Государственное регулирование рынка. Механизм регулирования рынка

Необходимость регулирования рынка ценных бумаг

Рынок ценных бумаг как составная часть национального рынка развивается по общим с ним законам, но в то же время он существенно влияет на темпы, направления и тенденции развития общенационального рынка. Исходя из этого, государство должно регулировать работу рынка ценных бумаг так же, как общеэкономические процессы, следить за его развитием, стимулировать более перспективные и нужные для страны направления развития. Как и любым рыночным процессом, государство не может управлять рынком ценных бумаг, т. е. не может давать указания к действию, обязательные к исполнению на любом уровне этого рынка, оно может только регулировать рынок. Регулирование — это деятельность, нацеленная на установление пределов осуществления человеческой деятельности. Сложность отношений, возникающих на этом рынке, его масштабность, присущий этому рынку повышенный уровень риска, интересы обеспечения безопасности его участников и вложенных ими средств обусловливают объективную необходимость разработки целого комплекса стандартов и правил работы на нем, что и составляет сущность государственного регулирования рынка ценных бумаг.

В процессе регулирования создается механизм поддержания равновесия взаимных интересов всех участников рынка, придерживающихся в процессе своей работы определенных правил и норм поведения. Регулирование не ограничивает человеческой деятельности в этой сфере, оно лишь устанавливает границы, в которых эта деятельность может осуществляться и развиваться. Устанавливая такие пределы, регулирование тем самым задает темпы и направленность дальнейшего развития данного рынка.

Регулирование рынка ценных бумаг можно разделить на внутреннее и внешнее. Внутреннее регулирование основывается на подчинении деятельности конкретной организации ее собственным нормативным документам, которые определяют круг деятельности и правила ее ведения. Внешнее регулирование предполагает подчиненность деятельности данной организации, как и всех других, нормативным документам вышестоящих организаций и государства, а также международным нормам и соглашениям. Во внешнем регулировании выделяется три уровня: государственное регулирование, саморегулирование рынка и его организаций и общественное регулирование, т. е. создание общественного мнения и его воздействие на участников рынка.

В процессе регулирования достигаются конкретные цели.

Прежде всего ранок ценных бумаг используется для увеличения инвестиций в экономику и изменения структуры общественного хозяйства, и направленность рынка ценных бумаг на решение этих задач является главной целью регулирования этого рынка. На рынке должен работать свободный механизм образования цен на основе соответствия спроса и предложения на ценные бумаги, появление монопольных цен должно быть исключено. Рынок должен быть упорядочен и защищен от мошенничества, недобросовестности отдельных лиц или организаций.

Объем рынка, его глубина и ширина должны соответствовать потребностям национального хозяйства в этих видах деятельности. Под глубиной рынка понимается число компаний, ценные бумаги которых обращаются на рынке, а также объемы операций по их купле и продаже. На нормальном рынке у инвесторов должен быть выбор как среди эмитентов, так и среди видов ценных бумаг. Под шириной рынка понимается количество ценных бумаг, которые активно обращаются на вторичном рынке. Так, например, крупные инвесторы покупают большие пакеты акций одного эмитента и держат их, чтобы иметь возможность влиять на процесс управления этой компанией, на рынок эти акции не выходят. В то же время именно обращение акций, спрос на них и их предложение формируют рыночную цену акции, и чтобы рынок нормально функционировал, необходим достаточно широкий круг акционеров, обладающих небольшими пакетами акций и готовых в любой выгодный момент предложить их к продаже на рынке.

Задачей регулирования является также обеспечение эффективности работы рынка, создание стимулов для предпринимательской деятельности.

Коротко все цели и задачи регулирования рынка ценных бумаг отражены в базовом документе “Цели и принципы регулирования в области ценных бумаг” Международной организации по ценным бумагам. В нем отмечается, что регулирование должно способствовать формированию капиталов в хозяйстве и экономическому росту, определены три конкретные цели регулирования: создание нормативно-правовой базы, методов отбора профессиональных участников рынка, контроль за соблюдением установленных норм и правил и реализация системы санкций за отклонение от них.

Структура рынка

Финансовый сектор можно разделить на пять составляющих: инвестиционную, фондовую, кредитную, валютную и страховую. Относительно этого формируется структура рынка. В нее входят кредитные, валютные, фондовые и страховые операции, а также всевозможное инвестиции.

Здесь объектами купли-продажи являются финансовые ресурсы. Отличаться они могут по виду сделок относительно секторов рынка. К примеру, в кредитных операциях деньги играют свою собственную роль, а на фондовых торгах продаются только права на возможность получения доходов. Именно поэтому финансовый рынок можно представить как индикатор состояния всей экономики, которая зависит от перераспределения ресурсов.Структуру мирового биржевого сектора принято делить на три группы: деньги, капитал и кредиты. Операции над каждой из этих финансовых групп могут быть краткосрочными или долгосрочными. Наиболее протяженными из них будут кредитные ссуды, которые не имеют четких границ. Здесь доходная часть зависит от определения процентов. Формирование таких ставок регулируется организацией, предоставляющей эту услугу.

Государственное регулирование экономики

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

По объектам воздействия государственное регулирование экономики означает деятельность по регулированию трех взаимосвязанных частей воспроизводственного процесса: регулирование ресурсов, регулирование производства, регулирование финансов.

По уровням региональной иерархии государственное регулирование сосредоточено на двух основных направлениях: федеральном и региональном уровнях.

Общая стратегия государственного регулирования экономики базируется на следующих принципах:

  • при прочих равных условиях предпочтение следует отдавать рыночным формам организации экономики. На практике это означает, что государство должно финансировать только те социально значимые отрасли, которые не привлекают частный бизнес (из- за малой прибыльности);
  • государственное предпринимательство должно не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса. Игнорирование этого принципа способно привести к искусственному доминированию государственных предприятий над частными;
  • государственная финансовая, кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности;
  • государственное вмешательство в рыночные процессы более эффективно, если оно имеет рыночную форму;
  • усиление государственного регулирования осуществляется в целях контроля общехозяйственных кризисов, а также процессов в сфере межгосударственных экономических отношений.

Методы и цели государственного регулирования экономики

К основным целям государственного регулирования экономики относятся:

  • минимизация неизбежных негативных последствий рыночных процессов;
  • создание финансовых, правовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;
  • обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.

Методы достижения этих целей подразделяются:

  • на прямые (или дирижистские);
  • косвенные (или экономические).

Прямые методы государственного регулирования экономики основываются на административно-правовых способах воздействия на деятельность тех или иных субъектов хозяйствования (меры запрета, разрешения, ограничения).

Косвенные регуляторы отличаются от дирижистских методов тем, что они не ограничивают свободу экономического выбора, а наоборот, дают дополнительные стимулы при принятии рыночного решения. Основная область их применения — вся экономическая среда. Косвенные методы регулирования предполагают использование средств и возможностей финансовой и кредитно-денежной систем страны.

Указанные методы взаимосвязаны.

Можно назвать следующие средства (инструменты) государственного регулирования экономики:

  • административно-правовые инструменты;
  • финансовая (налоговая) система;
  • кредитно-денежная система государства;
  • государственная собственность;
  • государственный заказ.

Наряду с перечисленными инструментами государственного регулирования экономики, имеющими внутриэкономическую направленность, существует арсенал средств внешнеэкономического регулирования.

Практически все рычаги воздействия на процесс воспроизводства внутри страны оказывают существенное влияние на внешнеэкономические связи: изменение учетной ставки, налогообложения; новые льготы и субсидии на инвестиции в основной капитал; и др.

Макроэкономика

Похожие термины:

  • методы, используемые государством для обеспечения динамичного развития экономики страны: налоги, кредиты, тарифы, целевые дотации и инвестиции.

  • совокупность методов и механизмов, способствующих упорядочению деятельности всех его участников, заставляющая их действовать в соответствии с установленными стандартами и правилами при соблюд

  • целенаправленное воздействие власти на экономические процессы посредством отдельных косвенных методов

  • мероприятия государства, направленные на снижение безработицы, создание рабочих мест, подготовку кадров.

  • форма централизованного экономического управления, основанная преимущественно на экономико-правовых методах, влияющих на характер рыночной конъюнктуры, систему ценообразования, доходы товароп

  • логическая структура и целенаправленная последовательность воздействий органов государственного управления на систему социально-экономических отношений между участниками рынка в процессе об

  • Антимонопольное регулирование страхового рынка – совокупность законодательных, административных и экономических мер, осуществляемых государством с целью ограничения возможностей страховщиков

  • организация и упорядочение отношений в сфере рынка ценных бумаг путем принятия нормативно-правовых актов и обеспечения их исполнения. Основу нормативно-правовой базы рынка ценных бумаг составля

  • осуществляется по следующим направлениям: 1) государство выступает в качестве административного органа, издающего законы, которые регулируют рынок ценных бумаг, 2) выступает на рынке в качестве су

  • способы воздействия государства на рынок труда; различают два основных типа воздействия прямое и косвенное. Прямое воздействие носит регулирующий и корректирующий характер и заключается в орган

  • поддержание соответствия между спросом и предложением, определяющим равновесные цены на основные товарные группы. Действие регулирующих механизмов направлено на стимулирование спроса и увелич

  • тип организации процесса регулирования рынка ценных бумаг в рамках государства в зависимости от того, кто выполняет функции субъекта регулирования.

  • логическая и целенаправленная последовательность управляющих воздействий государства с помощью экономических методов и рычагов на систему социально-экономических отношений между субъектами,

  • приоритет обеспечения продовольственной безопасности на всех уровнях управления — национальном, региональном, домохозяйств; аграрный протекционизм — создание благоприятных условий экономиче

Основы финансирования

Денежный сектор на сегодняшний день представляет собой самостоятельный элемент. Именно он формирует мировой финансовый рынок. Денежный сектор является частью и кредитной составляющей экономического баланса со всеми его доходами и оборотами.

Финансовый рынок представляет собой совокупность международных и национальных отношений, которые обеспечивают направление, распределение и аккумуляцию развития капиталов между различными субъектами системы. Катализатором в этой структуре выступают банковские учреждения. Их целью является достижение оптимального соотношения спроса по выгодному предложению для обеих сторон. При этом капитал с каждой новой транзакцией поднимается на новый уровень.Финансовый рынок предоставляет обществу услуги, снабжая деньгами его субъектов в нужный отрезок времени. Иными словами, это биржа, где в качестве товара выступает валютный капитал. В свою очередь, деньги играют транспортную роль. Они участвуют в обращении на бирже ценных бумаг, на кредитных и страховых торгах. Это одна большая единая экономическая сущность, состоящая из отношений и механизма перераспределения.

Функции и инструменты рынка

Система денежных отношений определяет состояние экономики и ее субъектов. В зависимости от течения дел оно может быть на микроуровне или макроуровне. Финансовое состояние является первостепенным показателем эффективности рынка.

В мировой экономике рассматривается только макроуровень. Он определяется следующими показателями: прибыль и расходы, дефицит бюджета, долги, сальдо баланса, процентные ставки, инфляция, курс валют, масса капитала, объем ценных бумаг и сбережений.

На сегодняшний день принято различать пять функций финансового рынка:

  • увеличение скорости централизации и концентрации капитала;
  • перераспределение бюджетных средств;
  • снижение циклов торговли;
  • экономия обращения;
  • поддержка непрерывного процесса воспроизводства.

Инструментами биржевого сектора являются задокументированные денежные обязательства субъектов, оформленные в соответствии с текущим законодательством. В настоящий момент в мировой экономике распространена практика слияния различных посредников для однотипных операций. Развитие сотрудничества способствовало появлению таких финансовых инструментов, как векселя, акции, чеки, расписки, облигации, полисы, закладные, сертификаты и пр.

Направления государственного экономического регулирования

Для достижения поставленной цели, государство действует в разных направлениях. Его функции включают в себя несколько ответвлений, каждое из которых наиболее эффективно при комплексном применении с другими.

В стране есть законодательные органы, которые создают правовую базу для деятельности хозяйствующих субъектов. В компетенции антимонопольных органов – снизить уровень монополистических фирм, создать условия для нормальной конкуренции на рынке. Органы исполнительной власти распределяют доходы таким образом, чтобы обеспечить достаточный уровень жизни населения (собирают налоги, выделяют субсидии). Учреждения образования, НИИ, лаборатории исследуют рыночные процессы, а государство, в свою очередь, выступает спонсором их разработок. Это приводит к техническому прогрессу и развитию науки о финансах. Контролирующие органы анализируют процессы, которые происходят в обществе: уровень цен, занятость населения, процент безработицы, работу крупных альянсов и коммерческих объединений. Одна из причин существования государственного регулирования экономики – наличие общественных благ. Государство контролирует производственные процессы и влияет на стоимость товаров, чтобы сохранить их доступность.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий