Федеральный закон “Об исполнительном производстве” простыми словами

Возбуждение нового дела

Согласно ст. 30 ФЗ № 229 об исполнительном процессуальном производстве, новое дело на должника заводят на основании судебного официального приказа, исполнительного отдельного листа и иных подобных документов. Это делают по заявке от взыскателя.

Документ-основание передают приставу на протяжении 3 суток с момента получения. Далее в ФССП в течение 3 дней выносят официальное постановление об открытии нового дела или об официальном отказе в таковом.

Добровольное исполнение законных требований ФССП осуществляют на протяжении 5 суток со дня получения на руки официального постановления. После закрытия производства с должника-физлица или компании взыскивают соответствующий сбор (7% от суммы долга, но не менее 1000 руб. для граждан и 10 000 руб. — для юрлиц).

Основания и порядок выдачи исполнительного документа

Исполнительный документ согласно ч. 1 ст. 30 Закона №229-ФЗ выступает основанием (предпосылкой) для возбуждения исполнительного производства, в рамках которого, по сути, осуществляется принудительное исполнение в отношении должника, побуждение его к совершению определенных действий. Отсюда следует, что исполнительный документ выдается в случаях, требующих принуждения должника к исполнению.

Основания и порядок выдачи исполнительных документов устанавливаются законами, в т.ч. специальными, регулирующими определенную категорию правоотношений.

Так, порядок оформления и содержания нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов установлен гл. 16 СК РФ, Основами законодательства РФ о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 №4462-1); порядок и основание выдачи судебного приказа, исполнительного листа на основании вынесенного судом судебного акта определяются процессуальным законодательством.

В соответствии с ч. 2 ст. 318 АПК РФ принудительное исполнение судебного акта производится по общему правилу на основании выдаваемого судом исполнительного листа. Исполнительный лист выдается на основании судебного акта, принятого арбитражным судом, этим же судом после вступления судебного акта в законную силу (за исключением случаев немедленного исполнения, когда лист выдается сразу после принятия судебного акта). Исполнительный лист выдается взыскателю или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом. Исполнительный лист на взыскание денежных средств в доход бюджета направляется арбитражным судом в налоговый орган, иной уполномоченный государственный орган по месту нахождения должника (ч. ч. 1 — 3 ст. 319 АПК РФ).

В случае утраты исполнительного листа арбитражный суд, принявший судебный акт, может по заявлению взыскателя или судебного пристава-исполнителя выдать дубликат исполнительного листа (ч. 1 ст. 323 АПК РФ).

Исполнительный лист служит основанием для возбуждения исполнительного производства. Согласно ч. 3 ст. 12 Закона №229-ФЗ исполнительный документ, по которому возбуждено исполнительное производство, находится в материалах исполнительного производства. Судебный пристав-исполнитель направляет для исполнения соответствующее постановление.

Постановление судебного пристава-исполнителя относится к исполнительным документам (п. 7 ч. 1 ст. 12 Закона №229-ФЗ), выносится со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению на бумажном носителе или в форме электронного документа и направляется адресату для исполнения (ст. 14 Закона №229-ФЗ). Требования к содержанию постановления указаны в ч. 2 ст. 14 Закона №229-ФЗ: помимо даты вынесения постановления и должности, фамилии и инициалов лица, вынесшего постановление, указывается и вопрос, по которому выносится постановление, основание принимаемого решения со ссылкой на законы и иные НПА, а также принятое по делу решение.

Уполномоченные органы

В качестве них 229 Закон “Об исполнительном производстве” называет структуры ФССН. Непосредственную реализацию указанных выше функций нормативный акт возлагает на судебных приставов подразделений местных (территориальных) органов службы. Полномочия указанных должностных лиц устанавливает рассматриваемый Закон. ФЗ “Об исполнительном производстве” предписывает обязательность соблюдения требований пристава для всех органов местного, государственного управления, организаций и граждан на всей территории страны. При нарушении данного положения уполномоченное лицо вправе применять принудительные меры.

Виды исполнительных документов

Виды исполнительных документов (их перечень) указаны в ч. 1 ст. 12 Закона №229-ФЗ.

К исполнительным документам относятся:

  • исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов;
  • судебные приказы;
  • нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии;
  • удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам;
  • акты Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ о взыскании денежных средств с должника-гражданина, зарегистрированного в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя, без приложения документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в случае, если должник вправе осуществлять предпринимательскую деятельность без открытия расчетного и иных счетов;
  • удостоверения, выдаваемые уполномоченными по правам потребителей финансовых услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 04.06.2018 №123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг»;
  • акты органов, осуществляющих контрольные функции, за исключением исполнительных документов, указанных в п. 4.1 настоящей части, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований;
  • судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях;
  • постановления судебного пристава-исполнителя;
  • акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом;
  • исполнительная надпись нотариуса;
  • запрос центрального органа, назначенного в Российской Федерации в целях обеспечения исполнения обязательств по международному договору Российской Федерации, о розыске ребенка, незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации;
  • исполнительные документы, выданные компетентными органами иностранных государств и подлежащие исполнению на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
  • определение судьи о наложении ареста на имущество в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ.

Исполнительные документы могут оформляться и направляться судебным приставам-исполнителям в форме:

  • электронного документа (ч. 1.1 ст. 13 Закона №229-ФЗ), подписанного электронной подписью. В случае необходимости использовать такой документ в бумажном виде судебный пристав-исполнитель распечатывает его на бумажном носителе.
  • бумажного носителя.

III. Электронное взаимодействие со службой приставов

Закон об исполнительном производстве дополняется новой статьей , посвященной информационному взаимодействию сторон исполнительного производства. По смыслу нормы – взаимодействие заключается в возможности подачи обращений в рамках исполнительного производства и получении соответствующей обратной связи, а также информировании стороны, которое включает следующее:

  • информирование о ходе исполнения исполнительного документа (в т.ч., о действиях и мерах принудительного исполнения),
  • направление стороне исполнительного производства, постановлений, иных документов,
  • подача заявлений, ходатайств, объяснений, отводов и жалоб должностному лицу ФССП,
  • получение результатов их рассмотрения. 

Следует уделить особое внимание оформлению полномочий представителя для доступа к электронным сервисам. Организации могут пользоваться указанными функциями через портал «Госуслуг»

Полномочия представителя организации на участие в исполнительном производстве можно будет оформить в электронном виде с помощью ЕСИА.                                                                                                                                          
При этом доверенность должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации или иного уполномоченного лица. Полномочия представителей организации в случае их оформления в указанном порядке проверяются судебным приставом-исполнителем посредством ЕСИА с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия.  

Статья 101. Виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание

Для того чтобы понять, могут ли приставы арестовать пенсию по инвалидности, как уберечь зарплату от приставов, имеют ли они право удержания пенсий и зарплат должнику следует обратиться к ст. 101 Федерального Закона об исполнительном производстве.

Действующий ФЗ описывает виды доходов и выплат, на которые воспрещено обратить взыскание.

Согласно статье 101, не осуществляется взыскание следующих типов доходов должника:

1) средства, выплачиваемые в качестве компенсации вреда здоровью;

2) финансовые средства в связи со смертью кормильца;

3) выплаты потерпевшим при исполнении служебных обязанностей и компенсирующие суммы членам семей в случае их гибели;

4) денежные выплаты за счет ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;

5) денежные суммы в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами;

6) ежемесячная или ежегодная компенсация денег, которую выделяет государство гражданам в качестве возмещения потраченных на дорогу, медикаменты средств;

7) неприкосновенны также алименты;

8) денежные средства, выплачиваемые гражданину РФ в связи с установленным законодательством Российской Федерации о труде:

  • по приезде в служебную поездку по работе или назначение на работу в другом населенном пункте, требующему транспортировки;
  • в виду непотребности инструмента, который имеет и использует работающий;
  • компенсационные средства, которые выдает работнику его работодатель-организация по причине рождения ребенка, в связи со смертью родственников, с узакониванием брака;

9) денежные суммы, выплаченные по обязательному государственному страхованию;

10) пенсии в случае потери кормильца семьи;

11) выплаты к пенсиям в связи с потерей кормильца;

12) пособия гражданам, имеющим детей;

13) средства материнского сертификата;

14) суммы единовременной материальной помощи:

  • при стихийном бедствии или ЧС;
  • в случае террористической атаки;
  • если произошла смерть члена семьи;
  • оказанной гуманитарной помощи;
  • за помощь и содействие в выявлении преступлений;

15) суммы полной или неполной выплаты стоимости путевок;

16) возвращенные денежные средства за дорогу к месту лечения и обратно;

17) государственное пособие на погребение.

Взыскание на зарплату и иные доходы

При получении судебного листа пристав в первую очередь запрашивает фонды для выявления места работы неплательщика. Заработная плата является основным источником погашения существующих задолженностей физических лиц. Федеральный закон об исполнительном производстве допускает списание до 50% средств с регулярных доходов, а в случае с возмещением ущерба, вреда здоровью и выплатой алиментов до 70%.

Лица, выплачивающие периодические платежи должнику, обязаны удерживать денежные средства в соответствии с исполнительным документом. Расходы на перевод отчислений производят за счет неплательщика.

В случае смены места работы (источника иных регулярных доходов) лицо, производящее выплаты, обязано уведомить об изменениях приставов, а также предоставить отчет о произведенных взысканиях. Известить исполняющие органы о новом месте работы входит в обязанности должника.

I. Ограничения пределов взыскания с должника-физического лица (Правило вступает в силу с 1 февраля 2022 года).

Теперь должник при обращении взыскания на его доходы имеет право обратиться к приставу с заявлением о сохранении его заработной платы и иных доходов ежемесячно в пределах размера прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (если повышенный размер установлен субъектом РФ, где проживает должник, то в размере, установленным субъектом РФ для соответствующей демографической группы). Прожиточный минимум для трудоспособного населения в целом по России сейчас составляет 13 тыс. 793 руб.  Правило действует в заявительном порядке, но на пристава возложена обязанность его разъяснения должнику, что делается в самом постановлении о возбуждении исполнительного производства, направляемом должнику.

Представляется, что на практике правило может не затронуть должников, отсутствующих или уклоняющихся от получения корреспонденции и не использующих сервис «Госуслуги». Другой положительный нюанс – нововведение может «подтолкнуть» некоторых должников, получающих исключительно неофициальный заработок к частичной легализации своих доходов в обозначенных пределах. Этот факт не позволит обратить на них взыскание, но в то же время, у пристава, в случае активной реализации им своих полномочий, будет возможность получить дополнительную информацию о должнике, его местонахождении, источниках «серого» заработка и т.п.
Далее мы обсудим изменения, вступающие в силу с 20.06.2022 г. 

Срок исполнения исполнительного документа

Требования, содержащиеся в исполнительном документе, по общему правилу ч. 1 ст. 36 Закона №229-ФЗ должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

Законом могут быть предусмотрены иные сроки исполнения, в т.ч. сокращенные. В названной статье, например, случаи установления более сокращенных сроков указаны в ч. ч. 3 — 6.1.

Так, согласно ч. ч. 4 — 5 данной статьи, если исполнительным документом предусмотрено немедленное исполнение, а также требование о восстановлении на работе, то исполнение должно начаться не позднее первого рабочего дня после дня поступления документа в подразделение судебных приставов.

Требование о принятии мер по обеспечению иска — в день поступления исполнительного документа или, если это невозможно по независящим от пристава причинам, — не позднее следующего дня (ч. 6 ст. 36 Закона №229-ФЗ).

При этом в указанные Законом №229-ФЗ сроки не включается время:

  1. в течение которого исполнительные действия не производились в связи с их отложением;
  2. в течение которого исполнительное производство было приостановлено;
  3. отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа;
  4. при обращении за разъяснением исполнительного документа со дня обращения за таким разъяснением до дня получения соответствующего судебного или иного акта по результатам рассмотрения обращения;
  5. со дня вынесения постановления о назначении специалиста до дня поступления в подразделение судебных приставов его отчета или иного документа о результатах работы;
  6. со дня передачи имущества для реализации до дня поступления вырученных от реализации этого имущества денежных средств на счет по учету средств, поступающих во временное распоряжение подразделения судебных приставов, но не более двух месяцев со дня передачи последней партии указанного имущества для реализации.

Неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии, если со стороны пристава были приняты все разумные и необходимые меры для исполнения исполнительного документа (п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»).

Истечение сроков совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения не является основанием для прекращения или окончания исполнительного производства. Но истечение срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении является основанием для окончания исполнительного производства. В срок давности не включается срок, в течение которого лицо уклонялось от исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения должника или его имущества, на которое может быть обращено взыскание (ч. ч. 8 — 9 ст. 36 Закона №229-ФЗ).

Ссылки по теме:

Суть ФЗ 229 «Об исполнительном производстве»

Федеральный закон «Об исполнительном производстве», действующая редакция которого дополнена положениями   ФЗ-116 2020 года, содержит предписания для всех участников ИП.  Структура документа представлена 130 статьями, которые объединены в 19 глав.

Часть 1 229 ФЗ определяет задачи ИП, как исчерпывающее и правовое исполнение мероприятий по защите законных интересов и конституционных свобод граждан России, различных организаций, обеспечение реализации международных договоров РФ, восстановление нарушенных прав. Принципы, на которых строится исполнительное производство, конституционны.

Последствия для взыскателя

Понятно, что неисполнение судебного акта нарушает чьи-то законные интересы. Что в такой ситуации можно посоветовать взыскателю:

  1. Следить за сроками предъявления ИД и не пропускать их.
  2. Можно обжаловать действия или бездействие судебного пристава, если он не отправил все запросы, не выезжал по известному месту жительства и т. д.

Такие нормы как ст. 46 ч. 1 п. 4 ФЗ «Об исполнительном производстве» и статья 46 часть 1 пункт 3 ФЗ «Об исполнительном производстве» часто становятся поводом для жалоб. Хотя удовлетворяют их редко, поскольку приставы к моменту судебного заседания успевают ликвидировать основания для обращения взыскателя в суд. Отзывы должников, как правило, в таких делах и вовсе отсутствуют. Однако подача жалобы может способствовать продвижению дела, так как это стимулирует приставов исполнять все необходимые действия по принудительному взысканию.

Сроки

Согласно ст. 21 ФЗ № 229, взыскание долгов по открытому исполнительному листу осуществляют на протяжении 36 мес. с момента вступления документа в юридическую силу. По судебному приказу это делают в течение 3 лет с момента выдачи приставу-исполнителю.

По аналогичным документам с различными периодическими платежами (зарплата, пенсии, ипотека, кредит под залог имущества, которое официально принадлежит должнику и др.) задолженность взыскивают в течение всего определенного срока изъятия на протяжении 3 лет после завершения этого периода.

Предписания, которые выдают в местной комиссии по трудовым спорам, исполняют на протяжении 3 мес. с даты их поступления на руки приставу. По судебным актам долги взыскивают в течение 2 лет после их вступления в юридическую силу.

Согласно ст. 36 ФЗ № 229, задолженность по судебному приказу или иному аналогичному документу взыскивают на протяжении 2 мес. со дня возбуждения нового дела. Официальное постановление от пристава ФССП исполняют в течение 15 суток с даты вынесения.

Истечение срока давности исполнения конкретного судебного приказа или другого подобного документа считают законным основанием для закрытия дела по должнику. Однако в этот период не включают время уклонения физлица или компании от исполнения собственных обязанностей по погашению накопившейся задолженности.

Банк данных

Согласно ст. 6.1 ФЗ № 229 в ФССП создают и ведут в бумажном и электронном виде банк данных. Из этой информационной базы берут необходимые сведения по различным должникам.

Общедоступными считают нижеприведенные сведения из банка данных:

  • дата принятия и номер исполнительного листа, судебного приказа или иного подобного документа;
  • дата открытия и номер исполнительного процессуального производства;
  • персональные сведения о должнике (для физлиц — ФИО, дата рождения; для компаний — название и юридический адрес);
  • требование из исполнительного листа или иного подобного документа;
  • название и точный адрес территориального отделения ФССП;
  • сведения об официальном объявлении физлица или юрлица-должника и его имущества в розыск.

Вышеприведенные сведения из банка данных считают общедоступными до дня завершения исполнительного процессуального производства или до обнаружения разыскиваемых лиц или имущества. В этой информационной базе не публикуют личные данные о взыскателе и требования из судебного приказа или иного подобного документа, текст которого, согласно законодательству РФ, не подлежит разглашению и размещению в интернете.

Важные изменения федерального закона

На данный момент в ФЗ № 229 произошли важные изменения. Так, согласно поправкам, внесенным ФЗ № 48 от 7 марта 2018 г. в главу 5 ФЗ № 229, теперь исполнительное текущее производство прекращают и при признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет.

Также, согласно ФЗ № 12 от 21 февраля 2019 г., ч. 3 ст. 98 ФЗ № 229 дополнили предложением о том, что теперь бухгалтеры или иные лица, которые начисляют должнику зарплату, в расчетном документе указывают сумму, взысканную по судебному приказу или по иному аналогичному документу.

Некоторые поправки были внесены и в ч. 6 ст. 81 ФЗ № 229. Согласно комментариям законодателей, теперь при отсутствии денег и ценностей на погашение долга, в банке приостанавливают расчетные операции на банковских счетах должника. В дальнейшем постановление о наложении обеспечительного ареста продолжают исполнять по мере поступления финансовых средств на счет физлица или организации.

Это делают до окончательного исполнения документа или до снятия ареста.

Правовое значение п.3 ч. 1 ст.46 229-ФЗ и прочих положений закона

Статья 46 часть 1 пункт 3 ФЗ «Об исполнительном производстве» позволяет приставу окончить производство и отправить лист взыскателю на основании того, что не удалось найти:

  • должника;
  • его имущество;
  • его счета, доходы, активы, иные ценности.

Указание пункта 4 этой статьи говорит о том, что на данный момент пристав не может осуществить взыскание из-за отсутствия у должника имущества и доходов. Соответствующая пометка ставится в ИД с формулировкой: «исполнительное производство прекращено в связи с невозможностью взыскания (229-ФЗ статья 46 часть 1 пункт 4)».

Указание на п. 3 ч. 1 ст. 46 ФЗ-229, как уже понятно, говорит о том, что пристав не смог найти должника, а на объявление в розыск он не имеет права. Значит, в течение ближайших 6 месяцев после возвращения взыскателю исполнительного листа сотрудники ФССП не будут проводить никаких действий, так как ИП не может быть снова возбуждено до истечения этого срока.

Сам исполнительный документ в это время не утрачивает своей силы, и взыскатель вправе его предъявлять постоянно с соблюдением оговоренных сроков. Если у должника появится доход или имущество, на них может быть обращено взыскание в общем порядке.

Последние изменения

Первая версия закона была опубликована в 2007 году. С тех пор текст периодически совершенствовался. В него вносились различные изменения. Последние правки были внесены в первой половине 2019 года. Последние изменения коснулись статьи 43, 44, 69 и 112. Ознакомиться с полным текстом документа можно на сайте «КонсультантПлюс» или «Гарант». Изменения были необходимы потому, что изменились другие законы РФ, которые были связаны с законом об исполнительном производстве. В частности были внесены изменения в закон «Об ипотеке и ипотечном законодательстве» и ГК РФ.

Согласно внесенным последним изменениям, были изменены условия взыскания задолженности по просроченным ипотечным кредитам, реструктурированным займам. Наибольшее влияние на изменение размера и условий взыскания задолженностей произвели правки в следующие юридические акты:

  • 539-ФЗ «О внесении изменений в закон об исполнительном производстве» В соответствии с внесенными изменениями увеличена сумма обязательных периодических платежей, которые взыскатель может получить, если обратиться за возвратом долга непосредственно к работодателю должника или в учреждение, через которое тот получает доход. Раньше это была сумма в размере 20 тыс.рублей, сейчас эта сумма выросла до 100 тыс.рублей.
  • 528-ФЗ Правки в этом акте дали полномочия внутренним органам (МВД) проводить мероприятия по розыску неплательщика, его имущества. Раньше этим занималось другое ведомство – миграционные службы. В соответствии с последними изменениями те обязаны по итогам исполнительного производства отправлять копии постановления в МВД, если должник был депортирован за пределы России.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий