Философское мировоззрение: структура, основные черты, специфика

Литература

на русском языке

  • Беляев И. А. [ej.kubagro.ru/2011/09/pdf/29.pdf Человек и его мироотношение. Сообщение 1. Мироотношение и мировоззрение] // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ). — Краснодар: КубГАУ, 2011. — № 09(73). С. 310—319.
  • Богомолов А. С., Ойзерман Т. И. Основы теории историко-философского процесса. М., 1983.
  • Борн М. Размышления и воспоминания физика. М., 1971.
  • Бройль Л. Революция в физике. М., 1965.
  • Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах. — В сб.: Новые идеи в философии, № 1. СПб., 1912.
  • Митрохин Л. Н. Философия религии. М., 1995.
  • Шелер М. Философское мировоззрение. //Шелер М. Избранные произведения. М., 1994.

на других языках

  • Jaspers K. Psychologic der Weltanschauungen. Lpz., 1919.
  • Wenzl A. Wissenschaft und Weltanschauung. Lpz., 1936.

Объекты философии

Научный термин «объект», как часть познавательной деятельности, имеет прямое отношение к «субъекту», как отдельной личности или группе лиц, изучающей «объект». Объектом философского научного исследования есть объективная, материальная реальность, духовность, человечество. Отсюда следует, что объектами философской деятельности выступают природа, общество, человек, предмет исследования.

Природа. В древности основным объектом изучения была природа. Необъяснимость природных явлений, событий заставляла античные умы разгадывать тайны мироздания. Еще древний философ Аристотель пытался понять загадку бытия, значение в ней человека. Отсюда берут начало естествознание, прочие науки.

Общество. Позже теоретики философских исследований активно увлеклись общественной деятельностью, правовым, политическим устройством социума. Так появились подсистемы общества: экономическая, политическая, военная, здравоохранительная, спортивная.

Человек. Заключительным объектом изучения стал человек, его внутренний мир: психология, литература, поэзия, педагогика.

Предмет исследования. Это ракурс рассмотрения объекта изучения (воды) в различных научных направлениях.

Так как определение философии отличалось общими теоретическими знаниями, то для внесения конкретных представлений об объектах понадобилось разработать трехуровневую структуру философского аппарата: всеобщий, средний, прикладной уровень.

История философии

Философия зародилась в тот момент, когда человек впервые стал искать ответы на вопросы «Кто я?», «Зачем я здесь?» и «В чем заключается смысл жизни?» Как наука она сформировалась в 6 веке до н. э. в Древнем Китае, Индии и Греции.

Философы, жившие в ту эпоху, оставили свои научные труды и изыскания, многие из которых не потеряли актуальности и сегодня. Во все времена люди пытались решать задачи, которые ставила перед ними существующая действительность. Любые рассуждения о мироздании и его тайнах, душе и Боге, смерти и жизни – все это философские категории. Найденные ответы на вечные вопросы становились ориентирами для людей в их познании окружающего мира.

Хотя прошло уже более 2000 лет со времени написания трактатов первыми мудрецами, и человечество сегодня знает о Земле, Вселенной и о себе больше, остается спорным существующее философское мировоззрение касательно главных вопросов о том, в чем смысл жизни, какое у людей предназначение и т.д.

22.Психические сойства личности.(виды способностей, характер, темперамент.

К основным индивидуальным свойствам личности относятся темперамент, характер, направленность, способности.

Темперамент – это сочетание индивидуально-психологических свойств, которые определяют общую активность и динамику деятельности субъекта.

8 стр., 3529 слов

Педагогическая позиция педагога и стили педагогического руководства

… основе увлечённости совместной творческой деятельностью 6. Значение индивидуального стиля педагога Заключение Список использованных источников Введение Педагогическое руководство – специфическая форма общения, имеющая свои особенности, и в то же …

Согласно классификации Гиппократа–Павлова выделяются 4 основных типа темперамента: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический.

Холерик – это сильный, неуравновешенный, эмоционально возбудимый тип (высокотревожный экстраверт).

Такой тип профессионально пригоден ко всем видам юридической деятельности, но особенно успешен в роли прокурора благодаря своим «бойцовским» качествам, настойчивости и речевой активности.

Сангвиник – сильный, уравновешенный, лабильный тип (малотревожный экстраверт).

Он быстро приспосабливается к новым условиям, быстро решает профессиональные и бытовые проблемы, обладает высокой переключаемостью внимания, эмоционален, очень коммуникативен, проявляет высокую речевую активность, малоконфликтен, склонен к компромиссам. Его можно использовать для разрешения конфликтных ситуаций в группах, организации общения, совместной деятельности, лидерства.

Флегматик – сильный, уравновешенный инертный тип (малотревожный интроверт).

Он незаменим в ситуациях, требующих устойчивого внимания, обстоятельности в делах, медлителен, терпелив, продуктивен в монотонных условиях деятельности. Он испытывает значительные трудности при необходимости быстрого переключения в изменяющихся ситуациях, быстрого принятия решения, при ориентации в конфликтных и стрессовых ситуациях.

Способности — это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека. Они обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.

Теоретическая философия, ее части

Философствование распространяется на разные области человеческой жизни. Для того, чтобы добиться доскональности, детальности изучения наука включает в себя определенную систематику. Некоторые разновидности индивидуальны, другие составляют совокупность знаний. К индивидуальным направлениям философии относятся:

  • Социальная философия;
  • Этика;
  • Эстетика;
  • Логика;
  • История.

К систематическому направлению относится теоретическая философия. Она включает в себя следующие элементы:

  • Онтологию (изучает основы бытия);
  • Гносеологию (направление, исследующее познание);
  • Диалектику (изучает развитие человека);
  • Аксиологию (теория ценностных ориентиров);
  • Герменевтику (учение о толковании, освоении знаний).

Данная философия была бы концепцией хаоса без структурного разделения течений. Наличие отдельных дополнительных учений одновременно доказывает масштабность философской науки, взаимосвязь с мировосприятием, конкретизацию различных ее сторон.

Взгляд на сущее

Мировоззрением принято называть совокупность представлений человека о себе и окружающей его видимой и невидимой действительности. Существует 2 вида восприятия сущего – индивидуальное и общественное.

Личное мировоззрение может состоять как из собственных представлений человека о себе, так и из мнений о нем других людей. К общественному относятся такие проявления народного самосознания, как легенды, мифы, предания и многое другое.

При восприятии действительности люди оценивают ее не только с позиции личного принятия или отрицания каких-либо событий, состояний или предметов, но и с точки зрения понимания мира в целом. Благодаря неизменным качествам, которые определяют сущность человека, формируется его философское мировоззрение.

Например, человек, считающий, что все продавцы – воры, создает устойчивое мнение об этом и переносит его на свою картину мира в целом.

Показателем того, насколько широко и зрело мировоззрение человека, являются его поступки. Какие действия он предпринимает, исходя из своих убеждений? Выяснив это, можно установить, каковы его истинные моральные ценности.

Эмоции и психические состояния. Их Функция и классификация. Психическое состояние стресса

Эмоции – это процессы, отражающие значение и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.

В настоящее время особенно хорошо изучены шесть основных эмоций: 1. Радость – активная положительная эмоция, выражающаяся в хорошем настроении и ощущении удовольствия. 2. Горе — глубокая печаль по поводу утраты кого-либо или чего-либо ценного, необходимого. Оно сводится к страданию, печали, унынию. 3. Страх – эмоция, отражающая защитную реакцию при переживании реальной или мнимой опасности для здоровья или благополучия человека. 4. Гнев может быть вызван личным оскорблением, обманом или неопределимым препятствием, стоящим на пути к цели. 5. Отвращение, как и презрение, является специфическим проявлением враждебности. 6. Удивление возникает при встрече человека с новым объектом. Удивление – переживание захваченности, любопытства. Самая старая и простейшая форма переживаний – это удовольствие инеудовольствие.

Функции эмоций: 1. Это способ поддержания жизненных процессов в оптимальных границах. 2. Эмоции часто свидетельствуют о недостатке или избытке внешних и внутренних факторов.

Стресс — это прежде всего состояние психической напряженности, возникающее в ответ на сложные обстоятельства, на разнообразные экстремальные воздействия. Однако, понятие стресса используется не только для описания психического состояния, но также и физиологического. В общем, стресс — это постоянная и естественная реакция организма и психики человека на проблемные ситуации. Причины физиологического стресса: чрезмерные физические нагрузки, высокая и низкая температура, голод, шум, болезнь, травма, операция и т.д. Причины психологического стресса: — ситуации угрозы, опасности, обиды; — грубость, зависть, измена, несправедливость; — борьба за власть, крушение надежд, денежные проблемы; — трудности с начальством, увольнение, предстоящий экзамен; — информационные перегрузки, когда человек не успевает принимать решения при высокой ответственности за последствия.

Примечания

  1. [philosophy.mipt.ru/textbooks/frolovintro/introduction.html Что такое философия] // Введение в философию. Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Республика, 2003.
  2. Некрасова Н. А., Некрасов С. И. [www.rae.ru/snt/pdf/2005/6/4.pdf Мировоззрение как объект философской рефлексии] // Современные наукоёмкие технологии. — 2005. — № 6. — С. 20-23
  3. В. И. Вернадский. О научном мировоззрении. 1902
  4. 12 Иванов А. В.[www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/filosofiya/FILOSOFIYA.html Философия] // Кругосвет
  5. Философия // Новейший философский словарь. / Под ред. А. А. Грицанова. — 3-е изд., исправл. — Мн.: Книжный Дом. 2003.— 1280 с. — (Мир энциклопедий).
  6. Философия // Философский словарь
  7. Философия — статья из Большой советской энциклопедии.
  8. [www.answers.com/main/ntquery?s=Philosophy Philosophy] // Columbia Encyclopedia (англ.)русск.

Стадии формирования мировоззрения

Мировоззрение отражает отношение человека к окружающей действительности. Оно составляет отношение человека к миру в целом, а не к отдельным элементам.

Иными словами, мировоззрение включает в себя научные, религиозные, этические, политические и иные взгляды личности на мир.

В зависимости от соотношения компонентов и способов восприятия мира можно выделить следующие этапы:

  • Мироощущение — эмоционально-психологический компонент мировоззрения, который формируется из чувств и настроений. Например, художник Винсент Ван Гог видел в природе исключительную красоту и успокоение. Свое мироощущение он передал в своих картинах.
  • Мировосприятие — образ мира в наглядных представлениях. В результате чувственного восприятия действительности у человека формируется представление о мире.
  • Миропонимание — это познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения. Оно формируется на основе рационального объяснения мира. При изучении физики, химии, биологии ученикам объясняется с помощью законов природы устройство мира. Это помогает формировать миропонимание у людей.

Стоит отметить, что формирование мировоззрения происходит постепенно. На самом базовом уровне, мироощущении, основную роль играют наши органы чувств. Мы познаем мир с помощью обоняния, осязания.

На следующем этапе, мировосприятии, у нас складывается осмысленный образ окружающего в форме представлений. Мы приобретаем способность представлять себе как выглядит, например, лес, река, лужайка.

Наконец, на финальном этапе, миропонимании, складываются обобщенные представления о мире. Мы не только можем представить себе как выглядит река, но еще и понять, откуда в ней берется вода и как она течет.

С одной стороны, мировоззрение может формироваться стихийно. В этом случае оно возникает на основе обыденного опыта или под влиянием жизненных условий.

Например, человек может столкнуться с предательством со стороны лучшего друга. Это событие может привести к тому, что в мировоззрении человека больше не будет доверия к людям.

С другой стороны, существует осознанный путь формирования мировоззрения. Он основан на целенаправленной разработке фундаментальных принципов, идей, идеалов.

Осознанно мировоззрение формируется путем воспитания или обучения в школе.

{"questions":}}}]}

Стадии развития философского мировоззрения

Все в этом мире проходит несколько этапов — от зарождения до принятия окончательной формы. Известны 3 стадии эволюции философии мировоззрения:

космоцентризм – это взгляд на реальность, в основе которой лежит влияние на все сущее могучего и бесконечного Космоса;

  • теоцентризм – мнение, что весь мир, и видимый, и невидимый, зависит от сверхъестественных сил или Бога;
  • антропоцентризм – во главе всего стоит человек – венец творения.

Основные философские мировоззрения сформировались благодаря синтезу всех трех стадий развития, объединивших в единый объект изучение природы, человека и общества, в котором он живет.

Духовный аспект

Раньше считалось, что люди – это индивидуумы, получающие духовный опыт на протяжении своей жизни. Современные науки приходят к выводу, что человек – это дух, обретающий опыт в физическом теле. Сегодня все больше уделяется внимания изучению взаимосвязи между Творцом и его творением.

Духовное мировоззрение людей построено на принятии или отрицании Бога. В основе гармонии лежат:

  • любовь к миру в целом;
  • принятие происходящих событий, как проявление божественной воли;
  • подключение к энергии любви через молитву;
  • реализация собственной жизни через гармоничное ее проживание;
  • сбалансированное состояние во всех сферах жизни.

При отсутствии духовного развития людей наполняют обиды, невзгоды, болезни и непонимания смысла жизни.

Видение мира

Система взглядов человека на окружающую реальность и способность ее осваивать, его этические ценности, обобщение имеющихся в его распоряжении естественно-научных, технических, философских и других знаний, вот что такое мировоззрение.

Впервые этот термин был введен в конце 18 века в значении «взгляда на Вселенную» немецким философом Кантом. Лишь со второй половины 19 в. он стал означать систему, в основе которой лежат суждения о мире и место, которое занимает в нем человек.

На самом деле это понятие означает сложное взаимодействие различных блоков знаний, убеждений, эмоций, мыслей и настроений, соединенных в некое подобие понимания людьми окружающей реальности и себя в ней.

Каждый индивидуум в отдельности, имея свой набор мнений и взглядов на действительность, может объединяться в группы, сообщества, семьи или другие организации с людьми с похожими суждениями. В зависимости от того, какие ценности, точки зрения или жизненные программы определяют их сознание, при этом образуются народы, различные слои общества, интеллектуальная или социальная элита, или классы.

Что такое мировоззрение?

Мировоззрение – это система взглядов, оценок и представлений о мире, формирующаяся на основе фактических знаний, жизненного опыта, моральных, нравственных, философских и прочих оценочных суждений.

Это понятие объединяет в себе фактические знания и всевозможные убеждения. При этом можно говорить как о мировоззрении отдельной личности, так и о мировоззрении социальной группы или другой общности. Несмотря на выраженный субъективный характер, оно, как правило, имеет историческую и социальную обусловленность. Мировоззрение личности формируется и развивается на протяжении всей жизни. Изначально оно сильно подвержено влиянию эмоциональных суждений, но с годами становится более осознанным.

Существует два уровня мировоззрения:

  • Обыденный. На этом уровне мировоззрение строится посредством чувственного познания на основе повседневных эмоций и переживаний.
  • Рациональный. Это более осмысленный уровень. В его основе лежит рациональное познание, поэтому он формируется у людей с развитым критическим мышлением.

Важнейшей характеристикой мировоззрения является его целостность. Несмотря на то, что оно является комплексной системой взглядов, его элементы всегда приведены к некоторому «общему знаменателю». Если же появляется какая-то новая информация, которая не вписывается в мировоззрение, для неё придумывается объяснение, позволяющее устранить противоречие, после чего мировоззрение снова становится целостной системой.

Структура мировоззрения

Описание

Любое проявление мировоззрения в человеческом понимании имеет свои определённые элементы или атрибуты, которые создают единую организованную структуру. Для мировоззренческих идей также существует своя определённая последовательность элементов, создающих единую цепь понимания мира и жизни. Наиболее значимыми из них являются представленные ниже элементы.

  1. Знания. Основным и самым важным элементом являются человеческие знания о мире, его особенностях и видах проявления жизни в нём. Знания служат каркасом, к которому присоединяются другие не менее важные понятия, а также создают единую и общую для всех систему понимания мира. Данная система формируется в ходе образовательного процесса.
  2. Ценности. Ценностные ориентиры закладываются в человеке в процессе его активной социализации. Прежде всего это проявляется в положительном или отрицательном отношении к происходящим вокруг индивидуума событиям. Чаще всего ценностные ориентиры имеют схожесть для широких групп людей и целых социумов, существующих в одинаковых условиях.
  3. Убеждения. Убеждения или принципы складываются у человека в процессе его жизнедеятельности, у разных людей они могут существенно отличаться. При этом убеждения обладают высокой степенью гибкости и изменчивости, что делает их нестойкой структурой для определения мировоззрения. Убеждения могут появляться лишь в определённый период жизни.
  4. Идеалы. Под идеалами принято понимать такие модели поведения в обществе, которые являются примером для подражания и формируют в личности определённые качества. У каждого человека могут быть свои идеалы, но в то же время идеал может быть общим для большой группы людей, в таком случае речь идёт о создании массовой идеологии.
  5. Верования. Каждый человек вправе выбирать и следовать своей правде, в связи с этим верования включают в группу основополагающих элементов мировоззренческой теории. У каждого человека есть свои вещи, в которые он искренне верит, а также имеются события и факты, вызывающие у него острое недоверие. Из этого складывается общая картина мира.
  6. Чувства. Чувства тесно связаны с категорией эмоционального состояния человека и формируют в конечном итоге общую картину мира. Под чувствами принято понимать присущие каждому человеку проявления собственных переживаний по отношению к внешнему миру. Все чувства делятся на две большие группы позитивных и негативных проявлений.
  7. Эмоции. Эмоции в отличие от чувств носят скрытый характер и не отражают общее состояние человека. Они характеризуют его внутренний настрой, но также они способны отразиться на внешнем состоянии в виде чувств или совершённых поступков. Эмоциональный фон очень важен при формировании сознания и мышления.
  8. Жизненные нормы. Жизненными нормами или принципами принято обозначать те алгоритмы и схемы действий, которые помогают адекватно оценить обстановку и принять решение в конкретной ситуации. Жизненные нормы закладываются в человеческом сознании на протяжении многих лет и являются наиболее устойчивой частью восприятия мира.

Развитие мировоззрения цивилизаций

Наблюдая за происходящими в природе явлениями, люди с древности пытались дать им хоть какое-то объяснение. Самый простой способ это сделать, было объявить свое существование и всего вокруг проявлением воли богов. Таким образом, сформировалось сверхъестественное и мифическое видение происходящего, которое было основным на протяжении нескольких тысячелетий.

Главное, что такое мировоззрение объясняло, так это иллюзорность жизни, так как все предопределено богами, что большинство людей подтверждало, смиряясь с таким взглядом на реальность. Благодаря тем личностям, кто шел вразрез с принятыми суждениями (не подчинялись воле богов), менялись история и, соответственно, мировоззрение в сознании людей и целых цивилизаций.

Рассуждая о существующих порядках в явлениях природы и сравнивая их, люди создали такую науку, как философия. Благодаря способности познавать окружающую реальность во всей ее многогранности, человек постоянно усовершенствовал модель Вселенной, Земли и изучал свое место в ней.

По мере того как накапливался опыт в познании действительности и проверялся на практике, у цивилизаций появлялись науки, менялось мировоззрение. Например, наблюдения за изменениями на звездном небе легли в основу астрологии, а затем астрономии.

19.Предмет и объект психологии. Основные методы и задачи психологии.

Предметом психологии являются: психика, ее механизмы и закономерности как специфическая форма отражения действительности, формирование психологических особенностей личности человека как сознательного субъекта деятельности.

Объект психологии — это закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных. Эта форма жизнедеятельности в связи с ее многоплановостью может изучаться в самых разнообразных аспектах, которые исследуются различными отраслями психологической науки.

Основные задачи психологии: – изучение механизмов, закономерностей, качественных особенностей проявления и развития психических явлений; – изучение природы и условий формирования психических особенностей личности на разных этапах ее развития и в различных условиях; – использование полученных знаний в различных отраслях практической деятельности.

Прежде чем говорить о методах психологии, необходимо дать определение и краткое описание понятий «методология», «метод» и «методика».

2 стр., 554 слов

Модуль 3. Психология познания.

… Краткая характеристика Примеры проявления         Модуль 3. Психология познания. Задание № 1. Разобрав вопрос о физиологических основах психических процессов, дать комментарии … № 2.Напишите эссе на тему «Зачем психология социальному работнику?», где раскройте ответы на следующие вопросы. · В каких видах деятельности необходимы социальному работнику психологические знания? · В …

Методология – наиболее общая система принципов и способов организации научного исследования, определяющая способы достижения и построения теоретического знания, а также способы организации практической деятельности. Методология является основой для построения исследования, отражает мировоззрение исследователя, его философскую позицию и взгляды.

Метод – это совокупность более частных, конкретных приемов, средств, способов, с помощью которых получают сведения, необходимые для построения научной теории и вынесения практических рекомендаций.

Все методы психологии могут быть разделены на три группы: 1) объективные методы психологии; 2) методы описания и понимания психологии человека; 3) методы психологической практики.

Миф – форма общественного сознания

Мифология как исторический тип мировоззрения – самый глобальный, основной и ранний. Часто, когда затрагивается мифологический тип мировоззрения, многие относятся к нему с пренебрежением.

Якобы древние люди жили давно, недолго и плохо, мало что понимали, пользовались мифами и верили в небылицы. Мы же сейчас гораздо умнее, даже неприлично верить в разные мифы.

С другой стороны, человек появился на земле более сорока тысяч лет назад, а философия – чуть больше двух тысяч лет. Значит человек выживал без философии огромный период времени, учитывая его ужасные, в большинстве случаев, обстоятельства. Мифология как исторический тип мировоззрения обеспечила человеку выживаемость, возможность передавать знания, какой бы наивной она ни казалась.

Характерной чертой мифологии как исторического типа мировоззрения является синкретизм, означающий, что все элементы со всевозможных областей опыта, знаний и жизни человека были объединены в единое целое. Проще говоря, такой исторический тип мировоззрения, как мифология, объединял искусство, литературу, ту же философию, даже географию, биологию и другие науки воедино.

Человек, который находится во власти мифологии, относится к несвободным людям, так как он зависим от всех событий окружающей среды и своих соплеменников. Как отдельная личность он не воспринимается.

Мифология как исторический тип мировоззрения уже тогда старалась объяснить окружающий мир, пусть сказками, легендами и мифами, но все для того, чтобы прекратить его бояться, а это значит – понимать его. Мифология − это один из типов мировоззрения, который играет ведущую роль в современном мире.

Наше сознание устроено так, что мы стараемся достроить окружающий мир до целостного взгляда, даже не имея полной информации, то есть, додумываем его. Это и является общим корнем с типом мировоззрения первобытного строя.

16 Научное познание. Методы научного познания.

Научное познание, в отличие от других многообразных форм познания — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.

В научном познании различают эмпирический и теоретический уровни.

Эмпирическое познание направлено непосредственно на изучаемый объект и реализуется посредством наблюдения и эксперимента. Теоретическое познание концентрируется вокруг обобщающих идей, гипотез, законов, принципов. Предметом научного познания является: природа познания как целого, его возможности и границы, отношение знания и реальности, знания и веры, субъекта и объекта познания, истина и ее критерии, формы и уровни познания.

Существуют 2 уровня научного познания: чувственное познание и рациональное познание.

Структура чувственного познания: ощущения, восприятия, представления.

Структура рационального познания: понятия, суждения, умозаключения.

Наука. Это одна из форм общественного сознания, представляющая упорядоченную и систематизированную систему знаний о природе, обществе, мышлении, которая проверяется и дополняется в ходе общественной практики. Так уж устроена жизнь человека, что он вынужден иметь дело с проблемными и сложными задачами. И, чтобы с ними справиться, человеку необходимо исчерпывающие знания, которые бы позволили ему понять и объяснить изучаемые процессы, иметь возможность предвидеть будущее и выработать для этого соответствующие практические действия.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Роль мировоззрения

Роль мировоззрения в жизни человека:

  • Дает основу целостности личности, которая предполагает наличие четкой системы ценностей, идеалов.

  • Структурирует окружающее пространство, делая его знакомым, более понятным и безопасным.

  • Подсказывает пути достижения целей.

  • Его отсутствие делает жизнь хаотичной, а психику нестабильной, полной противоречивых установок, что приводит к неразрешимым внутренним конфликтам.

Бывает состояние, когда старое мировидение разрушается, а новое на его месте еще не сформировалось. Такой этап называют мировоззренческим кризисом

В этот момент крайне важно вернуть личность к целостности, иначе на место здоровых форм мировоззрения придут различные заблуждения: алкогольные и наркотические вещества, сектантство и др

С мировидением связано также понятие менталитет, которое означает определенный склад ума, совокупность психических свойств и особенностей поведения. Он отражает характер целой группы людей (например, нации) и представляет из себя внутренний мир личности, который пропущен через призму исторического опыта.

Приглашаем на онлайн-курсы подготовки к ЕГЭ по обществознанию для учеников 10 и 11 классов!

Типы философского мировоззрения

У каждого человека есть собственный взгляд на существующую действительность, который сформировался путем его развития, воспитания, образования, профессиональной деятельности и общения с другими людьми. Все это лежит в основе мировоззрения, и у каждого оно свое.

Но кроме различий во взгляде на мир у людей есть точки соприкосновения, которые позволяют объединяться им в различные сообщества. Благодаря этому типы философского мировоззрения условно делятся на 2 вида. В одном из них учитываются мнение большинства о реальности, в другом – личное:

  • социально-исторический – это формирование взглядов человечества на мир в различные эпохи его развития, например архаический, свойственный древности, и философский, соответствующий современности;
  • личностный тип формируется в процессе духовного роста индивидуума и его возможности усваивать и применять ценности и мировоззрения, наработанные человечеством.

Люди могут формировать свои взгляды либо целенаправленно, либо стихийно. Например, когда человек верит тому, что ему говорят дикторы по телевидению и не относится к информации критично, значит создавать у него необходимое мировоззрение, навязывая чужое видение реальности. Это целенаправленное воздействие на формирование его взглядов.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий