Федеративное устройство: понятие, принципы, общая характеристика

Введение

На данный момент во всем мире происходят различные социальные, экономические и политические изменения, которые оказывают значительное влияние на политическую сферу. Все это в свою очередь оказывает влияние на характеристики форм государства.

Формой государства является устройство государственной власти, особенности ее организации.

Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что исследование различных форм государства позволяет в полной мере изучить, каким образом организована власть в государстве, какими органами представлена, каков порядок образования этих органов, наконец, какими методами при этом происходит осуществление государственной власти и т.д.

Целью данной работы является исследование форм государственного устройства.

Исходя из поставленной цели, в рамках данной работы предполагается решение следующих задач:

— изучение сущности понятия  «форма государственного устройства»;

— определение причин разнообразия форм государственного устройства;

— рассмотрение унитарной формы государственного устройства;

— анализ федеративной формы государственного устройства;

— исследование формы государственного устройства России на протяжении исторического периода и современном этапе развития.

Объектом исследования в работе выступает государственное устройство.

Предметом исследования в работе являются формы государственного устройства.

В данной работе были использованы  следующие работы в области исследования форм государственного устройства:           Грачева Н.И., Дмитриева Ю.А., Миронова В.О., Иванова В.В.,           Исаева М.А., Марченко М.Н., Дерябиной Е.М., Мишина А.А., Савельева А.Э., Шаповалова А.В., Савина В. И., Эртель А. Г., Чистякова О. И., Чиркина В. Е.  и др.

Теоретической и методологической основой данной работы стали труды ведущих отечественных и зарубежных специалистов, раскрывающие значение государственного устройства, его формы.

При проведении исследования настоящей темы использовались методы анализа и синтеза, логический, сравнительный, системно-структурный.

Структура работы представлена введением, тремя главами, заключением и списком литературы. Первая глава посвящена исследованию понятия и специфики формы государственного устройства. Вторая глава направлена  на исследование форм государственного устройства. Третья глава представлена характеристикой  формы государственного устройства России на современном этапе развития.

Конституционные основы федеративного устройства Российской Федерации

  • Федеративное государство образовано на добровольном соединении всех наций и народностей, присутствующих в государстве;
  • Государственная целостность, которая предполагает невозможность установления любого рода границ (таможенных, сборов, пошлин), которая ограничивает перемещение и предоставление услуг и товаров; государственная валюта – рубль, который закреплён на территории России и является средством уплаты налогов; господствует в государстве действующее законодательство;
  • Государственная власть составляет единую целостность;
  • Властные полномочия распределены между органами государственной власти и субъектами государственной власти;
  • Все этносы, живущие на территории Российской Федерации равноправны, и имеют право на самоопределение (право на занимаемые властные должности; право использования родного языка; право на удовлетворение этнических традиций и обрядов и т.д.);
  • Гражданство в Российской Федерации носит равных характер, вне зависимости того, как оно было получено; все граждане РФ находясь на территории страны имеют равные права и свободу, предусмотренные Конституцией РФ.
  • Единым государственным языком на территории России признан русский. Каждая республика, входящая в состав РФ может устанавливать свои языки, которые будут иметь такое же права на своей территории (в органах местного самоуправления), как и государственный. Правительство РФ гарантирует каждой народности доступность родного языка (возможность обучения, сохранения, развития) в зависимости от международного договора и права РФ.

Принципы федеративного устройства Российской Федерации:

  1. Целостность государственной системы.
  2. Государственная власть представлена едино структурой.
  3. Распределение властных полномочий между государственным органами и государственной властью субъектов Российской Федерации.
  4. Каждая народность, находящаяся на территории РФ имеет равные права и право на самоопределение.

Унитарная форма государственного устройства

Унитарное государство представляет собой форму государственного устройства, обеспечивающую государственную целостность и включающую определенные территориальные образования, наделенные особыми полномочиями негосударственного характера. То есть в состав унитарного государства могут включаться помимо административно-территориальных единиц, автономии, а кроме того унитарное государство полностью может состоять из таких автономий, главное, чтобы данные территориальные организации не обладали статусом государственного образования.

К примеру, Великобритания – унитарное государство, состоящее из административно – территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Для этого государства характерно наличие единой конституции, правовой системы, единой системы высшей власти и управления, единое гражданство.

Административно – территориальное деление Великобритании довольно сложно по своей структуре. Она состоит из четырех крупных административных частей (или стран): Англия, Северная Ирландия, Уэльс и Шотландия, которые в свою очередь объединены в две исторически сложившиеся провинции: Великобританию и Северную Ирландию. В свою очередь каждая из стран делится на более мелкие территориальные единицы.

Административно-территориальное деление обусловлено самой конституцией страны, состоящей из целого комплекса документов разных исторических эпох.

Итак, унитарное государство для удобства управления может разделяться на административно-территориальные единицы (АТЕ), но быть при этом политически неделимым.

Также в унитарном государстве все АТЕ имеют одинаковый юридический статус и находятся в равном положении по отношению к центральным органам: так, например, они имеют равное представительство в государственных органах. Функционирование АТЕ базируется на юридических актах, которые определяют и закрепляют их положение. АТЕ предоставляются большие полномочия в различных отраслях (в хозяйственном, социальном, культурном и т.д.) с учетом их исторических и ресурсных особенностей.

Но при всем этом в унитарном государстве АТЕ не обладают политической самостоятельностью. Нормативные акты органов МСУ имеют преимущественно подчиненный характер, охватывающие локальную территорию.

Отметим, что в некоторых унитарных странах органы местного самоуправления отсутствуют. В таких странах на местах осуществляют управление специально уполномоченные должностные лица, утвержденные верховной власти.

В других унитарных странах органы МСУ есть, но они подконтрольны центральным органам власти.

Рассмотрим существующие виды унитарных государств:

– простое унитарное государство (в составе нет автономных образований, территория такой страны либо вообще не имеет административно-территориального деления (Мальта, Сингапур), либо состоит только из административно-территориальных единиц (Польша, Алжир, Словакия);

– сложное унитарное государство (имеет в составе одно или несколько автономных образований, которые делятся на:

а) территориальная автономия – это определенная часть унитарного государства, в месте проживания какой-либо народности, в силу исторических, географических и других особенностей, ей передано право решать часть государственных вопросов (Дания, Китай, Франция)

б) экстерриториальная автономия – часть вопросов государственной важности передано решать этническому меньшинству. От степени подчинения периферии центральным органным:

От степени подчинения периферии центральным органным:

— централизованное (строгая субординация органов МСУ, которые формируются из центра, но их самостоятельность незначительна (Монголия, Таиланд, Индонезия);

— децентрализованное (органы МСУ самостоятельно формируются и управляются населением, а органам центральной власти они прямо не подчинены, но подотчётны (Великобритания, Япония, Швеция).

Единство системы

Федеративное устройство является результатом волеизъявления многонационального народа страны. Преамбула действующей Конституции указывает на то, что население выступает в качестве хранителя исторически сложившегося единства. РФ является субъектом международных правоотношений. Страна имеет единую общую территорию, включающую площади всех субъектов. Федеративное устройство РФ отражает ее суверенитет, право обеспечивать собственную неприкосновенность. В стране действует единая законодательная система, гарантируется свободное передвижение граждан, продукции, финансов, услуг, единство экономической зоны. РФ самостоятельно устанавливает юридическую базу рынка.

Виды федераций

Классифицировать федеративные государства можно по разным признакам. Первая из них – конституционно-правовой статус регионов (областей, штатов и т.д.):

  • Симметричный – каждый субъект в составе страны обладает одинаковым статусом.
  • Асимметричный – ситуация, обратная предыдущим.

Особенности образования федерации:

  • Территориальные. Причина объединения заключается в нахождении всех субъектов на практически одной территории. Наиболее стабильные по причине низкого риска сегрегации отдельно взятых субъектов.
  • Национальные – в стране проживает множество представителей одной нации. Менее стабильные из-за возможного появления сепаративных настроений у представителей отдельных национальностей.
  • Смешанные. Наиболее устойчивые, так как для их образования послужил целый ряд причин.

Следующая характеристика – способ основания:

  • Договорные. Подписание договора осуществляется между несколькими странами, у которых ранее имелся суверенитет. Объединение произошло для решения общих политических задач.
  • Конституционные. Часто являются итогом трансформации унитарных в прошлом стран (часто империй). В Конституции таких государств часто указывается информация о территориальной целостности отдельных регионов, каждый субъект не может получить суверенитет.

Современные федеративные государства

Среди всех государств достаточно небольшое количество (не более трех десятков) имеют статус федераций. Они расположены по всей планете более-менее равномерно. Исключением является Австралия и Океания. Самый очевидный пример такой страны – Россия. В Европе также расположены:

  • Швейцария (долго время была конфедерацией).
  • Босния и Герцеговина.
  • Германия.
  • Бельгия.
  • Австрия.

В других частях света федеративное устройство имеют:

  • Австралия.
  • Бразилия.
  • Эфиопия.
  • Пакистан.
  • Индия.
  • Малайзия.
  • Нигерия.
  • Мексика.

В качестве яркого примера можно также привести соседа Мексики – Соединенные Штаты Америки. У каждого штата в составе государства имеются права для самостоятельного существования – формирование собственных законов и нормативно-правовых актов, определенные особенности местного самоуправления, работы налоговой системы и так далее. Отдельный регион может достаточно серьезно повлиять на работу федеральной власти.

Признаки

Специалисты выделяют несколько признаков, определяющих федеративное государство. В первую очередь дело касается двухуровневой системы органов госвласти – ряд из них работают в интересах центральной власти, сфера деятельности других ограничена только определенным субъектом страны. Каждый регион может самостоятельно выпускать нормативно-правовые акты и законы. Основное условие – отсутствие разногласий с основным законодательным документом – Конституцией. Также выделяются следующие признаки:

  • Парламент состоит из двух палат. Первая называется нижней и занимается разработкой и проведением мероприятий для решения задач федерации, верхняя следит за обстановкой в субъектах.
  • Все имущество государства также делится на две части – федеральную и региональную.
  • Аналогичная ситуация обстоит с налоговой и финансовой системами.
  • Большей властью наделены законы и нормативно-правовые акты федерального уровня.

Совокупность нескольких признаков позволяет четко понять, что определенная страна является именно федерацией. Но чаще всего присутствуют сразу все.

Принципы федеративного устройства России

Определение 1

Конституционные принципы федеративного устройства РФ – это особая форма организации и управления федеративным государством, основанная на принципах, прописанных в его Конституции.

Для федеративного национально-государственного устройства РФ характерны несколько основных принципов, прописанных в ст. 5 Конституции РФ:

  • целостность государства;
  • верховенство федерального права, единая система государственной власти;
  • суверенность и равноправие наций;
  • разграничение полномочий, предметов ведения РФ и ее субъектов;
  • равноправие субъектов Федерации.

Государственная целостность – это добровольное объединения наций и народностей в единое федеративное государство.

Этот принцип формирования Российского государства исторически начал складываться примерно с IX века, когда добровольно объединились Смоленское, Новгородское, Киевское, Черниговское, Полоцкое и другие княжества в единое Древнерусское государство. Такое объединение происходило на договорной основе.

Во взаимоотношениях между субъектами РФ установлен запрет на установку таможенных границ, взыскания каких-либо пошлин и исключение препятствий для перемещения товаров, финансовых средств и оказания услуг внутри страны.

  • Курсовая работа 420 руб.
  • Реферат 280 руб.
  • Контрольная работа 220 руб.

Верховенство федерального права, единая система государственной власти (ст. 77). Единую систему государственной власти РФ образуют органы государственной власти и субъекты РФ.

При этом федеральные органы государственной власти являются главными управляющим органами, их полномочия распространяются по всей территории РФ.

Система управления субъектов РФ установлена самими субъектами РФ в соответствии с основами Конституции и общими принципами власти в целом в субъектах РФ.

Разграничение полномочий, предметов ведения РФ и ее субъектов. В ст.

5 Конституции закреплены принципы устройства РФ как федерального государства, прописаны принципы дифференциации предметов ведения между всеми существующими органами государственной власти и ее субъектов.

Осуществление такого принципа происходит в соответствии со ст. 71 Конституции РФ. Разделение предметов ведения и полномочий устанавливается федеративным договором или иными правовыми актами.

Суверенность и равноправие наций. Принцип суверенности государства заключается в признании суверенитета всех наций и народностей на свободное самоопределение политических форм.

Согласно ст. 19 Конституции РФ, запрещается ограничение прав граждан в любой форме по любым признакам различия, из чего и вытекает принцип равноправия.

Равноправие субъектов федерации связано с общим принципом национально-государственного устройства Российской Федерации, а именно:

  • суверенность и равноправие наций;
  • равноправие субъектов РФ между собой;
  • равенство прав и обязанностей перед федеральными органами государственной власти РФ;
  • равный круг предметов ведения и равные полномочия;
  • субъекты РФ имеют равные права в Совете Федерации, обладают возможностью на равных основаниях заключать договоры и соглашения с другими её субъектами.

Федеративное устройство РФ

Замечание 1

Федеративное устройство Российской Федерации является исторически сложившейся формой государственного устройства, которое основано на: государственной целостности, разграничении полномочий и предметов ведения между органами государственной власти и органами власти субъектов Федерации, самоопределении и равноправии народов в Российской Федерации (ст. 5).

Все республики, входящие в состав России, имеют суверенитет и являются унитарными государствами, то есть имеют свою конституцию, гражданство, территорию и другие признаки государственности. Россия является многонациональной страной, что исторически обусловило существование национально-государственных автономных образований в виде автономных областей и округов.

Конституционно-правовой статус РФ

Россия – это конституционная страна, то есть Конституция РФ имеет высшую правовую силу. Сущность Федеративного договора и его содержание, заключаются в определении границ полномочий между органами федеральной власти государства и органов государственной власти субъектов РФ.

Сущность Федерации и Федерализма

Рассматриваемые термины также фактически имеют юридическую ценность. При этом они не идентичны, и соответствуют форме и содержанию.

Определение 2

Федерация – это форма территориальной государственной системы, при которой составляющие государства являются достаточно независимыми государственными образованиями – территориальными субъектами федерации; федерализм является проявлением сложившихся федеративных отношений, это федеративные отношения во всем их многообразии.

Федерализм справедливо рассматривается как межотраслевая концепция, содержащая не только правовые, но и политические, социологические, психологические, исторические, экономические и другие аспекты. В итоге, федерация как форма, организационная сторона страны, отражает статику в муниципальных отношениях, а федерализм – динамику внутригосударственных отношений в федеративном государстве.

При всем этом основное в характеристике федерализма – не объяснение территориальной составляющей страны, а конкретно федеративных отношений, то есть взаимосвязей различных субъектов этих отношений. Не будучи идентичными, понятия «федерация» и «федерализм» тем не менее находятся в неразрывном единстве (в любом случае с чисто правовой точки зрения): федерация немыслима без федеративных отношений, а федеративные отношения вероятны лишь в федеративном государстве.

Трудно провести четкую, непреодолимую границу между федерализмом и унитаризмом. Децентрализация власти присуща не только федеральному, но и унитарному государству, при всем этом степень автономии компонентов некоторых унитарных стран (областей Италии, автономных сообществ Испании, Палестинской администрации в Израиле, Республики Каракалпакстан в Узбекистане и т.д.) быть может большей, чем субъектов некоторых федеративных стран (к примеру, штатов в Индии).

Замечание 1

Поэтому неотъемлемым признаком федерализма является не степень автономии компонентов страны, а особенный характер федеративных отношений, которые по определению невозможны в унитарном государстве вне зависимости от размера прав, которые предоставляются его территориальным единицам.

Причины возникновения федераций

Если унитарная форма наиболее эффективна и проста в применении, то почему на протяжении всей человеческой истории возникали и другие способы территориального устройства? Существует целый перечень объективных и субъективных тому причин. Во-первых, все зависит от населения страны. Если оно однородно, на территории государства проживают преимущественно люди одной национальности, вероисповедания и культуры, тогда проблем не возникает, так как у них общие интересы. А как создавать и распространять властные предписания среди разношерстного населения? Если на территории государства одновременно проживают разные народы либо нации, с этим возникают трудности. Это связано с тем, что каждая их этих групп стремится сохранить свою самобытность. У разных народов может быть своя история, своя правовая культура, свое правосознание. Во-вторых, сохранить унитарную форму власти сложно в государствах, простирающихся на огромные территории. Именно эти две причины послужили толчком к образованию иных форм деления стран.

Классификации

В науке существует деление всех федераций на виды, причем не по одному основанию. Первым рассмотрим критерий правового статуса субъектов. Так, части государства могут обладать равным объемом правомочий. В таком случае речь идет о симметричной федерации, в которой все субъекты имеют равный статус. Если же одни части занимают более высокое положение, чем другие, а, соответственно, и наделены большими полномочиями, то в этом случае имеет место асимметричный вид этого территориального устройства.

Если же в составе федерации имеются какие-либо автономии, то такие государства нельзя относить ко второй категории. Они составляют собой отдельный вид – симметричные федерации с элементами асимметрии. Второй критерий классификации – это объем полномочий всего государства и его субъектов. В зависимости от этого признака выделяют централизованные и децентрализованные федерации. В первых именно центральные, общие органы власти обладают привилегиями, преимущественным положением, большим объемом полномочий по сравнению с субъектами. Во вторых же круг прав частей государства довольно подробно очерчен, а федеральным органам остаются подвластны лишь остаточные возможности.

Федеративное государственное устройство

Эта форма территориальной организации характеризуется рядом признаков. Во-первых, территория федераций состоит из совокупности отдельных ее субъектов, к примеру, штатов, республик, провинций. Во-вторых, эти отдельные государственные части обладают некоторыми признаками суверенитета. К примеру, они имеют право издавать собственные основные законы (то есть конституции), а также предоставляют свое гражданство. В-третьих, обязательным элементом федерации в современном мире является двухпалатный парламент. В-четвертых, при всей относительной самостоятельности отдельные субъекты не имеют права осуществлять самостоятельную внешнюю политику. Этим занимаются лишь центральные органы власти.

Федеративная форма государственного устройства

В зависимости от исторических обычаев, традиций, национального состава населения и других факторов государства по-разному определяют свое внутреннее устройство. Территориально большие страны (Россия, США, Канада, ФРГ, Австралия, Бразилия, Аргентина, Мексика, Нигерия, Индия, ЮАР) принимают федеративную форму государственного устройства.

Федерация – такая форма государственного устройства, при которой государственные образования владеют некоторой самостоятельностью, своим административно-территориальным делением, наличием двойного гражданства, законодательства, двухканальной системой налогов и т.п. «Федеративным (от позднелат. foederacio – объединение, союз) является сложное государство, состоящее из нескольких субъектов, обладающих признаками государственности». На основании всего упомянутого выше, и опираясь на неоднородности различных стран, можно выделить наиболее общие черты для государств с федеративной формой государственного устройства:

  1. Территория страны включает в себя различные образования: штаты, республики, земли и т.д.;
  2. Высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеративному центру, а остальные вопросы в данных сферах разграничиваются Конституцией страны;
  3. Признается право субъектов располагать своими законодательными и судебными органами, а также издавать собственную Конституцию;
  4. Общегосударственные вопросы и деятельность, которая связана с их решением принадлежит федеральным органам, представляющим от лица всего государства федерацию в международных отношениях.

Федерации принято дифференцировать по степени влияния на их образование такого фактора, как национальный. На основании этого выделяют три вида федераций: сформированные по национальному принципу, по территориальному, а также последний вид, который соединил в себе два первых — национально-территориальный.

На сегодняшний день федераций, которые построены по национальному признаку всего две – Бельгия и Югославия. Большинство государств мира с федеративной формой государственного устройства возникали для децентрализации государства, а не для решения национальных вопросов, но необходимо отметить, что в таких государствах могут встречаться и национальные образования. В этом случае возникает третий вид федерации – национально-территориальный. Самым многочисленным видом федераций является территориальный.

В федеративном государстве выделяют два уровня государственного аппарата: федеральный и союзный (республиканский). На высшем уровне федеральный характер государства выражается в создании бикамерального (двухпалатного) парламента. Одна из палат представляет интересы всех субъектов, поэтому при ее формировании используется принцип равного представительства, то есть количество депутатов не зависит от населения того или иного субъекта, иная палата создается конкретно для выражения интересов населения всего государства, также возможно наличие государственного аппарата на местном уровне. Еще одним из признаков федерации является наличие двойного гражданства: каждый гражданин считается гражданином страны и гражданином субъекта, в котором он проживает.

Главным вопросом любого государства с федеративной формой территориального устройства является сфера разграничения предметов ведения федерального центра и субъектов федерации, поскольку именно от этого зависит юридическое положение субъектов и характер отношений между ними и центром.

Понятие Федерации и Федерализма

Как одна из основ конституционного строя статья I Конституции РФ закрепляет Федеративное устройство России, которое отражает официальное заглавие страны. Среди относительно немногих федераций в мире положение РФ уникально: это крупнейшая Федерация в мире, причем не только по абсолютному числу субъектов (83), но и по количеству их разновидностей (6).

Определение 1

Определения «федерация» и «федерализм» очень нужны в современном мире, причем не только в науке, но и в таких сферах публичных отношений, как литература, журналистика, спорт, культура, профсоюзная и другая профессиональная деятельность, функционирование разных институтов гражданского общества и публичных объединений (женских, юношеских, студенческих, детских, ветеранских и др.). В самом широком смысле под федерацией (объединением, укрепленным союзом) понимается любая система, структура, состоящая из неравных частей.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Федерация Количество субъектов
США 50
Австралийский союз 6
Канада 10
Австрия 9
Бельгия 3
ФРГ 16
Швейцария 23
Аргентина 22
Бразилия 26
Венесуэла 20
Мексика 31
Индия 25
Пакистан 4
ОАЭ 7
Малайзия 13
Нигерия 21
Коморские острова 3
Российская Федерация 85

. 1 Венгеров А.Б. Теория государства и права. Выпуск 1. М., 2018 г.
2 Мелкумов А.А. Федеративные принципы государственного устройства: концептуальный аспект. Общественные науки и современность М.: РАН Прездиум 2021 г.
3 Кулапов В.Л., Малько А. В. Теория государственного права. М.: Норма 2019 г.
4 Абдулатипов Р.Г. Федералогия – Спб. Питер, 2014 г
5 Григорьева А.В. Основы становления федерального устройства в России. Государство и право. – М.: 2017 г
6 Пиголкина А.С. Общая теория права. М., Гл. 2 параграфы 1-4, 2018
7 Пиголкина А.С. Общая теория права. М., Гл. 2 параграфы 1-4, 2018 г.
8 Цыганов В.И. Теория государства и права: тезисы лекций. – Нижний Новгород, 2019 г.
9 Чиркин В.Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ. Государство и право. – М.: Наука, 2020г.
10 Морозова Л.А. Теория государства и права. М.: Юристъ 2018 г.
11 Мальсагов М.А. Российский федерализм: генезис и основные этапы развития. История государства и права. М.: 2017 г.
12Мелкумов А.А. Федеративные принципы государственного устройства: концептуальный аспект. Общественные науки и современность М.: РАН Прездиум 2021 г
13 Мальсагов М.А. Российский федерализм: генезис и основные этапы развития. История государства и права. М.: 2017 г.
14 Куббель Л. Е. Очерки потестарной и политической этнографии М. 2018 г
15 Цыганов В.И. Теория государства и права: тезисы лекций. – Нижний Новгород, 2019 г.
16 Гуценко К.Ф Основы уголовного процесса США. М., 2021 г
17 Боботов С.В Введение в правовую систему США. М., 2015 г.
18 Ласк Г. Гражданское право США. М., 2018 г
19 Черниловский З.М. От Маршала до Уоррена. Очерки истории Верховного Суда США. М., 2015 г
20 Никофоров В.С., Решетников Ф.М.Современное американское уголовное право М., 2017 г
21 Гуценко К.Ф. Уголовная юстиция США. М., 2018 г
22 Куббель Л. Е. Очерки потестарной и политической этнографии М. 2018 г
23 Мальсагов М.А. Российский федерализм: генезис и основные этапы развития. История государства и права. М.: 2017 г.
24 Мальсагов М.А. Российский федерализм: генезис и основные этапы развития. История государства и права. М.: 2017 г.
25 «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 01.07.2020 N 6-ФКЗ
26 «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 01.07.2020 N 6-ФКЗ
27 Загоровская Т.В. Федерализм в России: проблемы и перспективы развития. Конституционное и муниципальное право. – М.: Юрист, 2018 г
28 Черниловский З.М. От Маршала до Уоррена. Очерки истории Верховного Суда США. М., 2015 г
29 Ласк Г. Гражданское право США. М., 2018

Форма правления

Формой правления большей части федеративных государств является республика. Её особенность заключается в том, что все органы власти выбираются на определенный срок гражданами страны, каждый из которых обладает равными политическими правами. Выделяют следующие виды республик:

  • Парламентская – основное влияние на политику оказывает парламент.
  • Президентская – главенствующую роль занимает президент.
  • Смешанная – правительство отвечает за свои действия перед двумя властными структурами – президентом и парламентом.

В разных странах особенности последнего вида республик может несколько меняться.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий