Императивный метод правового регулирования – это что такое?

Предмет правового регулирования

Право не должно да и не может регулировать все общественные отношения, все социальные связи членов общества. Поэтому на каждом конкретно-историческом этапе общественного развития должна быть достаточно точно определена сфера правового регулирования.

В тех условиях, когда сфера правового регулирования заужена, когда не используются возможности права для упорядочения общественных отношений, в обществе возникает угроза произвола, хаоса, непредсказуемости в тех областях человеческих отношений, которые можно и нужно упорядочить с помощью права. А когда сфера правового регулирования неоправданно расширена, особенно за счет централизованного государственно-властного воздействия, создаются условия для укрепления тоталитарных режимов, заурегулированности поведения людей, ведущего к социальной пассивности, безынициативности членов общества.

В сферу правового регулирования должны входить те отношения, которые имеют следующие признаки. Во-первых, это отношения, в которых находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так интересы общесоциальные. Во-вторых, в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения интересов другого. В-третьих, отношения эти строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил. В-четвертых, эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой.

История правовой жизни общества показала, что в сферу правового регулирования входят три группы общественных отношений, отвечающих перечисленным признакам.

Первую группу составляют отношения людей по обмену ценностями (как материальными, так и нематериальными). Здесь наиболее ярко проявляется возможность и необходимость правового регулирования имущественных отношений, ибо во взаимоприемлемом обмене имуществом заинтересовано и все общество, и каждый отдельный человек. Эти отношения строятся на основе общепризнанных правил (например, признание выражения ценности имущества в денежном эквиваленте); обязательность признания правил обеспечена действенной силой специального аппарата правового принуждения.

Вторую группу образуют отношения по властному управлению обществом. В управлении социальными процессами заинтересованы и человек, и общество. Управление осуществляется ради удовлетворения как индивидуальных, так и общесоциальных интересов и должно реализоваться по строгим правилам, обеспеченным силой принуждения. Естественно, в сферу правового регулирования входит государственное управление социальными процессами.

В третью группу входят отношения по обеспечению правопорядка, которые призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе. Это отношения, возникающие из нарушения правил, регламентирующих поведение людей в двух указанных сферах.

Общественные отношения, входящие в эти группы, и будут составлять предмет правового регулирования. Это общественные отношения, которые по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и в конкретно-исторических условиях требуют правового регламентирования. От характера и содержания общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, зависят особенности, характер, способы и средства правового регулирования. Достаточно очевидно, что отношения по эквивалентному обмену ценностями, например имущественные отношения, требуют иных правовых средств и способов регулирования, чем те, которые используются для регламентации управленческих отношений.

Характер, вид общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, обусловливают степень интенсивности правового регулирования, т.е. широту охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний, формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, напряженность правового воздействия на общественные отношения.

Классификация

Любая форма закона отличается разнообразностью, и поэтому ее можно по-разному охарактеризовать.

Императивную форму можно классифицировать в первую очередь по характеру предписания:

  • обязывающие – такие законы указывают субъектам на необходимость выполнения какого-либо действия. Например, третья часть 91 статьи ТК РФ говорит, что работодатель обязан учитывать время работы каждого сотрудника,
  • управомочивающие – эта категория законов дает свободу выбора относительно характера действий, т.е. субъект может самостоятельно выбрать выполнять те или иные действия или нет. Например, вторая часть статьи 295 ТК РФ говорит, что каждый сотрудник может воспользоваться правом на получение выгоды от имущества, которое находится в хозяйственном использовании фирмы,
  • запрещающие – в таких законах четко прописаны запреты на определенные поступки. Например, вторая часть статьи 91 ТК РФ запрещает трудовую деятельность рабочих свыше 40 часов в неделю.

Кроме этого, их также различают по:

  1. Степени определенности – относительно определенные (предлагают выбор из нескольких вариантов) и абсолютно определенные (предполагают лишь один вариант).
  2. Положению в системе – различают специальные, которые можно применить только к определенному случаю, и общие, применяемые ко всем ситуациям.
  3. Методу регулирования – могут быть в виде запретов, принципов или рекомендуемых предписаний.
  4. Времени действия – разделяются на постоянные и временные.
  5. Порядку поведения – статические, которые утверждают положение сторон и их возможности, и динамические, предписания к положению и возможностям сторон изменяется на протяжении времени.

Исходя из данных, которые приведены выше, можно сделать вывод, что императивные и диспозитивные уставы имеют существенные различия и противоположны друг другу. Главное отличие императивной нормы в том, что она не позволяет субъекту делать самостоятельный выбор или принимать независимые решения. Все, что она может предоставить субъекту, – это выбор из нескольких предложенных вариантов. А диспозитивные применяются лишь в том случае, когда стороны не предусмотрели иного исхода событий, предоставляя им решать и определять свои обязанности самостоятельно.

Полезное видео: Классификации норм права

Нормы гражданского права охватывают и предписывают действия сторон в любом виде деятельности. Эти законы совершенно разные по своим характеристикам и положениям, но их знания дают возможность субъектам следовать им и компетентно оформлять свою деятельность с точки зрения действующего законодательства.

Диспозитивные нормы в разных юридических отраслях

В системе юриспруденции существует большое количество различных сфер регулирования. Все они отличаются по типу правовых отношений, которые непосредственно координируются. Наиболее явными и часто используемыми являются диспозитивные нормы гражданского права. Их существование обусловлено основополагающей идеей равенства сторон, которая представлена в отрасли. Вторым важным фактором можно назвать саму специфику гражданского права. В сферу его ведения входят договорные, обязательственные, наследованные и иные подобные правоотношения. Тут изначально не может быть властного веления. Диспозитивные нормы существуют также в отрасли, которая исходит от основного закона. В данном случае мы говорим о Конституции.

Диспозитивные нормы в конституционном праве – это правила, определяющие возможность субъектов совершать или не совершать определенные действия. К примеру, согласно положениям основного закона РФ, республики имеют возможность устанавливать собственный язык наравне с государственным. То есть отличие диспозитивных норм гражданской отрасли от конституционных состоит в том, что в первом случае субъекты могут лишь принимать или отказываться от конкретных возможностей, а во втором – лично создавать собственный правовой режим.

Правовое регулирование: предмет, метод

Деление структуры права на ряд отраслей и институтов базируется на двух критериях. Речь идет о предмете и методе правового регулирования.

Определение 1

В качестве предмета правового регулирования выступает сумма схожих общественных отношений, которые регулируются правом.

Для предмета правового регулирования свойственно отвечать на вопрос, что контролирует право.

Рисунок 1. Суть предмета правового регулирования

Но есть и ряд иных определений данного явления. Рассмотрим их более подробно.

Определение 2

В качестве предмета правового регулирования также выступает ряд отношений людей фактического характера, которые объективно необходимо правовое оформление.

Для данных отношений свойственно быть жизненно важными для человека и объединений людей. Они имеют волевой, целенаправленный (разумный), устойчивый, повторяющийся и типичный характер. Их можно охарактеризовать как поведенческие, иными словами, их можно внешне контролировать (к примеру, рядом юрисдикционных органов).

Для общественных отношений свойственно выступать в качестве предмета правового регулирования в ряде ситуаций:

  • когда они отличаются повторяемостью и устойчивостью;
  • когда социум и государство имеют заинтересованность в том, чтобы придать этим отношениям правовую форму, а, соответственно, у государства и социума есть заинтересованность в их охране и защите;
  • когда они имеют отличительную способность относительно внешнего контроля (сюда же относится судебный контроль) со стороны государства.

Определение и признаки метода правового регулирования

Определение 3

Под методом правового регулирования понимается сумма приемов, способов влияния права на конкретные области общественных отношений.

Для данного явления свойственно отвечать на вопрос, каким образом, как осуществляется контроль общественных отношений.

Но важно отметить, что есть и ряд иных определений данного явления. Рассмотрим их более подробно

Или под методом правового регулирования понимается сумма приемов юридического влияния на то, как ведут себя люди. Причем данные приемы были созданы как результат долгого человеческого общения.

Согласно еще одному определению метода правового регулирования, данное явление выступает в качестве средств, приемов, способов влияния права на ряд общественных отношений.

Для каждого направления права свойственно иметь конкретные методы правового регулирования.

Рисунок 2. Ряд ключевых признаков метода правового регулирования

Опиши задание

Специфика видов методов правового регулирования

Существует два основных метода правового регулирования. Речь идет об императивном и диспозитивном методах.

Для императивного метода (авторитарного метода, метода субординации, власти и подчинения) свойственно использование в публичном праве для того, чтобы регулировать вертикальные отношения, отношения государства и физических, юридических лиц. Когда государство регулирует такие отношения, оно дает властные полномочия одним субъектам, а на иных возлагает ряд соответствующих обязанностей. Как результат данных отношений появляются отношения власти и подчинения.

Замечание 1

Важно отметить, что для императивного метода правового регулирования свойственно проявление себя в уголовном, административном и налоговом праве. Определение 4

Определение 4

Под диспозитивным методом (метод автономии) правового регулирования понимается способ контроля отношений между рядом равноправных участников.

Для данного метода свойственно предоставление участникам решение вопросов относительно форм своих взаимоотношений, которые урегулированы нормами права, на самостоятельной основе. В составе диспозитивного метода есть три способа, при помощи которых происходит регулирование общественных отношений:

  • возможность осуществить ряд известных действий, которые имеют правовую направленность;
  • предоставить ряду участников общественных отношений, которые урегулированы рядом норм права, конкретных прав;
  • предоставить ряду лиц, которые участвуют в конкретных взаимоотношениях, возможность выбрать вариант своего поведения.

Как дополнительные методы обозначают:

  • ряд поощрительных методов, которые основаны на том, что субъекту предоставляются дополнительные блага (поощрения), к примеру, в трудовом праве;
  • ряд рекомендательных методов, которые дают субъектам возможность самостоятельно обозначать лучший вариант поведения, учитывая различные условия и возможности;
  • ряд альтернативных методов и т.д.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Дополнительно

Распределение бюджетов может осуществляться не только посредством одностороннего акта, но и по соглашению сторон (региона и получателя). Это, в частности, реализуется в кредитах, которые предоставляет финансовый фонд субъекта РФ. В таких ситуациях регион выстраивает взаимоотношения с контрагентами (плательщиками либо получателями бюджетных средств), используя диспозитивные методы. Эти инструменты отличаются гибкостью, обладают более мягким воздействием. Они также формируют определенные рамки поведения. Но в диспозитивном методе предусмотрены определенные послабления для обязанной стороны.

Методы правового регулирования

Метод правового регулирования — определенные приемы, способы, средства воздействия права на общественные отношения; это известный набор юридического инструментария, посредством которого государственная власть оказывает необходимое воздействие на волевые общественные отношения в целях придания им желательного развития.

Метод отвечает на вопрос, как право осуществляет свою регулятивную роль, ибо правовые нормы регулируют не только разнохарактерные отношения, но и различным образом. От методов в значительной мере зависит эффективность правового регулирования , достижение выдвигаемых при этом целей.

В общее понятие метода правового регулирования (как собирательной категории) входят следующие компоненты, дающие представление о том, каким образом государство с помощью права воздействует на происходящие социальные процессы:

    • установление границ регулируемых отношений (что зависит от ряда объективных и субъективных факторов — особенности этих отношений, экономические и иные потребности, государственная заинтересованность и др.);
    • издание соответствующих нормативных актов , предусматривающих права и обязанности субъектов, предписания о должном и возможном их поведении;
    • наделение правоспособностью и дееспособностью участников общественных отношений (граждан и юридических лиц), позволяющих им вступать в разнообразные правоотношения;
    • определение мер ответственности (принуждения) на случай нарушения этих установлений.

Виды методов правового регулирования

Наряду с общим существуют конкретные методы правового регулирования, характерные для тех или иных отраслей права и опосредуемых ими отношений, к которым относятся:

Суть императивного (административно-правового) метода правового регулирования заключается в установлении предписания, дозволения, запрета, в обеспечении государственного принуждения к должному поведению и исполнению правовых предписаний. Одной из сторон в административных отношениях является уполномоченный орган государства. Соответственно стороны находятся в неравных отношениях — между участниками административных правоотношений складываются отношения власти и подчинения.

Диспозитивный (гражданско-правовой) метод правового регулирования основывается на равенстве сторон правоотношения. В гражданско-правовых отношениях их участники выступают обычно как равноправные субъекты, независимые друг от друга. Посредством заключаемого между ними договора (соглашения) они сами определяют свои права и обязанности, которые, однако, должны соответствовать закону, находиться в его рамках. Примером такого договора может быть договор между предприятием, на котором образуются отходы производства, и транспортным предприятием по перевозке отходов на объекты их утилизации.

Поощрительный метод свойственен, например, трудовому праву, где действуют премиальные системы.

Рекомендательный метод используется при регулировании общественных отношений между негосударственными организациями (например, в сельском хозяйстве). Государство оказывает на них свое влияние лишь путемразрешений, содействия, рекомендательных актов.

Методы правового регулирования

Для начала следует уточнить, что в данном случае права – это система обязательных уставов и правил поведения, которые занимаются урегулированием отношений в обществе.

Любой конфликт между гражданами регулируется установленными юридическими правилами. Различают два основных метода регулирования:

  1. Императивный – данный метод крайне точен, именно он требует безусловного подчинения субъектов кодексу правил, предусмотренных для конкретного случая. Он точным образом характеризует не только права, но и обязанности субъектов, а также не дает им возможности менять что-либо в соглашении. Примером метода может стать наказание преступника государством: применяются жесткие меры, которые субъект не может изменить. В литературе императивный метод называют авторитарным, подчиняющим и методом субординации.
  2. Диспозитивный – это равноправный метод, который говорит о равных юридических правах участвующих субъектов и свободе их воли. Применяется в сферах гражданских, трудовых, административно-правовых и семейных взаимоотношений. Регулирующей основой выступает договор, заключенный сторонами, в котором прописываются их возможности и обязанности. Примером метода может стать создание договоров о покупке или продаже, хранения или аренды. В литературе может встречаться под названием автономный метод.

Важно! Диспозитивный метод всегда указывает на тип взаимоотношений между участниками.

Данные методы существенно различаются между собой, поскольку основываются на совершенно различных юридических предписаниях, несмотря на то, что они одинаково направлены на управление субъектных взаимоотношений.

Диспозитивная норма права

Что такое диспозитивная форма отношений? Понятие диспозитивности происходит от латинского слова dispositivus – распоряжающийся, а диспозитивные нормы гражданского права подразумевают наличие некоторых правил поведения, которые уточняются самим субъектом.

Проще говоря, во взаимоотношениях их участники самостоятельно определяют обязанности и возможности друг для друга. Такая форма взаимоотношений является демократической и характерна для большинства гражданских связей.

Помимо установленных правил, эти законы включают и предписания на случай невыполнения их последующего наказания (штрафы, пеня и пр.). Сегодня Гражданский кодекс РФ содержит в большинстве своем именно такие статьи.

К диспозитивным относятся правовые нормы:

  • имеющие диспозицию,
  • дающие субъектам выбирать манеру своего поведения,
  • определяющие и разграничивающие позиции субъектов на судебном разбирательстве,
  • определяющие обязанности,
  • исключающие учет позиций сторон в случае споров об имуществе.

Примерами могут стать статьи 211, 212, 455, 713 ГК РФ. В любой подобной статье предусматривается свобода выбора сторон при определении их обязанностей и прав, основной модели поведения и характера отношения. Достаточно легко сразу определить, что используется именно такой метод урегулирования отношений, – в договоре сторон прописываются фразы «если договор не предусматривает иного» и подобные им.

Метод гражданского процессуального права

Данный метод включает распорядительное и властное начало. Эти два начала плотно взаимодействуют друг с другом. В чем проявляется это взаимодействие?

  1. Гражданское процессуальное право регулирует правовое положение всех единиц отношений. Если рассматривать гражданский процесс, то всей полнотой власти наделяется только суд. Все же остальные участники находятся в подчинении власти или же в юридическом равенстве и автономии.
  2. Гражданское процессуальное право регулирует характер юридических фактов. Диспозитивный фактор проявляет себя в том, что любое изменение происходит только по воле заинтересованного лица. Властное же начало заключается в заинтересованности лица, придерживающегося требований, которые прописаны в законе. Примером служит следующее: если человек собирается подавать иск, то он должен сделать все по закону. Исковое заявление должно быть составлено по всем правилам, заинтересованное лицо должно предоставить ряд документов.
  3. Гражданское процессуальное право регулирует характер, а также содержание всех возможных прав или отношений, которые возникают между субъектами. Как и в предыдущем случае можно сказать, что только суд имеет самые важные полномочия. Все же остальные участники вправе распоряжаться своими правами, но обычно это происходит под контролем судебных органов. Также все права участников можно охарактеризовать состязательностью. Все права процессуально равны.
  4. Если нарушаются права граждан, то обычно применяют ряд санкций. К таким санкциям относят штраф, принудительный привод. Отмену любого судебного постановления может произвести только инстанция, стоящая выше суда.

А вот как происходит процедура возмещение морального вреда в гражданском праве, подробно указано в данной статье.

На видео-Основы ГПП:

Регулирования ГП

Что понимают под методом регулирования гражданского права? Под ним можно понимать все возможные методики, которые способны взаимодействовать на отношения внутри общества. Выделяют 2 метода регулирования:

  • децентрализованное регулирование;
  • диспозитивное регулирование.

Регулирование, осуществляемое децентрализовано, состоит в том, что все отношения в обществе поддаются регулировке не только актами, которые были созданы государством. Также регулировка происходит при помощи каких-либо соглашений и односторонних сделок, которые были приняты в общественном порядке. Все участники вправе регулировать свои отношения, но происходить это должно только в пределах закона. Получается, что каждая единица общества может сама регулировать свои отношения. Если же какие-то нормы и правила были нарушены, а граждане не собираются больше их придерживаться, то можно обратиться к помощи государства. Суд поможет урегулировать отношения, не выходя за рамки закона.

Диспозитивный метод регулирования

Данный метод больше других характерен для гражданского метода. Практически все гражданские и правовые нормы носят диспозитивный характер. О чем это говорит? Это значит, что две стороны могут заключить соглашение, согласно которому будет исключаться использование диспозитивной нормы.

Все субъекты обладают диспозитивной функцией. Субъекты имеют полное право вступать в гражданские отношения, наделяя себя обязанностями и правами, они могут распоряжаться ими как угодно, то есть на свое усмотрение. Что побуждает человека вступать в такие правовые отношения? Обычно такой силой служит интерес человека. Все права в той или иной мере позволяет удовлетворять потребности человека. Другими словами человек способен сам себя наделить определенными правами, а не государство. В результате он сможет с их помощью решить массу своих проблем.

Диспозитивность: принцип

Практически все современные отрасли строятся на определенных основополагающих началах – принципах. Диспозитивная норма права – это в большинстве случаев прямое проявление одной из основ конкретной сферы регулирования. Иными словами, правила поведения такого типа существуют, если основополагающие начала отрасли допускают равенство и самостоятельность сторон в некоторых случаях.

Принцип диспозитивности отлично проявляется в гражданском и процессуальном праве. То есть данные сферы изначально предполагают самостоятельность субъектов. При этом многие ученые отрицают наличие какой-либо свободы в процессуальной среде. Они утверждают, что это невозможно, так как главным субъектом таких отношений является суд. Однако существует ряд моментов, которые раскрывают содержание процессуальной диспозитивности.

Два основных вида методов правового регулирования:

гражданско-правовой(автономный, диспозитивный, методкоординации) и

административно-правовой(авторитарный, императивный, методсубординации).33ЛазаревВ.В., Липень С.В. Теория государстваи права: Учебник для вузов. М. 1998. С. 222.

Профессор ПереваловВиктор Дмитриевич методы правовогорегулирования подразделяет на

императивный

и

диспозитивныйвиды.1

1ПереваловВ.Д. Теория государства и права. М. 2005.С. 131.

Императивный метод

(авторитарный,метод субординации,

метод власти иподчинения)

правовогорегулирования –

способ правовоговоздействия на общественные отношения, где стороны юридически не равны иобладают неодинаковым объемом прав иобязанностей субъектов.

В этих отношениях одна сторона наделена властными полномочиями, а другая этих полномочийне имеет.

Императивный методправового регулирования основан нанеравенстве объема прав и обязанностейсубъектов, одни из которых наделенывластными полномочиями, а другие таковымине обладают.

Императивный методправового регулирования характерендля таких отраслей права как:

конституционноеправо,

административноеправо,

финансовое(бюджетное, налоговое) право, уголовноеправо,

гражданско-процессуальноеправо, арбитражно-процессуальное право,

уголовно-процессуальноеправо.

Например,

Императивный методправового регулирования предусмотренв нормах права, регламентирующиеотношения:

– между инспекторомГИБДД и участниками дорожного движения,водителем транспортного средства,пешеходом;

– между судьей иучастниками судебного процесса;

– между сотрудникомгосударственной жилищной инспекции исубъектом права собственности жилогопомещения.

Диспозитивный метод

(автономный, методкоординации,

метод равенствасторон)

правовогорегулирования –

способ правовоговоздействия на общественные отношения, где стороны юридически равны и обладаютодинаковым объемом прав и обязанностей.

Диспозитивныйметод правового регулирования основанна равном положении (статусе) субъектовправа, на равном объеме их прав иобязанностей.

В этих отношениях ни одна из сторон не наделена властнымиполномочиями.

Диспозитивныйметод правового регулирования характерендля таких отраслей права как:

гражданское право,

трудовое право,

семейное право,

жилищное право.

Диспозитивныйметод правового регулирования предусмотренв нормах права, регламентирующиеотношения:

– между покупателеми продавцом,

– между кредитороми должником,

– между супругами,

– между родителямии детьми,

– между работником(сотрудником) и работодателем.

Тема №17: Система и действие нормативных правовых актов

Вопросы:

1. Понятие иструктура системы нормативных правовыхактов.

2. Систематизациянормативных актов.

3. Действиенормативных актов во времени, впространстве и по субъектам права.

1. Понятие иструктура системы нормативных правовыхактов

Понятие системынормативных правовых актов

Система нормативныхправовых актов – это обусловленная

иерархическими,

предметными(отраслевыми) и

функциональнымисвязями

совокупностьнормативных документов.

Иерархические,предметные (отраслевые) и функциональныесвязи совокупности нормативных правовыхактов определяются:

статусомправотворческого органа,

формами(наименованиями) нормативных правовыхактов,

видами общественныхотношений, подлежащих правовомурегулированию и

функциями права(регулятивными и охранительными).

Структура системынормативных правовых актов (НПА)

Структура системыНПА включает в себя следующие основныенормативные образования (блоки):

1. Иерархическаяструктура системы нормативных правовыхактов

2. Предметная(отраслевая) структура системы нормативныхправовых.

3. Федеративнаяструктура системы нормативных правовыхактов.

1. Иерархическаяструктура

системы нормативныхправовых актов

определяется ихюридической силой и включает в себя:

систему законови

систему подзаконныхнормативных правовых актов.

Согласно части 2статьи 4 Конституции России

КонституцияРоссийской Федерации и

федеральные законы

имеют верховенствона всей территории Российской Федерации.

В соответствии счастью 1 статьи 15 Конституции России

КонституцияРоссийской Федерации имеет высшуююридическую силу, прямое действие иприменяется на всей территории РоссийскойФедерации.

Законы и иныеправовые акты, принимаемые в РоссийскойФедерации, не должны противоречитьКонституции Российской Федерации.

На основании части4 статьи 15 Конституции России

Общепризнанныепринципы и нормы международного праваи международные договоры РоссийскойФедерации являются составной частьюее правовой системы.

Метод государственно-властных предписаний

Основным в финансово-правовом регулировании считается метод государственно-властных предписаний, позволяющий обеспечить абстрактные публичные интересы в принудительном порядке. По-другому прием называется императивным, когда решение вопроса осуществляется волей одной стороны.

Структура государственно-властных предписаний, используемая в финансовом праве, имеет две формы проявления.

  1. Государственная власть дает предписания в законах, подзаконных актах. Стороны финансового правоотношения, в том числе и уполномоченный государством орган, строго следуют им. Пример: правоотношения по уплате налогов и сборов, по взысканию обязательных платежей за счет денежных средств налогоплательщика в банке не предполагают властных предписаний налоговых органов или усмотрений с их стороны. Уполномоченный государством на сбор налоговых поступлений и пополнение казны орган, и налогоплательщик одинаково подчиняются исключительно воле законодателя, выраженной в конкретном юридическом акте.
  2. Одна сторона правоотношений дает властные предписания через управленческие решения. Контрагент следует им. Пример: в соответствии с Бюджетным кодексом РФ глава временной финансовой администрации имеет право запретить главным распорядителям средств регионального бюджета изменять целевое назначение бюджетных средств в пределах бюджетной сметы. Распорядители финансов обязаны следовать этому предписанию, чтобы не сорвать планы по выполнению стоящих перед ними задач.

Соотношение форм проявления властного подхода применительно к различным подотраслям и институтам права различно. Проявления властности, как сущности метода финансово-правового регулирования, служат его характеристиками. 

  1. Преобладание позитивных обязываний. В гражданском праве преобладают дозволения, в уголовном — запреты, характерная черта финансового права — обязывание. Это означает, что противоположный государственному аппарату или муниципальному образованию участник правоотношений всегда наделяется, прежде всего, обязанностью и некоторыми правами для законной, эффективной реализации этой обязанности.
  2. Императивный характер. Все субъекты финансового права выполняют обязанности в строгом соответствии с законами и подзаконными актами, а их права вторичны и производны от обязанностей. Пример: налогоплательщик не имеет права перевести свою обязанность по уплате налога на другое лицо, договориться с налоговым органом о снижении налоговой ставки, изменении мер финансовой ответственности. Уполномоченная давать властные предписания налоговая инспекция также не обладает свободой воли, следуя четким государственным требованиям к подобного рода предписаниям.
  3. Конформистский принцип. В финансовые правоотношения субъекты вступают не по собственной воле или инициативе, а под влиянием норм соответствующих законных актов. При наличии юридических фактов, являющихся основанием возникновения финансового правоотношения, субъект финансового права обязан вступить в это правоотношение. Для сравнения: участник гражданского права при наличии юридических фактов, являющихся основанием возникновения гражданских правоотношений, волен выбирать, вступать ему в правоотношение или нет. Исключения: налогоплательщики могут в некоторых случаях самостоятельно инициировать такие отношения, обращаясь в инспекции за предоставлением рассрочек, отсрочек обязательных платежей.
  4. Юридическое неравенство субъектов. В финансовом правоотношении участники реализуют не однопорядковую, а разную правоспособность. Государство и уполномоченные организации реализуют свои компетенции, наделяющие их властными полномочиями. Компетенция юридических и физических лиц по содержанию подчинена реализации компетенции властной стороны. 

Еще по теме Диспозитивный метод правового регулирования:

  1. § 3. ДИСПОЗИТИВНОСТЬ КАК ЧЕРТА ГРАЖДАНСКОПРАВОВОГО МЕТОДА

Управлять обществом во все времена было непростой задачей. Ведь социум является целостной структурой, состоящей из большого количества людей, каждый из которых является индивидуальностью. При этом управление может основываться совершенно на разных методах, способах и принципах. К примеру, такой регулятор общественных отношений, как религия, строил свою силу на догматических нормах святых писаний. Однако он совершенно неэффективен в условиях развивающегося общества, потому что действие распространяется исключительно на верующих людей.

Но эффективный отношений все же был найден. Таковым на сегодняшний день является право. Оно представляет собой совокупность определенных правил поведения, наделенных официальным характером. Свое действие право распространяет через такие конструкции, как нормы. При этом последние элементы не являются однообразными. Существует два вида правовых и диспозитивные. Они выходят из двух основных методов юридического регулирования. Последний вид, диспозитивный, имеет множество особенностей. Он проявляется в нормах многих юридических отраслей на сегодняшний день.

Гибкость

Субъекты РФ наделяются различными полномочиями, позволяющими им в рамках закона реализовывать государственные предписания. В ходе бюджетной деятельности, в частности, они могут проявлять определенную гибкость и изымать необходимые средства у плательщиков не только с использованием силы, но и путем воздействия на интересы обязанных лиц. В результате последние отдают свои деньги практически добровольно. Это объясняет существование таких инструментов, как добровольно-возвратное и добровольно-безвозвратное привлечение финансов. В качестве типичного примера можно привести госзаймы субъектов РФ.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий