Госслужащий – это… Определение, квалификации, права и обязанности

Основные права гражданского служащего

Они закреплены в 14 статье 79-ФЗ. В соответствии с нормой, к основным правам гражданского служащего относятся права на:

  • обеспечение организационно-технических условий, которые необходимы для исполнения лицом его обязанностей;
  • ознакомление с документацией, устанавливающей обязанности и права по замещаемой должности, критерии оценки эффективности работы служащего, а также условия повышения по службе;
  • оплату труда;
  • отдых;
  • получение в установленном законодательством порядке материалов и информации, необходимых для надлежащего исполнения сотрудником его обязанностей;
  • посещение предприятий, организаций, учреждений любой формы собственности, если это необходимо в связи с исполнением служебного задания;
  • принятие решений в соответствии со своей компетенцией;
  • участие по собственной инициативе в конкурсе на замещение свободной должности госслужбы;
  • ознакомление со своим личным делом, отзывами о его деятельности, прочими документами до включения их в личное дело, а также на приобщение к материалам личных объяснений;
  • переквалификацию (переподготовку), повышение квалификации на средства соответствующего бюджета;
  • пенсионное обеспечение;
  • проведение служебного расследования по инициативе служащего для опровержения информации, порочащей его достоинство и честь;
  • вступление в профсоюз для защиты своих профессиональных, социальных интересов и прав;
  • внесение предложений по повышению эффективности службы в любую уполномоченную инстанцию;
  • доступ к сведениям, отнесенным к гостайне, если выполнение должностных обязанностей предполагает использование такой информации;
  • защиту персональных данных, имущества, своих жизни и здоровья, а также здоровья и жизни близких родственников.

Права, обязанности, ответственность государственных гражданских служащих

Гражданский служащий — гражданин Российской Федерации, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получающий денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

Гражданский служащий имеет право на:

1) обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

2) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;

3) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

4) оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом;

5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;

6) доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;

7) доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;

8) ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;

9) защиту сведений о гражданском служащем;

10) должностной рост на конкурсной основе;

11) дополнительное профессиональное образование

12) членство в профессиональном союзе;

13) рассмотрение индивидуальных служебных споров

14) проведение по его заявлению служебной проверки;

15) защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;

16) медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;

17) государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;

Государственная и муниципальная служба

Права и обязанности государственных гражданских служащих

Все, что связано с деятельностью гражданских служащих, обычно регламентировано в социальных (этических, организационных, технологических и др.) и правовых нормах, которые составляют социально-правовой статус гражданского служащего, возникающий на основе соответствующего законодательства в связи с замещением гражданской должности. Именно определенная должность государственной гражданской службы является базой для характеристики социально-правового положения гражданского служащего. По своей сути социально-правовой статус гражданского служащего — это установленные и гарантированные государством меры должного и возможного поведения работника в области государственно-служебных отношений. С изменением государственно-служебных отношений изменяется и социально-правовой статус гражданского служащего (например, повышение, понижение, увольнение, отставка, выход на пенсию и т.д.).

Основу социально-правового статуса гражданского служащего составляют восемь групп государственно-служебных норм, которые определяют его права, обязанности, ограничения, запреты, требования, ответственность, социальную защищенность и гарантии. Именно они предопределяют основное содержание государственно-служебных отношений, в которых участвует данный работник.

Статусные нормы устанавливаются обычно не персонально для каждого гражданского служащего, а для должности, которую он замещает, и поэтому производны от задач и функций государственного органа. Эти статусные нормы дифференцируются на две группы: общие и особенные (конкретные, частные). В свою очередь, особенные статусные нормы также делятся на две части: основные и неосновные (дополнительные).

Общими статусными нормами называются те, которые свойственны всем гражданским служащим, независимо от вида, ветви, категории и группы их должностей. Особенными те, которые устанавливаются в зависимости от этих структур. При этом особенные статусные нормы определяются, исходя из типовых квалификационных характеристик, а особенные — под влиянием потребностей внутриструктурных и межструктурных взаимодействий. Общие статусные нормы сформулированы и нормативно закреплены в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В названном законе закреплены права государственного гражданского служащего, их характеристика дается в ст. 14. В соответствии с законом каждый гражданский служащий имеет право:

Особенные основные права гражданского служащего также обусловливаются спецификой занимаемой им должности. К их числу относятся, например, право на принятие вторичных нормативных актов, право распоряжения имуществом, право дисциплинарной практики в отношении подчиненных, право визирования по профилю своей деятельности готовящихся в данном органе документов и т.д. Среди особенных дополнительных прав могут быть право технического контроля за исполнением поручений сотрудниками, за состоянием техники безопасности в помещении, право использования различной оргтехники, компьютеров и т.д.

Не меньшую значимость в социально-правовом статусе гражданского служащего занимают его служебные обязанности. Статья 15 федерального закона № 79 устанавливает 12 основных обязанностей гражданских служащих. Согласно им каждый гражданский служащий обязан:

Таким образом, мы видим, что обязанности госслужащего являются логичным продолжением его прав и в совокупности с ними направлены на то, чтобы сделать систему государственного управления более эффективной.

Основные функции государства

Наверное, человеку, наблюдающему за жизнью страны со стороны, довольно трудно разобраться в тонкостях управленческого механизма. Как говорил герой одного известного фильма: «Для этого двадцать лет учиться нужно». Мы коротко выделим функции государства, как их описывает специализированная литература. К ним относятся:

  • охранительная;
  • регулятивная;
  • организационная;
  • экономическая;
  • законотворческая;
  • контрольная.

Каждый элемент связан со всеми остальными. Вместе они создают устойчиво функционирующий механизм государства. Цель его – создание благоприятных условий для граждан и общества. А винтиками этого механизма являются госслужащие. Потому требования к этим людям особые.

Определения

Ранее, в советские времена, не было разграничений на государственных служащих и просто служащих. Представленные понятия обладали схожим правовым статусом – этому свидетельствовали и специализированные документы, в которых указывалось место работы и социальное положение в качестве рабочего, крестьянина или служащего. Следовательно, в представленную категорию включали всех, кто не подходил в прочие категории. Сюда попадали не только работники госучреждений, но и учителя, военные, врачи и даже некоторые работники других отраслей негосударственных структур.

В отдельные периоды отдельные представители науки пытались дать определение государственным служащим. Особо часто это возникало на фоне реформ конца 50-х годов прошлого столетия. Многочисленные попытки зачастую сводились к необходимости разделения понятия на узкую и широкую трактовку. В общем смысле в представленную категорию служащих относятся работники умственного труда, которые относятся к государственному управлению. Сюда относятся управленческие органы, армия, учреждения образования, медицина и так далее.

В общем смысле государственными служащими ранее считались работники умственного труда, которые находятся на гособеспечении

На текущий момент такого разграничения нет – понятие приобрело четкую трактовку в соответствующем документе 1995 году. Здесь имеется полное определение направления деятельности, содержание функций.

Что касается деления государственной службы, то она делится на три разновидности. В ФЗ No58, статье 13 представлена следующая трактовка: под ГС следует понимать гражданина РФ, который осуществляет узконаправленную деятельность на должности, соответствующей направлению службы. Его значение осуществляется посредством специального акта и сопровождается служебным контрактом. За выполнение обязательств служащему выплачивается заработная плата за счет бюджета. На основании этого можно выделить следующие основные признаки ГС:

  • гражданин РФ;
  • связывается с деятельностью ГС;
  • получает денежное вознаграждение из бюджета.

С гражданскими служащими заключается служебный контракт

В ряде статей ФЗ перечисляются и другие признаки служащего. Если последние обобщить и представить на рассмотрение, то получится следующее определение: это гражданин РФ, который имеет возраст 18-65 лет, владеет государственным языком, имеет соответствующее образование и выполняет гражданский долг за денежное вознаграждение. В представленном понятии раскрыто 6 признаков, но основным из них считается исполнение обязательств, которые вверены должностью. Все остальные считаются вытекающими факторами.

На основании этого можно сделать вывод, что ГС занимает должность в аппарате власти

Важно отметить, что деятельность полит. руководителей, а также депутатов, министров и губернаторов не являются госслужащим

Ныне гражданский служащий занимает должность в аппарате власти

Какие существуют классификации и возможные градации гражданских служащих по различным признакам? Представленный вопрос не имеет четкого представления в законодательных актах, что необходимо связывать с невозможностью представить четкой градации по представленному вопросу. Тем не менее имеются негласное деление по отдельным признакам. Самым старым считается по уровню государственного подчинения и управления.

Это деление возникло с момента существования госслужбы. На территории России появилось еще до советского времени. В период становления СССР градация сохранилась и использовалась.

В середине 19 века появилась другая структура, которая сохранилась до сих пор и позволяет делить служащих. ГС, как и власть, делится на исполнительную, законодательную и судебную

Обратите внимание, что после Октябрьской революции такое деление прекратилось, тогда законодательная была объединена с исполнительной. С 1993 года в России опять возникло деление на три составных элемента

От законодательной отделилась исполнительная.

Выделяют несколько видов гражданских служащих

Следует отметить, что государственное управление выполняется последовательно, в полном соответствии с нормами права. Тем не менее, имеются некоторые перекосы, которые связываются с доминированием той или иной ветви. Это считается неотъемлемой частью властных отношений, и полного баланса не существует. Кроме различий по ветвям власти, существует деление по внутренним и организационным формам.

Минусы работы в государственных структурах

Кроме того, на самом деле, нарушения Трудового кодекса практикуются в государственных организациях сплошь и рядом. Руководство вправе объявлять авралы и требовать переработки, которую никто не собирается учитывать. Личные планы сотрудников не очень-то волнуют руководителей, сотрудники не защищены от произвола руководства, поскольку боятся потерять место. Чем дольше работает сотрудник, тем выше у него дополнительные выплаты, и тем больше он дорожит своим рабочим местом.

По статистике, почти половина нынешних студентов стремится попасть на госслужбу
. И это объяснимо: пусть зарплаты там не самые большие, зато имеется возможность стабильной работы и карьерного роста, а также неплохой соцпакет. Легче всего попасть на госслужбу со студенческой скамьи – через практику в вузе. Однако специалист с опытом тоже имеет шанс стать государственным служащим, пройдя конкурс на замещение вакантной должности.

Инструкция

Если вы студент, то попробуйте устроиться на практику в государственное учреждение. Как правило, сами вузы предлагают студентам пройти практику именно в государственных учреждениях. Однако если вуз вам помогать не захочет, то вы сможете найти такую практику самостоятельно. Зайдите на сайт любого госучреждения и позвоните в отдел кадров. Наверняка место для практиканта там найдется, ведь вам же не надо платить . Если вы хорошо себя зарекомендуете, то в дальнейшем сможете работать там после окончания вуза.

Опытному специалисту или выпускнику, не проходившему практику в госучреждении , можно попробовать поискать вакансии таких учреждений на сайтах по поиску работы. Их обычно бывает немного, но они встречаются

Если вы выберете этот путь, то вам следует обратить внимание на сайт www.superjob.ru
, поскольку там эти вакансии встречаются чаще всего

Посетите также сайты государственных учреждений. На этих сайтах, так же, как и на сайтах компаний, встречаются вакансии. Однако чтобы устроиться, вам придется пройти не просто собеседование, а конкурс на замещение вакантной должности. От обычного собеседования он отличается тем, что вам придется собрать довольно

Государственная гражданская служба – это профессиональная деятельность граждан Российской Федерации в органах власти ( , законодательной и служебной). Именно этот род занятий требует максимальной ответственности и исполнительности, поэтому к работникам предъявляются высокие требования.

Уважаемые читатели! В статье рассказаны типичные способы того, как решать юридические проблемы. Ваш случай индивидуален.

Госслужбу можно разделить на две ветви:

  1. Федеральная гражданская служба. Из названия становится понятно, что граждане, которые являются федеральными госслужащими, несут службу в федеральных органах власти. Соответственно зарплату они получают из федерального бюджета.
  2. Региональная гражданская служба. К этой группе относятся госслужащие, которые выполняют свою профессиональную деятельность в органах власти субъектов Российской Федерации. Зарплата идет из бюджета конкретного региона, в некоторых случаях из федерального бюджета.

На государственной гражданской службе огромное множество должностей. Как и на любой работе, здесь есть руководители (отделов, департаментов и т.д.), их советники и помощники, а также специалисты, выполняющие вполне конкретные специфичные задачи, и обеспечивающие специалисты для информационного, хозяйственного и другого обеспечения государственной деятельности.

Стать госслужащим может любой гражданин России, достигший совершеннолетия, владеющий русским языком. Предельный возраст пребывания на гражданской службе – 60 лет. Однако не так давно президент издал указ, согласно которому срок выхода на пенсию для госслужащих может быть продлен при необходимости до 65 лет, а для госслужащих высших должностей – до 70 лет. Основные достоинства, из-за которых госслужба является такой желанной:

  1. , обеспечивающая достойную пенсию. А у высших должностей и сама зарплата весьма достойная.
  2. Стабильность. Какой бы кризис ни грянул, госслужба будет всегда, и это дает уверенность в завтрашнем дне.
  3. и соцпакет. Госслужащие пользуются скидкой на проезд, коммунальные услуги. Молодые мамы могут уйти в декрет или на больничный без всяких проблем.

Виды государственной службы

Закон № 58-ФЗ обозначает следующие виды:

  • общефедеральную – деятельность лиц, которые реализуют государственный и правовой статус. Их полномочия устанавливаются Конституцией РФ и одинаковы на территории всего государства. К данному виду, например, относится Президент или Уполномоченный по правам детей;
  • службу субъектов РФ. Данная деятельность подчиняется региональным и местным законам. Полномочия исполнителей действительны на территории конкретного региона.

Также выделяют:

  • гражданскую;
  • военную;
  • правоохранительную службы.

Военная служба также относится к федеральной, представляет собой исполнение полномочий на воинских должностях. По мере успешного исполнения, таким лицам присваивают воинские звания.

Правоохранительная служба входит в этот же вид. Представляет собой исполнение полномочий в сфере правоохранительной системы. По мере успешного ведения присваиваются классные чины и спецзвания. Например, работники прокуратуры находятся на данном виде госслужбы.

Классификация органов госслужбы

Государственная гражданская служба

Данному виду посвящена ст. 3 Закона № 79-ФЗ. Государственная гражданская служба это подвид федеральной. Лица её осуществляющие, реализуют полномочия органов власти федерального и регионального уровня. При необходимости, могут выполнять функции тех, кто замещают госдолжности на тех же уровнях власти.

Также делится на несколько видов, которые определяются, исходя из принятых уровней власти – федеральная и региональная.

Государственная военная служба

Регулируется отдельным законодательным актом – Законом № 53-ФЗ. Лица, проходящие такую службу, не могут иметь гражданства или подданства другой страны. Может вестись по призыву или в добровольном порядке. Для иностранных граждан предусмотрено прохождение службы только в рядах ВС РФ и в воинских формированиях. В иных подразделениях служить не могут.

Граждане других стран, прежде чем поступить в ряды ВС РФ, должны в обязательном порядке пройти дактилоскопию. Это необходимо для формирования личного дела и ведения воинского учёта.

Государственная федеральная служба

Это служба по исполнению полномочий государства в целом. То есть, лицу, наделённому такими обязанностями, придётся их выполнять на территории всей страны, от имени своей страны и ради своей страны. Например, Президент – это государственная должность федерального уровня.

Также к такому подвиду относятся учреждения, исполняющие свои функции в рамках государства. Например, государственная служба кадастра. Она уполномочена проводить работы по кадастровому мониторингу на территории всей страны. Также – ПФР, Министерство образования и прочее.

Государственная правоохранительная служба

Правоохранительная система РФ состоит из множества учреждений и организаций, в которых работают люди. Они исполняют свои обязанности по осуществлению порядка в стране, безопасности и законности. Эти люди ведут борьбу с преступностью, защищают права всех граждан РФ.

За успешное исполнение этих обязанностей, служащие награждаются классными чинами и спецзваниями. К данному подвиду относятся:

  • система прокуратуры всех уровней;
  • МВД;
  • система юстиции;
  • система правопорядка;
  • система органов, следящих за оборотом наркотиков и прочих запрещённых средств;
  • служба миграции.

Все данные учреждения работают в рамках страны и её субъектов, исполняют одинаковые функции. Деятельность каждого органа регулируется отдельным законодательным актом. Общее понятие обозначено в ст. 7 Закона № 58-ФЗ.

Кто такой государственный служащий

Государственный служащий — это человек, который находится на государственной службе, то есть, фактически обладает особой властью и осуществляет определенные управленческие задачи в рамках функционирования всей вертикали системы власти. В целом, выделяют несколько аспектов и возможных характеристик для того, кем являются государственные служащие. Так, выглядят они следующим образом:

  • В соответствии с дефиницией закона зрения государственными служащими называются люди, несущие государственную службу, занимаясь особой служебной деятельностью. При этом государственные служащие несут свою службу в рамках контракта и получают за нее денежное довольствие и определенные социальные гарантии.
  • С административно-управленческой точки зрения под госслужащими понимаются непосредственно лица, которые фактически олицетворяют собой государство в тех или иных аспектах его существования и выполняют какую-либо функцию в рамках несения своей службы.
  • С уголовно-правовой точки зрения госслужащие являются особыми субъектами, которые несут отдельные дополнительные виды ответственности за преступления против власти и интересов государственной службы как системы.

Государственная служба предполагает, что деятельность госслужащих обеспечивается за счет бюджетных средств в рамках установленного законодательством и контрактом денежного обеспечения. Следует отметить, что денежное содержание служащих государственных органов не считается абсолютно тождественным зарплате понятием, хоть во многом и сходно с ней. Точно так же, как и нахождение на государственной службе во многом похоже на трудовые взаимоотношения, однако, с юридической точки зрения эти понятия отличаются.

Чтобы лучше понимать принципы функционирования системы государственной службы, стоит ознакомиться и с нормативами законодательства, которые регламентируют ее с правовой точки зрения:

  • Федеральный закон №58 от 27.05.2003. В этом нормативном документе устанавливаются базовые принципы госслужбы в Российской Федерации, а также указываются конкретные разновидности государственной службы.
  • Федеральный закон №53 от 28.03.1998. Означенный закон регулирует военную службу, которая также относится к системе государственной службы в Российской Федерации.
  • Федеральный закон №79 от 27.07.2004. Этот закон фиксирует принципы несения непосредственно государственной гражданской службы.
  • Указ Президента №1574 от 31.12.2005. В данном документе рассматривается полный список профессий государственных гражданских служащих и иных лиц, имеющих определенный классный чин или входящих в иную группу госслужащих.

На деятельность отдельных государственных служб могут оказывать влияние не только вышеприведенные нормативно-правовые документы и акты, но также широкий перечень иных законов и нормативов, которые регулируют, например, деятельность отдельных служб.

Служащие профессии | Про профессии.ру

Для обеспечения жизнедеятельности страны требуется обеспечить стабильную работу всех отраслей. Это народное хозяйство, органы правопорядка, социально-культурная сфера, экологические и образовательные учреждения и политические организации.

Чтобы организовать исполнение функций этих аппаратов работают специально нанятые служащие, кто к ним относится, список профессий представлен в этой статье. Они координируют социальные и финансовые процессы, занимаются вопросами правопорядка, здравоохранения и образования.

При исполнении рабочих обязанностей служащие должны соблюдать законодательные интересы тех, на чье обслуживание направлена их работа. Для этого требуется обеспечить квалификацию персонала, обеспечить средства для интеллектуального производства и регламентировать продукт услуг, а также определить рабочее время.

Рабочие и служащие профессии

Есть ряд отличий, которыми обладает выполнение работ по профессиям рабочих, должностям служащих. Основная особенность должности служащего заключается в четко определенном рабочем времени, обычно с 9 до 6, а не посменно. Также различается место работы – для служащих это офис. Продукт труда служащих является умственным, оценить который может лишь специалист с такой же квалификацией.

Служащие профессии – это

Служащие это работники умственного труда. Если говорить конкретно о том, служащие, это какие профессии, то зачастую они заняты в сферах управления, промышленности, образования, торговли и в сфере услуг. Для занятости в такой социальной группе требуется высшее профильное образование и творческий подход для выполнения текущих задач.

Можно привести перечень служащих профессий. Для государственного управления нанимаются топ-менеджеры и чиновники. В промышленности заняты инженеры, конструкторы и проектировщики. Сферу услуг представляют IT-специалисты и менеджеры. В сфере образования заняты учителя, преподаватели и аспиранты. В торговле работают кассиры и продавцы.

Профессии, относящиеся к служащим

Как сказано выше, профессии специалистов и служащих направлены на обеспечение функционирования государственного аппарата, оказание услуг населению и поддержание экономики. Занятость характеризуется творческой и интеллектуальной, нефизической нагрузкой.

Для работы требуется высокая квалификация, аналитический рационализаторский ум, эрудированность, подтвержденная дипломом ВУЗа. Часто наличие диплома оказывается недостаточным и от соискателя требуется магистерская или аспирантская степень.

Для решения общественных задач в государственной сфере необходимо безупречное знание законов, для занятости в сфере образования – знание педагогических методик, а при работе в социальной сфере – организаторские способности и личная ответственность. Другими словами, должность служащего это статусная работа с высокими требованиями к кандидатам.

Служащие профессии – список

Существует единый классификатор профессий служащих в форме справочника ЕКСД. Перечень профессий рабочих, должностей служащих включает 35 выпусков. В него в различных вариациях вошли такие должности:

  • агенты;
  • воспитатели;
  • дежурные;
  • кассиры;
  • коменданты;
  • контролеры;
  • медицинский персонал;
  • воспитатели;
  • операторы;
  • охранники и смотрители;
  • секретари;
  • полицейские и детективы;
  • таксисты и экспедиторы.

Профессия государственный служащий

Так же, как отличаются профессии рабочих и должности служащих, выделяется и должность госслужащего. Такие люди работают в различных министерствах и в государственных учреждениях. Их работа заключается не в реализации услуг, а в контроле этого процесса. Они руководствуются исключительно законодательными нормами.

Трудовой день госслужащего включает несколько обязательных этапов:

  1. ведение переписки и изучение актуальных новостей;
  2. принятие важных решений;
  3. контроль действий подчиненных;
  4. участие в мероприятиях.

Муниципальные служащие профессии – список

В муниципалитетах заняты специалисты с высшим образованием по специальности «Муниципальное и государственное управление». Однако, в зависимости от размера штата, могут задействоваться и лица узкой специализации.

По ФЗ 131 это бухгалтеры, менеджеры медицинской и социальной сферы, специалисты ОТ и спорта, юристы, экономисты и архитекторы. В некоторых муниципальных учреждениях для связи с общественностью привлекаются журналисты.

Также часто востребованы общеотраслевые профессии служащих – документоводы и секретари.

Возможно Вас заинтересуют:

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий