин прочими методами. Штрафы — это не самый действенный вариант. Правда, иногда езда по обочине оказывается не самым лучшим вариантом ускорения поездки, как в следующем варианте:

Фиксация нарушений

Объезд пробки, обгон, опережение и совершение иных маневров на обочинах фиксируется сотрудником ГИБДД, который должен составить протокол. Затем выносится соответствующее постановление. При серьезных проступках, граничащих с лишением прав, окончательное решение принимает мировой судья.

В последнее время нарушителям становится все сложнее избегать ответственности, ведь появились многофункциональные камеры, фиксирующие любой промах водителя. Но техника несовершенна, и нередко штрафы приходят по ошибке. В таком случае, постановление можно оспорить, обратившись в ГИБДД или в суд.

Сопутствующие нарушения

Совершая выезд за пределы дорожного полотна, водитель нередко допускает и другие, сопутствующие правонарушения. За них предусмотрены следующие штрафы:

  • 500 рублей при не включении сигнала поворота;
  • 2500 рублей за проезд перед идущим пешеходом;
  • 500 рублей в случае игнорирования дорожных знаков или разметки;
  • 2000-25000 рублей при нанесении вреда здоровью другого участника движения.

Основные причины ДТП

Следует понимать, что выезд на обочину – это крайне опасный маневр

Даже при небольшой скорости и осторожности водителя подобные действия могут привести к трагедии

Большая часть ДТП происходит по следующим причинам:

  • поднявшаяся пыль ухудшает обзор;
  • потеря управления при недостаточном сцеплении колес с грунтом может стать причиной столкновений с другими ТС;
  • при движении по пешеходной зоне в разы возрастает риск сбить человека.

Если выезд на обочину привел к возникновению ДТП, то водителю не следует рассчитывать на смягчающие обстоятельства. Подобные нарушения редко удается оправдать.

Как оспорить нарушение, если его зафиксировала камера?

Камеры видеофиксации правонарушений сейчас расположены практически во всех городах Российской Федерации. При этом они фиксируют не только превышение допустимого скоростного режима движения транспортного средства, но и несоблюдение правил парковки, остановки.

К сожалению, оспаривать так называемые «письма счастья» практически невозможно. Автоюристы рекомендуют ориентироваться только на наличие следующих факторов:

  • отсутствует четкое разграничение полосы движения и тротуара;
  • отсутствует или плохо видимая дорожная разметка, которая показывает ограничение проезжей части (обычное дело для дорог за пределами населенных пунктов, но там камеры – большая редкость);
  • сложная дорожная обстановка (например, пробка, которая усложняет передвижение – штраф, как минимум, будет меньше, а то и вовсе только предупреждение);
  • имеет место технический сбой аппаратуры видеофиксации (универсальный вариант, но расследование займет немалое количество времени);
  • водитель совершил вынужденную остановку (не секрет, что включенная «аварийка» поможет решить массу вопросов).

Как оспорить решение контролирующих органов? Согласно действующим нормативам, жалобу необходимо подавать в ГИБДД того отделения, откуда было прислано «письмо счастья». Каких-либо особых правил составления жалобы не предусмотрено, но в ней необходимо четко указать свои претензии и предоставить разъяснения.

СПРАВКА! Для составления грамотной претензии лучше воспользоваться услугами автоюристов. Есть организации, которые подобные консультации оказывают вообще бесплатно.

Дальнейшие действия водителя следующие:

  • дождаться ответа ГИБДД в письменной форме (на это им дается не более 10 дней);
  • в случае отказа – обращаться в районный суд (по месту совершенного преступления);
  • если ответа за 10-дневный срок нет – также обращаться в районный суд;
  • после получения решения суда – снова обратиться в ГИБДД для аннуляции правонарушения или уплаты штрафа.

Если все же факт нарушения ПДД будет доказан, то оплатить штраф необходимо в 10-дневный срок (или +60 дней после дополнительного обращения с требованием отсрочки).

Итого, проезд по обочине – это нарушение правил дорожного движения, за которое предусмотрен штраф в 1500 рублей. Аналогичные меры предусмотрены и за нарушение правил расположения ТС (при остановке или парковке на обочине/тротуаре).

Если речь идет о совершении обгона за пределами проезжей части, то штраф может составить до 5 тысяч рублей с временным лишением водительских прав.

Подведем итоги

Езда по обочине – одно из самых распространенных нарушений на дорогах. Его особенности следующие:

  • Обочина – часть дорожного участка, примыкающая к нему и находящаяся на одном с ним уровне. Она отделена от основной дороги видом покрытия либо выделена при помощи разметки 1.2, означающей край проезжей части.
  • Назначение обочины заключается в создании устойчивости дорожного полотна, обеспечении участка для движения пешеходов и велосипедистов, остановке ТС (в специальных местах) и использовании в экстренных случаях.
  • За движение по правой обочине полагается штраф в размере 1 500 рублей, при езде по левой обочине – 5 тыс. рублей либо лишение прав на срок от 4-х месяцев до полугода.
  • Передвижение по обочине предполагает дополнительные нарушения, такие как несоблюдение дорожной разметки и/или знака, не предоставление преимущества пешеходу, нанесение вреда здоровью. За каждое из них положен отдельный штраф.
  • Езда по краю проезжей части запрещена из-за поднимающегося облака пыли, мешающего обзору, повышения риска возникновения ДТП, создания дополнительного риска для пешеходов и велосипедистов, а также замедления и увеличения затора при попытке нетерпеливого водителя вернуться в ряд.
  • Передвижение по обочине в пробке не является основанием для нарушения запрета на езду по краю проезжей части. Несмотря на ведущиеся разговоры о послаблениях в случае заторов, на сегодняшний день обгон по обочине в пробке не допускается.
  • На трассе также нельзя двигаться по краю проезжей части, несмотря на ее твердое покрытие.
  • Наказание за езду по обочине не будет наложено, если это произошло в силу чрезвычайных обстоятельств (например, это единственная возможность объехать участников ДТП).
  • Выезжать на обочину можно при остановке и при условии отсутствия препятствий для других участников дорожного движения.
  • Если штраф за выезд на край проезжей части был наложен неправомерно, его можно оспорить, хотя это достаточно сложно. Здесь многое зависит от позиции инспектора, выписывающего протокол.
  • Наказание за выезд на обочину будет правомерным, если создана опасность для других участников дорожного движения, передвижение осуществлялось задним ходом или отсутствуют знаки аварийной остановки.
  • Запрет на езду по обочине не распространяется на транспорт спецслужб, машины коммунальных и дорожно-эксплуатационных служб при выполнении ремонтных работ, а также для велосипедистов старше 14 лет, коммерческого транспорта, погружающегося или разгружающегося у объекта, находящегося в непосредственной близости от края проезжей части. Также по краю дороги могут передвигаться вьючные и верховые животные, гужевые повозки, мототранспорт относящийся к категории «М».
  • Фиксация нарушения запрета на езду по обочине производится инспектором ДПС или камерами видеонаблюдения.
  • С нарушителями можно бороться самостоятельно, записав факт езды по краю проезжей части на камеру и подав жалобу в ГИБДД.

https://youtube.com/watch?v=lAQqZSpdytU

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий