Федеральный закон № 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”

О требованиях

Важно отметить, что содержанием закона “О лицензировании” установлены определенные требования, которым должны соответствовать абсолютно все активные лицензиаты. А учитывать таковые следует всем тем, кто лишь планирует получение разрешительного документа

В первую очередь стоит отметить, что список лицензионных требований включает в себя необходимость соблюдения определенных правил относительно создания лиц юридического типа. А также их деятельности. Кроме этого, в числе таковых присутствуют аналогичные требования к предпринимателям, ведущим свою деятельность в индивидуальном порядке.

В зависимости от особенностей деятельности лицензируемых объектов к ним могу быть выдвинуты некоторые особенные требования. В числе таковых могут быть следующие:

  • наличие специализированных помещений, предназначенных для осуществления заявленной деятельности;
  • наличие производственного контроля;
  • наличие работников, имеющих специальное профессиональное образования в определенной сфере (причем с указанными людьми в установленном порядке должны быть заключены трудовые договоры).

Важно отметить, что некоторые другие обоснованные условия могут быть выдвинуты лицензирующим лицом. К этому стоит быть готовым

Стоит отметить, что к числу лицензионных требований не может быт выдвинута необходимость соблюдения российского законодательства. Что априори считается прямой обязанностью любого субъекта, функционирующего на территории РФ, независимо от его формы хозяйствования.

Приложения

К заявке прикладываются следующие документы:

  1. Квитанция, подтверждающая уплату госпошлины.
  2. Учредительные документы. Субъект предоставляет их копии, заверенные нотариально.
  3. Копии бумаг, перечень которых определен в Положении о лицензировании определенного вида деятельности, свидетельствующие о соответствии соискателя установленным требованиям.
  4. Опись приложенной документации.

Орган, уполномоченный на выдачу разрешений, не вправе требовать иные, не предусмотренные в ФЗ документы от заинтересованного лица. Заявление и приложения к нему могут направляться соискателем по почте или предоставляться лично. Допускается отправка в электронной форме.

Главные принципы

В ст. 3 федерального закона “О лицензировании” (с комментариями) прописаны основные принципы ведения рассматриваемого процесса. К ним относится прежде всего обеспечение общего единства экономической деятельности по всей территории России.

В соответствии с обозначенными принципами, все типы активности, нуждающейся в разрешении, должны быть определены только законным путем. На деле полный перечень видов деятельности, на которые требуется лицензия, представлен в содержании статей рассматриваемого акта нормативного характера. То есть в ФЗ № 99.

Важно отметить, что независимо от того, какой вид деятельности лицензируется, данный процесс будет состоять из одних и тех же этапов, а также осуществляться главным органом, курирующим деятельность в конкретной сфере – это также можно обозначить в числе основных принципов ведения процесса лицензирования на государственном уровне. Еще одним принципом ведения рассматриваемого вида деятельности является ее открытость

Это означает, что при желании, любой человек имеет возможность получить сведения относительно наличия разрешительного документа у той или иной компании, а также частного лица на ведение их деятельности

Еще одним принципом ведения рассматриваемого вида деятельности является ее открытость. Это означает, что при желании, любой человек имеет возможность получить сведения относительно наличия разрешительного документа у той или иной компании, а также частного лица на ведение их деятельности.

Несомненно, немаловажным и одним из основных принципов осуществления лицензирования является соблюдение законности в процессе ведения данной деятельности. На основании такового процедура такого характера должна исполняться в строгом соответствии с положениями, предусмотренными содержанием рассматриваемого закона.

О действии полученной лицензии

Важно отметить, что лицо, получившее разрешение на осуществление определенной деятельности, на основании положений, содержащихся в ФЗ-99 “О лицензировании”, имеет право на ведение работы исключительно в пределах дозволенных рамок, предписанных выданных разрешением. Стоит уточнить, что осуществлением работы можно заниматься лишь со дня, следующего за принятием вышестоящим органом решения о предоставлении разрешения

Что касается дня принятия решения, то таковым считается та дата, под которой была внесена запись о представлении разрешения в соответствующий реестр.

Действие документа рассматриваемого типа происходит на бессрочной основе. Использование такого документа возможно на всей территории РФ, включая зоны отдельных субъектов, включенных в состав федераций, но только после уведомления об этом местных руководящих органов.

Лицензируемые виды деятельности по кодам ОКВЭД

Не всегда лицензируемые виды деятельности 2020 года точно соответствуют кодам ОКВЭД, которые надо указывать в заявлении на регистрацию ИП и ООО. Некоторые виды деятельности по классификатору ОКВЭД почти полностью повторяются в тексте законов.

Наименование лицензируемого вида деятельности в законе

Код ОКВЭД

Производство лекарственных средств

21.20

Деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров

49.10

Деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов

49.20.1

Но вот если взять для примера такое лицензируемое направление, как фармацевтическая деятельность, то она будет соответствовать сразу нескольким кодам ОКВЭД. В законе № 61-ФЗ от 12.04. 2010 года приводится следующее понятие: «фармацевтическая деятельность — деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и/или розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов».

Коды по ОКВЭД, разрешённые для фармацевтической деятельности, будут следующими:

  • 46.46 — торговля оптовая фармацевтической продукцией;
  • 47.73 — торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах;
  • 21.20 — производство лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях.

Подобрать список по ОКВЭД для лицензируемого направления бизнеса не всегда просто, поэтому советуем получить бесплатную консультацию профессиональных регистраторов.

Для каких видов деятельности обязательно требуется оформление разрешения

Статья 12 федерального закона РФ “О лицензировании” предписывает исчерпывающий перечень тех видов деятельности, осуществление которых возможно только при наличии на то специального разрешения.

К ряду указанных видов деятельности относятся:

  • разработка шифровальных средств и систем;
  • создание техники, предназначенной для хранения и сбора информации негласным путем;
  • создание и разработка авиационной техники;
  • производство средств, предназначенных для защиты информации, в том числе и конфиденциального типа;
  • реализация полиграфических товаров, на которых установлена защита от подделок;
  • разработка и создание, а также хранение оружия, в том числе, гражданского;
  • эксплуатация пожароопасных элементов;
  • хранение и последующее уничтожение продуктов химического содержания;
  • работа по тушению пожаров;
  • производство, разработка и реализация препаратов и других видов лекарственных средств;
  • создание легального оборота наркотических и психотропных средств;
  • совершение перевозок воздушным, грузовым или водным транспортом;
  • работы, требующие использования возбудителей инфекционных заболеваний;
  • организация букмекерских контор;
  • работа по проведению азартных игр;
  • оказание содействия трудоустройству россиян за пределами РФ;
  • проведение работ в области источников ионизирующего излучения;
  • осуществление маркшейдерских работ;
  • ведение картографической и геодезической деятельности;
  • проведение работ в области гидрометеорологии;
  • фармацевтическая деятельность;
  • работа в области обеспечения сохранности объектов культурного наследия;
  • проведение работ по производству клеточных продуктов биомедицинского типа;
  • ведение предпринимательской деятельности, связанной с управлением домами многоквартирного типа;
  • работы, связанные с содержанием животных в цирках, океанариумах, дельфинариях, зоопарках и прочих.

Законодательством определено, что введение необходимости лицензирования каких-либо новых видов деятельности возможно только путем внесения изменений в рассматриваемое законодательство.

По каким кодам ОКВЭД получать лицензию

Это распространенный вопрос, но сформулирован он не совсем корректно. Непосредственно список лицензируемых видов деятельности 2020 по ОКВЭД составить не получится. Полного соответствия законодатели пока не обеспечили, но мы сделали справочную таблицу, в которой сопоставили перечень работ, подлежащих лицензированию, и кодов ОКВЭД. Полный справочник кодов ОКВЭД размещен на нашем сайте, для нахождения нужного кода воспользуйтесь функцией поиска.

Перечень лицензируемых видов деятельности утвержден Приказом ФНС России от 28.02.2008 № ММ-3-6/79@. В нем перечислены:

  • классификационные группы и подгруппы ВД;
  • конкретные работы и услуги, требующие специального разрешения;
  • в каких законах устанавливаются виды деятельности, подлежащие лицензированию;
  • какими ведомствами они регулируются.

Последний пункт позволяет узнать, где смотреть действительность документа. Зайти на сайт Росалкоголя, Роспотребнадзора или иного ведомства, ввести в поисковое поле ИНН организации и получить нужную информацию. Если лицензия на вид деятельности не действует, своевременно примите меры по ее повторному получению.

Общие сведения

Рассматриваемый акт нормативного характера был принят на одном из заседаний Государственной Думы, которое произошло в 2011 году, 22 апреля. После этого документ успешно прошел процедуру одобрения в Совете Федераций, что произошло 27 апреля.

Структуру рассматриваемого акта составляют три крупные главы, в состав каждую из которых включены статьи. В общей сложности в составе ФЗ-99 “О лицензировании” содержится 24 статьи. Все они регламентируют законные пути решения разных вопросов в соответствующей области.

В настоящее время действие закона “О лицензировании отдельных видов деятельности” направлено на регулирование специализированных вопросов, возникающих в сфере предпринимательства. О том, на что конкретно распространяется его действие, более детально далее.

Приостановление, прекращение или аннулирование действия лицензии

Порядок приостановления, возобновления, прекращения и аннулирования лицензии регламентирует статья 20 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности. 
Лицензируемым органом действие лицензии может быть приостановлено по следующим основаниям: 

  1. лицензиат был привлечен к административной ответственности за неисполнение предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований в установленный срок;
  2. лицензиату было назначено административное наказание в виде приостановления деятельности за грубое нарушение требования лицензионного законодательства. 

Важно! Сведения о приостановлении действия лицензии, также как и последующем возобновлении, вносятся в реестр лицензий. 
Лицензия может быть аннулирована по решению суда на основании заявления контролирующего лицензирующего органа. Прекращение лицензии может быть связано с прекращением вида деятельности лицензиата, если: 

  1. лицензиат предоставил в лицензирующие органы заявление о прекращении деятельности;
  2. физическое лицо прекратило свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя или юридическое лицо прекратило свою деятельность;
  3. есть решение суда об аннулировании лицензии. 

Лицензирующий орган принимает решение о прекращении действия лицензии в течении 10 дней с момента получения: 

  • заявления лицензиата;
  • сведений от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • выписки решения суда об аннулировании лицензии уже вступившего в законную силу. 

Решение лицензирующего органа оформляется в соответствии с законом и доводится до сведения лицензиата в том же порядке, что и решение о предоставлении лицензии. Действие лицензии прекращается со дня принятия органом соответствующего решения.

Сфера применения закона о лицензировании отдельных видов деятельности

Статья 1 Закона устанавливает сферу его применения. Нормативный акт регулирует отношения, возникающие между организациями, индивидуальными предпринимателями и федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов РФ в связи реализации отдельных видов деятельности требующих лицензирования. Сегодня лицензированию подлежат свыше 50 видов работ и услуг, вот некоторые из них: 

  • услуги в сфере образования;
  • тушение пожаров;
  • частная охранная деятельность;
  • услуги связи;
  • реализация и проектирование авиационной техники;
  • утилизация химического оружия;
  • производство и установка медицинской техники;
  • фармацевтическая деятельность;
  • производство и испытание огнестрельного оружия, военной техники;
  • перевозка пассажиров и другие услуги и работы в иных сферах. 

Полный перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, представлен в статье 12 Закона. Однако положения нормативного акта четко разграничивают виды деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с ним и с другими законами. Так, положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования: 

  • деятельности, непосредственно связанной с защитой государственной тайны (Закон РФ № 5485-I от 21 июля 1993 г. “О государственной тайне”);
  • использования атомной энергии (Федеральный закон № 170-ФЗ от 21 ноября 1995 г. “Об использовании атомной энергии”);
  • деятельности кредитных организаций (Федеральный закон № 395-I от 2 декабря 1990 г. “О банках и банковской деятельности”);
  • производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (Федеральный закон № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 г. “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции”);
  • видов деятельности на рынке ценных бумаг и репозитарной деятельности (Федеральный закон № 39-ФЗ от 22 апреля 1996 г. “О рынке ценных бумаг”);
  • деятельность по проведению организованных торгов (Федеральный закон № 325-ФЗ от 21 ноября 2011 г. “Об организованных торгах”);
  • деятельности депозитариев и паевых инвестиционных фондов, а также аукционных инвестиционных фондов (Федеральный закон № 156-ФЗ от 29 ноября 2001 г. “Об инвестиционных фондах”);
  • деятельности негосударственных пенсионных фондов, в том числе, по пенсионному обеспечению и страхованию (Федеральный закон № 75-ФЗ от 7 мая 1998 г. “О негосударственных пенсионных фондах”);
  • страховой деятельности (Закон РФ № 4015-I от 27 ноября 1992 г. “Об организации страхового дела в Российской Федерации”);
  • клиринговой деятельности (Федеральный закон № 7-ФЗ от 7 февраля 2011 г. “О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте”);
  • космической деятельности (Закон РФ № 5663-I от 20 августа 1993 г. “О космической деятельности”);
  • энергосбытовой деятельности ( Федеральный закон от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ “Об электроэнергетике”).

Лицензирование указанных видов деятельности производится в порядке, предусмотренном законодательными актами, регулирующими отношения в соответствующей сфере. 
Кроме того, особенности лицензирования, в части касающейся срока действия лицензии, порядка продления срока действия и принятия решения о ее предоставлении, аннулировании или возобновлении действия, могут регулироваться отдельными законодательными актами по следующим видам деятельности: 

  1. оказание услуг связи, теле- и радиовещания (Федеральный закон. № 126-ФЗ от 7 июля 2003 г. “О связи”, Закон РФ № 2124-I от 27 декабря 1991 г. “О средствах массовой информации”;
  2. частная охранная и детективная деятельность (Закон РФ № 2487-I от 11 марта 1992 г. “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации”);
  3. образовательная деятельность (исключение – частная организация, расположенная на территории центра «Сколково») (Федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. “Об образовании в Российской Федерации”);
  4. частная деятельность по управлению многоквартирными домами (ст.ст 192-202 Жилищный кодекс РФ);
  5. сбор, обработка, транспортировка, утилизация и размещение отходов 1-4 класса опасности (Федеральный закон № 89-ФЗ от 24 июня 1998 г. “Об отходах производства и потребления”). 

Оформление лицензии и ее переоформления. Особенности процессов

Стоит отметить, что детальный порядок переоформления лицензии и первоначального получения разрешения рассматриваемого типа предписан в главе 2 рассматриваемого акта нормативного характера. Рассмотрим особенности проведения таких процедур более детально.

Для получения лицензии на ведение работ определенного характера будущему лицензиату следует обратиться в соответствующее территориальное подразделение органа, ведущего контроль над такой деятельностью. В процессе обращения лицу нужно будет предоставить заявление соответствующего содержания. А также пакет документов, подтверждающих полное соответствие лица установленным законом лицензионным требованиям

Важно отметить, что все документы должны быть представлены только в оригинальном виде

После предоставления нужной информации в контролирующем органе заводится отдельное дело, в которое подшиваются копии предоставленных документов. Впоследствии в него будут включаться копии полученных разрешений, решения о приостановлении их действий (если таковые позднее появятся), копии подписанного разрешительного документа и прочее.

Формирование готового дела производится в строгом соответствии с требованиями, установленными порядком ведения делопроизводства. В том случае если коммуникация контролирующего органа и лицензиата производится путем электронной переписки, то дело должно быть сформировано в цифровом формате.

Как происходит переоформление разрешения? У предприятия может возникнуть необходимость в переоформлении лицензионного документа в тех случаях, когда происходит его реорганизация, ликвидация с последующим образованием на его базе другого лица, а также в случае произведения других перемен, в ходе которых предполагается изменение его наименования, вида деятельности или структурных особенностей.

Для осуществления процесса переоформления документа лицензиат должен направить в контролирующий орган, ранее выдавший его, оригинал разрешения, заявление соответствующего содержания, а также квитанцию, подтверждающую оплату пошлины в размере, установленном Налоговым кодексом РФ. Кроме этого, лицензиат должен документально подтвердить причину переоформления разрешения.

По факту предоставления указанного пакета документов контролирующий орган производит процесс рассмотрения материалов и выносит решение об удовлетворении требования или об отказе в этом, с указанием обоснованных причин.

Стоит отметить, что в случае необходимости лицензиат может запросить предоставление разрешительного документа в электронном формате, с проставленной защищенной подписью.

Сфера действия

Где именно в повседневной жизни могут быть применены положения, содержащиеся в статьях рассматриваемого закона “О лицензировании” (с изменениями)? Важно отметить, что положения, представленные в ФЗ № 99, распространяются на ведение следующих видов деятельности:

  • кредитной;
  • на рынке ценных бумаг;
  • в области атомной энергетики;
  • по защите тайны государственного масштаба;
  • страховой;
  • космической, клиринговой;
  • энергосбытовой;
  • репозитарной;
  • в области проведения организованных торгов;
  • в сфере оборота спиртовой, этиловой и алкоголесодержащей продукции;
  • в области работы инвестиционных акционерных фондов.

Рассмотрим далее основные особенности лицензирования, предписанные указанным актом нормативного характера.

Общие положения ФЗ 99

ФЗ-99 “О лицензировании отдельных видов деятельности” был принят Государственной Думой в третьем чтении 22 апреля 2011 года и одобрен Советом Федерации 27 апреля 2011 года. Закон вступил в силу после того, как его подписал президент РФ 2 мая 2011 года.

Федеральный закон о лицензировании регламентирует отношения, которые возникают между лицензирующими органами и лицензиатами при выдаче лицензий на осуществление определённых видов деятельности.

Целью лицензирования является предупреждение нарушений прав, интересов и здоровья граждан и окружающей среды, а также нанесение вреда культурным памятникам и безопасности государства в целом.

Задачей лицензирования отдельных видов деятельности является предостережение, обнаружение и предотвращение нарушений требований настоящего законодательства получателями лицензии (физическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также их представителями). Соискатели лицензии должны соответствовать предъявленным текущим ФЗ требованиям и обязаны соблюдать их при осуществлении своей деятельности.

Лицензирование осуществляется в соответствии со следующими принципами:

  • гарантия единого экономического пространства на территории РФ;
  • лицензирование видов деятельности только в соответствии с федеральным законом;
  • единый порядок лицензирования;
  • установка конкретных требований для каждого вида лицензируемой деятельности;
  • открытое предоставление информации о лицензировании;
  • запрет на взимание платы за предоставление лицензии, кроме государственной пошлины, установленной российским законодательством;
  • обеспечение правомерности лицензирования.

Помимо частных требований к каждому отдельному виду деятельности, ФЗ-99 предъявляет общие требования для всех типов занятий:

  • Требования к лицензированию обязывают создание юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и их деятельности в соответствующей сфере согласно законодательным и правовым нормативам Российской Федерации.
  • В соответствии с особенностями лицензируемой деятельности, перечень требований к соискателям лицензии состоит из следующих положений:
    • соискатель лицензии и лицензиат обязан иметь в наличии (собственности или долгосрочной аренде) здания, помещения и другие объекты, необходимые для осуществления его вида деятельности (выполнение работ, оказание услуг), включая необходимое оборудование и документацию к нему;
    • у соискателя лицензии и у лицензиата должен быть штат работников, заключивших с ним трудовые договоры, и имеющих соответствующую квалификацию и опыт работы, для выполнения необходимой деятельности;
    • наличие производственной системы контроля;
    • соискатель лицензии и лицензиат должен соответствовать установленным федеральным законом требованиям, согласно его организационно-правовой формы, а также объёма уставного капитала и отсутствие долгов перед третьими лицами;
    • другие требования, предусмотренные законодательством.
  • К лицензионным требованиям нельзя относить соблюдение законодательства РФ в соответствующей области лицензирования и в целом, потому что это является обязательным для всех лиц, находящихся на территории РФ.

ФЗ 116 в новой редакции здесь:

Срок выдачи лицензии по закону

В соответствии со статьёй 9 частью 4 настоящего законодательства о лицензировании, лицензия на осуществление отдельного вида деятельности действует бессрочно. Лицензия вступает в силу со дня присвоения ей регистрационного номера и внесения её в реестр лицензий, одновременно с изданием приказа о её выдаче и регистрации.

Обладатель лицензии имеет право осуществлять соответствующий вид деятельности на всей территории Российской Федерации и на землях, находящихся под её юрисдикцией, согласно федеральному законодательству и международному договору.

Основные задачи процедуры лицензирования

Рассматриваемым законом определен перечень основных задач и целей, преследуемых процедурой лицензирования. Как указано в ст. 2 данного акта нормативного характера, данный вид деятельности специализированных органов осуществляется с целью максимального предотвращения возможного нанесения ущерба законным интересам и правам людей, а также их здоровью. Кроме того, в некоторой степени, нормы закона активно воздействуют на предотвращение нанесения ущерба отдельным объектам, отнесенным к группе культурного наследия страны.

Важно отметить, что одной из задач норм, предписанных российским законодательством о лицензировании, является обеспечение безопасности всего государства, а также отдельных видов предпринимательской деятельности. Что касается общих задач, поставленных перед нормами рассматриваемого закона, то к числу таковых прежде всего стоит отнести своевременное выявление и пресечение нарушений, осуществляемых как частными, так и юридическими лицами в осуществлении деятельности из сферы, определяемой ФЗ №99, а также их предотвращение

Что касается общих задач, поставленных перед нормами рассматриваемого закона, то к числу таковых прежде всего стоит отнести своевременное выявление и пресечение нарушений, осуществляемых как частными, так и юридическими лицами в осуществлении деятельности из сферы, определяемой ФЗ №99, а также их предотвращение.

Права и обязанности лиц, проводящих процедуру

Важно отметить, что в первой главе рассматриваемого закона о лицензировании в РФ четко прописаны все обязанности и права тех лиц, которые исполняют процедуру узаконивания отдельных видов деятельности на практике. Причем перечень прав лиц, входящих в рассматриваемую группу, гораздо шире, чем список обязанностей

К числу прав стоит отнести следующие возможности:

  • запрашивать у государственных органов различных уровней, а также лиц, нуждающихся в оформлении лицензии, документы и сведения, необходимые для оформления разрешения, а также для ознакомления с особенностями их деятельности;
  • выдачи лицам, оформившим разрешения рассматриваемого типа, предписаний по устранению выявленных нарушений, а также различных законных требований;
  • проведения проверок как у активных лицензиатов, так и тех, кто только планирует получение разрешения;
  • применения допущенных законом мер пресечения осуществления правонарушений в административной и любой другой сфере, а также последующего привлечения их к соразмерной ответственности.

Говоря об обязанностях рассматриваемой группы лиц, стоит отметить, что к числу таковых относятся:

  • строгое и постоянное соблюдение законов;
  • соблюдение законных интересов и прав как активных лицензиатов, так и лиц, претендующих на получение такого разрешения;
  • исполнение собственных полномочий в рассматриваемой сфере собственной деятельности;
  • своевременное сообщение (в течение 30 рабочих дней с момента проверки) лицам, подлежащим применению наказания, о результатах проведенных проверок, а также перечне обнаруженных нарушений в их деятельности.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий